Ведущей деятельностью у младших школьников является. Учебная деятельность - ведущая в младшем школьном возрасте. Мотивация достижения становится доминирующей

Другие материалы по предмету Педагогика

ВВЕДЕНИЕ 3

4

7

3.Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

ВВЕДЕНИЕ

Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным:

  1. для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  2. развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  3. раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  4. развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  5. становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  6. усвоения социальных норм, нравственного развития;
  7. развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских связей.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством), в ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

В данном реферате рассматриваются особенности ведущей деятельности младшего школьника и различные новообразования этого возраста.

1.Общая характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, ее содержание и структура

Ребенок становится школьником тогда, когда обретает внутреннюю позицию школьника.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.

Первый компонент - мотивация. Учебная деятельность полимотивирована - она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б.Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Второй компонент - учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее обучение предполагает совместное "открытие" и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.

Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.

Программы обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе П.Я.Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.

Четвертый компонент - контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю - важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль - за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы - значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.

Последний этап контроля - оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки -насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий - освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка - объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Как показала А.И. Липкина, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

2.Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У детей в связи с развитием функции мышления к концу младшего школьного возраста развивается способность к анализу (это проявляется, прежде всего, в анализе условий решаемых задач), специфическая рефлексия (в том числе и в межличностных отношениях, способность удерживать задачу и решать ее во внутреннем плане.

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занков).

В начале младшего школьного возраста восприятие - недостаточно дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. В

    Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6 -7 до 9 -11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность.

Именно тот факт, что он становится учеником, человеком, учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, с взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.

Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения, трудовые, художественные, спортивные.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная . В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.

Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте:

содержание составляют научные понятия, законы науки и

опирающиеся на них общие способы решения практических задач;

цель и результат деятельности совпадают.

Характеристика учебной деятельности включает пять основных параметров: структуру, мотивы, целеполагание, эмоции, умение учиться.

Ведущие мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационный сферы. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получив новый, более взрослый статус. Интерес к школе существует почти у всех детей в первые несколько недель школьной жизни. В определенной степени в основе этой мотивации лежит реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т. д. достаточно быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы сформировать новый мотив, связанный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу.

К категории внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относится социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учиться, чтобы быть культурным, развитым, занять достойное место после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую работу, мотивы долга и ответственности) и узколичные, в том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям родителей, снизить тревожность, быть лучшим учеником в классе, «пятерочником»), реально действующими чаще являются узкие социальные мотивы. Ориентация только на результат (на похвалу, отметку) сужает содержание ученика, порождает школьную систему принуждения. Например, чтобы получить хорошую оценку (избежать двойки), можно установить приятельские отношения с соседом по парте, чтобы тот дал списать на контрольной.

Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу.

В младшем школьном возрасте уже существует достаточно выраженная система соподчинения мотивов. Вопрос состоит в том, какой мотив преобладает в этой иерархии. Исследования структуры и степени осознанности иерархии мотивов младших школьников показали, что в большинстве случаев, несмотря на появление рефлексии и развитие самосознания детей, мотивации своих поступков они преимущественно не сознают. Отчетливое понимание своих стремлений и своей индивидуальности приходит только к концу этого периода, активно развиваясь в подростковом возрасте.

Центральная задача младшей школы - формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности. Полноценная учебная деятельность включает умения:

выделять и удерживать учебную задачу;

самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;

владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;

владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретически;

уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;

иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Трудности в учебе могут быть вызваны: несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной, мотивации, подходящих учебных действий и т. д.); недостаточным развитием произвольности, низкий уровень памяти, внимания, зависимости от взрослых; неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностные нарушениями, направленность на другие, внешкольные интересы.

Учась способам письма, счета, чтения и т. д., ребенок ориентирует себя на самоизменение – он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя,он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел» - «Умею», «Не мог» - «Могу», «Был» - «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя.

Учебная деятельность имеет свою структуру из несколько взаимосвязанных компонентов:

Учебная задача – то, что ученик усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;

Учебные действия – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;

Действия контроля – сопоставление воспроизведенного действия с образцом;

Действия оценки – определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке.

