Основными целями Школы являются. Цели общего образования Основные цели средней общеобразовательной школы

Творение человека - высшее напряжение

Всех ваших душевных сил.

Это жизненная мудрость, и мастерство,

И искусство. Дети не только и не

столько источник счастья. Дети – это счастье,

Созданное вашим трудом.

Сухомлинский В.А.

Цель современной школы сформировать гармоническую, всесторонне развитую личность. Каждый школьный возраст имеет свои особенности. Младший возраст-это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла. В юношеском возрасте повышается стремление к прекрасному, формируются идеалы, вкусы. Ребята стремятся попробовать себя во всем. Главная задача учителя и воспитателя-формировать способность и потребность вносить прекрасное в жизнь.

Человек не получает с рождения одного из главных средств жизни-нравственности. Добыть ее из самого себя, вне общества, невозможно. В человеке есть потребность в добре. В себе самом чувствует человек тягу к людям, нужду в безопасности – Мы.

Коллектив педагогов, детей и родителей МОУ СОШ №5 г. Солнечногорска ориентирован в своем настоящем и будущем на организацию духовно-нравственного воспитания. Нас объединяет стремление воспитать в наших детях гуманистическое ценностное отношение к миру, к другим людям, к самому себе. При этом мы осознаем и призываем других осознать реальную сегодня опасность формирования антиценностных отношений личности к важнейшим сферам бытия.

ЦЕННОСТНОЕ И АНТИЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К МИРУ, К ЛЮДЯМ, К САМОМУ СЕБЕ.

Объекты отношения (ценности)

В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели роста)

В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса)

Отношение к миру

Семья

Уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

Социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни

Отечество

Гражданственность, патриотизм

Обывательство и социальное иждивенчество

Земля

Любовь к природе, бережное отношение к её богатствам

Потребительское отношение к природе и к её богатствам

Мир

Миротворчество и неприятие насилия

Милитаризм

Труд

Трудолюбие, стремление к творчеству

Лень

Культура

Интеллигентность

Бескультурье, хамство и вандализм

Знания

Любознательность

Невежество

Отношение к другим людям

Человек как таковой (такой же, как Я сам)

Гуманность

Жестокость

Человек как Другой как Альтер - Эго (не Я)

Альтруизм

Эгоизм

Человек как Иной (не такой, как Я)

Толерантность

Ксенофобия, национализм, расизм

Отношение к самому себе

Я - телесное

Забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

Пристрастие к вредным привычкам, негативизм по отношению к собственному здоровью

Я-душевное

Самоприятие и душевное здоровье

Недоверие к своей самости, комплекс неполноценности

Я-духовное

Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

Несвобода личности, превращение её в социальную пешку

В системе гражданского и нравственного воспитания производится целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию школьников. Это обеспечивает развитие личности школьника посредством самовыражения, самоопределения.

Принципы духовно-нравственного воспитания.:

1.Духовно-нравственное воспитание ставит перед учителем и воспитателем задачи передачи школьникам знаний о духовно-нравственной культуре России как средстве формирования базовой культуры личности.

2.Изучение отечественного историко-педагогического наследия показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить школьников через знакомые для них образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и касивому. Прекрасное побуждает доброе. Умение детей видеть и равняться на прекрасное пробуждает в них нравственные качества-доброты, сочуствия, заботы о красивом мире.

3.Использование исторического опыта защиты Отечества.

4.Соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям школьника.

5.Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.

Задачи:

1.Формирование и систематизация нравственных представлений и ориентиров школьников.

2.Обобщение учащимися в процессе освоения программы знаний о человеке и человеческих ценностях, правилах культуры человека.

3.Сохранение духовного наследия старшего поколения.

4.Формирование, закрепление и развитие интереса к историческим событиям родной страны, края.

5.Развитие творческих способностей.

6.Формирование у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества.

7. Воспитание гражданского сознания.

8.Формирование патриотических чувств и сознания учеников на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

В системе гражданского и нравственного воспитания производится целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию. Это обеспечивает развитие личности школьника посредством самовыражения, самоопределения.

Приоритетные направления:

1.Организация внешкольной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию. НА наш взгляд, в патриотизме дело не только в гордости, но в ином гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа-великодушии как способности души вместить весь мир, как он есть и быть недовольным в этом мире только самим собой…Великодушие – это свобода и власть распоряжаться собой и своими намерениями, потому что ничто другое нам не принадлежит. В великодушии нет бессилия, патриотизм великодушия ничего не делит, он вспричастен, радуется, гордится светлым и страдает, мучается темным. Патриотическое воспитание должно быть диверсифицированным: не только военно-патриотическое, но и художественно-патриотическое, научно-патриотическое.

2.Дифференцированный подход в обучении и воспитании.

3.Развитие творческих способностей личности.

4.Развитие эстетических способностей.

Достижение высоких результатов в обучении и воспитании, развитие интересов и способностей ребенка зависит от непрерывности и преемственности всех направлений образовательного процесса. Без духовно-нравственного воспитания не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимания своего долга и уважения к закону. В основу берутся направления:

Воспитание преданности Родине

Формирование уважения к труду

Воспитание гуманного отношения к окружающим людям

Воспитание гражданского сознания

Основные направления работы:

1.Приобщение к культурным, трудовым, боевым традициям народа.

2.Проектно-исследовательская деятельность.

3.Мероприятия в рамках предмета Духовное Краеведение Подмосковья.

Изучение общества, человека, культуры в содержании общего образования в настоящее время осуществляется в комплексе социально-гуманитарных дисциплин. Христианская культура России обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Прежде всего – это сфера духовной жизни общества. Большая часть национального, культурного наследия страны, выраженного в материальной культуре российского народа исторические знания, материальные памятники истории и искусства принадлежат христианской культуре и несет ее отпечаток.

4.Создание информационного пространства школы. Написание учащимися совместно с учителями презентаций,сайтов,прграмм по своей исследовательской деятельности в рамках компьютерной поддержки уроков, создание энциклопедии проектов «Моей школе 70».,фотоальбомов ко дню космонавтики «Наша вселенная»,поддержка работы школьного сайта.

Правовой базой для составления программы являются

Конвенция ООН о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Закон РФ « Об образовании» о «Преподавании религиозно-познавательных, религиозно-философских дисциплин».

