Многовариантность общественного развития. Индустриальное общество как техногенная цивилизация

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. На современном этапе развития общественных наук выделяют три оригинальные концепции общественного развития: формационная, теория локальных цивилизаций и модернизационная (теория типов обществ или теория модернизации).

Теории формационного развития общества

Согласно первой концепции – теории формационного развития общества , автором которой был Карл Маркс, смысл развития общества заключается в развитии производительных сил, которое определяется формированием соответствующих им производственных отношений, но которые перерастают в новые, более прогрессивные производственные отношения; они оказываются в противоречии с существующими производственными отношениями, сменяют их и определяют смену общественной формации и новое развитие производительных сил.

Экономические формации следуют друг за другом: первобытно-общинная — рабовладельческая и феодальная — капиталистическая — коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

Теория локальных цивилизаций

Вторая концепция общественного развития – теория локальных цивилизаций . Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» — это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

Наряду с понятием «цивилизация» сторонники цивилизационного подхода широко используют понятие «культурно-исторические типы», под которыми понимаются исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития. Цивилизационный подход имеет, как считают современные обществоведы, ряд сильных сторон. Во-первых, его принципы применимы к истории любой страны или группы стран.

Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Правда, оборотной стороной этой универсальности становится потеря критериев того, какие именно черты этой специфики более значимы, а какие менее. Во-вторых, подчеркивание специфики обязательно предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Но осознание этой многовариантности не всегда помогает, а часто даже затрудняет понимание того, какие из этих вариантов лучше, а какие хуже (ведь все цивилизации считаются равноценными). В-третьих, цивилизационный подход отводит приоритетную роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. Однако подчеркивание важного значения религии, культуры, менталитета для характеристики и оценки цивилизации часто приводит к абстрагированию от материального производства как чего-то второстепенного. Главная слабость цивилизационного подхода заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизации.

Теория цивилизаций (модернизационная)

Третья концепция, наиболее востребованная сегодня – модернизационная (теория типов обществ) — согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и других экономистов-институционалистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества. Большинство исследователей считают, что решающую роль здесь играют:

  • отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
  • отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
  • система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

Традиционное общество

Традиционное общество (с 4-3 тыс. до н.э.) — цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства Средневековья, государства Африки. Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) - таково требование самой жизни на грани природного и социального. В отношениях между людьми существовала личная зависимость, которая порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Повседневная жизнь регулировалась не столько законами, сколько традицией - сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков.

Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития. Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь - наместник Бога на земле»). Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.


Традиционные общества были организованы вокруг «взаимодействия с природой». В экономическом смысле все они были аграрными обществами, обществами с доминирующим первичным сектором экономики. Кроме то­го, все эти совершенно непохожие друг на друга общества объединялись приверженностью традициям в социокультур­ной сфере (инерционность принятых культурных образцов, устойчивость обычаев, преобладание предписанных моделей поведения); наличием относительно простого и тяготеющего к закреплению в сословных или кастовых иерархиях разде­ления труда; низким уровнем урбанизации и грамотности населения и т. п.

В современном мире существуют страны, фактически со­храняющие традиционный уклад жизни. В частности, в целом ряде стран так называемого третьего мира (прежде всего в Тропической Африке, некоторых странах Азии) ос­новной отраслью экономики остается сельское хозяйство (в нем занята подавляющая часть населения). Сохраняется присущая традиционному обществу тесная связь человека с первичным коллективом - родом, кастой, религиозной общиной. В то же время народы и страны, сохранившие по сей день традиционный уклад жизни, существенно отлича­ются от обществ далекого прошлого. Так или иначе они ин­тегрируются в мировую экономику, в быт и культуру этих народов проникает все больше заимствований из-за рубежа. При этом и во многих индустриально развитых странах на сегодняшний день сохраняют значение свойственные доиндустриальному обществу родственные, родовые связи, зем­лячества, этническая или религиозная общность.

Индустриальное общество

Индустриального общество – сформировалось изначально в Западной Европе: глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья – Реформация и Просвещение. Индустриальное общество - это урбанизированное общество, расцвет крупных городов. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.

Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.

Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой. Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь.


Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами.

В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества.

Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий).

Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни. Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

Постиндустриальное (современное) общество.

Постиндустриальное общество - это инновационное общество, в экономике которого преобладает сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний. Это общество с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности. Доля занятого населения преобладает в сфере услуг.

Возникновение предпосылок постиндустриального общества, наметившееся в конце прошлого века в ряде промышленно развитых стран, означает существенное изменение цивилизационных приоритетов общественного развития, перестройку цивилизационных оснований техногенной цивилизации. Сохранение уникальных природных и культурных ландшафтов является более важным для человечества, чем их индустриальное освоение. Предпочтение отдаются ресурсо- и энергосберегающим технологиям, а также наукоемким технологиям молекулярного уровня. Общественное сознание постиндустриального общества пришло к осознанию необходимости разумного ограничения потребления (продуктов питания, топлива и т. д.).

