Тренинг на развитие личности упражнения. Воспитательная коррекционно-развивающая программа социально-личностного развития младших школьников "окно в мир". Самопознание и групповая терапия

По познавательному развитию

Конспект занятия по социально-личностному развитию для детей 5-6 лет «Я особенный»

Прислала: Наталия Попова

Цель занятия: развитие самосознания детей.

Задачи занятия:

  • учить детей понимать себя, свои положительные качества;
  • развивать вербальное и невербальное общение;
  • формировать отношения доверия, умение сотрудничать;
  • снять эмоциональное напряжение.

Оборудование: игрушка Божья коровка, музыкальное сопровождение (спокойная музыка) , заготовка волшебное дерево (нарисованное на ватмане или вырезанное из ДВП) , цветные карандаши, листочки с клейкой лентой на обратной стороне, волшебный пенек - стул, игрушки для мальчиков и девочек.

Ход занятия

1. Приветствие.

Психолог: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга: поздороваемся и пожелаем что-то доброе, светлое, интересное, искристое. Например, здравствуй, Вика, я желаю тебе сегодня хорошего настроения и интересного занятия или давайте поздороваемся.

2. Приглашение в путешествие.

Психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебный лес.

Здравствуй, лес, прекрасный лес,

(широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!

(повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

(руки подняты вверх; выполнять покачивания вправо-влево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

(дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, покачиваясь при этом вправо и влево)

Только в лес мы вошли-

(маршировать)

Появились комары.

(имитировать укусы комаров, легко похлопывать по разным участкам тела)

(маршировать)

И медведя мы встречаем.

(раскачивание туловища из стороны в сторону)

Снова по лесу идем -

(маршировать)

Перед нами водоем!

(руки в стороны)

Прыгать мы уже умеем,

(руки на поясе; полуприседания с поворотом вправо-влево)

Прыгать будем мы смелее.

(прыжки)

Раз-два, раз-два -

(маршировать)

Позади теперь вода!

(прыжки)

Раз-два, раз-два -

(маршировать)

Позади теперь вода!

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно глубоко.

Ветер дует нам в лицо -

(руками махать себе в лицо)

Закачалось деревцо.

(руки поднять вверх, покачиваться вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише -

(приседания, руки вперед)

Деревцо все выше, выше.

(плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки)

Но закончилась игра,

Оглянуться нам пора!

(оглянуться по сторонам)

Психолог: Вот, мы и в лесу ребята. Посмотрите, на нас кто-то смотрит и хочет познакомиться с нами. Да, это же, Божья коровка и я знаю, что ее зовут Мила.

Божья коровка: Кто это ходит по нашему волшебному лесу? Кажется люди. Дети. Дайте-ка, я на вас получше посмотрю. У вас всех глазки есть, по два глазика у всех? У всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, ребята, так вы все одинаковые.

Дети: Нет, мы разные.

Психолог: Да где же вы разные? Вот ноги, руки. Что же разное? (Ответы детей.) Ну, что ж, давайте узнаем, в чем еще разница между нами, и убедим Божью коровку Милу, в том, что вы действительно отличаетесь друг от друга, имеете свои особенности. Давайте поиграем в волшебном лесу.

3. Задание «Эхо».

Как вы любите, чтобы вас называли? Вы по очереди называете свое имя, а все остальные, как эхо в лесу, его вместе повторяют. (Дети выполняют.)

Чему научила нас эта игра: чем мы отличаемся друг от друга? (Ответы детей: именами, хотя иногда нас зовут одинаково.)

4. Игра «Кто позвал?»

В лесу очень легко потеряться и заблудиться, тогда люди кричат друг другу «АУ!». Сейчас мы с вами буде «гулять» по лесу (ходить держась за руки по кругу) , затем остановимся, закроем глаза. Тот, до кого я докоснусь, говорит: «АУ!» Остальные дети открывают глаза и должны догадаться, кто их позвал.

Дети играют. Проговаривая четверостишие, ходят по кругу:

Мы немного порезвились,

По местам все разместились.

Вы, ребята, не зевайте:

Кто позвал - скорей узнайте!

Какой вывод мы можем сделать из этой игры? («Мы отличаемся голосами».)

5. Задание «Игрушки»

Психолог: Вот мы по лесу погуляли присядем на полянке. Ребята, посмотрите, под листочком что-то лежит. Это дети забыли свои игрушки. Как вы думаете, на какие две группы можно разделить их? (Ответы детей: «Игрушки для девочек и мальчиков».) Правильно, ведь всех детей можно отнести либо к девочкам, либо к мальчикам. И этим они также отличаются друг от друга.

