Сценарий по бородинскому сражению в библиотеке. Внеклассное мероприятие "по следам бородинского сражения". Давыдов Денис Васильевич

«Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?»

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

205 лет прошло с той поры, как был дан достойный отпор врагу, посягнувшему на честь и независимость России в отечественной войне 1812 года.

Это одна из самых героических страниц истории нашей родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира (всемогущим и непобедимым), поразила воображение современников и поныне волнует их потомков, служит для одних - предметом гордости, для других - неразгаданной загадкой, для третьих - грозным предостережением: «Не ходи на Москву!»

Поэтому «гроза двенадцатого года» привлекала и вновь привлекает к себе внимание русских литераторов, художников, музыкантов.

«Русской Илиадой» называют литературные произведения, связанные этой тематикой, а это произведения – Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Толстого, Крылова, Рылеева, Тютчева и других. (В войне участвовали 30 русских писателей). Вспомним их произведения.

Начало войны.

В ночь на 24 июня 1812 года полумиллионная армия наполеона вторглась в Россию, переправившись через пограничную реку Неман. Этот эпизод войны отражён в стихотворении известного поэта середины 19 века Якова Полонского.

Я.Полонский «Переход через Неман» (1845?)

Вот Руси граница, вот Неман. Французы -
Наводят понтоны: работа кипит…
И с грохотом катятся медные пушки,
И стонет земля от копыт.

Надвинув свою треугольную шляпу,
Всё в том же походном своём сюртуке,
На белом коне проскакал император
С подзорной трубою в руке.

Чело его ясно, движенья спокойны,
В лице не видать сокровенных забот.
Коня на скаку осадил он, и видит -
За Неманом туча встаёт…

И, душу волнуя, предчувствие шепчет:
«Сомнёт знамена твои русский народ!»
«Вперёд! - говорят ему слава и гений. -
Вперёд, император! вперёд!»

И лик его бледен, движенья тревожны,
И шагом он едет, и молча глядит,
Как к Неману катятся медные пушки
И стонут мосты от копыт.

Как один человек встал русский народ для отражения неприятельского нашествия.

Вот что об этом говорит Пушкин.

А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе».(1814)

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад:

Летят на дерзновенных

Сердца их мщеньем зажжены.

Пушкину в ту пору было 13 лет. В 1811 году он поступил в Царскосельский лицей. Позже, вспоминая о пережитой грозной поре, поэт обращался к своим лицейским друзьям.

А.С.Пушкин «Была пора: наш праздник молодой» (1836)

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…

Подъём и борьба русского народа с захватчиками.

Солдат Фанагорийского гренадёрского полка Никанор Остафьев в первый же месяц войны написал замечательную «Песню к русским воинам», наполненную глубокой верой в победу над врагом.

Братцы! Грудью послужите,
Гряньте бодро на врага
И вселенной докажите,
Сколько Русь вам дорога!

Посмотрите, подступает
К вам соломенный народ;
Бонапарте выпускает
Разных наций хилый сброд.
Не в одной они все вере,
С принужденьем все идут:
При чувствительной потере
На него же нападут.

Всем, наверно, дал он слово,
Что далеко к нам зайдет;
Знает, дома нездорово,
Дома также пропадет.
Мыслит: коль пришла невзгода,
Должно славу потерять,
Так от русского народа
Мне и смерть честней принять.

Братцы! Грудью послужите,
Гряньте бодро на врага
И вселенной докажите,
Сколько Русь вам дорога!

Вся Европа ожидает
Сей погибели его;
Бонапарта почитает
За злодея своего.
Ах, когда слух разнесется,
Что от нас сей враг исчез,
Слава русских вознесется
До превыспренних небес!

Под натиском превосходящих сил противника армии генералов Барклая де Толли и Багратиона отступали, завлекая французов в глубь России. Под Смоленском обе армии соединились и дали неприятелю первый крупный бой. О нём ярко повествует Л.Толстой в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой «Война и мир» часть 2, глава 25.

«Мы в первый раз дрались там за русскую землю, в войсках был такой дух, которого я не видел… мы 2 дня сряду отбивали французов и… этот успех удесятерил наши силы.»

Вскоре после Смоленского сражения был назначен новый главнокомандующий русскими войсками – Михаил Илларионович Кутузов. Его назначение было выражением воли всего народа.

Полководцы.

Генеральное сражение, определившее исход войны было дано 7.09.1812 года. Наполеон, вспоминая о нём много лет спустя, считал, что из всех его сражений самое ужасное то, которое он дал под Москвой.

Наиболее полно, точно, не только по достоверности изложенных фактов, но и по передаче мыслей и чувств русских воинов описаны события в стихотворении Лермонтова «Бородино», которое поэт написал к 25-летию Бородинского сражения.

М.Ю.Лермонтов «Бородино» (1837)

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена́, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»

Бородинское сражение.

Обе стороны понесли в этом сражении огромные потери. На поле боя был смертельно ранен выдающийся русский полководец Багратион

Советский писатель В.Соловьёв в пьесе в стихах «Фельдмаршал Кутузов», написанной им незадолго до Великой Отечественной войны, вложил в уста умирающего героя такие слова.

В.Соловьёв «Фельдмаршал Кутузов»(1940)

Солдаты, мы сражались вместе,

Мы сотни верст прошли в пороховом дыму,

Отдайте всё, но Родины и чести,

Не отдавайте никому! Вперёд!

После Бородинской битвы, на Военном Совете в селе Фили под Москвой, Кутузов принял решение не рисковать армией и оставить Москву: «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия. Приказываю отступать…»

Вступая в Москву, Наполеон ждал от неё покорности, символических ключей от города, как это было в других европейских государствах. Но Москва встретила его пожарами.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (1830)

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

И эти же мысли и чувства о Москве, о её великом предназначении в борьбе с врагом выразил М.Ю.Лермонтов.

М.Ю.Лермонтов поэма «Сашка» (1833-1834)

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
70 И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и - обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
75 Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.

Великое предназначение Москвы.

У Лермонтова есть другое стихотворение, в котором поэт в фольклорно-аллегорических образах изображает борьбу русского народа с Наполеоном. Это стихотворение «Два великана»

М. Ю. Лермонтов «Два великана» (1832)

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел о нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец, -
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел - тряхнул главою...
Ахнул дерзкий - и упал!

Но упал он в дальнем море.
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародёрство его войск вскоре привели к разложению «великой армии», а пожар в Москве, охвативший огромную. Территорию сделал невыносимым положение французов.

Н.Соколов «Он» (1850)

Кипел, горел пожар московский,

Дым расстилался по реке.

На высоте стены кремлевской

Стоял Он в сером сюртуке.

Он видел огненное море.

Впервые полный мрачных дум,

Он в первый раз постигнул горе,

И содрогнулся гордый ум!

Зачем я шел к тебе, Россия,

В твои глубокие снега?

Здесь о ступени роковые

Споткнулась дерзкая нога!

Твоя обширная столица -

Последний шаг мечты моей,

Она - надежд моих гробница,

Погибшей славы - мавзолей.

