Задания регулятивные ууд начальной школе. Формирование регулятивных учебных действий на уроках в начальной школе

В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в начальной школе должно быть формирование у обучающихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения.

Посмотрим на наших учеников с позиции нового закона общества в системе образования. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?

Наш ученик - выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать следующими качествами:

Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

Уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

Умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

Самостоятельно критически мыслить;

Видеть проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

Чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

Быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

Грамотно работать с информацией;

Быть коммуникабельным.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Моделирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени.

В умении учиться выделяются две составляющие:

  1. Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку не хватает его знаний и умений, и для того чтобы получить ответ на вопрос чему учиться?
  2. Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений для ответа на вопрос как научиться?

Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные учебные действия , которые обеспечивают способность обучающегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё не известно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня освоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у обучающихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Мы на уроках должны научить обучающихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Осуществлять действия по реализации плана.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

И без чего не может быть достигнута любая цель - это волевая саморегуляция. Обучающийся должен заставлять доделывать начатое задание, причем на должном уровне.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.

Условия формирования и развития регулятивных действий :

1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

3. С обучающимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

Организация взаимной проверки заданий,

Взаимные задания групп,

Учебный конфликт,

Обсуждение участниками способов своего действия

Заполнение рефлексивного портфолио.

8. Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Владение РУУД дает:

1. Ученик умеет составлять план действий.

2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.

3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено обучающимся, и того, что еще неизвестно.

5. Ученик способен к волевому усилию.

6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

7. У ученика сформирован внутренний план действий.

8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Планируемые результаты по формированию РУУД на конец 1 класса

Планируемые результаты по формированию РУУД выпускников НШ

Принимает и сохраняет учебную задачу.

Умеет ставить учебную задачу, на основе того, что известно и что еще неизвестно.

Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Выделяет ориентиры в новом учебном материале.

Планирует свои действия совместно с учителем.

Умеет планировать, определять последовательность действий.

Овладевает способами самооценки, адекватно воспринимает предложения.

Умеет вносить изменения в результат своей деятельности.

Владеет способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.

Структура регулятивных УУД схожа со структурой тайм-менеджмента.

Тайм-менеджмент - управление временем - технология организации времени и повышение эффективности его использования. Включает в себя инструменты и методики планирования времени. Общими в стратегиях тайм-менеджмента и регулятивных УУД являются список задач (“to-do list”), постановка приоритетов и целей.

Детей стоит учить управлять своим временем уже в школе. И первое, с чего стоит начать, это мотивация. Ребенок должен почувствовать, какую пользу ему принесет это занятие.

Приведем примеры заданий, через которые формируются РУУД.

Планировщики. Ежедневное планирование необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем. Планировать необходимо на бумаге. С вечера можно подготовить список задач на завтра. Выполненную задачу из списка следует вычеркивать ее или отмечать специальным значком. Это даст ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и энергии. Вечером подводим итоги и планируем снова.

Календарь на месяц . Купите ребенку красочный перекидной календарь на год. Пусть он висит в его комнате и меняет страницы каждый месяц. Ярким кругом обводим день, когда запланированы важные дела: день рождения друга, посещение театра с классом. Пусть ребенок эмоционально настраивается на предстоящие события и вместе с тем учится ориентироваться во временах года, названиях месяцев.

Обозначить цели - только половина дела, главное — представлять пути их достижения. И этому тоже можно учиться. Помогут упражнения, где необходимо читать рисуночные или написанные планы, действовать по плану самостоятельно, корректировать планы, составлять алгоритмы, искать ошибку в алгоритмах, решать задачи на планирование, рисовать маршруты, составлять план по рассказу и рассказ по плану. Очень важно учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

Примеры упражнений.

Целеполагание - упражнение «Мой портфель». На доске рисуем большой портфель. На столе раскладываем в форме ромашки листочки с заданиями. Ученики по очереди вытягивают листочки с заданиями, выполняют их, затем помещают листок в нарисованный «портфель». После выполнения всех заданий учитель обращает внимание детей на то, что в «портфеле» осталось свободное и просит их подумать, что еще они хотели бы научиться делать, какие темы пройти.

