Презентация к элективному курсу "психические процессы и их роль в профессиональной деятельности". Презентация психология познавательных процессов Психологические процессы и состояния презентация

Слайд 12

Универсальные принципы работы механизмов памяти

  1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»).
  2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней.
  3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.
  4. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
  5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.
  6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
  7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго.
  8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.
  9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
  10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

НИЗАМОВА ЛЮБОВЬ

Презентация "Познавательные процессы" описывает ряд познавательных процессов, протекающих в человеческом сознании: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь и внимание. По некоторым из них приведена отдельная классификация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Выполнила: студент 2 курса Низамова Любовь

ПЛАН: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕ ВНИМАНИЕ ПАМЯТЬ ВООБРАЖЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ РЕЧЬ

Познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Познавательные процессы Процессы чувственного познания: ощущения; восприятие; внимание; память; воображение; Процессы рационального познания: мышление; речь. ВИДЫ ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ощущение – простейший познавательный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы. ОЩУЩЕНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ по качеству: вкусовые; обонятельные; осязательные; слуховые; зрительные; по локализации: экстероцептивные; дистантные; контактные; интероцептивные; проприоцептивные.

ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ Вкусовые ощущения играют заметную роль в настройке эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему вкус, наряду с обонянием, влияет на пороги других рецепторных систем, например на остроту зрения и слуха, на состояние кожной чувствительности и проприоцепторов.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ Обоняние – способность чувствовать запахи. Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде. Благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека.

ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ Осязательные ощущение – одно из пяти основных видов чувств у человека, состоящее в способности ощущать физическое прикосновение к объектам, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках.

СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ Слуховые ощущения имеют большое значение в жизни человека. Источником слуховых ощущений являются разнообразные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощущения отражают шумовые, музыкальные и речевые звуки.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ Зрительные ощущения оказывают большое влияние на человека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспособность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настроение. Холодные цвета успокаивают человека.

Э кстероцептивные ощущения доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира, и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. ЭКТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

К дистантным ощущениям, наоборот, относятся те, при которых раздражитель вызывает ощущения, действующие на органы чувств с некоторой дистанции. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение. ДИСТАНТНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

К контактным ощущениям относятся те, при которых воздействие, вызывающее ощущение, должно быть приложено непосредственно к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. КОНТАКТНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Интероцептивные ощущения - сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают благодаря рецепторам, находящимся: на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов и других органов; внутри мышц и других органов. ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и в первую очередь о положении в пространстве опорно-двигательного аппарата. Они составляют афферентную основу движений человека и играют решающую роль в их регуляции. ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

Восприятие пространства- необходимое условие ориентировки человека. Восприятие времени – отражение объектив­ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ предмет­ность - отношение сведений, получаемых из окружающего мира к этому миру ц елостность - целостный образ, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. структурность - не является простой суммой ощущений, обобщенная их сумма к онстантность -восприятие окружающих предметов как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д. осмыс­ленность - подчиняется контролю сознания

ВНИМАНИЕ Внимание - это такое свойство психики, которое выражает ее направленность и сосредоточенность на определенных объектах при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного периода времени.

ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ: отбор значимых воздействий, которые бы соответствовали потребностям данной деятельности; игнорирование других, менее существенных конкурирующих воздействий; регуляция деятельности и контроль: удержание, сохранение и выполнение действия до тех пор, пока не будет получен результат.

произвольное непроизвольное постпроизвольное ВИДЫ ВНИМАНИЯ

ПАМЯТЬ Память – форма психического отражения, это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

ВИДЫ ПАМЯТИ наглядно-образная память - память, которая представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. п. образы; словесно-логическая память - память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации; двигательная память - память на движения; эмоциональная память - память на переживания.

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение – психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практическое деятельности. В зависимости от характера создаваемого образа активное воображение может быть воссоздающим или творческим. пассивное воображение – воображение, характеризующееся созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. В зависимости от волевых усилий может быть преднамеренным или непреднамеренным.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ представление в психике действительности в образах (человек может преобразовывать образы и создавать новые на основе представлений); регуляция деятельности и поведения (сталкиваясь с проблемной ситуацией, человек вначале строит программу ее разрешения и прогнозирует результат, а потом осуществляет практические действия); управление эмоциональными состояниями (воображение является основой эмоциональной саморегуляции).

