Подготовка детей к школе дома самостоятельно. Рецепт вкусной подготовки ребенка к школе в домашних условиях. Пример программы психологической подготовки детей к школе

Родители будущих первоклассников найдут ответы на следующие вопросы:

Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»

Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу.

Как правильно подготовить ребёнка к школе.

Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу.

С помощью предложенного теста «Готов ли ребёнок идти в школу» родители смогут определить уровень готовности к школе своего ребёнка.Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подска­жет вам темы дальнейших занятий с будущим школьником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка.

Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать.

Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных дета

лей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций.

Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т.д.

Предварительный просмотр:

Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу?

НАДО! Чем раньше ребёнок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением.

Учёные приводят ряд причин, по которым следует учить ребёнка читать, начиная даже не с дошкольного возраста, а с самого раннего детства:

1. Дети гиперактивны, любознательны. Если ребёнку 3—7 лет предоставить возможность утолить жажду знаний, гиперактивность снизится, что предохранит его от травм и позволит изучать окружающий мир более успешно.

2.Почти все дети в возрасте «от двух до пяти» обладают уникальными способностями, в том числе умением впитывать знания. Всем известна та лёгкость, с какой маленькие дети запоминают новую и порой даже непонятную им информацию.

3. Научившись читать в раннем возрасте, ребёнок сумеет освоить гораздо больше информации, чем те из его сверстников, кто был лишён такой возможности. Если он рано научился читать, то в 1-м классе ему по силам будет тот материал, который обычно дают детям в возрасте 8—12 лет.

4. У детей, научившихся рано читать, способность к пониманию развита гораздо лучше. Они к моменту поступления в школу читают уже не по слогам, не понимая смысла прочитанного, а выразительно, целыми словами.

5. Тот ребёнок, который научился рано читать, любит чтение. Многие родители считают, что детям, которые уже умеют читать, в 1-м классе будет скучно. Утверждать, что чем больше дети знают, тем больше они будут скучать, — то же самое, что утверждать, будто дети, которые ничего не знают, будут всем интересоваться и забудут о скуке. Если в классе неинтересно, то скучать будут все. Если же интересно, то заскучают лишь те, кто не способен ничего понять.

И ещё один любопытный факт: когда ребёнка учат читать в домашних условиях, успех — стопроцентный, вне зависимости от использованной методики.

Предварительный просмотр:

Тест «Готов ли ребёнок идти в школу?»

Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе.

Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.

1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25—30 минут (например, собирать пазлы)?

2.Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?

3.Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

4.Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?

5.Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?

6.Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети)!

9.Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

10.Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: «В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?»; «В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?»)?

11.Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк!»)?

12.Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

13.Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

14.Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом (а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло)?

15.Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

16.Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

17.Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Оценка результата.

15 — 17 вопросов, можете считать, что ваги ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 10 — 14 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу?

Предлагаем примерный перечень знаний и умений будущего первоклассника.

Ребёнок должен знать:

Своё имя, отчество, фамилию;

Свой возраст и дату рождения;

Свой домашний адрес и номер телефона;

Название своего города, его главные достопримечательности;

Название страны, в которой он живёт;

Фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;

Названия времён года и месяцев (их последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);

Названия домашних животных и их детёнышей;

Названия некоторых диких животных и их детёнышей;

Названия зимующих и перелётных птиц;

Названия овощей, фруктов и ягод;

Названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.

Ребёнок должен уметь:

Различать предметы одежды, обувь и головные уборы;

Пересказывать русские народные сказки;

Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.);

Полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;

Запомнить и назвать 6—10 предметов, слов;

Различать гласные и согласные звуки;

Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;

Определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, кит;

Хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги полоски, квадраты, круги, прямоугольники, вырезать по контуру фигуры);

Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; --рисовать геометрические фигуры; аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов;

внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут);

Сохранять прямую, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Предварительный просмотр:

Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.

Физическая готовность. Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.

Интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность. С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.




Все родители с нетерпением ожидают того дня, когда их чадо переступит школьный порог, станет самостоятельным и взрослым. А за много месяцев до этого они начинают думать: как готовить ребенка к школе и где лучше это делать?

Нужно ли готовить ребенка к школе?

Всех мам и пап условно можно разделить на 2 лагеря. Первые интенсивно занимаются с ребятней, посещают разнообразные курсы, студии и центры для развития малышей.

При этом они интересуются, с какого возраста начинать это делать и когда нужно начинать активно готовиться. Вторая часть — это те, кто считает подобного рода занятия ненужными и дает детям полную свободу действий, не утруждая их учебой.

  • понимать и воспринимать правила и режим дня;
  • знать буквы (хотя бы часть) и цифры до 10;
  • уметь общаться со сверстниками, строить диалоги;
  • пересказывать услышанное, не бояться высказывать свое мнение, не соглашаться со всем подряд;
  • быть самостоятельным, нести ответственность за свои поступки;
  • быть сильным и выносливым.

Для гармоничного развития личности нужно достаточно времени уделять малышу дома, а если правильно организовать процесс, то можно самостоятельно добиться нужных результатов. Но перед этим стоит разобраться, с чего начать обучение, по какой программе, и возможно ли это сделать самим?

Занятия стоит начинать за год или хотя бы за 6 месяцев до 1 сентября, чтобы постепенно приблизиться к нужному уровню знаний. Проходить они должны приблизительно в одно и то же время, а длиться не больше 30 минут, иначе сыну или дочке может попросту стать скучно.
Перед тем как приступить, маме и папе стоит почитать советы и рекомендации психологов и педагогов, выбрать оптимальную методику и нужные пособия. Отличным вариантом может стать полный курс для подготовки к школе , где систематизирован основной материал, есть красивые рисунки, прописи, интересные истории и стихи, умные задачи и логические ребусы. Благодаря книгам ваш ребенок научится считать от 1 до 10, писать эти цифры, а также познакомится с простыми арифметическими действиями. А чтобы малышу не было скучно, вести его по дороге знаний будут волшебник Геник и профессор Раз-Два-Трис.