В промышленно развитых странах спрос на малое породил целую индустрию малых форм: от крошечных декоративных растений и домашних животных до малолитражных автомобилей. Человек постиндустриального общества осознает высочайшую ценность природы как универсального дома всего человечества. Поэтому дальнейшие стратегии цивилизационного развития направлены не на покорение природы, переделку общества и создание нового человека, а на совместное гармоничное развитие природы и культуры. Описывая экономическую систему постиндустриального общества, сторонники теорий постиндустриализма, как пра­вило, выделяют следующие его характерные признаки: ре­шающее значение широкого применения информационных технологий; превращение производства знания в самостоя­тельную отрасль экономики (в связи с этим более поздние теории (конец 70-х - 80-е гг.) стали именоваться теориями информационного общества).


Знанию и информации, а так­же интерактивным коммуникациям приписывается роль ос­новного фактора социальных и политических изменений в современном западном обществе. Информационные техно­логии влекут за собой качественные перемены. Они позво­ляют осуществить реальную децентрализацию, что приводит к возникновению ряда малых и гибких фирм и организаци­онных объединений, имеющих подвижную структуру. Де­централизация и деурбанизация производства, изменение характера труда позволяют осуществить возврат к домашне­му труду («домашней индустрии») на основе современной электронной техники и информационной технологии. Про­исходит индивидуализация товаров и услуг. На смену массовому производству приходит гибкое мелкосерийное произ­водство продукции, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Не­вероятно возрастают возможности вертикальной и особенно горизонтальной мобильности индивидов - развитие комму­никаций и увеличение благосостояния дают возможность свободно менять место проживания. В социальной структуре общества эти изменения приво­дят к исчезновению, размыванию границ социальных клас­сов благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу пост­индустриального общества - знаниям.

Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накоп­ленным знаниям. В политической сфере происходит окон­чательное утверждение плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных инсти­тутов и структур. Вместе с тем становление информационного общества сопровождается обострением ряда противоречий. В частности, информационное общество нередко образно именуют «духов­ным водоворотом», характеризующимся утратой согласия, неспособностью прийти к единому стандарту поведения, об­щим правилам, языку и т. д. Мозаика ценностных ориентации порождает резкий рост числа субкультур, что способно увеличить опасность возникновения социальных конфлик­тов. Однако именно развитие информационного сектора экономики и бурный прогресс информационно-коммуникацион­ных технологий открыли дополнительные возможности для развития процессов глобализации.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики - базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализма и компетентности, обучаемость и творческий подход любого субъекта экономической деятельности. Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал- высокопрофессиональные люди, которые обладают достаточно высоким уровнем образования, которые продвигают вперед науку и знания как ее результат во всех видах общественной деятельности.

Линия сравнения Традиционное Индустриальное Информационное
Время возникновения Переход от первобытности к первым цивилизациям (4 тыс. до н.э.) Переход от Средневековья к Новому времени (16 век) Переход к современности (60-70-е ХХ века)
Способ перехода Неолитическая революция Промышленная революция НТР
Основной фактор производства Земля Капитал Информация (знания)
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества
Занятость населения С/х — более 75% С/х – около 10%, промышленность – 85% С/х – до 3%, промышленность – 33% услуги – 66%
Доминирующие формы собственности Общинная Частная Акционерная
Товарность Натуральное хозяйство Массовое производство Мелкосерийное производство
Социальная структура Сословия, классы, включённость всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность. Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность социальных лифтов, открытое общество Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний и квалификации
Продолжительность жизни 40-50 лет 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое, идеал гармонии Глобальное, неконтролируемое, эксплуатация Глобальное, контролируемое, решение экологических проблем
Политическая жизнь Преобладание монархических форм правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, для неё нее нужны обоснования, самоуправление общин. Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования, власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – демократии консенсуса.
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, преобладает устная передача информации, малое количество образованных людей, борьба с неграмотностью. Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов. Основа мировоззрения – информация; особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование.

Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией. Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы (автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений науки. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т. е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К. Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т. е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Такие представления отражены в метафоре мира как часового механизма, отдельные части которого связаны жестким причинно-следственным взаимодействием. Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Определение К. Марксом природы как «неорганического тела человека» иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. Пафос Прометеевой воли новоевропейского человека, утверждение его силы и власти означали утверждение безграничных преобразовательных возможностей в отношении природы. Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» - таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.
формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.Социальные отношения, невидимые нити социальной ткани, в индустриальном обществе принимают форму товарно-денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Это порождает иллюзию того, что не люди господствуют друг над другом, связанные исторически определенным типом общественных отношений, но «деньги правят миром». Только глубокое изучение общества способно развеять эту иллюзию и показать, что в основе той или иной формы эксплуатации труда лежит исторически определенный тип общественного производства и соответствующие ему отношения собственности и распределения.Если социальные отношения в традиционном обществе называют непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей - социальных партнеров. Описывая средневековые города, М. Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако в отличие от односельчан городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.
Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются еще в XVI-XVII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Промышленные корпорации защищали права своих членов в городском суде, в том числе и перед лицом бывшего хозяина. Во многих странах вердикт городского суда был окончательным и не подлежал обжалованию королевским судом. До наших дней дошла поговорка «Городской воздух делает свободным». Однако с усилением централизованных государств отправление правосудия все более сосредоточивается в руках верховной власти. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

10. В чем принципиально различаются философия и идеология как формы духовной деятельности?(в 5 вопросе)

В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной. С одной стороны – идеология, с другой – философия, искусство. Особняком стоит религия, которая может становиться на ту или иную сторону. В этом раздвоении ценностных систем заложена духовная движущая сила общественного развития. Раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.

