Социальные сети в образовании: утопия или реальность? Использование социальных сетей в образовательном процессе

Колодезникова Александра

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»

Реферат на тему:

в образовательном процессе»

Выполнила: ученица 11 класса

Колодезникова Александра

Проверила: Дьячковская М.А.,

Учитель информатики

Якутск, 2012г.

Введение

Заключение.

Приложение.

Введение.

Величайшим феноменом всемирной паутины является образование сетевых сообществ и социальных сетей. Термин «Virtual Community» (виртуальное или сетевое сообщество) придумал Г.Рейнгольд и дал ему следующее определение: «Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает открытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве».

Сегодня сетевые сообщества – вполне обычные объединения людей, а их изучение выделяется в отдельную область знания. Число пользователей некоторых наиболее популярных социальных сетей измеряется десятками миллионов.

Более того, сети являются важным элементом структуры современного общества, а их влияние простирается в самые разные сферы нашей жизнедеятельности: производство, повседневную жизнь, культуру и власть.

Предметом изучения данной работы – использование Интернета в образовательном процессе, а объект – использование социальных сетей в образовательном процессе.

Цель: исследовать возможности использования социальных сетей в образовательном процессе.

Задачи:

  1. Изучить литературу по истории возникновения социальных сетей, видов социальных сетей.
  2. Разработать анкету для учащихся, чтобы выявить, сколько процентов учащихся пользуются социальными сетями в повседневной жизни.
  3. Сделать анализ опроса.
  4. Разработать и провести дистанционную эвристическую викторину.
  5. Сделать анализ проведенной викторины.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы истории возникновения социальных сетей, их классификация. Во второй главе рассказывается о проведенном исследовании.

Термин «Социальная сеть» был введен задолго до появления Интернета и собственно современных интернет-сетей, еще в 1954 году социологом из «Манченстерской школы» Джеймсом Барнсом. Современное понятие в простом виде означает некий круг знакомых человека, где есть сам человек – центр социальной сети, его знакомые – ветки этой социальной сети и отношения между этими людьми – связи. Если рассматривать социальную сеть более глубоко, можно обнаружить, что связи делятся по типам: односторонние и двусторонние; сети друзей, коллег, одноклассников, однокурсников и т.д.

Во второй половине 20 века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция, сначала они стали популярны на западе, чуть позже пришли и к нам. Затем это обычное профессиональное понятие социологов превратилось в модную концепцию, являющуюся одной из центральных в концепции веб2.0, которую как понятие впервые ввел Тим О’Рейли 30 сентября 2005 года в своей статье «Tim O’Reilly – What Is Web 2.0». Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, все те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года – день первого сообщения, отправленного на удаленный компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети АRPA Net. Это был первый шаг к созданию Интернета и современных социальных сетей. Следующим шагом стало изобретение IRC (ретранслируемый интернет-чат) – сервисной системы для общения в режиме реального времени. IRC или «ирка», как ее еще называют, была создана в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом. Это были уже более «продвинутые» социальные сети, однако еще далекие от современных.

Из изобретения компьютеров, электронной почты, IRC и многих других 7 августа 1991 года вытекло изобретение Интернета. Именно в этот день британский ученый Тим Бернерс-Ли впервые опубликовал первые интернет-странички и сделал тем самым следующий шаг к современным социальным сетям. И вот в 1995 году появилась первая приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online,Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады. Концепция Classmates оказалось успешной и с далекого 2005 года она развивается и уже не только в пределах этой сети появились такие мировые гиганты, как MySpace, FaceBook, Bebo и LinkedIn или гиганты рунета Одноклассники.ру, ВКонтакте, МойМир и МойКруг.

Все социальные сети разделяются по типу. Есть сети для поиска людей: одноклассников, однокурсников, коллег и других людей. Есть бизнес-сети, для поиска работы, партнеров, профессионального общения и других деловых вопросов. Некоторые сети основаны на видео, некоторые на аудио и конкретно музыки, а некоторые на фото. Есть и нишевые сети, которые могут не попадать под вышеперечисленные категории.

Также условно сети можно разделить на географическую ориентацию: мировые или для конкретной страны.

Кроме того, в разных сетях по разному относятся к политике открытости информации. Большинство сетей на данный момент открытые, но есть и закрытые, куда люди попадают только по приглашению. Закрытые сети только начинают появляться, но уже можно ожидать их популярность.