Домашние уроки хорошо проводить в виде игр, легко и непринужденно: искренне отвечать на вопросы чада, не бояться быть смешным или признаться в том, что чего-то не знаете. Закреплять пройденный материал можно на прогулке, считая пешеходов, машины и этажи, называя предметы на задуманную букву или пересказывая услышанные диалоги.

Самостоятельное обучение дома хорошо тем, что родители могут уделять нужное количество времени ребенку, изучая сложные темы, и возвращаться к упущениям и непонятным моментам.

Кроме того, стоит помнить о простом правиле: никогда не принуждать будущего школьника к занятиям, не ставить ему высоких и недостижимых целей, не сравнивать его с другими детьми. Вместо этого больше хвалите, чаще гуляйте (физическому развитию также нужно уделять много времени и усилий) и радуйтесь всем успехам ребенка.

Если вы самостоятельно готовите малыша к школе, то вам нужно помнить, какими основными знаниями о себе и о мире он должен обладать:

  • личные данные (имя и фамилия, адрес дома, сведения о родителях);
  • цвета и оттенки;
  • ориентация в пространстве (верх, низ, право и лево);
  • названия крупных рек, городов, стран, любимых писателей, исполнителей, книг;
  • знания почти обо всех зверях и среде их обитания;
  • умение анализировать информацию, использовать ее для своих целей;
  • знание букв, цифр (умение сосчитать минимум до 10);
  • умение рисовать, делать аппликации и лепить из пластилина.

Важным аспектом подготовки к первому класу является психологический настрой будущего школьника. Для того чтобы разобраться, насколько малыш готов к посещению занятий, можно посетить детского психолога, который проанализирует знания и возможности вашего чада, даст дельные советы и рекомендации для дальнейшего развития.

Уделяя время моральному состоянию ребенка, мы обеспечиваем ему легкую адаптацию и социализацию в коллективе. Кроме всего прочего, правильный настрой позволит свободно и непринужденно общаться малышу со сверстниками и педагогами, высказывать свое мнение, находить новых друзей по интересам.

Чтобы добиться всего перечисленного выше, нужно соблюдать такие правила:

  • много разговаривать с ребенком, делиться с ним мыслями, спрашивать его мнение по разным вопросам;
  • рассказывать о своих школьных годах, о друзьях, праздниках, достижениях;
  • критически, но не остро оценивать работу и возможности ребенка;
  • объяснять, что даже если родители не рядом, то они все равно помнят и беспокоятся о нем — это рассеивает чувство напряжения и тревоги и вселяет уверенность в помощь близких;
  • позволять дома проявлять самостоятельность, давать какие-либо обязанности и поручения, следить за их выполнением.

Помните, что малыш должен чувствовать поддержку, любовь, безопасность и уверенность в себе для гармоничного развития и обучения.

Как подготовить к школе ребенка 5 лет?

Малыш в возрасте 5 лет — наиболее благодатный вариант для обучения, ведь этот человечек имеет сформированное мировоззрение, свое мнение, умеет говорить и даже знает немного букв, пытается считать и красиво рисует. Начинать занятия с пятилетним малышом стоит с объяснения того, зачем нужно ходить в школу, какие преимущества это имеет и как от этого может измениться его жизнь.

Важным моментом подготовки должен стать режим дня: ранние подъемы, получение знаний, прогулки, физкультура. Физические нагрузки должны стать привычным делом в этот период, ведь они позволяют хорошо развивать мышцы, выносливость, силу, укреплять иммунитет. Еще один важный момент — сбалансированное полезное питание, витамины, овощи, фрукты. Они помогут бороться со стрессом, который может ожидать дитя в первом классе.

Как подготовить к школе гиперактивного ребенка?


Гиперактивный ребенок — это маленькая личность, у которой может быть ряд особенных потребностей в процессе обучения и познания мира. Такие ребята не могут долгое время усидеть на одном месте, сосредоточиться на выполнении задания более 10 минут, хотят все узнать и услышать. Чтобы подготовить такого малыша к первому классу, нужно учесть особенности его развития:

  • делить задания на маленькие части, следить за их выполнением, после этого озвучивать другую часть работы;
  • делать маленькие перерывы в течение урока;
  • проводить много времени на улице, играть, бегать, при этом узнавая все новую и новую информацию;
  • следить за питанием и рационом;
  • использовать таймеры, чтобы наглядно объяснять, сколько времени на какую работу нужно использовать.

Многие считают гиперактивных деток капризными, но это не так. При правильном подходе, внимании и заботе они ведут себя прилежно, неплохо учатся и достигают вершин.

Еще несколько десятков лет назад дети шли в школы с минимальной базой знаний, которая давалась в детском саду. В первом классе дети постепенно начинали знакомиться с буквами и цифрами. Современная школьная программа достаточно сложная, сегодняшние дети должны прийти в школу с определенным багажом знаний. Первоклассник обычно умеет читать, немного писать печатными буквами, складывать и вычитать цифры до 10. Как же так? Почему учебная нагрузка с каждым годом увеличивается? Скорее всего, это веяние времени. Еще 50 лет назад люди учились в институте и техникуме, получали образование и всю жизнь работали по профессии. Нынешний рынок ставит современных специалистов в более жесткие условия. Сегодня, чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться. Поэтому и в школе программа становится сложнее, повышенные требования возникают даже к первоклассникам.

Подготовка к школе – это многогранный процесс, который включает в себя навыки по различным предметам – чтение, счет, письмо. Малыш должен уметь заниматься различными видами творчества – это рисование красками и карандашами, лепка, аппликация. Ребенок должен знать цвета, формы, времена года и еще много-много всего интересного. А еще будущий первоклассник должен быть социально адаптирован – это значит, что ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, не бояться их. В этой статье поговорим о многогранной подготовке дошкольника к первому классу, что позволит вам восполнить пробелы в обучении и эмоциональном состоянии малыша.