Идеология есть совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп лиц – слоев, сословий, классов, профессий или всего общества. В последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически.Идеология, несомненно, есть духовное образование, поскольку в своем содержании всегда выходит за границы повседневного, эмпирического опыта. Но при этом создаваемая и действующая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает всех людей, разделяющих ее основные положения, определяет непосредственную мотивацию их конкретных дел и поступков.Особую роль в обществе играют общенациональная и государственная идеологии, хотя они не всегда совпадают. По содержанию общенациональная идеология шире, нежели идеология государственная. Последняя включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандистской машиной, в известной мере буквально навязывается государством гражданам. Без сплочения населения страны в единую общность, без осознания людьми того, что они являются гражданами определенного государства со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями, государство просто не сможет существовать и развалится.Миллионные массы людей сознательно, а чаще всего неосознанно руководствуются в своей жизни идеологическими оценками. Это тот привычный мир жизненных смыслов и оценок (моральных, политических и экономических), в который погружено бытие отдельного человека.Выше уже было сказано, что в этой иерархической структуре не все ценности могут быть отнесены к собственно духовным. Есть жизненно важные потребности в еде, одежде, лекарствах, которые напрямую связаны с повседневностью. Но в том‑то и дело, что только при наличии высших духовных ценностей в самой идеологии все иные ценности обретают свое законное, должное место в системе пропагандируемых ею ценностей. Отсюда та колоссальная роль, которую играет духовный аспект идеологии в обществе.Бездуховность – серьезная болезнь, которая поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении все равно чего – кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана профессиональными идеологами.Критика содержания любой идеологии всегда имеет серьезные обоснования. И об этом мы скажем ниже. Но сначала необходимо ее защитить от необоснованных обвинений. Борьба против существования идеологии в обществе – это определенная идеологическая установка. Возникает вполне законный вопрос – кому это выгодно?Разумеется, критика тоталитарных претензий любой идеологии необходима. Идеология, не оставляющая места для самостоятельных духовных поисков, несостоятельна и обречена на гибель, если только она не вызовет крушения всего общества. Огромный духовный кризис, поразивший постсоветское общество, был вызван прежде всего обвалом всей структуры социалистических ценностей, на которых выросло не одно поколение советских людей. Но не следует забывать, что это была тоталитарная идеология, имевшая всепроникающий характер. Идеология создавала из слов, пожалуй, самую совершенную реальность, какую знала светская наука и культура. Но в реальной жизни ей противостояла унифицированная, серая и бедная социальная реальность.Обычно говорят, что духовности никогда не бывает много. Но духовные поиски высших идеалов, тем более в идеологии, не самоцель. Человек – существо еще и земное, и общественное. Поэтому стремление к гармоничному сочетанию в человеке природного, социального и духовного выглядит гораздо более привлекательным, чем предельно возвышенная духовность при недостатке в обществе элементарных материальных средств к жизни.Философия, искусство и связанные с ними другие виды духовной деятельности как раз и выполняют критико‑рефлексивную функцию в обществе, прежде всего по отношению к государственной идеологии или ее заменителям, хотя их роль в общественной жизни к этой функции не сводится. Философия есть учение об общих принципах бытия и познания, она представляет собой рациональную форму обоснования и выражения ценностного отношения человека к миру. Философия вырабатывает наиболее общую систему взглядов общественного человека на мир и его место в нем. Знакомство с философскими системами приобщает человека к коллективному опыту человечества, к его мудрости, как, впрочем, и заблуждениям, ошибкам, позволяет выработать созвучные его устремлениям идеалы, цели и ценности. Специфика искусства заключается в чувственно‑наглядном, образном освоении действительности, в отличие от теоретико‑понятийного освоения, свойственного научному знанию.За многообразными социальными функциями философии и искусства нельзя не видеть их главной критико‑рефлексивной функции. Идеология, с одной стороны, философия и искусство – с другой, будучи духовно‑практическими видами деятельности, как раз и позволяют, каждая по‑своему, связать воедино все сферы жизни общества, в том числе науку и материальную практику. По мере развития сфер науки и материального производства роль ценностного освоения мира не только не понижается, но, напротив, возрастает.С этой точки зрения философия и искусство выполняют, говоря управленческим языком, функцию той обратной связи, которая занимается оценкой результатов деятельности общества под определяющим воздействием целей, сформулированных идеологией. Поэтому ценностная сфера деятельности нередко вызывала подозрения у политиков и идеологов. Чем далее отстоит общество от демократии, тем уже здесь границы дозволенного.Особую роль в сфере ценностной деятельности играет религия. Способность человека к трансцендированию приобретает в ней особую форму. Духовность с религиозной точки зрения есть абсолютная, всеобъемлющая, надындивидуальная реальность. Этот мир, составляющий подлинную основу жизни общества (а также природы), открывается только верующим. В отличие от философии, апеллирующей к разуму, исходное начало религиозного мировоззрения – вера. Верующий полностью находится внутри этой реальности, которая открывает ему вечные, неизменные нормы индивидуального поведения, принципы организации общественной жизни, т. е. все то, что называется общественно‑нравственным идеалом.В течение многих столетий религия в разных странах стремилась реализовать свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти. Превращение религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а тем более в государственную идеологию подчас приводило к появлению теократического государства. Религиозные взгляды, которые навязываются силой государства, ведут к дискредитации религии, к отходу от нее широких масс населения.В светском государстве религия, как, впрочем, и философия и искусство, не должна быть орудием государственной власти и политики. Каждое из них разрабатывает свою систему ценностей, свое воззрение на мир.Несмотря на неизбежные трудности так называемого переходного периода в современной России, ценностная сфера общественной жизнедеятельности людей все больше утверждает себя в качестве особой всеобщей сферы.

