Обобщение опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы с детьми овз в общеобразовательном учреждении Опыт работы с детьми овз

Статья «Из опыта работы с детьми ОВЗ»

В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение , самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год.

Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий;

Последовательное выполнение заданий;

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности:

Чередование занятий и физминуток;

Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. 1. индивидуальный подход;
  2. 2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. 3. активизация познавательной деятельности;
  4. 4. проведение подготовительных занятий;
  5. 5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. 6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. 7. проявление педагогического такта.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Статья


Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация

в образовательном пространстве школы (из опыта работы)
Одной из перспективных задач развития системы образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения их социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ. Детям с особенностями здоровья в настоящее время совсем необязательно обучаться в специальных учреждениях, наоборот, получить качественное образование и адаптироваться к жизни они могут в обычной общеобразовательной школе. Это будет полезно не только детям с проблемами развития, но и обычным здоровым детям. Обучаясь совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, здоровые дети смогут развить толерантность, ответственность. Значит, школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка. Кому-то понадобиться отдельная образовательная программа, кому-то тьютор, лифт или пандус. Всё это можно обозначить одним термином инклюзия, инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современных общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Наша школа, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1», имеет некоторый опыт по организации обучения детей с отклонениями здоровья. В частности, с обучающимися с задержкой психического развития. В 2014 учебном году в школе был скомплектован класс для детей с ЗПР. Класс был скомплектован с 3 года обучения. Соответственно проучились дети 3 и 4 класс. Дети были не готовы к обучению в школе и испытывали трудности в усвоении общеобразовательных программ, имели
высокую степень педагогической запущенности, тревожности, отклонения интеллектуального и личностного развития. Чтобы организовать образовательную деятельность моих учеников, мне пришлось изучить особенности психологического развития детей ЗПР через специальную литературу, дистанционные семинары, личные наблюдения, тесное сотрудничество с педагогом-психологом, социальным педагогом. Всё это мне помогло понять, что патология этих детей в психической сфере проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Дети быстро утомлялись, имели низкий уровень восприятия, не умели слушать и слышать учителя. Обозначив для себя проблему, стала искать пути её решения. Началась кропотливая работа по организации учебного процесса с детьми с ЗПР. В мае 2016 года эти дети успешно закончили начальную школу, перешли на второй уровень образования. На выпускном вечере посвящённому окончанию начальной школы мои дети ничем не отличались от сверстников из параллельного класса. С большим успехом выступали на сцене, читали стихи, пели, участвовали в инсценировках. А зажигательная «Лезгинка» никого не оставила равнодушным. Праздничная программа продолжалась более часа. Причём всю праздничную программу от начала и до её завершения вели сами дети. Созданные условия обучения позволили детям адаптироваться к школьной жизни, они стали активными, сформировалось желание учиться, повысилась самооценка. В настоящее время все условия для обучения детей с проблемами развития прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Введён 01 сентября 2016 года. Наша школа одна из первых общеобразовательных школ города, которая реализует ФГОС НОО ОВЗ. На базе школы сформирован (согласно рекомендаций ТПМПК для родителей) класс для детей с ОВЗ по варианту 7.1. (для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Этому предшествовала планомерная работа. Изучены нормативные документы. Проведены: - административный совет, где было принято решение об участии в реализации ФГОС НОО ОВЗ; - педагогических совет по теме: « Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Через родительские классные и общешкольные родительские собрание проведено информирование родительской общественности об основных вопросах введения ФГОС НОО ОВЗ, изучено мнение родителей, выявлены потребности. После предварительной работы представленной выше - издан приказ о введении ФГОС НОО ОВЗ;
