Законы хода общественного процесса. Концепции формационного и цивилизационного развития общества. Исторический материализм и объективный характер законов общественного развития Специфика законов общественного развития кратко

                    ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА

                    Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Какие закономерности возникают и действуют, а какие прекращают свое действие и заменяются новыми, предопределяется объективными социальными условиями. В свое время рабовладельцам и феодалам очень хотелось отменить закон, в соответствии с которым происходит смена общественно-экономических формаций. Но сие, как говорится, от них не зависело. С объективным характером законов общественного развития приходится считаться и тем, кто совершает преобразования, создает качественно новое социальное устройство. Так обстоит дело, например, с законом социальной преемственности. Нельзя двигать вперед развитие производительных сил, формирование новых производственных отношений, духовной культуры, политической демократии, не опираясь на рациональное и прогрессивное наследие, накопленное данным народом и человечеством в целом. Всякий, кто пытается игнорировать это наследие, созидать на голом месте, делать все наоборот, фактически оказывается утопистом, если не реакционером. Наш собственный послеоктябрьский опыт показывает, как много бед наносит несохранение таких достижений цивилизации, как общечеловеческие моральные ценности, рынок и товарно-денежные отношения, разделение властей.

Весьма распространенное в западной социальной философии неокантианское отрицание общественных закономерностей в качестве основного аргумента выдвигает отсутствие повторяемости в истории. Конечно, нельзя ставить знака равенства между повторяемостью в природе и повторяемостью в обществе: повторяемость в природе ближе к абсолютной, витки спирали в движении природы ближе прижаты друг к другу, чем в историческом процессе. Но в принципе мы видим одно и то же - повторяемость существует и в природе и в обществе, причем и там и здесь не может быть абсолютной, ибо это противоречит известной нам необратимости процесса развития.

Существует, таким образом, единство законов общественного развития и законов природы, заключающееся в их объективном характере. И так же, как мы не можем отменить закон Архимеда, мы не вольны отменить закон стоимости, закон взаимодействия форм общественного сознания и т.д.

В то же время в одном существенно важном моменте - механизме своей реализации - законы общественного развития принципиально отличаются от законов природы.

Законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек.

В реализации же законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. Сразу же подчеркнем, что речь идет не о противоречии, существующем только в нашей голове.

Речь идет о парадоксе реальном, возникающем в ходе исторической практики людей. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно (сидят сложа руки), никакие социологические законы реализоваться не могут.

Учитывая и то общее, что есть у законов природы и у социологических законов, и то, что отличает их друг от друга, К. Маркс характеризовал общественное развитие как естественно-исторический процесс. Этот процесс естественен, то есть столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. И в то же время это процесс исторический в том смысле, что он представляет собой результат деятельности самих людей. Люди выступают одновременно и авторами и актерами всемирной драмы, именуемой историей. В этом и заключается парадокс, каждодневно возникающий и также каждодневно разрешаемый в ходе исторической практики людей.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ

В связи с рассмотренной спецификой законов общественного развития возникает необходимость различать объективные условия, без которых данное историческое событие произойти не может, и субъективный фактор его реализации.

Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего социально-экономического порядка, но и духовного порядка также), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий.

Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным и реакционным. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.

В структуре субъективного фактора различают в качестве основных организационный и идеологический компоненты. Это значит, что чем организованнее выступают люди, чем глубже осознаются ими стоящие задачи и пути их решения, тем плодотворнее их практическая деятельность. Свобода есть познанная необходимость: чем лучше познал человек законы природы и общественного развития, тем свободней он в своей деятельности (разумеется, в рамках общей зависимости от этих законов).

Деятельность субъективного фактора придает законам общественного развития субъектно-объектную природу. Это значит, что законы не просто реализуются субъектом после их осознания, но и сами законы включают в свое объективное основание определенный субъективный фактор. Если вспомнить предложенную нами на с. схему человеческой деятельности, то можно сказать, что механизм реализации социального закона включает в себя всю цепочку, содержащуюся в этой схеме.

Включенность субъективного фактора в исторический процесс позволяет лучше понять причины необратимости самого этого процесса. Реализуя на данном этапе тот или иной закон, люди так видоизменяют объективные общественные условия, что возврат к предшествующему состоянию становится уже невозможным. Становится понятней и более резкое выражение необратимости в сфере общества по сравнению со сферой природы. Ведь если без особых погрешностей мы еще можем говорить о “круговороте веществ в природе”, то от “круговорота в обществе” сразу отдает ненаучностью.

ВОЛЮНТАРИЗМ И ФАТАЛИЗМ

Трудности теоретического овладения рассмотренным парадоксом исторического процесса приводят к тому, что мы зачастую в процессе наших размышлений (а затем и действий) осознанно или неосознанно разводим основополагающие стороны этого парадокса, а затем абсолютизируем одну из них.

И тогда в качестве одного из возможных вариантов разрешения парадокса появляется волюнтаризм (от лат. voluntas - воля), объявляющий просто несуществующей одну из сторон парадокса - объективный характер законов общественного развития. По сути дела, перед нами концепция субъективно-идеалистического толка, которая возводит в абсолют волю субъекта, его свободу и сводит к нулю необходимость, то есть зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объективных законов общественного развития. В истории революционного движения волюнтаристами были народники в России и других странах, эсеры, сегодня таковыми являются представители различного рода ультралевых, анархистских движений на Западе. Значительные элементы волюнтаризма встречались и до сих пор дают о себе знать в социально-политической практике нашей страны в виде игнорирования объективных условий и попыток волевого, произвольного решения назревших проблем. Так, именно на волевой основе, а не на основе экономической целесообразности в течение многих десятилетий строились взаимоотношения государства с предприятиями, причем не только с так называемыми “общенародными”, но и с колхозно-кооперативными. В результате подрывались условия для нормального воспроизводства, научно-технического прогресса и т.д.