Контроль, сличение с эталоном- тест «Проверь себя» в конце раздела. Дети выполняют тест, затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным учителем, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов.

Волевая саморегуляция - командная игра, включающая опрос по определенной теме

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

Поиск информации в предложенных источниках,

Задания на аналогии, найти закономерности и ответить на вопрос;

Взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Критериями сформированности у обучающегося регуляции своей деятельности может стать способность:

Выбирать средства для организации своего поведения;

Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Начинать и заканчивать действие в нужный момент;

Тормозить ненужные реакции.

Согласно требованиям нового федерального образовательного стандарта на каждом уроке в начальной школе необходимо формировать у детей универсальные учебные действия. Моделирование уроков по формированию УУд - дело непростое, но это требование времени. Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность учащегося самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. В статье рассматриваются формы и методы по формированию регулятивных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» им. Макаренко

«Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках

в начальной школе»

Кондратьева

Юлия Леонидовна,

учитель начальных классов

Арзамас, 2015

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Моделирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени.
Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные учебные действия , которые обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Рассмотрим каждое из действий подробнее.

Постановка учебной задачи (целеполагание) является одним из самых трудных моментов в работе педагога. Поэтому для обучения детей правильному целеполаганию необходимо четко придерживаться особой структуры урока.

1 этап – создание «ситуации успеха». Уроки постановки учебной задачи должны начинаться с конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ребенка. Дети должны продемонстрировать себе и другим то, что они уже знают и умеют. Задача учителя – подобрать такую практическую задачу, чтобы она решалась известным ребенку способом. Эту задачу ребенок должен выполнить индивидуально. Например, на этапе актуализации знаний решаем примеры в столбик без перехода через десяток. Определяем тему урока «Что же мы будем изучать на уроке? Для чего нам это нужно?».

2 этап – возникновение ситуации «интеллектуального конфликта». После ситуации успеха учитель создает такую ситуацию, когда учебная задача по внешним признакам похожа на ту, которую дети только что с успехом решили, но ее содержательный элемент должен не позволить решить новую задачу известным способом. Возникает разрыв между знанием и незнанием. Задача педагога заключается в том, чтобы придумать специальную задачу, где бы старые знания и способы работы в новых условиях не сработали.

3 этап урока – фиксация места затруднения.

Дети обсуждают различные варианты решения задачи. Именно на данном этапе урока они должны испытать дефицит своих знаний, именно здесь у ребенка возникает потребность двигаться дальше в познании данного учебного предмета.

4 этап урока – формулировка учебной задачи учащимися и педагогом. После фиксации проблемы, учащиеся вместе с учителем вновь возвращаются к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной цели, которой им предстоит добиться на уроке.

Планирование

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

Обсуждение готового плана решения учебной задачи (начальный этап, 1 класс);

Работа с деформированным планом решения учебной задачи;

Так, примером работы с деформированным планом решения учебной задачи может служить урок технологиии в 1 классе по теме: « Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Бабочка», где детям предлагается в группах составить алгоритм выполнения аппликации по данным шагам-действиям:

1.Обвести шаблоны кругов.

2. Приклеить.

3. Сложить тельце бабочки.

4. Вырезать, разделить на части.

5. Приготовить бумагу нужного цвета.

6. Дополнить деталями.

Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

  • Прочитай задачу
  • Выдели условие задачи
  • Запиши решение
  • Запиши ответ

Составление своего плана решения учебной задачи (решение уравнения).

Алгоритм нахождения неизвестного числа

  • Определяем целое и его части.
  • Определяем что неизвестно, целое или часть.
  • Вспоминаем правила нахождения части или целого.
  • Применяем правило для нахождения неизвестного. Решаем его.
  • Проверяем правильность нахождения целого.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:

1.что нужно оценивать

2. зачем оценивать

3. какие формы оценок существуют.

Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:

1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,

2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием

Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении)

Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.

Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:

Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.

Светофор – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:

Красный – нужна помощь!

Зелёный – я умею сам.

Жёлтый – умею, но не уверен ещё.

Смайлики – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Необходимо различать эмоциональную и содержательную оценки своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.