МЫШЛЕНИЕ Мышление –это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Речь – это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств, это исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков РЕЧЬ

ВИДЫ РЕЧИ Внешняя речь Внутренняя речь- особый вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. У стная: диологичкская; монологическая. Письменная речь - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Жестовая - способ общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

3 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

4 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Существуют различные типологии памяти: по сенсорным системам - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память; по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память; по временным характеристикам - долговременная память и кратковременная память.

5 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов. Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках. Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой день рождения, когда вам исполнилось 17 лет; Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны. Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов.

6 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».

7 слайд

Описание слайда:

Долговременная и кратковременная память Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

8 слайд

Описание слайда:

Кратковременная память Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»).

9 слайд

Описание слайда:

Кратковременная память Например, если предъявить строку FBIPHDTWAIBM человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом: FBI PHD TWA IBM

10 слайд

Описание слайда:

Долговременная память Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).

11 слайд

Описание слайда:

Мифология, религия, философия о памяти В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай, - сохранили свою память и после кончины. Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».

12 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображе́ние - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения - Фантазия.

13 слайд

Описание слайда:

Воображение – подобно сну Адама – когда он проснулся и увидел, что всё это правда ДЖ. КИТС

14 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображение как процесса

15 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Виды воображения активное (включает воссоздающее и творческое воображение) пассивное (включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение) продуктивное репродуктивное конкретное абстрактное

19 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Формы воображения агглютинация - создание нового образа из частей других образов гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств заострение - подчеркивание особенностей объектов типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

20 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение и реальность Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

21 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

22 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

23 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения.

24 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышле́ние - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

25 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышле́ние - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

26 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

27 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Бертран Рассел считал: "То, что мы называем мыслями... зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей"

28 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление - высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия.

29 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества.

30 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин - логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

31 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

32 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры - слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. В состав ее сложной и высокоспециализированной структуры входит приблизительно три четверти всех нейронов большого мозга, число которых составляет несколько миллиардов. Вы уже знакомы с некоторыми областями коры, выполняющими специфические функции. Например, первичная зрительная кора, находящаяся в затылочной доле, перерабатывает зрительные сигналы и ответственна за функцию зрения. Однако подобного рода врожденная жесткая связь со специфическими функциями для ряда крупных областей коры еще не установлена.

33 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Особенности мышления Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

34 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

35 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Выделяют следующие виды мышления: Логическое мышление Панорамное мышление Комбинаторное мышление Нестандартное мышление Латеральное мышление Концептуальное мышление Дивергентное мышление Практическое мышление Oбходное мышление Саногенное мышление Патогенное мышление

36 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление делится на: Наглядно-образное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании.) Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.) Предметно-действенное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта.)

37 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Ре́чь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

38 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Выделяют следующие основные функции языка: средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта средство общения (коммуникации) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

39 слайд

Описание слайда:

40 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь это язык в действии. Язык система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис набор правил, по которым строятся предложения.

41 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова личностный смысл это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл это субъективное переживание его содержания

42 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

43 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

44 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза божественного происхождения языка Эта гипотеза отражается в представлениях народов, населяющих Азию и Индостан. Так, в индийских ведах говорится, что установителем имен является Бог - Всеобщий ремесленник и «господин речи». Он давал имена другим богам, а имена вещам устанавливали люди - святые мудрецы. В библейской легенде в первые три дня творения Бог называл крупные объекты сам, а когда перешел к созданию животных и растений, право установления имен было передано Адаму. Эта гипотеза, как и любые религиозные догадки и предположения, не основана на научных знаниях.

45 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза, о том, что люди являются изобретателями языка Сторонником концепции установления имен человеком был Платон. Аристотель же считал, что слова являются знаками волнений души, впечатлений от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель. Каждый правитель в Китае начинал правление с исправления имен. Ж. Ж. Руссо и А. Смит считали, что язык возник как результат соглашения договора, то есть люди собрались и договорились о значении слов.

46 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотезы случайного изобретения языка Исследователь Торндайк считал, что связь звуков со смысловым содержанием слов могла устанавливаться у отдельных индивидуумов случайно и затем при повторении фиксироваться и передаваться другим членам коллектива. Действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.