По уровню социальные сети можно поделить на веб 1.0 – первые социальные сети с базовым функционалом, веб 2.0 - современные социальные сети с широким функционалом для общения и веб 3.0 – социальные сети будущего, которые решают конкретные проблемы.

В нашей школе всего с 5 по 12 класс 71 учащихся. Из них в повседневной жизни социальными сетями пользуются 50 учащихся.

В основном учащиеся школы зарегистрированы в Вконтакте.ру – 48 учащихся. Также используют такие социальные сети, как FaceBook (15 учащихся), Twitter (6), МойМир (6), Skype (2).

Если рассмотреть по классам, то в 5 классе всего 8 учащихся из них пользуются социальными сетями 1 ученик (16%), 6 класс (всего 8 учащихся) – 6 учащихся (74%), 7 класс (всего 10 учащихся) – 2 (20%), 8 класс (5 учащихся) – 5 (100%), 9 класс (всего 7 учащихся) – 6 учащихся (86%), 10 «а» класс (8 учащихся) – 7 (88%), 10 «б» (всего 8 учащихся) – 6 учащихся (75%), 11 класс (всего 8 учащихся) – 8 (100%), 12 класс (всего 9 учащихся) – 7 (78%), «А» класс (всего 3 учащихся) – 1 (33%)

В нашей школе учителей всего 28, из них социальными сетями пользуются 16 учителей. В основном зарегистрированы в Skype.

§2. Проведение интерактивной викторины по информатике с использованием социальных сетей.

Для этого создали группу «Любители информатики», пригласили учащихся школы в свою группу. В ней зарегистрировались 26 учащихся. Добавили в тему «Интерактивная викторина по информатике». Задания выполнили и отправили ответы 5 учащихся.

Наряду с нашей викториной также другие учащиеся добавили свои вопросы, на которые тоже поступили ответы.

Заключение.

Социальные сети – это сообщество людей с одинаковыми интересами. Каждая школа, каждый класс, каждый коллектив – это одна социальная группа. А компьютерные социальные сети – это способ поддержать интерактивную связь между этими группами людей. Но в любом случае не нужно реальную связь, реальную жизнь заменять виртуальным общением.

3 выбрали

Соцсети принято считать врагами образования. Ведь вместо того, чтобы готовиться к экзаменам, мы можем часами просиживать в них, просматривать чужие фотографии или общаться с друзьями. Но, с другой стороны, интернет-сообщества могут стать хорошим помощником в обучении. Тут, как говорится, важно "уметь их готовить" . На этой неделе свой 11-ый "день рождения" отметил "Фейсбук": сайт, который так сильно изменил нашу жизнь. Давайте разберемся, какую пользу социальные сети могут оказать в деле образования.

Пока в школах и институтах закрывают доступ к социальным сетям, эксперты начинают скромно замечать – в будущем такие сообщества могут стать важной частью образовательного процесса. Интернет вообще дает нам множество инструментов для обучения: нам доступны интернет-библиотеки, дистанционное обучение и массовые открытые онлайн-курсы . Но у формата социальных сетей тоже есть определенные плюсы.

К примеру, они позволяют быстро связываться с педагогом. Учителя, которые используют этот инструмент, отвечают на вопросы студентов по поводу их самостоятельной работы, вывешивают на страницу интересные задания, тематические видеоролики, дают ссылки на полезные материалы. Правда, в таком случае ведение страницы становится частью работы, и личную информацию там уже не опубликуешь. Разве что придется завести два разных аккаунта.

Кроме того, соцсети полезны тем, что позволяют человеку находиться в своей профессиональной или научной среде. Некоторые университетские профессора утверждают, что среда – важнейшая часть обучения в институте. Этого часто не хватает студентам, которые получают дистанционное образование. А социальные сети позволяют им смотреть, чем интересуются их коллеги и педагоги, общаться с ними, участвовать в дискуссиях.

Сегодня создаются специальные социальные сети для школьников и студентов, а также научные сообщества. Например, на сайте Scipeople.ru вместо личной информации пользователю предлагают указать его образование, область научных интересов и профессиональный опыт. Там нет статусов, онлайн-игр и других атрибутов развлекательных соцсетей. Зато есть научные публикации, информация о грантах, возможность искать друзей по научным интересам. Аналогичные международные сообщества: Academia.edu, Researchgate.net, Scispace.net, Mendeley.com, Epernicus.com, MyExperiment.org и т.п.

