Доклад: "Роль географического образования в развитии личности ребенка на современном этапе". Географическое образование - определение Особенности современной географической науки

Доклад

«Роль географического образования

в формировании современной личности».

На слет учителей географии Ставропольского края

Резановой Оксаны Георгиевны.

География – одна из древнейших наук на Земле. Но это не значит, что она потеряла свою актуальность и значимость в современном обществе.

В связи с возрастающей необходимостью создания единого образовательного пространства, которое обеспечивает формирование разносторонней личности современного школьника, хочется отметить серьезные проблемы и противоречия, сложившиеся в современном географическом образовании, и обратить внимание на необходимость повышения уровня географической грамотности учащихся. Решение проблем современной России в значительной мере зависит от того, насколько будущее поколение граждан нашей страны овладеет знаниями о территории, природных ресурсах и производительных силах Родины, о населении нашего многонационального государства, о разнообразии регионов самой большой страны мира. Именно географические знания дают побудительные мотивы для осознанной творческой деятельности на благо Родины. Географическое образование - краеугольный камень социального становления личности и воспитания гражданственности.

Приоритеты современного школьного географического образования.

1. Образовательный процесс переориентирован на:

Развитие продуктивного мышления,

Формирования ключевых компетентностей,

Формирование ключевых интеллектуальных умений,

Введение профильного обучения.

2 . Инновационные процессы:

Информатизация образования

Новые способы организации учебного процесса

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся

Проектная деятельность

Интегративные подходы в содержании

Коммуникативная деятельность.

3. Результат обучения: общая грамотность (общая компетентность) обучающихся, что обеспечивается:

Ключевыми интеллектуальными умениями

Универсальными способами деятельности, способами познания и взаимодействия

Базовыми структурообразующими знаниями (имеют общие представления о

Системе знаний)‏

Социальным опытом

Адекватная самооценка собственной (освоенной) системы знаний.

Но, не смотря на все выше перечисленное, современная география особенно в последнее время, к сожалению, испытывает серьезный кризис, усиленный большими изменениями в общественной мысли, внедрением российской высшей школы в Европейское образовательное пространство, снижением статуса и престижа в обществе. На ослабление достойного места географии в обществе в условиях модернизации образования влияют с моей точки зрения, следующие причины:

1. Резкое снижение учебных часов на изучение начального курса физической географии в 6 классе (с 2 часов до 1 часа в неделю) - базового курса для всей школьной географии, с огромным понятийным аппаратом. Однако объем учебного материала в школьных учебниках остался практически прежним, при этом никто не задумался о личности обучающегося, усложнении и перенапряжении его умственной деятельности, к тому же искажается нормальный процесс мышления. Такая же коллизия при изучении курса "Физической географии материков и океанов" в 7 классе: уменьшение учебных часов с 3-х до 2-х, сохранение старого объема теоретического, понятийного и номенклатурного материала.

Применение таких "экспериментов" конечно же, негативно влияет на степень усвоения школьниками географических знаний. И все это при том, что у них еще не развиты аналитическое и абстрактное мышление, пространственные и временные представления, недостаточен жизненный опыт и кругозор - все это вызывает у учащихся затруднения в осознании понятий, закономерностей, они запоминают огромное количество слов на короткое время. Такое положение является главной причиной кризисного положения школьной географии.

2. География полностью стала не востребованной наукой и дисциплиной выпускниками школ при выборе географии в качестве ЕГЭ и абитуриентами высших учебных заведений, т.к. вместо географии при поступлении на экономические специальности вузы с согласия Министерства образования и науки РФ определили обществознание. Для Невинномысска характерно уменьшение выпускников, сдающих ЕГЭ по географии и такая тенденция сохраняется. И еще одна заметка, редко кто из сильных выпускников выбирает географию в качестве экзамена, все больше случаев выбора этого предмета учащимися со слабым уровнем подготовленности и низким качеством географических знаний.

3. География как самостоятельный учебный предмет не включен в перечень обязательных учебных предметов на базовом уровне (так называемая инвариантная часть учебного плана) среднего (полного) образования. В вариативной части курс «Экономической и социальной географии мира» нашел свое отражение в объеме 70 часов на базовом уровне обучения в непрофильном (универсальном) обучении (общеобразовательный профиль).

Все вместе взятое снижает престиж географии как школьного учебного предмета. Парадокс, но ЮНЕСКО назвала географию в числе пяти важнейших предметов общего образования, наряду с историей, философией, психологией, иностранными языками.

Хочется надеяться, что благодаря совместным усилиям Министерства образования РФ, попечительский совет при Русском географическом обществе, отечественных географических научных школ, ученых-методистов, учительской географической общественности, в современной географии произойдут позитивные изменения. Необходимо и целесообразно в целях повышения статуса и престижа географии нормализовать учебную нагрузку по географии в школе, вернуть географию в качестве вступительного экзамена на соответствующие специальности в вузах, это станет способствовать востребованности знаний о целостной научной картине современного мира, географической оболочке и её частях.

Все это поможет оптимизировать организацию географического образования с большим вниманием к учащимся, их способностям воспринимать и усваивать географические знания и умения.

При разработке новой школьной географии необходимо учесть: школа должна подготовить учащихся к ориентированию не в словесной информации, а в реальной окружающей среде, в которой всегда представлены в единстве и теоретические знания о ней, применение которых невозможно без овладения учащимися системой соответствующих приѐмов самостоятельной работы. Учебный предмет "география" - это не только содержание программ, но и работа мышления учащихся. Для этого необходима новая технология организации географического образования.

География России традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная, по крайней мере, с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства, и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.


x

x


система подготовки специалистов-географов в вузах. Как учебная дисциплина география была введена в некоторых университетах Западной Европы уже в средние века, в учебных заведениях России - в 17 в. (например, в Киево-Могилянской академии). В 17 в. появились первые учебные руководства по географии, например переведённая на русский язык в начале 18 в. "Ãåîãðàôèÿ ãåíåðàëüíàÿ..." нидерландского учёного Варениуса. Уже в начале 18 в. география являлась самостоятельным учебным предметом в Школе математических и навигацких наук (См. ), в Петербургской морской академии и была предусмотрена М. В. Ломоносовым в проекте учебного плана Московского университета (где и читалась Д. В. Савичем с открытия университета). К концу 18 в. в географии (курсы которой читались уже во многих университетах Западной Европы) ясно наметились три направления - география физическая, экономическая (чаще называвшаяся в то время статистической) и страноведение. Физическая география преподавалась в университетах на факультетах естественных наук, статистика и страноведение - на факультетах словесности (историко-филологических).

Становление географии как университетской науки в России было признано уставом университетов 1804, по которому на словесных факультетах были учреждены две кафедры: всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского государства. Однако подготовка специалистов-географов не предусматривалась, учебные курсы географии были "подсобными" при подготовке историков и филологов.

В странах Западной Европы преобладающим направлением в географии было страноведение, в конце 19 в. в Великобритании и Франции издаются капитальные сводки по страноведению (X. Дж. Маккиндер, Г. Видаль де ла Блаш), в Германии - по геоморфологии (А. Пенк), общей географии (А. Зупан), сравнительному землеведению (К. Риттер), географии населения (Ф. Ратцель). Значительное влияние на развитие Г. о. в высшей школе оказал немецкий географ А. Гумбольдт. Французский географ и социолог Э. Реклю организовал в Брюсселе специальное высшее учебное и научное учреждение - географический институт. В США, в отличие от Европы, география развивалась в тесной связи с картографией, особенно в системе военного ведомства.