Другой исторически известный вариант теоретического разрешения рассматриваемого парадокса - фатализм (от лат. fatum - рок, судьба), который в отличие от волюнтаризма совершенно исключает момент свободы, свободного выбора субъекта, активную роль деятельностного человека. Уж коль скоро существуют и действуют объективные законы, рассуждают фаталисты, то ни о какой активности человека речи быть не может, ему остается пассивно ждать, когда эти законы возьмут свое. Не оказывались ли на фаталистических позициях мы, уповая на то, что стоит нам волевым решением “обобществить” средства производства, и дальше все пойдет как по маслу: на базисе такой “обобществленной” экономики сформируется социалистическое общественное сознание, а заложенные в социализме как системе объективные преимущества реализуются сами собой, автоматически? И это независимо от того, как мы будем действовать - интенсивно, целеустремленно или вразвалку; культурно или по-варварски; со знанием дела или дилетантски.

Законы общественного развития крайне важны для понимания жизни общества и для осмысления и проектирования его будущего, в т.ч. и для модернизационных теоретизаций.

В Новейшей философии законы общественного развития активно исследуются, в основном, в ее двух соответствующих науках: в современной политической экономии и в социальной философии Новейшей философии (экономические законы в общественных науках лишь декларируются и используются, в основном, как учебное пособие, а при анализе экономики и, тем более, планировании социально-экономического развития конкретной страны реально не учитываются, даже странно как-то).

На основе законов общественного развития не только прослеживаются общие тенденции развития общества и делаются прогнозы, но и осуществляется сочетание теоретического и практического; главное, для этого всего создается теоретическое основание, что очень важно для понимания и планирования развития общества, тем более, для осуществления модернизационного проектирования.

Но законы общественного развития имеют и гносеологическое значение: в частности, они являются одними из теоретических положений основания модернизационных теоретизаций.

Законы общественного развития - это достаточно сложное теоретическое положение.

Во-первых, науки не знают, что такое законы, и сводят их и их многообразие к повторяющимся явлениям, при этом попадая в двусмысленную ситуацию: ведь если законы есть, то надо указать, где они есть, и что они из себя представляют, а не редуцировать их только к их проявлению, к явлениям, т.е. необходимо, как минимум, идентифицировать самость законов и указать их «местоположение» - сферу, где они «существуют», из которой они «действуют», - чтобы понять их механизмы, что на основе материалистической парадигмы сделать невозможно. И наукам необходимо, по сути, отрицать законы, что, с другой стороны, невозможно и составляет неразрешимое противоречие.

Во-вторых, особенно трудно наукам с законами общественного развития. Это в СССР было все просто: все законы служили пропаганде движения к коммунизму, но, правда, так как не было известно, что такое закон, и марксизм-ленинизм был искажен, то вместо законов подсовывались лозунги КПСС и выслуживающихся ученых. И простота законов движения к коммунизму для СССР плохо закончилась. А на самом деле при обсуждении законов общественного развития в общественных науках возникли большие трудности: надо знать, что такое закон, как быть с его объективностью, особенно касающейся смены старого новым (в т.ч. капитализма, что совсем уж неугодно буржуазной экономической науке, которая поэтому и свелась к обсуждению трендов и графиков) и т.д. И усугубляющиеся голод, нищету, падение нравственности, кризисы и т.д. на фоне роскоши небольшой группы людей и заявлений чиновников о заботе о населении наукам тоже надо придумать, как объяснить. И др.

А в диалектической философии знания о законах общественного развития получены на базе гегелевского определения закона. Они органично впитали грандиозные знания гегелевской философии и классической и марксистской политических экономий.

На основе диалектических исследований было, в частности, понято, почему исторический материализм и буржуазные общественные науки не могли и не могут получить достаточных представлений о развитии общества и формировать программы его развития, или что только Новейшая философия обладает соответствующими знаниями; и это в ней хорошо понято.

Было получено понимание системы законов общественного развития.

Однако поскольку понятие ее самой и составляющих ее законов усложняется еще и их взаимосвязанностью с различными нематериальными факторами, оказывающими влияние на общественное развитие (что вообще чуждо материалистичным, особенно позитивистским наукам), то пока ограничимся общим обозначением внешнего проявления части структуры обсуждаемых законов (и затем, в следующей статье, обозначением их субъективного дополнения).