6. Игра «Волшебный пенек»

На нашей полянке есть волшебный пенек: каждый, кто на него садится, говорит о своих достоинствах - отличительных особенностях, может быть во внешности (у меня красивые глаза, волосы и т. д.) , а можно рассказать о положительных качествах своего характера.

Вывод из этой игры: у каждого из нас отличается от других внешностью и чертами характера.

Божья коровка: Да, ребята, я поняла, вы действительно все разные, со своими особенностями. Как цветы в моем лесу.

7. Упражнение «Цветок»

Психолог: Ребята, давайте представим себе, что мы лесные цветы. Днем, когда жарко и солнечно цветы раскрывают свои лепестки, поворачивают свои головки то вправо, то влево, смотрят вверх.

Ветерок колышит цветы из стороны в сторону. Ночью все отдыхает. Цветочки опускают головки, закрываются в бутоны.

Повторить 2 - 3 раза: в последний раз добавить: «И видят прекрасные сны о волшебном дереве, на котором каждый цветок особенный».

8. Рисунок цветка

Ребята, давайте быстро нарисуем цветы для волшебного дерева и украсим ими его. Это будет наш подарок Миле на память о нашей сегодняшней встрече. (Дети рисуют под музыкальное сопровождение, прикрепляют цветы к дереву.)

9. Рефлексия.

Ребята разные или одинаковые у нас получились цветы? Почему, как вы думаете? («Мы разные») . А чем же мы отличаемся, в чем наши особенности? (имена, голоса, достоинства, мальчики или девочки) .

10. Прощание.

Пора прощаться, в группу возвращаться. Сделаем из рук «солнышко» (дети протягивают руки в центр и сцепляют их) . До свидания! (руки одновременно вверх) .

Цель: коррекция недостатков в личностной и эмоционально — волевой сферах.

1. Развивать стереогнозис и навыки конструктивного праксиса.
2. Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление.
3. Закреплять в речи употребление относительных прилагательных.
4. Согласовывать числительное с существительными в родительном падеже.
5. Учить детей производить звуко-буквенный анализ прямых открытых слогов.
6. Развивать графо-моторные навыки.

Оборудование: мешочек с предметами (шишка, карандаш, кубик, машинка, грибок, пуговица); счетные палочки, бусины, кассета с легкой музыкой, игра «Цветочная поляна», кассы с буквами, фишки, рукавички с орнаментом, цветные карандаши, дерево, одежда.

Ход занятия:

1. Игра «Волшебный мешочек»

а) активизировать внимание детей.
б) развивать стереогнозис.
в) закреплять в речи употребление относительных прилагательных.

Дефектолог: — Ребята давайте поиграем в игру: «Чудесный мешочек». Здесь разные предметы, нужно ощупать и назвать их. (дети выполняют задание)

Дефектолог: — Какое время года наступило? (зима), назовите месяц. Какое время года прошло? (осень), назовите осенние месяцы. А перед осенью, какое время года было? (лето). Давайте вспомним, как хорошо было летом, как вы купались и загорали. Сядем на лодочку и поплывем по морю. Но для начала разомнем наши руки и вспомним стихотворение «Мои умелые руки».

2. Стихотворение «Мои умелые руки» (по методике — «Расскажи стихи руками»)

Мои руки - это волны
Ветер гонит их вперед.
Мои руки - крылья чаек.
Небо их к себе зовет.
Мои руки - рыбки в море.
Плавают туда-сюда.
Мои руки - это крабы.
Разбежались кто куда.

3. Складывание фигуры из палочек «Лодка с парусом»

Дефектолог: — А сейчас выложим из палочек лодочку. Сначала выполню я, а потом вы — по памяти. Будьте внимательны. (педагог выкладывает сначала сам, затем дети по памяти)

а) Развивать умение внимательно слушать, начинать и заканчивать действия по команде педагога.
б) Развивать навыки конструктивного праксиса.
в) Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление.

Дефектолог: Мы с вами приплыли на берег, а там много жемчужин. Давайте наденем жемчужины на нитку и получатся жемчужные бусы.

4. Игра «Жемчужные бусы»

а) Развивать игровые навыки
б) Формировать правильный захват тремя основными пальцами.
в) Развивать умения соотносить свои движения со словами стихотворения.

Мы шли, шли, шли,
И жемчужинки нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы искать.

5. Динамическая пауза «Путешествие на разноцветную лужайку»

а) Закреплять основные цвета (красный, синий, зеленый, белый, фиолетовый, желтый).
б) Активизировать словарь признаков.
в) Развивать умение согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением.
г) Развивать самостоятельность и умение импровизировать.