В 1863 в русских университетах были созданы кафедры физической географии, в 1884 - кафедры географии и этнографии. В связи с этим в учебные планы университетов был введён ряд географических дисциплин - общая физическая география, география России, география материков, антропогеография, этнография, история географии и др. Значительную роль в развитии отечественной Г. о. сыграли научные школы университетов Московского (Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. С. Барков, М. А. Боголепов, А. А. Крубер, Б. Ф. Добрынин, С. Г. Григорьев, М. С. Боднарский) и Петербургского (А. И. Воейков, П. И. Броунов, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, Л. С. Берг, Ю. М. Шокальский и др.). В Новороссийском университете (Одесса) Г. о. руководил Г. И. Танфильев, в Казанском - П. И. Кротов, в Харьковском - А. Н. Краснов и др. В начале 20 в. большую роль в улучшении Г. о. в школе сыграли новые учебники и учебные пособия А. С. Баркова, С. Г. Григорьева, А. А. Крубера и С. В. Чефранова; в учебные планы географических специальностей вузов введена учебная практика, созданы учебные станции; подготовка специалистов с Г. о. для научно-исследовательской и педагогической работы осуществлялась при физико-математических факультетах.

Положение высшего Г. о. резко изменилось после Великой Октябрьской революции. В 1918-25 в Петрограде работал (вуз), при котором в 1922 был создан научно-исследовательский институт географии, в 1923 такой же научно-исследовательский институт учрежден при Московском университете. К конце 20-х гг. в университетах радикально перестроены учебные планы и программы географических специальностей, особенно экономической географии (Н. Н. Баранский); введена обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоятельные географические отделения, а затем географические и геолого-географические факультеты университетов. В последующие годы всё более углублялась специализация оканчивающих географические факультеты, возникали новые кафедры. Современная типовая структура географических факультетов в университетах СССР включает специальности: физическая география, экономическая география, геоморфология, метеорология и климатология, гидрология суши, океанология и картография.

В СССР географов готовят университеты и педагогические институты по дневной, вечерней и заочной системам обучения. Крупнейшими центрами Г. о. являются Московский, Ленинградский, Киевский университеты и педагогические институты. В некоторых университетах имеются геолого- и географо-биологические факультеты. Студенты университетов на первых курсах получают широкую общегеографическую подготовку, на старших курсах изучают цикл специальных (профилирующих) дисциплин, работают в семинарах, проходят специальную практику (геологическую, геодезическую, комплексно-географическую в научно-исследовательских институтах, школах, экспедициях и др.), выполняют и защищают курсовые и дипломные работы по избранной специальности, сдают государственные экзамены по общественным дисциплинам. Подготовка географов в педагогических институтах строится без подразделения на узкие специальности. Значительное место отводится изучению педагогических дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания) и педагогической практике. Многие педагогические институты готовят учителей по двум профилям: географии и биологии (географо-биологические, естественно-географические факультеты), истории и географии и др. В учебных планах всех педагогических институтов также предусмотрена практика полевая на учебных базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций). Срок обучения на географических специальностях 4-5 лет.

В 1970 учителей географии готовили 33 университета (18,7 тыс. студентов, ежегодный выпуск около 1,6 тыс. специалистов) и 77 педагогических институтов (40 тыс. студентов, ежегодный выпуск - 6,2 тыс. специалистов, в том числе около 300 с двумя специальностями), приём на географические факультеты (отделения, специальности) около 10 тыс. чел.

Значительное место занимают специальные географические дисциплины в учебных планах ряда смежных специальностей в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей, агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних специальных учебных заведениях (топографических, гидрометеорологических, с.-х. и др.).

В вузах, а также в АН СССР и в Академии педагогических наук СССР имеется аспирантура, в которой готовят научные и научно-педагогические кадры по географическим наукам.

Подготовка специалистов-географов осуществляется во всех странах мира, где имеются университеты и педагогические институты. В социалистических странах Г. о. развивается по всем отраслям географии. Крупными центрами Г. о. являются старейшие университеты - в Берлине (столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В капиталистических странах характер, направление, формы Г. о. весьма различны. Например, в крупнейших университетах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономическая география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. университеты) преобладает комплексно-географическая (страноведческая) подготовка географов, большое значение имеет научная школа географии населения и хозяйства; в университетах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономической географией видное место занимает океанография. Учителей географии в зарубежных странах выпускают преимущественно университеты (3-4 г. обучения). Будущие учителя нередко совмещают два профиля (например, география и физика, география и психология, география и иностранный язык). Педагогическая практика в процессе обучения занимает меньшее место, нежели в сов. университетах и педагогических институтах.

Общее Г. о. даёт средняя общеобразовательная школа. В СССР география как самостоятельный учебный предмет систематически изучается в 5-9-х классах (начальный курс физической географии, включающий сведения о топографическом плане и географической карте, знания о сферах Земли и методах их исследования и др.; физическая география материков, СССР, экономическая география СССР и зарубежных стран). В некоторых капиталистических странах школьные программы и учебники по географии имеют страноведческое направление.

Лит.: Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников географии (1876-1934), М., 1954; его же, Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе, М., 1957; География в Московском университете за 200 лет (1755-1955). Под ред. К. К. Маркова и Ю. Г. Саушкина, М., 1955; Бутягин А. С., Салтанов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Соловьев А. И., Современное состояние и задачи высшего географического образования. Материалы к 4 съезду географического общества СССР, Л., 1964; Просвещение в странах мира, М., 1967.

А. И. Соловьев.

В процессе своего выражения география имеет наиболее «массовое» проявление в среднем географическом образовании, в школьной географии, где главным действующим лицом выступает учитель, который, являясь, с одной стороны, географом-профессионалом, с другой - выступает в качестве проводника (проповедника) массовой географической культуры в молодежной среде. Таким образом, от постановки географического образования в школе в высокой степени зависит географическая культура общества и в целом выполнение географией ее разнообразных функций.

Оценивая роль географии как учебного предмета в современной российской и белорусской школе, специалисты считают, что в настоящее время она обеспечивает формирование необходимой географической культуры учащихся как составной части общей культуры, что особенно важно с учетом культурологической и гуманистической направленности всего реформирования российской школы.

Отмечается, что все пять курсов географии основных общеобразовательных учреждений Российской Федерации: начальный курс географии (6 класс), материки, океаны, народы и страны (7 класс), география России: природа (8 класс), география России: население и хозяйство (9 класс) и экономическая и социальная география мира (10 класс) и все четыре курса общеобразовательных учреждений Беларуси: начальный курс географии (6-7 класс), география материков и стран (8-9 класс), география Беларуси (10 класс), общая география (11 класс) - дают представление о географической картине мира, формируют географическое мышление, знакомят с основными методами географии и ее языком, а также активно участвуют в формировании политической, экономической, экологической культуры учащихся, в воспитании молодого человека как патриота Родины и интернационалиста.

В то же время следует отметить, что в современной России и Беларуси школьная география не относится к числу приоритетных предметов, и попытки ее как-то «ущемить» предпринимаются довольно часто.

Среди актуальных проблем современной школьной географии выделяют следующие:

Улучшение содержания предмета путем лучшего показа главных сквозных направлений географической науки, ее научных методов и подходов, а также усиление роли комплексного страноведения в среднем и общей географии в старшем звене школы;

Создание школьного учебника географии, который отвечает повышенным требованиям, предъявляемым к учебнику нового поколения, касающиеся его модели, структуры, содержания и формы изложения;

Повышение методического уровня школьной географии - интенсификация всего процесса обучения географии, предполагающая ориентацию на освоение фундаментальных основ предмета и методов приобретения новых знаний, компьютеризация учебного.


Система учебной географии должна быть построена на основе трех основных принципов: 1) методологии; 2) традиции; 3) опыта. При этом следует исходить из многоаспектности географии, связанной с нахождением ее на стыке естественных и общественных наук, из ее комплексности и территориальности одновременно. Это относится как к теории, так и к методу и результату географии.

