Методика существенные признаки. Методика выделения существенных признаков. Муравей и голубка

Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

Инструкция для взрослых: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Ответы (ключ).

1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.

2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.

4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.

5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.

6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.

7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.

8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.

9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

Интерпретация.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Другие новости по теме.

  • Цель. Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

    Материал. Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

    Слова в задачах подобраны таким образом, чтобы обследуемый продемонстрировал свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказался от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно признаки.

    Инструкция для детей. «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках -- 5 слов на выбор. Тебе надо из этих 5 слов выбрать только 2, которые находятся н наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками -- «сад» а в скобках слова «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова -- «земля» и «растения».

    Этот тест обычно включают в раздел тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

    Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

    Интерпретация результатов. Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании и конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

    Методика «исключи лишнее»

    Методика имеет два варианта: первый - исследование на предметном материале, второй - исследование на вербальном материале.

    Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

    Мы использовали словесный вариант.

    Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

    Инструкция и ход выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно обледенить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

    Анализ результатов. При анализе оценивается уровень обобщения:

    Высокий - при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков)

    Средний - при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании существенных признаков);

    Низкий - при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании существенных признаков).

    психический ригидность мышление познавательный

    Методика "Выделение существенных признаков"
    Цель: методика используется для исследования
    особенностей мышления, способности дифференциации
    существенных признаков предметов или явлений от
    несущественных, второстепенных. По характеру
    выделяемых признаков можно судить о преобладании
    того или иного стиля мышления: конкретного или
    абстрактного.
    Материал: бланк с напечатанными на нем рядами
    слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и
    одного - перед скобками.
    Тест пригоден для обследования подростков и
    взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что
    обследуемый должен продемонстрировать свою
    способность уловить абстрактное значение тех или иных
    понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в
    глаза, но неверного способа решения при котором вместо
    существенных выделяются частные, конкретно -
    ситуационные признаки.
    Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны
    ряды слов, которые составляют задания. В каждой
    строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5
    слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать
    только два, которые находятся в наибольшей связи со
    словом перед скобками - "сад", а в скобках слова:
    "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может
    существовать без собаки, забора и даже без садовника,
    но без земли и растений сада быть не может. Значит
    следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".
    Инструкция для взрослых: "В каждой строчке
    бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками,
    и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в
    скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед
    скобками. Выберите только два, которые находятся в
    наибольшей связи со словом перед скобками.

    Бланк
    1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
    2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

    3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица,
    велосипед).
    4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
    5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
    6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель,
    7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).
    8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).
    9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага,
    10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
    11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья,
    12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление,
    13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты,
    14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы,
    шум, наводнение).
    гардероб, читатели).
    15. Библиотека (столы, книги, читальный зал,
    16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).
    17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа,
    18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник,
    бумага).
    редактор).
    солдаты).
    текст).
    мелодия).
    стадион).
    больные).
    свадьба).
    человек).
    19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание,
    20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья,

    Ответы (ключ).
    1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.
    2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.
    3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия.
    4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.
    5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.
    6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.
    7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.
    8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.
    9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

    10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

    Этот тест обычно включают в батарею тестов на
    мышление. Во всех случаях самостоятельного
    выполнения заданий решения испытуемого, следует
    обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе
    обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения,
    исправляет ошибки.
    Все решения, вопросы, а также дополнительные
    суждения испытуемого записываются в протокол. Тест
    предназначен в основном для индивидуального
    обследования.

    Интерпретация.
    Наличие в большей мере ошибочных суждений
    свидетельствует о преобладании конкретно-
    ситуационного стиля мышления над абстрактно-
    логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные
    ответы, то это можно интерпретировать как поспешность
    и импульсивность. Оценка результатов осуществляется
    по таблице.
    Оценка
    9
    8
    7
    6
    5
    4
    3
    2
    1
    в
    Баллах
    Количе
    правил
    ответов
    ство
    ьных
    2
    0
    -
    9
    1
    8
    1
    1
    6-17
    1
    4-15
    1
    2-13
    1
    0-11
    9

    Методика, как это явствует из названия, выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предме- тов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме то- го, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемо- го.

    Для исследования пользуются либо специальным бланком, ли- бо исследующий устно предъявляет испытуемому задачи, напри- мер:

    Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

    Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) и т. д.

    Предварительно дается инструкция: «В каждой строчке здесь одно слово находится перед скобками, а пять - в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоя- щему перед скобками. Однако вы должны из них выбрать два наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признака- ми слова, стоящего перед скобками. Выберите только два и под- черкните их».

