Вопросы проверки финансово хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных учреждениях

Контроль за исполнением бюджета является важным элементом бюджетного процесса.

Бюджетный контроль – вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.

Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.

Субъекты бюджетного контроля – законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований.

В соответствии с действующим законодательством классификация бюджетного контроля проводится по различным основаниям.

По субъектам бюджетного контроля выделяется:

Государственный бюджетный контроль, проводимый органами государственной власти в интересах общества и государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных обязательств, планирования и осуществления расходов бюджета, обеспечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга.

В рамках государственного финансового контроля действующее бюджетное законодательство выделяет внутренний государственный финансовый и внешний государственный финансовый контроль.

К внутреннему государственному финансовому контролю следует отнести финансовый контроль, проводимый исполнительной властью. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в отношении собственной деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением.

Внешний государственный финансовый контроль – это финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти, осуществляемый извне по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательной) ветвью власти;

Негосударственный бюджетный контроль, проводимый организациями и физическими лицами, заинтересованными в своевременном и полном получении бюджетных средств. К таковым можно отнести бюджетные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.

По времени проведения Бюджетный кодекс РФ (ст. 265)выделяет следующие виды бюджетного контроля:

Предварительный контроль, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и способствует предотвращению бюджетных правонарушений;

Текущий контроль, осуществляемый при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Данный вид контроля называют также оперативным, поскольку он позволяет оперативно реагировать на изменения в бюджетной деятельности и избежать негативных последствий, ведущих к финансовым потерям и убыткам. Текущий (оперативный) контроль ежедневно проводится финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом;

Последующий контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид контроля позволяет оценить результаты финансовой деятельности, эффективность проводимых финансовых операций за истекший период.

Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.

Под формой бюджетного контроля следует понимать конкретное выражение и организацию контрольных действий. Под методами бюджетного контроля понимаются приемы, способы или средства проведения контрольных мероприятий.

Основная форма бюджетного контроля – ревизия, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок законности и обоснованности финансово-хозяйственной деятельности ревизуемых организаций.

Цель ревизии – соблюдение процедур, норм или правил деятельности, отчетности проверяемого хозяйствующего (экономического) субъекта.

Ревизия отличается от других форм контроля:

Особым порядком ее назначения, т.е. по решению только уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законом;

Тем, что ее вправе проводить только контрольно-ревизионные органы;

Определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год);

Тем, что результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение в качестве источника доказательства в судебно-следственной практике (возможно, как основание для возбуждения уголовного дела);

Объемом ревизуемой деятельности.

Результаты ревизии оформляются актом.

Акт ревизии основан на конкретных фактах и ссылках на документы, содержит последовательное изложение процесса контрольных действий и выявленных нарушений и недостатков.

Акт состоит из вводной и описательной частей. В вводной части указывается состав ревизионной группы, на основании какого документа произведена и в какое время (дата начала и окончания), фамилии руководителей ревизуемой организации, когда была произведена предыдущая ревизия и за какой период, какие проверки производились за ревизуемый период, за какое время и какие участки или хозяйственные операции подвергнуты сплошной проверке, а какие выборочной.

Все факты в акте ревизии излагаются в порядке, позволяющем ответить на вопросы о том, что нарушено (закон, указ, постановление, инструкция, другие нормативные документы с указанием пункта и содержания нарушения); кто нарушил (с указанием должностных или материально ответственных лиц); когда нарушено (дата или период совершения нарушения и злоупотреблений); каков способ нарушения; чем вызвано нарушение (причины и условия, способствовавшие нарушениям); каков размер причиненного ущерба.

Акт подписывают проводившие ревизию инспекторы и должностные лица ревизуемой организации.

Под проверкой понимается контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Иными словами, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на одном или нескольких участках финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Обследование – оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию финансового контроля, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения детальной проверки. Обследование как метод государственного финансового контроля используется при проведении контрольно-ревизионных или экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых должны содержать информацию о наличии и состоянии материальных объектов в натуре, данные о контрольных замерах. Например, данный метод используется при проведении контрольных мероприятий, объектом которых выступает федеральная адресная инвестиционная программа.

Анализ – это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которое представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Важнейшим приемом анализа специалисты считают экономический анализ, который предполагает детальную проработку бюджетной документации с целью общей оценки результативности и эффективности расходования государственных средств и использования государственной собственности.

Нормативная проверка – один из основных приемов бюджетного контроля, который заключается в сопоставлении фактических расходов с нормативными (плановыми).

Для определения правильности расчета действующих показателей и нормативов, сметных ассигнований по отдельным статьям расходов использования бюджетных средств и государственной собственности проводятся технико-экономические расчеты, являющиеся совокупностью общих предположений (об условиях производства и потребления товаров и услуг, о распределении доходов), с помощью которых доказывается возможность рационального определения оптимальных решений, приводящих к экономическому равновесию.

Особый метод бюджетного контроля – аудит бюджета.

Аудит бюджета как метод государственного финансового контроля широко используется контрольными органами законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Контроль подразделяется на документальный, источником информации которого, являются первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и статистическая отчетность и фактический, который контролирует фактическое состояние проверяемого учреждения.

Проверки делятся по месту проведения (камеральные и выездные), по полноте охвата материалов (сплошные и частичные), по объему проверяемых вопросов (комплексные, выборочные, тематические).

Цель проверки и ревизии – установление законности, обоснованности и целесообразности проведенных мероприятий, определение эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, оценка организации бухгалтерского учета.

Информационной основой для проведения проверок и ревизий являются:

Учредительные документы, характеризующие структуру и правовую базу бюджетного учреждения;

Информационные материалы и документы, полученные по запросам;

Общие сведения о проверяемом бюджетном учреждении;

Документы, полученные в ходе проверки.

Классификация видов и форм финансового контроля приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация видов и форм финансового контроля

Для своевременного предупреждения и предотвращения отрицательных шагов в деятельности органов управления проводится систематический контроль выполнения сметы расходов в управлениях, которая является основным документом, обобщающим деятельность управлений.

Контроль использования средств осуществляется на всех этапах хозяйственной деятельности, как бюджетного учреждения, через казначейскую систему исполнения бюджета.

