По каким признакам выделяют в обществе различные

1. Выберите правильные ответы. По каким признакам Г. Мендель избрал горох объектом - страница №1/1

1. Выберите правильные ответы. По каким признакам Г.Мендель избрал горох объектом своих исследований:
А. перекрестноопыляющийся,
+Б. самоопыляющийся,
+В. однолетник,
Г. многолетник,
+Д. имеет контрастные признаки,
Е. сглаженные признаки.
2. Выберите правильный ответ. Сколько альтернативных признаков учитывают при моногибридном скрещивании:
+А. 1,
Б. 2,
В. 3,
Г. 4 и более.
3. Выберите правильный ответ. В каком случае выделяют признаки доминантные и рецессивные:

А. сходство,


+Б. контрастность,
В. неодновременность проявления.
4. Выберите правильные ответы. Как называют признаки гибрида, проявляющиеся в первом поколении:
+А. доминантные,
Б. рецессивные,
В. подавляемые,

Г.преобладаемые.


5. Выберите правильный ответ. Как называется зигота, из которой развиваются гибриды первого поколения:

А. гомозигота,


+Б. гетерозигота.
6. Выберите правильные ответы. Какие гаметы образуются у гибридов первого поколения:

А. гибридные,

Б. негибридные,
В. смешанные,

Г. чистые.


7. Выберите правильный ответ. Какой способ опыления применил Г. Мендель для получения гибридов второго поколения:
А.перекрестное,
+Б. самоопыление,

В. искусственное опыление.


8. Выберите правильные ответы. Какие признаки являются парными:

А. желтый и зеленый цвет,


Б. желтый цвет и гладкая поверхность,
+В. гладкая и морщинистая поверхность,
Г. зеленый цвет и морщинистая поверхность.
9. Выберите правильный ответ. Где расположены гены парных признаков при дигибридном скрещивании:

А. в одной хромосоме,


Б. в гомологичных хромосомах,

В. в разных парах хромосом.

10. Выберите правильный ответ. Где расположены аллельные гены:
А. в одной хромосоме,

Б. в гомологичных хромосомах,


В. в разных парах хромосом.
11. Выберите правильный ответ. Мутации не совместимые с жизнью организма, называются:

А. летальными,


Б. половыми,
В. соматическими,
Г. цитоплазматическими
12. Выберите правильный ответ. Методом экологии не являются:
А. мониторинг,
+Б. микроскопический,
В. экспериментальный,
Г. математическое моделирование.
13. Выберите правильный ответ. Термин экосистема ввел в науку:
А. В.И. Вернадский,

Б. В.Н. Сукачев,


+В. А. Тэнсли.
14. Выберите правильный ответ. Аутэкология - это экология:
+А. особей,

Б. популяций,


В. сообществ,
Г. человека.
15. Выберите правильный ответ. Обязательными составляющими экосистемы являются:

А. флора и фауна,

Б. биоценоз и биотоп,

В. почвенный и растительный покров.


16. Выберите правильный ответ. Продуценты, консументы и редуценты входят в группу:

А. абиотических компонентов экосистемы,


+Б. биотических компонентов экосистемы,

В. антропогенных компонентов экосистемы.


17. Выберите правильный ответ. Механизмы, поддерживающие стабильное состояние экосистем, называются:
А. гомеостатическими,

Б. сервомеханизмами,

В. механизмами обратной связи.
18. Выберите правильный ответ. Совокупность популяций, функционирующая в определенном пространстве абиотической среды, называется:

А. биоценозом,

Б. биогеоценозом,

В. биотопом.


19. Выберите правильный ответ. Элементы среды, оказывающие существенное влияние на живые организмы, называются:

А. антропогенными факторами,

Б. лимитирующими факторами,

В. экологическими факторами,

Г. биотическими факторами.
20. Выберите правильный ответ. К эдафическим факторам относятся:

А. продолжительность дня и ночи,


Б. солнечный свет, температура и влажность,

В. состав и свойства почвы.

21. Выберите правильный ответ. В каких клетках наблюдается наибольшее развитие ЭПС:

А. генеративных,

Б. соматических,

В. секреторных,


Г. выделительных.
22. Выберите правильный ответ. Назовите стадию сперматогенеза, во время которой происходит деление за счет митоза:

А. стадия созревания;

Б. стадия размножения;
В. стадия формирования;

Г. стадия роста.


