Проекты русскому языку 5 6. Проект по русскому языку. Знаки препинания. Дьяконовская средняя общеобразовательная школа

Наталия Николаева

Мини – проект по русскому языку «Слово »

5 класс

Разработала Николаева Н. А. -воспитатель

Купец : «Продаю слово ! Слово непростое , слово дорогое ! Покупайте слово , важное такое!»

Дед : «Сколько ж стоит твоё слово ? Чем же важное оно такое?»

Купец : «Мало дедушка, совсем!»

Дед : Эй, купец! А как его купить?

Купец : Нет проблем! Включи свою смекалку, и попробуйте все вместе отгадать мою загадку. Ребята, помогите отгадать слово деду и получить его !

Толковый словарь говорит , что это -

1. Особая форма существования материи, возникшая на определенной ступени ее развития, главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ.

Словарь Ожегова говорит , что это - физиологическое существование человека, животного, всего живого.

Так же есть иные значения этого слова , а именно :

1 События, происходящие с чем-либо существующим.

2. Совокупность всего сделанного и пережитого человеком.

3. Деятельность общества и человека во всей совокупности ее проявлений.

4. Устаревшее значение. То же, что : биография.

Вы догадались, что же это? (жизнь )

Молодцы ребята, вы помогли деду купить слово «Жизнь » . Пусть его жизнь будет долгой и здоровой.

Показывает и читает слайд презентации.

жизнь[жыз"н"]

В слове «жизнь » : слогов-1 (жизнь , букв-5, звуков-4 :

ж [ж]: согласный, парный звонкий, непарный твёрдый

и [ы]: гласный

з [з"]: согласный, парный звонкий, парный мягкий

н [н"]: согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

Жить - разбор слова по составу

Часть речи : глагол.

корень - ЖИ; окончание - ТЬ;

Основа слова : ЖИ

Слово Жить содержит следующие морфемы или части :

Приставка (0) : -

Корень слова (1) : ЖИ;

Суффикс (0) : -

Окончание (1) : ТЬ;

Купец : В русском языке используется очень много фразеологизмов со словом жизнь .

Например :

Прожигать жизнь (Жить беззаботно, развлекаясь и веселясь)

Жизни не рад (ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА, АППАТИЯ)

Жизни < ;своей> не жалеть (Поступать самоотверженно, быть весьма усердным) .

Жизнь моя (что-то или кто-то самый важный для человека)

Жизнь на волоске (Находиться под угрозой чего-то)

Борьба не на жизнь , а на смерть (Не щадя своей жизни ) .

В жизни не догадаться (что-то очень сложное, запутанное)

Говорить за жизнь (неспешно и спокойно обсуждать всё подряд)

В делах? успехов и везенья!

В душе? тепла и доброты!

Жить интересно, с настроеньем,

В удачу верить и в мечты!

Купец :

Дарить любовь родным и близким,

С улыбкой новый день встречать

И всё, что лучшее есть в жизни ,

Суметь увидеть и познать!

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 8 класса «Самый умный» ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 КЛАССА ЦЕЛИ: 1) проверить знания учащихся по русскому языку и литературе; 2) развивать.

Учебные задания по русскому языку для учащихся 1 класса, направленные на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС Задание 1. Задание направлено на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии. УМК «Школа России». Русский язык. 1.

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 4 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального.

IMG]/upload/blogs/detsad-368497-1460189924.jpg Праздник «Жизнь дана на добрые дела». (звучат фанфары) Придумано кем-то просто.

Проект для учащихся 2 класса «Классный перчик» Название проекта: «Классный перчик». Руководитель проекта: Ковалева А. Г. Помощники проекта: Петрова Е. А. Учебный предмет, в рамках которого.

Актуальность проекта: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» г. Брянска

Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса

Творческий проект

Аршинов Иван,

Долганина Ангелина,

Мещевцова Виолетта,

Парфенов Артем,

Полугаевская Юлиана

7 класс,

руководитель

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и

литературы

Брянск

2017

1.1. Проектный продукт

Сборник ребусов доступен для свободного ознакомления по адресам ее постоянного размещения на страницах СМИ «Педагогический мир»

Международного детского творческого фестиваля «Апельсин»

Международного детского творческого фестиваля «Южный полюс»