- разработан и утверждён план мероприятий по обеспечению введения и реализации федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - сформирован банк нормативных документов различных уровней (федерального, регионального, муниципального); - внесены изменения и дополнения в Устав ОУ в части раздела «Цели и задачи деятельности бюджетного учреждения»: предметом (основными видами) деятельности бюджетного учреждения является реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования». В рамках реализации плана мероприятий по обеспечению введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО ОВЗ должностные инструкции работников ОУ участвующих в реализации ФГОС НОО ОВЗ, проведён анализ материально – технических и кадровых условий реализации ФГОС НОО ОВЗ, обеспечена информационная среда через сайт школы, информационные стенды, родительские собрания, осуществляется дистанционная связь с федеральным сайтом Минобрнауки в плане актуальной информации для работы по реализации ФГОС НОО ОВЗ. Разработаны, утверждены и реализуются: - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1.; - коррекционно-развивающая программа «Радуга над головой». Обеспечено психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. На сегодняшний день в моём классе обучаются 15 детей с задержкой психического развития. В интеллектуальном плане мои ученики не уступают сверстникам, просто они медленнее взрослеют, медленнее думают, им требуется больше внимания, заботы, доброты, тепла, любви, понимания. Моя задача состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых их таланты и способности раскрылись. Учебный процесс организую по традиционной системе. Планирую и провожу уроки с обязательным проведением физминуток, зрительной гимнастикой. Определила для себя следующие принципы организации работы с детьми с ЗПР: - ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности; - максимальная опора на игру, как пока ещё ведущую деятельность ребёнка; - стимулирование познавательного интереса различными приемами занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т. д); - максимальное использование слухового, зрительного анализаторов. Самое главное в моей работе – не навязывать детям своего мнения о решении поставленной проблемы, а дать детям возможность высказать свою точку зрения, послушать мнение соседа, в беседе найти правильное решение.
Стараюсь в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!» «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение. Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети, обучающиеся в классе, обладают своими и только своими им свойственными качествами и уровнем развития. Поэтому задания предлагаю дифференцированного характера с учётом индивидуальных особенностей детей, создавая ситуацию успеха для каждого, т. к. каждый из них должен продвигаться вперёд со своим темпом и непременно с успехом. В работе с детьми ЗПР эмоциональный настрой на уроке играет важную роль. Поэтому неотъемлемым условием достижения положительного результата в обучении считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Не следует отчаиваться, что на каком-то этапе обучения дети что-то не знают или что-то забыли. Всякий раз, кажется, что всё нужно начинать сначала. У детей с ЗПР замедлены приём и переработка информации, кратковременная память, неустойчивое внимание. Поэтому не гружу детей «по полной», а даю учебный материал небольшими частями. Строю объяснение через рассуждение, использую личный опыт детей, с применением наглядного материала, простейших памяток, схем, инструкций. Задания отбираю те, которые ребёнок может выполнить. Это повышает интерес к изучаемому материалу, повышает его самооценку, улучшает настроение, формирует позитивное отношение к учебному труду. Не следует думать, что задания даются совсем лёгкие, не требующие мыслительной деятельности ученика. Работа с такими детьми требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится. Этим качествам стараюсь учить своих родителей. Работу с родителями строю как с равноценными участниками образовательных отношений. Даю понять родителям, что они ответственны за успешное образование своих детей. Часто родители стараются что-то сделать для своих детей, имитируя быстрый внешний успех: то рисунки нарисуют за детей, то сами выполнят поделку, а то и напишут в прописи целую строку, застегнут пальто и завяжут ботинки, чтобы долго не ждать пока ребёнок сам оденется. Такая помощь на самом деле только мешает и не даёт положительных результатов. Ежедневно за каждым ребёнком приходят родители. И каждый из родителей спрашивает «Ну как мой сегодня?». Неизменно стараюсь хвалить каждого «Сегодня он молодец!», а затем, успокоив родителей, обращаю внимание, над чем ещё нужно поработать и о чём нужно побеседовать с ребёнком. Еженедельно в конце недели по мере востребовательности провожу консультации для родителей по возникшим вопросам обучения, воспитания. Чтобы помочь родителям увидеть своего ребёнка в новой для него стороны провожу совместные классные мероприятия, участвуем в общешкольных. Привлекаю к решению школьных проблем. В работе с родителями формирую у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение.
И пусть мы пока ещё не многому научились. Но мы уже умеем слышать школьный звонок, готовимся к предстоящему уроку, наводим порядок на рабочем столе, медленно читаем по слогам, стараемся как можно лучше написать в прописи непослушные буквы. Я уверена, теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией, педагогическим коллективом, родителями в нашей школе, построенная на доверии, любви и ответственности поможет всем детям быстрее адаптироваться к учебному процессу. А через четыре года выйдут они из класса уверенными в себе и в своём успехе, читающими, умеющими работать над собой, а главное счастливыми. Своё выступление я хочу закончить цитатой из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!: «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру!»