23. Выберите правильный ответ. Сколько полноценных яйцеклеток образуется из каждой диплоидной клетки в ходе овогенеза:
+А. 1;
В. 4;

Г. 6
24. Выберите правильный ответ. Назовите стадию овогенеза, во время которой происходит интенсивное поступление в клетку и накопление в ней питательных веществ:


+А. стадия роста,
Б. стадия формирования,
В. стадия размножения,
Г. стадия созревания.
25. Выберите правильный ответ. Какое название имеет первое мейотическое деление:
А. эквационное;
+Б. редукционное;
В. выравнивающее.
26. Выберите правильный ответ. Как называется промежуток между первым и вторым мейотическим делением:
А. интерфаза;
+Б. интеркинез;

В. кариокинез;

Г. цитокинез.
27. Выберите правильный ответ. На образование каких структур клетки влияют некоторые яды, например колхицин, останавливающие митоз в метафазе:

А. актиновые волокна (микрофиламенты);


+Б. микротрубочки;
В. миофибриллы.
28. Выберите правильный ответ. В какой стадии гаметогенеза происходит кроссинговер:
А. в стадии роста;
Б. в стадии формирования;
В. в стадии размножения;
+Г. в стадии созревания.
29. Выберите правильный ответ. У сперматозоида акросома находится в:

А. головке,

В. хвостике,

Г. промежуточном отделе.
30. Выберите правильный ответ. Диаметр яйцеклетки человека составляет примерно:
А. 60 мкм,
+Б. 120 мкм,
В. 180 мкм,


31. Выберите правильный ответ. Расширение озоновых дыр приводит к:

А. парниковому эффекту, появлению туманов,

Б. усилению ультрафиолетового излучения и мутагенного эффекта,
В. понижению температуры и повышению влажности воздуха,

Г. снижению интенсивности фотосинтеза и уменьшению прозрачности атмосферы.


32. Установите правильную последовательность: Эволюционно обусловленные уровни живого:|

1)клеточный;

2) биогеоценотический;

3) организменный;

4) молекулярно генетический;

5) популяционно-видовой;

6) биосферный

А.4, 1, 2, 3, 5, 2,6


33. Выберите правильный ответ. Мукополисахариды - это комплекс:
+А. углеводов с белками;
Б. углеводов с липидами;
В. углеводов с глицерином;

Г. сахарозы с белками.


34. Выберите правильный ответ. Мономерами белка являются:

А. нуклеотиды;

Б. азотистые основания;
В.глицерин;

Г. аминокислоты;

Д. глюкоза
35. Выберите правильный ответ. Белковая молекула состоит из последовательно расположенных:

А. триплетов;


+Б. аминокислот;

В. нуклеотидов;

Г. азотистых оснований
36. Выберите правильный ответ. К пуриновым азотистым основаниям относятся:
А. аденин, тимин;
Б.аденин, цитозин;
+В. адении, гуанин
37. Выберите правильный ответ. В процессе биосинтеза белка ДНК:

А.служит матрицей для белковой молекулы;

Б. служит матрицей дня незрелой и- РНК;

В. служит матрицей для зрелой и-РНК;

Г. отвечает за перенос аминокислот к месту образования белковой молекулы.
38. Выберите правильный ответ. Метаболизм - это:

А. внешний обмен;

Б.внутренний обмен;

В. обмен веществ и энергии;

Г. совокупность процессов диссимиляции;

Д. совокупность процессов ассимиляции


39. Выбрать определение понятия клетки:

А. система биополимеров;

Б. система цитоплазмы и ядра;

В.комплекс ядра, включений и органелл;

Г. элементарная саморегулирующаяся система, основа жизнедеятельности живых организмов.
40. Выберите правильный ответ. К црокариотам относятся:
+А. сине-зеленыс водоросли и бактерии;
Б.вирусы и бактерии;

В. вирусы и сине - зеленые водоросли

41. Выберите правильный ответ. Гаструла - это стадия развития зародыша:

А. однослойного

Б. двуслойного,
В. многослойного,
Г. четырехслойного
42. Выберите правильный ответ. Кто является специфическим переносчиком лейшманий:
А. муха це-це,

Б. комары,

В. триатомовые клопы,


+Д. москиты.
43. Выберите правильный ответ. Лямблиоз диагностируется при обнаружении:

А. в мазке кала 8 ядерных цист,

Б. в мазке кала 4 ядерных цист,

А. Plasmodium sp.,

Б. Tripanosoma sp.,

В. Leishmania sp.,

Г. Lamblia sp.,

Д. Toxoplasma sp.


45. Выберите правильный ответ. У представителей какого класса имеются кинетосома и кинетопласт:

А. Саркодовые,


+Б. Жгутиковые,
В. Инфузории,
Г. Споровики.
46. Выберите правильный ответ. К классу Жгутиковые относятся:
А. Lamblia intestinalis и Balantidium coli;
Б. Leischmania donovani и Toxoplasma gondii;
В. Trichomonas hominis и Toxoplasma gondii;

Г. Trichomonas vaginalis и Trypanosoma cruzi.


47. Выберите правильный ответ. Где в организме локализуется Leischmania tropica minor:

А. печени,


Б. в крови,

В. в ликворе,


Г. в селезенке,
Д. в мочеполовой системе,

Е. в коже.


48. Выберите правильный ответ. Конъюгация как способ размножения наблюдается у представителей класса:
А. Flagellata,
49. Выберите правильный ответ. В какой жизненной форме находится лейшмания при локализации в организме переносчика:

А. лептомонадная,

Б. критидиальная,

В. трипаносомная,

Г. метациклическая,

Д. лейшманиальная.