А теперь посмотрим, что представлял собой человек нового типа, творец индустриального мира и был ли он счастлив. Новое общество, безусловно, дало ему не только материальные блага, но и ощущение себя свободной автономной личностью: он мог выбирать религию, политические взгляды, профессию по своему усмотрению, имел право на собственность, преуспевание и карьеру, независимо от происхождения. И эти многочисленные права были прочно защищены законами и демократическими институтами.

И вместе с тем, как отмечали многие авторитетные авторы, индустриальное общество стремится доминировать над каждым отдельным человеком, который парадоксальным образом становится еще более несвободным, чем раньше, несмотря на демократию. В этом плане не случайно, а скорее закономерно, что тоталитаризм стал одним из горьких плодов индустриальной цивилизации. Он стал возможен в эпоху веры во всемогущество социальной инженерии – плановой, рациональной перестройки общества, когда человек, сам того не замечая, постепенно превращался в деталь производственной и государственной машины, утрачивая способность самостоятельно мыслить и принимать решения. Настоящие тоталитарные режимы, подобные сталинскому режиму в России, считаются современными социологами нежелательными и непродуктивными, но вполне возможными вариантами планируемого массового общества . Однако тоталитаризм в смягченной, завуалированной форме может присутствовать и в самых демократических государствах. На это указывал, в частности, Э. Фромм: «Мы не замечаем, что стали жертвами власти нового рода. Мы превратились в роботов, но живем под влиянием иллюзии, будто мы самостоятельные индивиды… Индивид живет в мире, с которым потерял все подлинные связи, в котором все и вся инструментализировано; и сам он стал частью машины, созданной его собственными руками. Он знает, каких мыслей, каких чувств, каких желаний ждут от него окружающие, и мыслит, чувствует и желает в соответствии с этими ожиданиями, утрачивая при этом свое «я»…».

Главным критерием оценки человека в индустриальном обществе является его соответствие требованиям системы, способность выполнять те или иные функции. Все, отклоняющееся от заданных образцов поведения, подавляется. Тотальный надзор и «охват» человека, который для общества предстает, прежде всего, служащим, начинается со школьной скамьи и продолжается дальше, во всех сферах его деятельности, где приходится постоянно доказывать свою пригодность и эффективность. В результате человек регрессирует, его душа «овеществляется», индивидуальность выхолащивается. Так появляется «человек массы», которого Г. Маркузе называл «одномерным», а Д. Рисмэн – «человеком-локатором»: он перестает быть собой, живет и действует в соответствии с общепринятыми стандартами и, что самое печальное, нуждается в навязанных извне стереотипах , т.е., в сущности, незаметно для себя теряет свободу и даже перестает нуждаться в ней. У такого человека нет ничего постоянного: ни традиции, ни культуры, ни религии, ни морали. Цели и ценности постоянно меняются – в зависимости от людей, на которых приходится ориентироваться, ибо главный девиз – «я такой, каким я вам нужен». Постоянна лишь зависимость от других и поиски одобрения общества, а также тревога, неуверенность в себе, стремление одолеть конкурентов, беспокойство и бесконечное одиночество. Все это приводит к кризису идентичности, к отсутствию постоянных привязанностей, устойчивого «Я», к атрофии эмоциональной сферы.

В результате, получив, казалось бы, все возможности для самореализации, развития своих творческих сил, человек оказался в рабской зависимости от своего же собственного эгоизма, воплощенного в обществе, где торжествовало «всеобщее потребление» и «индустрия развлечений».