Что должен знать будущий первоклассник

Некоторые родители совершают большую ошибку, когда задумываются о подготовке к школе только летом, за три месяца до начала обучения. Как правило, это сопровождается серьезными нагрузками, по сути, ребенок не отдыхает перед учебным годом. Это опасно для иммунитета и нервной системы малыша. Чтобы обучение было комфортным и эффективным, его следует начинать задолго до начала школьного процесса. Постепенно, уже с трех лет можно учить малыша считать пальчики на руках, рассказывать ему об окружающей природе, учить цвета и т.д. А с пяти лет подготовка должна быть более серьезной. Дети, которые ходят в детский сад и специальные развивающие центры, в этом отношении гораздо более подготовлены. Ведь мама, даже если она много времени посвящает ребенку и регулярно с ним занимается, не может охватить столь обширную программу. Вот некоторые навыки и знания, которыми должен обладать будущий первоклассник.

Счет
Это азы математики и счета, которые первым делом заключаются в прекрасном знании цифр. Ребенок должен понимать принцип счета до 100. Он должен уметь считать не только от единицы, а от заданного числа, например, ему сказали 4, а малыш продолжил – 5,6, 7 и т.д. В пределах 10 ребенок должен уметь называть соседние цифры. То есть, задана цифра 7, ребенок должен определить, что до нее находится 6, а после семерки – 8. Ребенок должен быть знаком с такими понятиями, как больше, меньше и равно, он должен уметь сравнивать числа в пределах 10. Будущий первоклассник должен не просто заучивать цифры, но и понимать их смысл, он должен уметь сосчитать яблоки, конфеты, другие предметы. В некоторых школах есть требования, что малыш должен уметь складывать и вычитать в пределах 10, ребенок должен знать, что такое плюс и минус. Иногда требуется не только простой, но и обратный счет. В обязательном порядке ребенок 6-7 лет должен знать названия основных геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник и т.д. Это базовые математические познания, которыми ребенок должен обладать перед школой.

Письмо
Многие дети умеют к школе писать, но только печатными, а не прописными буквами. Ребенок должен знать все буквы, должен уметь писать простые слова (допускается, если он путает Э и З, пишет некоторые буквы в зеркальном отражении). Малыш должен отличать гласные звуки от согласных, он должен знать отличия буквы от звука. Будущий первоклассник должен уметь разделять слово на слоги, он должен определять расположение указанной буквы в слове – в начале, в середине или в конце. Если загадать буквы, ребенок должен назвать несколько слов на эту букву. Малыш должен уметь правильно удерживать ручку, обводить картинки по контуру без отрыва карандаша от бумаги. Обычно к этому возрасту дети умеют рисовать прямые и волнистые линии, обводят различные пунктирные завитушки в прописях. Дошкольник, как правило, достаточно аккуратно разукрашивает картинки красками и карандашами.

Чтение

В настоящее время очень редко в школу приходят дети, которые еще не умеют читать. Как правило, первоклассник уже знает все буквы и умеет читать по слогам. Можно сказать, что чтение является базовым навыком, чем раньше ребенок научится читать, тем легче ему будут даваться другие предметы. Если вы еще пока не научили ребенка читать, стоит начать с гласных букв. Не спешите выучить все буквы, познакомьте ребенка с базовыми – А, У, О, М и т.д. Потом из них можно будет составлять слова, чтобы обучение не было таким скучным. Некоторые педагоги рекомендуют учить не буквы, а звуки. К тому же, сейчас стараются учить деток читать сразу слогами. Иначе ребенок зачастую просто сбит с толку, когда буква БЭ превращается в звук Б. После таких экспериментов ребенок читает простые слова, как БЭ-А-БЭ-А, а не просто Баба.

Творчество
Ребенок в этом возрасте хорошо раскрашивает картинки, не выходя за ее контуры. Малыш должен уметь аккуратно пользоваться фломастерами, красками, карандашами. Он должен уметь заштриховывать обозначенные участки на бумаге. Ребенок этого возраста довольно хорошо лепит различных животных, фрукты, овощи, геометрические фигуры. Малыш уже имеет некоторое абстрактное мышление – он может визуально сформировать икебану, аппликацию из сухих листьев, сделать поделку из подручных средств и т.д.

Окружающий мир
Ребенок к 7 годам должен знать дни недели, времена года и месяцы, страну проживания и столицу своей Родины. Очень важно, чтобы малыш мог назвать свое полное имя, имя родителей, свой телефон и адрес. Ребенок должен знать названия основных животных, птиц, рыб. Он должен знать, чем дерево отличается от кустарника, должен различать фрукты, ягоды и овощи. Малыш должен знать разные природные явления – гром, дождь, град, ураган. Важно познакомить ребенка с такими понятиями, как утро, день и вечер.

Это базовые знания, с которыми ребенок должен прийти в первый класс. Никто не говорит, что малыша не возьмут в школу, если он не знает всего этого. Но ребенку будет гораздо сложнее осваивать материал, если он не может разобраться с самыми простыми начальными понятиями.

Как научиться быть самостоятельным в школе

Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать, что отныне малыш будет предоставлен самому себе в плане гигиены. Учитель начальных классов, конечно, во многом помогает малышам, но это, все-таки не воспитательница и не нянька в детском саду. Ребенок к семи годам должен уметь полностью самостоятельно одеваться и раздеваться – завязывать шнурки, использовать молнии и заклепки, застегивать пуговицы, открыть и закрывать зонт, переодеваться на физкультуру, складывать вещи, убирать за собой, содержать свое рабочее пространство в порядке. Это так же важно, как уметь читать и писать.

Кроме того, ребенка следует воспитывать, объяснять ему правила поведения в обществе. Он должен понимать, что бегать, кричать и баловаться на уроке нельзя. Нельзя драться, обижать слабых, задираться, огрызаться, сквернословить и т.д. Нужно здороваться, уступать место взрослым, бережно относиться к школьной мебели, нужно помогать девочкам переносить тяжести. Все эти элементарные правила ребенок должен знать еще до поступления в школу, это базовые нормы этикета. Воспитание малыша идет из семьи, помните об этом.

