Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы студентов Содержание самостоятельной подготовки определяется

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА

Витютнев Е.Е.

Дудко А.С.

для самостоятельной подготовки курсантов и слушателей

по дисциплине «Физическая подготовка»

Краснодар

1. Общие положения самостоятельной подготовки.

Самостоятельная подготовка курсантов является важным специфическим звеном в системе подготовки специалистов для органов внутренних дел. Данный вид подготовки не имеет аналогов в системе подготовки образовательных учреждений гражданского профиля. Осуществляя организацию данного вида деятельности, следует учитывать, что в гражданских вузах получение знаний, во всех его формах, является правом студента. Специфика учреждений вузов МВД заключается в том, что внутренний распорядок регламентируется специальными нормативными актами, а именно уставами. Кроме того, проходя обучение в вузах МВД, каждый курсант получает денежное довольствие. В этой связи получение качественного образования является не только правом, но и обязанностью каждого курсанта.

Самостоятельная подготовка курсантов является важной составной частью учебно-воспитательного процесса, одной из основных форм обучения и видов занятий, организуемых кафедрой и имеет целью:

Закрепление и углубление знаний и навыков, полученных на практических и факультативных занятиях;

Подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам;

Формирование у курсантов навыков организации интеллектуальной деятельности, самостоятельности и инициативы в приобретении знаний.

Самостоятельная подготовка курсантов:

Предполагает систематический и непрерывный характер всего периода обучения;

Планируется руководством курса, профессорско-преподавательским составом кафедры и контролируется начальниками курсов и кафедры;

Организация и проведение осуществляется руководством курсов и профессорско-преподавательским составом кафедры;

В процессе проведения занятий по самостоятельной подготовке необходимо вести отбор и подготовку наиболее способных курсантов для занятий в научном кружке кафедры и группах спортивного совершенствования;

Пропуски занятий или уклонение от занятий по самостоятельной подготовке курсантов без уважительной причины рассматриваются как грубое нарушение служебной дисциплины и влекут за собой меры дисциплинарного взыскания или общественного воздействия. Каждое такое нарушение рассматривается на заседаниях кафедры или на ее предметно-методических комиссиях.

Курсанты, имеющие по результатам сдачи сессии средний балл 4,8, привлекаются профессорско-преподавательским составом для оказания помощи в проведении самостоятельной подготовки в группах, в которых они учатся.

Организация и методическое обеспечение проведения самостоятельной подготовки.

Перед началом самостоятельной подготовки преподаватель дает задание командиру группы получить необходимую литературу для проведения самоподготовки.

Преподаватель, проводящий по графику консультации на кафедре, организует через командиров групп прием курсантов для проведения с ними индивидуальных собеседований по наиболее трудным для них темам.

Командиры учебных групп в строевых записках, которые ежедневно представляются вначале преподавателю, а затем в учебный отдел, ведут учет посещаемости самостоятельной подготовки.

Методическое руководство самостоятельной подготовкой курсантов осуществляет кафедра. Оно включает:

Определение задания в соответствии с бюджетом времени, предусмотренным для изучения данной темы учебным планом и с учетом ее особенностей;

Разработку учебно-методической литературы и обеспечение ею курсантов;

Оказание групповой и индивидуальной консультативной помощи курсантам;

Контроль за самостоятельной подготовкой курсантов;

Анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию ее организации.

В часы самостоятельной подготовки методическую помощь курсантам оказывают преподаватели, консультации которых предусмотрены графиком. Они проводят групповую или индивидуальную консультацию по наиболее важным вопросам изучаемого материала, ведут работу с отстающими в учебе и неуспевающими курсантами.

Контроль за организацией самостоятельной подготовки.

Ответственность за проведение самостоятельной подготовки возлагается на заместителей начальников курсов, а в их отсутствии, по решению начальников курсов, на командиров взводов, а также на профессорско - преподавательский состав кафедры.

Обеспечение контроля за проведением самостоятельной подготовки возлагается на начальников курсов, начальника кафедры.

Преподаватели, ответственные за организацию самостоятельной подготовки, по ее окончании, представляют в учебный отдел сведения о количестве курсантов, обратившихся за консультацией, выполнивших задания в рамках пропущенного учебного материала, исправивших неудовлетворительные оценки.

2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями»

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.

Цели и задачи самостоятельных занятий.

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Мышцы составляют 40 - 45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двига­тельной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок - один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность. К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

По данным опроса студентов разных годов обучения (М.Я. Виленский, 1994), о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности, Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.

Если мотивы, побуждающие к самостоятельным занятиям, сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.

Формы и содержание самостоятельных занятий.

После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация - восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.

В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).

При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку, на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин. Между сериями из 2 - 3 упражнений (а при силовых после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с).

Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объема, обеспечивается: изменением исходных положений; изменением амплитуды движений; ускорением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5 - 7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Упражнения в течение дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10 - 15 мин через каждые 1 - 1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3 - 5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2 - 7 раз в неделю по 1 - 1,5 ч. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшее время для тренировок - вторая половина дня, через 2 - 3 ч после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Специализированный характер занятий, т.е. занятия избранным видом спорта, допускается только для квалифицированных спортсменов.

Ходьба и бег.

Наиболее доступными и полезными средствами физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе в условиях лесопарка.

Ходьба - естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности. Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку. При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС (пульс). Пульс подсчитывается в процессе кратковременных остановок во время ходьбы и сразу после окончания тренировки.

Заканчивая тренировочную ходьбу, надо постепенно снизить скорость, чтобы в последние 5 - 10 мин ходьбы ЧСС была на 10-15 удар/мин меньше указанной в таблице. Через 8 - 10 мин после окончания тренировки (после отдыха) частота пульса должна вернуться к исходному уровню, который был до тренировки. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно нарастать постепенно. При хорошем самочувствии и свободном выполнении тренировочных нагрузок по ходьбе можно переходить к чередованию бега с ходьбой, что обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее в строгом соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Бег - наиболее эффективное средство укрепления здоровья и повышения уровня физической тренированности, а так же укрепления сердечно-сосудистой системы.

Можно рекомендовать следующие режимы интенсивности при беге по самочувствию и ЧСС. Выбор продолжительности бега зависит от подготовленности занимающихся.