В принципе, и обычную развлекательную социальную сеть можно сделать полезной для образования. Для этого надо зарегистрироваться в учебных и научных группах по интересным вам темам, добавить в друзья побольше профессоров и коллег-студентов. Тогда больше шансов, что в вашей новостной ленте будут появляться не милые котята, а научные статьи, информация о семинарах, дискуссиях и интересных событиях в мире науки. Жизнь в таком информационном пространстве позволит больше сосредоточиться на учебных задачах.

Массовый прогон Вашего сайта или интернет магазина по базам форумов и блогов .
База обнавляется каждых 10 дней
Прогон осуществляется 6 раз в месяц
В коментарии к заказу укажите по каким форумам и блогам нужен погон по ru или com
А также ключивые фразы для линков

1 — Тариф «НЧ» стоимость 1400р. (Более 3-х сайтов стоимость 1200 р, более 10 стоимость 1000 р.)

Описание: Очень эффективный прогон. Я парсю со статистики все ключевые слова, по которым к Вам на сайт заходили посетители. Потом по этим ключам провожу сбор релевантных страниц Вашего сайта. Далее веду прогон.

От Вас Нужно:

2) Пароль от статистики статистики liveinternet, Mail.ru, Yandex.Metrika, google analytics (надо для парсинга запросов для прогона)

2 — Тариф «Стандарт» стоимость 900р. Более 3х сайтов по 750р. Более 10 (700р)

Описание: Хороший прогон для повышения позиций ВЧ, СЧ и НЧ ключевых слов. Влияет на повышения траста и показателя Тиц, PR. Увеличение посетителей.

От Вас Нужно:
1)Урл сайта
2)Ключевые слова, по которым Вы бы хотели видеть Ваш сайт в топ 10.

3 — Тариф «Два в одном» (НЧ+Стандарт). стоимость 1820р

4 — Тариф «Статья» стоимость: 600-700 доноров 3500р. 1100-1200 доноров 5600 р.

Описание: Супер эффективный прогон. Что получаем после? Тематическая статья до 2 000 символов, хорошо размножена, анкор в середине статьи. На каждом доноре получаем уникальную статью. После прогона я пингую доноров (так они быстро попадают в индекс поисковиков). По желанию можно загнать в индекс все сразу или с разбивкой на 9 дней. За примерами пишите.

От Вас Нужно:
1) Адрес Сайта (с www или без www)
2) Ключевые слова

5 — Тариф «Старт». Для молодых сайтов от 3- х месяцев. cтоимость 420р

Описание: Анкорный и безанкорный прогон молодых сайтов по профилям. тИЦ доноров от 10. Все открыты для индексации.
К-во профилей: 180+
От Вас Нужно: Адрес Сайта (с www или без www), ключевые слова.

6 — Тариф «Пачка». Стоимость прогона одного домена 350р. Заказ от 10 сайтов. (Более 20 сайтов стоимость 280р, более 50 стоимость 210р.)

Описание: Безанкорный прогон сетки сайтов по профилям, тИЦ которых от 10. Для повышения траста.
К-во: 600+
От Вас Нужно: Адрес Сайта (с www или без www)

7 — Тариф «Статья ПРО» стоимость: 100 статей + 1000 беков 2450р . 300 статей + 2000 беков 3150. (Если надо больше статей и беков, пишите обсудим)

Описание: Супер эффективный и безопасный прогон. Что получаем после? Тематическая статья до 2 500 символов, хорошо размножена, анкор в середине статьи. На каждом доноре получаем уникальную статью.

После прогона я собираю урл статей и на них делаю безанкорный прогон по профилям и комментариям. Так мы получаем на свой сайт небольшое количество беков с тематических статей, что в свою очередь не вызывает подозрения у ПС. И прогоном прокачиваем ссылочный вес статьи. В итоге прокачанная статья передает намного больше веса нашему сайту.