Целевая аудитория – учащиеся 1-11 классов.

Проводимые мероприятия:

Проведение лекций и классных часов.

Организация экскурсий.

Организация и проведение часов общения, библиотечных часов с участием ветеранов армии и флота ВОВ.

Посещение тематических выставок в школьной библиотеке.

Тематические литературные гостиные.

Организация мероприятий, посвященных битве под Москвой, Дню защитника Отечества, Дню Победы.

Участие в акции «Ветеран живет рядом».

Участие в различных творческих конкурсах и выставках.

Написание исследовательских проектов, сочинений, эссе.

Работа в классах по программе «Православная культура», «Духовное Краеведение Подмосковья».

В ходе данной работы есть определенные результаты:

В рамках школьной программы проводятся уроки в младших и старших классах по «Православной культуре» и «Духовному Краеведению Подмосковья», с проведением выставок, экскурсий в храмы, экскурсий в древние русские города, являющиеся историческими и культурными центрами: Владимир, Суздаль, Ярослав, Углич, Псков.

Участие с учениками 8х классов в Солнечногорских Рождественских образовательных чтениях.

Участие в конкурсной программе «Доброе Древо» «Солнечногорская семья», в которой ученик 4 «б» класса Шаврин Денис занял призовое место в областном туре в номинации «Память поколений» за книгу «История моего рода».

Участие в исследовательском проекте «Духовность через прекрасное», в котором наши ученики заняли первые призовые места на районном туре конкурса.

Участие в первом региональном конкурсе образовательных проектов, посвященном вопросам социальной адаптации мигрантов средствами образования «Московская область-территория мира и согласия».

Участие в Московском областном конкурсе творческих работ учащихся «Права человека-глазами ребенка», где наши учащиеся занимают призовые места на районных и областных турах.

Ежегодное участие в Открытой интеллектуально-познавательной игре городского поселения Солнечногорск Брейн-ринг, посвященной Вов, где в прошлом году команда наших учащихся вышла победительницей.

Сотрудничество с Методическим кабинетом «В помощь учителю духовной культуры»

Ежегодное участие в проекте «Святые защитники Руси», в котором наши ученики не раз занимали призовые места.о

Ожидаемые результаты:

Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

Формирование стойкой патриотической позиции.

Формирование целостной,научно обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Воспитание потребности в духовном обогащении.

В ходе выполнения программы по духовно-нравственному воспитанию у ребят развивается умение работать в коллективе, навыки мероприятий, раскрываются творческие

способности.Однако ожидаемым конечным результатом должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности будущего гражданина России.

Список испольуемой литературы:

1.Платонов С. Ф. Лекции по русской истории/С.Ф.Платонов.-10 изд.,пересмотр и испр..- СПб: «Кристалл»,1988.-838 с.

2.История русской культуры.-М.:Эксмо,2006.-832с.

3.Писарева Д. И. Влияние искусства на воспитание//Избр.пед.высказывания.М.,1938.-70с.

4.Шелгунов Н. И.Письма о воспитании//Избр. Пед. Соч.М.1954.159с.5

5.Закон об образовании- М., « Издательство ЭЛИТ»,2005.-160с.


Если мы сегодня будем учить так,
как учили вчера, мы украдем у наших
детей завтра
Джон Дьюи
государственным стандартом,

раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного,
патриотически настроенного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном мире. Для выполнения этих задач мы руководствуемся
который предъявляет
Федеральным
определенные требования к результатам, структуре и условиям освоения
основной образовательной программы учениками начальной школы с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей. Учебная деятельность –
процесс самоизменения человека, результатом которого являются
приобретенные им знания, умения и способности. В концепции ФГОС нового
поколения подчеркивается мысль о том, что учащиеся «должны научиться
самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать
приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного
процесса».
Формировать основы умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе нам помогают
универсальные учебные подходы – универсальные учебные действия (УУД).
УУД – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его
способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию
этого процесса. Основная педагогическая задача на этом этапе – создание и
организация условий, инициирующих действия учеников.
В соответствии с ФГОС, в программе обучения представлены 4 вида УУД:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, которые,
собственно, должны обеспечить ключевую компетенцию учащихся – умение
учиться, см. схему:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-
смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. В программу формирования личностных УУД входят
самоопределение
самоидентификация,
самоуважения, и самооценка).
(внутренняя позиция школьника,
Регулятивные универсальные учебные действия
обучающимся организацию своей учебной деятельности:
деятельностью,
самостоятельностиь.
обеспечивают
управление своей
ее контроль и коррекция, проявление инициативы и
компетентность,
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-
познавательную
учебно-познавательной
деятельности и направлены на стремление к познанию. Это работа с информацией,
работа с учебными моделями, использование общих схем решения, выполнение
логических операций:
анализа,
классификации,
установление аналогий, подведение под понятие.
организацию
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению
или деятельности; развивают умение слушать и слышать, вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, способность интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Сравнения,
обобщения,
Как мы это делаем можно увидеть в таблице:

УУД – проектная деятельность.
Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа
деятельности. Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки
меня – и я научусь – эта китайская пословица точно характеризует такой вид
учебной деятельности как учебно-исследовательская и проектная деятельности.
Главная особенность учебно-исследовательской и проектной деятельности –
возможность активизировать учебную деятельность детей,
придав ей
исследовательский, творческий характер и связана эта деятельность в большей
степени с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения
практических задач.
Работая над изысканием, проектом, ученики приобретают социальный опыт,
получают возможность саморазвития, расширяют кругозор, делают самостоятельно
пусть маленькие, но открытия, расширяется их познавательная сфера, повышается
интерес к знаниям, и таким образом успешнее развиваются, а этого мы с вами и
добиваемся.
Положительным результатом исследовательских, проектных работ является
развитие умения слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме
формулировать и оценивать познавательные вопросы, что для ребят, погруженных
в компьютер, в виртуальное общение очень и очень важно. Здесь же они проявляют
самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных
способностей; стараются творчески работать в сотрудничестве с другими людьми;
смело и твёрдо защищать свои убеждения; критически оценивать и понимать
собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их
последствия.