2) Экономическое бытие общества.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление мате-риальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собствен-ности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Экономическая сфера высту-пает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфе-ре осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим. Можно выделить обективную и субективную сторону общественного бытия. Объективная его сторона - это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить и кото-рые заставляют их действовать в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия относится и то со-стояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколе-ние людей застает уже сложившимся. Субъективная сторона общественного бытия людей - это их сознания и воля. {поясне-ние:}К сознанию и воле понятие "бытие "применимо только в том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в дея-тельности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличающи-ми их от животных. Без развития материального производства общество существовать не может: оно погибнет, если не будут удовлетворяться жизненно необходимые потребности людей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения и т.д. Поэтому любое современное общество придает развитию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уровня жизни людей, что означает не только достаточное удовлетворение вышеуказанных по-требностей, но также решение проблем здравоохранения, образования, быта и отдыха, социального обеспечения и развития ду-ховной культуры. Материальное производство создает необходимые условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества. Т.о., благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, решения его многочисленных проблем. Уже одно это указывает на его фундаментальную роль в обще-ственном развитии, историческом процессе. Однако дело не ограничивается этим. Материальное производство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества, то есть существование определенных классов, других социальных групп и слоев общества. Их наличие обусловлено общественным разделением труда, а также экономическими отношениями соб-ственности на средства производства и распределения создаваемых в обществе материальных благ. Этим обусловлено деление людей на различные профессиональные и социальные группы, по видам деятельности, получаемым доходам и т.д.

Способ производства материальных благ имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Про-изводительные силы - это прежде всего люди с их знаниями, умениями и навыками к труду, а также средства производства, включающие в себя орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется про-изводство. Производственные отношения есть отношения между людьми в процессе производства. Это в первую очередь отно-шения собственности на средства производства. Их собственники яв-ляются, по сути, хозяевами заводов, фабрик, шахт и других крупных, средних и мелких предприятий, функционирующих в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и т.д. И, как хозяева, они нанимают для работы на своих предприятиях рабочих, инженеров и служащих на тех или иных услови-ях. В зависимости от характера собственности - частной, коллективной, государственной - хозяевами пред-приятий могут являть-ся отдельные люди, различные коллективы и государство. Производственные отношения - это также отношения обмена дея-тельностью между людьми на базе сложившегося разделе-ния труда. Их суть заключается в том, что один человек, например инженер, как бы отдает другим людям и обществу свой труд, но при этом пользуется результатами труда и услугами дртгих лю-дей, скаждм, земледельца, врача, учителя, ученого и т.д. Таким образом осуществляется обмен деятельностью между представи-телями разных профессий и видов труда. Наконец, к производственным отношениям относятся отношения распределения созданных в обществе материальных благ, которые распределяются между участниками производства, ис-ходя из отношений собственности на средства производства и его продукты, а также из условий оплаты труда работающих, зафиксированных в тру-довом соглашении или контракте. Итак, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу про-изводства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производственные отношения складываются, исходя из объективных потребностей людей и потребностей самого производства. Данные потребности заставляют людей находить наибо-лее рациональные формы производственной деятельности, чтобы эффективнее использовать имеющиеся в их распоряжении производительные силы, прежде всего способности производителей (их знания, навыки, умения), а также возможности средств производства, в том числе техники и технологии. В любом обществе люди постоянно решают эту фундаментальную проблему. От того, каким образом и насколько она решается, зависит подъем производства и рост общественного богатства, что создает возможности решения экономических, социальных и иных проблем. Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты. Они определяют социальный характер и направленность общественного производства. Смена или же преобразование отношений собственности неизбежно влекут за собой смену и пре-образование других звеньев производственных отношений. Это ведет и к изменению социального характера способа производ-ства и в конечном счете к изменению облика всего общества.

Понятно, что общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и са-мого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в обществе осуществляются не только производственная, но и другие ви-ды деятельности, различного рода общественные отно-т.д. Таким образом осуществляется обмен деятельностью между предста-вителями разных профессий и видов труда.

Наконец, к производственным отношениям относятся отношения распределения созданных в обществе материальных благ, которые распределяются между участниками производства, ис-ходя из отношений собственности на средства производства и его продукты, а также из условий оплаты труда работающих, зафиксированных в трудовом соглашении или контракте. Итак, произ-водственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и по-требления материальных благ. Производственные отношения складываются, исходя из объективных потребностей людей и потребностей самого производства. Данные потребности заставляют людей находить наиболее рациональные формы производ-ственной деятельности, чтобы эффективнее использовать имеющиеся в их распоряжении произ-водительные силы, прежде всего способности производителей (их знания, навыки, умения), а также возможности средств производства, в том числе техники и технологии. В любом обществе люди постоянно решают эту фундаментальную проблему. От того, каким образом и насколько она решается, зависит подъем производства и рост общественного богатства, что создает возможности решения экономических, социальных и иных проблем.

Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты. Они определяют социальный характер и направленность общественного производства. Смена или же преобразование отноше-ний собственности неизбежно влекут за собой смену и преобразование других звеньев производственных отношений. Это ведет и к изменению социального характера способа производства и в конечном счете к изменению облика всего общества.