Приведем примеры нескольких ребусов для иллюстрации проектного продукта

Частица

Средний род

Морфология

1.2 Аннотация

В начале учебного года учитель литературы предложила на одном из уроков порешать ребусы, посвященные фольклору. Эта работа нас так увлекла! На дом было задано прочитать страницы учебника, ответить на вопросы и по желанию составить свой ребус, посвященный героям русских народных сказок. Вот тут-то и родилась идея проекта -составить свои ребусы, ведь они развивают логику, помогают усваивать учебный материал, делают уроки интересными! Ангелина, которая уже участвовала в нескольких олимпиадах по литературе и русскому языку, сообщила, что во многих олимпиадах предлагают решать ребусы или составлять их самим. Именно этим обусловлена актуальность выбранной темы. Юлианна предложила составить ребусы по русскому языку, потому что многие лингвистические термины нелегко запомнить. Артем предложил составить ребусы не только на бумажном носителе, нарисовав их, но и сделать презентацию. Иван, уже участвовавший в конкурсе проектов, собрал группу ребят, заинтересовавшихся этой работой, пригласил Виолетту, которая тут же убедила нас всех обратиться к материалам Интернета и к учителям, чтобы узнать, что такое ребус и по каким законам он создается. Мы собрались на нашу первую встречу, обсудили все идеи, которые ребята выдвигали и обсуждали (Приложение 1). Мы предположили, что если создать сборник ребусов по русскому языку для 5 класса, то и мы, участники проекта, и другие пятиклассники, кому придется эти ребусы решать, смогут лучше изучить русский язык. Так была сформулирована гипотеза проекта. Таким образом, результатом нашей проектной работы явится «Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса».

1.3 Целевая аудитория

Созданный продукт адресован ребятам 5-6 классов, изучающим русский язык, а также всем, кто интересуется лингвистикой, готовится к олимпиадам и просто хочет потренировать свой мозг.

1.4 Цель проекта

Разработать «Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса».

Ожидаемый результат

Созданный «Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса» поможет пятиклассникам усвоить материал по русскому языку, а шестиклассникам повторить его, поупражняться в логике и сообразительности, подготовиться к олимпиадам по русскому языку.

1.5 Задачи проекта

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить имеющуюся научно-популярную литературу и материалы словарей по теме проекта;

2) найти в источниках или составить самостоятельно памятку «Как составить ребус»;

3) воспользовавшись памяткой, составить ребусы по основным терминам русского языка в 5 классе;

4) провести опытную работу с использованием разработанного сборника ребусов .

1.6 Этапы и методы работы над проектом

Этапы

работы

Решаемые задачи

Содержание работы и деятельность участников

Предполагаемый

результат

Подготовительный

(5 дней)

Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, выдвинуть гипотезу, определить практическую направленность проекта.

Организуем «Мозговой штурм» и все идеи записываем в «Банк идей» (приложение 1),проводим анкетирование учащихся 5-х классов (приложение 2), знакомимся с его результатами, делаем выводы. Работаем в Интернет. Составляем список литературы для ознакомления.

Обсуждаем первые итоги работы и заполняем листовки «Лист планирования» и «Подготовительный этап».

Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая значимость и новизна проекта осмыслены.

Планирование (2 дня)

Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научно-популярной литературой и словарными статьями, изучить подобные проекты и продумать, каким критериям должен соответствовать проект и его конечный продукт.

Изучаем по словарям и научно-популярной литературе, что такое ребус и как его составить, определяем круг терминов и понятий, по которым будем составлять ребусы. Составляем примерный план работы, указав ответственных за выполнение.

Обсуждаем итоги проделанной работы и заполняем листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)»

Что такое ребус, определили, каковы правила их составления, поняли, определили термины, которые надо зашифровать, разделили их между собой, план работы составили.

Разработка (3 месяца)

проекта

Пользуясь памяткой «Как составить ребус», оформить эскизы ребусов, обсудить в группе полученные результаты, оформить ребусы на листах А4, отсканировать их и включить в презентацию.

Компилируем отобранный материал, составляем ребусы, отбираем иллюстративный материал для презентации. Предлагаем с полученным материалом ознакомиться учителю, одноклассникам, собираем и анализируем отзывы (приложение 5), вносим коррективы в соответствии с полученными результатами.

Сборник ребусов составлен и в бумажном виде, и в виде презентации, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов внесены.

Оформление

результатов

(10дней)

Закончить оформление сборника, сделать презентацию, знакомящую с проектным продуктом.

Редактируем и оформляем сборник в соответствии с результатами опытно-экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся. Заполняем листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)»

Портфолио творческого проекта оформлено.

Презентация

проекта (от 10 дней)

Уточняем условия публикации и готовим сборник в соответствии с положением о публикации.

Уточняем положение о городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска.

Публикации проекта в электронных СМИ, участие в фестивалях и конкурсах проектов.

Оценивание

(1 день)

Изучить критерии оценки творческих проектов, критерии городского конкурса проектов среди учащихся ОУ г. Брянска, конкурса «Учебный проект» ИД «Первое сентября».

Обсуждаем созданный нами продукт, выполняем самоанализ созданного проекта.

Заполняем листовку «Осмысление и оценка проекта»

Отзыв о работе руководителя проекта получен, «Лист сопровождения проектом» получен. Самоанализ работы выполнен.

Методы работы над проектом : изучение и анализ научно-популярной литературы, работа со словарями для определения теоретической и практической базы проекта; сопоставительный метод; статистический метод; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, анкетирование, социологический опрос.

