Сравнительный анализ современных подходов к организации школьного процесса обучения

Метод обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические методы можно разделить на три составляющие: педагогические и ученические, методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников. Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками. Методы обучения имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона отражает общую базовую сущность метода, а субъективная – проявление мастерства и творческого подхода педагога в рамках метода и в соответствии с его основными принципами.

В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации.

Наиболее распространенной из них является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В данной классификации выделяется пять методов .

1. Практический метод основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. Важным этапом такого обучения является систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий.

2. Наглядный метод . Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий.

3. Словесный метод так же предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

Ученики должны не только воспринимать и усваивать информацию, они могут задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, дискутировать, обсуждать те или иные мнения, относительно изучаемого вопроса;

1) работа с книгой отражает метод самостоятельной работы учеников, включающей чтение, просмотр, конспектирование, анализ, систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе с учебной литературой.

2) видеометод – инновационный метод обучения с использованием видеоматериала и электронного учителя, используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения. Данный метод требует от ученика высокого уровня способности и мотивации к самообучению.

Другой вид классификации основан на разделении методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала.

В этой классификации выделены следующие методы.

1. Объяснительно-иллюстративный . Один из способов передачи ученикам системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического материала. Ученики, в свою очередь должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней;

2. Репродуктивный метод предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.

3. Метод проблемного изложения заключается в активной деятельности со стороны учителя. Учитель искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Ученикам отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий учителя, усваивать основные принципы и этапы решения проблем.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод обучения основан на самостоятельной деятельности учеников, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью выявления степени их истинности. Педагог в данном случае выполняет роль помощника и наставника, он обязан научить учащихся грамотному прохождению всех этапов на пути выявления и решения проблем, а так же оказывать помощь при возникновении у учащихся затруднений разного рода.

5. Исследовательский метод является наиболее эффективным с точки зрения усвоения знаний, однако его осуществление требует высокой квалификации педагога. Учитель вместе с учащимися формирует проблему и производит управление самостоятельной исследовательской деятельностью учеников. Методы исследования ученики выбирают сами, знания добываются ими в процессе исследования и решения сопутствующих исследовательской деятельности задач. Знания, полученные подобным способом, глубоко и прочно оседают в памяти человека. Творческая активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и мотивации к обучающему процессу.

Другая классификация методов обучения, три основные группы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Методы, входящие в группу организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, многочисленны и довольно разнообразны. В них используются все виды источников информации: учебники, лекции, наглядные пособия, практическая деятельность. Предпочтение отдается разумному сочетанию теории и практики, знания приобретаются как посредством восприятия и осмысления предлагаемого материала, так и в процессе исследовательской деятельности и анализа ее результатов. Немаловажную роль имеют самостоятельные работы, контролируемые со стороны учителя.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности направлены в основном на пробуждение интереса у учеников к процессу обучения. Занятия, разработанные с использованием этих методов обычно разнообразны и эмоциональны. Ученикам предлагаются задания в виде ситуативных форм, приближенных к реальной жизни, для решения которых необходима определенная теоретическая база, тем самым создается представление о применимости получаемых знаний в повседневной или профессиональной жизнедеятельности. Учащиеся убеждаются в пользе получения таких знаний и умений, что пробуждает интерес и создает стимулы к обучению. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности направлены на формирование сознательности ученика и основаны на оценке конечного результата обучения. Процесс обучения включает различные виды контроля и самоконтроля, в соответствии с которым делается вывод об эффективности проведенных занятий для каждого конкретного ученика и для всей учебной группы в целом. Значительную роль в этих методах играет оценка, как стимул получения знаний. Зачастую ученикам предлагается самим оценить выполненную ими работу, а затем сравнить эту оценку с оценкой учителя, в этом случае ученикам прививается способность наиболее объективно оценивать свой уровень знаний и умений.

Существующие классификации методов обучения не лишены недостатков. В любом учебном процессе в действительности используется сочетание элементов сразу нескольких методов, и, говоря о применении какого-то конкретного метода в том или ином случае, имеется в виду его доминирующее положение по отношению к остальным. В настоящее время в современной педагогической науке выделяются несколько относительно самостоятельных методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный и практический методы, познавательная игра, методы программированного обучения, обучающий контроль, ситуационный метод.

Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.

Перцептивный подход , при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Е.Я.Го-лант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко и др.).

Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов).

Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А. Н.Алексюк).

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения

Объяснительно-иллюстративный вид обученияявляется основным видом обучения в отечественной школе различных образовательных уровней. Он предполагает доведение учебной информации с последующим ее объяснением в сочетании с наглядным представлением изучаемого материала. Главными инструментами такого обучения выступают слушание, понимание (восприятие) и запоминание. К тому же оноопирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание нового опыта. Такой подход к организации учебного процесса иногда также называют традиционным.

В основу проблемного обучения положена идея самостоятельного формирования необходимых знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного.

Программированное обучение опирается на хорошо известные в педагогике общие положения, теории. Материал дается небольшими, легко усваиваемыми частями, получившими название шагов, порций или фрагментов информации.

Характерные черты программированного обучения:

расчленение строго отобранного учебного материала на отдельные небольшие части;

включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части;

предъявление заданий по проверке усвоения каждой данной части;

соблюдение ответов, информирующих учащегося о степе ни правильности его ответа.

По форме программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. Процесс специальной переработки учебного материала для такого обучения получил название программирования.

Модульное обучение – это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь используется тест.

Модульное обучение очень близко по своим идеям и организационным формам программированому обучению. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Многие российские институты дистанционного образования (например, СГУ - Современный гуманитарный университет) строят свои учебные программы именно на основе модулей. Это делает возможным охватить процессом обучения большое количество учащихся, поставить обучение “на поток”.

Учебный курс, как правило, включает не менее трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.

5. Принципы и правила обучения..........? (ПИСАЛИ КОНСПЕКТ, А ТАКЖЕ ЕСТЬ УЧЕБНИК В ГРУППЕ)

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные понятия дидактики. Исторические модели обучения

Дидактика это крупная отрасль педагогики разрабатывающая теорию образования и обучения Предмет дидактики обучение как... Содержание образования Факторы влияющие на отбор СО Компоненты СО Носители... В ТЕТРАДИ Различные подходы к обучению...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет дидактики – обучение как средство воспитания и образования.
Педагогический процесс – целенаправленная взаимосвязанная деятельность учителей и учащихся, направленная на воспитание и развитие личности. Обучение – цел

Функции обучения (образовательная, развивающая, воспитательная).
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности. Процесс обучения должен быть спроектирован и осуществлен так, чтобы и содержательн

Организационные формы и системы обучения. Исторический характер форм обучения.
Наиболее обоснованным представляется подход И.М. Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей сис

Индивидуальная система обучения
Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики

Лекционно-семинарская система обучения
С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система обучения. Основной формой обучения в ранних университетах была лекция, которая первоначально заключалась в чтени

Логика учебного процесса и структура процесса усвоения знаний.
Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учебного процесса. Сама же логика учебного процесса - один из принципиальных вопросов теории обучения. Она не является простой п

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)
Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу в

Межпредметные.
Каждый вид в зависимости от дидактической цели может быть теоретическим, практическим, комбинированным. Соответствии с типом факультатива формируют группы, подбирают формы и методы работы.

Бизнес-семинары.
Кру́глый стол -общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах - как свободная конференци

УЧЕБНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при их максимумальной самостоятельности, активности, ин

Тренинг.
Тренинг – это:познание себя и окружающего мира; изменение “Я” через общение; общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке; эффективная форма работы для усвоения знан

Коллектив как объект и субъект воспитания. Этапы и уровни развития детского коллектива.
Коллектив как объект и субъект воспитания Коллектив (от латинского «colligo» – «объединяю») – объединение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в кажд

ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ.

Логико-информационная корректность языковых выражений состоит в соблюдении следующих требований: ЯСНОСТИ, ТОЧНОСТИ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ.