Режим I. Зона комфортная. Используется как основной режим для начинающих бегунов со стажем до одного года. Бегуну сопутствует ощущение приятного тепла, ноги работают легко и свободно, дыхание осуществляется через нос, бегун без труда поддерживает выбранную скорость, ему ничто не мешает, возникает желание бежать быстрее. Спортсмены используют этот режим, чтобы восстановиться после напряженных тренировок. ЧСС сразу после бега 20 - 22, через 1 мин 13 - 15 ударов за 10 сек.

Режим II. Зона комфорта и малых усилий. Для бегунов со стажем 2 года. Бегун ощущает приятное тепло, ноги продолжают работать легко и свободно, дыхание глубокое смешанное через нос и рот, мешает легкая усталость, скорость бега сохраняется с небольшим усилием. ЧСС сразу после бега 24 - 26, через 1 мин 18 - 20 ударов за 10 сек.

Режим III. Зона напряженной тренировки. Для бегунов со стажем 3 года, для спортсменов как тренировочный режим. Бегуну жарко, несколько тяжелеют ноги особенно бедра, при дыхании не хватает воздуха на вдохе, исчезла легкость, трудно удерживать темп, скорость сохраняется напряжением воли. ЧСС сразу после бега 27 - 29, через 1 мин 23 - 26 ударов за 10 сек.

Режим IV. Зона соревновательная. Для бегунов, участвующих в со­ревнованиях по бегу. Бегуну очень жарко, ноги тяжелеют и «вязнут» дыхание напряженное с большой частотой, мешает излишнее напряжение мышц шеи, рук, ног, бег выполняется с трудом, несмотря на усилия, скорость бега на финише падает. ЧСС сразу после бега 30 - 35, через 1 мин 27 - 29 ударов за 10 сек.

Из всего богатого арсенала тренировочных средств бегунов на средние и длинные дистанции для любителей оздоровительного бега подходят только три.

1. Легкий равномерный бег от 20 до 30 мин при пульсе 120 - 130 ударов в мин. Для начинающих бегунов это основное и единственное средство тренировки. Подготовленные бегуны используют его в разгрузочные дни в качестве облегченной тренировки, способствующей восстановлению.

2. Длительный равномерный бег по относительно ровной трассе от 60 до 120 мин при пульсе 132 - 144 удар/мин раз в неделю. Применяется для развития и поддерживания общей выносливости.

3. Кроссовый бег от 30 до 90 минут при пульсе 144 - 156 удар/мин 1 - 2 раза в неделю. Применяется для развития выносливости только хорошо подготовленными бегунами.

Занятие начинается с разминки продолжительностью 10-15 мин. Она необходима для того, чтобы «разогреть» мышцы, подготовить организм к предстоящей нагрузке, предотвратить травмы.

Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие - темп бега должен быть невысоким и равномерным. Бег должен быть легким, свободным, ритмичным, естественным, не напряженным. Это автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным. Необходимо подобрать для себя оптимальную скорость, свой темп. Это сугубо индивидуальное понятие - скорость, которая подходит только вам и никому больше. Свой темп обычно вырабатывается в течение двух-трех месяцев занятий и затем сохраняется длительное время.

«Бегать - одному!» - важнейший принцип тренировки, особенно на первых порах. Иначе невозможно определить оптимальную скорость бега. «Только бодрость!» - этот принцип означает, что нагрузка, особенно в начале занятий, не должна вызывать выраженного утомления и снижения работоспособности. Чувство вялости, сонливости днем - верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить.

Регулировать интенсивность физической нагрузки можно по ЧСС, Важным показателем приспособленности организма к беговым нагрузкам является скорость восстановления ЧСС сразу после окончания бега. Для этого определяется частота пульса в первые 10 сек. после окончания бега, пересчитывается на 1 мин. и принимается за 100%. Хорошей реакцией восстановления считается снижение ЧСС через 1 мин на 20%, через 3 мин - на 30%, через 5 мин - на 50%, через 10 мин - на 70 - 75%.

Кросс - это бег в естественных условиях по пересеченной местности с преодолением подъемов, спусков, канав, кустарника и других препятствий. Он прививает способность ориентироваться и быстро передвигаться на большие расстояния по незнакомой местности, преодолевать естественные препятствия, умение правильно оценить и распределить свои силы.

Плавание

Плаванием занимаются в летние периоды в открытых водоемах, а в остальное время - в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды.

В начальный период занятий необходимо постепенно увеличивать время пребывания в воде от 10 - 15 до 30 - 45 мин и добиваться того, чтобы преодолевать за это время без остановок в первые пять дней 600 - 700 м, во вторые – 700 - 800, а затем 1000 - 1200 м. Для тех, кто плавает плохо, сначала следует проплывать дистанцию 25, 50 или 100 м, но повторять ее 8 - 10 раз. По мере овладения техникой плавания и воспитания выносливости переходить к преодолению указанных дистанций. Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной интенсивностью. Частота сердечных сокращений сразу после проплывания дистанции для возраста 17 - 30 лет должна быть в пределах 120 - 150 удар/мин.

Велосипед

Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благоприятно воздействующим на нервную систему. Ритмичное вращение педалей увеличивает и одновременно облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает легкие.

Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине дистанции. Хорошо иметь велосипедный спидометр, с помощью которого можно определить скорость передвижения и расстояние.

Ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика - это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: маховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты туловища и головы; приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, приседах, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях, танцевальными элементами.

Благодаря быстрому темпу и продолжительности занятий от 10-15 до 45 - 60 мин ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В зависимости от решаемых задач составляются комплексы ритмической гимнастики разной направленности, которые могут проводиться в форме утренней гимнастики, физкультурной паузы на производстве, спортивной разминки или специальных занятий. Располагая набором обычных гимнастических упражнений, каждый может самостоятельно составить себе такой комплекс.

для ...
  • К 1927 г позиции Амторга (то есть, фактически, ссср) на американском рынке выглядели двояко. Советский экспорт в США составлял всего 0,3% импорта Соединённых

    Документ

    ... дисциплины ... слушатели германской... для самостоятельной работы в области авиационных конструкций. Техническая подготовка его достаточна для ... По рекомендации ... Краснодаре . ... курсантов ... для ВНИИЯГГ, в 1978 г.- для Ереванского физического института. В 1986 г. по ...