1.7 Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение

Для реализации проекта потребуется :

Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийный проектор компьютер;

программное обеспечение, бумага;

электронные ресурсы Интернета;

толковые словари, словарь лингвистических терминов

Описание процесса исполнения

1.Определение темы проекта. Многие ребята 5 класса испытывают трудности в освоении лингвистических терминов и понятий. Это проблема. Познакомившись с ребусами на уроке литературы, мы подумали, что будет интересно составить ребусы по русскому языку. Многие ребята при анкетировании указали, что любят решать ребусы, с удовольствием познакомятся с правилами их составления и порешают ребусы, составленные нами. Может быть, решив ребусы, ребятам будет проще освоить трудные слова? (Приложение 2).

2. Целеполагание: как решить сформулированную проблему? Проблема: как определиться с выбором типа проекта и формы проектного продукта? Посоветовавшись с учителем, познакомившись в Интернете на сайте Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся http://project.1september.ru с различными проектами школьников, приходим к выводу, что самое эффективное в решении поставленной проблемы -создать сборник ребусов в бумажном виде и в виде презентации.

Проблема : сможем ли мы, создав сборник ребусов, заинтересовать одноклассников? Поможет ли пятиклассникам наш продукт понять и запомнить трудные термины?

3. Погружаемся в тему: в словарях ищем определение слова ребус. Так, в словаре С.И.Ожегова прочитали, что ребусом называют загадку, в которой «искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков» [ 3, 584]. Затем в Интернете знакомимся с разными ребусами по различным отраслям знаний, находим памятку «Как разгадать и составить ребус» (приложение 3), с интересом изучаем «Историю ребусов» (приложение 4), перечитываем учебник русского языка и выписываем все термины, которые изучили за это время, составляем первые наброски, обсуждаем с учителем и в группе полученные ребусы, предлагаем решить одноклассникам, чтобы понять, насколько наши задания понятны и решаемы. Сделали для себя много новых открытий!

4. Одна из неожиданных проблем: некоторые из наших ребусов такие сложные, что никто из одноклассников, даже самых способных, не мог их решить, об этом ребята написали в своих отзывах. Вера Сергеевна сказала, что это недостаток работы, мы читали о том, что при составлении любой задачи нужно рассчитывать на то, что кто-нибудь ее решит!

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему?

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута?

Ожидаемый результат

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема?

да

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом?

да

Сможешь ли ты перечислить все основные этапы работы над проектом?

да

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться)?

да

Индивидуальный график проектной

работы. Сможешь ли составить его самостоятельно?

Скорее да

6. Для удобства составляем график работы над проектом. Вносим в него и те шаги, которые нами уже сделаны.

п/п

Мероприятие

Дата

Беседа с руководителем проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой.

28. 09.15.

Формулировка темы.

29. 09. 15

Поиск материала о ребусах в справочниках и в сети Интернет.

01-04. 10.15

Работа с материалами сайта http://project.1september.ru

05-08. 10.15

Работа в библиотеке и Интернете. Уточнение списка терминов.

10-15.10.15

Уточнение цели и задач проекта, беседа с руководителем проекта.

16. 10.15

Беседа с руководителем проекта и составление плана и графика работы.

17.10.15

Систематизация собранного материала, попытка ответить на вопрос проекта. Беседа с руководителем проекта.

18.10.15.

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам

19.10.15.

10.

Составление ребусов. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта.

11.

Поиск иллюстративного материала для составления презентации. Составление презентации. Совершенствование ребусов. Беседа с руководителем проекта, редактирование презентации.

2015

12.

Редактирование ребусов с учетом пожеланий одноклассников и первых проб, составление презентации.

13.

Презентация полученного продукта в рамках недели русского языка перед учащимися гимназии

в течение ноября 2015 г.

14.

Сбор и изучение отзывов учащихся гимназии, редактирование сборника ребусов и его презентации с учетом замечаний и пожеланий.

18.

Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ

декабрь-январь

19.

Рефлексия.

декабрь-январь

7. Теперь приступаем к непосредственной разработк е с амого сборника, распределяем материал в том же порядке, в каком термины изучаются в курсе русского языка, составляем презентацию и выступаем с ней.

8. После выступлений перед одноклассниками и ребятами других пятых классов собираем отзывы, редактируем написанное.

9. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, оформляем папку портфолио, редактируем написанное.

Подводя итог проделанной работе , следует отметить, что цель проекта достигнута, поставленные задачи решены. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии, публикации нашего сборника в электронном СМИ «Педагогический мир», периодическом издании СМИ «TEENET.RU», Фестивале детского творчества «Южный полюс», Международном детском творческом фестивале «Апельсин».

В процессе работы над проектом авторы приобрели следующие

знания о различных ребусах, способах их составления и решения;

умения : понимать и формулировать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, интерпретировать, систематизировать, оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы; представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

навыки: самостоятельной организации своей деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа и разрешения противоречий при работе в группе.