Система органов государственного финансового контроля приведена на рисунке 1.

Контроль за средствами на оплату труда осуществляется, прежде всего, в организации, где, используя данные первичного учета оплаты труда, бухгалтер проверяет правильность оформления документов, соответствие окладов штатному расписанию, сигнализирует о случаях незаконного использования средств, предназначенных на оплату труда, добивается устранения причин их перерасхода.

    КОНТРОЛЬ УЧРЕДИТЕЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

    С.А. КОЗЛОВА

    ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ ДЛЯ БЮДЖЕТА

    Необходимость проведения данной реформы была обусловлена тем, что действующие в Российской Федерации бюджетные учреждения создавались в условиях прежде всего экономических, отличных от существующей в настоящее время ситуации в стране. Такие учреждения функционировали, хотя и в отрыве от требований, предъявляемых к оказанию государственных и муниципальных услуг.
    Следует отметить, что ранее действовавший правовой статус государственных (муниципальных) учреждений не вырабатывал у них стимула к повышению эффективности деятельности, улучшению качества оказываемых услуг, что в первую очередь было вызвано сметным финансированием бюджетных учреждений. Данные положения подтверждают неэффективность работы бюджетных учреждений. Кроме того, отсутствовал прозрачный контроль за деятельностью администраций и органов управления таких учреждений.
    Перед государством всегда стоит проблема нехватки бюджетных средств для содержания многочисленных государственных и муниципальных учреждений, выполняющих социальные функции. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" введено квотирование, т.е. будут выделяться денежные средства из соответствующего бюджета на определенный объем и перечень оказываемых услуг.

    ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ ДЛЯ САМИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    В условиях бюджетного дефицита госучреждения оказывали платные услуги, но статус заработанных средств долгое время в законодательстве был не определен: не существовало однозначного ответа на вопрос: внебюджетные деньги являются собственностью бюджетного учреждения или собственностью учредителя (государства), надо ли с них платить налоги?
    Смысл Федерального закона N 83-ФЗ заключается в делении государственных (муниципальных) учреждений на три группы. Это автономные, бюджетные нового типа и казенные. Их финансирование теперь будет обеспечиваться на основе государственного задания через бюджетные ассигнования в виде субсидий для автономных и бюджетных учреждений и в виде бюджетной сметы - для казенных.
    Концептуальный смысл Закона - дать школам, медучреждениям, организациям культуры и прочим больше самостоятельности, позволить им тратить бюджетные деньги по своему усмотрению, да еще и иметь легальные доходы за оказываемые дополнительные услуги. При этом первоочередным остается полное выполнение финансируемого госзаказа, а все остальное - дополнение к основной деятельности. В Законе оговорено: государственные (муниципальные) учреждения не могут быть частными, их собственниками являются РФ, ее субъект или муниципальное образование. Надо отметить, что к казенным образовательным учреждениям будут относиться те, которые выполняют государственный заказ по содержанию и воспитанию детей-сирот, коррекционные школы, спецшколы, школы при колониях и малокомплектные сельские школы.
    Согласно Федеральному закону статус казенных учреждений идентичен существующему, закрепленному в действующем законодательстве РФ правовому статусу бюджетного учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доходы деятельности в соответствующий бюджет.
    Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Также оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.
    Бюджетные образовательные учреждения с расширенными полномочиями составят основной перечень общеобразовательных школ. Что касается автономных учреждений, то это те, кто помимо своей образовательной деятельности активно предоставляет еще дополнительные услуги и имеет часть бюджетных расходов от предпринимательской деятельности.
    Тот или иной правовой режим имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, есть компенсация соответствующей модели финансового обеспечения соответствующего вида деятельности. Таким образом, выбор типа государственного или муниципального учреждения есть выбор не только порядка финансирования, но и выбор степени свободы в хозяйствовании с имуществом собственника.
    В настоящее время на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления принято решение о статусе того или иного госучреждения; утверждены в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества.
    Реформирование системы финансирования государственных учреждений теперь будет осуществляться в пределах стандартов в области образования, медицины, культуры, которые принимаются за основу государственного задания бюджетным, автономным и казенным учреждениям.
    С 1 января 2011 г. субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного и автономного учреждения исключена (ст. 33 ФЗ N 83-ФЗ).
    Наряду с предусмотренной в настоящее время законодательством РФ юридической ответственностью (административной, уголовной) руководитель несет также персональную ответственность за просроченную кредиторскую задолженность бюджетного учреждения, превышающую предельно допустимые значения, установленную органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, за превышение которой трудовой договор с ним может быть расторгнут в одностороннем порядке (п. 6 ст. 19 Закона N 83-ФЗ).
    Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, в случае если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
    Таким образом, за просроченную кредиторскую задолженность будет предусматриваться увольнение, что, в свою очередь, предполагает от учредителя бюджетного учреждения постоянный мониторинг финансового состояния учреждения.
    Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2010 г. N 981 утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству образования и науки Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
    Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности по следующим видам не должно превышать:
    - кредиторской задолженности по начисленным выплатам по оплате труда перед работниками бюджетного учреждения свыше трех месяцев подряд;
    - кредиторской задолженности по оплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, а также административных штрафов и штрафов, установленных уголовным законодательством Российской Федерации, свыше шести месяцев;
    - иной кредиторской задолженности свыше шести месяцев и свыше 20% величины активов бюджетного учреждения по итогам предшествующего финансового года.
    Руководители бюджетных учреждений ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Департамент инвестиционного развития и федерального имущества информацию о состоянии кредиторской задолженности бюджетного учреждения.
    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 сентября 2010 г. N 787н утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
    Установлено, что размер предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения составляет не более 2% объема источников финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения (финансовых требований по доходам и объемам финансирования, определяемых методом начисления) на 1 января года, следующего за отчетным, в том числе:
    - субсидии на выполнение государственного задания;
    - целевые субсидии;
    - бюджетные инвестиции;
    - иные источники финансового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Объем предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения определяется по каждому источнику в отдельности. Бюджетным учреждением по итогам финансового года проводится инвентаризация кредиторской задолженности на 1 января года, следующего за отчетным.
    Представленные сведения о кредиторской задолженности и установленный комплект документов проходят процедуру проверки обоснованности кредиторской задолженности в Департаменте учетной политики и контроля Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
    Приказом Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. N 973 утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
    Порядок устанавливает процедуру контроля за состоянием просроченной кредиторской задолженности федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, правила определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения за счет средств федерального бюджета и за счет доходов, полученных от платной и иной приносящей доход деятельности, и определяет действия Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в случае превышения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности.
    В целях настоящего Порядка просроченная кредиторская задолженность разделяется на следующие группы:
    - кредиторская задолженность по оплате труда и иным выплатам персоналу, срок погашения которой, установленный локальными актами бюджетного учреждения, регулирующими трудовые отношения, и законодательством Российской Федерации, истек;
    - кредиторская задолженность по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации, истек;
    - кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, срок погашения которой, предусмотренный заключенными договорами и законодательством Российской Федерации, истек;
    - общая кредиторская задолженность по всем имеющимся обязательствам, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации, истек.
    Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности по каждой из групп определяется как:
    - наличие кредиторской задолженности по заработной плате, срок невыплаты которой превышает два месяца с момента, установленного локальными нормативными актами бюджетного учреждения как дата выплаты заработной платы;
    - наличие кредиторской задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, срок неуплаты которых превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;
    - наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, срок неуплаты которых превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;
    - превышение величины просроченной общей кредиторской задолженности над стоимостью активов бюджетного учреждения, за исключением стоимости особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, на отчетную дату.
    Ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, бюджетное учреждение представляет в Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации отчетность о состоянии кредиторской задолженности и просроченной кредиторской задолженности в соответствии с требованиями, установленными Департаментом. На основании указанной отчетности Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности осуществляет ежемесячный мониторинг кредиторской задолженности и просроченной кредиторской задолженности.
    Ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, бюджетное учреждение представляет в Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности сведения о просроченной кредиторской задолженности и стоимости активов, сформированные на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, установленными Департаментом с пояснительной запиской, в которой указываются причины возникновения просроченной кредиторской задолженности, прилагается план ее погашения с указанием конкретных мероприятий и сроков их реализации.
    При наличии просроченной кредиторской задолженности по результатам рассмотрения отчетности, указанной в пунктах 4 и 5 Порядка, Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности рассматривает причины образования просроченной кредиторской задолженности и меры, принимаемые бюджетным учреждением по ее погашению, с заслушиванием доклада руководителя бюджетного учреждения.
    По результатам рассмотрения Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности готовит на имя министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации или уполномоченного им лица доклад с оценкой действий руководителя бюджетного учреждения, содержащий предложение о расторжении трудового договора или рекомендации по урегулированию просроченной кредиторской задолженности.
    На основании предложений Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности Министром спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации или уполномоченным им лицом принимается решение о расторжении трудового договора с руководителем учреждения в соответствии с п. 3 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации или об утверждении плана мероприятий по урегулированию просроченной кредиторской задолженности.
    Руководитель бюджетного учреждения также несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, в случае если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях").
    Крупной сделкой признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с Федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей этого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
    Думается, что исключение законодателем субсидиарной ответственности и ограничение лишь в части привлечением руководителя образовательного учреждения к административной, уголовной и персональной ответственности не будет способствовать эффективной деятельности учреждений. В обоснование к указанному выше отметим, что зачастую образовательные учреждения, как показывает судебная практика, являются неплатежеспособными даже в части оплаты коммунальных услуг.
    Представляется, что собственник не только казенного, но и бюджетного учреждения должен нести субсидиарную ответственность по долгам созданного им учреждения, равно как собственник и автономного учреждения должен отвечать по обязательствам созданного им автономного учреждения.
    Исключение субсидиарной ответственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по обязательствам созданных ими и полностью подконтрольных им государственных учреждений ущемляет права кредиторов таких учреждений и не соответствуют принципам регулирования рыночных отношений. Указанные положения об отсутствии субсидиарной ответственности собственника могут дестабилизировать экономический оборот.
    Представляется, что установление субсидиарной ответственности учредителей по обязательствам государственных учреждений будет способствовать выполнению задач реформирования гражданского законодательства, обеспечению стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского оборота; усилению и повышении эффективности гражданско-правовой ответственности; упорядочению всей системы гражданского законодательства.
    Закон N 83-ФЗ установил действенные механизмы контроля за деятельностью учреждения, в том числе за:
    - выполнением задания;
    - состоянием размера кредиторской задолженности;
    - совершением крупных сделок.
    Один из механизмов контроля - публичность и открытость деятельности учреждений, которые обеспечиваются путем размещения информации об учреждении на специально созданном официальном сайте в сети Интернет. Соответствующую информацию, в том числе план финансово-хозяйственной деятельности учреждения и отчет о результатах его деятельности, учреждение должно представить в Федеральное казначейство для последующего размещения информации на официальном сайте (п. 3.5 ст. 32 Закона об НКО в редакции Закона N 83-ФЗ, вступающего в силу 1 января 2012 г.).
    Во исполнение п. 3.5 ст. 32 Закона об НКО Минфин России своим Приказом от 21 июля 2001 г. N 86н утвердил Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта (далее - Порядок N 86н). Официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации об учреждениях установлен сайт www.bus.gov.ru.
    Публичность и открытость деятельности учреждений предполагает новый, существенно больший уровень их ответственности перед учредителями и потребителями услуг.
    Таким образом, как уже было отмечено, Закон N 83-ФЗ предусматривает и персональную ответственность руководителя бюджетного учреждения за результаты деятельности учреждения вплоть до увольнения.
    При заключении трудового договора с руководителем учредитель бюджетного учреждения теперь должен предусматривать права и обязанности руководителя, показатели оценки эффективности и результативности его деятельности, условия оплаты труда руководителя, срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения.
    Однако помимо этих условий теперь должно быть предусмотрено и условие о том, что трудовой договор с руководителем может быть расторгнут по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем (п. 27 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
    Кроме того, согласно п. 13 ст. 9.2 Закона об НКО, ст. 14 и 15 Закона N 174-ФЗ руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, не получившей предварительного согласия:
    - учредителя - для бюджетных учреждений;
    - наблюдательного совета - для автономных учреждений.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Бюджетные учреждения, в отличие от коммерческих организаций, контроль всех хозяйственных операций, совершаемых быть на достаточно высоком уровне. По-другому и быть не может. Нормы бюджетного законодательства не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений, а также ситуация на внутреннем контроле необходимо. К сожалению, этот документ в правилах уделяется мало внимания, поэтому бухгалтеру необходимо решить, как разработать и внедрить такой документ. Кто-то больший контроль, а кто-то, как правило, берет нужный рецепт. Все, конечно, заинтересованы в учете. Какова роль, отведенную ему в системе внутреннего контроля?

