Какие информационные технологии используются в образовании. Информационные технологии в образовании

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Работа по дисциплине «Информационные технологии».

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

А.П.Лапенков.

В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых ТИ (технологий информатизации) и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов. “Отработка” применяемых в сфере образования ИТ должна ставить своей целью реализацию следующих задач:

поддержку и развитие системности мышления обучаемого;

поддержку всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Поэтому недостаточно просто овладеть той или иной информационной технологией. Необходимо выделить и наиболее эффективно использовать те ее особенности и возможности, которые могут в какой-то мере обеспечить решение указанных выше задач. В течение ряда лет информационные технологии в области высшего образования развивались, в том числе, в рамках выполнения НИОКР по межвузовским научно-техническим программам “Информатизация высшего образования” и

Перспективные информационные технологии в высшей школе”. В основном поддерживались НИОКР по так называемым базовым и прикладным технологиям информатизации. В конечном счете, все достижения в области применения информационных технологий в сфере образования, создание сетей телекоммуникаций и поддержка информационных потоков в них, создание и сопровождение банков данных и баз знаний, экспертных систем и других видов ИТ должны служить одной цели - разработке методологической основы применения информационных технологий в процессе образования и обучения. По существу в настоящее время общество стоит перед задачей - научиться правильно, оптимально и безвредно применять компьютер во всей системе образования в целом. Новые аспекты информационно-методического обеспечения процесса обучения

В Национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО “Образование и информатика” под технологией обучения понимается способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей.

Компьютерная технология обучения (КТО) представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую с помощью компьютеров. Главной отличительной особенностью КТО от традиционной является применение компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, применение которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.

Активная политика производителей компьютерной техники и программного обеспечения, особенно в клоне персональных компьютеров, а также фирм по оказанию телекоммуникационных сервисов привела к тому, что человек современного информационного общества уже не может обойтись без компьютера. Однако большинство пользователей не могут ответить на достаточно простой вопрос: “Что нового и нужного привнесли в его жизнь компьютерные технологии?” Очевидно только одно - просто использование этих технологий требует больших материальных затрат. А вот для чего их нужно применять, как реализовать новые возможности, предоставляемые этими технологиями, и, что важнее всего в сфере образования, как новые технологии эффективно использовать в образовании и обучении?

Даже специалисты в области образования развитых стран на сегодняшний день не могут однозначно ответить на эти вопросы и оценить последствия применения компьютера и информационных технологий в сфере образования. И это несмотря на то, что в их системе образования компьютеры используются гораздо дольше и более эффективно, чем у нас. Специалисты всего мира пока единодушно констатируют только одно - применение компьютера в этой сфере человеческой деятельности породило больше проблем, нежели решило. Здесь речь идет о процессе, связанным с применением информационных технологий в обучении как таковом, а не об организации и сопровождении учебного процесса.

Основные проблемы, возникающие при этом такие:

как переработать учебный курс для его компьютеризации; как построить учебный процесс с применением компьютера;

какую долю учебного материала и в каком виде представить и реализовать с использованием компьютера;

как и какими средствами осуществлять контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений;

какие информационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.

Для переложения курса на компьютерную технологию обучения преподаватель, ставящий курс, должен иметь представление не только о предметной области, но также быть хорошим методистом, иметь навыки систематизации знаний, быть хорошо информированным о возможностях информационных технологий, а также знать какими средствами компьютерной поддержки достигается тот или иной дидактический прием. Кроме этого он должен быть информирован о тех технических средствах и программном обеспечении которые будут ему доступны как при создании прикладного программного обеспечения (ПО), так и при сопровождении учебного процесса. Очевидно, что одному человеку это не под силу.

Компьютер как средство обучения может использоваться только при наличии соответствующего программного обеспечения. Применение ИТ в образовании и обучении, в конечном счете, заключается в разработке и использовании ПО учебного назначения. Особенность этого вида программного продукта состоит в том, что он должен аккумулировать в себе, наряду с компьютерной программой как таковой, дидактический и методический опыт преподавателя-предметника, актуальность и правильность информационного наполнения по определенной учебной дисциплине, а также удовлетворять требованиям образовательного стандарта и реализовывать, в то же время, возможность его применения как для самостоятельной работы обучаемого, так и в учебном процессе.