50. Выберите правильный ответ. При обнаружении 4-х ядерных цист в фекалиях человека ставят диагноз:

А. Балантидиаз,


+Б. Амебиаз,

В. Лямблиоз,

Г. Кишечный трихомонадоз

В науке есть множество взаимоисключающих мнений по поводу причин, времени и места возникновения современного человека. Нерешенных вопросов становится тем больше, чем больше мы даем ответов на предыдущие вопросы.
Существовало огромное количество предшественников современного человека, не все из которых были нашими предками. Их развитие можно разделять на стадии или выделять из них группы согласно биологической систематике.
Вместе с биологической шла и эволюция социальная, реконструируемая, в частности, методами археологии.
Согласно наиболее аргументированной точке зрения человек современного облика и поведения возник в Африке или на Ближнем Востоке от 100 до 40 тыс. лет назад.
Около 35 тыс. лет на Земле существует только современный вид человека, распространившийся по всей планете.
Одним из самых слабых мест изложенной эволюционной теории является датировка найденных останков и вообще определение возраста Земли и длительности всего процесса эволюции, приведшего к возникновению живой материи из неживой.
Второй важный до сих пор не решенный вопрос в науке – это согласование эволюции и второго закона термодинамики. Существование одновременно универсальной эволюции и закона роста энтропии как всеобщих законов материальной Вселенной (как закрытой системы) невозможно, так как они несовместимы.

Контрольные вопросы

1. Почему вопрос о происхождении человека так волнует умы людей?
2. Каково содержание термина «антропогенез»?
3. Как соотносятся между собой религиозные, философские и научные концепции происхождения человека?
4. Какой комплекс наук подразумевают, говоря о мультидисциплинарности теории антропогенеза?
5. Какие особенности строения организма и образа жизни помогли древним людям выжить в борьбе за существование?
6. Каковы основные спорные моменты эволюционной теории?

Литература

Обязательная

1. Харитонов В.М. Введение в теорию антропогенеза и археологию палеолита. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
2. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. – М.: Высшая школа, 1978.
3. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. – М.: Высшая школа, 2002.

Дополнительная

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1977.
2. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990.
3. Гинзбург В.Л. Успехи физических наук. – 1999. – Т. 169. – Вып. 4.
4. Гипотеза творения / Под ред. Дж. Морлэнда. – Симферополь: Христ. научно-апологет. центр, 2000.
5. Моррис Г. Библейские основания современной науки. – СПб.: Библия для всех, 1995.
6. Ольховский В.С. Сопоставление доктрин эволюции и сотворения в свете современной физики // Человек и христианское мировоззрение. – Симферополь, 2001. – Вып. 6. – С. 266-272.
7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М.: Прогресс, 1986.
8. Г. Николис, И. Пригожин. Познание сложного. – М.: Мир, 1990.
9. Юнкер Р., Шерер З. История происхождения и развития жизни. – Минск: Кайрос, 1997.