По желанию:

— Статьи пингую в гугле и яндексе. (так они быстро попадают в индекс поисковиков).
— Пинг на 9 дней

От Вас Нужно:
1) Адрес Сайта (с www или без www)
2) Ключевые слова

8 — Тариф «Вопрос-ответ» стоимость: стоимость 3000р
Регистрируются несколько аков, один задает вопрос где можно купить то-то и то-то
Второй отвечает я покупал то-то на этом сайт
третий подтверждат качество
Все ответы и вопросы заменяются на синонимы таким образом вопросы и ответы будут разными на разных форумах, только ссылка будет вести на Ваш сайт

9 — Тариф «Анти-СПАМ» стоимость: 5000р
Регистрируется ак, на 60 000 форумах, собирает тематичемкую ин-цию и отвечает по теме 7-10 дней, набирает посты, заем вставляем список ключевых слов и подставляем ссылку, так же в подписи появляется на всех сайтах ссылка.
Наибольшый эффект для продвижения сайта

10 — Тариф «МП» стоимость: 3500р
Собирается тематическая база под проект. И рассылаются личные сообщения всем пользователям форумов. Самый эффективный для продаж, но эфект разовый.

О базах: Все базы собираю сам. Обновляю один раз в неделю. В зависимости от заспамленности. Следующим шагом я убираю те урлы сайтов, которые пишут абузы. Так получается наиболее подходящая база для обратных ссылок, которая не потянет за собой абуз и беков с заспамленных сайтов.

Выполнения заказа от 2 до 6 дней.

Пишите, пожалуйста на почту [email protected] на форуме бываю редко, много заказов

Социальные сети на сегодняшний день являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. Вместе с тем «Одноклассники», «В контакте» и подобные им проекты в отечественном образовании воспринимаются как ресурсы, содержащие развлекательную информацию, в контексте которой не целесообразна публикация учебного контента и, тем более, организация учебной деятельности.
http://pandia.ru/text/78/372/images/image001_323.gif" width="30">Исходя из представленных данных, логично предположить, что «В контакте» является самым популярным и интересным социальным ресурсом для школьников и студентов, и именно его можно рассматривать в качестве инструмента для учебной работы с молодой аудиторией. Конечно, виртуальные социальные сети не являются единственным средством сетевого обучения. Педагогическое сообщество должно стремиться к многообразию форм учебной деятельности. Но на сегодняшний день возможности социальных сетей в решении образовательных задач недооценены.
Можно выделить следующие преимущества использования социальных сетей в учебном процессе.
Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части интернет-аудитории позволяет значительно сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. А реализация потребностей учащихся к общению и стремлению влиться в коллектив сверстников повышает их мотивацию к обучению.
Коммуникативное пространство социальной сети позволяет выстроить неформальное общение между преподавателем и студентами, что позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося: его интересы, мировосприятие, а значит и организовать личностно-ориентированное обучение.
Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки и др. Это стимулирует самостоятельную познавательную деятельность , сокращает производственный цикл получения конкретного интеллектуального или творческого результата, способствует совершенствованию навыков всесторонней оценки и сопоставления получаемой информации.
Высокий уровень взаимодействия преподавателя и студента обеспечивает непрерывность учебного процесса. Обсуждение теоретических вопросов курса и проектных работ учащихся выходит за рамки аудиторных занятий, что повышает эффективность обучения.
Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео - и аудиоматериалов, интерактивных приложений.
Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Кроме того, общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество.
В качестве проблемных моментов при использовании социальных сетей в образовании следует отметить:
невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателей, не позволяющий им активно использовать социальные сети в своей профессиональной деятельности ;
высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса в условиях непрерывного обучения для преподавателя;
частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий школ и вузов;
недопустимое для несовершеннолетних пользователей содержимое, поэтому при работе «В контакте» невозможно обеспечить информационную безопасность школьников и предотвратить их знакомство с контентом для «взрослых».
Решение названных проблем представляется возможным за счет повышения ИКТ-компетенций преподавателей в рамках программ повышения квалификации ; дальнейшего изучения педагогических возможностей социальных сетей; выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве; материального и морального поощрения педагогов через проведение конкурсов методических разработок и использование социальных ресурсов Интернет в образовании. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности несовершеннолетних пользователей виртуальных сетей.

В статье рассматриваются механизмы и возможности использования социальных сетей в школьном образовании

«Никому не дано изменить свое вчера, но мы можем изменить своё завтра...»