Кроме гигиенических норм и навыков письма и чтения очень важно заняться психологической подготовкой ребенка к школе. Вот несколько советов и рекомендаций, которые могут быть полезны мамам будущих первоклассников.

Учите ребенка в любой ситуации доводить начатое дело до конца, будь это построение песочного замка или начатая книга. Это позволит ему добиваться больших успехов в школе.

Если ребенок не ходит в детский сад и развивающие центры, обустраивайте игру в «Школу» дома, оборудовав парту и все нужные принадлежности. Меняйтесь с ребенком ролями, чтобы он тоже мог побыть учителем. Давайте ребенку уместные замечания, не обижая и не критикуя его. В школу могут также ходить игрушки – куклы и медведи.

Не теряйте доверительного отношения с ребенком – чаще разговаривайте с ним в спокойной обстановке, рассказывайте о своих делах и планах. Это действительно важно, при возникновении какой-то неординарной ситуации в школе малыш обязательно поделится с вами.

Чаще рассказывайте ему о чем-то конкретном, удерживайте внимание ребенка на определенном предмете в течение 15-20 минут.

Если у ребенка что-то не получается, как правило, он расстраивается и забрасывает это дело. Ваша задача научить ребенка преодолевать трудности. Помогите малышу закрасить картинку, найти нужную деталь паззла или конструктора, исправьте ошибки. Важно помочь малышу, но не выполнять задание вместо него.

Прививайте ребенку чувство ответственности, для этого малышу нужно дать более широкую свободу действий. Если тренировки или кружки по интересам находятся недалеко от вашего дома, доверьте малышу самостоятельно посещать дополнительные занятия. Безусловно, нужно позвонить тренеру и удостовериться, что ребенок дошел, но это уже второстепенный вопрос. Главное, чтобы ребенок понял, что степень его ответственности повышается, и оплошать он просто не может.

Если ребенок редко бывает в детском коллективе, это нужно исправлять. Отведите малыша в детский сад, центры развития, ходите в гости к сверстникам, учитесь общаться на игровой площадке. Если ребенок не ладит с детьми, постарайтесь выяснить причину подобного обстоятельства. Учите ребенка быть справедливым и честным. Малыш должен знать элементарные «правила игры» в детском обществе. Меняться игрушками с товарищем можно только по обоюдному согласию. Кто хозяин игрушки или книги, тот и дает разрешение с ней поиграть. После ссоры нужно просить прощения у тех, кого обидел. Бить девочек и тех, кто младше тебя – нельзя. В то же самое время нужно учить ребенка, чтобы он умел постоять за себя, если его обижают. То есть, первым в драку лезть не стоит, но дать сдачу не возбраняется, особенно, если у вас сын.

Чаще рассказывайте ребенку о школе, представляйте будущий период, как что-то очень важное и нужное. Скажите ему, что малыш стал совсем большим, в детском саду остаются только малыши, а ему пора в школу. Рассказывайте об этом радужно и позитивно, ребенок настроится на процесс обучения с интересом и любопытством.

Нужно объяснить ребенку, что в классе на уроке должна быть тишина – только при этом условии учитель сможет что-то объяснить, рассказать и показать. Расскажите ребенку, что он должен сделать, если он хочет что-то спросить у учителя. Также следует уточнить, что тянуть руку желательно после важной части урока, когда учитель уже объяснил новый материал.

Заранее выберите школу и преподавателя, у которого вы будете учиться. Многие школы предоставляют нулевые классы, в которые нужно ходить по субботам. Это дает ребенку прекрасную возможность познакомиться с учительницей, будущими одноклассниками, малыш привыкает к школьной обстановке, звонкам и т.д.

Это основные правила психологической подготовки ребенка, о которых должен знать каждый родитель.

Практическая подготовка

Кроме психологического аспекта, следует задуматься и о практической стороне вопроса. Перед школой обязательно нужно сделать все прививки, как минимум, за месяц, чтобы исключить возникновение непредвиденных реакций. Если ребенок встает поздно, его нужно постепенно готовить к ранним подъемам, для этого за пару недель до начала учебы вставайте все раньше и раньше. Постепенное смещение часов подъема избавит вас от резкого стресса, который может повлиять на состояние малыша.

Кроме этого, нужно подготовить ребенка к школе материально. Одежда первоклассника должна быть не только красивой, но и комфортной, она не должна сильно мяться, нужно приобретать предметы гардероба из натуральных тканей, которые пропускают воздух. Обувь также должна быть удобной, рюкзак должен соответствовать эргономическим, эстетическим и медицинским требованиям. Приучайте малыша, что в школу нужно брать только необходимые принадлежности, не стоит таскать все, что есть на письменном столе. Тяжелый рюкзак носить гораздо сложнее, это может привести к излишней усталости и проблемам с позвоночником.

Еще до начала школьного периода обратите внимание на письменный стол, где будет заниматься малыш. Следите за тем, чтобы ребенок сидел на стуле ровно, не горбился, не склонялся над тетрадью слишком низко. Под ноги будущему первокласснику нужно положить небольшую подставку. Обратите внимание на расположение ног. Колени должны быть согнуты под прямым углом, равно как и голень по отношению к ступне. Обратите внимание на освещение, свет должен падать на стол с левой стороны, в идеале это должен быть дневной свет. Если не обращать внимания на все эти мелочи, то со временем это может привести к ухудшению зрения у ребенка. Согласно статистике, каждый десятый ребенок нуждается в очках после начала посещения школы. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить зрение ребенка.

Некоторые первоклассники очень сильно нервничают, когда идут впервые в школу. Это может проявляться такими реакциями организма, как диарея, рвота, икота, нервный тик, холодные конечности. Нужно объяснять малышу, что школа – это очень интересно и здорово, там можно узнать много нового, завести друзей на всю жизнь, получить нужные знания. Чем больше вы будете беседовать с ребенком, тем более спокойным он будет. А дальше все пойдет по плану. Не стоит чрезмерно переживать, не вы первые, не вы последние!