Мы вместе!

Из опыта работы учреждения дополнительного образования с детьми с ОВЗ

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования имеет особую актуальность, т.к. именно этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор обучающегося видов и форм деятельности, становление его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.

Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, поскольку число таких детей за последние годы резко возросло. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в каждой школе любого населенного пункта нашей страны. Зачастую их обучение ведется в домашних условиях педагогами муниципальных образовательных учреждений.

Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве.

Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Учить всему этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Именно эти вопросы помогает решить программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.

Реализация программы «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей. С этой целью на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр «Поиск» был создан отдел по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

За время работы по данной программе сделано немало. Благодаря участию в Государственной программе «Доступная среда», учреждение имеет дополнительное оборудование для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли с максимальным комфортом посещать занятия и все мероприятия, проводимые в Центре. Это новые кабинеты, адаптированные специальным учебным оборудованием для детей-инвалидов; санитарно-гигиеническое помещение, оснащенное кнопкой-вызовом; на входе в учреждение сделан пандус, расширены дверные проёмы и установлены новые двери в учебные кабинеты; установлены поручни по путям эвакуации, имеется звуковое оповещение. Приобретены тренажёры для развития мелкой моторики рук и сенсорного восприятия, игровое, спортивное и техническое оборудование для занятий, современные подъемники, которые позволяют детям подниматься на любой этаж учреждения.

Сегодня в Центре занимаются и успешно осваивают программы дополнительного образования 20 детей с ограниченными возможностями здоровья и 7 детей-инвалидов. Программы Центра, направленные на обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

- «Декоративная композиция. Тайны искусства» (адаптированная)- развитие творческой культуры ребенка, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего–то нового через народное творчество и работу с природным материалом

- «Индивидуальная траектория развития обучающегося с ОВЗ средствами хореографии» (адаптированная)- развитие моторной и зрительно-моторной координации, пространственных представлений, двигательной памяти, формирование личностного поведения ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями посредством танца

- «Декоративно-прикладное творчество. Песочная арт-терапия» (адаптированная) - развитие сенсомоторных навыков: тактильной и зрительной памяти, координации и мелкой моторики рук через ручной труд и освоение техники рисования песком

- «Электронная автоматика»

- «Родная старина»

- «Робототехника»

- «Играя, развлекая - развиваемся»

- «Организация досуга»

Во время занятий с «особыми» детьми проводится индивидуальная работа (вместе с педагогом выполняется каждый элемент работы, буквально «рука в руке»), используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой (это полезно как ребенку-инвалиду, так и детям, которые работают рядом с ним). Главный принцип работы - создание «ситуации успеха», что подразумевает оказание положительной поддержки и эмоциональное реагирование на малейшее достижение ребенка (хвалить можно и больше, чем результат того заслуживает, особенно на первых порах). Так как дети очень болезненно реагируют на порицание, то педагоги Центра не используют этот метод воздействия, если невозможно не указать ребенку на его ошибку, обязательно объясняют, почему не получилось в этот раз, что в следующий раз получится обязательно. Важно воспитать у ребенка уверенность, что нет безвыходных ситуаций.

В психологическом аспекте занятия в Центре (выход в другую среду, возможность сделать самостоятельный выбор деятельности, расширение круга общения) помогают нивелировать воздействие различных видов деприваций (сенсорной - лишение возможности получения информации об окружающем мире, установление оптимального эмоционального контакта с окружающими; когнитивной – познавательной; социальной – лишение возможности обучения в социуме) у детей-инвалидов. Таким образом, развивая социальные и художественно-творческие навыки у ребенка, мы предполагаем, что у него появится возможность творческого самовыражения, повысится самооценка, сформируется позиция активного члена общества, установка «если я с другими, значит я не один».

Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, творчески подойти к организации обучения и воспитания, в коррекционно-развивающую работу внести элементы игры, сюрпризные моменты, настраивающие ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, в свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния.

