Дидактические игры в средней по самообразованию. Мой план по самообразованию за прошлый год: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста. для речевого развития детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нововасюганский детский сад №23»

Отчет по самообразованию

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Материал подготовила:

Михеева Л.П. – педагог-психолог

Дата: 2016 - 2017 учебный год
с. Новый Васюган

Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребёнка вливается живительный

поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости

и любознательности.

(В.А.Сухомлинский)

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может

быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер.

У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Игра - ведущий метод воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) должен осуществляться и при сенсорном развитии.

Сенсорному развитию детей уделили особое место в своих исследованиях такие педагоги как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова.

Цель: повысить свое профессиональное мастерство в сенсорном развитии детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить особенности, содержание и задачи развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать возможности использования дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста.

3. Создать комплекс дидактических игр по формированию сенсорных эталонов дошкольников.

Перспективный план работы на 2016-2017уч.г.


Содержание работы

Сроки

Предполагаемый результат

Теоретический этап

1.Изучение методической литературы:

Э.Г. Пилюгина, «Занятия по сенсорному воспитанию » - М.: «Просвещение», 1983;
Ю.М.Хохрякова, «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»: Учеб. метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера,2014
Авт.сост. Е.А.Бондаренко, «Развивающие игры для детей от года до трех лет»: М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003 и т.д.
2.Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.
3.Прохождение курсов повышения квалификации.
4.Посещение семинаров.
5.Посещение открытых мероприятий.


В течение года

В течение года
Октябрь 2016г.

По мере проведения
По мере проведения


Овладение технологиями сенсорного развития детей

Повышение квалификации,

обогащение педагогического опыта по сенсорному развитию


Практический этап

1.Разработка и оформление картотеки игр по сенсорному воспитанию.
2. Разработать пособия для дидактических игр и упражнений

3.Изготовление материала на развитие тактильных ощущений.

4.Изготовление пособия на закрепление понятия формы.

5.Изготовление пособия на закрепления понятия величины.

6.Изготовление пособий на закрепление цвета.

7. Мониторинг 2 раза в год (сентябрь, май).


Ноябрь – апрель 2016-2017уч.г.
В течение года

В течение года
В течение года
В течение года

В течение года


Картотека

Бусы, юрки, мягкие игрушки, киндер-сувениры, цветные резинки и пр.
«Чудесный мешочек»,

«Определи на ощупь»,

«Урожай фруктов»,

«Узнай фигуру»,

«Найди пару»
«Найди предмет указанной формы»,

«Из каких фигур состоит?», «Дорисуй гусеницу»,

«Какая фигура лишняя?»
«Найди и исправь ошибки»,

«Самая длинная, самая короткая»,

«Разноцветные бусы»,

«Укрась картинку по замыслу»

«Какого цвета не стало?»,

«Какого цвета предмет?»,

«Собери бусы»,

«Какие цвета использованы?»,

«Волшебные прищепки»


Работа с родителями:
1.Изготовление пособий и материалов по теме: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
2.Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей ОВЗ через дидактические игры»
3.Оформление стендов

4.Оформление папок передвижек, буклетов

5. Анкетирование

В течение года

В течение года

Январь 2017г.

В течение года

Сентябрь, май 2017г.

Картинки, материал, дидактические пособия
Повышение уровня педагогической компетентности родителей
Стенд: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Информирование:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Выявление интересов знаний родителей о сенсорном развитии


Работа со специалистами:

Февраль 2017г.

Консультация по теме:

«Как помочь ребенку в сенсорном развитии»


Заключительный этап

Отчет о проделанной работе по самообразованию предоставление педагогического опыта по плану самообразования по заданной теме

Апрель
Май

Обмен опытом в ДОУ на МО
Отчет о проделанной работе

  1. Анализ теоретического этапа.
В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется

восприятие .

Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности. В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Восприятие дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете .

Сенсорное развитие в дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.