Неоднократно обращался Наполеон из Москвы с предложением о мире, который был ему так необходим. Своего посла Лористона он напутствовал: «Я хочу мира, мне нужен мир, нужен во что бы то ни стало, спасайте только честь»

Но теперь уже Россия на это пойти не могла, и Наполеон либо не получал ответа вовсе, либо получал отрицательный ответ.

И.А. Крылов – известный баснописец не участвовал в боях, но как патриот на события 1812 года он откликнулся 7-ю замечательными баснями: «Ворона и Курица», «Щука и Кот» и другие. Лучшая из басен «Волк на псарне».

Собственноручно написанный текст басни. Крылов через жену Кутузова переслал самому фельдмаршалу, а тот после боёв прочёл басню собравшимся вокруг него офицерам и при словах «а я, приятель, сед» снял фуражку и тряхнул седой головой.

И.А.Крылов «Волк на псарне»

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"–
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! – кричат, – огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, –
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…" – "Послушай-ка, сосед, –
Тут ловчий* перервал в ответ, –
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".

Отступление.

Наполеон вынужден был оставить Москву. Он пытается пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия растянулась, отступая по старой Смоленской дороге.

В те дни в рядах русского ополчения находился знаменитый поэт В.А.Жуковский. В начале октября 1812 года он написал стихотворение, исполненное высокой гражданственности и патриотизма, «Певец во стане русских воинов».

Поэт воспевал храбрость и мужество русских солдат и полководцев, называя такие прославленные имена, как Ермолов, Раевский, Коновницын. Платов… Он обращается с хвалебным словом к Кутузову.

В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов» (1812)

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
И труд он делит с нами.
О сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом
И сколь врагу ужасен!
О диво! се орел пронзил
Над ним небес равнины...
Могущий вождь главу склонил;
Ура! кричат дружины.

Партизаны.

На помощь армии пришло народное партизанское движение. Летучие отряды партизан создавались преимущественно крестьянами. Широко извнстными стали наводящие страх на врага имена Герасима Курина, Василисы Кожиной и др.

Это их имел в виду Л.Толстой.

Л.Н.Толстой «Война и мир»

«…Дубина народной войны поднялась со всей своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Партизанские отряды формировались и офицерами кутузовской армии: прославленным поэтом – гусаром Д.Давыдовым, А.Н.Сеславиным, А.С.Фигнером и другими. Они совершали дерзкие набеги на французские тылы, нанося им ощутимый урон.

Об удали таких отрядов, о бесстрашии воинов – кавалеристов писал Д.Давыдов.

Д.Давыдов «Партизан» (1826)

Умолкнул бой. Ночная тень
Москвы окрестность покрывает;
Вдали Кутузова курень
Один, как звёздочка, сверкает.
Громада войск во тьме кипит,
И над пылающей Москвою
Багрово зарево лежит
Необозримой полосою.

И мчится тайною тропой
Воспрянувший с долины битвы
Наездников весёлый рой
На отдалённые ловитвы.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.

Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской.
Сын белокаменной Москвы,
Но рано брошенный в тревоги,
Он жаждет сечи и молвы,
А там что будет - вольны боги!

Давно не знаем им покой,
Привет родни, взор девы нежный;
Его любовь - кровавый бой,
Родня - донцы, друг - конь надежный,
Он чрез стремнины, чрез холмы
Отважно всадника проносит,
То чутко шевелит ушми,
То фыркает, то удил просит.

Ещё их скок приметен был
На высях за преградной Нарой,
Златимых отблеском пожара,
Но скоро буйный рой за высь перекатил,
И скоро след его простыл…

О партизанских офицерских отрядах писал замечательный поэт – декабрист К.Ф.Рылеев.

К.Ф.Рылеев «Партизаны» (1824?)

В лесу дремучем на поляне
Отряд наездников сидит.
Окрестность вся в седом тумане;
Кругом осенний ветр шумит,
На тусклый месяц набегают
Порой густые облака;
Надулась черная река,
И молнии вдали сверкают.

Плащи навешаны шатром
На пиках, в глубь земли вонзенных;
Биваки в сумраке ночном
Вокруг костров воспламененных!
Средь них толпами удальцы:
Ахтырцы, бугцы и донцы.

Пируют всадники лихие,
Заботы трудны боевые,
Свершив отчаянный набег;
Но весел шумный их ночлег:
Живой беседой сокращают
Они друг другу час ночной,
Дела вождей страны родной
Воспоминаньем оживляют
И лес угрюмый и густой
Веселым пеньем пробуждают.

«Вкушает враг беспечный сон;
Но мы не спим, мы надзираем -
И вдруг на стан со всех сторон,
Как снег внезапный, налетаем.

В одно мгновенье враг разбит,
Врасплох застигнут удальцами,
И вслед за ними страх летит
С неутомимыми донцами.

Свершив набег, мы в лес густой
С добычей вражеской уходим
И там за чашей круговой
Минуты отдыха проводим.

Среди участников Отечественной войны 1812 года встречается имя мужественной женщины, Надежды Дуровой, которая, переодевшись в мужскую военную форму, добровольно отправилась на фронт и отважно сражалась с французами, не уступая мужчинам. Об этой «кавалерист – девице», как её называли, увлекательную пьесу «Давным – давно» написал советский драматург А.Гладков. (Позднее по этой пьесе был поставлен кинофильм «Гусарская баллада».

Итог войны.

Отступая, армия Наполеона таяла на глазах у императора от холода, голода и болезней, от сокрушительных ударов армии Кутузова и партизанских отрядов. Менее 30 тысяч французов добрели до западных рубежей России к концу 1812 года.

Это о них писал Лермонтов, используя рассказы очевидцев.

М.Ю.Лермонтов «Начало поэмы» (1839)

Жалок и печален
Исчезнувших пришельцев гордый след.
Вот сабель их рубцы, а их уж нет:
Один в бою упал на штык кровавый,
Другой - в слезах, без гроба и без славы.

Ужель никто из них не добежал
До рубежа отчизны драгоценной?
Нет, прах Кремля к подошвам их пристал,
И русский бог отмстил за храм священный...
Сердитый Кремль в огне их принимал
И проводил, пылая, светоч грозный...
Он озарил им путь в степи морозной -
И степь их поглотила, и о том,
Кто нам грозил и пленом и стыдом,
Кто над землей промчался, как комета,
Стал говорить с насмешкой голос света.

Отечественная война 1812 года – это событие. Значение которого выходит далеко за рамки своего времени. Это особый урок истории.

Г.Р.Державин в 1807 году, предостерегающе напоминал:

Был сей, был тот: их нет, а Рус?..

Всяк знай, мотай себе на ус!

Д.Давыдов в 1836 году, как бы предвидя сквозь даль времён 1945-й год писал:

«Ещё Россия не поднималась во весь свой исполинский рост, и горе её неприятелям, если она когда-нибудь подымется!»

Как мы уже убедились это событие получило широкое отражение в исторической науке, музыке, живописи, скульптуре и т.д. (в разных видах искусства). Но наиболее полно оно отразилось в русской литературе.

Поэты и писатели призывают в своих произведениях к единству. Сплочённости народа, указывают на победу в борьбе с иноземными захватчиками, на героическое прошлое России и свободное будущее.

К л а с с н ы й ч а с н а т е м у

«

России верные сыны!»

Ф.Н.Глинка.