Тема 4
Конституциональная и возрастная антропология

Конституциональная антропология

Комплекс индивидуальных морфо-функциональных особенностей индивида называется конституцией. Учение о конституции, или конституционология, – одна из наиболее сложных проблем антропологии. Это вызвано отчасти разным пониманием самого термина «конституция» и трансформацией его содержания в развитии данной области антропологии.
В дословном переводе с латинского constitutio означает состояние, сложение или свойство, поэтому часто термин «конституция» понимают как синоним телосложения. Это отчасти так, но телосложение является лишь одной из сторон конституции человека – ее внешним морфологическим проявлением. Другая, не столь очевидная, но очень даже ощутимая ее сторона проявляется в здоровье индивида, его устойчивости к условиям внешней среды, способности «приноравливаться» к их изменениям и колебаниям. Проявляется она и в некоторых психических особенностях. Этот функциональный аспект конституции не менее, а возможно, и более важен, чем ее более привычное внешнее проявление.
В процессе роста и развития люди по-разному реагируют на изменение окружающих условий – природно-климатических и социальных факторов.
В общем виде эта реакция заключается во взаимодействии двух противоположных явлений:
сопротивление этим воздействиям – резистентность организма;
стремление приспособиться к ним – реактивность организма. Именно эта мера способности к адекватной реакции на изменения внешних условий в процессе роста и развития организма называется конституцией в самом общем понимании.
Вместе с тем, как и любое другое биологическое явление, конституцию удобно рассматривать в ее отдельных проявлениях – аспектах. В связи с этим обычно разделяют понятия об общей конституции и о частных конституциях.
Под обшей конституцией понимается интегральная характеристика организма человека, его «суммарное» свойство определенным образом реагировать на средовые воздействия, не нарушая при этом связи отдельных признаков организма как целого. Это качественная характеристика всех индивидуальных особенностей субъекта, генетически закрепленных и способных меняться в процессе роста и развития под воздействием факторов среды.
Общая конституция обусловливает многие физические, физиологические и психические свойства личности, но они могут изменяться в зависимости от условий ее развития.
Под частной конституцией понимаются отдельные морфологические и (или) функциональные комплексы организма, способствующие его благополучному существованию. В это понятие входят габитус (внешний облик), соматический тип, тип телосложения, особенности функционирования гуморальной и эндокринной систем, показатели обменных процессов и др.
Определения общей и частной конституции достаточно пространны и расплывчаты. Однако к ним необходимо добавить еще одну формулировку, также весьма «туманную»: конституция является стабильной комплексной биологической характеристикой организма, по сути – специфической нормой реакции организма и входящих в него систем, отражающей модификацию индивидуального генотипа под влиянием факторов среды. Суть понятия, таким образом, довольно близка к определению фенотипа.
Конституциональные признаки рассматриваются как комплекс, т.е. характеризуются функциональным единством.
Исходя из сказанного, в этот комплекс следует включать:
морфологические характеристики организма (телосложение);
физиологические показатели;
психические свойства личности.
В антропологии наиболее разработаны частные морфологические конституции.
Разработке конституциональных схем посвящены работы огромного числа антропологов, медиков и психологов. Среди них Г. Виола, Л. Мануврие, К. Сиго, И. Галант, В. Штефко и А. Островский, Э. Кречмер, В. Бунак, У. Шелдон, Б. Хит и Л. Картер, В. Чтецов, М. Уткина и Н. Лутовинова, В. Дерябин и др.
Конституциональные классификации можно разделить еще на две группы:
морфологические, или соматологические, схемы, в которых конституциональные типы определяются на основе внешних признаков сомы (тела);
функциональные схемы, в которых особое внимание отводится функциональному состоянию организма.
Многие из этих схем представляют исторический интерес. Рассмотрим наиболее важные и наиболее распространенные.
Э. Кречмер считал, что наследственность является единственным источником морфологического разнообразия.
Надо заметить, что его взгляды явились основой создания большинства позднейших классификаций. Выделенные им типы под другими названиями можно узнать во многих схемах, даже если принципы их построения отличаются. Очевидно, это – следствие отражения реального разнообразия людей, отмеченного Э. Кречмером в виде дискретных типов. Однако эта схема не лишена недостатков: она имеет конкретное практическое предназначение – предварительная диагностика психических патологий. Э. Кречмер выделил три основных конституциональных типа: лептосомный (или астенический), пикнический и атлетический .
Схожей, но лишенной многих недостатков предыдущей схемы, является соматотипологическая классификация, разработанная В. Бунаком в 1941 г.
Ее принципиальное отличие от схемы Э. Кречмера – жесткое определение степени важности конституциональных признаков. Схема построена по двум координатам телосложения – степени развития жироотложения и степени развития мускулатуры. Дополнительными признаками являются формы грудной клетки, брюшной области и спины. Схема В. Бунака предназначена для определения нормальной конституции лишь у взрослых мужчин и неприменима к женщинам; длина тела, костный компонент, а также антропологические признаки головы в ней не учитываются.
Сочетание двух координат позволяет рассмотреть три основных и четыре промежуточных типа телосложения. Промежуточные варианты сочетают в себе признаки основных типов. Они были выделены В. Бунаком, поскольку на практике очень часто выраженность положенных в основу схемы признаков не вполне отчетлива и признаки разных типов часто сочетаются друг с другом. Еще два типа телосложения автор выделил как неопределенные, хотя, по сути, они также являются промежуточными (табл. 4.1).
Представленная соматотипологическая схема В. Бунака наиболее известна и часто используется в работах отечественных антропологов.

Таблица 4.1
Соматотипология В. Бунака


Схемы, специально предназначенные для описания конституции женщин, разрабатывались неоднократно. Наиболее применяемой из них, пожалуй, является схема И. Галанта (табл. 4.2), который выделил три группы типов, различающиеся не только морфологическими, но и психофизиологическими особенностями (однако характеристику последних автор не представил).

Таблица 4.2
Женская конституциональная схема И. Галанта


Признаками, по которым выделяются конституциональные типы, являются длина тела, степень жироотложения, развитие мускулатуры, форма грудной клетки и живота, пропорции тела. Отдельные типы объединены в три группы:
лептосомные конституции – узкосложенность, преобладание роста в длину;
мезосомные конституции – средне– или широкосложенность, преобладание роста в ширину;
мегалосомные конституции – массивность сложения и крупные размеры, равномерный рост в длину и ширину. Отдельную научно-практическую проблему представляет определение конституциональных типов у детей и подростков. Как правило, применение к детям конституциональных схем, разработанных для взрослых, приводит к значительным ошибкам. Зарубежные исследователи используют схемы У. Шелдона и Б. Хит и Л. Картера, а отечественные конституционологи – намного более простую, но весьма практичную схему, разработанную В. Штефко и А. Островским. Изначально она предназначалась для определения конституциональных типов как детей, так и взрослых, однако в настоящее время используется исключительно для определения конституциональных типов детей. Было выделено множество вариантов сложения: нормальные, типы с задержками роста и развития и типы патологические. К нормальным было отнесено шесть конституциональных типов (табл. 4.3).
До сих пор мы говорили о конституциях, состоящих иногда из большого, но все же конечного числа дискретных типов. Мы убедились, что сама по себе эта дискретность в большинстве случаев представляет собой методический прием, применяемый для того, чтобы исследуемое явление соответствовало специфике нашего восприятия. Сказанное не означает, что дискретных типов нет. Мы смогли их выделить в конституционологии, они хорошо применимы в практической работе, большинство представленных схем по сути описывают одни и те же типы. Отличия же схем, как мы видим, заключаются в основном в методике исследования и разнице в выборе системы признаков – т. е. обусловлены субъективными причинами. Умеренная субъективность – вполне нормальное явление в науке, и все же хотелось бы свести влияние этого фактора к минимуму.