  • Форум «четвертый рейх» /forum/

    Документ

    ... по физическому ... года в Краснодаре началось формирование... Курсантам читались лекции по ... Германии. Слушателей знакомили... дисциплины , об установках методического ... подготовка и рекомендация тем для ... по эту сторону фронта и поэтому управляется самостоятельно ...

  • Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической редакцией Ведущий редактор Редактор Художник обложки Корректор Верстка ббк 88. 35я7

    Документ

    ... для самостоятельного ... по интонационному рисунку речи. Оказалось, что для слушателей ... дисциплины ... курсантов -летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки ... . Методические рекомендации . ... общения. - Краснодар , 1983. ...

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

    К АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ

    В условиях становления новой парадигмы в отрасли образования для реализации активности педагога и его инновационной деятельности существуют определенные возможности. Инновации присуще любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и коллективов. Инновационная деятельность в отрасли образования изучается отдельной отраслью педагогики. Главный субъект такой деятельности – преподаватель. Он, как профессионал, не только ориентируется в образовательных инновациях и применяет их в работе, владеет разными технологиями преподавания своей дисциплины, но и способен как творческая личность к самореализации в деятельности и самостоятельному инновационному поиску. Вместе с тем, по данным теоретико-экспериментальных исследований большинство преподавателей затрудняются во внедрении педагогических инноваций. Совершенная педагогическая практика – это превалирование традиционных форм обучения, недооценка делового общения студентов с преподавателями, недостаточное использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированных технологий. Вследствие этого возникает разрыв между теоретическими знаниями студентов и готовностью их к использованию на практике. В современной образовательной организации применяются разнообразные методики, технологии, формы организации учебной деятельности, в частности, традиционные (пассивные, активные) и инновационные (интерактивные) методики.

    В пассивных методиках обучающийся выступает в роли объекта обучения, он должен освоить и воспроизвести материал, предложенный ему преподавателем, который является главным источником знаний (иногда эти методики называют репродуктивными). Приоритетной является деятельность педагога, т.е. преподавание. Доминирующие информационные виды учебной деятельности, связанные с механической передачей и усвоением знаний, должны быть подчинены и включены в продуктивные творческие виды деятельности.

    Во время использования активных методик обучающийся в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Такие методики сейчас занимают значимое место на практических и лабораторных занятиях, в самостоятельной работе обучающихся.

    Инновационные технологии обучения могут поставить студента в позицию режиссера, либо учителя, либо консультанта, организатора деятельности. Чем разнообразнее позиция, тем полноценнее развивается личность студента. Его умственная деятельность приобретает системный характер, формируется гибкость мышления и действия, обусловленная содержанием интерактивных методов обучения. Слово «Интерактив» имеет происхождение от английского «inter -act », «inter » – взаимная, «act » - деятельность.

    Интерактивный – означает свойство взаимодействия или перестройки в режиме беседы, диалога (например, с компьютером или человеком). То есть, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, специальная форма организации познавательной деятельности, в процессе которой достигаются определенные конкретные и прогнозируемые результаты.

    Одной из целей «Интерактива» является создание таких комфортных условий обучения, при которых студент обучается успешно. Именно через интерактивное обучение реализуется современная тенденция в образовании до уменьшения обязательной аудиторной нагрузки и увеличения объема самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

    Такой подход предусматривает регламентацию самостоятельной деятельности студентов по каждой теме, индивидуализацию учебного процесса, обучение умениям и навыкам самостоятельной работы.

    Пути эффективной организации самостоятельной работы студентов:

    1. Формирование стойкой позитивной мотивации самообразования и

    самосовершенствования.

    2. Точное планирование с учетом норм времени, содержания, объема и видов

    самостоятельной работы.

    учебных дисциплин.

    4. Обучение студентов навыкам самостоятельной работы.

    Самыми распространенными при изучении учебных дисциплин являются такие внеаудиторные виды самостоятельной работы, которые определяются конечной целью обучения: закрепление и углубление материала, который изучался на аудиторных занятиях; самостоятельное изучение отдельных тем и разделов дисциплин; подготовка к следующим аудиторным занятиям. Определенные виды самостоятельных работ над учебным материалом, выступая процессом усвоения знаний, умений и навыков, осуществляются через систему этапов: восприятие, понимание, осмысление, закрепление, применение. Доминирующий этап или процесс напрямую влияет на выбор содержания, методов и форм организации обучения, определяя характер дидактического взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения. Осуществляя в ходе данного взаимодействия ориентацию студентов на самостоятельную деятельность, преподаватель постепенно уменьшает свою помощь в выполнении учебных заданий. К самостоятельной работе как особенной учебной деятельности необходимо вести студентов постепенно.

    Уровень самостоятельной работы определяется педагогически оправданным соединением управления учебной деятельностью со стороны преподавателя и самостоятельной деятельностью студентов.

    Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется через определение по учебному плану количества и форм организации проведения занятий. Потом по учебной программе определяется ее содержание; составляются сроки проведения. Содержание и виды самостоятельной работы устанавливаются путем выявления взаимосвязи понятий, знаний, умений и навыков в пределах дисциплины, а также главных тем, изучение которых определяет знание дисциплины в целом. Выбор содержания части программного материала, который выносится на самостоятельное изучение, осуществляется с учетом сложности темы, степени освещения материала в учебнике, невозможности его изучения во время аудиторных занятий, а также уровня познавательной самостоятельности, на котором должен быть освоен этот материал.

    Самостоятельная работа по специальным дисциплинам невозможна без соответствующей наглядности и обеспечения обучающихся методическими рекомендациями, которые необходимы во время подготовки к разным видам аудиторных занятий. Обучающийся должен получить методические рекомендации и устные объяснения специфики работы по самостоятельной подготовке к следующим аудиторным занятиям.

    В методических разработках конкретно определяется название темы следующего занятия, детально определяется цель подготовки к нему, дается перечень основной и дополнительной литературы, рассматривается методика самостоятельной работы по подготовке к следующему аудиторному занятию, предлагаются вопросы для самоконтроля студентов, даются индивидуальные длительные и кратковременные домашние задания и предлагается методика их исполнения. Кроме того, в методическую разработку могут быть включены задания для повторения учебного материала, расчетно-графические и аналитические задачи. Такое методическое обеспечение содействует развитию самостоятельности обучающихся.