В системе образования создается огромное количество ПО для поддержки учебного процесса. Это могут быть базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища (депозитарии) информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, а также программы, позволяющие осуществлять администрирование учебного процесса. Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Основная проблема при этом заключается в методике компьютеризации курса, который предстоит освоить обучаемому. Возможна либо полная перестройка и ориентация на создание новых компьютеризованных курсов, либо реализация методики с частичной компьютерной поддержкой курса. Другими словами речь идет о форме компьютерной поддержки процесса обучения. В настоящее время практика использования компьютерных технологий в образовании обнаруживает две тенденции:

применение промышленных универсальных компьютерных программ, предназначенных для решения широкого круга практических и научных задач из различных предметных областей, и адаптированных к учебным дисциплинам;

применение обучающих программ, специально разработанных для целей обучения и реализующих соответствующие методики, заложенные в них разработчиками.

На сегодняшний день существует широкий спектр программ от простейших, контролирующих до сложных мультимедийных продуктов.

В современном слэнге специалистов по программному обеспечению под термином “приложение” подразумевается любое прикладное ПО создаваемое пользователями для реализации своих

корпоративных” задач. Создание приложений учебного назначения в соответствии с современными требованиями даже с помощью инструментальных систем отдельными преподавателями и малыми творческими коллективами не дает желаемых результатов, т.к. создание качественного продукта требует участия специалистов различных отраслей информационных технологий. Поэтому для их производства необходимо организовывать стабильные технологические цепочки (издательские лаборатории). Эти лаборатории должны включать в свой состав следующих специалистов: руководителя проекта создания приложения;

дизайнера проекта, обеспечивающего единство средств оформления и общей структуры приложения;

компьютерного художника, выполняющего подготовку графических иллюстраций и анимационные фрагменты;

специалистов по монтажу приложения, владеющих приемами работы с инструментальными средствами разработки ПО;

консультантов в предметной области, независимых от разработчика предметного сценария;

технических редакторов и корректоров, владеющих приемами работы в области информационных технологий;

специалист по звуковому оформлению, выполняющий запись звуковых (речь, музыка, шум) фрагментов, их редактирование и монтаж;

специалист по обработке компьютерного видеоизображения, владеющий приемами работы с аппаратными и программными средствами ввода, обработки и интеграции видео в программный продукт.

Конечно же, основой для реализации такого программного обеспечения служит подготовленный преподавателем сценарий компьютерной поддержки курса, обеспечивающий информационную, дидактическую и методическую составляющую курса.

При достаточной квалификации в области новых информационных технологий, умении работать на компьютере с прикладными системами и при наличии исходного варианта обучающей программы, а также подготовленных специалистами библиотек типовых графических фрагментов для обеспечения общего направления дизайна и библиотек фрагментов учебного материала, модификация конкретной обучающей программы (при сохранении высокого качества исходного продукта) станет под силу отдельным преподавателям и малым творческим коллективам. Цель модификации - создание компьютеризированных курсов для обеспечения их персонификации и настройки на каждого обучаемого.

Сейчас налицо тенденция при которой коммерческие фирмы, вложив огромные средства в технологические цепочки разработки мультимедийных CDROM, наполняют рынок программных продуктов образовательного и, в ряде случаев, учебного назначения, о которых преподаватели и учителя в школах слабо или вообще неинформированы. Школьники и студенты, приобретя их, могут пользоваться ими. Но соответствует ли такое “компьютерное учебное пособие” программе определенного предмета или курса, а также как применить его в учебном процессе, ведущемся в конкретном учебном заведении зачастую не знает ни завуч, ни директор образовательного учреждения, ни, тем более, учитель. Ими воспринимается, в качестве средств поддержки учебного процесса, только то программное обеспечение учебного назначения, которое разработано ими самими, либо апробировано и рекомендовано коллегами. Однако у профессиональных преподавателей и методистов нет таких технических возможностей как у коммерческих фирм, для создания ПО, нужного и полезного, с их точки зрения, процессу обучения.