200-летию Бородинской битвы посвящается

Подготовила и провела: Андрюшкова Н.В.

Классный руководитель 5 класса

МОУ сош го Молодёжный

Цели и задачи:

  • воспитать у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

· развивать у школьников мировоззренческие убеждения на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок;

  • создать условия для осознания учащимися себя как представителей исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества;
  • сформировать у учащихся способности определять собственные позиции по отношению к явлениям и событиям современной российской жизни

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем - и в ужасах войны

Друзьям, отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

Что лучше: жизнь-где узы плена,

Иль смерть-где русские знамена?

В героях быть или в рабах?

Ф. Н. Глинка «ВОЕННАЯ ПЕСНЬ, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»

Так звучат слова очевидца событий, о которых пойдет речь, Автор этих строк - русский поэт, публицист, офицер, участник декабристских обществ. Он в 1805-1806 состоял адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 был сотенным начальником дворянского ополчения. В 1812 опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814. (Слайд-2.)

Сегодня на классном часе пойдет об одном из самых главных событий российской истории - Бородинской битве. Наша страна отмечает в этом году 200-летие этого сражения, положившего начало победоносного марша русских войск в Отечественной войне 1812года. Мы лишь прикоснемся к этим событиям, а позже постараемся посетить Бородинскую панораму и побывать под Можайском на «поле русской славы» (так стали называть поле под Бородино, где происходило сражение). Конечно, более подробно вы познакомитесь с событиями Отечественной войны 1812года в старших классах, а теперь постараемся понять, что заставило французов напасть на нашу страну.

Пять лет в Европе битвы ждали

Такой, как эта, чтоб решить

В военном длительном скандале,

Кому в Европе главным быть.

Шестнадцать лет Наполеон

Уж вёл губительные войны

И в непрерывной грозной бойне

Разбил почти что всех уж он:

Иль покорил или склонил

К союзу с ним. Лишь англичане,

Испанцы, шведы, россияне

Не преклонились перед ним.

« Россию рок влечёт к разгрому.

Свершится пусть её судьба!..

Пойдём чрез Неман на просторы

Российские. Вперёд, друзья!

Война такой же славной будет,

Какой и первая была.

Но мир, который мы заключим,

Натянет крепко удила.

Полсотни лет в дела Европы

Россия зря совала нос.

И мы идём, поправить чтобы

Дела надолго и всерьёз».

К 1812 году император французов Наполеон I покорил и подчинил своему влиянию почти все страны Европы. Его Великую армию в России называли армией «двунадесяти языков». Но для русского солдата все они были «французами». (Слайд-4.)

Вторжение войск Наполеона в пределы Российской империи началось в ночь на 12 (24) июня 1812 года. Общая численность неприятельской армии в этот момент составляла более 670 тыс. человек при 1372 орудиях. Общая численность российских вооруженных сил на Западной границе империи (разделенных на 3 армии) составляла около 317 тыс. человек при 1102 орудиях. Наполеон рассчитывал закончить военную кампанию против России за 1-2 месяца, навязав русскому командованию генеральное сражение в первые же недели после вторжения.

Война Отечественной стала:

Патриотизм достиг высот,

Каких страна ещё не знала,

И в ополчение идёт

И стар, и млад из всех сословий,

Чтоб доказать горячей кровью,

Как им Отчизна дорога,

И все хотят побить врага.

Деревни, сёла, города

Не пожалели средств и силы,

Отдали всё родной России,

Чтобы спасти её тогда .

Владимир Тяптин 1812. Отечественная война

Участники Отечественной войны 1812 года навсегда остались для более молодых современников и потомков поколением героев: им довелось сражаться с величайшей армией мира, под командованием одним из лучших в истории человечества полководцем, но они отстояли Родину от «всемирного завоевателя». Они победили, несмотря на то, что численностью уступали неприятелю, закаленному к тому же многолетними войнами на полях Европы. Армия, состоявшая, по преимуществу, из крепостных крестьян, победила людей, гордившихся своей свободой и цивилизованностью. Многие были уверены, что победа была дарована народу российскому свыше, благодаря его глубокой вере и верности православию.

В русском стане после полудня вдоль фронта войск крестным ходом с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери, спасенной из горевшего Смоленска, прошествовало армейское духовенство в парадных облачениях. Перед святым образом служили молебны. Первым к образу покровительницы России, опустившись на колени, приложился М.И.Кутузов. За ним - офицеры Главного штаба, и затем «сама собою, по влечению сердца, 100-тысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить до сытости своею кровью», - писал Ф.Н.Глинка.

Как вспоминал один из участников битвы, «из всех явлений 1812 года канун Бородина сохранился, конечно, у многих в памяти. Все ожидали боя решительного. Офицеры надели с вечера чистое белье; солдаты, сберегавшие про случай по белой рубашке, сделали то же. Эти приготовления были не на пир! Бледно и вяло горели огни на нашей линии, темна и сыра была с вечера ночь на 26-е августа…» (Ф.Н.Глинка) Солдаты отказывались от положенной перед сражением винной порции, говоря: «Спасибо за честь! Не к тому изготовились: не такой завтра день!» Они молились: «Мать пресвятая Богородица! Помоги постоять нам за землю свою!». И только «к утру сон пролетел над полками».

Во вражеском стане до рассвета не умолкали песни и шумные хмельные споры, там уже праздновали победу. «Удвоенные костры, уставленные в несколько линий, пылали до самого Колоцкого монастыря. Эти не наши огни, стоя огненными полками, сквозили сквозь чащи лесов и кустарников, румянили наше небо и бросали какой-то кровавый отблеск на окрестности ямистые, темные. Рокот барабанов, резкие звуки труб, музыка, песни и крики несвязные (приветный клик войска Наполеону) слышались у французов», - вспоминал Ф.Н.Глинка.

Битва началась ранним утром 26 августа (7 сентября). Около 6 часов раздался первый выстрел французского орудия. «Чуть рассвело - а неприятель уже послал свое первое ядро. Одно из первых ядер пролетело над нашими головами и попало прямо в крышу того дома, где находился Кутузов!» - вспоминал ординарец М.И.Кутузова И.Р. фон Дрейлинг. Русская артиллерия открыла ответный огонь. «В рассветном воздухе шумела буря. Ядра… визжали пролетными вихрями над головами. Гранаты лопались. В пять минут сражение было уже в полном разгаре». (Ф.Н.Глинка)

В армии Наполеона на Бородинском поле насчитывалось около 135 тыс. солдат при 587 орудиях, в распоряжении Кутузова находилось около 114 тыс. солдат регулярных войск при 624 орудиях, около 10 тыс. ратников ополчения и около 8 тыс. казаков. Сражение при селе Бородино было невиданным по численности, потерям и упорству обеих сторон в достижении победы.

Русские солдаты на протяжении всей битвы совершали подвиги беспримерного мужества. Российские офицеры проявили здесь свои лучшие качества. Один из рядовых участников Бородинского сражения унтер-офицер Тихонов в своих воспоминаниях, записанных с его слов в 1830 году, так описал поведение командиров в бою: «Начальство под Бородином было такое, какого не скоро опять дождемся. Чуть бывало кого ранят, глядишь, сейчас на его место двое выскочат… Когда б не такое начальство, не так бы мы и сражались. Потому что, какое ни будь желанье и усердье, а как видишь, что начальство плошает, так и у самого руки опускаются. А тут в глаза всякому наплевать бы следовало, если бы он вздумал вилять… Да вилять никто и не думал».