Помочь ребенку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе, с другой стороны, столь же здоровую самокритичность - одна из центральных задач школы,

Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии , которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения .

Для отработки умения оценивать себя и других можно использовать работу в парах двумя способами:

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Особое внимание нужно уделять прогностической оценке . Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?

Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка.

Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. Например, разбор предложения по членам, разбор слова по составу.

После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия. С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия.

А сейчас остановлюсь на конкретных предметах.

Способность к контролю, самоконтролю и к коррекции в курсе «Русский язык» вырабатываются, в частности, при выполнении упражнений, с пропущенными гласными, где ребенок должен следовать алгоритму:

  • Прочитай слово
  • Определи орфограмму
  • Вспомни правило, как подбирать проверочное слово
  • Подбери проверочное слово
  • Напиши правильно

Способности к контролю и самоконтролю вырабатываются и заданиями учебника: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование). Кроме того многие задания сопровождаются вопросами типа «Как ты думаешь, всё ли у тебя получилось?». Для решения таких учебных задач совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Учебный курс «Литературное чтение» закладывает основы всех регулятивных УУД . Наибольшее внимание при этом уделяется развитию способности к прогнозированию (например, типичные задания: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?»; «Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?»).

Оценка и самооценка чтения, выр чтения и тд проводятся по алгоритмам, которые высвечиваются на электронной доске. На первых этапах это помогает детям полно и правильно оценить себя и одноклассников.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий в курсе «Технология» создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения действий с поставленной целью, Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся осуществлять самоконтроль выполняемых действий, корректировку хода работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя или технологическим картам, руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия. Значительное внимание уделяется также приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Это осуществимо и с точки зрения традиционного урока. Можно успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты, пересмотрев урок с позиции эффективности применения новых методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Н.В.Подина,

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №26 г.Волгоград

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Почему именно сейчас мы во главу угла процесса обучения ставится формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института? Ответ на этот вопрос очевиден. Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению общей парадигмы, т.е. подхода, образования, что находит отражение в переходе: · от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения); от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Функции УУДвключают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Виды универсальных учебных действий:

1. личностный;

2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3. познавательный;

4. коммуникативный.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями , т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.

Одной из задач начального обучение является освоение нового вида деятельности – учебной, поэтому в процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно. Для взрослого человека часто сложно ответить на вопрос, как пересказать текст или как составить план, как отличить вопрос задачи от условия и т.д., поэтому учителю бывает сложно понять, почему ребенок испытывает затруднение при выполнении задания. Одной из причин неуспеваемости ребенка становиться не непонимание материала, а неумение с ним работать.

Приведем практический пример: вы взяли рецепт нового блюда, в нем записаны не только продукты, которые нужны для него, но и обязательно способ (алгоритм) приготовления. Успех приготовления зависит от того, насколько подробно и четко будет описан способ приготовления и последовательность действий, а после нескольких раз вы будете готовить его без подсказки. То же происходит и в учебном процессе. Чем четче и подробнее мы будем объяснять, как выполняется задание, тем лучше наши ученики будут его выполнять. В учебниках УМК «Перспектива» много внимания уделяется осмыслению и формированию различных способов учебной деятельности (различным способам вычисления, способам пересказа текста, способов охраны здоровья).

При изучении темы «Согласные звуки и буквы» ставится задача освоения способов выделения согласного звука и его фонетического анализа. Используется «Азбука», стр.78-96, часть 1, а также прописи № 2,3. Как уже было сказано ранее, учитель формулирует цель выполнения задания, объясняет способ выполнения задания, последовательность действий; затем учащимся предлагается выполнить аналогичное задание самостоятельно и обязательно оценить полученный результат – таким образом, формируются регулятивные УУД.

Примеры использования учебника математики при формировании регулятивных УУД:

При изучении темы «Множества к формированию регулятивных УУД относится освоение способов объединения предметов и выделение их из группы по определенным признакам.