В результате сенсорного развития дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Игра – это особый вид деятельности дошкольников, а так же средство для умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требованиями других ребят, развивают свою речь, обогащая словарь. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей .

По мнению В.Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей:

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки;

2-й уровень: целенаправленные пробы;

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. По мнению группы педагогов, дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Исследователями в области игры выделена ее структура: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия .

В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр: по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:

1.Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.

2.Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3.Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4.Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.

5.Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».

6.Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.

Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Руководство дидактическими играми в дошкольном возрасте:

1.У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

2.Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

3.Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

7.При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

8.Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

9.Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

10.Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).

К основным методам обучения дидактическим играм детей относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. Их использование диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода, а также целями и задачами конкретных занятий.

Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Использование поискового метода побуждает малышей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действуют путём сравнения, сопоставления и добиваются нужного результата.

Репродуктивный метод применяется на занятиях, когда дети овладевают механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей. Например, в составлении целой фигуры из двух разных, непохожих частей (разрезные картинки); составить и выложить фигуры с большим количеством деталей - снеговик, елочки, дом с окошками; наложение геометрических фигур на рисунок - блоки Дьенеша. Использование репродуктивного метода в данных случаях способствует формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.

Метод упражнений также широко используется в процессе обучения детей раннего возраста. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми, определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными являются индивидуальные занятия, например, «Снимаем и надеваем кольца на палочку», «Проталкивание палочкой кубика (шарика) сквозь полый цилиндр», «Прокатывание шариков по лоточку» и т.д.

Игровой метод является преобладающим и основным в организации занятий с дидактическими играми. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова .

Формирование обследовательских способностей успешно решается в дидактических играх с применением заданий типа: «Угадай на ощупь», «Убери лишние детали», «Что так, что не так» и т.д.

Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, классификационные платформы с набором деталей, тренажеры для нанизывания различных фигур по цвету, форме и величине, игры на дифференциацию групп объектов по заданной схеме, образцу, лото, домино, разрезные картинки и панно с фигурно вырезанными частями (пазлами), панели, демонстрационные планшеты со схемами действий.

Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых дети упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процесс знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее в зависимости от их образа жизни конкретизируется необходимое питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.

Для формирования экологических знаний используются игры - конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Неплохо в этой тематике учить детей отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание. В играх, применяемых для обучения пространственной ориентировки и мобильности также можно развивать сенсорные функции. В таких играх дети определяют местоположение звучащих игрушек в различных местах спортивного зала, на столе, в шкафу. Использование звучащих мячей, погремушек, бубнов, барабанов стимулируют двигательные акты ребенка, позволяют уточнить образ движения .

Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Актуальность выбранной темы.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №34 «Радуга» Елабужский муниципальный район

План по самообразованию

Воспитатель: Яруллина Эльмира Нургаязовна

Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста».

2015-2016 учебный год.
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах
внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:

Составить план работы по данной теме;
- научить детей различать основные цвета;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- подготовить картотеку дидактических игр.

Актуальность выбранной темы.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Срок выполнения

Изучение специальной методической литературы:

А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

В течении года

Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

В течении года

Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

В течении года

П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.

В течении года

Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч»

В течении года

Практический этап

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

В течении года

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов.

Сентябрь-декабрь

Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.

Сентябрь

Разработка перспективного плана работы по теме

Ноябрь

Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми раннего возраста»

Октябрь-Январь

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

Проект на свою тему: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»

Февраль

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета.

В течение года

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

Март

Дидактическая игра- имитация «Постираем кукле платья» план-конспект во второй младшей группе.

Апрель

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности) .

Май

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Май

Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Январь

Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком».

Февраль

Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» (образовательная область «Социализация»)

2.«Использование дидактических игр в жизни детей»
3. «Роль игры в жизни ребенка».

В течение года


План по самообразованию воспитателя ясли - сада №3

группы "Солнышко"

Кулмановой Айнаш Жуматовны

с 2017 по 2020 учебный год

Дата рождения : 06.10.1991г.