Дефектолог: — Ребята, посмотрите какая разноцветная полянка. Подберем по цвету лепестки.
(дети выполняют задание)

Дефектолог: — Я нашла волшебную палочку, она превращает вас в бабочек, стрекоз. Сегодня на лужайке танцы. Если вы услышите тихую музыку, то будете летать медленно, плавно, как бабочки, а если услышите марш, то будете маршировать, как муравьи.

Раз, два, три, повернись -
Бабочкой, муравьем обернись.
(дети играют в игру)

6. Игра «Тихий ветерок»

Дефектолог: — Тут подул ветерок, да так тихо, что его песенку совсем не слышно. Послушайте какую песенку поет ветерок (педагог беззвучно произносит гласные звуки - А, О, У.) Назовите звуки, какие это звуки (гласные, поются, тянутся, обозначаем фишкой красного цвета).

Положите перед собой букву -С-, какие звуки обозначает эта буква - [с,сь]. А сейчас поиграем с буквами. К букве -С- пришла буква -А-, сколько звуков, какой 1, 2 звук, назовите гласный, какой фишкой обозначили (красной), почему? Какой 2-ой звук, какой фишкой его обозначили, почему? (аналогично игра продолжается с буквами О, У).

7. Игра «Чудо-дерево»

а) Учить согласовывать числительное с существительным в родительном падеже.
б) Развитие внимания, зрительной памяти.

Дефектолог: — Волшебная палочка привела нас к «Чуду -дереву».

А у наших ворот
Чудо-дерево растет,
И на ветках зреют в срок
Много платьев и сапог,
Зреют кофты, туфли, брюки,
Подставляйте, дети, руки!

(дети хором считают «плоды» и проговаривают словосочетания (числительное в именительном падеже).

Педагог предлагает закрыть глаза. Он убирает одну картинку. Дети, открыв глаза должны сказать, чего нет на дереве? — на дереве нет трех шуб, двух сапог, одной рукавицы и т.д.).

8. Игра «Рукавички»

Дефектолог: — Ребята, а на дереве для вас подарки - рукавички. Посмотрите, и найдите каждый свою пару. Нужно раскрасить свои рукавицы одинаково. (дети выполняют задание).

9. Итог занятия.

Дефектолог: — Ну вот, и закончилось наше путешествие. Нам пора в детский сад. Раз два, три - повернись в детском саду - очутись. Где мы с вами были, на чем плавали, что собирали на берегу, в кого вы превращались, какое дерево нам встретилось на пути, что мы получили от дерева в подарок, и т. д.

Никитина Светлана Юрьевна,
учитель-дефектолог

Упражнения на самопознание позволяют обрести себя, сформировать и установить собственные правила личностного развития. В статье мы привели самые распространенные и популярные техники познания, которые подойдут и взрослым и детям. С помощью этих нехитрых действий вы овладеете практикой самопознания, усовершенствуете нужные вам качества, а также познаете внутреннюю подоплеку своих желаний.

Самопознание - что за странный фрукт?

Развитие эмпатии и рефлексии , которые являются основами упражнений, формируют взаимооценочные позиции. Упражнения на самопознание направлены на работу над собой. Если человек не готов к тому, чтобы изменить себя, то техники могут оказаться неэффективными.

Самопознание подразумевает обнаружение положительных, негативных качеств, а также самосовершенствование , анализ допущенных ошибок в прошлом и работу над собой. Человек должен отказаться от самобичевания, найти внутри себя друга, помощника, а не только виновника или противника каких-то событий.

Каждый из нас обладает сильными сторонами, но не все могут их обнаружить и заставить доминировать в общем представлении о человеке. Сильные стороны прячутся за комплексами, заниженной самооценкой, способом родительского воспитания. Если что-то не устраивает, - пора меняться! Именно упражнения помогут обрести внутренний стержень, найти те качества, которые станут опорой для продвижения по жизненному пути.

Существуют различные упражнения на самопознание, которые подбираются индивидуально. Это зависит от желаний человека, его целей и оценочных суждений по поводу тех или иных событий. К сожалению, есть люди, которые думают что не обладают сильной стороной или достоинствами. В большинстве случаев важную роль играет общество, иногда люди могут не воспринимать сильной стороны личности, поскольку она не вписывается в их моральные нормы или знания. Например, сменив обстановку или пребывая в кругу заинтересованных людей, можно найти себя, удивится своим возможностям, которые были приглушенными другими.

Самодиагностика, желание измениться, развиваться и двигаться вперед – является путем к самопознанию, которое открывается с помощью упражнений.