Сегодня сложно встретить человека не знакомого с интернетом. Количество людей, подключенных к всемирной Сети, ежедневно растет, и вместе с этим сам интернет динамично развивается. Возможности всемирной сети сегодня активно стараются применять и в современном российском образовании. Блоги, вики, социальные закладки, учебные сетевые сообщества нашли широкое применение в учебной практике средней школы. Вместе с тем популярные виртуальные социальные сети («Одноклассники», «В контакте») в отечественном образовании воспринимаются как ресурсы, содержащие исключительно развлекательную информацию, в контексте которой не целесообразна публикация учебного материала и тем более организация учебной деятельности.

Однако социальные сети сегодня являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. Несмотря на то, что виртуальные социальные сети впервые были представлены интернет-аудитории в США, в нашей стране они снискали наибольшую популярность. По данным компании comScore, в мае 2009 г. пользователи Рунета проводили на подобных сайтах в среднем 6,6 ч в месяц, просматривая при этом по 1 307 страниц. Для сравнения: в общемировом масштабе пользователи проводят в социальных сетях в среднем 3,7 ч в месяц и просматривают по 525 страниц.

Таким образом, социальные сети напоминает страну, в которой “проживают”, “встречаются”, и “общаются” жители планеты, которые в противном случае бы не имели такой возможности. Также, не приходится говорить, что в социальных сетях ежедневно, ежеминутно, ежесекундно происходит массовый непрекращающийся обмен информацией — начиная с личной, такой как личные записи, фотографии, видео, так и информацией другого плана — самые свежие новости, статьи, политические и образовательные семинары, да просто все, что душе угодно — легче перечислить, чего в социальных сетях нет, чем что там есть.

По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир», причем «В контакте» отличается более молодой аудиторией. Так, доля самых молодых респондентов (от 14 до 17 лет), зарегистрированных в этой сети, составила 93 %, а из 10-14-летних пользователей - 85 %. Также «В контакте» является лидером по активности посещения проекта пользователями: 45 % зарегистрированных на этом портале посещают его ежедневно, а 70 % из них - чаще чем раз в день. Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени.

Исходя из представленных данных, логично предположить, что социальные сети является самым популярным и интересным социальным ресурсом для школьников. Также со всей долей уверенности можно сказать, что никакие репрессивные методы борьбы с социальными сетями среди школьников не могут увенчаться успехом. В связи с этим возникает резонный вопрос: можно ли рассматривать социальные сети в качестве инструмента достижения образовательных целей сегодня? Однако данный вопрос до сегодняшнего дня не был поставлен на широкое обсуждение общества. Между тем эта проблема прямо или косвенно касается подавляющего большинства жителей нашей страны, около 90 миллионов которых являются активными пользователями интернета и социальных сетей. Образовательные учреждения в большинстве случаев остаются в стороне от обсуждения этой злободневной проблемы. В связи с вышеизложенным, одной из серьезных проблем, которая должна быть вынесена на широкое обсуждение общественности, я считаю следующую: возможность использования потенциала социальных сетей в образовании школьников в современной России.

Конечно помимо сетей, объединяющих пользователей по интересам и предоставляющих возможность проведения досуга, существуют специализированные социальные сети для школьников и студентов (vmesti.ru, scribbler.ru). Последние, несмотря на удобный специализированный учебный функционал, пока не способны конкурировать с развлекательными сетями. Этому мешает так называемый «сетевой эффект», когда человек, обросший сетью контактов и друзей, не оставит привычную социальную сеть. Кроме того, ресурсы, позиционирующие себя как учебные, вызывают естественное отторжение у школьной аудитории и требуют дополнительных усилий от педагогов для введения и удержания учащихся в новом сетевом пространстве. Поэтому в качестве основы для построения сетевого учебного сообщества продуктивнее использовать более популярные социальные сети.

Такие сетевые технологии, как форумы, блоги, вики, образовательные порталы и автоматизированные системы дистанционного обучения, обладая несомненными дидактическими и методическими преимуществами, уступают социальным сетям с точки зрения вовлеченности пользователей в их коммуникационное пространство, а также соответствия интеллектуальным, творческим и социальным потребностям. Формирование основ информационной и коммуникационной культуры у современных школьников и студентов, к сожалению, происходит не на уроках информатики и не с помощью качественных сетевых образовательных ресурсов, созданных педагогами, а в пространстве той или иной социальной сети. Чаще всего это первый сайт, которым учиться пользоваться ребенок, попавший в Интернет. И тот педагогический дизайн, который тщательно выстраивается нами при создании сетевых учебных ресурсов, не всегда понятен ученикам. Педагогам приходится тратить дополнительные усилия по формированию у учащихся навыков работы в новой для них образовательной среде. Обучаемые же в этой ситуации вынуждены искать компромисс между привычной и комфортной для них виртуальной средой обитания и новым образовательным пространством, в которое его приглашает учитель.