Большое внимание уделяется использованию в работе оздоровительных технологий, которые включают ряд коррекционных упражнений с использованием тренажёров. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсовую подготовку по вопросам социализации детей-инвалидов при АНО ВПО «Академия «Международный университет в Москве» и ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия».

Педагогическая работа с «особыми» детьми становится частью жизнедеятельности коллектива, детей, родителей на основе совместной творческой деятельности, эмоциональных переживаний, Педагог для ребёнка и семьи становится другом, партнёром и помощником. Сотрудничество носит комплексный характер и включает в себя ряд взаимосвязанных тем, объединённых единой идеей: для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка.

Совместные творческие занятия педагогов, детей и родителей оказывают благотворное действие на общее эмоциональное состояние ребёнка, снимают раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить негативные эмоции на ощущение покоя и радости. Любой результат совместного труда оценивается максимально положительно.

Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной деятельности обучающихся, в повышении их социальной активности в жизни коллектива детей и взрослых, роста культурного уровня, развития толерантности. Есть положительные отзывы родителей о том, что дети чувствуют себя комфортно в общении, проявляют творческую активность: рисуют, поют, участвуют в конкурсах, моделируют, создают декоративные изделия. Как отмечают родители детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение в Центре стало для них действительно доступной средой.

Сегодня продолжает существовать социальный и семейный заказ на дополнительные образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Задача нашего учреждения - сохранить атмосферу понимания и комфорта, привлечь в неё новых участников. Тогда у детей данной категории правильно, методично будут формироваться элементарное представление о жизни, труде и быте людей, умения и навыки общения в неформальной творческой обстановке, самоутверждение в среде сверстников, сложится уверенность в себе.

В государственном специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8 вида №16 воспитывается 360 учащиеся, из них 2/3 из общего числа это дети-инвалиды.

В штате имеется преподаватель физической культуры, преподаватель ЛФК и АФК, инструктор по физической культуре.

Занятия проводятся в спортивном зале, в специально оборудованном зале ЛФК и на современной спортивной площадке.

В школе проводится целенаправленная работа по адаптивной физической культуре и спорту.

Основным направлением АФК является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

Исходя из того, что наши дети имеют комплексный характер нарушений, их неоднородность, в школе создана программа по лечебной реабилитации и адаптивной физической культуре.

Целью этой программы являются:

  • нормализация физического состояния и коррекция механизмов психической защиты;
  • помощь целенаправленным воздействиям, раскрытие резервных возможностей;
  • предупреждение отставания в психомоторном развитии через совершенствования в координации движений, улучшения деятельности внутренних органов и систем.

Для более эффективного образовательного процесса разработана программа и планирование по предмету «Азбука здоровья» и лечебная физкультура.

Тематика каждого занятия согласуется с классными руководителями, логопедами, психологами, родителями в течение всего учебного года. Ведущим в АФК для детей с нарушением в развитии является коррекционно-развивающее направление.

Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учетом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере учащегося.

Например, такие естественные упражнения, как ходьба и бег обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия. Развития возможностей и т.д.

Принципиальной новизной методического подхода являются средства АФК, которые способствуют развитию учащегося в сфере воспитания и усвоения интеллектуальной информации, пространственно-временной ориентации, реакции на изменения ситуации, оперативного решения коррекционно-педагогических задач.

С целью эффективной реализации АФК широко используются различные средства. Средствами адаптивной физкультуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.

В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в группы:

  • упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве;
  • упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости;
  • упражнения на восстановление подвижности в суставах, опороспособности, профилактика нарушений зрения;
  • корригирующие упражнения;
  • общеразвивающие упражнения;
  • упражнения на формирование правильной осанки;
  • упражнения на профилактику и лечение плоскостопия;
  • упражнения на коррекцию телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук, плечевого пояса, ног;
  • упражнения на расслабление;
  • статические, динамические упражнения;
  • упражнения на мелкую моторику;
  • тренажеры;
  • различные модули;
  • различный спортивный инвентарь;
  • музыкальное сопровождение: ритмика, танец;
  • упражнения со стихами, загадками, счетом, анализирующие познавательную деятельность;
  • упражнения, направленные на развитие и коррекции восприятия, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания;
  • упражнения на развитие и коррекцию способностей: согласованности движения рук, ног, головы, туловища, согласованности движений с дыханием;

Принципиальной новизной методического подхода являются коррекционно-развивающие игры. Игры благотворно способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех систем организма, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной и других. С помощью игры у детей корректируется, и развиваются восприятие, логическое мышление. Внимание, воображение, память, моторика, речь, умственная активность, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы учащихся с нарушениями в развитии. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий, когда привычные заученные движения оказываются неэффективными.