Первый план - многоаспектностъ - исходит из классического объекта географии - единства природы, хозяйства и населения. Второй план - комплексность - предполагает сопряженное рассмотрение сложной структуры объектов, их многокомпонентного и многоотраслевого характера в физической и социально-экономической географии. Третий план - территориальность - является одной из важнейших аксиом географии - изучения территориальных (пространственных) систем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

С точки зрения теории познания, все три плана имеют четыре уровня изучения и изложения: 1) описательный; 2) эмпирического обобщения; 3) теоретического обобщения; 4) конструктивный.

Многоплановость научной географии определяет и содержательную часть школьной географии. Так, механизм отбора научного материала, основанный на методологии географии, предполагает знакомство учащихся с разнообразными ГИС, покомпонентной, поотраслевой и территориальной группировками явлений на земной поверхности, с некоторыми формализованными теориями и моделями (хотя бы на уровне классических построений теорий штандорта) и, наконец, ре­шение разнообразных задач и заданий максимально приближенных к реальной действительности.

Структура школьной географии должна определяться всеобщими для процесса познания дидактическими требованиями, которые в кратком виде можно изложить следующим образом:

Цикличность обучения, претворяющая в жизнь явление спиралевидности познавательного процесса в рамках законов диалектики;

Повторение в обучении хода исторического развития познания, что соответствует категории единства исторического и логического. В этом отношении система географических дисциплин должна соответствовать развитию познания от обыденного знания через систематическое нерасчлененное и аналитическое к системно-синтетическому знанию;

Ход познания от близкого к далекому и возврат к началу в обогащенном процессом познания виде. Географическое образование представляет идеальные возможности перехода от изучения своего края через весь мир - снова к своему краю, т. е. «близкое и далекое» здесь приобретает, в отличие от других учебных дисциплин, буквальное значение.

Важнейшим требованием совершенствования школьной географии является методологизация этого учебного предмета в духе указанных выше принципов.

География (всех курсов средней школы) должна рассматриваться согласно методологической идее центра географической науки: существует определенная территория со своим материальным наполнением - место; каждое место имеет свои компонентные и отраслевые особенности, которые составляют потенциал территории; наличие разности потенциалов приводит к пространственным отношениям. Полная информация о месте есть описание; характеристика особенностей дает образ места; все пространственные связи стремятся сглаживать особенности, именно поэтому между местами происходит движение вещества, энергии, ценностей: движение горных масс, тепла и влаги, информации, перевозки материалов и людей, передача электроэнергии, перекачка капитала и т. д.

Система школьной географии, созданная с учетом трех оснований - методологии, традиции и опыта, призвана «примирить», хотя бы на данном этапе, теоретизацию с регионализацией, общую географию со страноведением, выполнять свою общеобразовательную функцию и удовлетворять если не индивидуальные, то, возможно, групповые интересы переходного периода в развитии страны.

4. Перспективы развития географической науки

В заключение обратимся к возможным перспективам, прогнозированию развития географической науки в первые десятилетия XXI в.

Почти четверть века тому назад, рассматривая перспективы географии, известные отечественные географы писали о возрастании конструктивной, преобразовательной роли науки:

«...новая роль географии состоит теперь не столько в дальнейшем познании окружающего нас мира, сколько в целенаправленном его преобразовании в интересах всего человечества. Определив свою роль и место в разработке этой грандиозной задачи, избрав наиболее правильные пути к ее разрешению, наша старая наука обеспечит себе «вторую молодость»;

«перспективы географии в значительной степени зависят от того, смогут ли географы смело и действенно теоретически осмыслить глобальные и территориальные проявления связи природных и социально-экономических процессов. Смогут ли они предоставить в распоряжение обществу не только весь арсенал фактов и эмпирических закономерностей, выявленных множеством существующих и возникающих географических наук, но и помочь процессу «географизации» всех наук, объединив обильное число фактов в стройную теорию? Смогут ли они сегодня понять законы развития своей науки, для того чтобы управлять ее действиями? Смогут ли быстро использовать объективно развивающиеся интеграционные импульсы в географии?».

Как видно, поставлено немало сложных вопросов, остающихся актуальными и в наше время. Совершенно очевидна необходимость дальнейшего развития интеграционных процессов в географии. Прогнозируя хотя бы в общих чертах развитие нашей науки, следует подчеркнуть, что в предстоящий «век синтеза» в научном знании в целом синтез в географии совершенно необходим. Поэтому первый прогноз - усиление тех отраслей географии, тех ее направлений, которые будут в наибольшей степени соединять исследование разных природных и социально-экономических явлений так, как их в реальной действительности соединяет и будут соединять жизнь.

Будет ли существовать через несколько десятилетий в неизменности современная система географических наук? Во всяком случае, она лишится нынешней своей «жесткости», категоричности деления на части. Система географических наук станет значительно более гибкой, отдельные ее части будут «накладываться», соединяться, будут возникать совершенно новые «поля интеграции», области сочетания разных географических наук, равно как и «поля интеграции» между географическими и смежными с ними (а потом и несмежными) науками.

В интересной статье, посвященной географии будущего, А.Д. Арманд ставит вопрос о возможных путях развития географии в эпоху информатизации. По его мнению, наметившиеся тенденции позволяют прогнозировать радикальную трансформацию географических знаний в недалеком будущем. Встает вопрос: выживет ли вообще география в перенасыщенной информацией среде? Профессиональная география станет еще более профессиональной, а вот сохранится ли она как школьная общеобразовательная дисциплина, едва ли кто-то может предсказать. В близком будущем можно предвидеть превращение некоторых разделов землеведения в ширпотреб. Возможности быстрого массового сбора самой различной информации должны породить серии электронных атласов, отображающих в реальном времени размещение не только пробок на дорогах (что уже практикуется), но и таких показателей как загрязнение атмосферы, воды в реках, озерах и морях, уровень преступности, политической напряженности, курсов валют, рыночных цен, вырубания и восстановления лесов, производства наркотиков и алкоголя и другой информации. Становится актуальной география текущих рисков природного, техногенного, человеческого, космического происхождения, рисков для людей, сельского хозяйства, транспорта, денежных вложений. География становится географией быстротекущих процессов и, тем самым, одним из рычагов в процессах управления и самоорганизации, социальной эволюции.

Возможно, наши потомки станут свидетелями возникновения информационной географии, занимающейся описанием доступности населению разных средств информации, географического разделения труда между разными средствами массовой и профессиональной информации, информационной восприимчивости населения, обеспеченности учебными заведениями и пр.

География будущего все больше станет вынуждена заниматься не столько реальным пространством, сколько различными виртуальными пространствами. При этом картографам придется привычную географическую карту трансформировать самым неожиданным образом, чтобы площади, расстояния, углы, цвета и условные обозначения на этой карте соответствовали не географической, а некоторой ментальной реальности.

Вопреки ожиданиям наша наука, перенасытившись числовой информацией, не стала более точной, чем раньше. Автоматический сбор информации из космоса и наземными средствами не только не помог найти формулы общих количественных закономерностей, а, скорее наоборот, показал многообразие тонких непрерывно меняющихся зависимостей, управляющих природой и обществом.

Поучителен в этом отношении пример с прогнозами погоды. Появление мощных компьютерных систем, обрабатывающих огромные массивы цифровых данных, не произвело революции в точности предсказаний. Оправдываемость краткосрочных прогнозов замерла на отметке 80-85% и не обещает прогресса. При переходе к долгосрочным климатическим прогнозам не только величины изменений, но и сама тенденция, знак будущих сдвигов служат предметом дискуссий.