Прославленный генерал Багратион, получивший смертельную рану в Бородинском бою во время одной из контратак своих войск, высоко оценил действия офицеров, своих подчиненных: «Они были примером всем прочим воинам в неустрашимости и храбрости, что самое, как и благоразумные их распоряжения, доставили в сем деле войску нашему поверхность над неприятелем

Все отчетливо понимали, что в сражении при Бородино решается судьба Первопрестольной русской столицы. «Москва должна была служить для русского воина тем же, что могила для каждого смертного, за Москвой был уже другой мир», - писал храбрый российский генерал принц Евгений Вюртембергский.

И вождь сказал перед полками:

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали».

И мы погибнуть обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

М. Ю. Лермонтов «Поле Бородина» (Слайд-11.)

Кто первым произнес слова, ставшие знаменитыми благодаря лермонтовскому стихотворению: «Москва за нами!»? Об этом историки продолжают спорить до сих пор. Известно точно, что слова эти звучали на Бородинском поле на протяжении всего дня. Солдаты Московского пехотного полка, защищавшие батарею Раевского, слышали их от своего командира полковника Федора Федоровича Монахтина: «Ребята! Представьте себе, что это место - Россия и отстаивайте ее грудью богатырскою!» Многие слышали возглас генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова, командира 6-го пехотного корпуса, назначенного командовать войсками 2-й Западной армии после ранения П.И.Багратиона: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад - ведь все равно умирать же под Москвою!» Один из участников сражения вспоминал: «Под Бородиным мы сошлись и стали колоться. Колемся час, колемся два… устали, руки опустились! И мы, и французы друг друга не трогаем, ходим как бараны! Которая-нибудь сторона отдохнет и ну опять колоться. Колемся, колемся, колемся! Часа, почитай, три на одном месте кололись!» (Слайд-10.)

Сражение, продолжавшееся около 15 часов, стихло лишь в сумерки. Настроение русских войск, отошедших от занимаемых первоначально позиций не более, чем на 1 км, было таково, что все, от рядового до генерала считали битву выигранной. Была уверенность, что «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным» (Л.Н.Толстой). Унтер-офицер Тихонов вспоминал, что когда закончилась битва, «приказание привезли, чтобы завтра атаковать француза. Мало его осталось, повалили мы его страсть что: он очень густо стоял, нашим пушкам ловко было палить; наших зарядов много меньше пропадало, чем французских, да мы и стояли пореже. Повалил он, после полудня, у нас много народу, но все не столько, сколько мы у него».

(Слайд-12.)

Взвесив все, главнокомандующий М.И.Кутузов отдал приказ об отступлении. 29 августа он докладывал императору Александру: «Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, особливо тем, что переранены самые нужные генералы, принудила меня отступить по Московской дороге».(Слайд-13.)

А главнокомандующий Москвы Ф.В.Ростопчин говорил: «Москва была отдана за Россию, а не сдана на условиях. Неприятель не вошел в Москву - он был в нее впущен - на пагубу нашествия».

(Слайд-14.)

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою .

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Бородино! Мало кому известная до 26 августа 1812 г. деревня в 120 км к западу от Москвы стала местом славы русского солдата, славы России. В этот день на Бородинском поле произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. против французских захватчиков.

Цель генерального сраженья:

Упорной обороной мы

Должны добиться истощенья

Наполеоновской «чумы»

И прекратить её движенье

К Москве. И русские холмы

Стать нашей крепостью должны.

Владимир Тяптин 1812. Отечественная война

Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов не случайно выбрал Бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нем могли развернуться большие массы войск. Свои силы Кутузов расположил так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву - обе Смоленские дороги (см. на схеме). Правый фланг упирался в деревню Горки, где находилась ставка Кутузова. Центр русских войск защищала Курганная батарея, которой командовал генерал Н. Н. Раевский, потому ее называют сейчас батареей Раевского. Левый фланг проходил близ деревни Семеновское. Здесь очень быстро были возведены укрепления - флеши, которые защищали солдаты генерала П. И. Багратиона (Багратионовы флеши). Деревня Бородино находилась между правым флангом и центром.

Однако в единоборстве с наполеоновскими войсками русские остались непобежденными - таков первый итог Бородинского сражения. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, ослабило ее наступательную активность. Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой несправедливой, захватнической войне.

(Слайд-15.)

Прошло немного времени, Наполеон вошел в сгоревшую Москву, а позже с остатками своей многоязычной армии в лютую русскую стужу покинул Россию.

18 (30) марта 1814 года около 9 часов утра колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и развернутыми знаменами начали входить в Париж через ворота Сент-Мартен

России быть, нам быть дано,

Пока жив дух Бородино.

Бородино!.. Да кто в России

Не знает про Бородино?

Прошли века, но с прежней силой

Волнует нашу грудь оно.

Отвага, мужество, и слава,

И небывалый героизм,

И гордость за свою державу

Навечно в слове том слились.

Оно как символ русской славы

Вошло в историю навек,

И без него своей державы

Не мыслит русский человек

Владимир Тяптин 1812. Отечественная война

(Слайд-16.)

Подведем итоги.

2.Почему войну 1812 года называют Отечественной?

3.Где произошло решающее сражение этой войны?

4.На чьей стороне был численный перевес?

5.Кто руководил сражением при Бородино с русской стороны?

6.Кого из героев вы можете назвать?

7.Чем закончилась Бородинская битва?

8.Почему М.И.Кутузов принял решение оставить Москву неприятелю?

9.В каком году окончилась эта Отечественная война?

Внеклассное мероприятие по Бородинскому сражению в истории и литературе учитель русского языка и литературы МАОУ г. Владимира «Лицей №14» Селезнева Светлана Петровна

Тема: « Формирование гражданской идентичности с использованием образовательного и воспитательного потенциала общеобразовательных гуманитарных дисциплин»

Актуальность проблемы

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава.

Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков, а потому основной задачей школы всегда было воспитание ответственного гражданина. Важнейшими составляющими эмоционального компонента гражданской идентичности является гордость за «свою страну». Ведь становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

Таким образом, актуальность формирования гражданской идентичности наиболее высока в подростковом и юношеском возрасте, так как совпадает с процессом их осознания себя и своего места в мире.

Не задерживая внимание на вопросах функции, сущности и содержания гражданской идентичности, хочется предложить вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия, объединяющего тему «Бородино» в 5 классах на уроках истории и литературы.

Цель: формирование ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества.

Задачи:

Помочь каждому учащемуся осознать себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины и несущим ответственность за ее судьбу в современном мире;

Формирование гражданского патриотизма;

Создание установки на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры и установки на владение универсальными способами познания мира.

Система межпредметных и внутрипредметных связей, открывает возможность реализации интегративного подхода к построению учебного предмета и методам организации учебной деятельности учащихся. Предметную основу для формирования гражданской идентичности составляют прежде всего история, литература, обществознание - предметы гуманитарного и художественно- эстетического смысла.

