Профессиональное обучение (по отраслям) (бакалавриат). Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Перечень отраслей подготовки по направлению профессиональное обучение
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - профильный предмет, по выбору вуза
- Биология - по выбору вуза
- Иностранный язык - по выбору вуза
При поступлении необходимо сдать обязательные экзамены по математике и русскому языку.
Третий обязательный предмет устанавливается вузом, и он напрямую связан с выбранным профилем. К примеру, для третьего обязательного экзамена для поступления на специальность 440304 «Информатика и вычислительная техника» может быть выбран предмет «Информатика и ИКТ».
Кроме того, по выбору вуза может быть назначен и четвертый экзамен по иностранному языку.
Описание специальности
Специальность «Профессиональное обучение» дает студентам самый широкий спектр знаний, умений и навыков. Учебная программа составлена таким образом, чтобы студенты могли получить достаточный объем подготовки по теоретическому и практическому направлениям выбранного ими профиля.
По окончании обучения студенты не только получат глубокие знания и навыки по выбранной специальности, но также научатся передавать эти знания другим специалистам (рабочим). Именно такой аспект специальности позволит выпускникам работать не только непосредственно по выбранной профессии, но и также заниматься обучением в учреждениях среднего профессионального образования.
Сроки обучения
Срок обучения на дневной (очной) форме составляет четыре года. К сроку обучения на заочной или дистанционной форме по усмотрению вуза к четырем годам могут быть добавлены от 6 до 12 месяцев.
Основные предметы
Предметы, которые предстоит изучить студенту при обучении специальности, можно разделить на два блока.
Первый блок является общеобразовательным и может включать в себя такие учебные дисциплины, как:
- История;
- Философия;
- Иностранный язык;
- Политология;
- Безопасность жизнедеятельности;
- Основы экологии.
Второй блок предметов является профилирующим, и в него на усмотрение вуза включаются предметы, непосредственно связанные с выбранным профилем специальности. К примеру, профиль «Информатика и вычислительная техника» может включать такие предметы, как:
- «Языки и методы программирования»;
- «Информатика и компьютерные сети»;
- «Операционные системы» и т.д.
Также во втором блоке присутствуют обязательные дисциплины, необходимые для получения выпускником навыков и умений по выбранной им специальности:
- «Общая и профессиональная педагогика»,
- «Педагогические технологии»,
- «Методика профессионального обучения»,
- «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»
- «Методика воспитательной работы» и др.
Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки
Программа подготовки студентов составлена таким образом, чтобы по завершении учебы выпускники приобрели умения и навыки, ориентированные по нескольким видам учебно-профессиональной деятельности:
- развитие личностных качеств специалиста, необходимых в области его профессиональной деятельности;
- разработка программы и отдельных мероприятий учебно-воспитательной деятельности в учреждениях среднего профобразования;
- организация и обеспечение профессионально-педагогической деятельности в образовательном учреждении на основе существующих нормативно-правовых актов;
- анализ различных профессиональных и педагогических ситуаций, возникающих в процессе обучения специалистов.
В области научно-исследовательской деятельности выпускник должен уметь:
- участвовать в комплексных исследовательских программах, изучающих проблемы подготовки специалистов;
- организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся в учреждении среднего профобразования;
- внедрять в учебный процесс и распространять различные новшества и новые методики по обучению и формированию креативных навыков при подготовке специалистов.
В организационно-технологической деятельности выпускник должен уметь использовать следующие умения и навыки:
- организация деятельности и анализ ее эффективности на предприятиях и в учебно-производственных мастерских;
- техническое обслуживание и эксплуатация учебно-технологического оборудования в образовательном учреждении;
- организация основных этапов учебно-технологического процесса на предприятиях и в учебно-производственных мастерских.
Профессия
В будущем выпускник получит широкие возможности для трудоустройства. Он может найти работу в следующих областях:
- учебно-профессиональная деятельность;
- научно-исследовательские учреждения;
- организационно-технологическая деятельность;
- обучение по выбранной профессии.
Профиль данной специальности зависит от конкретного учебного заведения и может быть различным - «Экономика и управление», «Компьютерная графика и дизайн», «Агроинженерия», «Сервис», «Машиностроение» и т.д. Поэтому при выборе данной специальности необходимо учитывать профиль, выбранный тем университетом, в который вы решили поступать.