Процесс проектирования и исследований проходит несколько стадий. В учебной
деятельности используется проектная задача, которая носит групповой характер.
Работа ведется в несколько этапов.
1 этап. Постановка цели и задачи (мотивационный). Ход этапа:
1. Создание мотивации учащихся на деятельность. Перевод проблемы в задачу.
2. Определение замысла проектной задачи. Помогаем сформулировать цель и
проблему проекта.
распределением обязанностей.
поставленных целей задач.
3. Планирование деятельности по решению поставленной цели с
Организация поиска учащимися оптимального способа достижения
4. Наблюдение и контроль.
5. Консультация учащихся.
Во время работы над проектом учащиеся вживаются в ситуацию, осуществляют
уточнение целей и задач, объединяются в группы. У них формируется внутренняя
позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы (личностные УУД). Учащиеся овладевают всеми типами
учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая
способность принимать и сохранять учебные цель и задачу в ходе работы,
планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия
(регулятивные УУД). Учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием
моделирования
Учащиеся приобретают умения
организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации, оценивать и точно выражать свои мысли (коммуникативные УУД).
(познавательные УУД).
2 этап. Выполнение заданий (деятельностный). Его цели и задачи:
1. Реализация замысла проектной задачи (темы, целей, конечного продукта).
Сохранение учебной мотивации учащихся на деятельность.
2. Анализ полученного результата. Учитель оказывает консультативную помощь
в создании «продукта». Фиксация всех идей.
3. Наблюдение и контроль.
4.Ребята получают задания, распределяют роли в группах, работают над
решением поставленной задачи. Развиваются личностные УУД – формирование
мотивации учебной деятельности,
развитие
познавательных интересов, чувства взаимопомощи;

формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию
своей работы, на умение планировать деятельность и действовать по плану, на
умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия и
коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение,
аргументировать своё предложение, убеждать, понимать позицию других людей,
уступать им.
личной ответственности,
регулятивные УУД
4. Заполнение оценочного листа.
3 этап. Представление результатов (рефлексивно-оценочный). На данном этапе
оказывается практическая помощь учителя или родителей (по необходимости).
Учащиеся представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам),
осуществляется рефлексия. Развиваются личностные УУД – самоопределение,
действия нравственно этического характера; регулятивные УУД – учащиеся учатся
определению последовательности высказываний с учётом конечного результата;

самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом
этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда
даже в ущерб методике, – иначе исследование может постепенно превратиться в
обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных
учебных этапов.
Ребята охотно высказывают массу гипотез, предлагают разные варианты
объяснения увиденного. К такого рода поиску ребят надо подготовить. И поможет в
этом организация работы над исследовательским проектом, а правильно
оформленный проект будет результатом исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество
универсальных учебных действий:
 проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей
деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
 кооперативные:
взаимодействие с участниками проекта,
оказание
взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
 коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог,
задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
 экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого
оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно
эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров,
осмысление полученных результатов.
 рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и
промежуточных результатов), осуществление самооценки.
 презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор
различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи,
ответы на незапланированные вопросы.
Как работать над исследовательским проектом? Тема выбирается задолго до
оформления и защиты. Она должна быть интересной ученику и актуальной для
местности, в которой он проживает. «Ребёнка нужно учить осознавать цель,
которую он должен достичь, с первых дней пребывания в школе». (Н.Ф. Талызина).
Именно вопрос, который заинтересовал ученика, может стать отправной точкой в
исследовании или в разработке проекта. Ход работы:
 Поиск решения проблемы
 Подбор материалов, инструментов (выбор материалов делается каждым
учеником самостоятельно, а контроль над соблюдением техники безопасности (если
надо) ведет один человек, назначенный ребятами).
 Изготовление проекта (на этом этапе главным становится формирование
сплоченности между ребятами, их умение слушать друг друга, развитие
взаимопомощи и взаимовыручки).
 Защита, обоснование проекта (продумывается уже в процессе выполнения
работы и производится по желанию учащихся). В ходе презентации результата
проекта ребята могут воспользоваться схемой.
 Защита, обоснование проекта продумывается ещё в процессе выполнения
работы и производится по желанию учащихся.
В младших классах часто используются информационные исследовательские
проекты, которые предполагают самостоятельный поиск необходимой информации
(в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), в этом случае
учащиеся учатся структурированию информации, выделению главного. Часто поиск

недостающей информации ребята находят вместе с родителями, что тоже важно в
воспитательных целях.
Исследовательская, проектная деятельность имеет свои «плюсы» и «минусы»,
здесь главное не переборщить, отказавшись от других видов познавательной
деятельности, например, наблюдение за демонстрациями учителя, самостоятельная
работа с учебником, просмотр учебных фильмов, беседа и др. Учитель, должен
стремиться к тому, чтобы на основе заданных им условий, ориентиров,
фактического материала, результатов наблюдения учащиеся смогли бы
самостоятельно описывать объекты или явления, в том числе формулировать
определения и строить рассказы (действия 1-го уровня сложности); объяснять
объекты и явления, в том числе формулировать законы, свойства (действия 2-го
уровня сложности); формулировать принципы, правила и применять их на практике
(действия 3-го уровня сложности). Навыки действий первого уровня сложности
вырабатываются у обучающихся довольно быстро при регулярном повторении
требуемых действий. Но при формировании таких навыков недостаточно просто
добиться от учащихся запоминания последовательности действий при описании
объекта или явления или механизма сбора информации – необходимо научить
учащихся максимально полно использовать эту информацию в различных
ситуациях.
Второй уровень сложности требует уже от учащихся не только обширных знаний
по предмету, но и умения сопоставлять факты, выводить на основании этих фактов
закономерности, выделять причинно-следственные связи. При этом развивается
наблюдательность, логическое мышление, способность самостоятельно ставить
вопросы и находить на них ответы. А главное – система действий, направленная на
развитие таких навыков, развивает интерес учащегося к предмету, к науке,
позволяет почувствовать себя исследователем, способным самостоятельно ответить
на вопросы «Где?» и «Почему?»
Третий уровень умений и навыков доступен отнюдь не всем детям. Чтобы
добиться от учащихся подобного способа мышления недостаточно одной только,
даже самой профессиональной, деятельности учителя, необходимы также
значительные способности, серьезная личная заинтересованность учащегося и
увлеченность предметом, выходящая за рамки обычной любознательности. Но
стремиться к этому нужно и добиться этого возможно – это должен осознавать
каждый учитель. Главным результатом обучения и развития детей должно стать
укрепление в каждом ребёнке веры в себя, в свои возможности познавать и
преображать мир.