Поэтому нужна система разработки компьютеризированных курсов, поддерживаемая государством, для компьютерной технологии обучения и, параллельно с ней, система подготовки и переподготовки преподавательских кадров, умеющих применять информационные технологии для реализации компьютерной технологии обучения.

Образовательные и учебные приложения в телематических системах

С появлением возможности общения образовательных учреждений через телекоммуникационные сети в системе образования создаются и функционируют серверы, преподносимые их создателями как серверы учебного назначения. Они, как правило, содержат несколько информационных страниц, реализованных на языке HTML. Использовать эти материалы непосредственно для процесса обучения практически невозможно.

Прогноз специалистов европейского сообщества на перспективы развития телематических систем (систем которые наряду с телекоммуникационной инфраструктурой реализуют предметноориентированную информационную составляющую) на конец 90х годов XX и начало XXI века включает, среди других приоритетных направлений их использования, следующие:

адаптация существующих приложений учебного назначения для широкого их использования в телематических системах настоящего и будущего;

персонификация образовательных и обучающих компьютерных программ;

интегрирование обучающих систем в персональные рабочие станции, как локальные, так и объединенные в сеть;

развитие новых форм обучения, связанных с использованием обучающих сред (“микромиров”);

обеспечение удаленного мультимедиа доступа по сетям к библиотекам и другим источникам информации с персональных мультимедиа рабочих станций.

Создание приложений учебного и образовательного назначения очень трудоемкий процесс, а установление их в сетях влечет дополнительные проблемы, связанные с условиями их распространения. В настоящее время формируются основы методик разработки, распространения и пользования такими приложениями. Однако это лишь небольшая часть от множества других проблем, сопутствующих разработке и распространению образовательных приложений. Комплексным их решением в России никто не занимается.

В мировом сообществе обсуждению подходов к решению этих проблем уделяется большое внимание. Проводятся конференции, семинары и другие мероприятия по обмену опытом в использовании компьютерной технологии обучения в реальном учебном процессе, где оцениваются положительные и негативные стороны информатизации образования (в частности World Conference on Educational Multimedia and Hypermedia под патронажем ассоциации AACE). Полезность таких конференций для специалистов из России в том, что на них выносятся и обсуждаются результаты тех или иных образовательных и обучающих проектов с применением различных возможностей информационных технологий. Поставить такое множество образовательных и учебных экспериментов и оценить их результаты невозможно в одной, отдельно взятой, системе образования. Тем более если эти эксперименты проведены с использованием развитых инфраструктур западных стран. Дороговизна проведения учебных экспериментов с использованием возможностей передовых информационных технологий ставит наших преподавателей и специалистовисследователей этих проблем в очень трудное положение. Отсюда и фрагментарность, и отсутствие системного подхода в реализации хотя бы основ компьютерной технологии обучения, невозможность тиражировать удачные результаты основ компьютерной технологии обучения, невозможность тиражировать удачные результаты образовательных проектов, да и просто тиражирования отдельных компьютеризированных курсов в других образовательных учреждениях. Специалистам, решившим серьезно заняться решением этих проблем можно рекомендовать, в частности, International Journal of Educational Telecommunications, информация о котором также размещена на его webсервере www.aace.org.

Одним из подходов к решению создания и распространения образовательных приложений в телекоммуникационных сетях России является адаптация уже существующего в системе общего и профессионального образования программного продукта учебного назначения к особенностям телематических систем. Адаптация ПО заключается в первую очередь в том, что оно должно быть открытым для модификации и сопровождения, восприниматься и поддерживаться соответствующими браузерами. Что касается методических аспектов, то оно (это ПО) должно быть тщательно отредактировано, информационно выверено и поддерживать принцип персонификации и дозирования учебного материала. Наряду с этими вопросами необходимо решить проблемы авторского права, права на пользование приложением образовательными учреждениями, а также реализовать различные способы доступа и распространения его в сетях.