Выпускники получат прекрасные перспективы трудоустройства. Помимо учреждений профессионального образования, выпускник может найти работу и в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании.
В качестве работодателей могут выступить образовательные учреждения, организации, занимающиеся дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), службы занятости населения.
Выпускнику бакалавриата по специальности 5В012000 – Профессиональное обучение присуждается академическая степень «бакалавра профессионального обучения».
Выпускники данной специальности могут работать в должности педагога профессионального обучения, преподавателя общетехнических дисциплин специальной технологии по комплексу рабочих профессий в средних и профессиональных школах, колледжах, лицеях, мастера производственного обучения в системе высшего и среднего профессионального образования независимо от ведомоственной принадлежности и формы собственности. Также бакалавры могут занимать первичные должности техника первой категории, младших научных сотрудников, инженеров-лаборантов, инженеров научно-исследовательских учреждений, конструкторских и проектных организаций без предъявления требований к стажу работы, и прочие должности.
Выпускникам специальности 5В012000 – «Профессиональное обучение» присваивается квалификация в зависимости от специализации:
1. Специализация - Сельскохозяйственное производство:
- Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства;
Квалификация – Педагог профессионального обучения (по отрасли).
2. Специализация - Экономика и менеджмент хозяйствующих субъектов
Квалификация - Педагог-менеджер профессионального обучения.
Сферами профессиональной деятельности специальности являются:
- психолого-педагогическая деятельность в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях профессионального образования;
- техническая, технологическая, производственная, экономическая сфера профессиональной деятельности в организациях начального, среднего и дополнительного профессионального образования научно-исследовательских, конструкторских и проектных организациях и на производстве;
- научно-исследовательская деятельность в сфере образования и на производстве в области повышения квалификации работников в соответствии со специализацией;
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- участки и средства осуществления целостного педагогического процесса в следующих организациях, связанных с процессом образования:
- общеобразовательные школы, лицей, гимназий;
- учебно-производственные комбинаты (объединения), учебно-курсовые сети, центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специа¬листов службы занятости населения;
- профессионально-технические школы, училища;
- средние специальные учебные заведения, колледжи;
- высшие учебные заведения;
- конструкторские бюро;
- заводские лаборатории;
- научно-исследовательские организации.
- конструкторские и проектные организации.
Основным направлением деятельности педагога профессионального обучения является теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов по профилю трудовой и профессиональной деятельности.
Педагог профессионального обучения компетентен как в педагогической деятельности, так и в той отрасли народного хозяйства, для которой готовит кадры в профессиональном учебном заведении.
Направленность (профиль) – Экономика и управление
1. Что будет написано в дипломе?
Согласно ФГОС ВО, утвержденным в 2016 году, по окончании бакалавриата выдаётся диплом с присвоением степени «Бакалавр». Диплом даёт право работать в профессиональных образовательных организациях, в организациях, где необходимы экономические знания или владение навыками управления персоналом. Диплом свидетельствует, что выпускник вуза получил высшее образование в области преподавания управленческо-экономических или информационных дисциплин и квалификацию для осуществления функций преподавателя теоретического обучения (отраслевые дисциплины), мастера производственного (практического) обучения, организатора-методиста, психолога профессионального образования и менеджера образовательной деятельности.
2. Область и объекты профессиональной деятельности?
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, социально-экономическую сферу.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: профессиональное обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
3. Каковы основные виды профессиональной деятельности?
Основным видом деятельности, к которому готовятся выпускники, является профессионально-педагогическая деятельность, которая включает:
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области профессионального образования
- обучение и воспитание в сфере профессионального образования в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов
- использование инновационных практикоориентированных технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей
- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, обучающимися и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении педагогическим коллективом для решения задач профессиональной деятельности
- формирование интегративной образовательной среды для обеспечения высокого качества образования, в том числе с применением информационных технологий
- обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса
4. Насколько сегодня востребованы специалисты этого направления на рынке труда?