Авторы еще раз убедились в ценности научных знаний в современном мире, проверили свои способности в проектной деятельности в условиях соревнования. Мы поняли, что для достижения любой цели необходимы умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание. Мы обязательно будем работать над совершенствованием в себе названных способностей.

Работа над проектом позволила выстроить особые отношения с учителем и единомышленниками - отношения сотрудничества и равноправия. Инициатива деятельности исходила от авторов, однако руководитель проекта, Вера Сергеевна, давала советы, предоставляла информацию, подсказывала направления работы.

Проект дал возможность проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел: составленный сборник ребусов позволит лучше запомнить многие лингвистические понятия, пробудит интерес к русскому языку, поможет подготовиться к олимпиадам.

Работая над проблемой, мы получили шанс лучше понять себя, убедились в ценности взаимопомощи, взаимной ответственности, внимательности, у нас пробудился интерес к работе товарища.

Мы получили наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы, развивали в процессе работы над проектом личную инициативу, ответственность, настойчивость, активность.

Однако в процессе работы над проектом авторами были выявлены некоторые недочеты:

Работать в группе сложно: трудно учитывать мнение собеседника; непросто признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; в совместной деятельности со сверстниками очень проблематично осуществлять взаимный контроль, сохраняя при этом дружеские отношения ;

Очень сложно понять причины неуспеха деятельности, еще сложнее действовать в ситуации неуспеха;

При демонстрации результатов проектной деятельности необходимо шире привлекать аудиторию посредством проблемных вопросов, обращения к личному учебному опыту и опыту одноклассников.

Использованная литература и Интернет -источники

1. Как разгадывать ребусы. [Электронный ресурс] / Время забав. Загадки, головоломки, игры, ребусы.- Режим доступа:

Приложение 4

История ребусов

Слово «ребус» происходит от латинского res (вещь) и обозначает представление имен, слов и фраз изображениями, фигурами, композициями из букв и т.п. Само слово появилось из латинской фразы «Non verbis sed rebus», что значит «Не словами, а при помощи вещей». Иногда термин rebus ассоциируют с латинским словом rebis: res (вещь, предмет), rebis (обращение).

Каждый из нас непременно встречался с ребусами в повседневной жизни. Бесспорно, самый известный и распространённый ребус выглядит так: i u (произноситься на английском языке «I Love You» - «Я тебя люблю»). Таким образом, ребус представляет собой загадку, состоящую из изображений предметов (рисунков в сочетании с буквенными композициями и другими знаками), созвучных со словами или частями слов разгадки. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Чаще всего ребусы используют в качестве загадки и развлечения.

Использование примитивных изображений для передачи информации легло в основу ранних письменных систем Древнеегипетской культуры (рубеж 4-го и 3-го тысячелетий до нашей эры). Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах. Ребусы оставались популярными в Средние века - их изображали на зданиях или объектах владения, для обозначения родовых фамилий.

Практика использовать ребусы в качестве загадок или шуток зародилась в XV веке во Франции. Первоначально ребусом называли особого рода балаганные выступления, содержащие пасквили, которыми паяцы в Пикардии ежегодно потешали народ во время карнавала. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего. Своим выступлениям авторы дали латинское название "De rebus quae geruntur", т.е. "на злобу дня" (дословно "о делах, которые творятся").

В 1582 году появился первый печатный сборник ребусов, имевший большой успех и выдержавший несколько изданий. Автором его был французский поэт Этьенн Табуро. Несколько сотен ребусов мастеров XVII - XIX веков хранятся в Лондонском Музее. К примеру, 1639 годом датируется работа флорентийского гравера и художника Стефано делла Белла (Stefano della Bella), выполненная в форме овального картуша под названием «Ребус на удачу».

В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей, в которой события Святого Писания пересказываются в форме ребусов. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. В предисловии к своему изданию Томас представляет первую американскую иероглифическую Библии как более иллюстрируемую нежели его английский прототип. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярны в конце XVIII века, поскольку облегчали преподавания Святого Писания детям.

Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярних детских писателей XIX века, автор сказок «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», часто использовал ребусы в многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих письмах он зачастую заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что не могло не понравиться детям.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице мод - Франции, выпустили целую серию фаянсовых тарелок, на лицевой стороне которых был изображён ребус, а на обороте - разгадка.

В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Позднее, в 1881 году, начинает издаваться специализированный «Еженедельный загадочный журнал «Ребус», в котором, кроме увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию и призы. В одном из номеров «Ребуса» был опубликован «премированный» ребус-каламбур выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. На самом ребусе изображались играющие на полу дети, возле которых на диване сидел мужчина, обозначенный словом «умный». А предыстория ребуса была следующей: «Явившись как-то к высокопоставленному лицу, А.С. Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При виде поэта, лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин хотел удалиться, то получил приказ произнести экспромт. «Дети На Полу, Умный На Диване», - сквозь зубы сказал раздосадованный поэт. «Ну что же тут остроумного», - возразила особа, - «Ждал от тебя большего». Пушкин промолчал, а особа, повторяя фразу поэта несколько раз и перемещая слоги, наконец, дошла до результата: «ДетиНа ПолуУмный На Диване». За решение этого ребуса-каламбура было обещано вознаграждение в виде нот к одной из опер.