После того, как документы бухгалтерского учета являются практически все бюджетные учреждения, которые обрабатываются, учитываются. Таким образом, специалисты могут бухгалтерские быть рассмотрены и исполнители, а также контроллеры, которые участвуют во многих мероприятиях, контроля и аудита. По этой причине, это не удивительно, что лидер будет доверить разработать и создать ситуацию внутреннего контроля учета офисов. В конце концов, она заинтересована в том, как правильно и своевременно докладывать в бюджет всех средств, выделенных на создание и провел их. В то же время ошибочно думать, что вся работа внутреннего контроля могут быть назначены специалисты бухгалтерского учета.

При наличии возможностей руководитель может поручить заняться внутренним контролем отдельному подразделению или комиссии по внутреннему контролю. В состав такой комиссии включают в себя управление персоналом, бухгалтерский учет, юридические услуги, и так далее. Главное в том, что блок управления должен быть независимым и сообщать только назначить его руководство. Тогда объективные результаты такого сервиса не может быть ниже оценка состояния дел в учреждении, которое дается внешними аудиторами - государственными органами.

Каждый по-своему бухгалтер интерпретирует понятие «внутренний контроль в бюджетном учреждении». В самом широком смысле, если не привязываться к конкретному типу учреждения и сферу их деятельности, внутренний контроль может быть описан как процесс управления учреждения с целью эффективного и эффективного использования бюджетных средств, сохранение его финансовых и нефинансовых активов, соблюдение требований законодательства и настоящего точной отчетности. Система управления также может быть направлена на обеспечение эффективности деятельности, которые генерируют прибыль учреждения. Система может включать в себя другие виды деятельности и вопросы внутреннего контроля в учреждении.

Выделим основные элементы системы внутреннего контроля в организации: контроль за его работой и ее проверки, выявление отклонений и нарушений, принятие мер по их предупреждению и ликвидации. Для бухгалтеров системы внутреннего контроля в большей степени она включает в себя контроль и надзор:

Соблюдение бюджетного законодательства;

Точность и полнота составления документов и регистров бухгалтерского учета;

Для того, чтобы предотвратить возможные ошибки и искажения в учете и отчетности;

Выполнение приказов и распоряжений руководства учреждений;

Контроль за безопасностью финансовых учреждений и нефинансовых активов.

Вся работа по внутреннему контролю должна осуществляться в соответствии с определенными правилами, записанными в отдельное положение о внутреннем контроле.

Развитие ситуации на внутреннем контроле лучше всего начать с общей структурой документа. Как правило, она включает в себя следующие разделы: цели и задачи контроля, методов, процедур и проведения внутренних проверок, перечень лиц, которые несут ответственность за их реализацию, перечень основных вопросов, подлежащих проверке. В каждом разделе, подраздел выделены, в котором бюджетное учреждение переходит от общих правил к конкретной отрасли контроля характеристик операций.

Для того чтобы бухгалтер четко представлял, насколько объемен документ о внутреннем контроле, приведем его основные разделы: организация внутреннего контроля; требования к участникам системы внутреннего контроля; права и обязанности руководителей; отчетность о соблюдении положений, касающихся внутреннего контроля; рассмотрение обращений, заявлений и жалоб контролируемых предприятий; особенности внутреннего контроля отдельных операций; обязанности всех категорий работников, к которым положения, касающиеся внутреннего контроля.

Положение о внутреннем контроле разработан и утвержден в качестве отдельного документа, причем некоторые его части являются приложения к учетной политике. Среди них, например, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, рабочий процесс правил и технологии обработки бухгалтерской информации, порядок контроля над хозяйственными операциями и других вопросов, связанных с бюджетного учета. Рассмотрим, что может быть прописано в основных разделах положения о внутреннем контроле.

Процедуры представляют собой кирпичики в фундамент всей системы управления, с помощью которых институты строить и применять выбранный метод внутреннего контроля. Напомним, что основные и привычные процедуры, которые связаны с формальностями, чем с процедурами внутреннего контроля, которые в очередной раз свидетельствует об их неясности и непроработанности.

Давайте начнем с согласования документа - процедура, в ходе которой проверяется и подтверждается точность, полноту и непротиворечивость информации, содержащейся в документе. Эта процедура включает в себя проверку достоверности документа и его соответствия требованиям, а также наличие необходимых приложений и сопроводительной документации. После согласования, как правило, сделаны утверждения документа и введение его в действие. Для проверки целостности и согласованности информации, полученной из различных источников, может быть проведена проверка данных. Это позволяет на ранних этапах подготовки с целью выявления потенциальных ошибок до составления первичных документов и отчетности. И наконец, контроль показателей деятельности агентства является одной из процедур, проведенных на заключительных этапах внутреннего контроля. Эта процедура проводится в форме заочного анализа фактических показателей бюджета плановых. Значительные отклонения служат основой для дополнительных проверки ошибок работников учреждения.

Обратите внимание, если процедуры хорошо известны, даже в том числе их внутреннего контроля может принести хорошие результаты, и показать свою эффективность.

На сегодняшний день используются различные методы в внутреннего контроля бюджетных учреждений. Выделим те, которые понятны и достаточно эффективны. Наиболее распространенный и универсальный метод включает в себя разделение внутреннего контроля на этапах осуществления операций: предварительный, текущий и следующий.

Предварительный контроль осуществляется до начала хозяйственной операции. Она позволяет определить, насколько это целесообразно и законно, чтобы быть той или иной операции. Примером предварительного контроля может быть контроль за соблюдением соглашений, заключенных агентством скорректировать лимиты объема бюджетных обязательств. На данном этапе, а также на следующий, с участием многих участников системы внутреннего контроля в организации, ответственной за совершение хозяйственной операции.