Подведем итоги анализа индустриализма. Индустриальное общество оптимально соответствовало четвертой стадии развития творения. Оно открыло самые широкие перспективы для реализации всех желаний эгоистического свойства: физических, телесных – за счет технического прогресса; желаний богатства, славы и власти – благодаря демократическим свободам и либеральным ценностям; жажды знаний – за счет бурного развития науки, отношение к которой приобрело характер культа. И, наконец, человек получил на какое-то время возможность почувствовать себя полновластным хозяином, «богом» в том искусственном мирке, который он создавал своими руками, и который рисовало ему эгоистическое восприятие. Этот искусственный технологический универсум ошибочно принимался за мир настоящий, законы, придуманные эгоистическим сознанием, экстраполировались на Природу, хотя в действительности они все больше и больше вступали с ней в противоречие. Общество, построенное на таких непрочных и «неправильных» основаниях, не могло существовать долго. Однако его влияние на окружающий мир достигло огромных масштабов, втягивая в четвертую стадию те страны, в которых коллективистские принципы и религиозные нормы еще продолжали сдерживать развитие эгоизма.

Западная модель общества волнами проникала в самые отдаленные уголки планеты. Большую роль в этом процессе сыграла колониальная политика: ее результатом стало формирование капиталистической мир-системы, в начале ХХ в. охватившей большую часть планеты. К 1914 г. европейцы или бывшие европейские колонии контролировали 84 % поверхности суши. В 1900 г. Британская империя, над которой никогда не заходило солнце, простиралась на 11 миллионов квадратных миль и насчитывала 390 млн. человек

Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства , но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией . Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство . Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен , но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией .

Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы (автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений науки. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой .

Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни . Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т.д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни . Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т.е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К.Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т.е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений .

Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами . Такие представления отражены в метафоре мира как часового механизма, отдельные части которого связаны жестким причинно-следственным взаимодействием . Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания , т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Определение К.Марксом природы как «неорганического тела человека» иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья . Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» - таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.

В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности , т.е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую . Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу . Свободный человек становится хозяином своей судьбы.

Если социальные отношения в традиционном обществе называют непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей - социальных партнеров. Описывая средневековые города, М.Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако в отличие от односельчан городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т.д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.

Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни . Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются еще в XVI-XVII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства , не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

| Страница


Уроки 27-29. Типология обществ

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «традицион­ное общество», «индустриализация», «техногенная цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивили­зация восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «тео­кратия», «секуляризация», «социальный контракт»; ознакомить с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней; разви­вать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, системати­зировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок - деловая игра.

Ход ур о ка

I. Организационный момент

Каковы основные уровни рассмотрения общества? У каждого исторического типа общества есть какие-то общие характе­ристики, по которым ту или иную общность людей можно отнести к определенному историческому типу общества. Раз­ные ученые, размышляя на эти темы, определяют различные существенные признаки. Большинство исследователей счи­тают, что решающую роль здесь играют:

Отношение людей к природе;

Отношение людей к друг другу;

Система ценностей и жизненных смыслов.

Тема урока: «Типология обществ». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Традиционное общество.

2. Становление индустриального общества.

3. Индустриальное общество как техногенная цивилизация.

4. Современное общество в зеркале, цивилизационного опыта.

5. Восток и Запад в диалоге культур.

П. Новый материал

Представьте себе, что мы присутствуем на заседании «кругло­го стола» в университете. Тема заседания: «Типология обществ». Вы все специалисты узкого профиля, и ваша задача - как можно доступнее познакомить остальных участников «круглого стола» с современными взглядами на типы обществ.

Группа 1, работая с п. 1 § 11-12, дает характеристику традици­онному обществу.

Группа 2, работая с п. 2 § 11-12, дает характеристику индуст­риальному обществу.

Группа 3, работая с п. 3, 4 § 11-12, дает характеристику техно­генной цивилизации.

. Группа 4, работая с п. 5 § 11-12 и дополнительным материалом, дает характеристику современной цивилизации.

План ответа

1. Отношение представителей данного типа общества к природе. ". 2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.

3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.

- Вопросы к группе 1

1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного об­щества?

2. Что является основой жизнедеятельности человека в тради­ционном обществе? Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества.

3. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

4. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между людьми в традиционном обществе?

5. Что такое «внеэкономическое принуждение»?

6. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на примеры из всеобщей истории.

7. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей?

8. Прокомментируйте приведенный факт с точки зрения ценно­стей традиционного общества.

9. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек» и «лич-" ность» в традиционном обществе.

10. Каким было отношение к традициям?

11. Чем определялся социальный статус человека в традиционном обществе?

12. Поясните поговорку того времени: «На роду написано».

13. Охарактеризуйте повседневную жизнь традиционного об­щества.

14. Охарактеризуйте политическое устройство государств на эта­пе традиционного общества. Попытайтесь обосновать силь­ную власть правителей и покорность населения.

15. Какова роль церкви на данном этапе развития человечества?

16. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.

^ Дополнительный материал для группы 1

Существует одна средневековая норманнская легенда о благородном воине, который, путешествуя по Европе, совершил много славных подвигов. Однажды поиски приключений занесли его в замок благородного господина на юге Франции. В гостеприимном замке викингу понравилось множество вещей и драгоценностей. После обильного застолья в его честь, когда все улеглись спать, благородный викинг собрал все приглянувшиеся ему вещи и покинул гостеприимный замок. Но в дороге его начала мучить совесть. Воин решил, что он поступил неблагородно и бесчестно по отношению к ра­душному хозяину. Тогда он вернулся в замок, разбудил хозяина, вызвал его на поединок, убил, забрал драгоценности и с чистой совестью отправился искать новых приключений.