В основе предложенной работы - история и литература.

История. Историческая память есть необходимое условие гражданской идентичности и самосознания личности. Изучение истории обеспечивает формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников. Историческое воспитание - изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.

Литература. Литература представляет духовно-нравственное общекультурное наследие человечества и народов и выступает как часть историко-культурной и собственно литературной традиции. Литературное произведение выражает мировоззрение и систему ценностей своей культуры, используя для этого сформированный в рамках литературной традиции язык. В детском и подростковом возрасте литературное произведение задает эталоны и образцы Личности, той «идеальной формы» (Д.Б.Эльконин), которая определяет задачи саморазвития и самовоспитания учащегося. Литература создает условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.

Техническое и методическое сопровождение: карта «История России XIX век», презентация/ в нашем случае из-за отсутствия ТСО распечатка/ «Генералы 1812 года» / ученик, выступающий в роли Словаря, представляет иллюстрации, сопровождая их текстом

1-й ученик:

22 июня/10 по старому стилю/ 182 года Франция объявила войну России.

2-й ученик:

24 июня «великая армия Наполеона», переправившись через Неман в районе Ковно/Каунаса/, вторглась в пределы Российской империи.

3-й ученик:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

4-ый ученик:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчал и старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

1-й ученик: 25 июня русское командование начало отвод войск в глубь страны.

2-й ученик: 8 июля 1-я армия под командованием генерала Барклая-де-Толли вышла из-под удара, который Наполеон намеревался нанести ей в районе Вильно, а 14 июля начала отход на Витебск, выделив для прикрытия петербургского направления корпус Петра Витгенштейна.

1-й ученик: 18 июля главнокомандующий Александр I в Полоцке покинул армию, не назначив преемника. Функции главнокомандующего по должности военного министра выполнял генерал Михаил Барклай-де-Толли.

2-й ученик: 23 июля состоялся бой у Салтановки, в результате которого попытка прорыва 2-й армии Петра Багратиона через Могилёв на соединение с 1-й армией не удалась. В этом бою участвовал генерал Раевский с сыновьями.

1-й ученик: 1 августа Барклай -де - Толли отвёл 1-ю армию к Смоленску. 2-я армия отходила сначала на Минск, затем на Несвиж - Бобруйск, ведя арьергардные бои с противником (у населённых пунктов Мир и Романов).

СЛОВАРЬ : Арьергард - войска прикрытия

2-й ученик: 3 августа войска Барклая - де - Толли соединились у Смоленска. Попытки противника развить наступление на Санкт-Петербург и Ригу были отбиты. 1-й ученик: 16 - 18 августа произошло Смоленское сражение. Русские войска вынуждены были оставить город, но русские арьергарды не допустили переправы противника в Смоленск.

4-й ученик:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

(ученики склоняются над картой)

5-й ученик, представляющий Кутузова: «Земля здесь необыкновенная,- святая земля. Россию от погибели обороняет. Уже тысячу лет обороняет. Вон речка. Как называется? В о йна . А эта вот - К о лоча , что значит сеча. Вон тот ручеёк подалее - Огник , значит, огонь. А там за бугорком - Стонец , стало быть стон. Ещё дальше речка Сетунь - то печаль, сетование. Что следует? Война, битва, огонь, стон да страдание - вон оно издревле как всё окрестили. В писаниях старых что говорят? Бились на этом поле русские испокон веков. Как ворог идёт на Москву, так здесь препон. Михаил Хоробит, слыхал? Брат Александра Невского, он здесь голову положил, дрался с литвой. Ольгерды, Ягайлы этой дорогой ходили, на русский меч натыкались. Иноки Пересвет и Ослябя из этих мест на Куликово поле благословлены были».

1-й ученик: 20 августа император Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками Михаила Голенищева - Кутузова.

2-й ученик: 7 сентября (26 аввгуста по старому стилю) рано утром завязалась Бородинская битва - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года.

4-й ученик:

Построили редут.

Словарь: Редут - сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером

4-й ученик:

У наших ушке на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Словарь : Силы сторон:

Французы 135тысяч регулярных войск, 587 орудий

Русские - 113 тысяч регулярных войск, около 7 тысяч казаков, 10 тысяч ополчения, 624 орудия

4-й ученик:

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

1-й ученик : «Армия готовилась к бою. Вокруг ружейных козел сидели солдаты, они чистили мелом штыки, белили портупеи и перевязи. Кто переодевался в чистую рубаху, кто зашивал ниткой прореху, кто менял кремень в ружейном замке. Кавалеристы скребли и мыли лошадей, мыли их дочиста, точили палаши, сабли, заряжали карабины и пистолеты. Артиллеристы доводили до жаркого блеска орудийные дула, смазывали дёгтем винты и колёса. В больших палатках лекаря раскладывали бинты, корпию и компрессы, стальные ножи, пилки и щипцы, готовили уксус и спирт. Рядами стояли пустые телеги для раненых»
4-й ученик:

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

2-й ученик: «Генералы двенадцатого года! Как они молоды, многим нет и тридцати. Двадцать два из них окропили кровью бородинскую землю, двое остались там навсегда, погребённые под кучами трупов, трое умерли от ран".

1-й ученик : «Генералы двенадцатого года. Багратион, с лицом, озарённым вдохновением боя, кричащий «браво» французской атаке. Спокойный, ищущий смерти под ядрами Барклай. Незаметный Дохтуров, возникающий в самых опасных местах боя. Бесстрашный Милорадович, с трубкой в зубах на виду французских батарей. Отчаянный Раевский, ходивший в атаку вместе с сыновьями. Самолюбивый и властный Ермолов, которого опасался сам царь. Красивый и нервный Коновницын, летавший по полю в расстегнутом сюртуке. Цепкий Неверовский, чудом державшийся с дивизией против тройной силы французов. Любимец Петербурга Кутайсов, писавший стихи трактаты об артиллерии. Гигант Костенецкий, дравшийся как простой солдат и сломавший два банника о французские головы. Грузный, стареющий Лихачёв, один бросившийся на французов со шпагой. Мужественный Кульнев. Хитроумный Платов. Скромный Луков, единственный генерал, в послужном списке которого сказана «из солдатских детей». Командир четвёртой дивизии, обладатель пышного титула принца Вюртембергского, ходивший в простой пехотной шинели, евший из котелка и спавший на земле рядом с солдатами».
4-й ученик:

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

(инсценировка)

6-й ученик: «Перед боем у батареи Раевского несколько артиллеристов собрались в кружок у костра. Внезапно на галопе подлетел всадник. Всколыхнулись золотые шнуры эполет. Генерал! Смуглое молодое лицо ослепило улыбкой, блеснули живые глаза…

7- й ученик / Кутайсов: «Приказ мой получили? Я, братцы, ещё раз толкую: он будет давить, всей грудью полезет. Но боже упаси вас сняться с позиции! Картечью в упор, пока не сядет на пушки! Отдайте орудье, но всыпьте последний заряд! Мне толку мало, если будете, бегая, за собой их таскать»
4-й ученик:

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Словарь: Драгуны - кавалеристы . Уланы - легкая кавалерия, вооружённая пиками
4-й ученик:

Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

1-й ученик: «Грохот, грохот стоит над Бородино. Беспрерывный, разноликий. Сотни оттенков в этом гуле. То жалобное повизгивание, то басовитое гудение. То вроде трещотки пробежит по небу, то оно всё разом содрогнётся. Птичье цвиканье пуль, шуршание ядер, стон картечи. Звон, стук, удары, чавканье, лязг, жужжание. Людские крики, храп лошадей».
4-й ученик:

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

2-й ученик: «Атака на батарею Раевского составила себе громкую славу, хотя таких атак в Бородинском бою было немало. Случилось это, возможно, потому, что сразу два генерала, начальник штаба Ермолов и командующий артиллерией Кутайсов, кинулись отбивать высоту и оба получили раны, один небольшую, другой смертельную…»

1-й ученик: …Кутайсов скачет на своём караковом жеребце и смеётся, как будто он не в бою, а на весёлой охоте. Картечь сметает его, окровавив седло. Он падает на землю, садится, с изумлением ощупывает растерзанную грудь. Кутузов напрягаясь и краснея тоненьким голосом кричит:

5-й ученик/Кутузов: Христом богом просил тебя не лезть в простую пехоту! Ты чего упал? Поднимайся быстрее, раздавят копытами!

7-й ученик/Кутайсов - Ваша светлость, кажется, я не могу. Осколок в груди. Ваша све…- он медленно валится на землю.

5-й ученик/Кутузов: - А пушки?!- Кто над пушками останется?

7-й ученик/Кутайсов - Костенецкого ставьте, - а я… я… помираю..

5-й ученик/Кутузов: - Помираю! -- Я тебе покажу- помираю! Сказывал - не лезь!.. Помирает? Спрашивает он почти с детским недоумением у окружающих.

1-й ученик: «Убит сразу, - отвечают из свиты, - непонятно, как ещё разговаривал»

4-й ученик:

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

2-й ученик : «Две армии не решились продолжить сражение. Французы отпрянули ещё ночью, русские отошли утром. В этом скопище убитых и нельзя было продолжать сражение.

5-й ученик: Сражение кончено. Чего я только не видел в нём! Я видел, как ядра залетали в дуло пушки, как сталкивались в воздухе бомбы. Я видел, как канонир с оторванной рукой другой орудовал банником.я видел русскую пехоту. Она в исступленьи гналась за бегущей конницей Мюрата, бросая вдогонку ружья, наподобие копий… Я видел, как сходились врукопашную батальоны, яростно дрались, разбредались и строились в бою. Опять сходились, опять свалка, построение - каждый раз всё ближе и ближе. Наконец в десяти шагах друг от друга, с окровавленными штыками они стояли фронт к фронту в изнеможении, не в силах атаковать, но ещё не в силах отступить ни шагу»

4-й ученик :

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

1-й ученик: Около полуночи 7 сентября Кутузов приказал отступать к Москве. До рассвета 8 сентября русская армия начала отход к Москве.

2-й ученик: 13 сентября Кутузов собрал в деревне Фили военный совет. Чтобы сохранить силы армии и дождаться подхода резервов он приказал оставить Москву без боя, что было выполнено 14 сентября.

1-й ученик: 14 сентября армия Наполеона вступила в Москву. В тот же день в городе начались пожары, продолжавшиеся до 18 сентября и уничтожившие большую часть города. Критическое положение заставило Наполеона послать в ставку главнокомандующего генерала Лористона с мирными предложениями, адресованными Алесандру I . Кутузов отверг предложение о мире или перемирии.

5-й ученик : 18 октября под влиянием известия о поражении французских войск при Чернище, Наполеон принял решение об отступлении из Москвы. Вечером этого же дня Наполеон оставил Москву и направил свою армию в сторону Калуги.

2 -й ученик: 24 октября произошло сражение при Малоярославце, после которого Наполеон был вынужден отступать по старой Смоленской дороге, теснимый авангардом русской армии и подвергаясь постоянным ударам казаков и партизан с флангов.

1-й ученик: 15-18 ноября Наполеон потерпел крупное поражение под Красным.

2-й ученик: 26-28 ноября 1812 года состоялось сражение при Березине, в ходе которого большая часть «великой армии» была уничтожена или пленена. Это сражение традиционно считается развязкой войны.

Приложение:

Конспект классного часа «День Бородинского сражения» для 8 класса

Вешникова Елена Валерьевна, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края
Время: 1 учебный час
Тема: Классный час «День Бородинского сражения» (8 кл.)
Цель: Систематизация знаний учащихся о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков.
Задачи:
1.Образовательная: Систематизировать знания старшеклассников учащихся о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков.
2. Развивающая: Развивать критическое мышление, речевые компетенции старшеклассников.
3. Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к Родине.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедиа проектор, экран, иллюстрации.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Этапы занятия
1.Оргмомент.
2. Освоение нового материала.
3. Закрепление изученного материала.
4. Подведение итогов. Рефлексия.

Практическая значимость сценария классного часа: сценарий может быть рекомендован педагогам образовательных учреждений, студентам педколледжей, ВУЗов как источник информации при подготовке к классным часам, внеклассным мероприятиям по данной тематике.

Ход занятия
1.Оргмомент.
Организация внимания учащихся.