Цели образования Школы Жизни проистекают, с одной стороны, из высших гуманных идеалов цивилизованного об­щества, с другой же - из теории гуманно-личностного под­хода к детям, из понимания сути образования в контексте тео­рии. Наивысшим постулатом этих идеалов принимается заповедь из "Нового Завета": "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (От Матфея Святое Благовествование ) , то есть человеку предлагается совершенствовать себя до той степени, чтобы стать Богочеловеком.

На пути достижения этой высочайшей цели человечеству приходится поколения за поколениями, шаг за шагом пре­одолевать трудности восхождения по скалистой лестнице ду­ховности, нравственности, образованности. Не обходится и без срывов и падений.

Полоса технократической эпохи, эпохи погони за матери­альными благами ознаменовалась снижением духовности, высокой нравственности, обесцениванием высших идеалов. Эта эпоха исказила облик человека. Человек стал хотя интел­лектуально мощным, но духовно бедным. Заботы его больше замкнулись на личном благополучии, и в меньшей степени обращены они на всеобщие блага, на духовные запросы. Эта эпоха технократии низвела высочайшие цели образования до эгоистических и грубоматериалистических запросов: воору­жить молодое поколение прочными знаниями основ наук, дать им возможность "пробиваться" в жизни и преуспеть в накоплении благ технократической цивилизации. Процесс обучения вытеснил из школы целостный образовательный процесс. Педагогическая наука этой эпохи универсализировала принцип авторитаризма в педагогическом процессе, ув­леклась разработкой проблем дидактики (процесса обучения) и созданием отдельных дидактических систем с усиленными возможностями развития интеллекта. Такие цели школы, как становление нравственной и духовной, свободной и творче­ской личности, хотя и провозглашались, но в качестве при­датка и результата обучения.

На грани двух эпох - изжившей себя и уходящей эпохи технократизма и наступающей эпохи Сердца и Духовности - воз­рождаются высочайшие духовные и нравственные ценности, происходит переоценка ценностей, ведётся обновление образо­вательной сферы в сторону духовности, гуманизации и гумани­таризации, поиска систем по развитию личности . Этот период стыка эпох, - когда уходящая эпоха не хочет уходить и чувствует в себе силы, а наступающая ещё не успела набрать си­лы, - сложен и противоречив. Всё это оказывает влияние на обновляющее движение в образовательной сфере, оно отра­зилось и в определении целей, задач и содержания Школы Жизни.



При определении целей и задач Школы Жизни учитыва­ется, что начальная ступень образования есть составная часть всей образовательной цепи и первоначальное в ней звено. Поэтому, с одной стороны, она должна брать на се­бя ответственность заложить основы для успешного осуще­ствления целей и задач единого образовательного процесса на последующих ступенях, с другой же - ставить перед со­бой свои собственные цели и задачи, с пользой разрешае­мые на этом этапе и при данных свойствах возраста. Одна­ко строгое отмежевание целей и задач Школы Жизни от це­лей и задач последующих ступеней школы практически не­возможно.

В системе целей и задач Школы Жизни выдвигается основная цель как стержень всего образовательного процесса и подчинённые и сопутствующие ей цели и задачи.

Основная цель отвечает на вопрос: к образованию и вос­питанию какого человека стремится школа? Исходя из уже сказанного в начале данного раздела, в качестве основной цели, которой должна следовать школа в целом, личностно-гуманная педагогика рисует перед собой облик Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина . Нет необходимости давать толкование сути Благородного Че­ловека, ибо вековые идеалы общества в сознании людей ри­суют многогранную картину благородных граждан. Какие бы качества Благородного Человека ни вкладывал учитель в это понятие, он не сможет сбиться с толку (как это могло про­изойти в отношении иных понятий, вроде "Новый Чело­век"). И родителям понятен смысл Благородного Человека, ибо в нём родительский идеал прослеживается более ярко, чем в таких понятиях, как "Хороший человек", "Воспитан­ный человек", "Образованный человек".

Школа Жизни служит осуществлению этой основной це­ли. Смысл, сущность её работы, заключается в том, чтобы всеми своими образовательными средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в Ребёнке Благородного Человека путём выявления его личностных качеств .

* Облагораживание души и сердца Ребёнка.

* Развитие и становление познавательных сил Ребёнка.

* Обеспечение творческого присвоения Ребёнком расширен­ного и углублённого объёма знаний и умений с определён­ными характеристиками.

Ниже без дополнительных толкований приводится общая картина, общая схема системы целей Школы Жизни со схе­матическим изложением их содержания.

Основная цель Школы Жизни: Способствовать ста­новлению, развитию, воспитанию в Ребёнке Благо­родного Человека путём раскрытия его личностных качеств .

Цель: Облагораживание души и сердца Ребёнка

* привлекательность блага, творение добрых дел;

* расширение сознания;

* добро-, чутко-, ясномыслие;

* ответственность за свои мысли и поступки;

* творчество;

* постижение красоты;

* долг, ответственность, забота;

* оценка и переживание явлений жизни;

* любовь, сострадание, сорадость, сопереживание, милосердие, желание радовать людей, помогать им;

* бережливость, бережное отношение;

* преодоление страха, бесстрашие, смелость; » вежливость, уступчивость, стыдливость;

* понимание без слов;

* озабоченность;

* стремление к самопознанию, самовоспитанию; » духовная жизнь, интерес к духовной жизни, стремление к обогащению духовной жизни;

* интерес к философствованию, стремление объяснять, понимать природу, жизнь, мироздание, беспредельность;

* интерес к религиям;

* осознание Родины, своей национальности;

* воля, волевые усилия, упорство;

* мысли и дела по совершенствованию условий жизни

для себя и для других;

* радость, удовлетворение;

* спокойствие, тишина;

* общение, роскошь общения, разговор;

* общественная деятельность;

* сердце, сердечность, честность, искренность;

* совесть.