Вопросы к группе 2

1. Перечислите и охарактеризуйте предпосылки, которые сфор­мировали новый тип цивилизационного развития - индуст­риальное (капиталистическое) общество.

2. Как отвечал на заданный вопрос К. Маркс?

3. В чем видел истоки «духа капитализма» М. Вебер?

4. Что такое, с его точки зрения, «цивилизованный капита­лизм»?

5. Охарактеризуйте взгляды французского историка Ф. Броделя на предпосылки капитализма.

6. Как вы считаете, кто из перечисленных мыслителей наиболее точно указал на предпосылки складывающегося индустри­ального общества.

Вопросы к группе 3

1. Какое определение можно дать индустриальному обществу?

2. Чем вызвано стремительное развитие индустриального об­щества?

3. Почему человек традиционного общества воспринимал вре­мя как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества - как прогресс («стрела времени»)?

4. Почему некоторые исследователи называют данный период развития общества «техногенной цивилизацией»?

5. Как изменяется место человека в системе общественного производства?

6. Какова роль науки на данном этапе?

7. Охарактеризуйте качество жизни человека в индустриальном обществе.

8. Охарактеризуйте взаимоотношения человека и природы на данном отрезке исторического пути.

9. Что такое «секуляризация общественного сознания»? Какие последствия имеет этот процесс для человека?

10. Охарактеризуйте экономические отношения между людьми в индустриальном обществе.

11. Проанализируйте эти взаимоотношения: что вам кажется справедливым, а что - нет?

12. К каким последствиям приводит разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности?

13. Какую высшую ценность дарует индустриальное общество человеку?

14. Можно ли отождествлять цивилизованный капитализм с обо­гащением любой ценой?

15. Опишите изменения, которые происходили в бытовых усло­виях человека индустриального общества.

16. Какие политические тенденции наблюдаются на данном от­резке времени?

17. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.

Вопросы к группе 4

1. Охарактеризуйте контуры современного общества.

2. Сформулируйте тезисы на тему: «Информационное общество: «за» и «против».

3. Г. Спенсер считает, что с появлением компьютера человек ут­рачивает представление о себе как о единственном разумном существе, так же как с открытием Коперника и Галилея он перестал осознавать себя центром Вселенной, а с появлением теории Дарвина пошатнулся миф о человеке как о венце бо­жественного творения. Согласны ли вы с этим утверждением? Свою точку зрения обоснуйте.

. " ^ Дополнительный материал для группы 4

Информационное общество

Представьте себе город будущего. Парки, озера, клумбы, кристально чистый воздух. Индивидуальные машины находятся за городом. Под ули­цами размещены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды коммуникаций. Отпала надобность в деловых поездках. Вся необходимая информация поступает на домашний экран. Денежные расчеты осуществля­ются с помощью банковских карточек. Когда эти карточки используются для оплаты, машины автоматически переводят любую сумму с одного банков­ского счета на другой. Люди носят при себе специальные радиоустройства, через которые автоматически вызываются полиция и скорая помощь. Дома снабжены сигнальными системами на случай пожара. Преступность канула в прошлое, уличных ограблений не происходит, тем более что люди не носят при себе наличность. Произошли большие изменения и в политической жизни. Активный обмен информацией, учет множества мнений привели к формированию единой политической платформы для всех партий и со­циальных групп. Наступила эпоха невиданной демократии - такую картину будущего рисует американский социолог Дж. Мартин.

Решающее значение в переходе к такому обществу и в самой его жиз­недеятельности приобретают информационные процессы, новые способы получения, хранения, распространения информации.

Информация (от лат. разъяснение, изложение) - это некоторые сведе­ния, совокупность каких-либо данных. Ученые под информацией понимают не только слово или математический знак, а любой сигнал - шум прибоя, гудок локомотива, шелест листьев; даже пауза, безмолвие оцениваются ими как информация. Потребность выразить и запомнить информацию привела к возникновению речи, письменности, изобразительного искусства, книгопечатания, телеграфа, радио, телевидения. Наконец, были изобретены ЭВМ, предназначенные специально для автоматической обработки инфор­мации. Они помогают «справиться с информационным взрывом» - явлением, возрастающим по восходящей линии. Например, объем всех научных пуб­ликаций за один 1985 г. превысил все то, что было издано в период между эпохой Возрождения и 1976 г., т. е. за 500 лет.

В индустриально развитых странах люди уже сейчас подвергаются потоку информации, в два с лишним раза превосходящему нормативную способность человека к ее усвоению. Современная компьютерная техника позволяет производить вычисления, различные логические операции со скоростью, во много раз превышающей возможности человеческого мозга и с гораздо меньшими затратами. В 1952 г. 1 млн операций занимал 10 минут и стоил 300 долл. В 1986 г. для этого требовалось полсекунды и 0,06 долл. Сейчас еще меньше. Все это позволяет говорить о том, что мир находится у истоков «компьютерной революции», которая изменит весь современ­ный цивилизационный уклад и приведет к созданию «информационного общества».