Философские проблемы экономической жизни общества:

В отличие от физики др.ест. наук фил-я иммет дело с человеком, причем занятым вполне определенным делом. В завис-ти от того, что в этом определенном деле становится предметом более пристального рассмотрения, могут формироваться разл. Карти-ны одной и той же экон-ой реальности. Общность - это совок-ть индивидов. Объединенных в процессе воспроизводства жизни. Экономика - обмен веществ между природой и человеческим родом, опосредуемый сознательной деятельностью. Воспроизвод-ство - повторяющаяся последовательность процесса производства, распределения, обмена и потребления мат. благ, необходи-мых для продолжения жизни человеческой общности. Хозяйствование - внесение изменений в жизнь внеш предметов,осуществляемое в процессе производства и направленное на их присвоение. Присвоение - подчинение жизни благ. Экономику в широком смысле слова определяют как способ производства матер жизни, включая совокупность производственных отноше-ний, присущих данному общественному строю. Ядро экономики - матер производство. Способ произ -ва обуславливает соц, полит и дух процесс жизни вообще. К раскрытию действит роли матер произ-ва и труд.деят-ти в жизни общества наука пришла не сразу. Вершина развития полит экономии- системы А.Смита и Д.Рикардо.Источник богатства - труд вообще. Но они не дош-ли до понимания абстрактного труда, не дали анализа прибавочной стоимости. Это сделали Маркс и Энгельс. Они пришли к выводу,что способ произ-ва представляет собой диалектическое единство производит сил и производств отношений.

Законы, обусловливающие протекание общественного процесса, то есть законы общества, как и законы природы, объективны. Это означает, что они возникают и функционируют независимо от воли и сознания людей. Однако законы общества ограничены социальным временем и пространством, так как они возникают и действуют только с определённого этапа развития универсума - с этапа становления общества, как его высшей материальной системы.

Законы общества, в отличие от законов природы, - это законы деятельности людей. Вне этой деятельности они не существуют. Чем более глубоко мы познаём законы общественного строения, функционирования и развития, чем выше осознанность их применения, тем предметнее протекают исторические события, осуществляется социальный прогресс.

Подобно тому, как знание законов и процессов развития природы даёт возможность с наибольшей целесообразностью использовать природные ресурсы, знание общественных законов, движущих сил развития общества позволяет его правящей национальной элите сознательно творить историю с использованием наиболее прогрессивных методов руководства и управления. Познавая объективные общественные законы и используя их, руководство страны может действовать неспонтанно, а научно выверено, с выстраиванием концепций и программ как в целом, так и по всем сферам жизнедеятельности, главное - целеполагающе и достаточно свободно.

Законы общества имеют различный характер и степень проявления. По своему характеру это могут быть законы строения, законы функционирования и законы развития; по степени - всеобщие, общие и частные.

В соответствии с собственной сущностью законы строения характеризуют социальную и общественную организационно-структурную динамику в тот или иной исторический период; законы функционирования обеспечивают сохранение общественной системы в состоянии относительной устойчивости, а также создают предпосылки для перехода от одного её качественного состояния к другому; законы развития предполагают вызревание таких условий, которые способствуют изменению меры и переходу в новое состояние.

В соответствии со степенью проявления к всеобщим законам относится триада философских законов (законов диалектики), действующих в природе и обществе (о них мы говорили в лекции VII).

К общим законам, действующим в обществе, относятся:

  • - закон влияния способа производства на характер общественного процесса (на становление, функционирование и развитие сфер общественной жизни и областей деятельности, структуру общества);
  • - закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, в специфике обратных связей;
  • - закон зависимости уровня персонификации индивида (формирования личности) от состояния системы общественных отношений;
  • - закон социальной и общественной преемственности (закон социализации);
  • - закон приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми.

К частным законам относятся законы, проявляющиеся в конкретной сфере жизни или области деятельности общества. Например, в сфере управления (политика) предметно функционируют такие законы, как "закон разделения властей", "закон приоритета прав личности над правами государства", "закон политического плюрализма", "закон приоритета права по отношению к политике", "закон возникновения и развития политических потребностей" и т.п.

В силу диалектики необходимости и случайности общественные законы, особенно законы развития, выступают чаще всего как тенденции. Они прокладывают себе дорогу через субъективные и объективные препятствия, социальные коллизии, через хаос непредсказуемых столкновений с противоположными общественными тенденциями. Столкновение различных тенденций ведёт к тому, что в каждый исторический момент общественного развития существует целый спектр возможностей для их осуществления. Поэтому, сознательно создавая условия, социум, общество способствуют реализации уже обусловленных ими (т.е. реальных) возможностей в наличествующую действительность, по сферам жизни и областям деятельности. Чтобы возобладавшая тенденция трансформировалась в закономерность (закон), необходимы разнообразные факторы, способствующие этому. Одним из таких факторов стали достижения (результаты) научно-технического прогресса. Сам научно-технический прогресс выступает как закономерность общественного развития. В силу этого одним из законов устойчивого общественного функционирования является закон соединения реальных возможностей общества (потенциала) с достижениями научно-технического прогресса. Этот закон историчен и объективирован во времени и пространстве общественными потребностями и способностями, связанными с предметным взаимодействием науки и техники

(начиная со второй половины XIX в.). Закон функционально проявляется во всех сферах жизни и областях деятельности общества. Открытие его состоялось в конце XX столетия автором курса лекций профессором В.П. Петровым. В новейшее время, в соответствии с законом, речь идёт о новационно-инновационном процессе, обусловленном возможностями общества.

В чём суть отличия проявления законов природы и общества?

Ответ: в механизмах реализации.

Объективность законов природы и общества очевидна. Законы выражают необходимую, устойчивую, существенную и обязательно повторяющуюся связь между процессами и явлениями. Но если в природе это связь как бы "застывшая" (камень, брошенный вверх, обязательно упадёт на землю - сила притяжения), то в социуме объективность законов связана с человеческим фактором, с личностью, с существом мыслящим, то есть способным как убыстрять, так и замедлять процесс общественного развития. Общественные законы историчны, они появляются и проявляются в определённые периоды становления и функционирования общества и открываются по мере его развития.