Познаем себя сами: упражнения на самопознание

Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми видами упражнений и комплексов, которые призваны помочь вам в поиске себя и своих внутренних ориентиров. Попробуйте подойти к занятиям максимально ответственно, ведь только в этом случае вы получите свой долгожданный результат.

4 квадрата психологии сознания

Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет лучше осознать свою сущность, найти положительные и негативные качества, достоинства. Для этого психологического теста понадобится лист бумаги, его нужно разделить на четыре части, в форме квадрата. В углу каждого квадрата необходимо поставить цифры от 1 до 4. В первом квадрате нужно написать 5 собственных положительных качеств в виде одного слова или предложения. В третьем квадрате (под первым) нужно написать собственные негативные качества.

Нужно быть искренним, поскольку данная таблица создается исключительно для тестируемого человека. После просмотра перечня негативных качеств их нужно переформулировать на положительные и записать во второй квадрат. Например, описать, что "жадный" означает бережный, что появляется возможность тратить деньги на важные вещи.

После этого, прочитайте перечень положительных качеств из квадрата № 1, переделайте их на отрицательные, запишите их в четвертый квадрат. После того, как все квадраты будут заполнены, прикройте квадраты № 3, 4 и прочитайте свои качества с квадратов № 1, 2.

После, важно взглянуть на все четыре заполненные квадраты и сделать вывод, что одни и те же характеристики описаны с положительной и отрицательной стороны. То, что для нас есть хорошим, для других может оказаться плохим. Поэтому нет необходимости обращать особое внимание на то, что говорят другие. Лучше развивать свои качества, которые нравятся, а также могут послужить на будущее.

Оценочные суждения в жизни личности

Самопознание человека формируется на основе его мыслей о себе и мыслей других людей о том, что он из себя представляет и что вообще делает в этой жизни. Человек сам выбирает как относиться к себе: хорошо или плохо (презирать себя за малейшие ошибки или прощать, любить, если что-то не так).

От того, как человек относится к себе, так и будут к нему относиться окружающие, поскольку они будут видеть человека его глазами, тот образ, который он или она позволяет видеть. Уважение, понимание себя, возможность ценить появляется с того момента, когда человек прислушался к себе, изменил психологию своего мышления.

Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет не только переформулировать свои качества, но и негативные качества противника, который приносит дискомфорт в вашей жизни. С помощью данной техники, можно проанализировать конфликтную ситуацию, понять почему вышло недопонимание, как восстановить доверие, доброжелательность.

Самопознание и групповая терапия

Часто упражнения по самопознанию проводятся коллективно. Собирается группа из нескольких человек, что способствует формированию положительного, а также благоприятного климата для познания собственного «Я». Коллективная работа направлена на приветствие участников, ощущение при этом испытываемых чувств. Далее, каждый из участников обращается к товарищу с благодарностью, что он рад его видеть с объяснением. Способствуя самоанализу и сближению группы, каждому участнику предлагается лист бумаги, на котором необходимо написать ответ на вопрос «Кто я?» с описанием десяти собственных характеристик.

В группе, кроме письменных тестов, развивается невербальное взаимопонимание, расширяется представление о себе. Ведущие часто используют упражнение «зеркало», когда каждому участнику передается зеркало, и он обязан на протяжении двух минут говорить о себе хорошие вещи. В основе групповой рефлексии, участники говорят, что они себе напоминают (предмет, явление). Чтобы полностью раскрыться, участникам предлагается сказать то, о чем никто не знает. Задача не с легких, но каждый элемент группового тренинга помогает открыть внутри себя новые способности, которые могут улучшить состояние в обществе, отношение к себе.

Как помочь подростку понять себя

Переходной возраст, сложные условия, знакомство со взрослой жизнью, моральными ценностями дестабилизирует подростка. Упражнения на самопознание для подростков помогает сформировать жизнеспособную личность, которая сумеет преодолеть трудности, что повстречаются на жизненном пути.

Успешная адаптация в обществе – то, что необходимо для молодого человека. Кризис подросткового возраста заключается в том, что ребенок ищет себя, ищет свой путь, сопоставляет любимые занятия с будущими профессиями, которые могли б ему подойти.

Непослушание, протест – это защитные реакции на познание нового взрослого мира, где приходится самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться в новом для него мире. Помощь извне часто воспринимается как не нужное, поскольку доминируют гордость и предубеждение подростка. Необходимость самопознания приходит спонтанно, когда действительно нужно разобраться в себе и определить цели на будущее.