Текущий контроль начинается там, где заканчивается предварительные. Он выступал на стадии формирования, распределения финансовых ресурсов и использования средств. Проверка соблюдения финансовой дисциплины, а также меры, принятые для предотвращения нарушений. Регулярный анализ соответствия денежных расходов, фактически понесенных расходов является одним из примеров текущих мер контроля. Текущий контроль подвергается действиям отдельных подразделений и отделов института, добросовестное выполнение своих сотрудников обязанностей. Для таких мер может потребоваться отдельная служба (комиссия) по внутреннему контролю в бюджетном учреждении.

Последующий контроль осуществляется на основании хозяйственных операций. Она осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерского учета и финансовой отчетности. На этом этапе, как и в предыдущих, выявлять нарушения и меры по их устранению. В качестве примера, проверьте диапазон полученного и оплаченного учреждением товаров (работ, услуг). Без бухгалтерии здесь не обойтись - проанализировать потребность полную финансовую информацию, и она имеет ограниченное число людей. Таким образом, мы можем сказать, что бухгалтерский учет является основным направлением внутреннего контроля в государственном учреждении.

Приведенной методикой поэтапного контроля можно воспользоваться при разделении между сотрудниками обязанностей в системе внутреннего контроля. Например, для того, чтобы уменьшить риск возникновения ошибок и возможных злоупотреблений в состоянии внутреннего контроля могут быть отнесены к правилу о допустимости объединения функций одного человека для авторизации, выполнение и контроль хозяйственных операций. Поименованные обязанности целесообразно распределить между несколькими исполнителями, которые будут обеспечивать двойной контроль исполнителей операций агентства. Не надо разделить ответственность в единый документ, то лучше, если она будет дублировать несколько локальных актов учреждений (должностные инструкции, графики документооборота, правила взаимодействия структурных подразделений).

Создание целой системы проверки полномочий, позволяющих четко определить пределы, в которых рабочие работают при исполнении ими своих обязанностей могут быть введены.

1. Учреждение может принять заказы решения в конкретных областях деятельности, которая определяется лицами, ответственными за такие решения, и обозначены границы их полномочий.

2. Важную роль играет определение круга лиц, имеющих право подписи первичных документов (в зависимости от типа или типов сделок, для которых должностные лица имеют право на принятие решений).

3. Вы можете создать графики прохождения документов в осуществлении процедур утверждения (визирования), санкционирования, наложения резолюций и утверждения документов руководством.

4. Можно ввести пароли, которые позволят лицам, принимающим решения, чтобы получить доступ к активам, документам и информации. Можно установить даже установить перечень должностных лиц, уполномоченных давать разрешение на доступ к конкретной информации о хозяйственной деятельности, что более верно для силовых министерств и ведомств.

Как показывает практика, не все учреждения обращают внимание на всех этапах контроля, некоторые из них ограничиваются лишь вялотекущий и последующий контроль. В этом случае учреждение может рекомендовать другой метод внутреннего контроля, который включает в себя следующих основных операций уже совершенных.

Положение о внутреннем контроле предназначен для всех работников учреждения. То же самое можно сказать и об одном из важнейших применений - от положения внутреннего документооборота. Его соблюдение всех работников, на которых распространяется действие документа, но больше всего бухгалтерской работы с ним. Конечно, положение внутреннего контроля - краткий документ по сравнению с положением потока документов, но большинство разделов бухгалтер относится конкретно к системе управления документами.

Это включает в себя систему управления документами, указанным в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете. В частности, оно включает в себя: первичные документы; учетные регистры, бухгалтерской и налоговой отчетности; график документооборота; порядок хранения документов.

Несмотря на то, что бюджет для учреждений четкие инструкции по составлению положений о внутреннем контроле не является, как мы видим, этот документ не является настолько сложным, что бухгалтер не имеют навыков, чтобы сделать это. Главное - определить основные разделы и регистрировать все, что необходимо для достижения этой цели.

Список литературы:

  1. Булаев С. Положение о внутреннем контроле: разрабатываем, утверждаем, применяем// Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности, - 2009г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Особенности ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

2. Основные направления и разделы ревизии бюджетной организации

3. Порядок оформления и реализации материалов ревизии бюджетной организации

Список использованной литературы

1. Особенности ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Финансовый контроль в бюджетных учреждениях -- это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности бюджетных учреждений. Формы и методы финансового контроля, общие для организаций любой сферы деятельности

Бюджетное учреждение как особая форма хозяйствующего субъекта характеризуется следующими основными признаками:

· подчиняется государству в лице исполнительных органов власти или местного самоуправления,

· использует активы, принадлежащие государству (то есть не имеет собственности, а лишь управляет государственной собственностью),

· финансируется государством за счёт бюджетных средств,

· создано для выполнения определённых государственных функций (то есть, тех, которые никто, кроме государства, исполнить не может),

· оказывает свои услуги населению бесплатно,

· не формирует стоимости услуг, а финансируется на основании сметы расходов.

При этом бюджетное учреждение остаётся самостоятельным и полноправным участником экономических отношений:

· является юридическим лицом,

· имеет руководителя, главного бухгалтера, печать,

· принимает экономические решения, за которые несёт ответственность,

· принимает от своего имени обязательства, заключает контракты,

· ведёт учёт и составляет баланс активов и обязательств.

В связи с тем, что в отличие от коммерческой организации, бюджетное учреждение призвано не зарабатывать деньги, а тратить их, показатели эффективности бюджетного учреждения не связаны с понятием прибыли.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Организации, наделенные государственным и муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, также признаются бюджетными учреждениями.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

В отношении бюджетного учреждения очень четко можно выделить стадии предварительного, оперативного и последующего контроля.

Согласно ст. 157 Бюджетного Кодекса РФ предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов осуществляют органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 266 Бюджетного Кодекса РФ органами исполнительной власти, осуществляющими финансовый контроль на федеральном уровне, являются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Функции Федерального казначейства в части проведения финансового контроля закреплены в ст. 267 БК РФ, согласно которой Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

* непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

* не превышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

* соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

* наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Таким образом, Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Установить наличие поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, оплаченных за счет средств федерального бюджета можно только в ходе последующего контроля.