Механизм реализации общественных законов заключается в целеполагающей деятельности людей. Там, где люди разъединены или пассивны, общественные законы не проявляются.

Учитывая то общее, что есть у законов природы и общества и то, что их различает, они характеризуют общественное развитие как естественноисторический процесс (К. Маркс). С одной стороны, этот процесс естественный, то есть столь же закономерный, необходимый и объективный, как природные процессы; с другой стороны, исторический, в том смысле, что он представляет собой результаты деятельности многих поколений людей.

Существуют понятия "объективных условий" и "субъективного фактора" в проявлении и реализации законов общественного процесса.

Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего, социально-экономического характера), которые необходимы для порождения конкретного исторического явления (например: смены общественно-экономической формации). Но сами по себе они ещё недостаточны.

Как и когда произойдет конкретное историческое, общественное событие и произойдет ли вообще, зависит от субъективного фактора. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность общества, социальных групп, общественно-политических движений, национальной элиты, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного бытия. По своей природе субъективный фактор может быть как прогрессивного, так и регрессивного характера.

Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит своё выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему усмотрению, а будучи вписанными в определённые общественно-исторические условия: не Наполеон I (1769-1821 гг.), не Ф. Рузвельт (1882-1945 гг.), не В. Ленин (1870-1924 гг.), не А. Гитлер (1889-1945 гг.) и не И. Сталин (1879-1953 гг.) определяли характер конкретной исторической эпохи, а эпоха "породила" этих людей, в соответствии с присущими ей особенностями. Не было бы этих индивидов, были бы иные люди, с иными именами, но с близкими им потребностями и способностями, личностными качествами.

В чём сущность формационной и цивилизационной концепций общественного развития?

Процесс общественного развития сложен и противоречив. Диалектика его предполагает как поступательное развитие, так и скачкообразное движение. По мнению некоторых учёных общественное развитие идёт по синусоиде, то есть от первичного начала к пику совершенства, а затем наступает упадок.

В силу означенного, определимся с концепциями общественного развития: формационной и цивилизационной.

Формационная концепция. Понятие "общественно-экономической формации" применено в марксизме. Стержнем формации является способ производства материальных благ. Общественно-экономическая формация, по Марксу, - это исторически конкретное общество на определённом этапе его экономического развития. Каждая формация - особый социальный организм, развивающийся на базе внутренне присущих ему законов. Вместе с тем, общественно-экономическая формация - это конкретная ступень в развитии общества.

К. Маркс представлял общественное развитие как закономерную череду формаций, обусловленную изменением способа производства, влекущего изменения в производственных отношениях. В связи с этим история общества делилась им на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую. В понятии Маркса в процессе общественного развития наступает определённый момент обострения противоречий, характеризующий несоответствие способа производства, сложившимся ранее производственным отношениям. Это противоречие обусловливает ускорение общественно-экономического процесса, которое приводит к смене одной общественно-экономической формации другой, которая должна быть, по его мнению, более прогрессивной.

Можно предположить, что деление Марксом общественной истории на формации в чём-то несовершенное, но стоит признать, что на тот период времени - XIX в., это было несомненным вкладом в науку об обществе, в социальную философию.

С позиций современного понимания формационной концепции, требуют своего уточнения ряд вопросов. В частности, отсутствуют характерные признаки перехода от одной формации к другой. Например, в России не было рабовладения; Монголия не испытала многообразия буржуазного развития; в Китае феодальные отношения эволюционировали в конвергенциональную плоскость. Вызывают вопросы, касающиеся определения меры производительных сил рабовладельческого и феодального обществ. Весьма специфической оценки требует фаза социализма в предполагаемой коммунистической формации, а сама коммунистическая формация выглядит утопично. Существует проблема межформационного периода, когда не исключается возможность возврата к предыдущей формации или некоего повторение её характерных особенностей или этапов в течение периода времени, не имеющего конкретных исторических очертаний.

В силу этих причин цивилизационная концепция общественного развития представляется более предметной.

Авторство цивилизационной концепции, с долей условности, принадлежит британскому учёному Арнольду Тойнби. Его двенадцатитомный труд "Исследование истории" (1934- 1961 гг.) представляет попытку уяснения смысла исторического процесса на основе систематизации огромного фактического материала при помощи общенаучной классификации и философско-культурологических понятий.

Здесь необходимо отметить тот факт, что задолго до Арнольда Тойнби проблемой и периодикой общественно-исторического развития занимался русский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885 гг.). Ранее в курсе лекций была отмечена его позиция по этой проблеме. В своем труде "Россия и Европа" (1869 г.) он выдвинул теорию "культурно-исторических типов" (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Н. Данилевский выделяет 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонско-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. Поэтому игнорировать вклад русского учёного в проблему общественного развития было бы несправедливо.

Прежде чем мы обозначим позицию Тойнби, определимся с понятием цивилизации.

Современные представления о цивилизации связаны с идеей целостности мира, его единства. Категория "цивилизации" охватывает совокупность духовно-материальных достижений общества, иногда её соотносят с понятием "культура", однако это неверно, так как культура более широкое понятие, оно соотносится с цивилизацией как общее и единичное.

В общефилософском смысле - цивилизация есть социальная форма движения материи. Её можно определить и как меру конкретной стадии развития общества.