Несмотря на то, что эта проблема еще не получила широкого обсуждения у нас в стране, она вызвала широкий резонанс при обсуждении в США и Европе (ведь проблема носит глобальный характер). Так приводились существенные «за» и «против» использования социальных сетей в образовании. Попытаемся отметить эти позиции, а также рассмотреть небольшой опыт применения социальных сетей в образовании у нас в стране.

· Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части интернет-аудитории позволяет значительно сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. А реализация потребностей учащихся к общению и стремлению жизни в коллективе сверстников повышает их мотивацию к обучению

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный материал: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки и др. Это стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, сокращает производственный цикл получения конкретного интеллектуального или творческого результата, способствует совершенствованию навыков всесторонней оценки и сопоставления получаемой информации.

Высокий уровень взаимодействия преподавателя и школьника обеспечивает непрерывность учебного процесса. Обсуждение теоретических вопросов курса и проектных работ учащихся выходит за рамки урочных занятий, что повышает эффективность обучения.

Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудиоматериалов, интерактивных приложений.

· Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий.

В качестве проблемных моментов при использовании социальных сетей в образовании следует отметить:

· невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателей, не позволяющий им активно использовать социальные сети в своей профессиональной деятельности;

· высокую степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса в условиях непрерывного обучения для преподавателя;

· частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий школ.

Данные проблемы в зарубежных странах решались за счет повышения ИКТ-компетенций преподавателей в рамках программ повышения квалификации; дальнейшего изучения педагогических возможностей социальных сетей; выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве; материального и морального поощрения педагогов через проведение конкурсов методических разработок использования социальных ресурсов Интернет в образовании.

Также хотелось представить на ваш суд опыт использования социальных сетей в образовании одного из преподавателей английского языка: « Вся современная молодежь сейчас по несколько часов свободного времени проводит в Интернете, на различных порталах, сайтах, а главное - социальных сетях. Вот они и стали моим помощником в методике преподавания и контроля усвоения материалов. Расскажу конкретно на примере социальной сети «В контакте», в которой у меня была своя отдельная группа, где все мои "детки" могли отслеживать задания, изменения в расписании и другую необходимую информацию.

В аудиозаписи и видеозаписи группы я добавляла материал, записанный лично мной или найденный в Интернете. Школьники размещали в этой группе свои выполненные задания в специально отведенной для этого категории. Сейчас можно ставить друг другу под видео или аудио «мне нравится» (есть такой специальный значок), кто больше набрал таких отметок, получает высший балл, далее оценки по нисходящей траектории. Соответственно, у школьника появляется стимул не просто получить хорошую оценку, а заслужить авторитет у своих друзей.
Каждое задание становится мини-конкурсом, и по своему опыту скажу - это отлично влияет на качество образования. Со школьниками надо разговаривать на их языке, зачем насиловать их консерваторскими методами, уже давно ставшими неэффективными?»

Таким образом, обсуждение проблемы социальных сетей в образовании за рубежом выявило аргументы « pro » и « contra ». Широкая фаза обмена мнений по этому вопросу там уже завершилась, большинство социальных сетей активно используют как образовательную интернет-среду, созданы даже специальные руководства для педагогов. У нас в стране наиболее остро эта проблема встает сегодня. Учитывая крайне неоднородную социальную структуру нашего общества, можно с уверенностью сказать, что она вызовет бурную полемику. Естественно, чем скорее данная проблема будет поставлена на широкое обсуждение общественности, чем быстрее будут расставлены все точки над «и» в данном вопросе, тем больший эффект это будет иметь для развития российского школьного образования.

Конечно, виртуальные социальные сети не являются единственным средством сетевого обучения. Педагогическое сообщество должно стремиться к многообразию форм учебной деятельности. Но сегодня возможности социальных сетей в решении образовательных задач явно недооценены. И этот вопрос ждет своего обсуждения.



Похожие публикации