Цель: Развитие и становление познавательных сил Ребенка

* наблюдательность, внимательность, догадливость, схватывание;

* сообразительность, догадка, открытие;

* высказывание, описание - точное, ясное;

* умение слушать, понимать, внимать, спрашивать;

* построение суждений, пользование логикой и доказательствами;

* способы теоретического и эмпирического мышления и обобщения;

* осознание цели и построение плана деятельности;

* стремление к познавательным трудностям;

* стремление к глубине осознания, умение докопаться;

* интерес и сила воли, усердие;

* запоминание и воспроизведение;

* образность;

* стремление к новому;

* смелость высказывания, полёт мысли;

* самостоятельность;

* сотрудничество;

* обдумывание и постановка познавательных вопросов;

* поиск источников знаний;

совершенствование, обогащение мотивов познавательной

деятельности;

* красота познавательного процесса, поиска,

* радость познания;

* любовь к знаниям, стремление знать больше;

* ответственность за знания;

* освоение способов познавательной деятельности;

Цель: Обеспечение творческого присвоения Ребёнком расши­ренного и углублённого объёма знаний и умений соответствую­щего качества* .

Первое качество

Знания являются личностным достоянием Ребёнка; через них и на их основе он создаёт в себе свою личностную пози­цию, личностные ориентации, точку зрения, мировоззрение; выражает и утверждает себя посредством осуществления раз­ных видов деятельности.

Второе качество

Знания помогают Ребёнку углубляться в жизнь, в жизнен­ные явления, объяснять их себе и другим, осознавать причи­ны и последствия иных жизненных явлений; знания призы­вают его заботиться об улучшении жизни, предостерегают его от последствий необдуманных действий и высказываний.

Третье качество

Знания расширяют сознание Ребёнка, помогают ему ос­мысливать явления природы, думать о строении Вселенной, о Беспредельности, о назначении человека в жизни, о своей миссии в жизни, о своём долге перед Землёй и человечест­вом, перед Космосом. Знания расширяют и обогащают ду­ховную жизнь Ребёнка.

Четвертое качество

Присвоенные знания наделяются силой магнитного при­тяжения других знаний, стремлением к более углублённым знаниям, поискам, открытиям; новые знания способны при­давать ясность уже присвоенным, приводить их в новый по­рядок, рождать внутри Ребёнка духовные знания, вызывать интуицию, постижение, схватывание, эврику.

Пятое качество

Объём, глубина, открытость знаний и личностная устрем­лённость к дальнейшему их углублению и совершенствованию служат базой для успешного присвоения Ребёнком цикла зна­ний последующего этапа образования.

Школа Жизни в качестве основы целей образования про­возглашает общечеловеческие ценности, но ведёт Ребёнка к этим ценностям через постижение общечеловеческих ценностей своего народа, своей нации, своей страны, своей Родины . Она воспитывает и развивает в Ребёнке Дух народа, страны, на­ции, к которой он принадлежит, и через него приобщает его к Духу Планетарному. Эта важнейшая особенность целей Школы Жизни облекается понятием Любовь к Родине . Лю­бовь к человечеству вмещает в себя любовь к Родине, любовь к своему народу. Не без причины рождается человек в опре­делённой стране и принадлежит определённому народу. Эта принадлежность таит в себе и долг перед Родиной, и условия служения своей миссии. Особая любовь к Родине не есть чувство узкое и несовершенное. А несовершенство дел на Родине не уменьшает устремлённость к ней. Люди нередко отвергают Родину вследствие разных привходящих обстоя­тельств. В смутах теряется достоинство человеческое. Неред­ко они произносят старую, циничную пословицу - "где хо­рошо, там и родина". Большое заблуждение в таком циниз­ме. Поистине, тот может лучше служить человечеству, кто сделает это во имя Родины. Крылья могут нести человека по всему миру. Он будет любить всё человечество, но он будет знать, что служит Родине и выполняет свой долг, свою мис­сию перед Родиной и перед человечеством. Задача воспита­ния любви к Родине, воспитания национального Духа свое­го народа должна прослеживаться в текстах и подтекстах со­держания образования, она должна сопровождать, видимо и невидимо, образовательный процесс.

Структура Школы Жизни

Школа Жизни составляет начальное или элементарное звено общеобразовательной школы. Невзирая на то, в какой форме она существует - как самостоятельная школа со сво­им административным управлением или как комплект клас­сов в общеобразовательной школе, она не теряет своей авто­номной зависимости от общеобразовательной школы хотя бы в содержании образования. Кроме того, детям, окончившим первую ступень школы, придётся продолжать образование на второй ступени, ибо этого требует государственный закон о базовом образовании.

Структура Школы Жизни вариативна .

Она может быть:

1) трёхлетняя с I, II, III классами, с началом школьной жизни с 7-8-летнего возраста;

2) четырёхлетняя с I, II, III, IV классами, с началом школьной жизни с 6-7-летнего возраста;

3) шестилетняя элементарная с I, II, III, IV, V и VI клас­сами, с началом школьной жизни с 6-7-летнего возраста.

Эти основные типы начальной (элементарной) школы, особенно четырёхлетние и шестилетние, могут иметь в каче­стве составных как по содержанию, так и организационно нулевые классы (для 5-6-летних детей) или ещё и подгото­вительные группы (для 4-5-летних детей). В таком случае возникнут еще следующие варианты:

4) пятилетняя с нулевым и I, II, III, IV классами, с нача­лом школьной жизни с 5-6-летнего возраста;

5) шестилетняя с подготовительной группой, нулевым и I, II, III и IV классами, с поступлением в школу с 4-5-летне­го возраста;

6) семилетняя с нулевым и I, II, III, IV, V и VI классами, с приёмом детей с 5-6-летнего возраста;

7) восьмилетняя с подготовительной группой, нулевым и I, II, III, IV, V и VI классами, с приёмом детей с 4-5-летне­го возраста.

К данной вариативности добавляется ещё рабочий режим школы: с обычным школьным днём, продлённым днём или полным днём. Эти особенности школьного дня вносят свою специфику в каждый вариант. Становится необходимым ла­вировать содержанием образования, количеством образова­тельных курсов и факультативов; необходимо внести измене­ния в организацию жизни детей в школе и в семье, в спосо­бах самостоятельной работы детей и т.д. В каждом конкрет­ном случае Школа Жизни с той или иной структурой и рабо­чим днём, а также с учётом местных условий требует специ­ального обдумывания, исходя из общих принципов гуманно-личностного подхода и предлагаемого содержания образова­ния. Рекомендуется создавать Школу Жизни с приёмом детей с 4- и 5-летнего возраста и с режимом полного дня.