2. Освоение нового материала.
Ученик 1. Читает отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!» (слайд 2) .
Учитель: Ребята, на уроках истории и литературы вы в разное время знакомились с военными действиями, датами, именами героев Отечественной войны 1812 г. Вспомните, каковы были причины войны, на чьей территории она проходила (учащиеся отвечают на вопрос учителя).
Ученик 1: На первом этапе Отечественной войны (с июня по сентябрь 1812 г.) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение.
Ученик 2:
Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. между русской армией под командованием генерала М. И. Голенищева-Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 г. у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы.
8 сентября отмечается Днём воинской славы России (слайд 3) .
Ученик 1: В июне 1812 г наполеоновская армия вторглась в российские земли.
С начала вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 г. русские войска постоянно отступали. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали главнокомандующего русской армии, генерала-от-инфантерии Барклая-де-Толли, возможности подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим М. И. Кутузова (слайд 4) .
Ученик 2: 22 августа (3 сентября) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась у села Бородина, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, т. к. император Александр I требовал от Кутузова остановить продвижение Наполеона к Москве (слайд 5) .
Учитель: 24 августа разгорелся ожесточенный бой в районе д. Шевардино. 11-тысячный отряд под командованием А. И. Горчакова с 36 орудиями, поддержанный частями 2-й гренадерской и 2-й сводно-гренадерской дивизий, был неоднократно атакован превосходящими силами противника. Со стороны Наполеона в этом бою участвовало около 40 тысяч человек при 186 орудиях.
До наступления темноты русские удерживали позицию у Шевардинского редута (редут - отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны). Уже в ночи по приказу главнокомандующего генерал-лейтенант Горчаков отвел остатки своих войск к основной позиции у деревни Семеновское. Потери в этом бою с каждой стороны составили до 6 тысяч убитыми и ранеными (слайд 6-7) .
Ученик 1: Весь день 25 августа (6 сентября) войска обеих сторон готовились к предстоящему сражению.
Около 6 часов утра 26 августа началось знаменитое Бородинское сражение. Тысячи людей при нескончаемом грохоте 800 орудий сошлись в кровавом единоборстве.
«И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.»
(М. Ю. Лермонтов)
Около 9 ч. утра главнокомандующий 2-й Западной армией генерал П. И. Багратион получил тяжелое ранение, которое оказалось для него смертельным (слайд 8) .
Ученик 3:
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
(М. Ю. Лермонтов)
По состоянию на 18 час. русская армия прочно располагалась на бородинской позиции, а французским войскам ни на одном из направлений не удалось достигнуть решительного успеха (слайд 9-10) .
Ученик 1: В «битве гигантов» за 24–26 августа русская армия потеряла от 45 до 50 тыс. человек (прежде всего от массированного артиллерийского огня), а «Великая армия» – примерно 35 тыс.
М. И. Голенищев-Кутузов удостоился за Бородино чина генерал-фельдмаршала.
После Бородина русская армия, боевой дух которой окреп, быстро восстановила свои силы и была готова к изгнанию неприятеля из пределов России. «Великая» же «армия» Наполеона, наоборот, упала духом, потеряла прежнюю свою маневренность и способность побеждать (слайд 11) ..
3. Закрепление изученного материала.
Учитель:
-А теперь я предлагаю вам, ребята, викторину. Готовы? Итак, начинаем.
1. Бородинское сражение было в:
а) 1240 г.; б) 1812 г.; в) 988 г.; г) 1380 г.
2. В скольких километрах от Москвы находится село Бородино? (125) .
3. Продолжите поговорку: «Пришел Кутузов …..» (бить французов) .
4. Полководец и дипломат, в Отечественную войну 1812 г. главнокомандующий русской армией (М. И. Голенищев-Кутузов) .
5. Что такое редут? (редут - отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны).
6. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны 1812 г.? (Император Александр I) .
7. В каком из субъектов РФ есть город Бородино:
а) Смоленская область; б) Красноярский край;
в) Амурская область; г) Московская область?
8. М. И.Кутузов утверждал: «Перед сражением главное - …». Что? Вставьте пропущенное слово.
а) подкрепиться; б) выспаться;
в) помолиться; г) подумать.
9. Какому событию Отечественной войны 1812 г. посвящена картина А. Ю. Аверьянова:
а) Битва за Ватерлоо; б) Сражение за Смоленск;
в) Бой за Багратионовы флеши; г) Бой у Шевардино?
10. Кому в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» доверен рассказ о войне 1812 года:
а) старому солдату; б) полковнику;
в) партизану; г) известному историку?
Подведение итогов викторины.
Учитель:
-Ребята, а какие чувства, эмоции вызвал у вас просмотр презентации о Бородинском сражении? (учащиеся отвечают на вопрос учителя) .
- Можно ли утверждать, что поэт М. Ю. Лермонтов создал произведение «Бородино» – поэтический памятник русским солдатам? Какие качества русского характера воплотились в литературном памятнике?
– Какими вы видите защитников Отечества? Могут ли солдаты войны 1812 г. служить примером патриотизма для будущих поколений?
4. Подведение итогов. Рефлексия.

Презентация на тему: День Бородинского сражения русской армии

Сценарий внеклассного мероприятия

Ведущий 1. Военная история России имеет немало героических страниц. Одна из них - победа в Отечественной войне 1812 года, начало которой было положено на Бородинском поле. Здесь была одержана победа не только над сильнейшей армией Европы, но и показана всему миру мощь русского оружия и величие духа русского солдата.

Чтец1: Россия… Степь, поля, дубравы,

Иные, может быть, и правы,

Привыкнув называть порой

Её загадочной страной.

Недюжинный характер, воля,

Тяжелая, однако, доля

России выпала. Она

Войной явилась. Суждена

Большим и страшным испытаньем

Для русских стать. Её влияньем

Пронизан позапрошлый век…

(Выходит Наполеон, подходит к карте, рассматривая её, делает пометки)

Наполеон : Да. Так тому и быть. Мне будет армия нужна: Французской маловато. Возьму Германию, Италию… И вот они - солдаты! Хочу Россию подчинить, хочу в Москву войти. Всё я сумею, все смету преграды на пути!

Ведущий1 : Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. Утром 23 июня 1812 года у литовской границы Понемонь Наполеон велел навести мосты на реке Неман.

Ведущий 2 : На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных со всей Европы войск, стройными рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты над Неманом, ступили в пределы Российской империи.

Гусар: Россия - мирная страна, войне никто не рад:

Крестьяне хлебушек растят,

Дворяне все на бал спешат,

Всё, впрочем, как всегда!

Бал. Дамы и гусары вальсируют.

Солдат : выходит на центр зала разворачивает свиток, читает:

Русский император Александр I издал Манифест,

Попросил народ свой, ради чести,

В силу кровной мести,

Отстоять Отчизну, отстоять страну.

И Кутузова направил,

Чтоб войска он все возглавил.

(Закрывает свиток)

Так ответим на войну:

Нас войной не запугаешь,

Дух славянский не задавишь!

Гуса р: Разожгли костры под небесами,

Будто нет войны жестокой, но

Рядом светится, горит огнями

Славное село Бородино.

Ведущий1 : На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ. Началась Отечественная война1812г. Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну. Не сразу русские пришли к славной победе. “ Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали, Ворчали старики …” Помните, откуда эти строки? Правильно, из поэмы Михаила Лермонтова “Бородино”.

Сценка №1. “Солдаты на привале”.

( солдаты идут по сцене и разговаривают )

1 солдат: Что мы – зайцы трусливые?

2 солдат: Что – в нас кровь лягушиная?

3 солдат: Где это видано: русский – спиной к неприятелю!

Ведущий 2: Рвутся солдаты в бой. Русских армий две: одной командует генерал Барклай-де-Толли, а второй – Багратион. Не дают французы русским возможности соединиться, хотят разбить по частям. А генералы понимают, что нет пока сил у русских справиться с грозным врагом. Сберегают войска. Отводят свои полки.

Ведущий1: Главнокомандующим назначен князь Голенищев – Кутузов, нелегкая жизнь ему досталась. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет. Много всего позади. Не счесть боев и походов. Крым, Дунай, поля Австрии, Измаильские грозные стены. Бой под Алуштой, осада Очакова. Трижды Кутузов был тяжело ранен. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного.

Сценка №2. “Военный маневр”.

Кутузов: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает. Непривычно для русских солдат этакое.

Адъютант: Может, в наступление, в бой?

Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Едем в войска!

(За кулисами: Ропот по войскам: Кутузов едет! Кутузов! Идет Кутузов бить французов! Ура!)

Кутузов: Ну, братцы, как настроение?

1 солдат : Веди нас, батюшка в бой!

2 солдат : Утомились, заждались.

Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам храбрости не хватает?!

1 солдат : Вот это слова!

2 солдат : А когда же бой?

Кутузов: Не сейчас. Надо подождать.

2 солдат : Что – то непонятное! Ваша светлость, так что же, опять отступление?

Кутузов: (хитро прищурив глаз): Кто сказал отступление? (Торжественно) Сие есть военный маневр!

Ведущий2 : Немало причинили вреда французам и партизаны. Армейские партизанские отряды действовали в тесном контакте с крестьянами, движение которых росло и ширилось. Особенно широко развернулась партизанское движение крестьян Московской, Смоленской и Калужской губерний.