Журнал «Ребус» был очень популярным и просуществовал до 1918 года. В середине 1930-х годов подшивки «Ребуса» изымались из библиотек и уничтожались.

Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти датируется 1937 годом. Ленинградская полиграфическая фабрика тиражом 25 тысяч экземпляров выпустила небольшого формата раскладывающиеся буклеты, которые носили название «Как читать ребусы» (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями (выпусками) и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте со следующей надписью: «Мы даём простой совет: каждый ребус отгадайте, а потом пакет вскрывайте и проверьте свой ответ». Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова «В часы досуга: ребусы» (иллюстрации И. Телятникова). В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева «Ребусы».

В послевоенное время ребусы, в большинстве своём, переориентируются на детскую и юношескую аудиторию. В 1947 году в серии «Час досуга» выходи сборник «Занимательные задачи в рисунках» И.Чканикова (художники А. Баженов, Ф. Завалов). Двумя года позже, мытищенская полиграфическая фабрика выпускает тиражом 200 тысяч экземпляров сборник «Подумай, отгадай! Ребусы-книги» Ал. Хаскина, в которую вошло 22 ребуса с зашифрованными фамилиями русских писателей и известных литературных произведений. В 1960-х годах огромной популярностью пользуются книги В.В. Акентьева: «Когда идёт дождь. Головоломки-самоделки» (1959 год), «Смекалка» (1961 год), «Прочти и отгадай. Ребусы - загадки» (1962 год), «Ребусы-пословицы» (1963 год) «Веселые тайны» (1964 год), «Остров тайн» (1968 год), «Со второго взгляда» (1969 год). Эти книги не только предлагали хитрые и шутливые шарады, задачи, ребусы и кроссворды, но и рассказывали, как их разгадывать и составлять самому. Книги Акентьева вобрали в себя наиболее интересные задачи и игры, которые с 1948 года хитроумный Капитан Мореходов (талантливый ленинградский журналист Николай Александрович Садовый) предлагал «Клубу смекалистых ребят» на страницах газеты «Ленинские искры», а позднее журнала «Искорка».

В Советском Союзе 1970-80 годов ребусы по-прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их печатают в детских газетах и журналах. Отдельные сборники ребусов, за небольшим исключением, практически не выпускаются. Одним из таких исключений становится небольшая брошюрка детского писателя В.Павлинова «Ребусы-загадки», выпущенная Лениздатом в 1985 году. В аннотации издатель указал следующее: для среднего школьного возраста. 12 ребусов-загадок.

Распад СССР и последовавший за ним переворот в мышлении людей породил всплеск в развитии альтернативных направлений культуры и искусства на постсоветском пространстве.

Бурное развитие вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков - тем лучше. Именно поэтому «язык SMS» обзавёлся всяческими аббревиатурами и сокращениями. С ростом популярности Интернета и социальных сетей это направление всячески преобразовывалось и обрастало новыми словами. Вот лишь несколько примеров современного компьютерного сленга: «cul8r» (see you later), «b4» (before), «gr8» (great). Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и выражения.

По материалам сайта:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Чунский

Проект

«Как рождаются слова в русском языке»

Выполнил : Рукосуев Сергей, ученик 5 «б» класса

Предмет : русский язык

Руководитель: Твердохлеб Галина Михайловна,

учитель русского языка и литературы.

Р.п. Чунский

2017г

Обоснование проблемы:

Каждый человек должен знать свой язык. Понимать, как происходят изменения в языке. Интересоваться, каким образом строятся определённые правила. А много ли знаю я?

Актуальность проблемы:

В нашей школе много хороших, достойных учеников. Но ещё никто не набрал в экзаменах наивысшего 100-бального результата. Даже одна тема из всего русского языка может способствовать совершенствованию знаний. Изучать русский язык актуально, это поможет быть успешным в жизни.

Гипотеза:

Я предполагаю, что

новые слова появляются

вместе с новыми предметами,

а ещё слова растут

или

видоизменяются

благодаря словообразующим морфемам.

Цели:

1. Рассмотреть условия появления новых слов.

2. Расширить познания в теме «Словообразование».

3. Познакомиться со словообразовательными морфемами.

4. Вызывать интерес к родному языку у сверстников.

План.

1. Введение (Тот любит свой язык, кто знает).

2. О происхождении слов в истории языка (исконно-русские и заимствованные; устаревшие и возникающие).

3. Способы словообразования.

4. Корень как ключевая смысловая часть.

5. Словообразующие морфемы и формообразующие.

6. Что знают об образовании слов мои одноклассники.

7. Заключение.

«Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»

Н. Гоголь

Мы знаем и любим родной язык. А знаем ли? Часто говорят о том, что мы плохо знаем свой родной язык. Вот уже два или три года всей страной пишут диктанты (тотальный диктант, который проходит одновременно в десятках городов России и даже мира). И не для оценки, а чтобы самим понять, как каждый из нас знает язык. Тот язык, на котором говорили многие великие люди: поэты и писатели, учёные, путешественники, космонавты, герои и просто наши предки. Говорили, ценили, любили и берегли!

Выполняя данный проект, мне захотелось узнать, как появляются слова в речи. Просто ли придумали называние предмета? Или есть какие-то особенности строения слов.

Откуда берутся новые слова?

А знают ли это мои одноклассники?

Читая соответствующие книги, я узнал, что есть

исконно-русские слова

и слова, заимствованные у других народов.

Из истории мы знаем, что государства торговали друг с другом, взаимодействовали. Таким образом, и предметы, прибывавшие из другого народа, приходили вместе с названием. Так появились в русском языке слова: c ундук, кушак, казна (от тюркских народов);

пурга, пельмени, сани (от северных народов), от них же почти все названия слов, связанных с рыбным промыслом;

Германского происхождения являются слова князь, котёл, меч, холм, свинья и другие.

Больше всего пришло в русский язык слов греческих: названия многих овощей и фруктов (вишня, огурец, свёкла), другие предметы быта, одежды (баня, кукла, скамья, фонарь, лента).

Обогащали русский словарь и латинские слова (студент, экзамен, автор, лектор), и французские (пальто, жакет, мебель, бульон) и других народов.

Слова, оказывается, как люди, живут и умирают, т.е. выходят из употребления. Этот процесс называется архаизация. Слова как бы уходят в архив, называются устаревшими.

А появляются новые слова, которые называют неологизмами . Появляются они благодаря человеческому прогрессу.

В 5 классе мы познакомились со способами словообразования:

    Приставочный способ

    Суффиксальный способ

    Приставочно - суффиксальный способ

    Сложение

Меня заинтересовала эта тема. Мне захотелось узнать больше. Ведь, если это способы словообразования, значит, они помогают рождать новые слова.

Я задался вопросами :

1. Какую роль в словообразовании играют приставка и суффикс?

2. Можно ли образовать новые слова из частей разных слов?

Словообразование – один из самых интересных разделов науки о языке. Как образуются слова, как они устроены, на какие смысловые части делятся – всеми этими вопросами и занимается словообразование. Вы, конечно же, изучали словообразование на уроках русского языка в школе и имеете представление о значимых частях слова (морфемах), умеете отличать суффикс от приставки и корень от окончания.

Понаблюдаем за словом в стихотворении «Сказочка»

Сказочка

В чистом поле, в белом поле
Было все
белым-бело ,
Потому что это поле
Белым снегом замело.

И стоял в том белом поле
Белоснежно -белый дом,
С белой крышей, с белой дверью,
С
беломраморным крыльцом.

Потолок был белый-белый,
Белизною пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат, белых зал.

И в белейшем в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно черный кот.

(Б.Заходер)

Шесть слов: белый, белым-бело, белоснежный, беломраморный, белизна, белейшем образованы по –разному и каждое слово имеет своё значение. При этом, корень везде сохраняется и лексическое значение белого цвета – тоже.

Белый – просто цвет

Белым-бело – ничего, кроме белого

Белоснежный – ослепительной белизны и чистоты

Беломраморный – белый, но матовый

Белейший – наивысшая точка белого

Если говорить про корень слова, он в каждом слове несёт в себе основной смысл. А что же меняет значение слов?

А значение слов меняют словообразующие морфемы . Теперь я знаю, что морфемы бывают

словообразующие и формообразующие

Формо образующие не образуют новых слов, а только меняют форму слова. Чаще всего это окончания

Кот- коты- коту- котам- котом- кота- котов

Окончание лишь указывает на число предметов или изменяет его по падежам. Само же слово не меняет лексического значения.

Формообразующим является и суффикс –Л – у глаголов. Он только указывает на прошедшее время того же глагола: стоять- стоял. Значение слова такой суффикс не меняет.

Но есть слово образующие морфемы (приставки и суффиксы).

Приставки образуют новые значения слов:

влететь, вселиться, вбросить , внести

вы-

указывает на движение изнутри: выбегать, выбрасывать, выкопать

до-

указывает на завершение действия, его конец: дочитать, доплыть, доехать

за-

нахождение по ту сторону, позади: задворки, заречье,

указывает на начало действия: запеть, заплакать, засмеяться

на-

положение на поверхности предмета: наконечник, наручник, наушник
направленность действия на что-нибудь : наклеить, нашить, набросить

над-

обозначает что-л. поверх чего-л.: надбровье, надстройка

пере-

то, что может быть соединительным звеном: перелесок, перемычка, переносица, переписка,

по-

расположение на поверхности и в пределах чего-л.: побережье,

или начало действия: понёс, побежал, подал

под-

расположение чего-то ниже предмета или вблизи предмета: подбородок, подножье, подоконник

пред-

расположение впереди чего-л. или предшествование чему-то: предбанник, предгорье, предмостье

пре-

Преувеличение, или равно значению пере-: прекрасный,

пресечь, прервать

при-

Неполнота действия, приближение, присоединение чего-то: пришёл, пришить, прибить

Суффиксы тоже образуют новые значения слов:

У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

И другие суффиксы существительных.

У ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

-ив-

прилагательные со значением: постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь, обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый)

Ий

охотничий

Ин-

гусиный, дядин

Ист-

серебристый, бархатистый

И другие суффиксы прилагательных.

У ГЛАГОЛОВ

И некоторые другие суффиксы глаголов.

Я рассмотрел только некоторые части речи. Мы ещё будем узнавать новые части речи и узнавать значение их суффиксов.

А что знают мои одноклассники об образовании слов?

Я решил провести небольшой опрос:

1. Какие способы образования слов в русском языке знаешь?

* все 4 способа (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и сложение) назвали 8 из 12 (66,6%)

*приставочный и суффиксальный помнят 9 из 12 (75%)

2. Какая морфема для слов является ключевой?

* корень слова назвали 12 из12 опрошенных (100%)

3. Что объединяет слова в родственные группы?

* корень является общей частью родственных слов – 7 из 12 (58,3%)

4. Умеешь отличать родственные слова от того же слова, претерпевшего изменения?

* умеют находить родственные, потому что они имеют хоть чуть-чуть, но другое значение – 7 из 12 (58,3%)

*затрудняются, потому что изменённое слово тоже могут считать родственным – 5 из 12 (41,6%)

5. Почему способ образования слов называют суффиксальным или приставочным?

*Ответили все 12 правильно- (100%)

6. Какие морфемы можно назвать словообразовательными?

* Те, которые образуют слова – 8 человек из 12 (66,6%)

* Новые слова образуют приставки или суффиксы – 4 человека из 12 (33,3%)

7. Любишь ли ты русский язык?

*Любят, ответили 5 человек из 12 (41,6%)

А что помнят взрослые из словообразования в русском языке и вообще из предмета.

Я решил провести небольшой опрос среди своих знакомых.

Вот какие вопросы я задавал взрослым:

1. Любили ли Вы в школе уроки русского языка?

* Да, ответили 6 человек из 6 опрошенных - 100%

2. Где пригодились Вам знания русского языка?

* В жизни, при написании различных деловых бумаг – 3 человека

* Помогаю выполнять уроки своим детям – 2 человека

* Не боюсь заполнять любые документы – 5 человек

* Успешно поступила в институт – 1 человек

3. А помните ли, какие бывают части слов?

* приставка, корень, суффикс, окончание – 6 человек из 6 опрошенных

4. А какую роль выполняют, по –вашему, суффиксы и приставки?

* Изменяют слова – 2 человека из 6

*Изменяют значения слов – 4 человека из 6

5. Что хотелось бы вам пожелать ученикам 5 класса в плане успешного изучения предмета?

« Стараться учиться хорошо, чтобы дальнейшая жизнь была лучше»

«Учение – свет! Надо учиться. Стараться. Мы в детстве не всегда это слушаем, а потом сожалеем»

«Не терять времени зря- учиться, стараться, стремиться к лучшей жизни»

«Всегда выполнять уроки, чтоб не отставать и успешно учиться»

Выполняя данный проект, я пришёл к выводу, что в русском языке еще многое для меня неизвестно. Немало нового предстоит ещё узнать и моим одноклассникам.

Но кое в чём я смог убедиться: слова действительно рождаются с появлением новых предметов и научно-технического прогресса, а также благодаря словообразующим морфемам.

Значит, выдвинутая мною гипотеза верна. И исследуя тему, я достиг целей:

1. Рассмотрел условия появления новых слов.

2. Расширил познания в теме «Словообразование».

3. Познакомился со словообразовательными морфемами.

4. Постарался вызвать интерес к изучению родного языка у сверстников.

Используемая литература:

1. Д.Э. Розенталь «Современный русский язык»

2. Д.Э. Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке»

3. Д.Э. Розенталь «Практический русский язык»

4. Т.В. Шклярова «Русский язык в практических упражнениях»

5. В.М. Бурмако «Русский язык в рисунках»

6.А.Н. Штоль «Словообразование»

7. Интернет-ресурсы

  • Русский язык
  • 5 кл.
  • 14.03.2017

Изучая дополнительную литературу, мы узнали,что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика . Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка мы находим лишь одну информацию о прозвищах, что они пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается. Однако, по нашему мнению, изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное. Это обусловило выбор темы нашего исследовательского проекта «Мир школьных прозвищ». Цель исследования: - Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 4-5 классов, проанализировать отношение к прозвищам. Задачи: изучить научно-популярную литературу по данной теме; провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ; составить картотеку школьных прозвищ; выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища; установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились; проанализировать отношение школьников к прозвищам. Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени. Методы исследования: - метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение); - анкетирование; - анализ; - сравнение; - статистические исследования (подсчет, вычисления). Актуальность исследования: - Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка. - Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом. -Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой. - Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ. Наша гипотеза - существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?