Это структура учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме. Однако такую структуру учебной деятельности приобретает постепенно, а у младшего школьника она весьма далеко от этого. Все зависит от организации учебной деятельности, от конкретного содержания усваиваемого материала и от индивидуальных особенностей самого ребенка. Так, при обучении чтению ребенка обучают ученому действию выделения основного способа чтения слога. При обучении письму выделяют элементы действия контроля. Различные дисциплины в курсе начальной школы содержат в себе необходимость использовать разные компоненты учебной деятельности. Все дисциплины вместе дают ребенку возможность осваивать компоненты учебной деятельности и постепенно психологически входить в нее.

Конечная цель учебной деятельности – сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т. е. учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучения.

В учебной деятельности действия совершаются прежде всего с идеальными объектами–буквы, числа, звуки. Учитель задает учебные действия с объектами учебной деятельности, а ребенок воспроизводит эти действия, подражая учителю. Затем он овладевает этими действиями, превращая их в действия новой высшей психической функции.

Учебная деятельность является сложившимся в культуре условием «социализации индивидуального интеллекта» на базе овладения знаками, прежде всего языком, появляются новые социальные отношения, которые обогащают и трансформируют мышление ребенка.

Постепенное наращивание потенциала существующих в культуре мыслительных операций и способов учебной деятельности – естественный путь развития индивидуального интеллекта и его социализации. Однако в теории содержания и строения учебной деятельности на протяжении десятков лет выкристаллизовывалась идея о том, что основой развивающего обучения служит его содержания и методы организации обучения.

Чтобы осваивать предлагаемые знания и сами учебные действия, ребенок учиться идентифицировать свои действия с теми, которые ему предстоит присвоить. При этом ребенок кооперируется со сверстниками – ведь способы действия сверстника ему ближе, так как здесь оказывает поддержку общая синхронность овладением учебными действиями

    Особенности психических познавательных процессов младшего школьного возраста.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление . Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У детей в связи с развитием функции мышления к концу младшего школьного возраста развивается способность к анализу (это проявляется, прежде всего, в анализе условий решаемых задач), специфическая рефлексия (в том числе и в межличностных отношениях, способность удерживать задачу и решать ее во внутреннем плане.

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.

В начале младшего школьного возраста восприятие - недостаточно дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической; рефлексию, анализ, внутренний план действий; развитие познавательного отношения к действительности. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень психических процессов и самой учебной деятельности.

    Особенности формирования личности младшего школьного возраста.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

В школе ребенок впервые встречается с системой моральных требований, выполнение которых контролируется. Дети младшего школьного возраста уже готовы к выполнению этих требований. Как уже говорилось, поступая в школу, они стремятся занять новую социальную позицию, с которой и связывают эти требования к ним. Учитель выступает носителем общественных требований. Он же и главный ценитель их поведения, ибо развитие моральных качеств учащихся идет через учение как ведущую деятельность на данном возрастном этапе.

Характерные особенности личности младшего школьника:

Доверчивость, исполнительность. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Они не претендуют на самостоятельность и независимость.

Повышенная восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает все новое, ему хочется научиться писать, читать, считать.

Повышенная реактивность проявляется на уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому.

Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее.

Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию.

Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У детей этого возраста сохраняется ряд потребностей, которые были характерны для дошкольника:

Потребность в игровой деятельности, но уже с другим содержанием;

Потребность в движениях;

Потребность во внешних впечатлениях.

Вместе с тем у младших школьников появляются и новые потребности:

    точно выполнять требования учителя;

    овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;

    получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых;

    быть лучшим учеником;

    выполнять общественную роль.

Каждый ребенок оценивает себя по-своему, исходя из этого можно выделить как минимум три группы детей по степени сформированности у них представления о себе.

Первая группа . Представления о себе относительно адекватны и устойчивы. Дети умеют анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думают о себе. Они больше ориентируются на знание о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

Вторая группа . Представления о себе неадекватны и неустойчивы. Дети не умеют выделять у себя существенные качества, анализировать свои поступки, хотя оценивают себя, не опираясь на мнение других. Число осознаваемых ими собственных качеств невелико. Эти дети требуют особого руководства по формированию навыков самоконтроля.