    Часто обследуемые приступают к заданию, невнимательно прослушав инструкцию, и решения их в этих случаях поверхност- ны, легкомысленны. Тогда следует обратить внимание обследуе- мого на то, что он не усвоил инструкцию, и повторить ее. Некото- рые больные, обычно при интеллектуальной недостаточности, не сразу понимают, что от них требуется. В этих случаях желательно вместе с ними решить 1-2 задачи.

    Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемому приходится продемонстрировать свою способность уловить абст- рактное значение тех или иных понятий и отказаться от более лег- кого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно- ситуационные признаки. Так, к слову «игра» правильное решение предусматривает такие существенные признаки, как «игроки» и

    «правила», в то же время некоторые обследуемые здесь выбирают слово «карты». При таком решении задания следует обязательно обсудить с больным результаты.

    Иногда даже подсказка исследующего о том, что речь вдет об абстрактном значении этих понятий, не помогает обследуемому найти правильное решение. Это свидетельствует о недостаточно- сти у него уровня процессов обобщения


    и отвлечения. Ошибочные решения могут носить и характер от- дельных непоследовательных суждений (например, при астениче- ских состояниях). В этих случаях больные при обращении их внимания на допущенную ошибку сами ее исправляют.

    Образование аналогий

    Для выполнения этого задания обследуемому необходимо ус- тановить логические связи и отношения между понятиями. Кроме того, как и при исследовании предыдущей методикой, в опыте легко обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда обследуемый на время перестает следовать избранному им модусу решения задания. Аналогии в различных задачах строятся по разным принципам, и наличие инертности психических про- цессов значительно затрудняет для ряда больных выполнение за- дания - в последующей задаче они пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

    Различают образование простых и сложных аналогий. Образо- вание простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов - образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой по- ловине бланка. Причем справа вверху первое слово искомой пары указано, а нижнее нужно выделить из пяти. Например:

    Обследуемому объясняют, что также, как электричество идет по проволоке, пар идет по трубам. Совместно с обследуемым можно решить еще один, более трудный и отличающийся другим принципом построения пример. Обязательно для примера надо выбрать задачи, где аналогия строится по разному принципу. Для некоторых обследуемых это служит предупреждением о возмож- ности ошибок. Иногда принцип выполнения задания можно объ- яснить арифметическим примером образования пропорций. Такое объяснение оказывается успешным при определенной интеллек- туальной сохранности.

    В анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции.


    Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей частью не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в свя- зи с истощаемостью исправляются больными, как только они их замечают. Обнаружение возможности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем свидетельствуют об определенной сохранности критичности мышления.

    Помимо словесного варианта методики образования простых аналогий, можно пользоваться и предметным ее вариантом. В ка- честве примеров для этого можно пользоваться некоторыми таб- лицами Рейвена, а также карточками из соответствующего суб- теста в методике аналитического исследования интеллекта Мей- ли.

    Образование сложных аналогий предусматривает выделение сложных, абстрактных логических отношений. В связи с большей трудностью этой методики мы так же, как и С. Я. Рубинштейн (1962), применяем ее лишь при обследовании лиц со средним и высшим образованием.

    Обследуемого инструктируют о том, что в верхней части бланка расположены шесть пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения. Эти отношения анализируются, напри- мер: «овца-стадо» - часть и целое, «малина-ягода» - это оп- ределение, «море-океан» различаются в количественном отно- шении и т. д. Затем внимание обследуемого обращается на распо- ложенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен со- поставить с одним из образцов. Против каждой пары он ставит тот номер, который стоит около пары-образца. Примерное реше- ние задания носит следующий характер: «Глава является частью романа аналогично тому, как овца - частью стада».

    Обсуждение совместно с больным допущенных ошибочных решений дает исследующему материал, на основании которого можно судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности и критичности.

    Выделение закономерностей

    К этой группе можно отнести ряд методик, различных по сте- пени сложности. Некоторые из них могут быть выполнены при относительно высоком уровне обобщения.

    1. Числовой ряд. Обследуемому предъявляют ряд чисел. Анализ их расположения позволит ему продолжить этот


    ряд. Последовательно предъявляются все более сложные ряды:

    Приводим примеры решения такого рода заданий:

    2. Методика Б. И. Пинского (1968). Предназначена для диаг- ностики олигофрении. Она состоит из трех экспериментальных заданий возрастающей сложности. Для исследования необходим набор красных и белых брусков.

    Обследуемому предлагают удлинить начатый исследуемый

    «заборчик»:

    При анализе выполнения задания обращается внимание на то, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа зада- ния, насколько стереотипен избранный обследуемым модус дея- тельности, как влияют на эту деятельность случайные побужде- ния (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились бруски одного цвета). Существенное значение имеет обнаружи- ваемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неиз- мененном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу.



  • Похожие публикации