В данном разделе для пятиклассников подобраны темы исследовательских работ и проектов по русскому языку для 5 класса школы, которые можно использовать для осуществления исследовательской и проектной деятельности школьников общеобразовательных учреждений.


Любые темы проектов по русскому языку для 5 класса по фгос можно рассмотреть в качестве потенциальной темы для проведения исследования, как индивидуального, так и группой учащихся. Главное - выбрать тему интересную для ребенка и соответствующую его уровню знаний и предпочтениям.

Зачастую при просмотре любой темы исследовательской работы по русскому языку для 5 класса по фгос приходят на ум более расширенные формулировки тем, с дополнениями указанными преподавателем.

Подробнее о цели и задачах исследования в следующих разделах:

При выборе темы проекта по русскому языку для 5 класса по фгос стоит учитывать интересы учащегося, его любимые занятия и направления, в которых он бы хотел развиваться. Любую тему проектной работы можно расширить, включив дополнительные задачи и практические задания (анкетирование, статистика, опыт и т.д.) для исследования.

Темы проектов по русскому языку для 5 классов

Темы проектов по русскому языку для учащихся 5 класса:


12 месяцев (этимология названий месяцев)
Альбом правил русского языка «Кто командует корнями?»
Беглые согласные
Военная лексика в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»
Волшебные слова
Восклицательные предложения
Все типы речи видим здесь…
Второстепенные члены предложения
Глагол в русском языке в теме о кулинарии
Глагол в русском языке в теме о кулинарии.
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамматический род в растительном мире
Грамотным быть - модно!
Диалектизмы в порести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Достойные внимания знаки препинания.
Зазываем на глагол
Заимствование иноязычных аффиксов и их продуктивность
Заимствованные слова в русском языке
Зачем нужны псевдонимы?
Звуки спорят: кто важнее?
Звукопись в лирике русских поэтов
Знаки препинания и их роль в письменной речи
Из истории этикетных слов
Изучение процессов образования названий животных как условие развития познавательного интереса школьников
Имена собственные учащихся 5 классов
Имя числительное как часть речи
Интересные способы словообразования
Использование антонимов в пословицах и поговорках
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека
История падежей
Какого роду, племени
Книга и электронный словарь. За и против.
Лексика русского языка нашего времени
Лингвистическая сказка о деепричастии
Лингвистическая сказка о приставках ПРИ- и ПРЕ-
Лингвистический анализ названий улиц
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Местоимение: смысл названия
Мини-сборник пословиц "О дружбе".
Мини-сборник пословиц "О Родине".
Мини-сборник пословиц "О семье".
Монограммы в современном русском языке
Морфологические признаки частей речи
Напиши мне письмо...
Наши домашние питомцы и русская фразеология
Нужно ли ставить точки над Ё?
Ода русскому языку
Омонимы в русском языке
Орфоэпия.
Осенние (зимние и др.) слова в лирике А. Пушкина
Основы телекоммуникационного этикета.
Откуда есть пошла грамота на Руси
Поверь, не так и сложное предложение сложное
Познавательная игра по Лексике
Портрет одного слова «Конь»
Пословица недаром молвится.
Предложения с обращением
Приставки, которые ходят парами
Происхождение русского языка и первые орфограммы.


Путешествие в страну "Синтаксис"
Работа Л. Толстого над языком
Разделительный ь и ъ
Разминка по русскому языку
Речевой этикет в разных профессиях
Роль системы знаков в современной жизни
Сборник сочинений нашего класса о животных
Сборник стихов и рассказов о животных
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Слова-паразиты, языковые вирусы
Слова-пустышки
Словарь весёлых слов
Словарь запахов
Словарь футболиста
Словарь цветов
Слова-символы в русском языке
Слово «тунеядец» в контексте русского языка
Создание портрета слова
Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Тайны названий домашних животных
Тематические группы наименования конфет русского происхождения
Типы речевых ошибок школьников
Тире между подлежащим и сказуемым
Транскрипция в русском и английском языках, её роль.
У меня зазвонил телефон (этика телефонного общения)
Ударение в художественной литературе.
Утерянные буквы русского алфавита.
Фразеологизмы со словом «рука»
Фразеологические обороты в русском языке
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Энциклопедия одного слова
Энциклопедия слова "Ванна"
Энциклопедия слова "Мороз".
Этикетные слова
Этикетные слова моей семьи
Языковой портрет ученика нашей школы.
Языковой портрет учащегося нашей гимназии.



Похожие публикации