На развитие системы географических наук в перспективе окажут влияние следующие процессы:

1) «биологизация» всей географии;

2) «гуманизация», в том числе и сильная «экономизация»;

3) «математизация», которая, в частности, будет входить в географию через усиление и качественное видоизменение картометрических работ;

4) «химизация» географии, т. е. глубокое проникновение в сущность процессов миграции химических элементов в окружающей среде, в химизм ее загрязнения, в достижения технологии будущего, которая изменит круговорот веществ в природе;

5) автоматизация сбора географической информации и ее обработки, в особенности информации о нашей планете, поступающей с орбитальных спутников и космических кораблей;

6) переход от научного анализа к решению проблемы управления территориальными системами, изучаемыми географическими науками;

7) глубокое внедрение картометрических методов в науку и практику, широкое их использование, особенно для ее территориальной организации, для управления сложными процессами.

Будут быстро расти такие «биологизированные» «поля интеграции», как, например, уже существующая (но, к сожалению, не получившая у нас пока еще развития) биоклиматология. Можно предположить, что будет создана геогенетика, первые идеи в области которой были высказаны еще Н.И. Вавиловым. Многообразны могут быть и связи географических наук. На гранях экологии и экономической географии, например, американский ученый У. Айзард создал математические эколого-экономические районные модели.

Гуманизация географии неотвратима. Это один из закономерных и прогрессивных процессов. Трудно перечислить возможные «поля интеграции», такие как экономическая климатология, экономическая гидрология, экономическая эрозионистика и т. д. Очевидно постановка экономических проблем в разных сферах географических наук будет проходить и в других формах, но она совершенно необходима, и ни одна из этих наук не сможет уклониться от подобней объективной необходимости.

Молодым специалистам предстоит в своей жизни осуществить те интеграционные процессы, о которых говорится как о перспективных. И в связи с этим вместе с Ю.Г. Саушкиным хочется пожелать им несколько важных для географа качеств:

1. Большой общенаучной философской культуры. Географ не может оставаться в области эмпирики, не может быть «делягой». Гуманизация географии в целом предъявляет особенно большие требования в этом отношении.

2. Сочетания интереса к своей специальности с интересом к общегеографическим теоретическим достижения и, в частности, к теоретической географии.

3. Соединения знаний в области отечественной науки, которую надо изучать особенно глубоко, со знаниями в области мировой науки. Хорошее владение хотя бы одним из иностранных языков исключительно важно для географа.

4. Смелости в постановке и решении научных и практических вопросов, можно сказать даже сильнее - дерзости в этом отношении, быстрой мысли. К сожалению, мы бываем слишком медлительны и поэтому отстаем в решении важнейших проблем.

5. Непрерывного труда в совершенствовании того, что Н.Н. Баранский назвал «географическим мышлением» - соединения исторического анализа с пространственным. Географ создает картину динамической, развивающейся карты. Такое многомерное восприятие карты очень трудно, но профессиональный географ должен в результате постоянной работы преодолеть трудности географического мышления.

6. Овладения современными точными методами исследования, в том числе математическими методами, моделирования географических явлений и процессов, опираясь в исследованиях на эффективные технологии, основанные на разработке и внедрении разного рода геоинформационных систем, в том числе интегрированных, синтезирующих методы отработки традиционных геоинформационных систем и материалов дистанционных аэрокосмических съемок.

7. Быть хорошим, дисциплинированным, наблюдательным полевым исследователем. Новые методы исследования, в том числе дистанционные, не только не исключают полевых исследований, но делают их еще более важными.

8. Сочетания способности полевого исследования с умением экспериментатора и, далее, со способностями конструктора. Географ - это конструктор окружающей среды, направляющий ее освоение. Он организатор территориальной жизни общества.

9. Постоянной связи с практикой, с реальной жизнью во всей ее сложности. Есть образное выражение «припасть к земле». Для географа оно становится буквальным, так как в явлениях, происходящих на земной поверхности, он черпает необходимый материал, на нем строит свои обобщения, делает выводы.

«Географу не обязательно быть ходячей энциклопедией, но он должен развивать в себе энциклопедическую любознательность», - в этих словах выдающегося французского географа, первой женщины, ставшей профессором - всемирно известного университета - Сорбонны, Жаклин Боже-Гарнье заключен большой смысл. Существует своеобразный профессиональный географический взгляд на окружающий мир. «География, - пишет Боже-Гарнье, - для меня означает нечто большее, чем просто профессия: это скорее способ понимания мира. Географ весьма своеобразно оценивает свое окружение: например, обширный горный район пробуждает в нем не только наслаждение эстетической ценностью, но и интерес к образующей его структуре и фазам эволюции. Городские трущобы возбуждают не только сострадание и ужас, но и заставляют вскрывать исторические и социальные корни столь жалких условий жизни. Географ не просто смотрит и наблюдает - он автоматически стремится понять увиденное. Непосредственный полевой опыт изучения земель и людей - неотъемлемый элемент профессии географа - позволяет ему понять жизнь других людей и более скрупулезно оценить собственную жизнь... Сфера интересов географа - это непосредственно живой мир, не только обогащающий его опыт, который дает ему информацию, но и, осмелюсь заявить, вдохновляющий его».

5. Международное сотрудничество в области географии

В 70-е годы XX в. Ю.Г. Саушкин писал, что изоляция национальных научных школ от мировой науки приносит большой вред, задерживает их развитие. Это было сказано, когда главной тенденцией в анализе теории и методологии географии было, скорее, не сопоставление, а противопоставление советской географии буржуазной географии, т. е. практически всей остальной части мировой географической науки.

Мировой научный прогресс постоянно доказывает, что какую бы область знания мы ни взяли, прогресс возможен лишь на основе тесного взаимодействия и взаимообогащения национальных научных школ, активного и эффективного сотрудничества ученых разных стран. Необходимые предпосылки формирования такого сотрудничества в мировой географической науке начали складываться в последние десятилетия XIX - начале XX в., что было сопряжено с ростом общественного престижа географии.

Среди этих предпосылок выделяются:

1) рост числа профессиональных географов и учреждение кафедр географии в ряде университетов (в Германии, Франции, России и др.);

2) формирование университетских географических школ, из которых наибольшую известность в то время получили: антропогео-графическая школа Ф. Ратцеля (Лейпцигский университет, с 1866 г.), геоморфологическая школа А. Пенка (Венский университет, с 1888 г.), школа географии человека П. Видаля де ла Блаша (Сорбонна, с 1897 г.);

3) расширение пропаганды географических знаний, увеличение количества географических журналов и т. п.;

4) создание международных групп ученых, ведущих исследования тех или иных научных проблем.

Глобальное значение географии породило идею международного сотрудничества ученых «на постоянной основе», которая реализовалась в созыве международных географических конгрессов (МГК).

Первый Международный географический конгресс состоялся в Антверпене в 1871 г. Всего же в течение 1871-2012 гг. таких конгрессов было 32, и они способствовали обмену опытом и идеями, результатами важнейших исследований, развитию научной и учебной географии и ее социальных функций.

Опыт МГК привел, в свою очередь, к идее создания Международного географического союза (МГС), который был сформирован в 1922 г. Его первыми членами стали Франция, Бельгия, Великобритания, Италия, Португалия, Испания и Япония, а вскоре присоединилась и Польша. В 1956 г. в МГС вступил СССР, а с 1992 г. его преемником стала Россия, которая играет активную роль в МГС, в его руководящих органах, деятельности комиссий и рабочих групп.

Международный географический союз состоит из трех компонентов: Генеральной ассамблеи делегатов стран-членов Международного географического союза, которая собирается раз в четыре года и решения которой являются основополагающими для деятельности Союза; Исполнительного комитета, состоящего из Президента, восьми вице-президентов и Генерального секретаря; Комиссий и рабочих групп, осуществляющих и координирующих текущую работу географов разных стран по всем основным направлениям географии. Рабочие языки IGU - английский и французский.