47 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза аффекта Это одна из ранних гипотез, она полагает, что речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Однако звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку и обобщения. Некоторые ученые полагают, что первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности. Постепенно эти звуки обособились и стали командами.

48 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза жизненных шумов По мнению В. В. Бунака, речь возникла на основе звуков, свойственных высшим обезьянам, но не на основе аффективных криков, а на основе жизненных шумов, сопровождающих обыденное поведение: это хрюканье, аканье, мяуканье и др. Встречаются эти звуки при сборе пищи, на ночлеге, встрече с другими животными. Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.

49 слайд

Описание слайда:

Гипотеза звукоподражания Немецкий философ Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные, например «кукушка» - «ку-ку». Согласно гипотезе Л.Нуаре, древний человек подражал, в первую очередь, звукам, сопровождающим трудовые операции, например «тук-тук».

50 слайд

Описание слайда:

Ещё Ч.Дарвин в книге «Происхождение видов» указывал на возможное происхождение речи путем звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в процессе обучения речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов. Тщетно пытались обучить обезьян звуковой речи человека. Кроме двух слов, «папа» и «чашка», молодой орангутанг не мог выговорить ничего, так как у него иное положение гортани и недоразвитый речевой аппарат. В целом же умение воспроизводить звуки, как это делают некоторые птицы, попугаи, вороны, скворцы, приматам не свойственно

51 слайд

Описание слайда:

Гипотеза ручных жестов Согласно В.Вундту, движение голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимического комплекса - движений тела, рук, лица. Особое значение приобретают движения рук. У первобытных людей сначала была пантомима, сопровождаемая нечленораздельными звуками, как у обезьян, например сигналы опасности, привлечения внимания. Пантомима была слишком громоздка в повседневном общении. Звук становился образом отрезка пантомимы. Н. Я. Марр считал, что вначале люди использовали намеренные движения рукой, связанные с разными действиями или предметами. Это могли быть изобразительные или указательные жесты. Но общение с помощью рук неэкономично, содержит небольшое число знаков. Звуковая речь отличается от жестов большей обобщенностью звуковых единиц, большей комбинаторной возможностью для обозначения разнообразных ситуаций, легкостью воспроизведения, экономичностью.

52 слайд

Описание слайда:

Кроме того, в процессе трудовой деятельности функции руки - коммуникативная и манипуляторная - вступали в конфликт, то есть человек не мог одновременно пользоваться рукой и для общения, и для труда. Поэтому жестовая коммуникация постепенно заменялась более эффективной членораздельной звуковой речью. Опираясь на эти гипотезы, можно говорить о том, что процесс формирования речи был длительным и сложным.

Основные вопросы

1. Ощущение. Виды ощущений.
2. Восприятие, свойства восприятия.
3. Внимание. Виды внимания, и его основные
свойства.
4. Память, виды памяти. Закономерности памяти.
5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления.
6. Воображение, виды воображения.

2

Ключевые понятия

Ощущения
восприятие
▪ предметность
▪ константность
▪ целостность
внимание
▪ устойчивость
▪ распределение
▪ переключение
память
▪реминисценция
▪интерференция
воображение
мышление
▪мыслительные
процессы и действия
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
3

Ощущение. Виды ощущений

Ощущения – отражение отдельных свойств предмета.
Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус,
осязание, слух, зрение.
Систематическая классификация ощущений:
интроцептивные
проприоцептивные
поступают от сигналовпоступают
из внут- из глубоких мышц и суставных
экстрацептивные
поверхностей.
Обеспечивают информаренней среды организма: кишечцию о систеположении
тела Обеспев пространстве и о
вкус, обоняние,
слух, зрение.
ника,Осязание,
желудка, кровеносной
положении
аппарачивают получение
сигналов изопорно-двигательного
внешнего мира и
мы. Обеспечивают
регуляцию
та,сознательного
обеспечиваютповедения.
регуляцию движения.
создают основу
для
элементарных
влечений.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
4

Восприятие. Виды и свойства восприятия

Восприятие – целостное отражение предметов в
сознании человека при их непосредственном воздействии в
данный момент на органы чувств. В акте восприятия
присутствует определенное обобщение.
Ведущие свойства человеческого восприятия
Целостность – образы восприятия представляют собой
целостные, законченные, предметно оформленные
структуры.
Предметность – воспринимается не только комплекс
свойств, а оценивается этот комплекс как определенный
предмет: «стол», «дом» и т. д.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
5