Национальность: казашка

Образование: высшее

Что и когда закончила: Костанайский Государственный Педагогический Институт, 2014год Специальность по диплому: Педагогика и Психология

Квалификация по диплому: бакалавр, Педагог - Психолог

Общий стаж: 5 лет

Стаж работы в должности воспитателя: 10 месяцев

Награды: «Қазақ тілі» областной конкурс 1 место – 2017г.

Республиканская олимпиада «В поисках клада» 1 место – 2017г.

Республиканская интеллектуальная олимпиада «Весенний калейдоскоп»

1 место – 2017г.

Индивидуальный план по самообразованию

Тема: «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через дидактическую игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Задачи:

Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

Формировать грамматический, лексический строй речи;

Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;

Пополнять словарный запас детей за счет дидактических игр;

Развивать мелкую моторику рук.

Ожидаемые результаты: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Период работы над темой: 2017 – 2018 г.

Этапы работы над темой:

2017 – 2018 г.

1 этап - подготовительный - С вязан с теоретическим обоснованием проблемы и включает изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы по вопросам «развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру» . Полученный материал позволит определить проблему, цель объекта, предмет и задачи исследования, сформировать рабочую гипотезу, определить педагогические подходы к решению проблемы, разработать его теоретическую модель.

201 8 – 201 9 г.

2 этап - практический

Проводить опытно-экспериментальную работу на базе ГККП « Ясли – сад№3 » акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»

2019 – 2020 г.

3 этап – итоговый
Осуществлять систематизацию и обобщение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и оформление материалов по самообразованию.

Срок

Форма работы, содержание

Форма отчета

2017 – 2018 учебный год

Сентябрь

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Е. А. Борисова кандидат педагогических наук, доцент

Изучение методической работы

Использование дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста. Е . И. Еремина

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

Светлана Шашкова

Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры.

Кашуркина Л. П.

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Надежда Шагина

Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста

воспитатель высшей квалификационной категории Святкина И.М.

Роль дидактической игры в формировании связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи

Ейкина Анастасия Вадимовна

Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Петракова Марина Андреевна

Составление отчета

Отчет о проделанной работе

2018 – 2019 учебный год

Сентябрь

Дидактические игры: «Приготовим салат»

«Назови правильно»

«Магазин»

«Отгадай»

Дидактические игры:

«Найди отличия»

«Путаница»

«Новая квартира»

«А у нас»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

«Сочинялки»

«Кто, где живет?»

«Новоселье»

«Диалоги»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

«Рассказ Незнайки»

«Расскажи и покажи»

« Угадай игрушку»

«Кто интереснее придумает»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

« Что напутал незнайка?»

«Кто сумеет похвалить»

«Какая, какое, какой?»

«Скажи какой»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

«На выставке»

«Загадка»

«Кто внимательнее»

«Задумай слово»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

«Какое что бывает?»

«Что для чего»

«Играем со сказкой»

«Нарисуем картину словами»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

«Придумай сказку»

«Я начну, вы продолжите»

«Объясни, покажи»

«Скажи по - другому»

Составление технологических карт

Составление отчета

Отчет о проделанной работе

2019 – 2020 учебный год

Сентябрь

Посещение открытых занятий

Составление анализа посещаемых занятий

Взаимопосещение уроков

Изучение опыта работы опытных педагогов

Проведение открытого урока

Повышение педагогического уровня

«Использование дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста».

Выступление на МО Составление доклада

«Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов

Составление консультации

«Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Выступление на совещании при директоре

Изложение мыслей, выводов общего характера

Лицензирование учебно – методического комплекса (вариативной части) «Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры».

Получение номера ISBN

Литература:

    «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

    Журнал «Дошкольное воспитание».

    Журнал «Ребенок в детском саду».

    Журнал «Воспитатель ДОУ»

    Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007

    Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей»

Средняя группа № 4 Воспитатель: Федорова А.Г.