Трансформационные процессы, происходящие в экономике России и на рынке труда, постоянно требуют подготовки высококвалифицированных кадров, поэтому потребность в педагогах профессионального обучения, способных осуществлять обучение профессиональному творчеству и мастерству, весьма высокая и стабильная.
Конкурентные преимущества педагога профессионального обучения на рынке труда:
Владение современной информацией о развитии мировой экономики и передовыми технологиями управления персоналом
Устойчивая субъектная позиция в профессиональной деятельности
Навыки продуктивного общения и взаимодействия с людьми
Оригинальность мышления, находчивость, разносторонность, стрессоустойчивость, креативность
5. Какие дисциплины (предметы) изучают бакалавры?
В ходе обучения по программам бакалавриата студенты получают знания по следующим блокам дисциплин:
- методология профессионально-педагогических исследований, история и философия профессионального образования
- общая и социальная психология, психология профессий и профессионального образования
- общая и профессиональная педагогика, основы профессионально-педагогической деятельности
- технологии профессионального образования и воспитания, методика профессионального обучения
- практическое обучение
- курсы по выбору, позволяющие совершенствовать компетенции бакалавров в профессионально-педагогической, управленческо-экономической, информационно-коммуникационной областях
Образовательная программа предусматривает следующие виды практик: учебно-профессиональная, образовательно-проектировочная, профессионально-педагогическая, преддипломная. Оценка сформированности заявленных в ФГОС ВО по осваиваемому направлению компетенций осуществляется на основе сдачи итогового государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.
6. Интересно ли учиться на направлении «Профессиональное обучение (по отраслям)»?
Возможность получения разносторонних знаний и развития профессионально-педагогических компетенций вызывает неподдельный интерес у студентов и абитуриентов. Преимущество бакалавриата заключается в том, что параллельно с усвоением знаний происходит формирование различных навыков и развитие компетенций в рамках разнообразных видов деятельности – учебно-профессиональной, научно-исследовательской, проектировочной, творческой, культурной, спортивной и др. Можно выбрать дополнительные занятия в секциях и кружках по интересам, принимать участие в общественной, волонтерской деятельности факультета, проявлять свои таланты и способности на мероприятиях разного уровня – факультетского, университетского, городского, регионального, всероссийского, международного. Когда занимаешься тем, что тебя действительно интересует – это всегда захватывает и вдохновляет на самосовершенствование!
7. В чем заключается особенность подготовки бакалавров профиля «Экономика и управление» на факультете экономики, менеджмента, сервиса и туризма?
Подготовка будущих педагогов профессионального обучения имеет ряд преимуществ:
- Индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом его способностей, интересов, возможностей, потребностей
- Высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава факультета, актуальность выбранного профиля подготовки
- Ежегодно факультет проводит Батышевские чтения в рамках Недели науки, региональную профессионально-педагогическую олимпиаду, региональный студенческий научный форум «Будущее региона – в руках молодых!», студенческую научно-практическую конференцию, где можно представить результаты своих исследований, проекты, доклады по актуальным проблемам
- Возможность продолжить образование в магистратуре по программам «Менеджмент в образовании», «Управление человеческими ресурсами в образовании», «Педагогика и психология профессионального обучения»
- Трудоустройство в ведущие профессиональные образовательные организации г. Омска и области, руководители которых являются социальными партнерами факультета и принимают активное участие в организации образовательного процесса и оценивании его результатов
8. Какие экзамены необходимо сдавать при поступлении?
Программа дает студентам самый широкий спектр знаний, умений и навыков. Выпускники получают не только глубокие знания и навыки по выбранной специальности, но также учатся передавать эти знания другим специалистам. Выпускники получают прекрасные перспективы трудоустройства. Помимо учреждений профессионального образования, выпускник может найти работу и в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании. В качестве работодателей могут выступать образовательные...
Программа дает студентам самый широкий спектр знаний, умений и навыков. Выпускники получают не только глубокие знания и навыки по выбранной специальности, но также учатся передавать эти знания другим специалистам. Выпускники получают прекрасные перспективы трудоустройства. Помимо учреждений профессионального образования, выпускник может найти работу и в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании. В качестве работодателей могут выступать образовательные учреждения, организации, занимающиеся дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), службы занятости населения.
Подробнее Свернуть