ЯСНОСТЬ терминов, составленных из них высказываний и рассуждений, как последовательностей высказываний означает, что обучаемый и обучающийся вкладывают в них одинаковый смысл, который заранее известен им обоим. Неясность информации устраняется различными способами: за счет установления языкового происхождения слов или принадлежности их к определенному терминологическому тезаурусу и т.п. Ясность фиксирует определённый уровень полноты знания, как описания, объяснения или предсказания, позволяя ответить определённо не только на вопрос»что это такое?», но и на вопрос «как это сделать?», что означает то или иное следствие из заранее известного предпосылочного знания. Фиксируя уровень полноты знания, ясность всегда относительна, связана с определённым контекстом, в который входит не только сопровождающая познавательную ситуацию информация, но и сам уровень образованности или осведомленности участвующих в этой ситуации людей. Не существует абсолютной ясности, абстрактной ясности, ясность всегда конкретна и обусловлена контекстом используемых языковых выражений.

ТОЧНОСТЬ или определённость языковых выражений, используемых в описаниях, объяснениях и прогнозах, предполагает возможность установления их информационных границ относительно контекста, в котором они употреблены. Но уточнения возможны лишь тогда, когда ясно о чем идет речь! Точность предполагает конкретизацию используемой информации, привязку её непосредственно к теме исследования с одновременным уяснением самого уровня конкретизации. Не уточненная, а следовательно неопределенная информация не имеет познавательной ценности и не способствует эффективности её использования для решения конкретных задач, связанных с образовательным процессом или предметно-практической деятельностью людей. Границы информационной точности так же относительны, подвижны и определяются, в первую очередь, конкретными условиями, задачами использования информации в тех или иных целях. Не существует абсолютной, абстрактной, оторванной от конкреной познавательной ситуации информационной точности.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ языковых сообщений как формы представления знания предполагает такой порядок его использования в учебном процессе, при котором каждый предшествующий законченный информационный фрагмент является необходимым и информационно достаточным условием ясного и точного восприятия или понимания непосредственно следующего за ним информационного фрагмента. Последовательность, особенно в учебном процессе, предполагает неперестановочность языковых сообщений. Не должны меняться местами не только главы или параграфы учебной литературы, но даже абзацы текстов. Последовательное изложение означает движение от простого к сложному. Под простым знанием следует понимать такое знание, которое для своего уяснения или понимания не требует дополнительной информации, а под сложным - такое, которое для своего уяснения или понимания требует привлечения дополнительной информации. Последовательность, как и первые два критерия всегда связана с контекстом и осуществляется относительно контекста, в котором используются языковые сообщения.

ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ, как критерий информационно-логической корректности в учебном процессе реализуется выполнением правил обоснования или построения логического вывода. Особую роль здесь выполняют аргументы или предпосылочное знание. Необходимо строго следить за тем, чтобы их функцию выполняли научно проверенные положения, в истинности которых не приходится сомневаться. Однако типы доказательств или выводов, например в естественном и гуманитарном знании, могут существенно различаться. Поэтому необходимо, чтобы доказательность была связана со стремлением убедить, а не только продемонстрировать правильность или неправильность отдельных высказываний, правил или операций. Но доказательство окажется бесполезным, если используемые в нем языковые выражения не ясны, не точны или непоследовательно изложены. Доказательность предполагает прежде всего выполнение первых трех требований корректности. Доказательства, как и выше изложенные требования, связаны с контекстом, с целями и задачами, применительно к которым доказательства используются.

Интеллект - умение ясно, точно, последовательно и доказательно описать объекты и факты, обосновывать знание о фактах и получать новое знание из заранее известной информации, а так же целесообразно использовать приобретенное знание в предметно-практической или теоретической деятельности.

2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ основные приёмы и методы работы с информацией.

2.1 Методы оптимизации информации (ОИ).

В основе методов ОИ (уменьшения) лежит целенаправленность и целеобусловленность деятельности, в соответствии с которыми формируется отношение к информации и ценностная ориентация (в каком ключе или аспекте необходимо что-либо делать).

3 метода выделения главного:

В основе выделения главного – целевая установка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА - информационно-важные слова, без которых фразы, в которых эти слова встречаются теряют смысл или смысл резко искажается.

2.1.1 Длинный метод ОИ заключается в формировании фразы из ключевых слов, возможна замена более длинных слов на короткие:

Цель ОИ;

Слева на право последовательно выбираются слова фразы, если смысл не искажается без этого слова, то его выбрасываем, если искажается, то оставляем.