Канадский ученый Мак-Люэн разработал трехступенчатую модель все­мирной истории: первая ступень - племенной индивид - «человек слушаю­щий», у которого преобладает устная речь в качестве средства коммуника­ции. Вторая ступень- эпоха типографского или индустриального индивида, начавшаяся с XV в. - победа печатного слова над устным. Это был «человек смотрящий». Третья ступень - торжество электронной коммуникации.

Символическим актом «рождения» информационной эры явился за­пуск искусственного спутника Земли, ставшего технологическим катали­затором формирования подлинной глобальной связи - нервной системы планетарной цивилизации. Неотъемлемыми приметами нового общества стали коммуникационный спутник, кабельное телевидение и персональный компьютер.

Идея доминирующей роли электронной техники и информатики разви­валась с конца 1960-х гг. С начала 1980-х закрепился термин «информацион­ное общество». В немалой степени этому способствовал бум информатики и коммерческая реклама, изображающая компьютер как своего рода пароль в будущее.

Известные западные социологи (Д. Белл, Масуда и др.) считают, что информационное общество представляет собой обобщенное понятие, охва­тывающее все стороны жизни.

В технической сфере мы наблюдаем широкое внедрение информаци­онных технологий в производственную, экономическую, деловую жизнь, в систему образования и быт.

В экономической сфере информация превратилась в товар, в соци­альной сфере она становится главным фактором изменения качества жизни, в политической - предполагается свободный доступ к разнообразной информации, призванной обеспечить на этой основе широкий обмен мнениями, в культурной сфере обмен информацией поможет формиро­ванию соответствующих норм и ценностей, отвечающих потребностям нового общества. Таким образом, информационное общество - это обще­ство, в котором информация и уровень ее использования обуславливают экономическое развитие и социальные изменения. В таком обществе уровень жизни, характер труда, отдыха, системы образования, рынок непосредственно испытывают на себе растущее влияние информации и знаний.

Например, «информационный взрыв» открывает возможности для более гибкой системы организации труда, создаются «расписания по индивидуальному выбору». Скользящие графики работы в 1980 г. были у 38% процентов «синих воротничков» в ФРГ, у 27 - в США. В результате производительность труда выросла, а дисциплина улучшилась. Увеличился объем ночной работы, особенно в сфере услуг: 15-25% занятых в этой сфере в США работают в ночную смену. Супермаркеты и банки функцио­нируют круглосуточно.

Рождающаяся система производства позволяет создать мелкие трудо­вые коллективы на основе электронной техники. Уже сейчас многие фирмы разрешают своим служащим работу на дому. Завод перестал быть основной моделью производства. Да и сами заводы заметно меняются.

Продукция новейших предприятий не является больше массовой. Ис­пользуется меньше сырья, энергии, делаются попытки поднять на небыва­лый уровень дизайн. Трудящиеся уже не прикованы к ритму «конвейеров». Уровень шумов снизился до минимума. На рабочих местах машина сосед­ствует с зеленью и цветами. Конечно, таких предприятий сейчас немного, но за ними будущее.

Информационное общество дает простор громадному разнообразию источников энергии - водной, солнечной, геотермальной, приливной, про­изводимой из биомассы, термоядерной.

В современных школах компьютеры уже берут на себя функции сбора и обобщения информации об успеваемости, компьютерные программы используются для обучения языкам, игре на музыкальных инструментах. Американцы разрабатывают систему, с помощью которой студенты, распо­лагающие личными компьютерами, будут подключаться к университетской компьютерной сети. Это поистине революция в образовании.

Информационная техника открывает достаточно возможностей для демократии, она позволяет производить электронные плебисциты и опро­сы мнений, телеконференции с правительством. Телекоммуникационная кабельная сеть обеспечит двустороннюю связь между гражданином и по­литическим деятелем, которая позволит учитывать мнения большинства людей при принятии важных политических решений.

Но информационное общество имеет проблемы. «Над городом летает электронная страж-птица. Она призвана решить одну из сложных проблем, стоящих перед человечеством - исключить преступность из жизни общества. Едва злоумышленник отважится погубить жертву, как «умная птица», в кото­рую введено самообучающее устройство, поражает потенциал преступника электрическим зарядом», - так начинает свой рассказ знаменитый амери­канский писатель-фантаст Р. Шекли. Но что получается: птица оказалась не в состоянии разобраться в реальных противоречиях бытия. Она обру­шивает свои кары на мясника, охотников, парализует нормальную жизнь города. Финал рассказа «Страж-птица» носит характер предостережения людям. Для уничтожения страж-птицы сконструированы самоуправляющие механизмы-ястребы.

Автоматы порождают новые автоматы, а проблема устранения пре­ступности остается нерешенной. НТП часто приносит человечеству много неожиданностей и не все они, к сожалению, приятные.