Видео: подготовка ребенка к школе

Ребенок растет, и рано или поздно приходит время, когда родители задумываются о подготовке к школе. Нужна ли она, и если да, то в чем должна заключаться? Требуются ли обязательно специальные занятия или можно справиться дома самим?

Школа - это серьезно!

Знайте, что предстоящая смена образа жизни - серьезный стресс для ребенка, не меньший, чем для нас переход на другую работу. Родительские волнения понятны - от хорошего начала школьной карьеры зависят все последующие успехи.

Когда первые дни ребенка в школе удачны, он слышит похвалу педагога - это огромный положительный стимул. Позитивный опыт закрепляется и становится основой жизненного пути.

Все родители решают одни и те же вопросы. В какую школу отдать ребенка? В каком возрасте - с шести лет или с семи? А, может, поближе к восьми? Как узнать заранее, справится ли малыш с учебной нагрузкой? Как подготовить ребенка к школе, чтобы свести неизбежные трудности к минимуму? Эти вопросы возникают примерно за год до первого школьного дня малыша.

Что подразумевается?

Любой родитель считает, что его ребенок к школе готов. Кто-то опирается на начитанность, сообразительность, логику малыша. Другие спокойны, так как успели научить ребенка читать по слогам и немного писать. Третьи уповают на самостоятельность и общительность сына или дочки. Четвертые - на воспитание и послушание.

Но развитие - еще не все. Очень важно умение соответствовать школьным требованиям, работать в группе, контактировать с другими детьми. То есть речь идет не об абстрактной готовности, а о возможности успешного обучения по определенной программе и в конкретном коллективе.

Когда лучше начинать?

Кто бы что ни говорил, начинать обучение лучше в 7 лет. Многочисленные рассуждения о раннем детском развитии не всегда совместимы с реальной жизнью. Даже умному и творческому ребенку проблемы со здоровьем могут закрыть возможность обучения с 6 лет. Не понимая этого, родители рискуют нанести вред своему отпрыску.

После пяти лет у детей начинают складываться важные для будущего обучения потребности. Это стремление заниматься серьезной деятельностью, общаться с ровесниками и стремиться к успеху. А также быть хорошим в глазах учителя и родителей, то есть самоутверждаться в отношениях с другими.

Если ребенок ослаблен, ему будет трудно работать в классе. Он начнет быстро утомляться и даже правильную осанку за партой хранить не сможет. Для овладения навыком письма ребенок должен иметь развитую мелкую моторику. Но и крупные мышцы обязаны быть "на высоте" - малыш должен уметь бегать, прыгать, кидать мяч и играть со сверстниками.

Не только здоровье

Физическая готовность ребенка к школе - еще не все. Не менее важна готовность психологическая. А она складывается из интеллектуально-личностной и эмоционально-волевой.

Социально-психологическая, или личностная готовность - возможность адаптироваться в новой социальной роли, предполагающей новые правила поведения и другой статус в обществе. Она проявляется в отношении к учителю и процессу учебы, родителям и ровесникам, а также в правильно сформированной самооценке.

Отношение к школе, учебе и учителю проявляется в готовности соблюдать новый режим, вовремя приходить, старательно выполнять учебные задания, понимать смысл уроков, контактировать с учителем и одноклассниками.

Проводим диагностику

Для оценки степени личностной зрелости дошкольника следует с ним побеседовать. Предложите ребенку нарисовать будущий класс, учительницу. Можно спросить, согласился бы он идти в школу, если бы была возможность продолжать ходить в детский сад.

Нужно выяснить, что именно привлекает в обучении. Желание учиться может быть вызвано покупкой ярких привлекательных аксессуаров - того, что нужно ребенку в школу (пенала, ранца, канцелярских принадлежностей, красивой школьной формы). Или - если в школу идет лучший друг. Задача родителей - добиться, чтобы малыша привлекала именно учебная деятельность.

Порой у будущего школьника наблюдается полное отсутствие мотивации. Дети боятся идти в школу, говорят, что там будут ставить двойки, у них не будет времени играть и отдыхать. Чаще всего такое отношение - результат педагогического просчета родителей. Ни в коем случае нельзя запугивать детей школой, особенно робких и неуверенных.

Изменить сложившееся негативное отношение к обучению сложно, как и неверие в собственные силы. Для этого потребуется немало родительского труда и терпения.

А если он не готов?

Статистика утверждает, что около трети первоклассников не обладает должной готовностью к школе. Если хорошее интеллектуальное развитие накладывается на личностную незрелость, то малыш будет демонстрировать отсутствие ответственности и учиться очень неровно.

Каковы же признаки личностной неготовности? Это крайняя непосредственность, отсутствие понятия о дисциплине, стремление играть на уроках, неумение и нежелание поднимать руку. Такого ребенка можно заставить переключиться на учебу лишь при неоднократном напоминании.

Что включает в себя интеллектуальная готовность? Это любознательность, должный уровень развития образных представлений, умение ориентироваться в окружающем мире, развитые речевые и сенсорные навыки.

Что же требуется от родителей?

Порой мамы и папы считают, что их задача - собрать ребенка в школу, а учить и воспитывать его обязаны в детском саду. Таким образом они перекладывают на дошкольное учреждение собственные семейные обязанности, что оправдано лишь в случае крайней занятости. Любой родитель в состоянии самостоятельно привить сыну или дочке все необходимые навыки.

С ребенком нужно разговаривать на разные темы, обсуждать фильмы и книги, учить иметь собственное мнение по каждому вопросу и тактично выражать его.

Как подготовить ребенка к школе с психологической точки зрения? Прежде всего - создать позитивный образ школы и учителя. Поход туда должен стать праздником и новым этапом жизни. Нужно объяснить малышу, в чем преимущества школьной жизни, чему он там научится и что его ждет интересного.