При подборе методов, средств, а также при подборе спортивного оборудования нужно учитывать особенности психомоторного недоразвития детей, трудности восприятия учебного материала. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно и не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Такое оборудование объединяет адаптивную физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Перечень дополнительного нестандартного оборудования, используемого на занятиях АФК:

ВЕСЕЛЫЕ ПОГРЕМУШКИ

Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, погреметь).

Цель: Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины.
Материалы: Баночки из-под лимонада, камушки или монетки.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАТОЧКИ

Используются для ОРУ.

Платочки придают упражнениям характер конкретных заданий (махать, отпустить, поднять).

Материалы: Яркие шелковые ткани.

МЯГКИЕ ОБРУЧИ

Использование: Можно использовать для прыжков, игр и забав.
Цель: Упражнения развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.

Материал: Ткань.

КАНАТ ЗМЕЯ

Использование: Для перешагивания, перепрыгивания, построение в шеренгу, колонну, ходьба «змейкой», для игр и забав.

Цель: Развитие координации движения.

Материал: Яркие цветные ткани, канат.

МАССАЖНЫЕ ДОРОЖКИ

Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.
Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.

Материалы: Разнообразные дорожки из плотных тканей с наполнителями: камушки, горох, пуговицы, поролон, канаты.

СПОРТИВНАЯ КАРУСЕЛЬ

Использование: в ОРУ, играх.

Цель: Развивать ловкость, координацию движений.

Материал: обруч, цветные ленты.

Успешная реализация целей, задач АФК позволяет сделать выводы:

  • Коррекционное направление АФК с проблемными учащимися во взаимодействии с курсами программы ЛФК обеспечивает физическое, познавательное, коммутативное, психическое развитие учащихся.
  • Обучение учащихся с нарушениями в развитии по АФК и курсами программ АФК в условиях специальной (коррекционной) школы - это эффективный путь успешной коррекции нарушений и интеграции детей в общество.

Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны для выполнения. Не вызывают побочного действия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.

Врачами школы регулярно и своевременно проводится диагностирование учащихся с целью формирования групп, нуждающихся в ЛФК.

В ГОУ школе-интернате №16 используются различные формы занятий по физическому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта. Но самым важным является урок. На уроке решаются образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные задачи.

Учитель подбирает специальные упражнения, придав им комплексный характер.

Внеклассная работа по физическому воспитанию в нашей школе представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых учителем во внеурочное время. В школе постоянно работают спортивные секции, в которых охвачены все возрастные группы.

Учащиеся успешно принимают активное участие в спартакиадах Пушкинского района среди лиц с ограниченными возможностями.

Участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках, фестивалях, организованных Специальным Олимпийским комитетом Санкт-Петербурга и добиваются достойных результатов.

Литература

Частные методики адаптивной физкультуры /Под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой - М.: Сов. Спорт, 2009.

Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии /Под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой.

Б.Егоров. «Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми». Журнал «Дошкольное воспитание». 2001год.

М.Рунова. «Корригирующая лечебная гимнастика». Журнал «Дошкольное воспитание». 1999год, №12.

Л.Фомина. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Москва: Просвещение,1984год

Т.Е.Харченко Организация двигательной деятельности в детском саду М.: «Детство-пресс» 2010год.


Полный текст материала Опыт работы с детьми ОВЗ учителя Н.В. Кондратьевой смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности:
  • Чередование занятий и физминуток;
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
  • Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.

Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно-развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. индивидуальный подход;
  2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. активизация познавательной деятельности;
  4. проведение подготовительных занятий;
  5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. проявление педагогического такта.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.



Похожие публикации