    Особенности дидактического взаимодействия преподавателя и студентов раскрываются в процессе организации самостоятельной подготовки к аудиторным занятиям: лекции, лабораторные и практические. Основная задача преподавателя – овладение инновационными педагогическими технологиями, которые предусматривают изменение репродуктивной деятельности студентов на активную и интерактивную.

    Цель подготовки обучающихся к лекции – формирование интереса к дисциплине через взаимодействие нового материала с имеющимся запасом знаний.

    Важно научить студентов перед новой лекцией обращаться к пересмотру предыдущего материала. В конце занятия преподаватель называет студентам тему, план и рекомендуемую литературу к следующей лекции.

    В ходе подготовки к активному слушанию лекции обучающиеся могут составлять такие виды плана прочитанного:

    1. Предметный или логический план в форме перечня основных вопросов по

    тексту учебника.

    2. Тематический (сводный) план на основании изученных

    нескольких литературных источников по теме во время подготовки к

    лекции.

    3. План-конспект состоит из плана темы и письменного изложения с

    доказательствами, пометками на основании определения связи между

    основными частями прочитанного.

    Такая опережающая самостоятельная подготовка обучающихся позволяет проводить лекционные занятия на уровне проблемного обобщения, больше внимания уделять сложным вопросам, их обсуждению, более широкому использованию средств наглядности, активизации учебной деятельности студентов, их включению не только в восприятие, но и в осмысление нового материала. Кроме того, раскрываются широкие возможности для обеспечения на лекции обратной связи, что было бы невозможным без предварительной самостоятельной работы.

    Современная лекция не может служить только формой передачи студентам научно-теоретической информации через призму субъективного опыта преподавателя.

    С целью формирования интереса к дисциплине, преподаватели должны использовать такие методические приемы формирования самостоятельного творческого мышления:

    1. Лекции с элементами беседы, во время которых один из вопросов вместо

    преподавателя освещает обучающийся, который заблаговременно

    индивидуально подготовился под руководством преподавателя.

    2. Проблемное, а в отдельных случаях концептуально-аналитическое

    изложение лекции с вовлечением в ее подготовку обучающихся (по

    проблемным и многовариативным вопросам).

    Однако такая методика лекционного занятия становится возможной только после ответственной упреждающей самоподготовки студентов с тесной увязкой теории с конкретными жизненными ситуациями.

    Углублению изучения научно-теоретических учебных дисциплин и овладению современными методами экспериментирования с применением технических средств содействуют такие аудиторные формы работы, как лабораторные и практические занятия. Определены следующие недочеты, которые имеют место быть у некоторых обучающихся: недостаточно развита устная речь, неумение производить анализ, систематизацию и обобщение теоретического материала, использовать первоисточники, распределять свои силы и время.

    Для того, чтобы предупредить эти недостатки, необходимо помочь студентам во время подготовки к лабораторным работам – обучить их рационально организовывать и выполнять учебную деятельность. Основой для подготовки к лабораторным занятиям являются планы и методические разработки занятий. Их содержание определяет круг вопросов для изучения основной и дополнительной литературы, а также методические пособия, предназначенные в помощь обучающимся доя организации индивидуальной работы во время самоподготовки.

    Самостоятельная подготовка к лабораторным занятиям включает такие задания:

    1. Профессионализация учебного материала, которая предусматривает

    подготовку студентов к каждому занятию с учетом будущих

    профессиональных интересов.

    2. Самостоятельное и сознательное планирование: определение темы

    следующего занятия, изучение содержания плана, оценивание объема

    работы.

    3. Повторение полученных знаний по теме: сначала вспомнить содержание

    записей в конспекте лекций, а потом по учебнику (пособию) уточнить

    4. Овладение методикой проведения опытов и экспериментов, которые

    входят в содержание лабораторной работы, путем краткого изложения в

    рабочей тетради поставленной перед обучающимися задачи.

    5. Углубление знаний по теме через ознакомление с рекомендуемой

    литературой, указанной в плане: сначала основной, потом дополнительной

    с выполнением рабочих записей по каждому пункту плана, непонятных

    вопросов, терминов и понятий.

    6. Составление развернутого плана отчета в соответствии с особенностями

    каждого вида лабораторной работы.

    В зависимости от места темы в учебном процессе, подготовка обучающихся к лабораторной работе может выполнять функцию углубления и конкретизации знаний, полученных на лекции, или опережающего усвоения информации, которая обеспечивает возможности раскрытия темы следующей лекции на уровне проблемного, концептуально-аналитического обобщения с обеспечением обратной связи во время лекции. Здесь важно, чтобы студенты проработали литературу, ответили на контрольные вопросы. К каждой контрольной работе необходимо иметь методические рекомендации, в которых, кроме темы, цели, рабочего задания, плана выполнения хода работы, необходимо также указать конкретные теоретические вопросы, которые необходимо проработать во время самоподготовки. В отдельных случаях методические рекомендации дополняют краткими теоретическими консультациями во время аудиторных занятий. Они не должны подменять пособия, а дополнять их, помочь в подготовке обучающихся к работе над решением запланированных в содержании лабораторной работы практических заданий. Особое значение при этом имеет систематический контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов. Только успешно освоив теоретический материал, обучающийся получает допуск к выполнению лабораторных заданий.

    Оценка подготовительной работы проводится по принятой системе оценки знаний и умений. Этот этап проводится методами: беседы, устного опроса, простого или программного тестирования.

    Такая форма подготовки к лабораторным занятиям не только повышает эффективность самостоятельной работы, но и стимулирует студентов систематически готовиться к занятиям по изучению дисциплин и работы над собой.

    Цель аудиторной формы организации обучения – практических занятий – формирование познавательной активности, самостоятельности обучающихся, умения выслушивать других, выражать и аргументировать свои мысли, развивать мышление, язык, содействовать формированию специальных практических умений и навыков. Успех проведения практических занятий зависит от их подготовки.

    Основные задачи самостоятельной подготовки обучающихся к практическим занятиям:

    1. Ознакомление с планом занятия – распределение заданий и вопросов для

    самостоятельного изучения со списком основной и дополнительной

    литературы.

    2. Определение алгоритма построения беседы, доклада, сообщения,

    выполнения практических работ.