В социально-философском смысле цивилизация характеризует всемирно-исторический процесс, выделяя определённый тип развития общества.

Несколько слов о концепции А. Тойнби: он рассматривает историю человечества через чередование ряда цивилизаций. Под цивилизацией у него понимается устойчивая общность людей, связанных духовными (религиозными) традициями и географическими границами.

Всемирная история предстаёт как совокупность цивилизаций: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская и ортодоксально христианская, индусская, исламская... Согласно типологии Тойнби, в истории человечества существовало более двух десятков локальных цивилизаций.

Свои взгляды А. Тойнби гипотетически построил по двум основаниям:

  • - во-первых, не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации;
  • - во-вторых, нет жесткой взаимосвязи между цивилизациями. Прочно связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.

Признание уникальности жизненного пути каждой цивилизации заставляет А. Тойнби перейти к анализу собственно исторических факторов общественного развития. К ним он относит, прежде всего, "закон вызова и ответа". Само возникновение цивилизации, так же как и её дальнейший прогресс, определяются им способностью людей дать адекватный "ответ" на "вызов" исторической ситуации, в которую входят не только человеческие, но и все природные факторы. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают аномалии, которые, накапливаясь, приводят к "надлому", а затем и к упадку. Выработка адекватной реакции на изменение ситуации есть социальная функция "творческого меньшинства" (управленцы), которое выдвигает новые идеи и самоутверждение проводит их в жизнь, увлекая за собой всех остальных.

По мере развития цивилизации готовится и её упадок. Строй, подточенный внутренними противоречиями, рушится. Но этого можно и избежать, отсрочить посредством рациональной политики правящего класса.

Тойнби Арнолд Джозеф (1889-1975 гг.), английский историк, дипломат, общественный деятель, философ и социолог. Родился в Лондоне. Под влиянием идей О. Шпенглера стремился переосмыслить общественно-политическое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. В начале исследования он обосновывал 21 локальную цивилизацию, уточнив, оставил 13. Движущей силой их развития считал "творческую элиту", отвечающую на различные исторические "вызовы" и увлекающую за собой "инертное большинство". Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации.

Анализ обеих концепций общественного развития - формационной и цивилизационной - показывает как их различия, так и сходства; как достоинства, так и недостатки. Суть в том, что общественно-исторический процесс диалектичен и происходит в соответствии с определёнными законами, закономерностями и тенденциями общественного развития.

Анализ формационной и цивилизационной концепций развития общества предполагает:

  • - применение принципа системности, суть которого не в описательном раскрытии общественных явлений, а их целостное исследование в совокупности элементов и связей между ними;
  • - применение принципа многомерности, учитывающего, что каждая составляющая общественного развития может выступать подсистемой других: экономических, управленческих, экологических, научных, оборонных...;
  • - применение принципа поляризации, что означает изучение противоположных тенденций, свойств, параметров общественных явлений: актуальное - потенциальное, предметно-вещественное - личностное;
  • - применение принципа взаимосвязи, предполагающего анализ каждого общественного явления в совокупности его свойств, в отношении с другими общественными явлениями и их свойствами, причём эти отношения могут обладать отношениями координации и субординации;
  • - применение принципа иерархичности бытия общественных явлений и возникающими в связи с этим проблемами - локальными, региональными, глобальными.

Законам развития общества присущи некоторые важные осо­бенности, отличающие их от законов природы. Важнейшей из них является то, что законы общественного развития проявляются через сознательную, целенаправленную деятельность людей. В отличие от взаимодействия человека с природой в области общественных, в частности социальных, отношений в качестве объекта сознатель­ной целенаправленной деятельности человека или группы людей вы­ступают не неодушевленные предметы или процессы, а другие люди, социальные группы, классы, партии, народы, нации, которые сами овладевают сознанием и осуществляют целенаправленную дея­тельность.

Такой сложный характер объекта общественных наук, обще­ственного развития определяется тем, что на познавательную деятельность человека сильное влияние оказывают многочисленные моральные, национальные, психологические, идеологические и другие факторы. Рассматривая те или иные общественные процессы, мы не всегда выявляем законы сложнейших переплетений различных факторов и обстоятельств, а концентрируем внимание на действиях отдельных людей, общественных групп и их политиче­ских представителей, отчего создается неверное представление, будто только воля и решения этих людей, политических руково­дителей тех или иных общественных групп определяют направле­ние развития всего общества.

Законы, определяющие изменение и развитие общественных систем, имеют различную по масштабам сферу и период действия, а также различаются по своему характеру. По характеру социальные законы можно подразделить на два основных, но, естественно, тесно связанных друг с другом типа: во-первых, законы функцио­нирования социально-экономических и политических систем, во-вторых, законы их развития.

Бесспорно, что все общественные системы находятся в посто­янном движении и изменении. В то же время на каком-то опреде­ленном отрезке времени функционирование социальных систем происходит без коренных качественных изменений.

На основе познания объективных законов функционирования социальной системы, а также законов и правил, составляющих правопорядок в данном государстве, вполне можно разрабатывать текущие, краткосрочные прогнозы функционирования данной социальной системы, в частности прогнозы некоторых полити­ческих процессов и явлений.

