Активизация познавательных процессов младших школьников. Презентация: Активизация познавательной деятельности младших школьников Просмотр содержимого документа «Презентация к районному семинару учителей начальных классов на тему "Активизация познавательн

Оксана Борисовна Легких
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках

Описание работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности . Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика . Приемы активизации познавательной деятельности , которые я использую в работе, разнообразны. Стараюсь как можно чаще отказываться от шаблона в организации урока . Таким образом побудить учащихся к активизации , к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника помогают мне нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока . Рифмованное начало урока , начало урока с элементами театрализации («Сосчитайка» , «Повторяйка» , «Соображайка» и др.) уроки-путешествия , уроки-сказки , уроки -экскурсии позволяют детям лучше усваивать материал. Одним из таких уроков– «Путешествие по сказкам» я делилась опытом на районном семинаре. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям. Могу сказать, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее , чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных .

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемых мною на уроках , является занимательность, дидактическая игра . В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс , развивает познавательную активность , наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление детей. Форма занимательных упражнений, которые я применяю на уроках , различная : ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки. Большой интерес, например, на уроках природоведения вызывает подслушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Заметив, что включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, способствуют активизации мыслительной деятельности , я стала использовать игру на разных этапах урока . Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например : «Кто вернее и быстрее?» , «Не зевать!» , «Отвечай сразу!» , и т. д. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний.

С целью преодоления механического усвоения знаний в обучении, важное место на уроке отвожу проблемным ситуациям. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе ставлю учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос) .Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Вводя в учебный процесс учебные проблемы, управление процессом усвоения становится управлением процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

Дифференцированное обучение – одно из главных направлений моей работы, так как, считаю, оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей : для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики . Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы и на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений.

Большое значение придаю использованию наглядного и дидактического материала . Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. Применяю следующие виды наглядности : естественная (растения, животные, полезные ископаемые и т. п.) ; знакомство учащихся с реальными объектами природы; экспериментальная (явления испарения, таяния льда и т. п.) ; знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений; картинная (картины, рисунки, фотографии, слайды) ; знакомство с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отражение; объемная (макеты, муляжи, геометрические фигуры) ; звуковая (грамзаписи, магнитофонные записи и др.) ; символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы) ; и др.

Активизацию познавательной деятельности учащихся также осуществляю посредством применения информационно-коммуникационных технологий на своих уроках .

Использование ИКТ помогает мне проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала . Наблюдения показывают, что применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся , повышает объем выполняемой работы на уроке ; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Составляю презентации к урокам , использую мультимедийные диски. Для уроков окружающего мира использую замечательные статьи «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» , готовлю по различным темам справочный материал. Всё это имеет хорошие результаты : участвуя в школьном конкурсе «Лучший урок с ИКТ » , я со своим классом заняла второе место».

Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения в классах, где я работаю.

Учащиеся имеют 100% успеваемость, качество знаний по предметам 50%-65%.

Мои ученики - участники и победители школьных и всероссийских дистанционных олимпиад.

Учебная деятельность неразрывно связана с воспитательным процессом. Поэтому воспитание личности учащегося продолжается и во внеурочное время. Разрабатываю и провожу утренники, конкурсы, интеллектуальные игры, а также беседы на этические и духовно-нравственные темы, об охране здоровья, беседы по ПДД. Стараюсь постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. В 2013 году прошла курсы повышения квалификации в БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей» . Слежу за новинками педагогической литературы, знакомлюсь с новейшими достижениями образовательной науки и практики . С родителями работаю в тесном контакте. Выступала перед ними с лекциями, докладами на различные темы : «Режим дня в жизни школьника » , «Трудовое воспитание в семье» и др. Привлекаю родителей к проведению праздников и мероприятий в классе. Стараюсь дать полезные практические советы по воспитанию. Тем, что достигнуто, делюсь со своими коллегами, давая открытые уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ, выступаю с докладами на заседаниях методического объединения, педсовета.

В основе любого творчества лежит знание, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году и в течение учебного года я стараюсь познакомиться с новейшими методическими пособиями, и беру на вооружение то, что можно использовать в дальнейшей своей работе.

«Развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы» учитель МБОУ СОШ №1 пос. Мостовского Бочкина Татьяна Алексеевна

Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в школу, жаждущего чего – то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.

Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса.

Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, является важным звеном в активизации познавательной деятельности учащихся. Для формирования творческой познавательной активности школьников возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает дидактика.

Объяснительно – иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у младших школьников первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно - поисковый, частично - поисковый, в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей школьников. Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.

Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, зависит достижение целей урока, активность, самостоятельность учащихся. Устойчивый познавательный интерес формируется на разных предметах в начальной школе разными средствами. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. Очень важным средством является занимательность.

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Важным средством активизации творческой деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительностью.

Использование тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание. Большое значение в развитии познавательной активности на уроках имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Приведу примеры заданий и упражнений применяемых мной для развития познавательной активности на уроках. В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся

. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку) Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. Игра « Почтальон» Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка Игра « Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  • Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
  • Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
  • Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)
Дидактическая игра Найди пару. Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
  • Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.
Парные согласные на конце слова Задание 1. Уровень 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре(б, п) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. . Уровень 2. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -…. Уровень 3. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -…. Создание на уроках проблемных ситуаций развивает и активизирует познавательную деятельность учащихся. С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке? «О братьях наших меньших» «О братьях наших меньших» (окружающий мир).

Учебные проекты.

« Бабочки – живые цветы»

(окружающий мир)

Проект «Помощники здоровья»

(технология)

Учебные проекты.

«Путешествие в страну Считалию»

(математика)

  • Внимание
  • Найди 11 треугольников на раскрашенном рисунке. - Раскрась данные треугольники на нижних рисунках.
Проблемное обучение Проблемное обучение Решить удобным способом (40+10) - 7 (60+10) – 4 Вставить числа в окошки по данному образцу 40 = 30 + 10 80 = … + 10 60 = 50 + 10 50 = … + … Опорные схемы Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания. Заинтересовать, а уже потом научить – вот в чем суть педагогического мастерства. В.Ф. Шаталов

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. Многолетний опыт работы в школе показывает, что при пассивном восприятии учебного материала развитие не происходит. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к районному семинару учителей начальных классов на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся младшей школы"»

Активизация познавательной деятельности учащихся младшей школы

Учитель начальных классов

І категории

Донецкой ОШ № 104

Новикова Людмила Стефановна

2016 г.


«Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх )

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, так как учение – ведущий вид деятельности школьника, в процессе которого решаются главные задачи школы: подготовить подрастающее поколение к жизни, труду, развить умение самостоятельно решать проблемы, обеспечить самоопределение личности, создать условия для её самореализации.

Учитель начальных классов должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.


Цель учителя - повышение активности детей в учебном процессе

Задачи учителя

  • сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для освоения наук;
  • изыскать пути, условия, системы дидактических приёмов и методов обучения;
  • использовать имеющиеся стремления ребёнка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы;
  • создать условия для повышения общей познавательной активности учащихся начальных классов, для роста самосознания, творчества каждого ученика;
  • формировать положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.

Сущность понятия «активизация познавательной деятельности»

Активизация познавательной деятельности – совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективной учебной деятельности


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ

Система требований для эффективного управления процессом обучения (согласно общей теории управления)


«Учиться можно только весело… Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её; а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франс)

Мотивы учения – внутренние побуждения, которыми руководствуется ученик, совершая те или иные учебные действия, либо длительный процесс деятельности в целом


Этапы усвоения знаний

ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ





Дидактическая игра «Теремок»

5 * 6 + 64: 8

7 * х = 490

590 + 50


Дидактическая игра «Поймай рыбку»

374 + 579

24 х 8 + 336: 6 + 88


Игра «Кто быстрее?»

100-9х8



Из какой сказки слова: «… а дорога – далека, а корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок?»

«Три медведя» - 156 «Маша и медведь» - 172 «Медведь» - 130


Как связаны числа и рисунки, находящиеся между ними

25 ∙ 3 − 9 ∙ 6

(8 + 17) ∙ 4 − 68

3 ∙ 15 − 3 ∙ 3

(23 + 37) : 15 + 44


Виды поощрений по средствам выражения

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Активизация познавательой деятельности младших школьников. Выступление на МО начальной школы Учитель Лебедева М.А.

Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся: 1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение; 2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;

4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности; 5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников. 3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

Способы активизации познавательной деятельности учащихся. 1. Применение нетрадиционных форм урока.

2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.

3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). 4 . Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.

5 . Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). Виды ситуаций: - ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное; - ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных; - ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью; - ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых; - ситуация - несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.

6. Применение новых информационных технологий - тематические презентации, - теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме, - видеофрагменты и видеосюжеты, - карты, - картосхемы, - таблицы и многое другое. 7. Систематическое использование различных средств контроля.

8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ

9. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. Эмоциональные поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью. Познавательные опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, Волевые информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности Социальные развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие сопереживания, поиск сотрудничества, Заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...



Похожие публикации