Упражнения на самопознание для подростков, прежде всего, направлены на:

  • Погружение в собственный внутренний мир;
  • Познание чувств и эмоций, формирование управленческих способностей на эмоциональные реакции;
  • Обучение слушать, высказывать, а также принимать точку зрения, находить компромиссное решение из любой ситуации;
  • Осознание жизненной перспективы, формирование жизненных целей и путей их достижения.

Психогимнастика, наличие групповых дискуссий, ролевых игр решают много задач тренинга для подростков. Групповая дискуссия помогает участнику управлять процессом обсуждения определенной проблемы или задачи, выступать в роли генератора идей, эрудированной личности или коммуникатора. Ролевые игры позволяют быть готовым к любым вариантам исхода случившейся жизненной ситуации.

Участники с помощью игровой формы соприкасаются с положительными и негативными вариантами, которые могут случиться в реальной жизни. Обучающий эффект усиливается, когда в ролевых играх принимает большое количество участников, коллективно генерируются идеи, которые могут поспособствовать решению задачи. Данное упражнения на самопознание переносит внутрь реальности стиль поведения, общения и коммуникативные навыки, которые скорректированы группой.

В комплекс занятий входит вступительная часть (знакомство и представление себя), конструктивное общение, высказывание точек зрение, понимание и умение слушать других людей. Основную часть формирует расширение знаний об эмоциях, чувствах, собственном внутреннем мире, как в нем ориентироваться. Особое внимание посвящается прошлому, настоящему и будущему для осознания подростком своей жизненной перспективы. Заключительным этапом групповой коммуникации, закрепляются результаты, которые достигли участники.

Разнообразие упражнений на смекалку

Чтобы лучше понять себя, нужно постоянно развиваться как физически, так и умственно. Логические задачи – отличный способ гимнастики для ума, что утолит нормальную потребность в упражнении и испытании разума. Упражнение на логику, смекалку состоит из интересных задач по математике, физике, естествознании. Подобные упражнения предлагаются детям, подросткам и взрослым.

Чтобы отгадать загадки должен быть развитый кругозор, наличие знаний об окружающем мире. Упражнение на хорошую смекалку способствует развитию образного нестандартного мышления. Нельзя разъяснять сразу ответ, необходимо оставить немного времени, чтобы человек самостоятельно угадал правильный ответ. Если в одиночку задачки являются непосильными, можно сделать коллективный подход к решению логических задач. Различные ребусы, шарады, головоломки, кроссворды, судоку также помогают развитию умственных способностей.

Упражнение на то, чтобы развить смекалку входит в процедуру группового психологического тренинга. Он направлен на развитие воображения, остроумия, интеллекта, поиски аналогий, а также на актуализацию скрытого потенциала. Выработка умения сравнивать различные объекты и явления дают возможность мыслить шире, развивать наблюдательную и зрительную память.

На основе упражнений проводится тренировка в абстрагировании и конкретизации, развитие умения оценки личных качеств окружающих людей. Гибкость мышления важна для приспособления в обществе. Разностороннее восприятие помогает оценить проблему с несколько сторон и принять самое выгодное решение. Наличие смекалки помогает личному росту, продвижению по работе. Как только человек осознает свои возможности, постепенно поднимется самоуважение к себе, самооценка и понимание своих сильных сторон.

Упражнения на самопознание, а также на смекалку помогают развить в себе те возможности, которые понадобятся для формирования своего «я». В результате тренинга, можно избавится от страхов, неудач, неуверенности, которые мешают жить жизнью, полной яркими красками.

Как только человек соприкоснется с нотками своей души, начнет понимать, что ему действительно нужно, в каком направлении двигаться – откроются новые пути, где человек себя будет чувствовать комфортно и уютно. Самопознание, самоанализ помогают в кризисных ситуациях разобраться в себе, напомнить о положительных, сильных качествах личности.

Вывод

Трудно осознать, что черно-серое восприятие мира прячется внутри человеческой души, когда мозг пытается всему найти логическое обоснование и отказывается от чувств. Депрессивное состояние, постоянные стрессы заставляют задуматься и принять решение заняться самопознанием.

Эффективность проявляется с первого раза, конечно в небольшом количестве, но помогает обрести знания о своей личности. Всего 10-12 занятий способны изменить человека в лучшую сторону, открыть мир с другой стороны. В некоторых случаях понадобиться больше занятий, чтобы достичь полного самопознания.