Последующий контроль за использованием средств федерального бюджета, т.е. контроль за целевым использованием бюджетных средств, в соответствии со ст. 268 БК РФ осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.

В ходе ревизии осуществляется контроль за законностью, достоверностью, целесообразностью, финансово - экономической эффективностью совершаемых хозяйственных операций, за целевым и рациональным использованием бюджетных ассигнований, материальных и трудовых ресурсов, выполнением намеченных показателей по доходам и расходам бюджета.

С помощью ревизии государственные и хозяйственные органы получают достоверную информацию о полной мобилизации и положительных или негативных сторонах использования материальных, трудовых и финансовых резервов. Предназначение ревизии также заключается в профилактике выявленных нарушений и злоупотреблений.

Объект бюджетного контроля - денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения валового внутреннего продукта на территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.

В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:

- государственный бюджетный контроль , осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований.

- ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. Ведомственный контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово-хозяйственных операций, произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной, сметной и налоговой дисциплины; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально - денежных средств и ценностей и т. д.

- общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями.

- независимый контроль , проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами.

- внутрихозяйственный контроль финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование.

- правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме ревизий, судебно - бухгалтерской экспертизы и т. д.

- гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а так же при получении средств из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.).

Основными методами проведения ревизии являются: фактическая проверка; документальная проверка; экономический анализ; встречная проверка.

В процессе ревизии эти методы дополняются ознакомлением ревизующих на месте с состоянием и использованием зданий, производственного оборудования, технологическим процессом и т.д. В необходимых случаях лица, осуществляющие ревизию, должны требовать объяснения с отдельных работников по вопросам, касающимся ревизии, а также при разборе жалоб и заявлений.

Задача фактической проверки заключается в том, чтобы проверить правильность денежной наличности, находящейся в кассе и у подотчетных лиц, имеющих наиболее значительные денежные и товарно-материальные ценности, а также наличия материальных ценностей, хранящихся на складах и кладовых учреждений. Проверка сохранности материальных ценностей осуществляется путем сличения фактического наличия этих ценностей с данными бухгалтерского учета и выведением результатов проверки.

Задача документальной проверки сводится к тому, чтобы проверить законность и хозяйственную целесообразность произведенных финансово-хозяйственных операций, и правильность бухгалтерского учета на основании подлинных, надлежаще оформленных документов и записей в учетных регистрах.

Экономический анализ имеет своей задачей изучение состояния финансово-хозяйственной деятельности, выполнения планов и смет и определение оценки результатов деятельности учреждения, предприятия, организации. Этот анализ осуществляется путем сопоставления фактических показателей с плановыми заданиями и сметными ассигнованиями, сличения фактических данных с нормами, а также путем изучения статей баланса.

Встречная проверка осуществляется при необходимости проверки правильности внешних документов: выписки банка из текущих и расчетных счетов, оплаченного счета поставщика за поставленные товары или оказанные услуги, правильности счета или расписки частного лица и т.д.

Необходимость во встречной проверке может возникнуть и по внутренним документам, если, например, возникает сомнение в достоверности количества доставленного груза, показанного в путевом листе. В данном случае путем встречной проверки количества фактически поступивших материалов на склад можно установить достоверность данных путевого листа.

2. Основные направления и разделы ревизии бюджетной организации

Цель ревизии - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении учреждением хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

При ревизии бюджетного учреждения ревизор должен проверить:

1. Целевое расходование бюджетных средств :

o расходование средств финансирования из бюджета в соответствии с доведёнными лимитами бюджетных обязательств,

o правильность отнесения расходов бюджетного учреждения по соответствующим статьям классификации расходов бюджетов,

o полноту и своевременность регистрации в казначейских органах принятых бюджетных обязательств.

2. Эффективность размещения государственных заказов:

o соблюдение порядка размещения заказов на поставки товаров, оказание услуг бюджетному учреждению путём проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок,

o соблюдение запрета на пересмотр цены контракта в ходе его выполнения,

o выполнение других ограничений, устанавливаемых органами власти, например, предельного процента авансовых платежей по договорам.

3. Оплату труда «бюджетников»:

o выполнение штатного расписания, утверждённого вышестоящим органом,

o соблюдение штатной дисциплины, то есть использование работников строго по назначению, определенному штатным расписанием,

o начисление оплаты труда работников учреждения в соответствии с установленными отраслевыми и ведомственными правилами и нормативами.

4. Предпринимательскую деятельность бюджетного учреждения:

o осуществление лишь тех видов предпринимательской деятельности, которые согласованы с вышестоящим органом, в соответствии с генеральным разрешением,

o соблюдение запрета на использование труда работников, содержащихся за счёт бюджета, в оплачиваемое основное время в интересах предпринимательской деятельности,

o ведение раздельного учёта средств по основной и предпринимательской деятельности,

o соблюдение порядка использования прибыли от предпринимательской деятельности

Для осуществления перечисленных задач проверяется:

1. Хозяйственная деятельность. Указывается общий штат и объем общей сметы. Какие бюджетные и текущие счета открыты бухгалтерии. Кому принадлежит здание и его размеры. Изучается структура бухгалтерской службы, организация, формы и методы ведения бухгалтерского учета. Состояние охраны кассы, обеспеченность техникой, транспортом, характеристика состояния транспорта, наличие приказов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность, табелей учета рабочего времени.

2. Финансовая деятельность

2.1. Порядок ревизии основных фондов. При ревизии использования и сохранности основных фондов следует проверить:

Использование действующих производственных мощностей;

Выполнение плана внедрения новой техники, механизации трудоемких процессов;

Соответствие фактического наличия основных фондов данным бухгалтерского учета;

Соблюдается ли порядок учета основных фондов;

Обоснованность и правильность оформления ликвидации основных средств;

Соблюдается ли порядок применения норм амортизационных отчислений, начисления износа.

2.2. Порядок ведения кассовых операций. В начале ревизии проверяются: наличие денежных сумм и приходно-расходных документов в кассе или у подотчетного лица, осуществляющего кассовые операции; бланки и документы строгой отчетности; лимитированные чеки; расчет лимита остатка кассы, утвержденный банком.