Таблица 4.3
Схема для определения конституциональных типов детей и подростков В. Штефко и А. Островского


Проанализировав весь спектр имеющихся конституциональных схем (а их намного больше, чем было рассмотрено), отечественный антрополог В. Дерябин выделил два общих подхода к решению проблемы непрерывности и дискретности в конституционологии:
при априорном подходе автор схемы еще до ее создания имеет собственное представление о том, какие бывают типы телосложения. Исходя из этого он конструирует свою типологию, делая акцент на тех признаках или их комплексах, которые соответствуют его априорным представлениям о закономерности морфологической изменчивости. Этот принцип использован в подавляющем большинстве рассмотренных нами конституциональных схем;
апостериорный подход предполагает не простое наложение схемы индивидуального морфологического разнообразия на объективно существующую изменчивость – сама конституциональная система строится исходя из зафиксированного масштаба изменчивости, с учетом ее закономерностей. При таком подходе теоретически лучше будут учитываться объективные закономерности морфофункциональных связей и коррелированности признаков. Сводится к минимуму и субъективность типологии. При этом используется аппарат многомерной математической статистики.
На основании измерений 6000 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет В. Дерябин выделил три главных вектора соматической изменчивости, которые в совокупности представляют трехмерное координатное пространство:
первая ось описывает изменчивость общих размеров тела (габаритные размеры скелета) по координате макро– и микросомии. Один ее полюс – это люди с малыми общими размерами (микросомия); другой – индивиды с крупными размерами тела (макросомия);
вторая ось разделяет людей по соотношению мышечного и костного компонентов (определяющих форму двигательного аппарата) и имеет вариацию от лептосомии (ослабленное развитие мышечного компонента по сравнению с развитием скелета) до брахисомии (обратное соотношение компонентов);
третья ось описывает изменчивость величины подкожного жироотложения разных сегментов тела и имеет два крайних проявления – от гипоадипозности (слабое жироотложение) до гиперадипозности (сильное жироотложение). «Конституционное пространство» открыто со всех сторон, поэтому любой человек может быть охарактеризован с его помощью – в него вписывается вся существующая конституциональная изменчивость. Практическое применение осуществляется путем вычисления 6-7 типологических показателей при помощи уравнений регрессии по 12-13 антропологическим измерениям. Регрессионные уравнения представлены для женщин и мужчин. По этим показателям находится точное место индивида в трехмерном пространстве конституциональной схемы.
Аналогичный методический подход был успешно применен М. Негашевой для построения морфологической типологии строения лица. Основные полученные оси схемы описывают общую величину и особенности формы (соотношения отделов) лица. Устойчивые ассоциации связывают относительную узколицесть у мужчин грудного типа и широколицесть – у брюшного, округлое лицо у женщин пикнического типа и т.п.
Как и система В. Дерябина, классификация М. Негашевой оказалась весьма устойчивой при проверке на различных этно-территориальных и расовых группах человека – выделенные закономерности мало зависят от фактора расы и связаны с более глубинными причинами (возможно, отражают явление биоморфоза).
Важным свойством системы В. Дерябина является возможность наглядного отображения непрерывности конституциональной изменчивости. Выделение отдельных типов в этой схеме предельно условно и производится в большей степени в целях удобства (надо же как-то ориентироваться в пространстве). Мы можем четко выделить крайние варианты телосложения и вариант широкой нормы. Наконец, полученная схема представляет собой открытую систему: по каждой в отдельности или сразу по всем представленным осям телосложения могут быть легко найдены статистические связи с любыми морфологическими, физиологическими, психологическими и другими признаками.

Коротко о главном

Человеку присущ особый вид изменчивости, отражающий потенциал взаимоотношений организма со средой, – конституциональная изменчивость.
Конституциональная изменчивость непрерывна по всем своим параметрам, но существующие конституциональные схемы отражают ее в виде условных дискретных типов и призваны упростить картину непрерывности изменчивости.
Конституциональные различия помимо прочих причин имеют реальную генетическую основу. Они обусловлены особенностями хода процесса роста и развития организма, половым диморфизмом и пр.
Внешние проявления конституции являются лишь одной ее стороной. Существуют крайне разнообразные функциональные, главным образом, биохимические конституциональные признаки, которые некоторым образом соответствуют внешним.