Актуальность проекта:

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к нашим воспитанникам, так как растет объем знаний, которые им необходимо передать. Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» . К.Д. Ушинский. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а так же для определения текущего состояния человека.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослыми. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является ИГРА, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, направлены на развитие и памяти и внимания.

Теоретические основы

Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы, такие как мышление, например.

Память бывает:

  1. Произвольная – человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет)
  2. Непроизвольная – не заставляет.

Память подразделяется на слуховую, зрительную, двигательную.

Если молодой парень, который хочет удивить девушку заучивает любовное стихотворение, читая его вслух, скорее всего у него преобладает слуховая память. Если рассказывая вопрос на экзамене, студент вспоминает страницу из конспекта или учебника, то зрительная память - его конек. А если на танцевальном кружке человек легко запоминаете движения танца, и помимо этого он ловко и хорошо работаете иглой, то у такого развита двигательная память.

Ученик пишет диктант. Учитель диктует несколько слов. Ученик их запоминает, тут же записывает и тут же забывает. Это есть механизм кратковременной памяти. Все что помниться дольше этого – долговременная.

Внимание – есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с инте-ресами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.

Объем – это количество объектов, воспринимаемых с ясностью и точ-ностью. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного возраста каждая буква является отдельным объектом.

Устойчивость – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Концентрация – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-то объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.

Распределение – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам.

Переключение – это осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, это способность быстро ориентироваться в сложной си-туации.

Виды внимания

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произволь-ным (преднамеренным) . Непроизвольное внимание ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений не зависит. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

Что может привлекать к себе непроизвольное внимание. Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на две группы.

Во-первых, это все то, что привлекает внимание своими внешними свойствами:

  • яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет)
  • неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус)
  • предметы и явления, вызывающие у человека удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.) , при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.

Во-вторых, все, что интересно и важно для данного человека. Например, мы смотрим интересный фильм или телепередачу, и все наше внимание направлено на экран. Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями в жизни, с тем делом, которое для него важно. Учитывая то, что в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, интересные факты, интересные занятия и уроки могут привлечь внимание детей.

Кроме силы и неожиданности раздражителей, непроизвольное внимание может быть вызвано и их контрастом. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание.

Педагоги часто пользуются этими переходами как средством овладения вниманием учащихся. Если педагог вдруг снизит силу голоса или же замолчит на минуту - это невольно обратит на себя внимание слушателей.

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимания на запах пищи, звон посуды, вид тарелки с едой.

Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие - оторваться от интересной книги или другого занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе цель и прилагает усилия для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он старается (сам, по своей доброй воле) их осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.

Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания школьников: - осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

  • интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным
  • постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания
  • словесный отчет, что сделано и что еще нужно сделать
  • определенная организация деятельности.

Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроиз-вольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы ученику запомнить какие-либо сведения на уроке природоведения, естествознания, надо постоянно удерживать на них свое внимание. Однако процесс познания становится для школьника столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем, все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности, и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное, или послепроизвольное (постпроизвольное) .

Цель проекта:

  • развитие памяти и внимания у воспитанников

Повысить педагогическую грамотность родителей в использовании дидак-тических игр на развитие внимания и памяти.

Задачи:

  1. Убедить родителей в необходимости развития у детей таких психических процессов, как внимание и память.
  2. Создать картотеку дидактических игр;
  3. Изготовить дидактические игры;
  4. Провести дидактические игры с детьми (в течение года) в различных видах деятельности.
  5. . Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды (внимание) .
  6. Развивать произвольную память, опираясь на средства облегчающие процесс запоминания.

Сроки проведения проекта:

Долгосрочный январь – май 2015 года.

Тип проекта:

Познавательно – исследовательский.

Вид проекта:

Фронтальный.

Предполагаемый результат:

К концу обучения у детей сформировано:

  1. умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды (внимание)
  2. произвольная память
  3. активное участие родителей в развитии внимания и памяти у детей.

План реализации проекта



Похожие публикации