Собственно, основная «тайна» искусства предвидения состо­ит в умении вскрыть повторяемость явлений в изменении и раз­витии природы и общества, т.е. вскрыть законы и закономер­ность их движения. Действительно, когда люди знают, что дан­ное явление повторяется через определенное время при опреде­ленных условиях, они могут со значительной степенью вероят­ности предсказать, что при аналогичных условиях это явление повторится. Однако за последние годы появилась новая область исследований, которая вносит в сферу прогноза изменения, суть которых состоит в следующем. Сотрудничество с физикой позво­лило выявить влияние на презентативность прогностических ис­следований так называемого динамического хаоса, когда пред­сказание возможно на малых объектах и невозможно на боль­ших, при том, что количество таких объектов может быть мно­гочисленным.



Стали обсуждаться активно проблемы нелинейной динамики в сфере прогнозирования социальных процессов: говорят о двух классах объектов - одни детерминированные, прогноз их пове­дения на любой отрезок времени сделать можно, другие стохасти­ческие, предсказать их поведение трудно. В последние двадцать лет выявлен еще один класс объектов. Их особенность состоит в том, что формально они являются детерминированными, но предска­зать их поведение можно лишь в течение ограниченного времени и то лишь при условии точного определения их начального состо­яния.

Выявленные ограничения, с одной стороны, лишают нас ил­люзий относительно наших безграничных возможностей, с дру­гой стороны, поражают своей тайной, сложностью стоящих про­блем, нуждающихся в разрешении.

Для текущих прогнозов в обычных для данной социальной системы условиях вполне могут быть использованы, причем довольно эффективно, методы перенесения на будущее некоторых тенденций, характерных для прошлых периодов. Обычно пользу­ются подобными методами, например, для того, чтобы предвидеть, сколько примерно будет в следующем финансовом году уголовных преступлений, сколько потребуется мест в тюрьмах, сколько может возникнуть забастовок и т.д. Такого рода данные составляют основу для запросов правительствами всех государств соответствующих бюджетных ассигнований на функционирова­ние их административного аппарата на каждый предстоящий фи­нансовый год. И чаще всего такого рода прогнозы, построенные на расчете среднестатистических данных, в основном оправды­ваются.



Само собой разумеется, что познание законов функционирования той или иной социальной системы в нормальных для нее условиях совершенно недостаточно для разработки более широ­ких и серьезных долговременных прогнозов. Законы функциони­рования отражают лишь одну сторону движения социального орга­низма, а именно его простое функционирование, количествен­ные изменения при сохранении его основной структуры и эле­ментов. Однако в движении социального организма происходят не только рутинные процессы функционирования экономического аппарата и его надстройки, не только количественные измене­ния в них, но и коренные качественные сдвиги и перемены, приводящие к изменениям всей основной структуры и характера со­циальной системы.

Наиболее сложными и трудными для познания являются зако­ны и закономерности эволюции, развития социальных систем, которые приводят к тому, что в этих системах возникают новые, ранее небывалые явления, события, процессы.

Предсказуемость развития системы, процессов в определен­ной мере предопределяется тем, что будущая действительность особым образом связана и вытекает из прошлого и настоящего направления развития. Если рассматривать какое-либо обществен­ное явление в процессе его развития, то в нем всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. В этом отношении задача людей, занимающихся разработкой прогнозов, состоит в том, чтобы, познав прошлое и настоящее в развитии социальных процессов, найти в этом зародыши и элементы буду­щих процессов и тенденций, предвидеть их развитие.

Если исходить из философско-методологической концепции универсального эволюционизма, предвидение будущего в конеч­ном итоге вытекает из познания двух тенденций: функциони­рования социальных систем и их развития. Учет взаимосвязи и со­четания этих тенденций лежит в основе диалектико-материалистического подхода к познанию общественных процессов и про­гнозированию их развития.

Оба типа объективных законов тесно связаны между собой. За­коны функционирования социальных систем имеют более узкое значение и действие, чем законы их развития. Законы функциони­рования систем выступают как момент, как проявление законов их развития в определенный период времени. Сочетание обоих типов законов может быть либо гармоничным, либо противоречивым. На первых стадиях развития социальной системы в рамках опре­деленной социально-экономической формации законы ее разви­тия обычно непосредственно действуют и проявляются через за­коны ее функционирования. Однако по мере зарождения и углуб­ления противоречий внутри данной системы законы функциони­рования системы в ее определенном качественном состоянии в целом и отдельных ее частей могут приходить в противоречие с более общими законами общественного развития и в конечном итоге «взламываться» их действием, т.е., как говорят физики, под­ходят к точке бифуркации.

Современные отношения в социальных системах различных уровней, а также связи различных систем между собой представ­ляют сложнейшую картину взаимодействия множества разнооб­разных сил и факторов. Интересы, цели, а также связанные с ними направления усилий и действий различных людей, слоев общества, классов, партий, правительств, государств и групп вза­имно сталкиваются, переплетаются, взаимно дополняют и уси­ливают либо взаимно ослабляют и нейтрализуют друг друга, в результате чего создается сложнейший комплекс взаимодейству­ющих и борющихся сил.

Носителями этих противоречивых тенденций являются различ­ные социальные силы - классы и общественные слои с различ­ными или даже противоположными интересами. Победа той или другой из этих противоречивых тенденций либо общий результат их взаимодействия дает различные варианты возможного будуще­го состояния.