Контрольные вопросы

1. Что такое конституция?
2. Каковы принципы выделения конституциональных типов?
3. По каким признакам выделяют конституциональные типы?
4. Какие конституциональные схемы вы знаете?
5. По каким принципам можно разделять существующие конституциональные системы?
6. Какие основные конституциональные типы существуют (общие для разных схем)?
7. Определите, каков ваш конституциональный тип (по какой схеме вы его определяете и почему именно по ней)?

Литература

Обязательная

1. Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
2. Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
3. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.: Прогресс, 1993.
4. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

Дополнительная

1. Антропология: Хрестоматия. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
2. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. – М.: Наука, 1980.
3. Клиорин А.И., Чтецов В.П. Биологические проблемы учения о конституции человека. – Л.: Наука, 1979.
4. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Эксмо, 2003.
5. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 1979.
6. Уильямс Р. Биохимическая индивидуальность. – М.: Мир, 1960.

Возрастная антропология

Онтогенез (от греч. ontos – существо и genesis – происхождение), или жизненный цикл – одно из ключевых биологических понятий. Это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения. Развитие организма ни в коем случае не следует представлять как простое увеличение в размерах. Биологическое развитие человека – сложное морфогенетическое событие, это результат многочисленных метаболических процессов, деления клеток, увеличения их размеров, процесса дифференцировки, формообразования тканей, органов и их систем.
Рост любого многоклеточного организма, начинающийся всего с одной клетки (зиготы), можно разделить на четыре крупные стадии:
1) гиперплазия (деление клеток) – увеличение числа клеток в результате последовательных митозов;
2) гипертрофия (рост клеток) – увеличение размеров клеток в результате поглощения воды, синтеза протоплазмы и т.п.;
3) детерминация и дифференцировка клеток; детерминированными называются клетки, которые «выбрали» программу дальнейшего развития. В процессе этого развития клетки специализируются для выполнения определенных функций, т.е. происходит их дифференцировка на клеточные типы;
4) морфогенез – конечным результатом упомянутых процессов является образование клеточных систем – тканей, а также органов и систем органов.
Все без исключения стадии развития сопряжены с биохимической активностью. Изменения, происходящие на клеточном уровне, приводят к изменению формы, структуры и функции клеток, тканей, органов и, наконец, в целом организма. Даже если не наблюдаются очевидные количественные изменения (собственно рост), в организме постоянно идут качественные перестройки на всех уровнях организации – от генетического (активность ДНК) до фенотипического (форма, структура и функции органов, их систем и организма в целом). Таким образом, именно в ходе роста и развития организма реализуется неповторимая наследственная программа под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды. С преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связано «возникновение» всех видов изменчивости биологических признаков человека, в том числе и тех, о которых шла речь ранее.
Исследование онтогенеза является своеобразным ключом к пониманию явления биологической изменчивости человека. Эти знания существенны для понимания индивидуальных различий формы и функций организма, поскольку многие из этих особенностей определены различиями в относительной скорости роста отдельных частей тела. Разные аспекты этого явления изучают эмбриология и биология развития, физиология и биохимия, молекулярная биология и генетика, медицина, педиатрия, возрастная психология и другие дисциплины.
Этой же проблеме посвящено отдельное направление биологической антропологии – возрастная антропология, или ауксология (от греч. auxano – расти).
Общие задачи возрастной антропологии:
исследование изменчивости антропологических признаков в процессе роста и развития;
выявление механизмов различных преобразований (прежде всего морфологических и функциональных) в онтогенезе человека. Сразу заметим, что эти исследования ведутся с учетом широкого спектра биологических и социальных факторов – в противном случае они не будут иметь смысла;
изучение географических (экологических) и эпохальных (исторических) особенностей процесса развития человека. Морфологическое (или соматическое) проявление онтогенетической изменчивости – пожалуй, наиболее очевидное для нашего восприятия возрастное событие, за исключением разве что изменений в ходе становления психики.
Рост и развитие – сложное многофакторное явление, остающееся величайшей загадкой, далеко не до конца разгаданной современной наукой.
Характерный для человека процесс роста называют в биологии аллометрическим (от греч. alios – иной). В отличие от изометричекого роста (характерного для ряда многоклеточных) в ходе развития органы и части тела человека увеличиваются непропорционально друг другу. Они растут с разными скоростями по сравнению с остальными соматическими параметрами и относительно друг друга, результатом чего является изменение пропорций тела.
Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать рядом общих особенностей:
непрерывность – рост отдельных органов и систем организма человека не бесконечен, он идет по так называемому ограниченному типу. Конечные величины каждого признака обусловлены генетически, т.е. существует норма реакции. Но наш организм представляет собой открытую биологическую систему, постоянно и непрерывно развивающуюся на протяжении всей жизни. Нет ни одного параметра (и не только биологического), который не находился бы на протяжении жизни в развитии или изменении;
постепенность и необратимость; непрерывный процесс развития можно разделить на условные стадии – периоды, или этапы, роста. Пропустить какой-либо из этих этапов невозможно, как нельзя в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях;
цикличность; хотя онтогенез является процессом непрерывным, темпы развития (скорость изменений признаков) могут существенно различаться во времени. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Существует цикличность, связанная с сезонами года (например, увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса – осенью), а также суточная (например, наибольшая активность роста приходится на ночные часы, когда наиболее активна секреция гормона роста – СТГ) и ряд других;
гетерохрония, или разновременность (основа аллометричности) – неодинаковая скорость созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. Естественно, что на первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы;