    3. Закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции.

    4. Связь теоретических вопросов для самостоятельного изучения из

    конкретными ситуациями и примерами из жизни, практики

    профессиональной деятельности.

    5. Осуществление индивидуальных консультаций во время подготовки к

    практическому занятию по формированию умений самостоятельно

    работать с основной и дополнительной литературой (выписки из книг,

    составление планов, простых и сложных тезисов, конспектов, аннотаций,

    рецензий, рефератов).

    6. Вооружение знаниями о способах выполнения специальных трудовых

    процессов и действий.

    Современный специалист должен уметь работать самостоятельно сам и организовывать на такую работу других. Поэтому специалист, который не занимается самообразованием и остановился на достигнутом, не обеспечит соответствующее современным требованиям качество и продуктивность труда. Исходя из этого, самостоятельная работа обучающегося во время подготовки к аудиторным занятиям должна быть направлена на формирование будущего специалиста. В этом плане эффективными являются практические занятия.

    Если обучающиеся на практическом занятии осваивают материал, основу которого составляет изученное в школе, то часть учебного материала темы предлагается на самостоятельную проработку во время подготовки к занятиям. Дальнейшим шагом может стать задание самостоятельно освоить следующую тему. А на следующем практическом занятии будут выполняться практические упражнения, которые закрепят проработанный обучающимися материал. Подготовительная самостоятельная работа максимально приближает студентов к будущей профессии. Зная тему следующего практического занятия, отдельные студенты получают индивидуальные задания подобрать содержательные упражнения, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности.

    Как правило, обучающиеся осознают, в какой степени задания индивидуального характера необходимы для будущей профессиональной деятельности. Учитывая этот мотивационный момент, преподаватель должен так организовать самостоятельную подготовку студентов к практическим занятиям, чтобы все они, с учетом их индивидуальных возможностей, были заняты посильным творческим трудом, поиском правильных и точных решений.

    Выполняя во время подготовки к практическому занятию два задания (общее, которое является одинаковым для всех студентов, и индивидуальное), обучающийся, с одной стороны имеет возможность для учебного взаимодействия с другими студентами, а с другой – полностью самостоятельно готовиться к следующему занятию.

    Для преподавателя такие индивидуальные задания служат средством дифференциации учебной деятельности студентов с разным уровнем учебных возможностей.

    Традиционно готовясь к практическим занятиям, студент повторяет материал лекций и конспектирует основную литературу. Введение проблемных заданий по теме данного занятия заставляет его прорабатывать материал более глубоко, систематизировано и в полном объеме.

    Четкое уяснение студентом основных вопросов темы будущего практического занятия создает условия для фиксации на них внимания в процессе чтения литературы, которую рекомендовал преподаватель.

    Во время планирования практических занятий по обобщающим темам эффективным является выбор нетрадиционных форм их проведения. К ним следует отнести практические занятия в форме интеллектуальных игр типа пресс-конференций, «КВН», « Круглых столов», «Что? Где? Когда?». Планирование занятий в таких формах требует особенной организации самостоятельной подготовки студентов к их проведению. Кроме специальной наглядности, целесообразно использовать кроссворды, чайнворды, шарады, загадки, составленные самими студентами во время самостоятельной подготовки к занятиям.

    Широко практикуется такая форма контроля за самостоятельной подготовкой обучающихся как консультации. Во время их проведения студенты имеют возможность испытать свои знания в прямом диалоге с преподавателем, отчитаться о ходе выполнения заданий по подготовке к практическим аудиторным занятиям. Собеседование дает возможность во время дидактического взаимодействия преподавателя и студента выявить не только сильные, но и слабые места в самостоятельной подготовке последнего.

    Кроме контроля, осуществляемого преподавателем на консультации или практическом занятии, целесообразно применять взаимный перекрестный контроль подготовленности студента. Этот педагогический прием стимулирует психологическую активность обучающихся во время изучения дисциплины.

    Если проведение практических занятий практикуется при помощи компьютерной техники, в которую закладываются программы-практикумы по темам учебных дисциплин, то с целью контроля качества подготовки к занятиям, обучающиеся работают с контролирующими программами.

    Контролирующие программы можно использовать во время консультаций, во время занятий по самоподготовке или в начале занятия.

    Опыт показывает, что предложенные организация и методика самостоятельной работы обучающихся содействуют интенсификации учебного процесса, глубокому изучению и систематизации работы над учебным материалом, развитию творческой активности и подготовке будущего специалиста к практической работе по направлению квалификации.

    Гребенникова Л.В.

    старший методист Бахчисарайского

    колледжа строительства, архитектуры

    и дизайна «Крымского федерального

    университета имени В.И. Вернадского»

    Большинство студентов отдают предпочтение различным формам самостоятельной работы и практическим занятиям, так как прочность и ценность знаний, полученных самостоятельно неоценимо. Самостоятельная работа представляет собой деятельность самих учеников, имеющую цель, задание, форму выражения и проверку результата. Студенты хотят и могут работать самостоятельно. Помочь им организовать и стимулировать данный вид деятельности - задача и обязанность педагога. Только преподаватель может учесть возраст студента, его личностные качества, равномерно распределить нагрузку на память и внимание студентов, помочь сформировать их интеллект, способности в послевузовском самообучении.

    Понятие "самостоятельная работа" многогранно, и, несмотря на значительное количество педагогических исследований по проблемам самостоятельной работы студентов, единого подхода к сущности и содержанию этого дидактического процесса до настоящего времени нет. Различные трактовки зависят, прежде всего, от того, какое содержание вкладывается в слово “самостоятельный”. В основном встречаются три значения этого понятия: - ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя; - от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; - выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания. Профессор Пидкасистый П.И. считает, что «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством».

    Изучение теоретических источников по вопросам определения различных видов и типов самостоятельной работы подводит к выводу об их широком разнообразии. Многообразие и частое взаимопроникновение видов и типов самостоятельной работы порождают неясность в вопросе выбора основы их классификации. Методы, приемы, способы и средства самостоятельной работы не всегда являются постоянными. Они могут изменяться и усложняться соответственно преемственному усложнению организационных форм и методов, что в свою очередь зависит от индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучаемых. Самостоятельные задания должны, в первую очередь, создавать необходимые условия для формирования у студента потребности в получении знаний, ускорять процесс их усвоения, побуждать его осознать путь собственного движения от незнания к знанию.