Третья группа . Представления о себе неустойчивы, содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. Недостаточное знание самих себя приводит этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности и силы.

У младших школьников встречаются все виды самооценок: адекватная, высокая адекватная, завышенная, неадекватная заниженная. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.

Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

Личность ученика формируется в процессе учебной деятельности. Эффективность развития личности зависит от характера учебного процесса, от соответствия его закономерностям усвоения. Личность характеризует человека как хорошего или плохого, ответственного или безответственного члена общества.

У каждого из маленьких школьников своя биография, свой жизненный опыт. Каждый из них представляет собой индивидуальность - неповторимую личность.

Благоприятно сказывается на формировании личности ребенка отсутствие внутренних конфликтов, это может быть несоответствие уровня притязаний реальному положению дел, стремление во что бы то ни стало сохранить превосходство.

Одно из важнейших условий успешного формирования ценных качеств личности ребенка - хороший психологический климат в семье и в школе.

Младший школьный возраст - это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребенка, его забот волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому, который его слушает. В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития младшего школьника.

Вывод:

Младший школьный возраст является важным периодом становления личности ребенка – здесь закладываются основные ценности, формируется мировоззрение человека. В этот период очень важную роль играет степень участия и степень вовлеченности семьи в жизнь ребенка. В младшем школьном возрасте начинает формироваться самооценка человека, его статус в обществе, в ближайшем окружении и в этот период ребенку очень важна поддержка семьи, родителей.

Учебная деятельность становится ведущей. Как правило, она побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Преобразования, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики.

У ребенка появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте. Изменения происходят на всех уровнях развития. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребенка.
Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его отвечать за свои поступки.

Литература:

    Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. М, 1980

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М, 1968

    Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М, Просвещение, 1969

    Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973.

    Мухина В.С. Возрастная психология, М, 1998

    Першина Л.А. Возрастная психология, М, Академический проспект, 2004

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность, с первым шагом в школу опосредует систему его отношений с окружающим миром. Но пройдет немало времени, пока младший школьник опа ануе ее. Это не происходит стихийно, как в прошлом во время овладения игрой, а требует его больших личностных усилий, помощи взрослых, прежде педагогга.

. Учебная деятельность - целенаправленная деятельность учащихся, результатом которой является развитие личности, интеллекта, способностей, усвоения знаний, овладение умениями и навыками

Компонентами учебной деятельности являются учебные задачи, учебные действия, действия контроля, действия оценки

Связана она прежде всего с усвоением младшими школьниками теоретических знаний. При решении учебных задач учебные действия детей направлены на овладение общими способами ориентирования в отно глашение между известными и неизвестными величинами, явлениями, составляющими предметов, ситуаций, процессов и т.п.. Действия контроля и оценки дают им возможность проверить правильность выполнения учебных действий, оценить ус пишнисть решение всего учебной задачиня.

Учебная деятельность в начальных классах подчинена определенным закономерностям. Одна из них заключается в том, что весь процесс преподавания происходит в форме развернутого представления детям главных компо онентив учебной деятельности, в которую они активно включаютсяя.

Происходит учебная деятельность в учебной ситуации, детальное раскрытие учителем особенностей которой (трудностей решения конкретно-практических задач, необходимости поиска общего способа их ан налезет) и ее роли является одной из существенных условий развития познавательной активности детей, их интерес к учебе.

Систематическое включение ребенка в учебные ситуации начинается уже с 1 класса, но умение самостоятельно ставить перед собой учебно-теоретические задачи формируется значительно позже. Проявляется оно в пытается. Анне школьника, получил серию конкретно-практических задач, найти общий способ их решения, а не решать каждое из них в отдельности. Как правило, он находит этот способ, анализируя одно-два с авдання, стремясь выяснить их общие связи и условия. В умении превращать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические, обеспечивает решения типовых задач, поиск эффективных спосо лий решения нетипичных задач, оказывается высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Свидетельством его в учебной деятельности младших школьников являются осознанныеені познавательные интересы стремление не просто получить конкретный, частичный результат, а найти общий способ получения всех однотипных результатов, понять существенные связи и отношения изучаемого. Это стремлении ния является основой желания и способности учиться. В младшем школьном возрасте оно сформировано недостаточно, однако в дальнейшем ни добросовестность, ни усердие не могут стать психологическим источником радостного и эффективного ного обучения. Им есть лишь стремление к пониманию внутреннего содержания учебных предметов. Возникновение и укрепление его определяет содержание основных интересов школьников. С-4 классов, значительное количество времени п ридиляють чтению специальной литературы о путешествиях, ученых, исторические события, происшествия и т.п.. Объем информации, их заинтересовывает, часто выходит за пределы школьной программыограм.