Следующие упражнения могут помочь вам освободиться от слабых, нежелательных сторон вашей личности, развить ваши сильные стороны. Этот тест(сам тест мoжно пройти ) дает только один из возможных "срезов" вашей личности(психологический портрет), но надеемся, с его помощью вы лучше поняли некоторые свои особенности. Не так важно, какие черты в вас больше выражены - Голубя, Страуса или Ястреба, важно то, что вы еще раз взглянули на себя как бы со стороны. Видимо, не все вас в себе удовлетворяет. Если вы решили меняться, будьте готовы к ситуациям дискомфорта - это неизбежный этап в процессе роста. Согласие на изменение похоже на согласие на операцию: вам будет некоторое время больно, но зато вы освободитесь от старой болезни. Вам может показаться, что некоторые задания вырабатывают отрицательные качества: зачем же их тренировать? Тут путаница: вам предлагается выработать умения, а не качества. Качества- это навсегда, а умения - только когда надо. Надо ли уметь "бить"? "Бить"- не надо, а "уметь бить"-бывает очень даже необходимо...

Что нужно Голубю

Вам нужно взрослеть и становиться более самостоятельным, начинать жить своей жизнью, зачастую вопреки ожиданиям или просьбам окружающих. Нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других . Вы имеете право быть самим собой . Вам надо разрешить себе многое из того, что пока для вас внутренне недозволено. Это не значит, что вы должны становиться плохим человеком, но то доброе, которого в вас так много, должно быть надежно защищено.

1. Упражнение "Не-улыбка".

Улыбка - это прекрасно, она всегда вас красит. Но вас и "ловят" на улыбку: вы улыбнулись - значит, сказали "Да". А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ? Чтобы стать "более свободным" человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьезным.

2. Упражнение "Нет".

Вам трудно говорить "Нет"- вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Так вот, вы должны научиться говорить "Нет" спокойно и решительно. Во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое "Нет" воспринимается нормально.

3. Упражнение "Нестандартные поступки".

Вы слишком зависимы от мнений окружающих людей и боитесь выйти за рамки стандартного ("как все") поведения. Разрешите себе любые разумные, но нестандартные поступки. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно - попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а, во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок?

4. Упражнение "Губа".

Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами все-таки с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, неприятным лицом. Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать "уровень напряжения". Станет тяжело - губу приспустите; а не чувствуете напряжение - приподнимите губу выше...

5. Упражнение "Подарю тебе оценку".

Это упражнение облегчит вам и выполнение предыдущих заданий, и сделает вас более внутренне свободным. В жизни и общении учитесь быть не оцениваемыми, а оценивающими. Не ждите, пока оценят вас, - выстреливайте оценкой первым сами. Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели - не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

6. Упражнение "Свобода отрицательных эмоций".

Вы боитесь своими неуместными (особенно отрицательными) эмоциями задеть или огорчить окружающих. Это добрая забота, но именно вам нужно от этой боязни избавиться. Какие бы ни были ваши эмоции, вы имеете на них право. Чаще, свободнее выражайте свои отрицательные эмоции в адрес окружающих или просто в пространство.

7. Упражнение "Свобода обвинений".

Учитесь в ответ на обвинения не оправдываться, а немедленно переходить в контратаку и встречно обвинять самому. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинений сами.

10. Упражнение "Наведите порядок!".

Возьмите себе за правило наводить порядок в магазинах и других службах сервиса, где сервиса пока нет. Разрешите себе делать замечания работникам торговли и службы быта (не важно, будут они эффективны или нет).

Что нужно Страусу . Диагноз и общие предписания.

Ваша холодность, ухудшающая контакты с людьми и ограничивающая восприятие всех красок мира, - не природная, а лишь следствие вашей боязни связей и переживаний. Да, жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. И то, что было так болезненно в детстве и юности, уже не страшно сейчас. Попробуйте открыть себя миру, и мир откроет себя вам! Ваша главная задача-развивать в себе интерес и внимание к окружаю-щим людям, научиться их лучше понимать и чувствовать.

1. Упражнение "Ассоциации".

Это известная игра в компании, когда один выходит, а кого-то загадывают. Отгадчик должен задавать "абстрактные" вопросы (например, "Какая вещь домашнего обихода?"), а отвечающий должен думать о загаданном человеке, стараясь ассоциативно связать с ним свой ответ.

2. Упражнение "Запоминание лиц".

Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрели, закрыли глаза, попробовали восстановить все зримо, в деталях. Не получается, что-то "не видите"-смотрите снова, чтобы запоминание было полным.

3. Упражнение "А как он смеется?"

Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить: "А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается "выкрутиться"? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно - видите?) Каким он будет в старости (видите?)”

4. Упражнение "А что это он?"

В компании друзей, где идет треп и развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: "Почему, зачем вот этот человек говорит или делает это-и так? Чего это он? Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит - интересничает? Он изображает шута -зачем?"

5. Упражнение "Я глазами других".