    Исходная задача самостоятельной работы должна нести в себе частицу конечной цели обучения. Наличие этого элемента во всех типах самостоятельных заданий создает необходимые условия для органического сочетания воспроизводимых и творческих познавательных действий обучающегося в процессе самостоятельной деятельности, а, следовательно, и условия постепенного изменения мотивационной сферы учения -- от внешней стимуляции к глубокой внутренней мотивации, выраженной в удовлетворенности обучаемого самим процессом познания. В результате, знания, умения, навыки, получаемые в ходе выполнения самостоятельной работы, познавательный опыт, приобретают действенный, гибкий характер, что в практическом отношении приводит к оптимизации умственной деятельности учащихся.

    Самостоятельная работа является средством формирования такой важной черты личности, как самостоятельность, формой организации познавательной деятельности студентов, требующей проявления активности, самостоятельности мышления, творчества, настойчивости и инициативы при выполнении поставленной задачи.

    На разных стадиях самостоятельной работы студентов, их самостоятельность проявляется по-разному, проходя путь от простого воспроизведения, подражания, к творчеству. Она зарождается, развивается и усложняется по мере роста сложности выполняемых заданий. Внешними признаками проявления самостоятельности студентов являются планирование ими своей учебной работы; отбор учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения; выполнение учебных заданий и работа на образцах вооружения и техники без непосредственной помощи и подробного инструктажа преподавателя; самостоятельное выполнение профессиональных обязанностей в ходе тренингов, игр, физической подготовки.

    Эффективность самостоятельной работы обучающегося по различным дисциплинам зависит в первую очередь от его личностных качеств, дисциплинированности, мотивационных установок, психических качеств, таких как память, внимание, волевые качества и других, но одним из главных условий продуктивной самостоятельной работы является сформированность и развитость умений и навыков самостоятельного учебного труда.

    Сущность самостоятельной работы обучающихся и роль преподавателя в ее организационном и управленческом так же трактуется различными авторами по-разному. Исследователи главными считают различные структурные звенья самостоятельной работы учащихся, следовательно, по-разному формулируют ее признаки, считая наиболее важным один и опуская другой. Суммируя различные точки зрения, можно указать основные сущностные признаки самостоятельной работы студентов образовательных учреждений:

    • * Внешние. Включают в себя наличие учебно-познавательной или практической задачи, выступающей в виде учебной или иной комплексной проблемы, решение которой способствует развитию студента как личности. Эта задача должна побуждать его к самостоятельной умственной и практической работе, требовать напряжения духовных и физических сил, а также планирования учащимися своей работы, подготовку рабочего места, выполнение заданий без подробного вводного инструктажа и непосредственной помощи преподавателя. При этом роль последнего видится только через призму организационных и функционально связанных с ними управляющих воздействий.
    • * Внутренние. Выражаются в проявлении студентами самостоятельности и творческой активности при решении поставленных перед ними учебно-познавательных и практических задач, проходя при этом все уровни самостоятельности от воспроизведения задания по образцу до частично- поисковой и даже творческой исследовательской работы. Причем сама самостоятельная работа студентов претерпевает качественные изменения и поступательно развивается. Включает в себя проведение учащимися самоконтроля, самоанализа, самокорректировки и усовершенствования результатов выполненных ими самостоятельных работ.

    Самостоятельная работа, как часть целостного педагогического процесса, выступает в своем двуедином качестве, внешняя форма которого -- учебное задание, а внутренняя (содержание) -- познавательная или другая учебная задача и самостоятельная деятельность студентов при ее решении. Здесь просматривается диалектическое единство, подобное тому, которое существует для философских категорий содержание и форма, отражающее особенности взаимосвязанной деятельности преподавателей и студентов. По отношению к преподавателю самостоятельная работа -- это и метод обучения, и средство обучения, и форма взаимосвязанной деятельности. По отношению к студентам самостоятельная работа - это и метод учения, то есть способ познавательной деятельности обучаемых, и форма учебно-познавательной деятельности, и сама учебно-познавательная деятельность. Самостоятельная работа студентов образовательных учреждений -- это вся их мыслительная и практическая деятельность по решению познавательных и практических задач. Имеющая целью подготовку к самостоятельному выполнению будущих профессиональных задач, возникающих перед современными специалистами, осуществляемая во всех формах учебного процесса, в ходе, которой обучаемые проявляют сознательность, самостоятельность и активность.

    Содержание самостоятельной работы студентов включает совокупность обоснованных целей и задач, решаемых студентами в процессе самостоятельного учебного труда по различным учебным дисциплинам, плановых позиций последовательности их содержательной индивидуальной реализации, научно-обоснованного выбора личностно-ориентированных методов и средств самостоятельной деятельности. Основных этапов реализации программных установок студентов по самостоятельной работе при непосредственном, специально организованном целенаправленном скоординированном совместном участии руководителей кафедр, деканатов, сотрудников учебного и научного отделов, профессорско-преподавательского состава. Сотрудников учебных подразделений, других субъектов учебно-воспитательного процесса по педагогическому руководству самостоятельной работой на всех этапах, обеспечивающем создание предпосылок для развития и саморазвития личности студента.

    Самостоятельная работа студентов выполняет ряд функций, к которым относятся:

    • · Развивающая - повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов;
    • · Информационно-обучающая - учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной;
    • · Ориентирующая и стимулирующая - процессу обучения придается профессиональное ускорение
    • · Воспитывающая - формируются и развиваются профессиональные качества специалиста;
    • · Исследовательская - студенты выходят на новый уровень профессионально-творческого мышления.

    В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.

    Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

    • ? систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
    • ? углубления и расширения теоретических знаний;
    • ? формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
    • ? развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
    • ? формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
    • ? развития исследовательских умений.

    Студентами практикуется два вида самостоятельной работы:

    • - аудиторная;
    • - внеаудиторная.

    Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае студенты обеспечиваются преподавателем необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

    Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

    Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

    • - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, методической литературы); составления плана текста; графическое изображение структуры текста, графическое изображение последовательности выполнения графической работы, выполнение графических работ; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники, Интернета и др.
    • - для закрепления систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработки текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана выполнения работы в соответствие с планом, предложенным преподавателем; изучение ГОСТов; ответы на контрольные вопросы; тестирование, выполнение упражнений и графических работ.
    • - для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм.