Каждый вариант требует специфических условий и соот­ветствующей предметно-пространственной среды, а также соразмерных для детского восприятия содержания образова­ния, методов и форм педагогической деятельности. Дети, прошедшие подготовительную группу и нулевой класс, в первые классы приходят с более системным опытом в нрав­ственно-духовном развитии и познании, и они могут преем­ственно продолжать жизнь в начальных классах, не тратя времени на адаптацию к школьной жизни и на уже присво­енное в предыдущий период. Темп продвижения будет уско­рен, содержание образования будет расширено и углублено.

В Школах Жизни, в которых приём ведётся с 6-7-летне­го возраста, детям придётся адаптироваться к школьной жиз­ни, обрести первоначальное развитие и присвоить первона­чальные знания и умения. Содержание образования, естест­венно, подвергнется изменениям в соответствии с возможно­стями детей. Нельзя утверждать, что дети, прошедшие 5-6-летнюю Школу Жизни, в дальнейшем всегда будут опережать в своём духовном, нравственном и познавательном развитии детей, которые закончили трёх- или четырёхлетнюю Школу Жизни, ибо в этом возрасте ещё не исчерпан период выяв­ления скрытых возможностей и их ускоренного развития.

В Школу Жизни дети зачисляются на основе медицинско­го заключения об их физическом и умственном здоровье. Не применяется никакое тестирование для определения их готовно­сти к обучению , когда выявляются лишь внешние знания и умения вместо скрытых возможностей и уровней развитости. Тесты, фиксирующие внешние знания и умения, или даже уровни развитости детей с целью установления их готовности к обучению, несостоятельны для Школы Жизни хотя бы по той причине, что в этой школе ведущим является образова­тельный процесс, который нацелен на развитие целостной личности Ребёнка, на становление его духовной, нравственной и познавательной сфер, на воспитание в нём жизни. Тес­ты на обучаемость не могут прогнозировать возможность "образуемости". Принцип заключается в том, что, несмотря на больший объём содержания образования и повышенный уро­вень познавательной деятельности, - любой нормальный ре­бёнок, физически здоровый и умственно полноценный, даже без знания букв и умения читать, без знания простого счёта и т.д. - будет в состоянии успешно продвигаться в своём духов­ном и познавательном развитии. И дети эти ни на йоту не бу­дут отставать от детей, которых тестировали лишь на обучае­мость, а затем вовлекли в авторитарный процесс обучения.

Количество детей в подготовительной группе и нулевом классе колеблется от 8 до 14. На занятиях по иностранным языкам группа из 14 детей делится на две подгруппы. Коли­чество детей в I-IV классах колеблется от 8 до 24. В послед­нем случае на занятиях по иностранным языкам класс делит­ся на три подгруппы.

В Школе Жизни может быть несколько параллельных под­готовительных групп, нулевых и I-IV (I-VI) классов, однако с тем расчётом, чтобы в школе было не более 200 ребятишек.

В Школе Жизни допускается, чтобы Ребёнок, обнаружив­ший продвинутый уровень развитости в нравственно-духов­ном и познавательном плане, до истечения срока перешёл в следующий класс, или был принят прямо во второй класс, или, минуя какой-нибудь (II, III, IV) класс, перешёл в сле­дующий. Однако только по объёму знаний такие скачки из класса в класс в Школе Жизни не поощряются.

Допускается также, чтобы учитель (ансамбль учителей), с помощью более современных методов, ускорил нравственно-духовное и умственное развитие всех детей класса и досроч­но завершил качественное присвоение ими содержания от­дельных или всех образовательных курсов. В таких случаях возможно или целесообразное углубление содержания обра­зования отдельных (досрочно усвоенных) образовательных курсов, или сокращение сроков начальной ступени и переход на усвоение образовательных курсов последующей ступени.

Общее руководство Школой Жизни, если она самостоя­тельная, желательно осуществлять коллегиально, с помощью педагогического совета под руководством выбранного или назначенного главного попечителя . Попечитель Школы Жиз­ни осуществляет решения и рекомендации совета. Если Школа Жизни находится в составе общеобразовательной школы, то в роли попечителя может выступать заместитель директора по начальным классам, которого выбирает педаго­гический совет или назначает директор. Членами совета яв­ляются ведущие учителя Школы Жизни. Совет решает все вопросы образовательного и методического плана, обсуждает результаты своего образовательного процесса с детьми, оце­нивает творческие находки и начинания.

Каждый класс в Школе Жизни ведёт один или как мож­но меньшее количество (от двух до шести) учителей, образу­ющих группу или, скорее, педагогический ансамбль . Группа (ансамбль) составляется ведущим учителем (руководителем класса), который назначается до набора класса. Ведущий учитель (руководитель класса), по согласованию с главным попечителем, приглашает коллег для работы в классе. Они составляют ансамбль, группу единомышленников и под руко­водством ведущего учителя согласованно осуществляют обра­зовательный процесс , исходя из основных принципов и поло­жений гуманно-личностного подхода к детям. Главный учи­тель вправе поставить вопрос об отстранении от работы с классом того или иного учителя, который нарушает единство деятельности и вносит диссонанс в образовательный процесс.

В Школе Жизни имеются медицинская, коррекционная, психологическая и методическая службы.

Медицинская служба ведёт постоянное наблюдение за здо­ровьем детей, предотвращает болезни, проводит меры меди­цинской профилактики.

Коррекционная служба выявляет разные нарушения и от­клонения в функциональной деятельности детей и ведёт ин­дивидуальную и групповую коррекционную работу.

Психологическая служба: изучает психологические особен­ности и проявления характера каждого ребёнка; прогнозирует ближайшую линию развития ребёнка; измеряет зоны развития и уровни тревожности у каждого ребёнка; анализирует условия жизни и взаимоотношений ребёнка в семье, в школе, в другом окружении; составляет рекомендации для учительских групп, для родителей и для своей работы в создании вокруг ребёнка психологического комфорта. Каждый психолог Школы Жизни является задушевным другом для детей . Психологическая служба свою работу осуществляет в тесной связи с другими службами.