Очень важно с детства закладывать правильное отношение к ошибкам и успехам. Нужно учить не падать духом из-за неизбежных неудач, уметь делать выводы и грамотно работать над ошибками.

Не требуйте слишком многого. Если ребенок плохо считает или пишет, не умеет читать - еще не трагедия. Такие навыки не являются обязательными при поступлении в 1 класс. Задача начальной школы - научить детей всему этому.

Что желательно уметь?

Очень полезно привить элементарные навыки: научить ребенка читать по слогам, считать до десяти, правильно держать ручку, выводить первые буквы. При этом нужно следить за соответствием уровня его развития предъявляемым требованиям. Если поставленные задачи будут соответствовать реальному потенциалу, интерес к учебе не пропадет.

Для поддержания положительной мотивации полезна игровая подготовка ребенка к школе - занятия с цветными картинками, угадывание слов. Можно попробовать стимулировать первые успехи вручением символическихпризов.

Попробуйте сочинить сказку: например, разные зверушки объясняют, почему каждый из них хочет в школу. Кому-то нравится играть с одноклассниками, другой стремится почувствовать себя взрослым, третий мечтает учиться и кем-то стать. Затем следует спросить малыша, кто из персонажей прав. Если ребенок настроен только играть и у него отсутствует познавательный мотив, к школе он не готов.

Важный критерий - развитие речи.

Прочтите малышу короткий рассказ в 6-7 предложений и предложите пересказать. Если ребенок испытывает трудности при построении фраз, согласовании слов, не в силах выстроить сюжетную линию, над развитием речи нужно работать. Самый лучший способ - вслух читать книги и спрашивать о прочитанном. Для развития памяти полезно уточнять, что сказал или сделал тот или иной персонаж, с чего началось и чем закончилась сказка и так далее.

Спрашивайте, как прошел день в детском саду, о чем говорили ребята, играйте в слова, загадывайте загадки. Важно вовремя проверить фонематический слух и выявить возможные отклонения. Это можно сделать самостоятельно. Попросите малыша произносить слова по слогам или обнаружить лишнее слово в ряду похожих по звучанию. При нарушениях потребуется помощь логопеда.

Сказки ребенку лучше слушать, а не смотреть картинки в книге. При этом развивается образное мышление.

Работаем над логикой и самоконтролем

Основы логического мышления можно развивать просьбами заканчивать начатые предложения, называть лишнее слово в ряду, играми в аналогию, где требуется подобрать пару к слову (лето - зима, день - ночь).

Как правило, к 6-7 годам словесно-логическое мышление формируется. Если ошибок в процессе таких игр одна-две, все в порядке. Если больше - нужно заниматься. В книжных магазинах имеется огромное количество сборников всех необходимых упражнений.

Навыки самоконтроля определяются играми типа "да" и "нет" не говорить". Вопросов при этом должно быть не более 10. Если малыш, не сбиваясь, отвечает на большинство из них, его уровень самоконтроля можно считать высоким. Этот показатель чрезвычайно важен для будущей учебы.

Существует множество игр, построенных по разным правилам. Например, нельзя повторять одно и то же слово. Встретившись, допустим, с названием цветка, следует хлопнуть в ладоши и так далее. Все это работает на развитие памяти, логики, речевой активности.

Не забываем о мелкой и крупной моторике

Что еще включает в себя подготовка ребенка к школе? Занятия по проработке мелкой моторики, координированию работы мышц рук и пальцев. На них потребуется вырезать и наклеивать на бумагу геометрические фигурки (квадратики, кружочки, треугольники), рисовать геометрические узоры на листках в клеточку, лепить из пластилина.

Стимулировать развитие мелкой моторики также можно массажем рук, пальчиковой гимнастикой, перебиранием мелких предметов (например, пуговиц), выкладыванием мозаики и так далее.

Помните, что чем лучше развиты двигательные навыки рук, тем больше стимулируется головной мозг и речь ребенка.

Координацию и крупную моторику улучшают игры с мячом, прятки, эстафеты, задания, требующие поэтапного выполнения. Полезны также командные виды спорта.

Важно научить ребенка расслаблять мышцы рук, опустив их вдоль туловища. При пониженном или повышенном тонусе следует проводить релаксацию с помощью массажа. Это важно для будущих успехов в письме.

О практической стороне вопроса

Мамы и папы обязаны знать, как подготовить ребенка к школе без ущерба для здоровья. Обычно до поступления в школу требуется сделать все плановые прививки. Но не переусердствуйте. Не отправляйте на них ребенка подряд, особенно перед началом учебы. Помните об индивидуальных особенностях здоровья. Некоторые прививки не делаются одновременно, другие могут вызвать аллергию. Очень полезен подробный осмотр специалиста, проведенный за год до школы.

Постепенно настраивайтесь на будущий режим. Если малыш не привык вставать рано, необходимо в течение лета потихоньку смещать часы подъема. Это нужно делать без резких переходов, чтобы не допустить сбоя биоритмов. В противном случае учебные нагрузки могут оказаться ребенку не по плечу.

Следует посетить логопеда, лучше до школы, так как в первые недели и месяцы все силы будут брошены на другое. Также следует нанести визит психологу.

Что еще важно

Во время домашних занятий контролируйте осанку, научите правильно держать ручку и располагать тетрадь на столе. Рабочее место должно быть хорошо продумано и грамотно организовано с учетом медицинских и эстетических требований.

Собрать ребенка в школу - задача не из легких. Продумайте все тонкости - выбор удобной и качественной одежды, безопасных и привлекательных канцелярских принадлежностей, удобного ранца.

Отправляйтесь вместе покупать все, что нужно ребенку в школу, пусть он сам выберет ручки, тетради, ранец. Самостоятельное решение этих важных вопросов наряду с примеркой школьной формы придаст малышу ощущение значимости, утвердит его в новой роли.

Где подготовить ребенка к школе?

В современных детских садах, имеющих статус центра развития ребенка, такая подготовка начинается со старшей группы. Программа подготовки детей к школе в этих садах обычно ведется по определенной методике и согласовывается с учителями близлежащих учебных заведений.