    При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу используется дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

    Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.

    Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.

    Существуют следующие виды контроля:

    • - входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
    • - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
    • - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
    • - самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
    • - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
    • - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

    В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т. д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

    Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

    В заключение можно отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы студентов.

    2

    1 Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной гуманитарный институт»

    2 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

    В статье раскрывается понятие самостоятельной работы студентов. Сформулирована дидактическая цель организации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены основные характеристики самостоятельной работы студентов. Обозначены типичные трудности в организации и проведении самостоятельной работы студентов, с которыми приходится сталкиваться и студентам, и преподавателям. Определены критерии эффективности организации самостоятельной работы студентов. Названы основные условия, способствующие повышению эффективности организации самостоятельной работы обучающихся. Обращается внимание на то, что активная самостоятельная работа студентов возможна прежде всего при наличии устойчивой мотивации. Обращается внимание на необходимость учитывать в организации самостоятельной работы уровень подготовленности студентов к выполнению самостоятельной работы, их личностные характеристики, такие как ответственность, любознательность, желание добиться карьерного роста в будущей профессиональной деятельности.

    организация работы студентов

    самостоятельная работа студентов

    студенты

    1. Берестнева О.Г. Моделирование развития интеллектуальной компетентности студентов // Известия Томского политехнического университета. - 2005. - Т. 308. - № 2. - С. 152–156.

    2. Берестнева О.Г., Марухина О.В. Критерии качества обучения в высшей школе //Стандарты и качество. - 2004. - № 8. - С. 84–86.

    3. Берестнева О.Г., Иванкина Л.И., Марухина О.В. Компетентностно-ориентированное образование: от технологии обучения к технологии развития человека // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - Т. 319. - № 6. - С. 172–176.

    4. Вадутова Ф.А., Шевелев Г.Е., Берестнева О.Г. Совершенствование магистерской подготовки в национальном исследовательском томском политехническом университете // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.

    5. Герасименко К.М. Организация самостоятельной работы студентов-заочников педагогических специальностей. - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2010_pp4/34.pdf

    6. Зимняя И. А. Педагогическая психология - М.: Логос, 2003.

    7. Козлова Н.В., Берестнева О.Г. Высшая техническая школа и инженерное образование в современных условиях. Психолого-акмеологический подход // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - Т. 309. - № 2. - С. 229–233.

    8. Митин И.В. Кредитная система оценки содержания и качества освоения образовательных программ. - URL: www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/07_2010/07.

    9. Петрова Л.А., Носкова Н.В. Педагогика: Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование». - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2013. - 28 с.

    10. Силласте Г.Г., Письменная Е.Е., Белгарокова Н.М. Самостоятельная работа студентов. - URL: http://www.fa.ru/chair/socio/pps/Documents/metod_self_work.pdf

    11. Тельтевская Н.В. Оптимизация самостоятельной работы студентов с позиций компетентностного подхода. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/3-013_filosofiya_118.pdf (дата обращения 21.03.2015г.)

    12. Управление самостоятельной работой студентов. URL:http://charko.narod.ru/tekst/an4/3.html

    Современные реалии, происходящие в обществе перемены диктуют изменение модели специалиста любого профиля. Социально-экономические перспективы развития профессионального образования предъявляют новые повышенные требования к подготовке современных конкурентоспособных специалистов. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г., определяющая необходимость перехода страны на инновационную модель развития, указывает на необходимость изменений в системе профессионального образования. Одной из наиболее важных задач в условиях перехода на ФГОС в системе высшего образования и среднего профессионального образования является организация самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности согласно требованиям ФГОС ВО является важнейшим элементом образовательного процесса. Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов (СРС) определяется государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами по образовательным программам различных форм обучения, рабочими программами учебных дисциплин, средствами обеспечения СРС: учебниками, учебными пособиями и методическими руководствами, учебно-программными комплексами и т.д.

    Переход на новые учебные планы и программы с одновременным сокращением часов, отведенных на аудиторные занятия, предопределил увеличение доли самостоятельной работы студентов при изучении многих разделов и тем учебных дисциплин и обусловил необходимость поиска новых подходов к организации их учебной деятельности, контроля не только их знаний, но и процесса самостоятельной работы.

    Несмотря на различие подходов к пониманию сущности и значения самостоятельной работы, практически все исследователи рассматривают ее как многостороннее и полифункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное и общественное значение. Все чаще в публикациях вопросов о профессиональном образовании появляются понятия «самостоятельность», «познавательная самостоятельность», «профессиональная самостоятельность», «самостоятельная работа» и обращается внимание на то, что самостоятельность становится одним из тех свойств личности, которое обеспечивает успешность на протяжении всего жизненного пути.

    В условиях роста значимости самостоятельной работы студентов деятельность преподавателя и обучающегося наполняется новым содержанием. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать проблему и находить оптимальный путь ее решения.

    Анализ научно-методической литературы и собственной педагогической практики позволяет выделить типичные трудности в организации и проведении самостоятельной работы студентов. Трудности, с которыми приходится сталкиваться преподавателям:

    1) поиск способов ликвидации нехватки аудиторного фонда, компьютерной техники;

    2) осуществление невероятно большого объема работы по созданию подходящих форм и методов организации индивидуальной работы студентов для успешного решения дидактических задач;

    3) необходимость получать информацию о реальных затратах времени студентов на выполнение домашних работ по различным учебным дисциплинам;

    4) разработка заданий, которые были бы интересны по содержанию и одновременно позволяли бы студентам работать самостоятельно.

    В свою очередь у студентов также возникают некоторые трудности в выполнении самостоятельной работы из-за:

    1) недостатка навыков самостоятельного учебного труда (неумение рационально работать с книгой, вести конспектирование лекций, анализировать и обобщать прочитанное, делать краткие записи и обоснованные выводы);

    2) недооценки роли самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе, восприятия ее как вспомогательного элемента, в отличие лекций, практических и других занятий. К основным причинам такого явления следует отнести недостаток соответствующих мотивов, установок на серьезную самостоятельную работу;

    3) неумения планировать и организовывать свою самостоятельную работу («забывают» планировать все время, отведенное им на самоподготовку, или относятся к этому формально, что ведет к «штурмовщине»). В конечном итоге формируются неаккуратность и неорганизованность в работе;

    4) недостаточного проявления умственного напряжения для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

    5) отсутствия познавательного интереса и психологической готовности к выполнению самостоятельной работы;

    6) недостаточного проявления сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач, придания им личностного смысла.