Некоторые подходы к активному освоению информационных технологий в обучении и образовании

Если говорить о состоянии дел с применением информационных технологий в нашей стране, то, несмотря на экономические трудности и отсутствие должного финансирования (расходы на ИТ на душу населения в 1997 г. в России - 14 $US, в США - 1095 $US, в Германии - 613 $US), в системе образования идет активное освоение информационных технологий и не менее активные попытки применить их в учебном и образовательном процессах. Тормозом здесь является отсутствие системного подхода к решению всего комплекса проблем, указанных выше.

Если оценивать ресурсы и возможности по созданию и распространению ПО учебного назначения системы образования России, то сейчас наиболее эффективным способом для этого является анализ информации и оценка того ПО, которое заявлено или выставлено на серверах ведущих учебных заведений. Однако это будет только ознакомительная информация.

Для направленного использования огромного потенциала и опыта в создании ПО учебного и образовательного назначения, а также координации работ, ведущихся в системе образования по активному использованию ИТ, необходимо возродить практику отбора на конкурсной основе лучшего ПО учебного и образовательного назначения, прошедшего апробацию в учебном процессе образовательных учреждений с целью распространения его в системе образования. Для объективной оценки качества разрабатываемого ПО учебного назначения существуют определенные показатели и критерии, которые, в свою очередь, также требуют постоянного совершенствования и корректировки. Наш опыт работы в этом направлении показывает, что создать образовательный программный продукт нужный и полезный системе образования можно только на основе привлечения к сотрудничеству представителей хотя бы нескольких научнопедагогических школ в каждой предметной области, а реализацию этого проекта осуществить на основе госзаказа, требования к которому и способы реализации которого проработаны.

Начальная стадия реализации системного подхода к использованию ИТ в образовании и обучении связана, в первую очередь, с реализацией следующих предложений:

создание учебно-методического центра по проблемам разработки методик компьютерной технологии обучения, технологий разработки ПО учебного назначения и образовательных приложений для телематических систем;

разработка системы показателей оценки качества программного обеспечения учебного назначения;

разработка организационноправовых норм (принципов) создания и использования образовательных приложений для установки их в телематических системах.

Реализация этих предложений не требует создания еще одного учреждения в системе образования. Функции центра могут интегрироваться головной организацией по соответствующей подпрограмме в рамках межвузовской программы “Информационные технологии”, которая будет координировать деятельность и обобщать опыт тех организаций и учреждений, где ведутся исследования в этом направлении.

Аппаратура информатизации образования.

Техническое обеспечение учебного процесса

Техническое обеспечение АОС строится в соответствии с архитектурами клиент/сервер. В дистанционном обучении применяют компонентноориентированные и сервисориентированные архитектуры.

К техническому обеспечению учебного процесса относят следующие виды оборудования.

    Компьютеры. В АОС на клиентских местах преимущественно используют персональные компьютеры. Разделяемые образовательные ресурсы размещают в памяти серверов.

    Сетевое оборудование. В локальных сетях и для связи с узлами Internet используют концентраторы(хабы), коммутаторы, маршрутизаторы.

    Периферийное оборудование. На рис. 1 представлены основные виды периферийного оборудования, используемого в компьютеризированных лекционных аудиториях и студиях дистанционного обучения: плазменные панели, интерактивные и сенсорные экраны, мультимедийные проекторы, ноутбуки, документкамеры, видеокамеры, микрофоны и др.

    Сенсорный экран - устройство ввода информации о месте прикосновения предмета (указки или пальца) к экрану компьютера. Другие названия устройства: touchscreen, touch screen, тачскрин, сенсорная панель, touch screen monitor, монитор touch screen, touch screen panel.

    Сенсорный экран может быть выполнен в виде инфракрасной сенсорной панели. Сетка, образованная горизонтальными и вертикальными инфракрасными лучами, при касании к монитору прерывается. Контроллер устройства рассчитывает координаты X и Y точки касания.

    Таким образом, сенсорный монитор наряду с выводом информацииосуществляет ее ввод.