Тотальная автоматизация и роботизация информационного общества невиданно обостряет и без того серьезную проблему безработицы. В 1988 г. в США половина автомобилей была собрана с помощью автоматов. В 1990 г. роботы ликвидировали около 1 млн рабочих мест. По подсчетам француз­ского правительства ЭВМ к концу текущего столетия приведут к сокраще­нию численности промышленных рабочих на 40%, а конторских служащих иИТР-на1/3.

В Японии уже в начале 1980-х годов появились первые полностью ав­томатизированные предприятия. Среди безработных с каждым годом уве­личивается число квалифицированных специалистов: опытных инженеров, конторских работников, бухгалтеров. Как отмечено в докладе ученых - чле­нов Римского клуба, «армия «стальных воротничков» (роботов) вытесняет синеворотничковых и беловоротничковых работников».

Микроэлектроника оказывает возрастающее влияние на международ­ное разделение труда в глобальном масштабе. Следствие этого - расшире­ние пропасти между богатыми и бедными странами: с сокращением доли живого труда в стоимости промышленных изделий уменьшается притяга­тельность развивающихся стран как поставщиков дешевой рабочей силы. По этой причине крупнейшие государства мира все меньше вкладывают свои капиталы в экономику развивающихся стран.

Еще более остро стоит проблема электроники и войны. Известный ан­глийский физик Барнаби подсчитал, что расходы на исследования и разра­ботку в области вооружений достигают 50 млрд долл. в год, т. е. 10% всех расходов человечества. Ими занято 400 тыс. ученых и инженеров высшей квалификации. Наиболее опасными Барнаби считает успехи в области во­енной электроники, усиливающие угрозу мировой атомной войны. К ним относится прежде всего повышение точности и надежности стратегических ракет.

Компьютеризация, как выяснилось, несет в себе определенную угро­зу для свободы личности. Ныне около половины американцев работают в крупных корпорациях, которые собирают детальную информацию об образовании, семье, привычках служащих. Компьютеры изменили коли­чество и качество информации. Они сделали возможным получение авто­матически регистрируемых данных о частной жизни практически любого гражданина США.

Сложным оказалось взаимодействие человека и техники. В иллюст­рации к одной из книг о социальном влиянии информатики художник ост­роумно выразил представление о будущем человека в век электроники: на рисунке изображен человек, который думает и изъясняется цифровым кодом, подобно вычислительной машине. Здесь отразились бытующие в век кибернетики опасения людей, что личность может стать придатком вычислительной машины. Она как бы превращается в простого операто­ра, действия которого доведены до автоматизма. Мыслительные функции человека уходят на второй план.

Более сложной оказалась связь между информированностью населе­ния и глубиной демократии. Огромная роль средств массовой информации в жизни общества породила две тенденции: с одной стороны, все чаще

Возникают мощные коллективные психозы - шовинистический угар, вооду­шевление, паника, с другой стороны, от избытка информации наблюдается массовая апатия и аполитичность.

^ Восток и Запад в диалоге культур

Сопоставляя традиционное, индустриальное и постиндустри­альное общества, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемир­ной истории. Важнейшими же понятиями, которые характеризу­ют сосуществование цивилизаций во времени являются понятия Восток и Запад. Попробуем сравнить их между собой по тем критериям, которые мы обговорили в начале урока.

По ходу работы составляем таблицу.


^ Критерий сравнения

Восточное общество

Западное общество

1. Ход истори­ческого про­цесса

«Непрерывность» истори­ческого процесса, отсут­ствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков

История движется не­равномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это рево­люции разных типов

2. Особенности исторического развития

Неприменимость европей­ской концепции линей­ного прогресса к харак­теристике особенностей исторического развития

Общественно-историче­ский прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев

3. Отношение людей к при­роде

Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней

Общество стремится вла­ствовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально воз­можное

4. Форма соб­ственности

Основа экономи­ческой системы -общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собст­венности

Основа экономики - ин­ститут достигшей высо­кого развития частной собственности. Право собственности рассматри­вается как естественное и неотъемлемое

5. Уровень социальной мобильности

Уровень социальной мо­бильности невысок, гра­ницы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы

Социальная мобильность населения высока, воз­можности социальных пе­ремещений практически неограниченны

6. Государ­ственный конт­роль общества

Государство подчиняет себе общество, общест­ва вне государства и его контроля не существует

Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское об­щество

Критерий сравнения

Восточное общество

Западное общество

7. Отношения личности и го­сударства

Принцип автономии сво­бодной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится вклю­читься в существующую систему социальных общ­ностей и «раствориться» в ней

Автономия, свободы и права личности закре­плены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отно­шения личности и обще­ства строятся на началах взаимной ответственности

8. Система ценностей

Главный регулятор обще­ственной жизни - тради­ция, обычай, следование нормам жизни предшест­вующих поколений

Важнейшими социальны­ми ценностями признаны способность и готовность к изменениям,новациям

- Дайте сравнительную характеристику Востоку и Западу.

Что собой представляют Восток и Запад в диалоге культур?

III. Итог урока

Выполните задания на с. 126 учебника.

Домашнее задание

Выучите § 11-12, выполните задания.



Похожие публикации