Методическая служба занимается разработкой познава­тельных материалов, методических вопросов, обобщает опыт работы учителей, организует курсы и семинары по повыше­нию квалификации и мастерства, проводит научно-практи­ческие конференции, создаёт родительский семинар (уни­верситет) и руководит им.

Каждая служба ведёт образовательную работу среди детей и родителей.

Цели школьного образования условно можно разделить на социальные и педагогические. Социальные цели школьного образования - это ожидаемые изменения в обществе, обусловленные реализацией педагогических целей школьного образования в необходимых масштабах. Любые педагогические цели моделируют желаемые изменения в личности - ее направленности, способностях, знаниях, умениях и навыках, личностных качествах. Реализация педагогических целей в достаточно широких масштабах может способствовать решению социальных проблем.

В наиболее общем виде социальные цели образования сформулированы в Законе «Об образовании» (ст.2 и 14), где отмечается, что образование должно способствовать развитию общества, укреплению и совершенствованию правого государства, утверждению приоритета общечеловеческих ценностей, воспроизводству и развитию кадрового потенциала общества, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, самоопределению личности, созданию условий для ее самореализации, свободного развития.

В законе указаны качества личности, на формирование которых должна быть ориентирована система образования, - гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье. Образование должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний. Подчеркивается, что образование должно быть общедоступным и что основное общее образование является обязательным.

В самом общем виде можно сказать, что социальные цели современного школьного образования заключаются в развитии свободной личности, способной к созданию демократического общества и к жизни в условиях такого общества. Социальные цели образования могут быть конкретизированы на уровне региона и учебного заведения. На этом уровне они будут отражать ожидания не только общества в целом, но и его отдельных социальных институтов.

В программе развития образовательной системы Санкт-Петербурга «Петербургская школа - 2000» отмечается, что Санкт-Петербург хочет видеть выпускника школы:

человеком, уважающим права и основные свободы человека;

человеком, сознательно и ответственно относящимся к своей жизни и здоровью;

человеком, достаточно образованным для достижения личного и семейного благополучия и успеха;

человеком с высоким гражданским сознанием;

человеком, способным к сотрудничеству с другими людьми, уважающим права граждан, терпимым и внимательным к чужому мнению;

человеком, стремящимся стать мастером своего дела;

человеком с широким кругом культурных потребностей;

человеком, воспринимающим природу как жизненную ценность.

Формирование изложенной системы ценностей возможно при условии воспитания у учащихся таких личностных качеств, которые обеспечивали бы адекватность их социального поведения новой общественной ситуации. К числу таких качеств относятся способность к выбору, готовность к ответственности, готовность к сотрудничеству, ориентация на нравственную оценку и самооценку. Способность к выбору относится и к формированию мировоззренческой позиции учащихся, их политических взглядов, а также эстетических вкусов. Цель школьного образования заключается в том, чтобы обеспечить возможность осознанного и свободного выбора учащимися своей идейной позиции, ограничив эту свободу одним критерием - ориентацией на общепринятые нравственные ценности.

Педагогические цели образования отражают его возможности в развитии тех качеств личности, которые имеют наиболее важное значение для ее саморазвития, для становления личности в качестве субъекта различных видов деятельности, иначе говоря, для развития ее способности к целеполаганию и целереализации в различных сферах деятельности.

Как общая цель школьного образования рассматривается формирование образованности учащихся. Педагогические цели школьного образования взаимосвязаны с целями других направлений педагогической деятельности - целями дополнительного образования (включая самообразование) и целями организации социальной деятельности школьников.

Основным педагогическим условием реализации социальных целей образования является достижение учащимися уровня образованности, обеспечивающего высокий уровень их социальной активности, способность к саморазвитию и реальную возможность продолжения образования. Иными словами, главная педагогическая цель школьного образования заключается в воспитании образованного петербуржца. Эта цель предполагает, что все выпускники средней школы должны достичь уровня элементарной грамотности, функциональной грамотности, общекультурной компетентности. Школа должна также обеспечить возможность достижения уровня допрофессиональной и методологической компетентности в интересующих учащихся образовательных областях.

Проблемы осуществления социально - культурной деятельности школьных образовательных учреждениях.

Российская система образования, стройная и эффективная, по праву считается одной из лучших в мире. Но при этом в российской школе существует целый ряд недостатков:

Обилие методик и технологий, несогласованность использования учебных программ и учебных пособий (в стенах одного учреждения начальная школа обучается по учебнику и программе одного автора, а в старших классах используются другие пособия и учебные планы, следствием чего являются разногласия педагогов начальной школы и среднего звена, возникает необходимость корректировать работу, что требует временных и интеллектуальных затрат);

Низкий уровень обеспечения развивающей среды:

Отсутствие эстетики в оформлении интерьера («казенная» обстановка, отсутствие достойного ремонта и уюта школьных помещений),

Негибкое функциональное использование пространства, отсутствие специальных помещений или зон для игр и отдыха, что не позволяет создать условия для гармоничного развития ребенка и его эмоционального благополучия и не дает ему возможность свободно себя чувствовать, вступать в общение со сверстниками и с детьми других возрастных групп,

Отсутствие в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей (например, «уголки уединения»),

Нерациональное или недостаточное использование школьного участка, позволяющего разнообразить формы социально - культурной работы с детьми.

Некомпетентность педагогического коллектива и другого персонала:

Невнимание педагога к детям во время перемены (как следствие - разрозненность детей, травмоопасные игры и пр.),

Отсутствие взаимопонимания взрослых и детей (недоверие к детям, нежелание видеть в них самостоятельность и ответственность),

Невнимание к созданию положительного психологического климата, дружеской атмосферы в детском коллективе, к возникающим конфликтам,

Отсутствие (зачастую) нацеленности на доверительные, дружеские отношения с детьми,

Отсутствие момента формирования учебной мотивации, интереса к учебе и творческой деятельности,

Отсутствие профориентационной работы.

Недостаточное взаимодействие школы, семьи и досуговых учреждений.

Российская школа пережила целый ряд этапов своего развития, и в итоге этого долгого эволюционного процесса российская образовательная система стала одной из лучших.

Школа, как один из основных социально-культурных и воспитательных институтов, проводит в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить и работать.

Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов ребят, создает возможности для реализации или активизации в сферах общения и игры. Игра подготавливает психику к функционированию в сложном мире человеческого общения и деятельности и формирует стратегическое поведение людей. Ее особая привлекательность состоит в том, что она позволяет действовать в ситуации риска, неопределенности, свободы выбора.

Цели современного школьного образования условно можно разделить на социальные и педагогические. Социальные цели школьного образования заключаются в развитии свободной личности, способной к созданию демократического общества и к жизни в условиях такого общества. Главная педагогическая цель школьного образования заключается в воспитании образованного человека, что предполагает, что все выпускники средней школы должны достичь уровня элементарной грамотности, функциональной грамотности, общекультурной компетентности. Школа должна также обеспечить возможность достижения уровня допрофессиональной и методологической компетентности в интересующих учащихся образовательных областях.

Но, несмотря на общепризнанное высокое качество российского образования, в российской школе существует целый ряд недостатков:

обилие методик и технологий, но при этом - несогласованность использования учебных программ и учебных пособий;

низкий уровень обеспечения развивающей среды;

некомпетентность педагогического коллектива и другого персонала;

отсутствие взаимодействия школы, семьи и досуговых учреждений.

Создание условий для реализации каждым ребенком права на получение образования с учетом его склонностей и возможностей на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья;

Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоение обязательного минимума содержания образовательных программ;

Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

Подготовка выпускника конкурентно способного на рынке труда;

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни;

Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Характеристики организации сточки зрения масштабов производства, уровня специализации.

1а – 27 уч. 5а – 27 уч. 10а – 24уч.

1б – 26уч. 5б – 27 уч. 10б – 16 уч.

1в – 24 уч. 5в – 29 уч. 11а – 18 уч.

1г – 19 уч. 6а – 26 уч. 11б – 21 уч.

2а – 24 уч. 6б – 29 уч. 10-11 – 79 уч.

2б – 24 уч. 6в – 13 уч. кл.

2в – 27 уч. 7а – 29 уч.

3а – 28 уч. 7б – 26 уч.

3б – 27 уч. 7в – 10 уч.

4а – 29 уч. 8а – 31 уч.

4б – 27 уч. 8б – 31 уч.

4в – 22 уч. 9а – 26 уч.

1-4 – 304 уч. 9б – 28 уч.

кл. 9в – 15 уч.

5-9 – 347 уч.

ВСЕГО в школе обучается 730 учащихся , из них на дому – 2 ученика , по специальной коррекционной программе VII вида – 47 учеников , VIII вида – 5 учеников .

Структура внутришкольного управления

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и типовым положением «Об образовательном учреждении РФ» и на принципах демократичности, открытости, приоритета человеческих ценностей, свободного развития личности, на основе принципов самоуправления коллектива и единоначалия.

Директор школы осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с ее Уставом и законодательством РФ совместно с Управляющим советом школы (далее УС школы) определяет стратегию, цели и задачи развития школы, принимает решение о программном планировании ее работы.

Педагогический совет является постоянно действующим органом управления школы для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса, созывается не реже одного раза в четверть. Его решения являются рекомендательными для педагогического коллектива. Решения, утвержденные приказом по школе, являются обязательными для исполнения.

Административный совет состоит из трех заместителей директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по АХР. Обязанности между членами администрации определяются приказом по школе.

Виды, формы и периодичность внутришкольного контроля.

Для отслеживания процесса обучения и воспитания учащихся администрация школы сочетает различные формы контроля, отдавая предпочтение тем из них, которые дают максимально высокий результат, как, например, коллективные формы контроля. (Пример: классно-обобщающий контроль уже в конце I месяца занятий). В связи с тем, что пятиклассники переходя на предметное обучение, испытывают затруднения при общении с гораздо большим количеством учителей, чем в начальной школе, в целях сближения и адаптации учеников и учителей в этой параллели и проводим названную форму контроля, задействовав в ней всех учителей, работающих в параллели, школьного психолога, библиотекаря, воспитателей ГПД и, наконец, всех членов школьном администрации. Оценивая знания и умения учащихся на данном этапе, сравниваем их с прежними, с требованиями программ, или с теми результатами, которых мы ожидали. Если результаты классно-обобщающего контроля настораживают своей неординарностью, то мы прибе­гаем к плановому административному контролю: это и контрольные срезы по итогам четверти, полугодия и года по определенным предметам, и переводные экзамены.

Коллективные формы контроля и плановый административный контроль проводим при изучении новых технологий обучения.

В целях избежания формально-объективном оценки деятельности отдельных учителей и педагогического коллектива в целом, используем еще одну форму контроля - взаимоконтроль и методическое наставничество. К этой форме контроля постоянно прибегаем в период подготовки к аттестации.

Если в школе возникает какая-то "нештатная" ситуация, когда отдельные педагоги или классный коллектив на этом этапе нуждаются в жестком административном контроле, мы вынуждены прибегать (крайне редко) к, так называемому, стихийному административному контролю, целью которого является выявление и ликвидация причин и следствий, повлекших за собой возникновение данной ситуации,

Контроль проводим планово, целенаправленно. От целей контроля зависят его объем, частота, качество, виды, методы, формы.

Если ведем проверку воспитательной работы в классе, параллели, звене школы, то выделяем для себя те параметры, по которым будем фиксировать происходящие изменения в поведении детей, их успеваемости, отношению к порученному делу. Конечный результат определяем по росту уровня образованности, воспитанности и развитости учащихся. Методы, которые здесь используем; анкетирование учителем, учащихся, родителей; собеседование с ними; посещенияе и анализ внеклассных мероприятий.

Если ставим перед собою цель - проверить, владеет ли учитель педагогическим искусством, то стараемся в течение опре­деленного времени посетить как можно больше его уроков, увидеть учителя в его непосредственном взаимодействии с детьми.

Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса считаем:

* Выполнение всеобуча;

* Осуществление преемственности между ступенями обучения;

* Состояние преподавания учебных предметов;

* Система индивидуальной работы учителей с учащимися разноуровневой подготовки;

* Выявление уровня обученности учащихся;

* Качество ведения школьной документации;

* Выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;

* Подготовка к итоговой аттестации за курс основной и средней школы;

* Организация внеурочной деятельности с учащимися;

* Состояние здоровья учащихся;

* Выполнение решений педагогических советов и совещаний.



Похожие публикации