    Практика показывает, что существует и ряд общих проблем для преподавателей и студентов : необходимость оптимизации сочетания времени на аудиторные занятия и на выполнение самостоятельной работы по различным дисциплинам; значительный объем заданий, предполагаемых для самостоятельного изучения, не выполняется вообще, выполняется формально или просто списывается.

    Для решения возникнувших проблем должны быть определены критерии эффективности организации самостоятельной работы студентов. Ими могут послужить следующие :

    2) самостоятельная работа целенаправленна, контролируема как студентами, так и преподавателями;

    3) задания дифференцированы и вариативны, т. е. учитывают индивидуальные возможности, потребности и интересы студентов;

    4) использована кредитно-зачетная система, включающая накопительную систему оценивания самостоятельной работы студентов;

    5) самостоятельная работа студентов обеспечена информационно-методическими средствами и материалами.

    Таким образом, эффективно организованная самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Это является особенно важным, так как предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.

    В педагогической науке существуют различные подходы в понимании самостоятельной работы студентов. И, несмотря на различие подходов к пониманию сущности и значения самостоятельной работы, практически все исследователи рассматривают ее как многостороннее и полифункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное и общественное значение. Самостоятельную работу принято делить на учебную, научную и социальную. Все эти виды взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    В аспекте нашего исследования самостоятельная работа рассматривается как «организуемая самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера» .

    Организация самостоятельной работы студентов (СРС) направлена на осознанное включение студентов в самостоятельную работу как в процесс своей профессиональной подготовки. Она должна способствовать переводу студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность; научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

    В зависимости от места и времени проведения СРС, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами эта работа подразделяется на:

    • самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
    • самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
    • внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

    Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности и уровня умений студентов.

    Контроль результатов самостоятельной работы студентов должен осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме .

    Формы самостоятельной работы студента могут различаться в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом: подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям; изучение учебных пособий; изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы; аннотирование монографий или их отдельных глав, статей; выполнение исследовательских и творческих заданий; написание контрольных и лабораторных работ; составление библиографии и реферирование по заданной теме.

    Аналитики Российского научно-исследовательского института высшего образования (НИИВО) выделяют следующие основные характеристики СРС.

    1. Психологические условия успешности СРС. Прежде всего это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от таких параметров, как: взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе; уровень сложности заданий для самостоятельной работы; включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

    2. Профессиональная ориентация дисциплин. Глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.

    3. Ограниченный бюджет времени студента. Преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов. Интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность СРС за счет уменьшения рутинной работы студента в семестрах.

    4. Индивидуализация СРС, которая включает: увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами; деление занятия на обязательную и творческую части; регулярность консультаций с обучаемыми; исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работы, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов.

    Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в ходе всех видов учебной деятельности. К.М. Герасименко выделяет ряд условий, способствующих повышению эффективности организации самостоятельной работы: обеспечение разумного сочетания видов самостоятельной работы: обеспечение студента необходимыми методическими материалами по выполнению самостоятельной работы, разработка четких методических указаний; проведение индивидуальных консультаций; знание алгоритма, методов выполнения самостоятельной работы, способов ее выполнения; устойчивая мотивация деятельности (наличие заинтересованности); использование ситуаций успеха на занятиях, способствующих развитию у студентов уверенности в своих силах, формированию адекватной самооценки, раскрытию индивидуальных способностей обучаемых; разработка системы заданий для самостоятельной работы, основанной на развитии профессиональных компетенций студента; включение в задания обязательной для всех базовой части и вариативной - для более подготовленных; осуществление контроля за ходом самостоятельной работы, определение преподавателем объема работы и сроков ее представления. Таким образом, можно говорить о том, что обоснованное руководство самостоятельной работой студентов при соблюдении данных условий позволяет достигнуть необходимого уровня профессиональной подготовки выпускника. При этом студент сам учится оперировать учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, развиваются компетенции, формируются способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации, высокий уровень поисковой активности.

    Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Анализ результатов исследований в данной области показал, что факторами, способствующими активизации самостоятельной работы студентов, являются: полезность выполняемой работы (участие студентов в творческой, научно-методической деятельности под руководством преподавателя); участие в олимпиадах по учебным дисциплинам; использование мотивирующих факторов контроля знаний (это накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры); поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы); индивидуализация всех видов учебных заданий, постоянное их обновление.

    Мотивационным фактором в учебной работе, в том числе самостоятельной, является личность преподавателя . Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Он может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

    Формирование познавательной самостоятельности обучающихся будет эффективным при выполнении ряда требований , как то:

    1. диагностика уровня самостоятельной деятельности обучающегося и прогнозирование ее развития с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей каждой группы, образовательного ценза каждого входящего в нее индивида и других показателей;
    2. обучение самоорганизации деятельности обучающегося, предусматривающее вооружение умениями самостоятельно формулировать цели и выбор ее ориентировочной основы, планировать работу и находить пути реализации своего плана, анализировать собственную деятельность и вносить в нее коррективы.

    Учет того фактора, что студенты обладают разным уровнем подготовленности, предполагает предъявление им различных по характеру деятельности заданий, которые могут быть: воспроизводящими (работы по образцу); реконструктивными; эвристическими (работы, в которых задаются нестандартные ситуации или нетиповые задачи), квалификационными, творческими заданиями в рамках курса по выбору и др.

    Таким образом, педагогические аспекты обеспечения самостоятельной работы студентов вуза включают не только дидактические, но и собственно педагогические задачи, такие как развитие личностных качеств у студентов. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать мотивации к познавательной работе, умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

    Рецензенты:

    Иванкина Л. И., д.ф.н., профессор кафедры менеджмента, Институт социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

    Романенко С.В., д.х.н., профессор, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности. Институт природных ресурсов Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

    Библиографическая ссылка

    Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19211 (дата обращения: 22.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Похожие публикации