Вопрос 1. Что называют обществом? Какие сферы деятельности людей входят в структуру общества?

Общество – совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями. Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

Определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

Социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

Сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

Социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

Экономическую (производительные силы, производственные отношения)

Политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

Духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Вопрос 2. Известно ли тебе общество, в котором отсутствует социальное неравенство? Почему люди объединяются в группы?

Коммунизм - гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.

Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение каких-либо целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса и т. д.

Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего трудно добиться одному, вместе добиться намного проще.

Вопрос 3. По каким признакам (критериям) выделяют в обществе различные страты?

Взаимосвязь основных элементов социальной сферы создаёт социальную структуру общества. Чаще всего такими элементами считаются большие социальные группы: классы, социальные слои, профессиональные группы и др.

Эти группы не просто различаются между собой. Они образуют иерархическую систему: высшие, средние, низшие классы. В естественных науках такая вертикаль получила название стратификации (страта - слой). Затем этот термин стал использоваться в обществознании для обозначения социального расслоения общества. Графической моделью общества может служить пирамида: небольшой по численности верхний слой, более многочисленные средние классы и количественно преобладающие низшие группы. Однако для современных экономически развитых стран графической моделью скорее выступает ромб: в них существенную долю населения (более 60%) составляют средние слои населения.

Такое расположение социальных групп свидетельствует об имеющемся в обществе социальном неравенстве. Социологи определяют его как неодинаковый доступ к основным ресурсам, которые, как известно, ограниченны.

Основными критериями разделения общества на страты социологи считают доход, власть, образование и престиж. Иными словами, различают группы: по уровню дохода, включая и накопленный доход (богатство); по возможностям влиять на принятие политических решений, контролировать деятельность людей; по степени образованности; по престижности - общественной оценке значимости, привлекательности тех или иных социальных позиций. Как правило, на верхних позициях социальной лестницы концентрируются богатство, власть, престиж, часто представители высших классов имеют и хорошее образование. Однако ранговые позиции могут и не совпадать.

Таким образом, основаниями стратификации могут служить только те показатели, которые позволяют построить I шкалу рангов: больше - меньше, лучше - хуже, престижно - непрестижно и т. д.

Вопрос 4. В чём выражается социальное неравенство? Каковы его причины?

Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Проблема социального неравенства является в современном обществе одной из наиболее важных. Объяснения причин этого явления и его оценки различны. Согласно одной точке зрения в любом обществе есть особо важные и ответственные функции. Выполнять их может ограниченное число одарённых людей. Побуждая этих людей осуществлять данные функции, общество открывает им доступ к дефицитным благам. С этой точки зрения социальная стратификация неизбежна в любом обществе, более того, она полезна, поскольку обеспечивает его нормальную жизнедеятельность и развитие. Существует и другая позиция: социальное расслоение является результатом несправедливого общественного устройства, в основе которого лежит присвоение собственниками средств производства основных благ. Сторонники таких взглядов делают вывод: социальное расслоение должно быть ликвидировано, дорога к этому лежит через ликвидацию частной собственности.

Вопрос 5. Какой процесс получил название социальной мобильности?

Перемещения отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы называют социальной мобильностью. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты. Например, учитель биологии переквалифицируется в учителя географии. Вертикальная социальная мобильность выражается в движении по ступеням социальной лестницы. Причём это может быть как восхождение - в этом случае говорят о восходящей мобильности, так и движение вниз - нисходящая социальная мобильность. Продолжая наш пример, можем сказать, что преподаватель вуза, ставший заведующим кафедрой, осуществил социальное восхождение, а переход с должности ректора на преподавательскую работу - это снижение социального статуса. Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы.

Вопрос 6. Что способствует продвижению по социальной лестнице?

Какие же механизмы, или, как их называют социологи, лифты, способствуют восходящей социальной мобильности?

Одним из них является брак с представителем более высокого социального слоя. Этот путь и сегодня считается многими одним из наиболее лёгких и коротких.

Наиболее надёжным в экономически развитых странах является продвижение, связанное с получением образования. Именно хорошее образование обеспечивает в дальнейшем престижную и высокооплачиваемую работу.

Существуют в обществе и политические механизмы социальной мобильности: вступление в правящую партию, активное участие в её работе, выдвижение на руководящие позиции, избрание в парламент или работа в правительстве.