В настоящее время в МГС входят 87 стран. Цели МГС:

1. Содействовать изучению географических проблем;

2. Инициировать и координировать географические исследования, требующие международного сотрудничества, содействовать их широкому научному обсуждению и публикации их результатов;

3. Обеспечивать участие географов в работе международных организаций;

4. Содействовать улучшению сбора и распространения географических данных и документации как внутри стран-членов МГС, так и между ними;

5. Содействовать проведению Международных географических конгрессов, региональных конференций и специализированных симпозиумов, тематика которых соответствует целям Союза;

6. Принимать участие в любых других формах международного сотрудничества с целью содействия географическим исследованиям и применению их результатов на практике;

7. Содействовать международной стандартизации и унификации методов, номенклатуры и символики, используемых в географии

Основные направления и проблемы развития мировой географической науки в той или иной степени нашли отражение в программах МГК, которые уже с первых конгрессов непрерывно усложнялись и расширялись. На втором МГК действовали только секции математической географии, гидрографии, физической географии (которая трактовалась тогда очень широко - от геологии до зоологии), исторической географии, экономической географии и «дидактики» (т. е. учебной географии). Спустя ряд лет, на рубеже XIX и XX вв., VI, VII и VIII МГК уже выделялись определенным усилением научной проблематики, увеличилась доля теоретических докладов, получили развитие специализированные комиссии из числа ученых разных стран, занимавшиеся актуальными исследовательскими и практическими программами. В этот период усилилось внимание к развитию географического образования, к методике преподавания географии.

Во второй половине XX в. для МГК стали характерны некоторые новые общие черты: более разнообразной становятся структура и тематика конгрессов, особенно это касается общественной географии и геоэкологии. Среди участников МГК все больше практиков, понимающих роль географии и использующих результаты и возможности географических исследований. Особо следует отметить XXIII МГК (1976), так как он впервые состоялся в СССР стране, в Москве. Этот конгресс характеризовался широтой проблематики, большим числом делегатов (более 3200 из 57 стран), высоким теоретическим уровнем и отличной организацией. Его программа (в отличие от ряда предыдущих МГК), в гораздо большей степени была направлена на подведение итогов развития географической науки в современном мире. Она способствовала сочетанию узкоспециализированных интересов с выделением интеграционных направлений и главных конструктивных задач географических исследований.

Рассматривая значение таких мировых форумов географов разных стран, остановимся несколько подробнее на содержании работы и идеях двух последних международных географических конгрессах. XXVIII МГК проходил 4-9 августа 1996 г. в Гааге. Большое внимание на Гаагском конгрессе было уделено крупным региональным проблемам, и это свидетельствует о том, что регионализм сохраняет свою стержневую роль в системе географических наук.

Далеко не случайно и то, что конгресс, состоявшийся в Нидерландах, проходил под девизом «Земля, море и человеческая деятельность». Выдающееся значение прибрежных районов в территориальной структуре мирового хозяйства и в целом в жизни человечества предопределяет возрастающую роль географической науки в исследовании и сохранении природных и природно-хозяйственных систем в контактной зоне суши и Мирового океана, в устойчивом развитии этой зоны.

Гаагский конгресс продемонстрировал важную роль географической науки в обсуждении и решении глобальных проблем человечества. Он показал активную гуманизацию географии и необходимость интеграции природных, хозяйственных и экологических проблем.

Следующий, XXIX МГК состоялся в 2000 г. в Сеуле. Его девиз «Жить в разнообразии» предполагает установление гармоничных отношений между различными этническими группами, культурными традициями, между прошлым и будущим, развитыми и менее развитыми странами, наконец, между человеком и природой. Понятие «многообразие» в эпоху глобализации может составить ядро географии, способной соединить общество ученых со всем миром. Приверженность глобальной гомогенизации сменяется представлениями о важности и многообразии окружающей природы и народов.

В августе 2004 г., в Глазго, одном из древнейших городов Соединенного Королевства, состоялся очередной, 30-й конгресс, организованный Международным географическим союзом (МГС). Его девиз - "Одна Земля - много миров". На собрании географов мира в августе 2004 г. в Глазго зарегистрировано более 2000 делегатов не менее, чем из 100 стран мира. Собственно, представляли делегаты и докладчики конгресса не страны, а научные центры, академии, университеты, институты и лаборатории. Перед выступлением докладчиков указывалась не страна, из которой они приехали, а к какому научному сообществу (не важно, большому или малому), они принадлежали. Это признак интернализации науки.

Из России и стран СНГ прибыло около 40 делегатов: из МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Института географии РАН, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, научно- образовательных центров Украины, Казахстана, Армении, Грузии.

В соответствии с постоянными комиссиями и исследовательскими группами Международного географического союза сформировано 32 тематические секции. Среди них: «Динамика экономического пространства», «Климатические изменения», «Береговые системы», «Геоинформатика», «Стихийные бедствия и риски», «География здоровья и окружающая среда», «Деградация земель и опустынивание», «Моделирование географических систем», «Устойчивость систем» и др.

На мировом форуме географов было уделено большое внимание. геополитическим темам. Во многих докладах рассматривались проблемы спорных границ между государствами, а также политические и экономические перемены в странах всех материков. Особое внимание обращалось на перспективы устойчивого развития стран мира, и сохранения разнообразия в условиях глобализации.

На Конгрессе отмечалось, что в последнее время идет заметный процесс гуманизации географии. В ней возникают новые направления, нашедшие отражение в докладах на конгрессе: география туризма, досуга, культуры, искусства… Этическая география стала темой пленарного доклада Лиз Беноли из Института географии, находящегося в Эдинбурге. Исследование многообразных взаимосвязей в мире как источника устойчивости и формирование этических норм в отношениях человека с природой - основная задача этого нового направления в географии.

Большой интерес проявлен к темам, связанным с закономерностями глобального климата, разнообразием региональных климатов, контрастами погоды, обусловленными потеплением на Земле в последние десятилетия, прогнозом будущих климатических изменений.

На Конгрессе особо подчеркнуто, что практически повсюду на Земле наблюдается деградация земель, пригодных для хозяйственной деятельности: интенсивно развиваются процессы образования карста, разрушения почвенного покрова и опустынивания.

В связи с тем, что на 2005-2014 гг. ООН наметила провести «десятилетие образования в интересах устойчивого развития», на Конгрессе обращено особое внимание на проблемы школьного и высшего географического и экологического образования населения.

Работа Конгресса, несмотря на некоторые недостатки в организации, оказалась очень плодотворной. Она показала, что, вступив в третье тысячелетие, мировая география заняла достойное место среди других наук, исследуя не только природные, но и глобально изменяющиеся экономические, политические, социальные, культурные процессы на Земле. Современная география способствует сохранению в условиях глобализации природного и культурного разнообразия на Земле, как основы устойчивого развития.

С 12 по 15 августа 2008 г. в столице Туниса - г. Тунис - состоялся XXXI Международный географический конгресс. В конгрессе участвовало 1205 человек из 75 стран. Его программа была очень обширной. Главная тема конгресса звучала так: «Построим вместе наши территории». В свою очередь она делилась на 8 основных подтем: Территория как объект географии; Стратегические подходы к территории; География как прикладная наука; Глобализация и территории; Новые технологии и территории; Территория и окружающая среда, территориальное планирование и устойчивое развитие; Территории: зоны контакта или разрыва; Реконструкция территории в географии.

Российская делегация в Тунисе насчитывала около 20 человек из Института географии РАН (Москва), Московского и Санкт-Петербургского университетов, Тихоокеанского института географии ДВО РАН (Владивосток), Института водных и экологических проблем ДВО РАН (Хабаровск) и других организаций.

В рамках многочисленных сессий, заседаний, секций сделано более 800 докладов по самым разным темам - от палеогеографии и глобальных климатических изменений до территориального устойчивого развития, туризма и обучения в области географии. Естественно, что прослушать все выступления было невозможно, поэтому участники форума работали в соответствии со своими предпочтениями. Повышенный интерес вызвали доклады, представленные на специальной сессии, посвященной Международному году планеты Земля. Это выступления проф. Юкио Химияма (Япония) - по оценке глобальных экологических проблем и вкладу географии в их решение; проф. Ханийл (Южная Африка) - о конфликтах природопользования и др.