Ревизия кассы производится ревизором в присутствии лица, которому поручено вести кассу, и главного бухгалтера или его заместителя немедленно после предъявления полномочий на проведение ревизии. На время ревизии все кассовые операции прекращаются. Результаты ревизии кассы оформляются отдельным актом. Один экземпляр акта вручается главному бухгалтеру или заместителю проверяемого учреждения.

Проверяя соблюдение кассовой дисциплины, необходимо выявлять:

Расчеты через кассу по операциям, которые должны оплачиваться безналичным путем, путем применения ККМ;

Случаи использования денег не по целевому назначению, несвоевременного возвращения в банк неиспользованных денежных средств;

Превышение остатков наличных денег в кассе за отдельные дни и в среднем за месяц установленных лимитов;

Правильность расходования выручки, полученной в кассу.

2.3. Порядок ведения операций по бюджетным, текущим и валютным счетам в банке. При ревизии операций по бюджетным, текущим и валютным счетам необходимо установить, какие счета открыты в банке, и проверку произвести по всем счетам. Объектами ревизии являются банковские операции, оформленные соответствующими документами и выписками банка.

При ревизии банковских операций необходимо проверять порядок регистрации платежных поручений, нет ли подписанных незаполненных чеков.

При ревизии валютного счета следует особо обратить внимание на:

Основание для получения валютных средств на счет;

Наличие подтверждающих документов;

Основание для снятия валютных средств со счета;

Ведение отдельного учета по валютным средствам.

2.4. Порядок расчетов с дебиторами, кредиторами и подотчетными лицами. При ревизии данного раздела необходимо установить достоверность и законность операций, связанных с образованием дебиторской и кредиторской задолженности, правильность ее списания, своевременность взыскания задолженности и погашения, причитающихся кредиторам сумм. При ревизии расчетов с дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами необходимо сопоставлять данные аналитического учета с остатками по балансу, с авансовыми отчетами, чтобы выявить, нет ли расхождений в этих данных, и убедиться в тождественности сумм задолженности. Необходимо также установить, определен ли приказом круг лиц, получающих суммы под отчет, сроки сдачи авансовых отчетов, не нарушаются ли сроки представления авансовых отчетов. При ревизии бухгалтерских записей о выданных суммах под отчет и утвержденных авансовых отчетов необходимо установить: ревизия казначейство кассовый проверка

Нет ли случаев выдачи авансов сверх установленных размеров или выдачи новых авансов при отсутствии отчета по ранее полученным, незаконных выдач авансов;

Не выдаются ли подотчетные суммы лицам, не работающим в данном учреждении;

Нет ли нарушений сроков сдачи авансовых отчетов;

Нет ли случаев закупок материальных ценностей у частных лиц, в магазинах без счета, без чека ККМ, без накладной по акту;

Не используются ли подотчетные суммы не по назначению.

В процессе ревизии дебиторской и кредиторской задолженности рекомендуется составить Справку, данные в которой характеризуют ту или иную задолженность.

2.5. Начисление и расходование заработной платы, премиального фонда и фонда материального поощрения, использование штатной численности. При ревизии данного раздела необходимо обратить внимание на следующее:

Нет ли случаев расходования средств, выделенных на заработную плату, на другие цели;

Правильность установления окладов, надбавок, законность выплаты за замещение временно отсутствующих работников;

Законность оплаты совместителям и наличие требуемых при совмещении;

Правильность начисления налогов на заработную плату и удержаний с заработной платы;

Правильность начисления выплат по временной нетрудоспособности, пенсий, пособий малообеспеченным семьям и других пособий;

Правильность начислений и выплаты премий, материальной помощи.

2.6. Учет, сохранность и расходование основных средств и ТМЦ. Проверяя сохранность основных средств и ТМЦ, необходимо убедиться в том, что фактическое наличие основных средств и материальных ценностей полностью соответствуют данным учета. С этой целью ревизор должен произвести следующее:

Установить полноту, правильность и своевременность проводимых инвентаризаций, правильность регулирования инвентаризационных разниц и качество постановки материального учета;

Провести инвентаризацию основных средств и материальных ценностей и произвести сличение с данными бухгалтерского учета;

Установить, нет ли случаев незаконного списания недостач, реализации имущества с нарушением нормативных актов, переданы ли материалы о недостачах следственным органам и предъявлен ли иск к виновным;

Установить, соблюдаются ли нормы расходования топлива и смазочных материалов в соответствии с марками автомобилей и временем работы - зимнее, летнее (проверить наличие приказа, утверждающего нормы расхода).

2.7. Учет затрат на производство и себестоимость продукции. При ревизии затрат на производство и себестоимость продукции необходимо проверить:

Достоверность данных учета и отчетности о фактической себестоимости продукции, полнота и правильность отражения в учете фактических затрат на производство, реальность числящихся на балансе расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей;

Выполнение плана по себестоимости товарной продукции, причины отклонений от плана в целом и по отдельным калькуляционным статьям;

Причины непроизводительных расходов и потерь, принимаемые меры к их сокращению;

Соблюдение предельных ассигнований на содержание аппарата управления;

Своевременность и качество проведения инвентаризаций незавершенного производства;

Правильность распределения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общецеховых и общезаводских расходов между товарным выпуском и незавершенным производством, а также между отдельными видами продукции;

Соблюдение порядка учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

2.8. Выполнение плана капитальных вложений. При ревизии выполнения государственного плана капитальных вложений следует проверить: соблюдение установленных сроков строительства, реконструкции и ввода в действие производственных мощностей и объектов, обратив особое внимание на объекты, сооружаемые на базе импортного оборудования; выполнение плана взносов собственных средств на финансирование капитальных вложений и задания по мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве.

2.9. Состояние бухгалтерского учета, достоверность отчетных данных. Проверить годовой (квартальный) отчет, обратив при этом внимание на:

Наличие всех необходимых форм;

Полноту отражения за отчетный период всех операций, результатов инвентаризации денежных средств, бухгалтерских счетов и материальных ценностей;

Наличие на всех формах, входящих в состав бухгалтерских отчетов, подписей руководителя и главного бухгалтера;

Соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета по состоянию на первое число отчетного периода;

Соответствие данных, отраженных в годовом (квартальном) отчете, данным синтетического и аналитического учета;

Полноту и правильность заполнения всех форм отчетности.