Несомненными плюсами ее является учеба в знакомой обстановке и привычном коллективе, игровая форма занятий, чередование их с отдыхом и прогулками.

Другой вариант - подготовка ребенка на специальных занятиях в стенах школы. Эта учеба максимально напоминает "взрослую". У маленьких дошкольников проводятся настоящие уроки и перемены, они носят с собой ранцы с учебными пособиями.

Такая дошкольная подготовка имеет свои преимущества - знакомство с будущим учителем, одноклассниками, привыкание к школьным правилам (поднимать руку, выходить к доске и так далее).

Недостаток - вечером уставшим за день детям учиться нелегко, внимание их рассеивается.

Другие варианты

И все же: как подготовить ребенка к школе максимально эффективно? Существуют специальные развивающие центры, которые позволяют выбрать наиболее удобный вариант. Это могут быть групповые занятия по собственному расписанию, особенно удобные для детей, которые не ходят в садик.

Хороший результат дают групповые занятия с психологом и логопедом. Такая форма предусматривает открытые уроки в присутствии родителей, где можно сравнить достижения своего малыша и других детей

Существуют также индивидуальные занятия с педагогом в домашних условиях, направленные на конкретного ребенка. Такой способ - наиболее эффективен, но исключает общение с ровесниками и не учит работать в коллективе.

О родительских ошибках

Какие ошибки обычно допускают родители будущего первоклассника? Главная из них - перегрузить занятиями ребенка, лишить игры и общения со сверстниками. Это сформирует отвращение к будущей учебе. Также недопустимо запугивание двойками, наказаниями, возможными насмешками одноклассников.

Не следует заставлять одну и ту же работу переписывать несколько раз. Особенной пользы это не приносит, вызывает лишь усталость и раздражение.

Очень важно безоговорочно верить в собственного ребенка, хвалить за любые достижения, помогать в неудачах, но при этом не следует перекладывать на себя его работу.

Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье мы поговорим о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Вы узнаете, какие признаки свидетельствуют о готовности малыша к первому классу. Вам станет известно, какие упражнения нужны для развития всех необходимых навыков.

Признаки готовности юного школьника

Ребенок должен уметь себя обслуживать, в частности одеваться

Некоторые родители умудряются отдать своего малыша в школу в пятилетнем возрасте, потому как считают, что он уже созрел для школьной скамьи. Другие наоборот не спешат это делать, хотят, чтобы у дочери или сына как можно дольше длилось детство. Давайте рассмотрим, наличие каких навыков свидетельствует о готовности к первому классу:

  • ребенок должен уметь рассказывать о себе, своем хобби, знать членов своей семьи по имени;
  • малыш должен быть ознакомлен с буквами, хотя бы печатными, уметь их изображать, желательно понимать, что такое гласные и согласные звуки;
  • будущий школьник должен понимать, в чем различие зимы и лета, то есть ориентироваться во временах года;
  • очень важно, чтобы малыш понимал, что такое утро, что такое ночь;
  • желательно, чтоб ребенок, отправляющийся в первый класс, умел суммировать и вычитать легкие числа;
  • карапуз должен иметь представление о простых геометрических фигурах и уметь их как-то изображать;
  • важно, чтобы ребенок был способен пересказывать короткие тексты;
  • необходимо присутствие логического мышления, так малыш должен с легкостью находить лишний предмет из ряда предложенных, также объяснять свой выбор;
  • важно, чтоб юный школьник был способен за собой ухаживать;
  • умел уважительно относиться к окружающим;
  • знал основные цвета;
  • был способен описывать изображение на картинках;
  • умел считать хотя бы до 10 и в обратном порядке;
  • важно, чтоб ребенок, изображая людей, не пропускал основные части тела и знал, как они называются;
  • желательно, чтоб юный школьник был знаком с тем, что существуют одушевленные и неодушевленные предметы;
  • важно, чтоб ребенок мог спокойно себя вести на занятиях, не отвлекался, внимательно слушал учителя.

Мой сын перед школой ходил в детский сад, и там шла активная подготовка. Кроме этого, я и дома занималась с ребенком творчеством, учили наизусть литературные произведения, считали, занимались математикой и логическими задачами, учились писать. Единственная проблема, с которой столкнулись — это то, что сын, попав в первый класс, знал больше своих сверстников, ему было скучно на уроках, из-за чего пропал интерес к школе. Полностью изменить его отношение мы смогли только во втором классе.

Особенности подготовки

Подготовка к школе должна проходить в игровой форме

Если вы задаетесь вопросом, как домашнего ребенка подготовить к школе, то нужно учитывать, что все занятия должны проходить в игровой форме, и не стоит акцентировать внимание на том, что вы будете учиться, чтобы подготовиться к школе. Это может негативно восприняться ребенком, чем вызовет неприязнь к школьным будням.

  1. Пусть ваши уроки проходят в творческой форме, малышу будет интереснее что-то изображать, а не просто учить.
  2. Отдавайте предпочтение сюжетно-ролевым играм.
  3. Чтоб ребенку потом было легче адаптироваться, можно проводить обучение дома в соответствии со школьной программой. Так пусть у малыша будет пятидневная рабочая неделя, распределите уроки на каждый день. Так, например:
  • в понедельник можно заняться письмом и чтением;
  • во вторник — рисованием и математикой;
  • в среду — лепкой и чтением, возможно иностранным языком;
  • в четверг – письмом, математикой, иностранным языком;
  • в пятницу — рисованием и чтением.
  1. Необходимо уделять время физическим нагрузкам. Вы должны понимать, что ребенку предстоят и занятия физкультурой. Почаще проводите время со спортивным снаряжением на улице.

Развиваем память

Просите ребенка изображать свои воспоминания при помощи карандаша

Чтоб малышу легче давался новый материал, запоминались стихи школьной программы, необходимо готовить его заранее, ежедневно тренируясь. Так упражнениями для развития навыков памяти будут следующие.