Интересными были также доклады, посвященные эволюции географических знаний. Так, проф. Т. Вилзинский (Польша) подчеркнул необходимость дальнейшего развития такого направления географии, как история географических знаний, при этом не только за прошедшие века, но и современных географических исследований в быстро изменяющемся мире.

Вызывает сожаление то, что в докладах, посвященных истории развития географических знаний, почти не отражены крупные достижения российских ученых СНГ и России. Например, в докладе английских географов о развитии региональных исследований даже не упомянуты известные разработки ученых СНГ и России по ТПК, экономическому районированию, геосистемным представлениям.

Практически все российские участники Конгресса сделали свои доклады, которые в целом были встречены с интересом. Большое внимание привлекли выступления, посвященные истории географических исследований в области регионального развития; моделированию динамики пространственных систем; эколого-экономическому анализу; региональным проблемам устойчивого развития; картографированию; землепользованию и др.

Конгресс показал, что в географии достаточное поле для деятельности ученых многих стран. Международный географический союз успешно функционирует. Точку зрения об исчерпании географии как науки («все уже давно открыли») можно с уверенностью считать безосновательной. Изучение географических структур и систем, исследование процессов их естественной и антропогенной динамики - важнейшие фундаментальные задачи современной географической науки.

32-й Международный Географический Конгресс состоялся в Кёльне, Германия, с 26 по 30 августа 2012. В его работе приняли участие более 2400 географов из 80 стран мира. Высокая посещаемость Конгресса в сочетании с инновационной программой дала прекрасную возможность для встреч и обмена мнениями и идеями.

Необычно большая делегация на Конгрессе была и от России - порядка 90 человек. В ее составе ученые-географы из Московского государственного университета численностью более 30 человек, в том числе только молодых ученых – до 35 лет - 11 человек.

Оправдывая лозунг Конгресса «Ближе к Земле», Конгресс прошел на территории Кёльнского университета, который является не только самым старым, но и самым передовым научным учреждением Германии. В процессе работы Конгресса работало множество секций по самым разным направлениям географии. Наибольшим интересом пользовались секции по географическому образованию, процессам глобализации, устойчивому развитию, рациональному природопользованию, социально-экономическим проблемам, ландшафтоведению.

Особо следует отметить молодежную секцию, на которой молодые специалисты, в том числе и студенты, могли представить свои научные сообщения. Как и на предыдущих конференциях, на этой секции выделялась делегация Финляндии, состоящая в основном из студентов финских университетов. Молодые ребята имели возможность представить интересные научные доклады, но что, наверное, самое главное, они приобщались к «большой науке», к умению дискутировать на равных с маститыми учеными. И эти контакты имели место не только в аудиториях Университета, но и во время дружеских коктейлей и многочисленных научных экскурсий по Германии и соседним странам.

Во время работы Конгресса решались и организационные вопросы. За всю историю МГС советские и российские ученые никогда не избирались на должность президента МГС. И вот на данном Конгрессе впервые президентом МГС избран заведующий лабораторией геополитических исследований Института географии РАН, профессор Владимир Александрович Колосов.

Международное сотрудничество географов развивается в различных формах, в том числе в их участии в реализации международных научно-исследовательских проектов (программ), в работе различных комиссий и рабочих групп МГС. Так, еще в 1965-1974 гг. развернулись работы по инициированному ЮНЕСКО Международному гидрологическому десятилетию (при активной роли соответствующей комиссии МГС). С 70-х годов ведет свое существование природоохранная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера», к участию в которой привлекаются и географы. С 1977 г. в рамках ООН действует программа «Борьба с опустыниванием посредством комплексного развития» с существенным участием географов, в том числе российских. В 1986 г. была создана международная геосферно-биосферная программа «Глобальные изменения», и очень скоро было осознано, что эта программа, по своей сути является демоэкологической и ее логическим завершением должно стать изучение реакции человека на изменения природной среды.

В качестве примера одного из новых международных проектов сотрудничества географов отметим выдвинутый учеными России, Германии и ЮАР проект карты «Состояние окружающей среды в мире», работы по созданию которой будут наиболее полноценны при объединении усилий ученых разных стран.

Сотрудничество географов разных стран осуществляется в рамках правительственных и неправительственных программ под эгидой ЮНЕП (Программы ООН по окружающей среде), других учреждений ООН, имеющих отношение к охране природы и природопользованию, путем обмена студентами, аспирантами, учеными и преподавателями. Немаловажное значение имеет и двустороннее сотрудничество географов нашей страны и других стран.

В период с 1924 г. и до начала 30-х гг. школьное образование, в том числе и географическое, было парализовано левацкой «комплексной программой», которая не предусматривала изучение отдельных предметов. Некоторые географические сведения главным образом статистического характера давались в программах естествознания и обществоведения. Учащимся ставилась задача самостоятельно изучать карту, работать со справочниками, составлять графики. В 1932 г. начали восстанавливаться уроки как основная форма занятий. Существенный перелом в деле школьной подготовки по географии наступил в 1934 г. Правительственное постановление «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» утвердило географию в качестве одной из важнейших дисциплин школьной подготовки, установило стабильные программы, обязательные для всех школ. Ведущими учеными, профессорами МГУ, были подготовлены учебники высокого качества, переиздаваемые с небольшими коррективами в течение 20 лет. Реакцией на это постановление было резкое расширение масштабов высшего географического образования, организация специализированных факультетов в университетах и пединститутах. Страна нуждалась в образованных учителях и специалистах для изучения производительных сил и быстро развивавшейся экономики. Учебники А.С. Баркова и А.А. Половинкина для пятого класса, Г.И. Иванова - для шестого, СВ. Чефранова - для седьмого, Н.Н. Баранского - для восьмого, И.А. Витвера - для девятого классов, невзирая на идеологические издержки и размежевание на физическую и экономическую географию, для своего времени были превосходными. Учебники Баранского и Витвера были удостоены Государственной премии. В помощь учителям под редакцией Баранского начал издаваться журнал «География в школе». Существенно повышалась в географическом образовании роль карты. По Баранскому, без карты нет географии. «Карта, - говорил Баранский (1990. С. 218, 219, 222), - есть "альфа и омега" (т. е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается... В качестве орудия преподавания географии карта не менее необходима, чем в качестве орудия географического исследования. Обеспечение преподавания географии возможно большим числом приспособленных для целей преподавания карт является важнейшим и наиболее эффективным средством к повышению всей постановки учебного дела по линии географии». К 1940 г. была создана серия общегеографических и специальных демонстрационных карт и учебных географических атласов. Начали выходить пособия по методике преподавания: в 1938 г.- А.А. Половинкина «Методика физической географии», в 1939 г.- коллектива авторов под редакцией В.Г. Эрдели «Методика преподавания географии», «Очерки школьной методики экономической географии» Н.Н. Баранского, в дополненном и переработанном виде изданные в 1960 г. под названием «Методика преподавания экономической географии». Преподавание географии было поставлено на твердую методологическую основу, были узаконены структура уроков, принципы освещения географического положения, порядок территориальных характеристик природных и хозяйственных комплексов. Свыше полувека с небольшими изменениями сохраняется последовательность изучения географии в отдельных классах с жестким разделением на части: сначала физической, потом экономической географии. Завершается курс школьной географии «Социально-экономической географией зарубежных стран». В 1950- 1960-е гг. был период, когда программа изучения географии завершалась географией своей страны- «Экономической географией СССР». Логичное нововведение было отменено, и география Родины до сих пор оказывается «проходной» частью школьного курса.