познавательного интереса школьников - выразительная интеллектуальная направленность на поиск нового в предметах, явлениях, событиях, сопровождаемая стремлением глубже. Опознать их особенности; почти всегда осознанное стал влення к предметам, явлениям, события.

Этот интерес всегда эмоционально окрашенным (удивление, восторг, радость от поиска, переживание успеха, разочарование от неудачи), проявляется в волевых действиях, направлении усилий на познание новых сторон окружающей действительности.

Итак, дети младшего школьного возраста сначала предпочитают обучению как общественно-полезной деятельности вообще, потом их привлекают отдельные виды учебной работы (чтение, письмо, рисование), позже они начинают самостоятельно преобразовывать конкретно-практические задачи на учебно-теоретические, интересуясь внутренним содержанием учебной деятельности.

Педагогу важно сохранить и укрепить интерес детей к обучению. Он должен знать, какие мотивы являются наиболее значимыми для младшего школьника организовывать с учетом этого учения. Оно не может осуществляться в форме давления на ребенка или"вытеснение"из его сознания детских понятий понятиями взрослых. Учебная деятельность предполагает пребывают вдову под действием педагогического воздействия отношение ребенка к окружающей действительностиої дійсності.

У младших школьников урок должен состоять из нескольких объединенных общей целью частей, их деятельность должна быть разнообразной. Значительное место в ней отводится действиям с предметами. Важно, чтобы занятия городов тылы в себе элементы игры. С помощью дидактической игры ребенок усваивает программу проще и успешнее, особенно если она недостаточно готова к обучениюння.

Важная задача педагога состоит в обеспечении развития творческой личности в процессе обучения. Этого можно достичь, стимулируя школьников к экспериментированию, которому свойственны преобразования представлений, обр раз, понятий, реальных предметов; раскрытия новых свойств объектов; порождение новыми знаниями, полученными в ходе эксперимента, новых вопросов, сложных преобразований. Заботясь об эффективности на обучения, учитель должен ознакомить школьников с основными компонентами учебной деятельности, стимулировать самостоятельное их выполнение; продемонстрировать им последовательность выполнения учебных действий, четко разума жувавшы имеющие осуществляться в предметном плане, и те, что в умственном. Важно при этом позаботиться об освоении школьниками общих способов решения конкретно-практических задач, преобраз ения их на учебно-теоретическиечні.

В 1 классе учащиеся действуют в учебных ситуациях под руководством учителя. В 2-4 классах отдельные компоненты учебной деятельности они выполняют самостоятельно, осознавая свои возможности при решении дл дань, имея некоторое представление о том, какую оценку отримають.

Руководство процессом обучения состоит в побуждении внешней и внутренней активности ученика, в результате чего он усваивает знания, производит умения и навыки, развивается как личность

На развитие личности младшего школьника влияют и другие виды деятельности. Его интерес, например, к различным видам художественной деятельности (речь, рисование, занятия музыкой, лепка, изготовление а аппликаций) обусловлен не только доступностью и привлекательностью этих занятий, но и возрастные особенности детейй.

Одним из самых любимых видов художественно-речевой деятельности учащихся является рассказ (по картине, игрушками, словесным образцу). Особенно охотно они придумывают истории, сказки. С удовольствием дети начальных классов занимаются музыкальной деятельностью. Не менее любят они рисовать, выражая в рисунках свое эмоциональное отношение к миру. Однако их рисунки являются схематичными, трудно им дается и изображение динамики пре дуете. На качество рисунков влияет общее физическое и психическое состояние детей. Лепка позволяет изобразить явление, предмет в трехмерном пространстве, воспроизвести форму всего, что окружает ребенка. Изготовление приложений предполагает умение вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, орнаменты. Все виды художественной деятельности способствуют развитию воображения, интеллекта, усвоению движений, выработке соответствующих навыков, формирование ню способностей и личностных то якостей.