В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?

6. Упражнение "Сопереживание".

В разговоре на личные, трогающие собеседника темы постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.

7. Упражнение "Перевоплощение".

Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он - это вы. Поставьте (посадите) себя на его место, влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь - постарайтесь почувствовать его чувствами и подумать его мыслями.

8. В компаниях чаще вылезайте на роль Массовика-затейника. Не получается - учитесь. Личностный рост - это интересно и очень полезно, но всегда просто.

Что нужно Ястребу . Диагноз и общие предписания.

Видя в окружающих врагов, вы невольно превращаете в них даже тех, кто мог бы быть вам другом. Возможных единомышленников вы против их воли превращаете в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, вы должны научиться быть более терпимыми и доброжелательными.

1. Упражнение "Улыбка".

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

2. Упражнение "Мир тебе".

Первая фраза (внутренняя фраза, установка) при встрече с любым человеком у вас должна быть "Мир тебе!". Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Выходя утром из дому, киньте это небу, птицам, деревьям! Какое-нибудь симпатичное дерево можно и обнять. Если с кем-нибудь начинаете спорить или ругаться, каждые 3 минуты вспоминайте и повторяйте: "Мир тебе!"-это поможет вам остановиться. Многим больше нравится (и просто спасает) другая внутренняя фраза, а именно: “Хорошо”. Чтобы ни случилось, каждые пять минут говорите себе с внутренней улыбкой: “Хорошо!”. На вас кричат-“Хорошо”. Вы кричите?-?тоже “Хорошо”. Через какое-то время кричать уже не захочется никому, и в душе станет светло и тепло.

3. Упражнение "Передача инициативы".

Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть разговор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он.

4. Упражнение "Оценка на себя".

Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Как рядом с вами чувствуют себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.

5. Упражнение "Приятный разговор".

Если вопрос не слишком принципиальный (кстати, учитесь чаще оценивать его именно так), постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет-сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

6. Упражнение "Облако в штанах".

Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согласиться, а не возразить. Чаще говорите "Да", а не "Нет". Избегайте категоричных фраз и интонаций.

7. Упражнение "Комплименты и благодарность".

Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в человеке понравилось, выразите: глазами, улыбкой, и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” “От души спасибо, это просто восхитительно!” Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.

8. Упражнение "Гроза отменяется".

Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учитесь не ругаться. Не слабо целую неделю всем все прощать, принимать с пониманием, не критиковать и не делать замечания, не осуждать, не ругаться? Если неделю слабо, то сколько не слабо?

9. Упражнение "Мудрец".

Учитесь мудрости, созерцательному взгляду на жизнь и умению проигрывать. Ваш проигрыш - ваш новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы ни произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: "А как бы к этому отнесся мудрый человек?". Ведь именно это и называется - личностный рост.

По материалам книги Николая Козлова "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день"

И еще. Думаю, что для любого типа личности будет полезно и интересно узнать, как выйти победителем из любого конфликта, затратив на это минимум сил и энергии.

Психологическое айкидо. Принцип амортизации и общении.

Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака "Психологическое айкидо"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.

занятие по личностному развитию. В занятие входит коспект, презентация, игры, тесты, разбор смоделированных ситуаций..........................................

...............................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«воспитай себя»

1. Вступительное слово

Тема нашего занятия сегодня – “Воспитай себя”.

Как вы понимаете тему занятия “Воспитай себя”?

Для чего, на ваш взгляд, нужно заниматься самовоспитанием?

(Чтобы рядом с тобой было спокойно, интересно, чтобы от тебя исходило тепло, добро, радость).

2. Активизация внимания

(Положить в ладошки детям по горошине)

Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она похожа?

Спасибо. А мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.

Поразмышляйте, что можно увидеть на этой маленькой “копии” планеты Земля?

На нашей планете около 5 миллиардов жителей.

Как много людей на Земле! Но каждый человек – это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях.

А ответьте мне на вопрос: “Какой я? Знаю ли я себя?”.

- Ответить на эти вопросы оказалось непросто…

- Мы ещё плохо знаем себя, значит, нужно продолжать изучать себя.

- Чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в жизни.

- А для этого нужно уже сейчас задумываться: “Какой я сейчас? Что во мне хорошего? Каким я хочу стать? Что мне нужно изменить в себе? Что для этого я должен делать?”

- Нужно научиться анализировать свои поступки, постоянно думать: “Всё ли я правильно сегодня сделал? Смог ли я кому-то принести маленькую радость? Не обидел ли кого?”

3. Основная часть

Человек не может прожить в одиночестве без других людей.

Нас много на Земле, но всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи.