Модернизация школьного курса происходила за счет усиления его научного содержания с одновременным сокращением наиболее занимательных и привлекательных разделов, в частности о путешествиях и открытиях. В свое время Баранский (1957. С. 37) с горечью отмечал, что в школьной географии «часы сокращены, учебные планы урезаны, программы и учебники тоже сокращены... Из программы и учебников экономической географии выбросили историко-географические очерки... Но как понять без прошлого настоящее страны и района?» Процесс «урезания» коснулся не только персоналий, связанных с социально-экономической географией. Еще в большей степени чувствительны умолчания о путешествиях и открытиях для природной составляющей географии. В учебниках 1980-х гг. не упоминались имена П.П. Семенова-Тян-Шанского, В.В. Докучаева, А.И. Воейкова, Д.Н. Анучина, В.И. Вернадского, Н.И. Вавилова, Л.С. Берга. В.А. Обручев и А.Е. Ферсман упомянуты как путешественники (Максаковский, 1984). О положительных изменениях и недостатках научной персоналии в учебниках и программах по географии писал В.П. Максаковский и в 1998 г. Более чем странным было положение, когда изучение зональности не сопровождалось упоминанием имен А.Гумбольдта и В.В.Докучаева, ландшафтов- Л.С.Берга, свойств биосферы - В.И. Вернадского, географической оболочки - А.А. Григорьева и СВ. Калесника. Место в программе и учебниках освобождалось под благовидным предлогом увеличения доли теоретических знаний при одновременном уменьшении фактологического материала. И хотя обращалось внимание на необходимость устранения чрезмерной усложненности учебного материала и перегрузки учащихся, усиление крена повышения степени научности школьной географии продолжается до сих пор. «Учащиеся перенапрягают умственные возможности, искажается нормальный процесс мышления, у них в памяти остаются лишь отдельные слова, фрагменты содержания - и то на время, к концу учебного года они забываются... Авторы программ и учебников настолько преданы "научности", что забывают: затруднения у учащихся при таких подходах к обучению неизбежны - из-за возраста и пока ограниченного кругозора; у детей еще недостаточен жизненный опыт, не развиты пространственные и временные представления, абстрактное мышление и т. д. То, что хорошо знают авторы-географы (научные факты, связи, процессы), ошеломляет учащихся. Учащиеся становятся беспомощными от слушания незнакомых слов без отражения в мышлении реальной действительности. Они страдают не столько от обилия материала, сколько от того, что не подготовлены к его восприятию и осознанию. Они отторгают содержание, в котором все начинается с науки... Школьная география постепенно стала превращаться в учебный предмет с усложняющимся содержанием, малопонятным и поэтому неинтересным для учащихся». Такой непредусмотренный эффект чрезмерного «онаучивания» школьной географии вынуждена констатировать видный методист Т.П. Герасимова (2000), и она не одинока в своих выводах. К числу неудачных следует отнести и эксперимент Федерального центра им. Л.В. Занкова, внедряющего учебник А.Н. Казакова «География для младших школьников. 2 класс» (1996), в котором приведено до сотни имен и фамилий, до двух сотен названий географических объектов. Таким учебником могли бы пользоваться студенты вузов при освоении курса истории географии.

Дискуссия об изменении структуры и содержания школьного географического образования продолжается в течение десятилетий. Особенно о необходимости преодоления разобщенности географии на физическую и социально-экономическую части, подрывающей положение о том, что «школьная география - это единственный естественно-общественный предмет, рассматривающий сложные и многообразные связи между природными и производственными системами во времени и пространстве» (Розанов, 2001). Если не заняться срочным наведением мостов между двумя ветвями географии, говорил в одном из выступлений А.Г. Исаченко, то нам грозит полный развал. В Институте географии Академии наук, в НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук, учеными и учителями были предложены различные варианты новой структуры школьного географического образования, новых дисциплин, объединяющих географические знания в стройную систему, дающую представление о единстве взаимозависимых процессов в природе, социуме и экономической деятельности. Базовыми направлениями интеграции в образовательной сфере должны стать, по мнению многих участников дискуссий, краеведение, страноведение и общая география. География как мировоззренческая дисциплина, имеющая фундаментальное значение для понимания места человека в биосфере и формирования рациональных правил природопользования в широком понимании этой концепции, должна найти место в заключительном классе средней школы и не в форме факультатива для специализированных групп учащихся, а как один из важнейших курсов, знаменующих первый этап эколого-географического обучения всего населения. Для многих лиц, принимающих ответственные решения, связанные с развитием производительных сил и вмешательством в сложную систему природных процессов, базовыми знаниями остаются те, что были усвоены на уроках географии в средней школе. Значит, уровень этих знаний должен быть адекватен пониманию проблем современного мира.

Один из вариантов проекта образовательного стандарта географического образования был опубликован для обсуждения в 1997 г. Реакция была разной, от восторгов до неприятия. В проекте были правильно определены цели географического образования - «способствовать формированию в сознании учащегося системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, определяющих становление человека и гражданина», с учетом того, что в ближайшей перспективе могут обостриться до критического состояния вопросы взаимодействия человечества со средой своего обитания. Составители проекта стандарта к нейтральной по смыслу триаде «природа -население -хозяйство» добавили гуманистическое триединство «среда -человек -поведение». Именно совокупное поведение людей будет определять благоденствие человечества или неминуемый закат цивилизации. Правильно поставленным целям в < проекте, однако, были предложены не соответствующие целям принципы трансформации географического образования. В проекте, как было отмечено (Богучарсков, 1997), «постулируется ныне действующая схема распределения времени на обучение географии, при которой может быть узаконен сокращенный график уроков в 10-м классе и их полное отсутствие в 11-м. Но если географии нет в заключительном классе, то теряется ее общественная важность, какие бы по этому поводу ни провозглашались декларации!» Разгромную рецензию на проект образовательного стандарта дал B.C. Преображенский (1997): «В стандарте - концентрация внимания на "пользовании" природой. Вот и весь идеал "гармонически развитой личности!"» В качестве основных недостатков проекта стандарта Преображенский отметил: «Выдвижение категории пользования, рожденной в рамках потребительской идеологии индустриального общества, и отказ от познания и природы, и человека как самоценностей... Отсутствие попыток передать если не единство, то тесные взаимосвязи природной и общественной географии... географическая оболочка и ландшафты предстают как чисто "природные бесчеловечные" объекты». Многие положения оказались не более чем декларациями. В ходе конкретизации их «целостный многоцветный мир современной географии "Планеты людей" оказался разрушенным. Образовательная область предстала как некоторое неясно очерченное формально структурированное поле, засеянное разномасштабными, рядом положенными, не связанными между собой понятиями».

Особенно заметным был пресс на географию в ходе подготовки обоснования о переводе на 12-летнее школьное образование. Авторским коллективом под руководством В.П. Дронова был подготовлен проект концепции географического образования в 12-летней школе. В качестве основы в концепции принята государственная доктрина о делении образования на три ступени: начальное, базовое (обязательное, включающее 5-10 классы) и полное (11 и 12 классы, надо понимать, необязательное) среднее образование. Исходя из этой модели, авторы концепции и формировали структуру географических дисциплин. И этот проект не получил всеобщего признания. Провозглашенные цели - исследовать в неразрывном единстве территориальные природно-общественные системы - авторами концепции понимались как существенное сокращение природной части. Озабоченность автора этой книги (Богучарсков, 2000а) недооценкой природной составляющей географии в проекте концепции была понята В.П. Максаковским (2000). «Всемерное "очеловечивание" школьной географии, которое мы провозгласили, - отметил академик, - не должно ущемлять интересы географов природоведческого профиля». Надо полагать, что мы работаем все вместе для удовлетворения интересов наших современников и потомков.