Пример: «Белый пароход медленно причалил к старенькой пристани»

Цель: выделить событие.

ОИ: « Белый пароход медленно причалил к старенькой пристани»

2.1.2 Короткий метод ОИ заключается в формировании ответа на вопросы «Что для меня главное в этом информационном фрагменте? О чем идет речь?». Ответы, достроенные до короткой фразы – есть целевая установка и ОИ.

Пример:

«В день мартовских ИД (15.03) 44года до новой эры, у входа в сенат, на глазах у многочисленных сенаторов, даже пальцем не пошевельнувших, что бы спасти, Цезарь был убит. Говорили, что на его теле нашли 23 раны»

Вопросы:-Что главное?-О чем идет речь?

1.-цель: выделить Что? Где? Когда?

Ответ: «15.03.44г. до новой эры в сенате Цезарь был убит»

2.-цель: выделить Что? Где? Когда? Как?

Ответ: «15.03.44г. до новой эры в сенате Цезарь был жестоко убит»

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте фрагмент 1, определите:

Каким методом ОИ лучше воспользоваться в данном случае?

Попытайтесь ОИ.

2.2 Обработка текста

Все следующие приемы обработки текста могут давать различные результаты, при различных целях изучения одного и того же текста. Кроме того, что Вы должны четко понимать с какой целью Вы знакомитесь с текстом: ознакомительной (быстрый взгляд), чтение или детальное изучение, Вам необходимо сформулировать цель изучения научного текста.

Цель:

Постановка вопросов

Ознакомившись с текстом, в соответствии с целью изучения, поставьте к нему серию вопросов, различного уровня.

  1. Общий вопрос / основополагающий вопрос / ответ на который будет соответствовать цели изучения текста.
  2. От 2 до 5 (не более 7) вопросов /проблемные вопросы/, ответы на которые выделят смысловые разделы и определят логику текста.
  3. Уточняющие вопросы по каждому из разделов текста.

Переформулировав вопросы, Вы можете представить логику изложения информационного материала в виде тезисов / суждений / умозаключений.

Графическое представление структуры текста

Обозначьте, выделенные Вами смысловые единицы текста ключевыми словами / терминами и представьте структуру текста в виде кластера / графа. Свернув информацию, переданную в тексте, Вы строите опорную схему, которая может быть использована в дальнейшем для доклада / пересказа – развертки содержательной части текста.

Общие мыслительные умения

1. Анализ и выделение главного.

2. Сравнение.

3. Обобщение и систематизация.

4. Определение и объяснение понятий.

5. Конкретизация.

6. Доказательство и опровержение.

7. Умения, необходимые в проблемном обучении.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений.

Анализ - наиболее важная мыслительная операция. Умение анализировать - значит уметь группировать материал на составные части поэтапно: вычленение частей целого, выявление существенных взаимосвязей между отдельными компонентами, осознание принципов организации целого. Для развития мыслительной операции анализа целесообразно предлагать студентам задания с недостающими или избыточными данными. Студент сталкивается с тупиковой ситуацией (при недостатке сведений) или с проблемой (при избытке информации).

Синтез - мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей и т.п. в единое целое. Эта операция противоположна анализу.

Обобщение - получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных.

Сравнение - мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов.

Классификация - распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков.

Подведение под понятие - отнесение какого-либо объекта к тому или иному понятию по ряду существенных признаков.

Конкретизация - вычленение частных понятий (явлений) на основе существенных признаков какого-либо абстрактного понятия (явления).

Общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки . Поэтому и процесс формирования мыслительных операций у студентов должен начинаться с выработки умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, процессов, объектов. Именно умение выделять главное, существенное - важнейшее качество человеческого ума.

Существенный - наиболее важный, значимый, главный, основной, определяющий, образующий.

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход

Дифференцированный подход

Компетентностный подход

Личностно-ориентированный (гуманистический) подход

Личностно-развивающий подход

Исследовательский

Проблемный подход

Развивающий подход к обучению

Предварительный просмотр:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ к обучению

Перечисленные ниже подходы в учебном процессе тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимопредполагают друг друга. Все они сегодня рассматриваются как наиболее важные и основополагающие.