С большим интересом занимаются младшие школьники конструированием, что требует овладения специфическими приемами, способами построения конструкций

Важным условием гармоничного развития младшего школьника является приобщение его к труду. Чаще ней есть самообслуживания и изготовлению игрушек-самоделок. Самообслуживание, например, способствует воспитанию уважения к труду взрослых, пониманию значения труда в жизни человека, готовности к физического напряжения. При правильно организованных психолого-педагогических условий ребенок осознавать важность соответствующих ального отношение к своим обязанностям по самообслуживанию, пытаться быть чистой, опрятной, поддерживать порядок на рабочем месте, уважать труд взрослых, помогать пожилым людям. Педагог должен постоянно стимулировать ее самостоятельность, инициативу, творчество, используя с этой целью педагогически обоснованную оценку, положительное, доброжелательное слово. Младшие школьники должны выполнять и коры сне для всех задачи: убирать в помещении, поливать цветы, ухаживать младших т.п.. Это приучать их не только вместе работать, использовать необходимые средства, оценивать себя, преодолевать трудности, а и предотвращать формированию эгоизма, возникновению леньінощів.

В младшем школьном возрасте ребенок выполняет такие виды деятельности как игровая деятельность, трудовая, занятия спортом и искусством.

Однако несмотря на все это, ведущая деятельность – учебная. Учебная деятельность не рассматривается только в качестве учебных занятий, она рассматривается шире, с позиции получения новых знаний во время труда, отдыха, игры. В этот период ребенок активно постигает новое и учится. Его знания приобретают все более масштабный характер.

Учебная деятельность выступает в качестве деятельности, которая непосредственно направленна на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством .

Вступление в классный коллектив имеет существенное значение для развития социальных чувств и личности младшего школьника. Межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями, занятие определенного места в системе отношений сверстников обеспечивает практическое овладение школьником нормами и правилами общественного поведения. Младший школьник активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружеские контакты.

На протяжении младшей школы отношения со сверстниками существенно изменяются. В первом классе восприятие школьника, как правило, опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успеваемости, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами (оказался рядом за одной партой, живут поблизости). Постепенно, к 10 –11 годам, приобретают значимость личностные качества учащегося (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность), его организаторские способности .

Основные новообразования младшего школьника следующие:

1.В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сенситивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению.

2. Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия, конструирования. В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы – внимание, восприятие, память. С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.

    Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом.

    Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

    Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).

Деятельность младшего школьника целенаправленно на постижение окружающего мира, его восприятие, создание целенаправленных занятий, которые смогут развить чувственное восприятие. Посредством развивающих занятий можно развить чувственное восприятие окружающего мира.

Таким образом, в период младшего школьного возраста ведущей деятельностью становится учение. Учебная деятельность выступает в качестве деятельности, которая непосредственно направленна на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Ведущая деятельность способствует развитию рефлексии и познавательных процессов.

Вывод к первой главе:

Деятельность младшего школьника целенаправленно на постижение окружающего мира, его восприятие. Создание целенаправленных занятий, которые смогут развить чувственное восприятие, очень значимы. Посредством развивающих занятий можно развить чувственное восприятие окружающего мира.

Развитие творческих способностей является важным этапом в становлении и развитии личности.

Младший школьник через познание окружающего мира становится более социализированным и адаптированным к быстро меняющимся жизненным условиям.