    Работа с сенсорным экраном аналогична работе обычным монитором при помощи мыши, но пользователь может управлять компьютером и вводить то, что "рисуется" на экране при помощи прикосновений к экрану.

    Синтезаторы речи

    Синтезатор речи в автоматизированных системах обучения предназначены для синтеза звукового представления печатного текста. Синтез основан на запрограммированном знании акустических и лингвистических правил и ограничений.

    Известны два подхода к синтезу. Первый подход - артикуляторный синтез - направлен на построение модели речепроизводящей системы человека. Второй подход - формантный синтез по правилам. Разборчивость и натуральность таких синтезаторов может быть доведена до величин, сравнимых с характеристиками естественной речи. Синтез речи по правилам с использованием предварительно запомненных отрезков естественного языка - это разновидность синтеза речи по правилам.

    Клавиатура Брайля.

    Клавиатура Брайля - устройство для ввода символов текста (символов Брайля) с помощью клавиш с тиснением. Используется людьми с ослабленным или потерянным зрением. Примером компьютера Клавиатура Брайля можеь служить продукт фирмы Syscom (рис. 3). В верхней части компьютера расположены клавиши для набора текста, в нижней части - строка Брайля, которая необходима для чтения текстов и проверки корректности информации, введенной с помощью клавиш. Помимо брайлерской строки, для вывода информации используется сингезатор речи.

Компьютер для слепых

Компьютер BrailleNote компания Pulse Data International - компактный карманный компьютер, специально предназначенный для слепых. Размеры КПК BrailleNote PK - 174х92х32 мм, вес - 450 г. Работает под управлением ОС Windows CE, имеет 24 МБ встроенной памяти ROM и 64 МБ RAM, дисковая память 1 ГБ. BrailleNote поддерживает WiFi и Bluetooth.

Ориентация на слепых выраженна наличием 18символьного дисплея Брайля, позволяющего "читать" текст пальцами. Специализированная 8кнопочная клавиатура позволяет вводить символы Брайля. КПК оснащен удобным средством поиска нужной строки, предложения либо параграфа при помощи большого пальца. Текст может озвучиваться с помощью синтезатора речи.

Maestro от компании VisuAide. Карманный компьютер Maestro базируется на стандартной модели HP iPAQ PocketPC под управлением операционной системы Windows CE, которая оснащена технологией "текствречь" (средство Victor Reader цифровой чтец книг) и тактильной клавиатурой. Тактильной клавиатура устанавливается сверху тачскрина компьютера. Устройством ввода может быть внешняя клавиатура (Брейлля или стандартная), или при снятой клавиатуре - стилус и тачскрин.

Вывод.

Чтобы система образования была готова принять вызовы XXI века, необходимы определенные

Чтобы система образования была готова принять вызовы XXI века, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий.

Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ), наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.

Итак, информационные технологии и образование - эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.

В свете вышеизложенного начинает формироваться новая перспективная предметная область - "Информационные технологии в образовании". К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами; с другой стороны, с результатами, достигнутыми в таких научнотехнических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети; компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком; искусственный интеллект; автоматизированные системы моделирования сложных процессов; автоматизированные системы принятия решений, структурного синтеза и многие другие. Литература:

    Куприянов М. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001. № 3.

    Современный гуманитарный университет – центр новых образовательных технологий // Образование. 2007. № 1.

    3. Тихомиров В., Рубин Ю, Самойлов В. Качество обучения в виртуальной среде:компьютерные технологии в обучении // Высшее образование в России.1999. № 6.__ 4. http://bigor.bmstu.ru/

Прежде всего, современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для преподавателей и учащихся, улучшает эффективность образовательной системы в целом. IT-технологии находят свое применение в различных предметных областях, на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом.

Процесс информатизации системы образования представляет иные требования и к педагогам школ в области повышения компетентности каждой личности в интеллектуальной, общественной, экономической, информационной и других сферах деятельности.