Деятельностный подход ориентирует на формирование личности и ее способностей через активную деятельность самого школьника.

Дифференцированный подход предусматривает принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся; обучение с выделением уклонов, профилей т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходной: от фронтального к индивидуальному.

Компетентностный подход рассматривает приоритетным формирование в процессе освоения программных знаний комплекса надпредметных, универсальных общеучебных умений, различных видов деятельности и развитие способностей, личностных качеств и отношения.

Личностно-ориентированный (гуманистический) подход рассматривает обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - стимулирование осмысленного учения.

Личностно-развивающий подход предусматривает существование постоянно развивающейся системы "учитель - учащийся", где учитель направленно развивает учащегося и сам открыт новому опыту. Процессы развития учащегося и учителя должны идти синхронно, хотя у учителя они должны начинаться раньше, т.к. ему необходимо знать психологические закономерности и условия развития личности.

Исследовательский (проблемно-эвристический) подход предусматривает преобладание метода, связанного с самостоятельным поиском и решением школьниками тех или иных вопросов. Педагог предоставляет им возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Роль учителя при этом сводится к направлению, управлению и коррекции деятельности учащихся.

Проблемный подход предполагает обучение с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс освоения знаний (по основным закономерностям) рассматривается как процесс решения проблемных задач. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. (Проблемный подход в психологии рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения). Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие.

Развивающий подход к обучению основывается на принципах учета особенностей и закономерностей психического и умственного развития школьника конкретного возраста. Это ведущий принцип современной школы. Ученые исходят из общего понимания взаимосвязи обучения и развития: а обучение и развитие – процессы, органически связанные друг с другом; б)обучение играет ведущую роль по отношению к умственному развитию. Для того, чтобы обучение играло именно такую роль, необходимо, чтобы оно было специально организовано. В этой части существуют расхождения.

Утвердившиеся в школьной практике различные подходы, предполагающие характерную для каждого из них иерархию методов, приемов, техник, не имеют нормативного статуса, как, например, компетентностный подход.


Методы обучения можно также понимать как способы управления познавательной деятельностью учеников для решения дидактических задач.

В современном образовании на первый план выходит задача формирования умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в бесконечном потоке научной информации. Формирование в процессе обучения субъект-субъектных отношений находит отражение и в определениях методов обучения.

В Российской педагогической энциклопедии метод обучения обозначается как система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, которые ведут к усвоению содержания образования.

По И.П. Подласому, метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение определенной цели. По И. Ф. Харламову, методами обучения считаются способы обучающей работы педагога и организации управления познавательной деятельностью учеников по решению дидактических задач, конечная цель которых, овладение изучаемым материалом.

Основные классификации методов обучения

Структурно метод обучения представляет собой упорядоченную совокупность приемов. Прием здесь является элементом, звеном, элементарным актом педагогического процесса. На сегодняшний день нет единой . Разные авторы при групировке методов обучения используют различные признаки. Рассмотрим некоторые.

В традиционной классификации критерием является источник информации. Выделяют три основные группы методов:

  • словесные методы, включающие беседу, рассказ, лекцию, работу с учебной литературой;
  • наглядные методы, в частности: показ, демонстрация образцов и схем;
  • практические, подразумевающие упражнения, решение задач.

М. А. Данилов, Б. П. Есипов предлагали классифицировать методы обучения по их назначению и в качестве критерия использовать последовательность этапов обучения. При таком подходе методы обучения классифицируют по этапам:

  • приобретение знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • применение знаний;
  • творческая деятельность;
  • закрепление знаний, умений и навыков;
  • проверка знаний, умений и навыков.

Классификация по дидактическим целям использовалась Г.И. Щукиным, И.Т. Огородниковым. Они выделяли методы, способствующие:

  • первичному усвоению учебного материала;
  • закреплению и оттачиванию приобретенных знаний.

