Активизация познавательных процессов младших школьников. Презентация: Активизация познавательной деятельности младших школьников Просмотр содержимого документа «Презентация к районному семинару учителей начальных классов на тему "Активизация познавательн
Оксана Борисовна Легких
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках
Описание работы.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности . Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика . Приемы активизации познавательной деятельности , которые я использую в работе, разнообразны. Стараюсь как можно чаще отказываться от шаблона в организации урока . Таким образом побудить учащихся к активизации , к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника помогают мне нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока . Рифмованное начало урока , начало урока с элементами театрализации («Сосчитайка» , «Повторяйка» , «Соображайка» и др.) уроки-путешествия , уроки-сказки , уроки -экскурсии позволяют детям лучше усваивать материал. Одним из таких уроков– «Путешествие по сказкам» я делилась опытом на районном семинаре. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям. Могу сказать, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее , чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных .
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемых мною на уроках , является занимательность, дидактическая игра . В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс , развивает познавательную активность , наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление детей. Форма занимательных упражнений, которые я применяю на уроках , различная : ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки. Большой интерес, например, на уроках природоведения вызывает подслушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.
Заметив, что включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, способствуют активизации мыслительной деятельности , я стала использовать игру на разных этапах урока . Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например : «Кто вернее и быстрее?» , «Не зевать!» , «Отвечай сразу!» , и т. д. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний.
С целью преодоления механического усвоения знаний в обучении, важное место на уроке отвожу проблемным ситуациям. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе ставлю учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос) .Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Вводя в учебный процесс учебные проблемы, управление процессом усвоения становится управлением процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.
Дифференцированное обучение – одно из главных направлений моей работы, так как, считаю, оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей : для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики . Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы и на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений.
Большое значение придаю использованию наглядного и дидактического материала . Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. Применяю следующие виды наглядности : естественная (растения, животные, полезные ископаемые и т. п.) ; знакомство учащихся с реальными объектами природы; экспериментальная (явления испарения, таяния льда и т. п.) ; знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений; картинная (картины, рисунки, фотографии, слайды) ; знакомство с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отражение; объемная (макеты, муляжи, геометрические фигуры) ; звуковая (грамзаписи, магнитофонные записи и др.) ; символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы) ; и др.
Активизацию познавательной деятельности учащихся также осуществляю посредством применения информационно-коммуникационных технологий на своих уроках .
Использование ИКТ помогает мне проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала . Наблюдения показывают, что применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся , повышает объем выполняемой работы на уроке ; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Составляю презентации к урокам , использую мультимедийные диски. Для уроков окружающего мира использую замечательные статьи «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» , готовлю по различным темам справочный материал. Всё это имеет хорошие результаты : участвуя в школьном конкурсе «Лучший урок с ИКТ » , я со своим классом заняла второе место».
Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения в классах, где я работаю.
Учащиеся имеют 100% успеваемость, качество знаний по предметам 50%-65%.
Мои ученики - участники и победители школьных и всероссийских дистанционных олимпиад.
Учебная деятельность неразрывно связана с воспитательным процессом. Поэтому воспитание личности учащегося продолжается и во внеурочное время. Разрабатываю и провожу утренники, конкурсы, интеллектуальные игры, а также беседы на этические и духовно-нравственные темы, об охране здоровья, беседы по ПДД. Стараюсь постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. В 2013 году прошла курсы повышения квалификации в БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей» . Слежу за новинками педагогической литературы, знакомлюсь с новейшими достижениями образовательной науки и практики . С родителями работаю в тесном контакте. Выступала перед ними с лекциями, докладами на различные темы : «Режим дня в жизни школьника » , «Трудовое воспитание в семье» и др. Привлекаю родителей к проведению праздников и мероприятий в классе. Стараюсь дать полезные практические советы по воспитанию. Тем, что достигнуто, делюсь со своими коллегами, давая открытые уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ, выступаю с докладами на заседаниях методического объединения, педсовета.
В основе любого творчества лежит знание, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году и в течение учебного года я стараюсь познакомиться с новейшими методическими пособиями, и беру на вооружение то, что можно использовать в дальнейшей своей работе.
«Развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы» учитель МБОУ СОШ №1 пос. Мостовского Бочкина Татьяна Алексеевна
Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в школу, жаждущего чего – то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.
Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса.
Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, является важным звеном в активизации познавательной деятельности учащихся. Для формирования творческой познавательной активности школьников возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает дидактика.
Объяснительно – иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у младших школьников первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно - поисковый, частично - поисковый, в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей школьников. Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.
Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, зависит достижение целей урока, активность, самостоятельность учащихся. Устойчивый познавательный интерес формируется на разных предметах в начальной школе разными средствами. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. Очень важным средством является занимательность.
Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Важным средством активизации творческой деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительностью.
Использование тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание. Большое значение в развитии познавательной активности на уроках имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Приведу примеры заданий и упражнений применяемых мной для развития познавательной активности на уроках. В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся
. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку) Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. Игра « Почтальон» Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка Игра « Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
- Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
- Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
- Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)
- Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.
Учебные проекты.
« Бабочки – живые цветы»
(окружающий мир)
Проект «Помощники здоровья»
(технология)
Учебные проекты.
«Путешествие в страну Считалию»
(математика)
- Внимание
- Найди 11 треугольников на раскрашенном рисунке. - Раскрась данные треугольники на нижних рисунках.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. Многолетний опыт работы в школе показывает, что при пассивном восприятии учебного материала развитие не происходит. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к районному семинару учителей начальных классов на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся младшей школы"»
Активизация познавательной деятельности учащихся младшей школы
Учитель начальных классов
І категории
Донецкой ОШ № 104
Новикова Людмила Стефановна
2016 г.
«Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх )
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, так как учение – ведущий вид деятельности школьника, в процессе которого решаются главные задачи школы: подготовить подрастающее поколение к жизни, труду, развить умение самостоятельно решать проблемы, обеспечить самоопределение личности, создать условия для её самореализации.
Учитель начальных классов должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Цель учителя - повышение активности детей в учебном процессе
Задачи учителя
- сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для освоения наук;
- изыскать пути, условия, системы дидактических приёмов и методов обучения;
- использовать имеющиеся стремления ребёнка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы;
- создать условия для повышения общей познавательной активности учащихся начальных классов, для роста самосознания, творчества каждого ученика;
- формировать положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.
Сущность понятия «активизация познавательной деятельности»
Активизация познавательной деятельности – совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективной учебной деятельности
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ
Система требований для эффективного управления процессом обучения (согласно общей теории управления)
«Учиться можно только весело… Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её; а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франс)
Мотивы учения – внутренние побуждения, которыми руководствуется ученик, совершая те или иные учебные действия, либо длительный процесс деятельности в целом
Этапы усвоения знаний
ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ
Дидактическая игра «Теремок»
5 * 6 + 64: 8
7 * х = 490
590 + 50
Дидактическая игра «Поймай рыбку»
374 + 579
24 х 8 + 336: 6 + 88
Игра «Кто быстрее?»
100-9х8
Из какой сказки слова: «… а дорога – далека, а корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок?»
«Три медведя» - 156 «Маша и медведь» - 172 «Медведь» - 130
Как связаны числа и рисунки, находящиеся между ними
25 ∙ 3 − 9 ∙ 6
(8 + 17) ∙ 4 − 68
3 ∙ 15 − 3 ∙ 3
(23 + 37) : 15 + 44
Виды поощрений по средствам выражения
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Активизация познавательой деятельности младших школьников. Выступление на МО начальной школы Учитель Лебедева М.А.
Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.
Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся: 1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение; 2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;
4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности; 5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников. 3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;
Способы активизации познавательной деятельности учащихся. 1. Применение нетрадиционных форм урока.
2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.
3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). 4 . Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.
5 . Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). Виды ситуаций: - ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное; - ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных; - ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью; - ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых; - ситуация - несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.
6. Применение новых информационных технологий - тематические презентации, - теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме, - видеофрагменты и видеосюжеты, - карты, - картосхемы, - таблицы и многое другое. 7. Систематическое использование различных средств контроля.
8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ
9. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. Эмоциональные поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью. Познавательные опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, Волевые информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности Социальные развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие сопереживания, поиск сотрудничества, Заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...