3. Порядок оформления и реализации материалов ревизии бюджетной организации

Оформление результатов ревизии и проверок означает составление документов, обобщающих результаты изучения объектов контроля и, относится к заключительному этапу. Результаты ревизии оформляются актом ревизии, а проверки отчетом, справкой, а в отдельных установленных случаях актом проверки.

На основе этих документов затем принимаются необходимые меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, в связи с чем, к их составлению предъявляются определенные требования, соблюдение которых в контрольно-ревизионной работе является важным условием ее правильной организации и обеспечения действенности экономического контроля.

Результаты-ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Акт ревизии считается документом, обобщающим результаты ее проведения и имеющим юридическую силу, т.е. принимаемые в качестве источников доказательства. Такие свойства акта ревизии обусловливают необходимость соблюдать общий порядок его оформления.

Акт ревизии должен быть также лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком.

Акт составляется, как правило, в трех экземплярах. Один экземпляр оформленного акта ревизии вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. Другой - направляется руководителю организации, назначившей ревизию, а третий - остается в делах контрольно-ревизионного отдела. Все приложения к основному акту ревизии нумеруются: в конце акта необходимо перечислить все приложения к нему.

Для ознакомления с актом ревизии отводится, как правило, 5 рабочих дней. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии. Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные замечания. В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизуемой группы в конце акта проводит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта. В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте (заказным письмом) или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления акта.

Акт ревизии состоит из вводной (общей) и описательной (основной) частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

Наименование темы ревизии;

Дату и место составления акта ревизии;

Кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);

Проверяемый период и сроки проведения ревизии;

Полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

Ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

Сведения об учредителях;

Основные цели и виды деятельности организации;

Имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

Перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях;

Кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто является главным бухгалтером;

Кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. В описательной части акта ревизии могут быть выделены следующие разделы (построение этой части строго не регламентируется):

Денежные средства, кассовые и банковские операции. Расчетные и кредитные операции.

Производство и реализация продукции

Основные средства.

Товарно-материальные ценности.

Труд и заработная плата.

Затраты производства и себестоимость.

Прибыль, фонды и резервы.

Инвестиции.

Бухгалтерский учет, отчетность и внутрихозяйственный контроль.

Выполнение решений по результатам предыдущей ревизии.

Приложения к акту.

В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т.д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации квалифицировать их поступки, намерения и цели (в частности «расхитил денежные средства», «присвоил государственное имущество»).

Вскрытые ревизией факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, объяснениями и т.д. При изъятии подлинных документов на место изъятого помещают копию с указанием на обороте основания и даты изъятия подлинника или изъятые подлинные документы оформляют описью, подписанной ревизором и главным бухгалтером ревизуемого предприятия. Подлинные документы прилагаются к акту ревизии в тех случаях, когда они являются и средством преступления и доказательством совершенного злоупотребления. Прежде всего к таким документам будут относиться подложные документы, содержащие материальный и интеллектуальный подлог, сохранность которых на ревизуемом предприятии вызывает опасение.

Выявленные факты однородных массовых нарушений (например, по результатам проверки авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) группируются в ведомостях, прилагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующее приложение. В этих случаях в прилагаемом к акту ревизии перечне нарушений указываются: проверяемый период, дата и номер документа, наименование нарушенного законоположения, содержание нарушения, фамилия, инициалы и должность виновного лица, сумма ущерба.

Промежуточные акты необходимы в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации кассы, материальных ценностей, готовой продукции, основных средств, состояния расчетов и по другим операциям. Промежуточные акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами. В основном акте кратко излагается сущность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делается ссылка на них.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обстоятельном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.

Материалы каждой ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и им подписывается.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

Список использованной литературы

1. "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (БК РФ)

от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

2. Приказ Минфина РФ от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации"

3. Маслова Т.Н. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. Учебное пособие. М: Магистр, 2011.

4. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия, Учебное пособие, 2010г.

5. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие / Под ред. проф. М.В. Мельник. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2004.

6. Землин А. И. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации. Описание основных направлений и разделов финансового обследования муниципальных предприятий. Порядок оформления и реализации материалов проверок государственных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2011

    Организационные основы ревизий. Происхождение слова "ревизия". Классификация ревизии. Цель ревизии или проверки. Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок. Составление акта ревизии. Ревизии кассовых операций: цели, этапы и объекты проверки.

    реферат , добавлен 07.11.2008

    Порядок проведения ревизий торговой и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Программа ревизии с перечнем вопросов. Состав участников ревизии. Акт ревизии. Оформление и реализация результатов. Права и обязанности ревизоров.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2012

    Общая характеристика финансового контроля, его функции и задачи. Осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении финансовых и хозяйственных операций. Методика проверки учетной документации во время ревизии.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2011

    Задачи ревизии кассовых операций, источники информации, процедуры ревизии. Ведение операций с наличными денежными средствами. Общие положения ведения кассовых операций в Российской Федерации, их документальное оформление. Акт ревизионной проверки.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2013

    Порядок и правила хранения, расходования и учета денежных средств в кассе, задачи ревизии кассовых операций. Источники информации и процедура ревизии, инвентаризация и ревизия денежных средств. Проверка своевременности и полноты оприходования денег.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2010

    Составление программы ревизии, ее проведение. Ревизия сохранности основных средств, оформление результатов инвентаризации. Ревизия операций по изменению стоимости основных средств, ремонту и операций их перемещения. Порядок реализации материалов ревизии.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2011

    Организация и методика ревизии кассовых операций ООО "Сантарин". Выявление недостатков в учете кассовых операций, рекомендации по их устранению. Документальное оформление материалов ревизии операций с наличными денежными средствами, денежными документами.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Программа комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственной организации. Источники информации. Приемы и способы контроля. Раздел программы и контрольные процедуры. Ревизия учредительных документов.

    контрольная работа , добавлен 26.09.2008

    Задачи и источники информации для аудита и ревизии кассы и кассовых операций. Методика проверки кассы и выполнение условий, обеспечивающих сохранность денежных средств. Нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления операций с ценными бумагами.



Похожие публикации