Возрастает значимость информационной компетентности учителей школ, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств IT-технологий в образовательное пространство школы. Появление новых информационных технологий влечет существенные изменения в работе учителей. Самым простым вариантом является использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на компакт-дисках для демонстрации при объяснении нового материала, закрепления пройденного, обобщении и систематизации знаний. Использование мультимедийных компакт дисков в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации обеспечивает эффективность обучения детей с разными типами восприятия. Чтобы оптимизировать процесс зрительного восприятия и увеличить демонстрационный эффект урока важно использовать мультимедийный проектор. Наиболее важной тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы.

Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие учителя осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. С распространением Интернета в школах развивается и потребность в доступе к нему среди учителей и учеников. Все больше учителей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. Но сегодня ситуация значительно изменилась в сторону развития и теперь уже не всегда учителю достаточно простого выхода в Интернет. Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства.

Создание такого пространства преследует две основные цели .

Ляшок Анастасия Кирилловна

Титовская Маргарита Олеговна

студенты экономического факультета ДонГАУ, РФ, пос. Персиановский

E - mail : Liashock . nastya @ mail . ru

Бородина Наталья Алексеевна

научный руководитель, канд. ф. наук, кафедра информатики, моделирования и статистики, ДонГАУ, РФ, пос. Персиановский

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. В последние годы так или иначе информационные технологии неразрывно связаны с использованием компьютера, поэтому сам термин «информационные технологии» часто заменяется термином «компьютерные технологии». Дальнейшее развитие современного общества не представляется возможным без новых информационных технологий. Наша точка зрения подтверждается решениями правительства в области информатизации образования, такими как:

· Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы»;

· Президентская программа «Дети России»;

· Программа «Интернет образование»;

· Программа «Компьютеризация сельских школ»;

· Программа «Компьютеризация городских и поселковых школ» и др.

Стратегическая цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества .

В последние десятилетия одной из крупномасштабных инноваций, пришедших в российские школы, является компьютеризация школьного образования. Однако, этот процесс не может произойти мгновенно, он является постепенным и непрерывным. Выделим несколько этапов компьютеризации школ.

1 этап. Перед тем как начать массовое внедрение компьютеров, необходимо, чтобы общество осознало суть и необходимость процессов информатизации. Происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования, освоение педагогами средств компьютерной техники

2 этап. Частичное внедрение информационных технологий в традиционные учебные дисциплины. Разработка педагогами новых методов и форм работы, учебно-методического обеспечения.

3 этап. Повсеместное внедрение информационных технологий в учебный процесс и перестройка содержания всех ступеней образования на этой основе.

Нельзя не отметить положительное влияние компьютеризации на процесс обучения:

· При использовании компьютерной техники совершенствуется процесс преподавания, так как у учителя есть возможность наглядно показать тот или иной материал;

· Формой контроля знаний являются самостоятельные и контрольные работы, которые удобней применять, используя компьютеры;

· С использованием современных информационных технологий становится легче управлять учебным заведением и учебным процессом (например, установка камер - наблюдения, электронный журнал оценок и посещаемости);

· Развивается умение осуществлять обработку информации.

В начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры, стало возможным создание компьютерных программ, используемых в процессе обучения. Часто их называют программно-методическим комплексом, обучающими программами и т. п. Но до сих пор нет общепризнанного названия для них.

Многие педагоги все с большей готовностью включают информационные технологии в свою методическую систему, так как понимают, что это позволит им качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Информатизация в образовании выделяет личности преподавателя важное место в образовательном процессе и в системе развития образования. Учителю предъявляются более высокие требования, становится необходимой процедура повышения квалификации. Таким образом, информатизация обретает новое свойство и качество социального механизма, обеспечивающего общественное развитие. Также очевидным плюсом является возможность передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы по средствам информатизации.

Когда речь заходит о компьютерах, что в первую очередь приходит в голову большинству людей? Конечно же, ничто иное как интернет. Мы пользуемся глобальной компьютерной сетью, не задумываясь, как она облегчает нашу жизнь. Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения, последние изобретения в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче информации практически в любую точку земного шара. Ещё полвека назад большинство людей вряд ли могли себе представить, что в кармане будет лежать устройство, имеющее доступ к практически любой информации, существующей в мире на данный момент времени.