Осмысленность – понимание вещи одновременно с ее восприятием, восприятие
происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь
восприятия с мышлением.
Константность – относительное постоянство формы, величины и цвета предмета, независимо от изменений условий восприятия.
Избирательность – преимущественное вычленение
одних объектов по сравнению с другими, обусловленное
особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами,
потребностями).
Структурность – свойство, позволяющее воспринимать
предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
6

Несформированная целостность.
Таким может быть рисунок ребенка.
Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
7

Внимание, виды и основные свойства внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность
человека на определенных объектах при одновременном
отвлечении от других.
Классификация видов внимания (основание: активность личности) (Н. Ф. Добрынин).
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
свойственно только
человеку; возникает на основе
ПРОИЗВОЛЬНОЕ
свойственно
только человеку,
относится
к высшим
устойчивого
произвольного
внимания
и интереса
психическим
Процесс
формирования
к объекту,
послефункциям.
чего внимание
становится
похожим
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
внимания описал
Л. С. Выготский:
на произвольного
непроизвольное.
внимание
человека непосредственно
привлекается
указательный
жест + слово
= выделение предмета
либо сильным,
либо новым,
либо интересным
из остальных, фиксация.
раздражителем.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
8

Качества внимания
Объем внимания – число поступающих сигналов или
протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в
центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер. Объем внимания равен 7–9 единицам.
Устойчивость – длительность, с которой выделенные
элементы могут сохранять свой доминантный характер.
Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта
на объекте, сила поглощенности его этим объектом.
Распределение внимания – возможность одновременного выполнения нескольких видов действий.
Переключаемость – способность намеренно переносить
внимание с одного объекта на другой.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
9

Память, виды памяти. Закономерности памяти

Память – запечатление (запись), сохранение и
воспроизведение следов прошлого опыта.
Виды памяти
по характеру психической активности,
преобладающей в деятельности
двигательная
эмоциональная
словесно-логическая
образная
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
10

По характеру цели
непроизвольная
произвольная
По степени участия мышления
Смысловая
Механическая
По времени сохранения
кратковременная
долговременная
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
11

По характеру цели
непроизвольная
произвольная
По степени участия мышления
Смысловая
Механическая
По времени сохранения
кратковременная
долговременная
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
12

Закономерности памяти

1. Средний объем механической кратковременной
памяти – 5–7 элементов после первого чтения.
2. Объем памяти варьируется в зависимости от способа
предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью
лучше запоминают материал озвученный и т.д.
3. Качество запоминания зависит от того, какая была
поставлена цель, установка.
4. При многократном предъявлении одного и того же
материала число удерживаемых элементов постепенно
возрастает.
5. Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в
памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на
100 %, а рядОбщая
из 9–10
единицCopiriht
на 40Теплова
%. Л.И.
психология.
13

7. При сохранении заученного материала может обнаружится
явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом
взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя
заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта
между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал
сохраняется лучше.
8. При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание
может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если
последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной
деятельности субъекта.
9. Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное
воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог
воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не
занимался дополнительным упражнением в выполнении данного
задания.
10. Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного
запоминания, которая заключается в том, что прерванная
деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная,
психология.
Copiriht
Теплова Л.И.
т. к. прерванноеОбщая
намерение
сохраняет
состояние
напряжения нервной14

Рисунок
Э. Боринга.
Один и тот же элемент,
включенный в разные
целостные структуры,
воспринимается по-разному.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
15

Мышление, виды мышления. Развитие мышления

Мышление – опосредствованное и обобщенное
отражение действительности в ее существенных связях и
отношениях.
Виды мышления
По развитию в онтогенезе
Словесно-логическое
Наглядно-образное
Наглядно-действенное
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
16

По средствам действия
вербальное
невербальное
По степени рефлексии
рефлексивное
интуитивное
По степени новизны получаемого
продукта по отношению к знаниям субъекта
продуктивное
репродуктивное
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
17

По типу решаемых задач
практическое
теоретическое
Качества мышления
глубина
гибкость
самостоятельность
быстрота
критичность
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
18

Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного
объекта на составляющие его части или характеристики.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять
части в целое.
Сравнение – установление сходства и различия между
объектами.
Классификация – распределение предметов (понятий) на
классы согласно наиболее существенным признакам, присущим
одним предметам (понятиям) и отличающим их от других
предметов (понятий).
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
19

Основные мыслительные процессы и действия

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе
нескольких суждений дается определенный вывод. Различают
индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии.
Петр Петрович всегда пьет чай с Федор Федоровичем.
Федор Федорович пьет сейчас чай.
Пьет ли Петр Петрович сейчас чай?
Все металлы пропускают электрический ток.
Железо – металл.
Пропускает ли оно ток?
Композитор: песня = архитектор:7
Обобщение – мысленное объединение предметов и
явлений по их общим и существенным признакам
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
20

Словесно-логическое мышление
Три характеристики понятия как логической категории:
содержание понятия; объем; связи и отношения данного
понятия с другими.
Под содержанием понимают совокупность существенных
свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают
простые и сложные.
Объем понятия – это количество объектов, охватываемых
данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные
единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени
общности, например: энергия, материя).
Связи и отношения понятия с другими: различают родовые
(понятия, отражающие существенные общие признаки класса
предметов и включающие другие понятия меньшей степени
общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым).
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
21

Качества мышления
глубина
гибкость
самостоятельность
быстрота
критичность
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
22

Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская)

1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у
субъекта существует представление о том, что обозначает
понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он
назвать не может.
2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их
на существенные и второстепенные.
3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называются вторичные, но все это связано с единичным образом,
который служил опорой при формировании понятия, например:
картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто
усвоено, но признаки не обобщаются.
4-й уровень – понятие усвоено полно и точно.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
23

Воображение, виды воображения

Воображение – форма психического отражения,
состоящая в создании образов на основе ранее
сформированных представлений.
Виды воображения:
● По степени субъектности: произвольное и
непроизвольное.
● По отношению к возможному будущему: мечты,
фантазии.
● По степени уникальности: репродуктивное,
творческое.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
24

Основные функции воображения
1. Представление действительности в образах и
составление возможности пользоваться ими, решая
задачи.
2. Регулирование эмоциональных отношений.
3. Формирование внутреннего плана человека.
4. Планирование и программирование деятельности.
5. Произвольная регуляция познавательных процессов
и состояний человека.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
25

Формы синтеза представлений в процессах
воображения
Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности
качеств, свойств, частей предмета.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета,
изменение качества его частей.
Заострение – подчеркивание каких-либо признаков.
Схематизация – сглаживание различий предметов и
выявление черт сходства между ними.
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в
однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
26

Вопросы для самостоятельной работы

1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой
местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее
вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо
известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в
следующий раз. Почему?
2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?»
3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим
понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое
мыслительное действие должен произвести ученик?
4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека?
5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама
съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался
решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение
ребенка.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
27

Литература

1. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М., 1960.
3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская.
– СПб., 1997.
4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л.
Грегори. – М., 1979.
5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987.
6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М.,
1968.
7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей
психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
28