У чебник «Математика. 1 класс» часть 1, стр. 9, стр. 30, 32, 26. С начала дети знакомятся критериями, по которым можно объединять предметы в множества. Затем детям предлагается самостоятельно определить признаки объединения в множества и объяснить их значимость с различных точек зрения (по бытовым признакам - игрушки для мальчиков и девочек, посуда, по математическим признакам - имеют определенную формы, размер).

Учебник «Математика: 1 класс» часть 1 стр. 15 № 1 - определяем последовательность расположения объектов на рисунке:

  • какие животные идут по правой дорожке;
  • кто идет между черепахой и ежиком (впереди, позади и т.д.);
  • кто придет в школу позже всех и почему?

Учебник «Математика: 1 класс» часть 1, стр. 33 - составь картинку. Ориентирование на листе, например: в верхнем левом углу, поставили точку, в правом нижнем углу нарисуйте домик, перед ним растёт ель, в середине листа – солнышко, под ним цветочек.

Учебник «Математика: 1 класс» часть 1, с.106, № 2 , 3 - нахождение закономерности.

  • Как можно прибавить число 3? Обратите внимание - предлагаются 3 способа.
  • Как можно вычесть число 3? Обратите внимание - предлагаются 3 способа.
  • Использование числового луча как помощника.

Какие же регулятивные умения формируются в процессе обучения в начальной школе? Ученик научится:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу,

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Ставить цели, позволяющие решать учебные и житейские задачи;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Различать способ и результат действия;

Оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

Уметь самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Осуществлять контроль по результату и по способу действия; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

Обсуждение готового плана решения учебной задачи;

Работа с деформированным планом решения учебной задачи;

Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

Составление своего плана решения учебной задачи.

Так, примером работы с деформированным планом решения учебной задачи может служить урок технологиии в 1 классе по теме: « Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Бабочка.»,где детям предлагается в группах составить алгоритм выполнения аппликации по данным шагам-действиям:

1.Обвести шаблоны кругов.

2.Вырезать, разделить на части.

3.Распределить на тельце бабочки.

4.Приклеить.

5.Обвести шаблон для узора.

6.Вырезать, разделить на части.

7.Из частей собрать узор.

8.Приклеить.

Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

На уроках технологии планирование последовательности выполнения действия удобно проводить по технологической карте, данной в учебнике или составленной учителем.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

На уроке технологии во 2 классе по теме: «Объёмная аппликация. Изделие «Букет роз» дети работают по технологической карте и в процессе пошагового выполнения действия вносят коррективы.

- Определим, какой вид бумаги подойдет для выполнения работы (фон – картон, ваза – цв.бум., розы и листья – салфетка).

Почему используем салфетку? (мягкая, легко изменяет форму).

Что подскажет нам, как выполнить розу из салфетки? (технологическаякарта - ТК).

С помощью ТК определите из какой части салфетки выполнена роза? (четверть).

Какие действия нужно выполнить? (скатать трубочкой, свернуть трубочку жгутиком).

Как лучше приклеивать?(намазать одну сторону жгутика и прикладывать)

При выполнении действия внесена корректива- удобнее сначала намазать клеем, а затем выкладывать жгутик по спирали.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:

1.что нужно оценивать

2. зачем оценивать

3. какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны.Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:

1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,

2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.

4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием

5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.

6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.

7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным

Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении)

Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.

Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:

Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.

Светофор – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:

Красный – нужна помощь!

Зелёный – я умею сам.

Жёлтый – умею, но не уверен ещё.

Смайлики – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Портфолио

Основной смысл портфолио – показать всё, на что ты способен. Есть специальный раздел, где ребёнок оценивает свои ЗУН на начало изучаемой темы и на конец.

Портфель достижений может помочь ученику:

Оценить его успехи;

Спланировать дальнейшее обучение;

Показать свои достижения окружающим.

подкоторыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами.

Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.

Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии , которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения .

В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Особое внимание нужно уделять прогностической оценке . Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?

Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка.

Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.

После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

Показатели успешности формирования регулятивных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий выраженных в категориях:

Знаю/могу

Хочу

Делаю

1. Научить ребенка:

А) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;

Б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу;

в) исправлять ошибки.

2. Помогите ребенку:

Научиться адекватно оценивать выполненную работу.

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.




Похожие публикации