Для реализации планов перевода школьного образования на 12-летний период обучения был объявлен конкурс на создание проекта Базового учебного плана. Созданный в Министерстве образования Российской Федерации координационный совет из всего пакета поступивших вариантов плана выбрал в качестве предпочтительного один, но самый неудачный с позиций географии. Курсу географии, согласно этому проекту, выделено время лишь в 7, 8 и 9 классах. «То, что предлагается проектом Базисного учебного плана, - писал в открытом письме в адрес федеральной комиссии В.Т. Богучарсков (20006), - ориентировано на развитие потребительства, на сиюминутный прагматизм и не преследует целей воспитания сознательной заботы о среде, точнее, об условиях и ресурсной базе обитания даже на ближайшие десятилетия. Нельзя игнорировать судьбоносную часть знаний в школе будущего. Напротив, география как носитель этих знаний должна быть усовершенствована и получить возможность для своего развития». Массовые выступления против подобного базисного плана возымели действие. Приказом Министра образования РФ от 06.03.2001 г. утвержден экспериментальный Базисный учебный план, в котором география, хотя и в урезанном виде, представлена в 6 - 10 классах, в 11 - 12 классах - только в профильных группах географической, геолого-географической и экономической специализаций. Вряд ли эта структура школьной географической подготовки отвечает складывающейся в мире и стране эколого-географической обстановки. Надо признать, что отношение к школьному курсу географии в значительной степени связано с положением самой географической науки, ее авторитета в сообществе других наук.

Проблемы географии средней школы свойственны и географическому образованию в высшей школе. Прежде всего, это касается все более расходящихся ветвей физической и социально-экономической географии. Одни из возможных путей консолидации природных и социально-экономических знаний для целей образования и исследования природно-социохозяйственных систем может быть найден на основе комплексного страноведения (Машбиц, 1998, 1999). «Комплексное страноведение,- по мысли Машбица (1999. С. 4), - может помочь повышению эффективности природопользования и хозяйствования, созданию эффективной экономики, улучшению условий жизни и здоровья населения». Уже отмечалась (Богучарсков, 1998, 2000в) желательность организации кафедр страноведения, в которых на равных правах были представлены преподаватели и научные сотрудники естественного и общественного крыльев географии для комплексных региональных научных изысканий, для реального выполнения программ интегрированного образования, для подготовки учителей географии. Школе не нужен отдельно учитель физической географии и учитель социально-экономической географии. И вообще в школе география должна быть общей, неразделенной. Кафедра страноведения должна базироваться на принципах единства и взаимообусловленности природно-социохозяйственных (природно-социокультурных) процессов. Важно самим географам понять и других убедить, что у географии есть теоретическое ядро - это теория гармонизации взаимодействия общества и природы. Эта проблема всегда была в поле зрения географии и только в последней четверти XX в. привлекла к себе внимание ученых других областей знания. На почве обострения экологических проблем географами были созданы курсы, кафедры и факультеты геоэкологии. Доминантным направлением в них должно быть географическое. В реальности же на базе геохимических исследований геоэкология все в большей степени становится объектом любви и трогательной заботы геологов.

Современное образование, перманентно модернизируясь ставит перед собой задачу развития гармонично развитой и высокообразованной личности обучающегося. Развитие науки каждый год вносит в образовательные программы существенные изменения, которые формируют те знания, которые являются фундаментальными для личности. В перечне наук, ставящих перед собой вышеуказанные цели, следует отметить особое влияние, которое оказывает непосредственно география на формирование у обучающегося тех необходимых знаний, позволяющих ему правильно воспринимать и оценивать существующую научную картину мира.

С момента появления науки география вплоть до середины ХХ века учеными данная дисциплина оценивалась как описательная, при этом ее значение в образовательном процессе необоснованно занижалось, а знания даваемые ею изучающим ее субъектам, оценивались как общие и не имеющие практического значения, как например, знания основ математических предметов. Отношение к данной науке коренным образом изменилось после Великой Отечественной войны, когда ее вклад в победу по достоинству оценили и признали ее огромное практическое значение. В данный период, по мнению Вице-президента Академии наук СССР, председателя комиссии по геолого- географическому обслуживанию Красной Армии академика А. Е. Ферсмана география вышла на передовые позиции среди тех наук, которые подготавливали стратегические, тактические и оперативные решения практически на полях сражений. При этом им было замечено, что «география - совсем не наука об отдельных фактах окружающего нас мира. География - наука о связях, о глубочайших соотношениях, которые существуют в природе между отдельными явлениями и трудящимся в ней человеком». С данного периода география сделала большой скачок в своем развитии, были созданы мощные образовательные программы, позволяющие учащимся изучать данную науку постепенно, всесторонне погружаясь в ее и впитывая тот огромный потенциал который она представляет для тех, кто ее изучает.

Сейчас, в эпоху глобализации, в эпоху быстро развивающегося мира, значение географии в образовании личности выходит на передовой план. Она несет собой множество полезных функций, осуществление которых позволяет субъекту изучения данной дисциплины получать фундаментальные, всесторонние, значимые, актуальные знания и формировать гармонично развитую личность.

Выделим основные аспекты воздействия географического образования на развитие личности ребенка и кратко характеризуем каждый из них:

  1. Общеобразовательный аспект - характеризуется предоставлением личности ученика необходимых первичных знаний об окружающем мире, которые формируют его мировоззрение и позволяют найти ответы на типичные вопросы в познании окружающей действительности и ощутить взаимосвязь большого количества явлений и процессов, влияющих непосредственно на развитие общества.
  2. Социальный аспект - характеризуется тем, что географическое образование позволяет ученику приобщиться к тем общественным процессам и явлениям, которые могут быть объяснены с точки зрения данной науки, и позволяют обучающемуся воспринимать себя как неотъемлемую часть социума, который, в свою очередь тесно связан с природой.
  3. Экономический аспект - ярко проявляется в том, что географическое образование позволяет личности обучающегося получать важнейшие экономические знания, относящиеся не только к его стране, но и ко всему мировому сообществу, что, безусловно, дает ей мощные ориентиры в объективной оценки существующей и постоянно меняющейся действительности. Данные знания как нельзя лучше описывают динамику, причины и последствия тех или иных экономических событий, которые напрямую влияют на поступательное развитие общества.
  4. Политический аспект - может быть характеризован предоставлением личности обучающегося необходимых знаний геополитики, политики, которые в тесной связи с экономическими знаниями позволяют адекватно и многосторонне оценивать происходящие в мире процессы и явления, дополняя мировоззрение личности специфическими знаниями данной области.
  5. Патриотический аспект - характеризуется наделением личности теми необходимыми знаниями о его стране, которые позволяют ему с уважением относиться к тем природно-культурно-экономическим факторам, которые в своей совокупности образуют культурный код нации и страны. Именно данный аспект формирует у личности любовь к своей Родине, стремление к сохранению ее уникальных особенностей, приобщает ее к огромному существующему внутри ее разнообразию, создавая неподдельный патриотизм.
  6. Духовный аспект - позволяет вложить в личность обучающегося те ценностные ориентиры, которые способствуют развитию ее бережного отношения к природе, и стремления к ее охране и сохранению ее уникального разнообразия.

Таким образом, резюмируя сказанное отметим, что география напрямую связана с предоставлением компетентных и адекватных ответов на современные вызовы техногенного, социально-экономического, политического и экологического характера, которые звучат все громче и громче, как отметил В. В. Путин на съезде Русского географического общества: «география является одной из фундаментальных наук, на которой основывается познание всего окружающего мира» . Главным объектом географических исследований выступает окружающая среда во всем ее многообразии и сложности изменений в результате усиливающегося, многократно усложняющегося антропогенного воздействия. Значение географического образования для формирования всесторонне развитой личности трудно переоценить в связи с вышеуказанными аспектами, остается надеется на то, что в ближайшее время новые образовательные стандарты улучшат образовательные стандарты в данной области, продолжая мощные традиции географического образования в обществе.


Полный текст материала Доклад: "Роль географического образования в развитии личности ребенка на современном этапе" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Похожие публикации