Очевидно, что во многом ценные, но во многом и не бесспорные суждения экзистенциализма должны быть дополнены чем-то еще, а именно пониманием того, каким образом человек, наделенный правом выбора и долгом ответственности, может повлиять на сложившуюся историческую ситуацию. И здесь встает вопрос: как сопрягается сознательная деятельность человека с объективной реальностью и ее законами?

4. ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ

Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Какие закономерности возникают и действуют, а какие прекращают свое действие и заменяются новыми, предопределяется объективными социальными условиями. В свое время рабовладельцам, а затем и феодалам очень хотелось отменить закон, в соответствии с которым происходит смена общественно-экономических формаций. Но сие, как говорится, от них не зависело. С объективным характером законов общественного развития приходится считаться и тем, кто совершает революционное преобразование, созидает качественно новое социальное устройство. Так обстоит дело, например, с законом социальной преемственности. Нельзя двигать развитие производительных сил, формирование новых производственных отношений, духовной культуры, политической демократии, не опираясь на рациональное и прогрессивное наследие, накопленное человечеством. Всякий, кто пытается игнорировать это наследие, "созидать" на голом месте, делать "все наоборот", фактически оказывается утопистом, если не реакционером. Наш собственный послеоктябрьский исторический опыт показывает, как много бед наносит несохранение таких достижений цивилизации, как общечеловеческие моральные ценности, рынок и товарно-денежные отношения, разделение властей и т.д.

Существует, таким образом, единство законов общественного развития и законов природы, заключающееся в их объективном характере. И так же, как мы не можем отменить закон свободного падения тел или закон Архимеда, мы не вольны отменить закон определяющей роли материального в жизни и развитии социума, закон стоимости и т.д. В то же время в одном существенно важном моменте - механизме своей реализации - законы общественного развития принципиально отличаются от законов природы.

Законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек. В реализации же законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. Сразу же подчеркнем, что речь идет не о логическом парадоксе, то есть не о противоречии, существующем только в нашей голове. Речь идет о парадоксе реальном, возникающем в ходе исторической практики людей. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы обще-

ственного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно ("сидят сложа руки"), никакие социологические законы реализоваться не могут.

Учитывая и то общее, что есть у законов природы и социологических законов, и то, что их отличает друг от друга, К. Маркс характеризовал общественное развитие как естественно-исторический процесс. С одной стороны, это процесс естественный, то есть столь же закономерный, необходимый и объективный, как и природные процессы. И в то же время это процесс исторический в том смысле, что он представляет собой результат деятельности самих людей. Люди выступают одновременно и авторами и актерами всемирно-исторической драмы, именуемой историей. В этом и заключается парадокс, каждодневно возникающий и также каждодневно разрешаемый в ходе исторической практики людей.

Очень часто в литературе наряду с терминами "социологический закон", "закон общественного развития" встречается понятие "исторического закона", причем употребляется оно в трех значениях: 1) как синоним первых двух понятий; 2) как конкретизация общесоциологических законов применительно к отдельным формациям; 3) как специфические, имеющие особый механизм реализации законы. Правомерность синонимического употребления терминов вряд ли может оспариваться, а вот против второго и третьего варианта использования термина "исторический закон" приходится возражать.

Если исторические законы, как утверждал, например, М. А. Барг, есть форма проявления социологических в данном пространственно-временном континууме , то мы скорей всего получаем не какой-то особый исторический, а частный социологический закон.

И, наконец, если специфические исторические законы все же существуют, то в чем может заключаться их особый механизм реализации? Есть мнение, что законы-де социологические реализуются независимо от воли и сознания людей, а действие исторических - прямо обусловлено сознанием и волей людей . Но мы уже выяснили, что все законы общественного развития реализуются через деятельность людей. На наш взгляд, исторические законы суть законы сходных исторических ситуаций. Поясним на примере из истории социальных революций. Опыт свидетельствует, что каждый раз контрреволюция для того, чтобы поколебать и свергнуть революционную власть, поддерживала наиболее близкую к крайней революционной партии оппозицию ей. Так было в английской бур-

жуазной революции, французских революциях 1789-1848 годов, серии испанских революций XIX века, в германских революциях. Перед нами типичный закон сходных ситуаций, который может быть назван законом "ближайшей оппозиции".

2 См. об этом подробно: Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989. С. 41-43.

В связи с рассмотренной спецификой социологических законов возникает необходимость различать объективные условия, без которых данное историческое событие произойти не может, и субъективный фактор его реализации.

Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным и реакционным. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.

В структуре субъективного фактора различают в качестве основных организационный и идеологический компоненты. Это значит, что чем организованнее выступают люди, чем глубже осознаются ими стоящие задачи и пути их решения, тем плодотворнее их практическая деятельность. Свобода есть познанная необходимость: чем лучше познал человек законы природы и общественного развития, тем свободней он в своей деятельности (разумеется, в рамках общей зависимости от этих законов).

Трудности теоретического овладения рассмотренным выше парадоксом исторического процесса приводят к тому, что мы зачастую в процессе наших размышлений (а затем и действий) осознанно или неосознанно разводим основополагающие стороны этого парадокса, а затем абсолютизируем одну из них.

И тогда в качестве одного из возможных вариантов "разрешения" парадокса появляется волюнтаризм (от лат. voluntas - воля), объявляющий просто несуществующей одну из сторон парадокса - объективный характер законов общественного развития. По сути дела, перед нами течение субъективно-идеалистического толка,



Похожие публикации