По мнению большинства ученых, ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова и др.). Учебная деятельность имеет свою определенную структуру (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Первый компонент - учебная мотивация. А. Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что - то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации. Учебная деятельность – это полимотивированная деятельность, которая побуждается двумя видами мотивов: познавательные (они порождаются самой учебной деятельность) и социальные мотивы (достижение социального результата) (Л.И.Божович). Необходимо отметить, что на этом этапе познавательные мотивы (по Л.И. Божович, внутренние мотивы) имеют низкую побудительную силу. Они сводятся к двум мотивациям:
- мотивация содержанием (стремление к познанию нового, но в младшем школьном возрасте это сводится к занимательности изучаемого материала);
- мотивация процессом (нравится писать, рисовать, считать и т.д.).
В первом классе проявляется интерес к отдельным фактам и явлениям, а ребёнка увлекает занимательность. К третьему - четвёртому классу начинает появляться интерес к объяснению причинно-следственных связей материала. Последние исследования показали, что у девочек познавательная мотивация выше, чем у мальчиков.
^ Социальные мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узко личными: мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе). В данном возрасте социальные мотивы в данном возрасте сводятся к следующим: Статусный мотив - желание быть учеником (обычно доминирует при поступлении ребёнка в школу) в течение первого года учёбы. В начале первого года - стремится не быть дошкольником; к концу года - стремление к “Я – школьник». Этот мотив к концу первого года исчерпывается, и обучение становится обязанностью. Мотив хорошей отметки - в дошкольном возрасте ребёнок не получал количественной отметки, а в школе - отметки. Отметку своих успехов и неудач младший школьник воспринимает, как отметку личности в целом. Это нередко провоцируют взрослые. Важная задача учителя - сформировать критерии оценки, делая комментарии, так как первоклассники думают, что оценку ставят за старание. Безотметочное обучение в первом классе предложил Ш.А. Амонашвили, с цельюнаучить ребёнка оценивать результаты своей деятельности. Однако, учителю проще поставить отметку, чем сделать комментарий. В этой ситуации формируются внутренние критерии стихийно и, возможно, неправильно. Мотив утверждения в коллективе (классе) - на начальной стадии обучения преобладает мотив превосходства. Когда оценка становится самоцелью ребёнок, то ребенок может превратиться в манипулятора. Учебная задача – это те обобщенные способы действий, которые ребенок должен освоить, выполняя определенные задания. Учебные действия – это система действия ученика при решении определенных задач. Действия контроля. Первоначально действия контроля осуществляет учитель, но постепенно дети приучаются выполнять контроль сами. Действие самоконтроля - есть действие сличения, соотнесения учебных действий с образцом, который задается извне. В практике работы школы обучение контролю идет путем прямого подражания учителю, формирование контроля осуществляется стихийно, путем промеривания и бесчисленных проб и ошибок. Контроль, как правило, осуществляйся только по конечному результату: «Проверь, сошелся ли ответ»; «Проверь, не сделал ли ошибки при диктанте». Кроме контроля по результату (итоговый самоконтроль), выделяется еще два вида самоконтроля: пооперационный и перспективный. Пооперационный (пошаговый, текущий) самоконтроль- более высокий уровень контроля, чем итоговый. Это-коррекция деятельности, слежение за ходом действия, за тем, какое действие выполняется в данный момент, какие действия проделаны, что еще предстоит делать. Одновременно идет контроль и качества, как выполняется действие, соответствуют ли действия заданным требованиям. Перспективный (планирующий) самоконтроль-еще более совершенный вид саморегуляции. Это корректирование деятельности на несколько операций вперед, сличение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения. Действие оценки. В младших классах по поводу оценки были и есть определенные дискуссии. Противники отметок – говорят о негативном влиянии плохих отметок на формирующуюся самооценку младшего школьника, в некоторых школах даже не ставят отметок. Но, ощутимых результатов это не принесло. Как правило, дети в новой социальной ситуации развития, осознавшие социальную значимость данной работы, желают получить и социальную оценку ее успешности. Они сами требуют оценивания своей работы, и учителя придумывают картинки, флажки и пр. В связи с этом возникает необходимость объективности отметки. Как вы считаете, какая отметка будет объективной??? Отметка, которая оценивает, сравнивая результаты с его собственными, некоторое время назад. В целом, оценка также должна перерасти в самооценку. Действие самооценки составляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления. Самостоятельное выполнение компонентов учебной деятельности будет свидетельствовать об определенном уровне сформированное учебной деятельности. Только в этом случае можно говорить о том, что учебная деятельность стала ведущей. По мнению Д. Б. Эльконина, «результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является, прежде всего изменение самого ученика, его развитие». В общем виде можно сказать, что это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т, е. новых способов действия с научными понятиями. Таким образом, учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. Эти изменения составляют: изменения в уровне знаний, умений, навыков, обученности; изменения в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности; изменения в умственных операциях, особенностях личности, т. е. в уровне общего и умственного развития.



Похожие публикации