Литература

8. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии
/ А. Р. Лурия. – М., 1975.
9. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В.
В. Петухов. – М., 1987.
10. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964.
11. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д.
Шадрикова. – М., 1990.
12. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие
для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б.
Михалевской. – М., 2002.
13. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я.
Романова. – М., 2002.
Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
  1. 1. Лекция 3 Психические процессы личности
  2. 2. План лекции:
    • Сущность познавательных процессов;
    • Эмоциональные и волевые процессы.
  3. Кумкин А.Н. Основы..." target="_blank"> 3. Список рекомендуемой литературы:
    • Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1.
    • Кумкин А.Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005 г.
    • Кумкин А.Н, Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭиП,
      • 2000 г.
    • Кумкин А.Н., Косцова М.В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2008.
    • Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.
  4. 4. Структура психики:
  5. I – образы, чувственные обр..." target="_blank"> 5. II сигнальные системы
    • I – образы, чувственные образы
    • II – слова, вербально –символичная реальность
  6. Ощущение; Мы..." target="_blank"> 6. 1. Познавательные психические процессы
    • Ощущение; Мышление;
    • Восприятие; Воображение; Речь
    • Представление;
    • Память;
    • Внимание.
  7. отражение конкретных отдельных свойс..." target="_blank"> 7. Ощущение - это
    • отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Анализатор – материальная основа ощущений.
  8. 8. «Сенсорные образы»
  9. 1) по наличию или отсутст..." target="_blank"> 9. Классификация ощущений:
    • 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение - дистантные и контактные;
    • 2) по месту расположения рецепторов:
    • пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе);
    • интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов);
    • специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.
  10. 3) Виды ощущений многообразны: осяз..." target="_blank"> 10. Виды ощущений:
    • 3) Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью
  11. 11. Пороги ощущений – качественные показатели чувствительности анализатора
    • Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
    • Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора
    • Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение - . < нижним абсолютным порогом>.
    • Верхний абсолютный порог>,
    • т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.
  12. сложный процесс приема и преобразо..." target="_blank"> 12. Восприятие - это
    • сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
  13. обнаружение,..." target="_blank"> 13. Четыре уровня перцептивного действия:
    • обнаружение, различение, идентификация, опознание и объективизация
  14. 14. Зрительные иллюзии Соотношение фигуры и фона
  15. ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осоз..." target="_blank"> 15. Свойства восприятия:
    • ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осознаёт, понимает то, что воспринимается.
    • ПРЕДМЕТНОСТЬ - психические образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.
    • ЦЕЛОСТНОСТЬ - в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости.
    • СТРУКТУРНОСТЬ- человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.
    • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них.
    • КОНСТАНТНОСТЬ - одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п.
  16. психический процесс отражения п..." target="_blank"> 16. Представление - это
    • психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
  17. это наиболее обобщённая и опосредованная..." target="_blank"> 17. Мышление -
    • это наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
    • Важно отметить еще две особенности мышления:
    • Связь с действием.
    • Связь с речью. Человеческое мышление - это речевое мышление.
  18. расширение границ познания путё..." target="_blank"> 18. Функция мышления -
    • расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия.
    • Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
  19. ..." target="_blank"> 19. Виды мышления
    • Наглядно-действенное мышление:
    • Наглядно-образное мышление
    оперирование «действиями» Словесно-логическое (абстрактное) мышление оперирование образами Оперирование символами -
  20. - это психический процесс создания но..." target="_blank"> 20. Воображение:
    • - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
    • Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
    Непроизвольные формы воображения: галлюцинации Произвольные формы воображения: мечта, репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Ben Goosens и его фото-галлюцинации
  21. форма психического отражения, заключающаяс..." target="_blank"> 21. Память -
    • форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
    • Запоминание
    • Сохранение
    • Воспроизведение
    • и узнавание
    • Забывание
    • Амнезия
    Основные процессы памяти:
  22. 22. Виды памяти: Краткосрочная (оперативная) Долгосрочная Произвольная (специально заучивается) Непроизвольная: информация заучивается сама собой
  23. 23. Экспериментальная кривая забывания, полученная немецким психологом Германом Эббингаузом (1850-1909).
    • Основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием –
    • в этот период теряется наибольший объем материала.
  24. « Эффект края » - явление, которое состояло в том, ..." target="_blank"> 24.
    • « Эффект края » - явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце стимульного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
    • Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям;
    • Если испытуемый знает, что выученный материал пригодится, запоминается лучше.
    • Трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимульного ряда (например, ряду слогов); С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается.
    • Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.
    ОСОБЕННОСТИ МНЕМОТЕХНИКИ (ЗАПОМИНАНИЯ):
  25. 25. Внимание - это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.
    • Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов.
    Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
  26. 26. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - непреднамеренное, пассивное, эмоциональное. Существует связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий.
  27. 27. Общие характеристики познавательной сферы человека:
    • Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.
    • С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.
    • Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему, индивидуальную для каждого человека.
  28. Эмоции (от лат..." target="_blank"> 28. 2. Эмоциональные и волевые процессы
    • Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний,
    • отражающих в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций.
    • Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий
    • и поступков.
  29. Отражательно-оценочная
  30. 29. Функции эмоций:
    • Отражательно-оценочная
    • Сигнальная
    • Предвосхищающая
    • Активизирующая или тормозящая
    • Ориентирующая и интегрирующая
    • Подкрепляющая
    • Координирующая
    • Системо-образующая
    • Функции ценности
  31. Додонов, как пр..." target="_blank"> 30. Б.И. Додонов «Эмоции как ценность»
    • Додонов, как представитель деятельностного подхода рассматривает эмоцию в связи с потребностями, но при этом выдвигает тезис, что на определённом этапе развития деятельности эмоция сепарируется от потребности, с которой первоначально была связана и становятся для человека самоценной, т.е. превращается в субъект осуществления деятельности не для получения конкретного результата в материальной форме, а для того, чтоб испытать эмоцию определенного качества.
  32. 31. Додонов предлагает классификацию ценностных эмоций:
    • 1) Альтруистические (в основе потребность в поддержке, помощи другому человеку),
    • 2) Праксические эмоции (потребность в деятельности, удовлетворение от окончания дела),
    • 3) Коммуникативные (потребность в общении, желание получить отклик, поделиться мнением),
    • 4) Глорические (потребность в самоутверждении, известности, славе, публичности),
    • 5) Пугнические (потребность в преодолении препятствий, опасности),
    • 6) Романтические (потребность в необыкновенном, чудесном, ожидание чего-то светлого),
    • 7) Эстетические (потребность к красоте, чувстве изящного, возвышенного),
    • 8) Гностические (потребность в сознательной картине мира),
    • 9) Эгоистические (потребность в удовольствии, в телесном и душевном комфорте),
    • 10) Акизитивные (потребность в накоплении, приобретании).
  33. 32. ЭНЛ – выбор профессии, партнера, мироотношение в целом:
    • Общая эмоциональная направленность выступая в качестве одного из системообразующих факторов в психической структуре личности, определяет многие особенности эмоциональной сферы личности.
    • Через неё могут обуславливаться выбор вида деятельности, профессии, хобби, выбор партнера, мироотношение вообще.
  34. заключается в сознательной рег..." target="_blank"> 33. Главная функция воли
    • заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности.
    • В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы
  35. 1. Неявное знание о себе.
  36. ..." target="_blank"> 34. 3 уровня воли:
    • 1. Неявное знание о себе.
    • 2. Рефлексия (осознание).
    • 3. Регуляция.
    • Два механизма волевого регулирования:
    • Волевое усилие.
    • - Установки
  37. <..." target="_blank"> 35. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
    • 1) осознание цели и стремление достичь ее;
    • 2) осознание ряда возможностей достижения цели;
    • 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    • 4) борьба мотивов и выбор;
    • 5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
    • 6) осуществление принятого решения.
  38. К эмоцио..." target="_blank"> 36. Эмоциональные и волевые свойства личности:
    • К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость,
    • глубина переживания эмоций,
    • эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость и экспрессия.
    • оптимизм и пессимизм.
    • В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:
    • Целеустремленность;
    • Решительность;
    • Смелость;
    • Настойчивость;
    • Выдержка;
    • Инициативность;
    • Самостоятельность;
    • Дисциплинированность.
  39. - это система устой..." target="_blank"> 37. Профессионально-важные качества
    • - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности: ее специфика объекта, предмета, задач и средств.
  40. Аттенционные свойства: внимание – ег..." target="_blank"> 38. ПВК инженера:
    • Аттенционные свойства: внимание – его избирательность, объем и устойчивость, распределение, переключение.
    • Наблюдательность;
    • Мнемические свойства: память – ее объем, скорость запоминания, прочность сохранения материала и скорость воспроизведения. Оперативная память.
    • Моторные – точность и скорость движений.
    • Сенсорные свойства – чувствительность анализаторов, способность к различению температур, оттенков цвета и т.д.
    • Имажитивные свойства (способность оперировать образами объектов, воображение, прогнозирующие свойства).
    • Мыслительные (интеллектуальные) свойства.
    • Эмоциональная устойчивость.
    • Волевые качества – выносливость.
    • Речевые – четкость, разборчивость речи.
    • Коммуникативные (способность устанавливать межличностные контакты, общительность, организаторские способности).
    • Профессиональные ЗУН – профессиональная компетентность.
    • Профессиональная направленность личности.
  41. – это тече..." target="_blank"> 39. Т.О., психические процессы личности -
    • – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции.
    • Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение), эмоциональные (чувства, эмоции и переживания) и волевые.
    • Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.


Похожие публикации