Сценка №4. “Василиса Кожина идет на войну”.

1 баба: Эй, Марфа, война, война с французами, слышала?!

2 баба: Ой, горе, ой, беда! Что же теперича будет?

1 баба : Побегли к Василисе Кожиной, старостихе нашей!

2 баба : Василиса, война, война!

1 баба : Как же нам быть?

Василиса : Да знаю я, бабы. Что делать, что делать говорите? Бить незваных – непрошеных!

(Мужики сидят на завалинке, переглянулись)

1 мужик : Аль шутишь, Василиса?

2 мужик : Что же мы – войско?

1 мужик : А где ружья? Где сабли?

2 мужик : И придет же бабе такое в голову!

Василиса : Эх, вы! Ну – ка, бабы, кто помоложе, собирайся в отряд. Пойдем без ружей, без сабель!

1 баба : А берите, бабы, вилы, рогатины.

1 мужик : Ай да воины!

2 мужик : Бонапарту схватите в плен, позовете посмотреть на него. (Смеются)

Чтец: Все на защиту родины идут

И партизанскую войну ведут!

Мы только вместе победим,

Войны и горя не хотим!

Своим врагам мы скажем честно:

Не знаем страха мы в бою!

Уж постоим мы головою за Родину свою!

Ведущий1 : Военный маневр все продолжается. До Москвы – 120 километров. Дальше отступать нельзя. Кутузов намерен дать генеральное сражение у села Бородино. И как испокон веку на Руси повелось, накануне большой битвы назначен молебен. Тяжко было Михаилу Илларионовичу. Знал он, что сражение кровавым будет, что многих ребят ядра да пули настигнут. Но Россия ждала – выбора не было.

Ведущий 2 : На следующий день было дано генеральное сражение у села Бородино, переломившее дальнейший ход событий. Здесь решилась судьба Наполеона, судьба империи, судьба народов Европы. Это была битва великого исторического значения.

Ведущий 1 : Но война 1812 года не закончилась Бородинской битвой. В этой битве двух великих армий не выиграл никто. И хотя русские продолжили отступление, они дали понять славной и доселе непобедимой армии Наполеона, что готовы защищать свою Родину до последней капли крови.

Сценка «совет в филях»

1 Генерал: Думаю, Москву отдавать нельзя. Надо биться за Москву.

2 Генерал : У Бородина ведь не осилили нас французы, и здесь выстоим.

1 Генерал : Но и мы не осилили французов.

2 Генерал : Наполеон впервые потерпел неудачу. Русские первыми в мире не уступили Наполеону. Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой.

1 Генерал : На подмогу Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. По-прежнему у противника больше сил. Мы потеряем Москву, если не дадим бой.

Кутузов (встаёт): С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал) Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление.

(Все генералы опускают головы.)

Чтец : Там впереди Москва!

Об этом помнит каждый!

И план Кутузова отважный - немного отступить…

И вот Наполеон в Москве,

Москва пуста, в огне пылает.

Врагу враждебно отвечает.

Горит Москва, но не сдаётся,

И над врагом огнём смеётся!

Сценка №6. “Наполеон на Поклонной горе”.

Наполеон: Наконец-то я в Москве, в самом сердце России. Мои войска уже в городе. Да, город красивый. Отсюда, с Поклонной горы, он виден как на ладони. Но где же, где же бояре с ключами от города? Уже смеркается. (Входит адъютант)

Адъютан т: Прошу прощения, мон - сир. У меня плохая новость: город пуст. Почти все жители ушли из города.

Наполеон : Я никогда не понимал русских! Они ведут войну не по правилам: они должны были цветами и пирогами встречать победителей. Едем в город! Я хочу сам всё увидеть!

Ведущий 2: Наполеон разместился в самом сердце столицы – Кремле. Всего несколько часов чувствовали себя французы победителями, а затем начались пожары сразу в разных частях Москвы. 3 сентября было уже ясно, что город горит.

Ведущий 1: При отступлении армия Наполеона несла огромные потери – солдаты страшно страдали от голода, начался повальный падеж лошадей. Кавалерия целиком превратилась в пехоту, бросали пушки. Всюду их ждала смерть от рук казаков, партизан, крестьян. Вскоре голод вынудил есть палых лошадей и мертвые человеческие тела. Среди солдат Великой армии началось дезертирство.

Чтец

: Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл

И что Россия - это сила!

Тайком во Францию сбежал.

В честь Победы над врагом

Торжествуют все кругом!

Всех на бал зовут оркестры

Во славу доблести и чести!

Ведущий2 : Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года, поставлены памятники, соборы, открыты музеи и экспозиции в память о тех, кто, не пожалев живота своего, встал на защиту Родины, кто с дрожью в голосе от волнения тогда произнес для всех и прежде всего для самого себя: “ Это моя Земля!”

Ведущий 2 : Бородино… Произнося это слово, мы вспоминаем славные победы наших предков… Бородинское сражение, или, как его называют французы, «Сражение на Москве-реке». И хлеб с названием «Бородинский». Видели вы буханку «Бородинского»? Она так черна, будто выпечена из русского чернозема. Это один из самых вкусных «русских сувениров». Многие иностранцы стараются увезти с собой этот экзотический московский продукт. А некоторые страны даже импортируют «Бородинский» или стараются выпечь нечто подобное.

Ведущий 1: Знаете ли вы, почему этот хлеб называется «Бородинский»? Существует несколько версий происхождения этого названия. Одна из легенд связана с очень красивой и необычной легендой, историей верности и любви Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова. Вскоре после Бородинской битвы Маргарита на месте гибели своего мужа воздвигла часовню, а затем основала Спасо-Бородинский женский монастырь, впоследствии став в нем игуменьей Марией. И именно здесь с подачи генеральской вдовы начнут впервые выпекать душистый хлеб, который сегодня известен всей России как «Бородинский».

Ведущий 2: Долгое время Бородинский хлеб использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году.

Чтец : Ты скажи-ка, дядя, ведь недаром

Все они погибли так давно

За Москву, спалённую пожаром,

И за славное село Бородино.

Ведущий 1: Мы предлагаем вам попробовать Бородинский хлеб.

В это время звучит песня «Россия»

Чтец:

Пусть жаркий ветер дунет

Из наших тех времен,

Когда на нас в июне

Напал Наполеон.

Он был военный гений,

Никем не победим.

И встало на колени

Полмира перед ним!

Побед он ждал в России

Мгновенно: раз-два-три.

Не знал, что здесь такие

Живут богатыри.

Всех опытней и старше

Победам друг и брат,

Наш генерал-фельдмаршал

Любил своих солдат.

Он с ними тяжесть груза

Войны делил и боль.

Еще делил Кутузов

С солдатом хлеб и соль.

Спасителем Отчизны

Солдата он считал.

И всем народом призван

Был мудрый генерал.

Богатыри России!

Неравный бой вели,

Но им давала силы

Душа родной земли.

Поля в туманной сини

И колокольный звон…

Богатырям России

Нижайший наш поклон!

(Из стихотворения Л.Н.Алешиной «Разговор сквозь века»)



Похожие публикации