  1. Начинать можно с демонстрации какого-то объекта, например, игрушки определенного цвета. Теперь попросите ребенка изобразить на листке бумаги то, что он видел. Не забудьте положить несколько карандашей различных цветов, пусть карапуз вспомнит и окраску предмета, а не только его форму.
  2. Если ваш малыш смотрит телепередачи, мультфильмы, то после просмотра просите пересказывать увиденное, желательно в мельчайших подробностях.
  3. Ежедневно читайте ребенку сказки, предлагайте пересказать услышанное. Если у малыша возникают сложности, подсказывайте ему.
  4. По завершению дня попросите свою кроху пересказать все, что происходило на протяжении суток. Также можно предложить ребенку изобразить свои впечатления на бумаге.

Задания на внимательность

Для того, чтобы новая информация лучше усваивалось малышом необходимо, чтобы он концентрировал свое внимание на том, что будет рассказывать и показывать учитель. Поэтому так важно развивать внимательность. Для этого вам понадобятся такие упражнения:

  • начните игру по поиску предмета на определенную букву, например, в комнате нужно найти все объекты, которые начинаются с литеры «м» — машина, мозаика, мольберт и так далее; можно добавить дух соперничества, чтоб ребенок соревновался с другим человеком, кто быстрее и больше сможет найти таких предметов;
  • взрослый человек может рассказывать малышу определенную историю, в тексте которой будет неоднократно повторяться какое-то слово, например, мячик; задание — слушая ваш пересказ, хлопать в ладоши, как только произносится загаданное слово;
  • можно предложить карапузу заняться сразу двумя действиями, он может рисовать и петь песенку, или рассказывать сказку.

Речевые навыки

Частое чтение сказок способствует развитию речевого навыка ребенка

Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок, который отправлялся в школу, имел достаточный словарный запас. Для этой цели необходимо регулярно с ним заниматься, можно выполнять следующие задания:

Данный навык ложится в основу всех остальных умений, необходимых ребенку за школьной партой. Так вы можете следующим образом заниматься с ребенком:

  • учите буквы, следуя алфавитному порядку;
  • чтоб ребенку было легче их воспринимать, можно каждую литру изображать предметом, на который она похожа или словом, начинающемся с этой буквы;
  • знакомство с алфавитом должно иметь игровую форму;
  • читайте малышу небольшие отрывки текста и просите его отыскивать в них только что выученную литеру;
  • не будет лишним, если вы предложите карапузу пересказать отдельные фрагменты текста или хотя бы рассказать общую суть истории;

Можете ознакомиться с методами, .

Упражнения для тренировки письма

Чтобы малыш быстрее смог освоить данный навык, необходимо с ним заниматься. Кроме собственно написания составляющих букв, большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики. Поэтому заданиями для тренировки письма будут следующие упражнения:

  • завязывание шнурков;
  • вырезание аппликаций;
  • игра с конструктором, пазлом, мозаикой;
  • штриховка карандашом под разным углом;
  • рисование с помощью фломастеров, красок, карандашей;
  • заполнение прописей;
  • осваивая знакомство с буквами, необходимо сначала сосредоточиться на печатных литерах и только потом перейти к прописным.

Основы математики

Чтобы малышу легче давалась математическая наука в школьных стенах, необходимо заранее подготовиться к данному предмету. Для этого можете делать следующее:

  • приучайте ребенка пересчитывать его предметы, пусть это будут кольца от пирамидки, разноцветные мячики, машинки, когда он освоит это здание с игрушками, можно переходить на специальные счетные палочки;
  • эффективным считается попарное изучение цифр, например, 5 и 6, 3 и 4, ребенку проще осознавать, что есть меньшая цифра, при добавлении к которой одного предмета, она станет на единичку большей;
  • знакомиться с азами геометрии можно, используя специально подготовленные геометрические фигуры, вырезанные из картона или фетра, или же печенье разной формы, особенно, если вы спечете его вручную;
  • если ваш малыш уже ознакомлен с основными фигурами, то можно приступать к изучению процесса их изображения, используйте для этой цели простой карандаш и линейку;
  • развиваем математические способности ребенка, необходимо чередовать между собой разные виды деятельности.

Давайте рассмотрим основные психологические аспекты того, как подготовить ребенка к школе.

  1. Как можно чаще разговаривайте с малышом, спрашивайте о том, что его интересует.
  2. Если мы совместно читаете, задавайте вопросы по тексту.
  3. Чтобы малышу было легче адаптироваться, играете в школу, используете для этой цели любимые игрушки, куклы, плюшевых зверей. Не забывайте меняться ролями учителя и ученика.
  4. Очень важно, чтобы малыш, который занимается каким-то видом творчества, не бросал начатое на середине. Вы должны приучать ребенка доводить все до конца. Если у него что-то не получается, подсказывать ему.
  5. Очень важно вовремя отказаться от надмерной опеки. Малыш должен становиться самостоятельным. К тому же вам нужно быть готовым к тому, что над ребенком начнут насмехаться, если школьнику будет завязывать шнурки или помогать снять куртку.
  6. Поспособствуйте активному общению ребенка с ровесниками, чтоб ему было легче влиться в новый коллектив.
  7. Обязательно рассказывайте о том, какими полезными будут знания, полученные в школе.
  8. Расскажите ребенку о том, что в классе необходимо вести себя тихо и слушать учителя, иначе он пропустит нужную информацию и не сможет усвоить материал.
  9. Учите ребенка быть спокойным, дисциплинированным, с уважением относиться к одноклассникам и учителям, никогда не выяснять отношения криком.

Теперь вы знаете, как родителям подготовить ребенка к школе. Помните о том, что малыша нужно развивать всесторонне, уделяйте внимание, как психологическому, интеллектуальному, так и физическому развитию. Процесс подготовки к школьной скамье должен быть ненавязчивым, не стоит заниматься с малышом через силу, такие действия дадут только отрицательные плоды.



Похожие публикации