И хотя делить людям нечего, они иногда ссорятся и обижают друг друга.

Были ли в вашей жизни случаи, когда вас обижали?

Какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, обиду, несправедливость, одиночество, досаду)

Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

Нужно помнить, что только от самого человека зависит, как у него сложатся отношения с другими людьми.

Прочитайте Золотое правило нравственности”:

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе”.

- Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.

Сейчас мы проведём тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек. ТЕСТ

Поставьте возле каждого вопроса ответ «да» или «нет».

    У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все деньги на подарки друзьям и родным? _____________

    Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, скажешь ли ты об этом?

    Твой друг плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

    Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

    Часто ли ты используешь злые шутки?

    Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

    С желанием ли ты помогаешь людям?

    Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?

    Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчёт очков . Одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 8 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5,6, 7, 9. Вопрос 1: да – 1 балл, нет – 0 балловВопрос 2: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 3: да – 1 балл, нет – 0 баллов Вопрос 4: да – 1 балл, нет – 0 баллов Вопрос 5: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 6: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 7: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 8: да – 1 балл, нет – 0 баллов

Вопрос 9: да 0 баллов, нет – 1 балл.

Результаты теста:

Больше 7 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей.

От 4 до 7 очков. Ваша доброта – вопрос случая: добры вы не со всеми и не всегда.

Менее 4 очков . Вам предстоит сложная работа над собой.

Что в общении друг с другом помогает делать отношения теплее, добрее, искреннее? (добрые слова, поступки)

А сейчас поиграем.

Игра называется “Душевные богатства”

На партах у вас лежат карточки со словами, выберете черты характера, которые вам подходят. Игра «Душевные богатства»

А сейчас послушаем стихотворения и проанализируем поведение героев.

Потому что учиться можно и на чужих ошибках.

Стихи: А. Барто “Сонечка”, А. Барто “Любочка”, А. Барто “Как Вовка взрослым стал” (дети читают стихи наизусть)

Какие черты характера ярко видны у литературного героя?

Стоит ли вырабатывать эти черты характера у себя?

Какой бы вы дали совет герою?

Посмотрите ещё раз на горошину.

Без чего жизнь людей на Земле была бы невозможна? (без природы)

Вывод:

Сберечь Землю может только образованный, добрый, внимательный человек.

Это всё наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа.

Посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить?

Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть внимательным и бережливым.

Нужно жить в мире с самим собой, с другими людьми. Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя.

Помните, “Никто другой не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает”. (Сухомлинский В.А.)

Очень важным на классном часе для меня было ….

В жизни мне пригодится ….

Сегодня я воспитывал в себе …

4. Заключительная часть

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”

Станьте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение.

Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.

(Я начинаю: … я желаю тебе здоровья)

Спасибо. Я желаю вам мира и добра.

Просмотр содержимого презентации
«воспитай себя»


  • Что значит быть воспитанным человеком?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём сказали – «Да – он воспитанный человек!»

  • Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.
  • Какой вариант поведения вы выберете?
  • А. предложу посмотреть передачу вместе с братом
  • Б. сначала посмотрю телевизор, потом пойду погуляю с братом
  • В. Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить
  • Г. Пойду погуляю с братом
  • Д. придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять
  • - как вы поступите? Прокомментируйте свой выбор.

  • Классный руководитель, т.е. я – объявляю ребятам, что в цирк удалось достать всего несколько билетов. Но я вас всех люблю и мне трудно выбрать кому не идти. Сделайте это сами. И я предлагаю вам самим решить кому не пойти.
  • А. предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно
  • Б. предложу решить голосованием
  • В. Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой
  • Г. Подниму руку, что не пойду
  • Д. предложу распределить по группам, а группа выберет достойных
  • - как вы поступите?

Ситуация №3.

Андрей взял у Вики без разрешения линейку. На её требования вернуть, Андрей не реагирует. Ваши действия.

  • А. сделать вид, что ничего не происходит
  • Б. отнять линейку силой у Андрея и вернуть Вике
  • В. Взять ещё Викину вещь и вместе с Андреем дразнить Вику
  • Г. Пристыдить Андрея и попытаться убедить Андрея вернуть линейку
  • Д. обратиться за помощью ко взрослым.

  • · Проявляйте искренний интерес к другим людям.
  • · Улыбайтесь!
  • · Помните, что для человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук человеческой речи.
  • · Будьте хорошим слушателем.
  • · Ведите разговор интересный и вашему собеседнику.
  • · Дайте людям почувствовать их значимость.
  • Как вы думаете – какой из этих способ важен для вас?



Похожие публикации