Наибольшее распространение в последние годы получила классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. Согласно ей выделяют три группы методов:

  • Методы организации и осуществления обучения:
    • словесные, наглядные и практические;
    • индуктивные и дедуктивные;
    • репродуктивные и проблемно-поисковые;
    • самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
  • Методы стимулирования и обучения:
    • интереса к учению;
    • долга и ответственности в учении.
  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:
    • устный,
    • письменный,
    • лабораторно-практический.

Классификация по характеру степени самостоятельности и творчества деятельности обучающихся была предложена И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Эти ученые выделяют пять методов обучения с нарастанием степени активности и самостоятельности обучающихся. Данную классификацию удобно представить в табличной форме:

Все рассмотренные классификации обладают и достоинствами и недостатками. Все методы обучения взаимно проникают друг в друга. Если говориться об использовании определенного метода, это означает, что он в данной ситуации доминирует.

В реальном процессе важно не отнесение методов к классификации, а знание их дидактической сущности и условий эффективного применения.

Метод обучения (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают сово­купность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятель­ности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несом­ненно, проявляются методы обучения.

Метод обучения - сложное, многомерное, многокачествен­ное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независи­мо от его использования различными педагогами. В ней отра­жаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а. также по­стоянные компоненты целей, содержания, форм учебной дея­тельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Очень сложным и не вполне еще разрешенным является во­прос о соотношении объективного и субъективного в методе: от при­знания метода чисто объективным образованием до полного отрицания объективных начал и признания метода личным, а поэтому неповторимым произведением педагога.

Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.

Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.

Перцептивный подход (лат. perceptio - представление, восприятие: Е.Я.Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко и др.), при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия).

Управленческая концепция (соответствие дидактическим целям) (М.А.Данилов, Б.П.Есипов) имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков.

Логический подход (А. Н.Алексюк) в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной (от частного положения к общему) и дедуктивной (от общего - к частному), отсюда и соответствующие методы обучения.

При гностическом (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) (познавательном) подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные (объяснительно-иллюстративные), репродуктивные, проблемного изложения, эвристические (путём вопросов), исследовательские

Кибернетический подход (Т.А.Ильина, Л. Н.Ланда и др.), при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения.

Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные, наглядные и практические (аспект передали и восприятия учебной информации);

б) индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);

в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

г) самостоятельной работы и работы под руководством препо давателя (аспект управления учением).

2. Методы стимулирования и мотивации:

а) интереса к учению;

б) долга и ответственности в учении.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

а) устный, письменный, лабораторно-практический.

В.А. Онищук за основу классификации методов обучения предлагает принять дидактические цели и задачи занятий и соответствующие им виды деятельности учителя и учащихся. В соответствии с этим выделяет:

1. Коммуникативный метод обучения. Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний. Деятельность: а) изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его учащимися; б) беседа по содержанию нового учебного материала, в том числе эвристическая или проблемно-поисковая; в) работа с текстом учебника, в том числе самостоятельное изучение учащимися текста; г) оценка работы.

2. Познавательный метод обучения. Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала. Деятельность учащихся: наблюдение, моделирование, из учение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов.

3. Преобразовательный метод обучения. Дидактическая цель: усвоение учащимися и творческое применение умений и навыков. Деятельность учителя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность.

4. Систематизирующий метод обучения. Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность: а) обобщающее изложение учителем знаний понескольким связанным между собой разделам программы, б) обобщающая беседа; составление систематизированных таблиц и т.д.

5. Контрольный метод обучения. Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность: выполнение учащимися по заданию учителя контрольных письменных работ, контрольный устный опрос учащихся, выполнение практических заданий.

Еще по теме 18. Общая теория методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике.:

  1. Классификация методов обучения в современной дидактике.
  2. 2. Методы обучения русскому языку. Различные классификации методов обучения.
  3. 5. Подход к обучению как методическая категория. Классификация существующих подходов. Роль и место коммуникативно-деятельного подхода в обучении и его реализация в современных учебниках иностранного языка.
  4. 46. Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста. Разные подходы и классификация методов.
  5. 11. Система современных интенсивных методов обучения иностранным языкам. Особенности обучения с использованием метода активизации.
  6. 10. Метод обучения как дидактическая категория. Типологии методов обучения. Теоретические основы развития методов обучения.


Похожие публикации