Сегодня у большинства людей, а у молодежи в особенности, есть персональный компьютер, ноутбук, планшет. Сидя за компьютером, большую часть времени мы проводим именно в интернете : работаем, просматриваем новости, ищем необходимую информацию, играем в online-игры. Но гораздо больший процент людей используют интернет для общения в социальных сетях. Такой способ общения значительно облегчил нашу жизнь. Мы можем общаться не только с близкими, друзьями, знакомыми, коллегами по работе, которые находятся относительно не далеко, но и с теми, которые выехали за границу нашей необъятной родины. Так же не исключаются новые знакомства с представителями другой национальности, расы.

С появлением интернета, человеческие возможности возросли в несколько раз. Вряд ли можно переоценить степень полезности всемирной паутины. В течение нескольких минут реально заказать билеты на самолет (поезд, автобус), узнать последние события, произошедшие на другом конце земного шара, посмотреть прогноз погоды на неделю вперед или просто найти фильм для просмотра. Ещё одна интересная и удобная функция интернета - покупка необходимых товаров в интернет-магазинах, не выходя из дома.

Для школьников глобальная компьютерная сеть - это неисчерпаемый объём информации, которая может и должна использоваться в процессе обучения. Для учителей - это способ сделать урок интересным и необычным: поиск дополнительных материалов, показ презентаций, интересные сведения и статистика. Главным достоинством Интернета является то, что в дополнении к школьной программе можно найти и познавательную информацию к любому материалу. Если правильно обыграть ситуацию, то можно превратить учение уроков в увлекательную игру. Наличие электронных библиотек позволяет школьникам скачивать книги, содержащие необходимую информацию, совершенно бесплатно .

Всё перечисленное является неоспоримыми плюсами для обычных учащихся. А для детей, чьи возможности ограничены, невозможно найти альтернативу интернету, так как они не могут сходить в обычную библиотеку, не имеют возможности выйти на улицу и завязать новые знакомства наровне со здоровыми сверстниками.

Современные учителя и преподаватели имеют возможность с помощью «информационной паутины» развивать и поощрять творческий потенциал учащихся: публикация лучших сочинений, курсовых и дипломных работ, докладов, рефератов. В результате другие обучающиеся имеют доступ к этим работам и могут использовать их как пример для создания собственных.

К сожалению, в последнее время люди стали много говорить о вреде как интернета, так и компьютера. Отовсюду мы слышим: «Интернет убивает живое общение!», «Компьютеры наносят вред здоровью!». Чтобы разобраться в проблеме, необходимо заглянуть в её суть. Кто запрещал людям ходить на прогулки, читать книги в переплёте? Кто заставляет сидеть около компьютера целый день, что пагубно влияет на зрение? Вот именно, никто! Это добровольный выбор каждого человека. И если он наносит вред, то это ещё не говорит о неполезности предмета обсуждения. Всё дело в неправильном использовании. Ограничивайте время, проведённое за компьютером, настраивайте браузеры, чтобы они не выдавали нежелательную информацию, ходите с друзьями в парки, и проблема исчезнет сама собой.

Таким образом, в свете описанного в нашей статье, можно сделать вывод, что информационные технологии принесли огромный вклад в процесс образования. Конечный результат обучения стал более высокого уровня, появилась возможность сделать уроки интересными и облегчить усвоение материала учащимися, доступ к требуемой информации стал значительно проще. При этом прогресс не стоит на месте. Невозможно предугадать какие научные достижения нас ждут в будущем. В итоге, смело можно надеяться, что наш жизненный уровень станет ещё выше.

Список литературы:

1.Бородина Н.А., Николаева Л.С. Основные тенденции информатизации образования в современной России. пос. Персиановский, 2011. - 130 с.

2.Интернет: польза или вред? [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.pcs-service.ru/internet-polza-ili-vred/ (дата обращения 18.18.2013).



Похожие публикации