Есть и другие каналы социальной мобильности. Их тем больше, чем более открытым, динамичным является общество. Но и личные усилия значат немало. Чтобы получить хорошее образование, овладеть нужной профессией, проявить себя на политическом или ином поприще, требуется много труда, настойчивости, инициативности.

Вопрос 7. Каковы основные признаки социальной группы?

В процессе взаимодействий между людьми возникают многочисленные социальные группы. В социологии даются различные определения понятия «социальная группа». Одни авторы определяют её как совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе или выполняющих одну и ту же роль. Другие подчёркивают, что группа - это собрание людей, взаимодействующих определённым образом на основе взаимных ожиданий соответствующего поведения.

Таким образом, признаками социальной группы можно считать: наличие взаимодействия между некой совокупностью людей; регулирование отношений определёнными правилами, ожиданиями соответствующего поведения; осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими.

Вопрос 8. Назови основные виды социальных групп.

В зависимости от положенного в основу различения групп критерия выделяют большие и малые, первичные и вторичные, формальные и неформальные группы.

По оценкам социологов, оптимальная численность малой группы - 5-7 человек. При этом состав её, как правило, стабилен. Примерами малой группы могут служить семья, ученики одного класса, члены спортивной секции. Некоторые исследователи выделяют глобальные социальные группы - общности (народность). В малой группе люди устанавливают непосредственные личные контакты (каждый с каждым), в то время как в большой группе преобладают опосредованные связи. По этому критерию - характеру взаимодействия - группы подразделяют на первичные и вторичные. В первичной группе люди не рассматриваются лишь в качестве носителей определённых функций. Здесь каждый воспринимается во всей своей полноте, со всей совокупностью присущих индивидуальных черт. Отношения здесь регулируются преимущественно групповым мнением, сложившимися оценками. Во вторичных группах люди выступают уже не столько в качестве персон, сколько в своих функциональных предназначениях. К первичным группам можно отнести коллег по работе, устойчивую дружескую компанию. А вот членство человека в профсоюзе, политической партии говорит о его принадлежности к вторичным группам.

Подобные группы (со своей конкретной общественной задачей, структурой, разделением функций, отделением руководства от непосредственных исполнителей) называются формальными.

Продолжим нашу тему на примере. Допустим, что на одном предприятии небольшая группа молодых рабочих увлечена рыбалкой. Они часто встречаются в нерабочее время, вместе выезжают за город. В этой группе нет начальников и подчинённых, каждому интересно мнение других. Здесь ценят не столько за производственные успехи, сколько за душевные качества. Такую группу социологи назовут неформальной. Её же мы можем считать малой и первичной.

Бывает, что формальная и неформальная группы совпадают, например дружный школьный класс, научная лаборатория, сотрудники которой поддерживают постоянные личные контакты.

Малые первичные неформальные группы очень важны для каждого человека: под их влиянием (в первую очередь семьи) начинается усвоение социальных норм. Взгляды, оценки, которые складываются в этих группах, существенно влияют на мировоззрение и поведение личности.

Вопрос 9. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты?

Различают конфликты локальные (затрагивающие отдельные стороны общественной жизни), масштабные (охватывающие значительные сферы или даже всё общество), глобальные (в них втягивается большинство государств мира). В рамках отдельного общества наиболее масштабным конфликтом является социальная революция. Изучая историю, вы узнали многое о социальных революциях: о причинах их возникновения, проявлениях и последствиях. Нередко они были разрушительными. Нарушают сложившийся уклад жизни и менее масштабные конфликты. Именно это обстоятельство приводит многих исследователей к выводу об отрицательной роли конфликтов в общественной жизни. Не конфликт, считают они, а согласие, гармония, сотрудничество необходимы для общественного развития. Без них общество не может сохранять устойчивость, накапливать и передавать новым поколениям материальные и духовные ценности.

Вместе с тем нельзя не учитывать и того, что конфликт несёт в себе не только разрушительное, но и конструктивное, положительное начало. Он сигнализирует о назревших противоречиях, при умелом его разрешении происходит улучшение ситуации, открываются возможности для дальнейшего развития.

Вопрос 10. Составь социальный портрет типичного представителя среднего класса в нашем обществе, используя следующие показатели: образование, семейное положение, источники и средний размер доходов, место проживания (город, село), жилищные условия, формы проведения досуга.

Типичный представитель среднего класса:

Образование - высшее или средне-специальное, необходимо повышение образования;

Сем. положение – женат, имеет 1-2 детей;

Источники и средний размер доходов – официальная работа + подработка; 30-40 тыс. руб.

Место проживания – город;

Жилищные условия – 2-х комн. квартира;

Формы проведения досуга – на даче, в деревне. редко за границу.

Вопрос 11. Представь себе общество, в котором главными критериями стратификации были бы возраст и уровень образованности. Какие группы населения, на твой взгляд, заняли бы более высокие позиции, а какие оказались бы в нижней части социальной лестницы?

Если бы это произошло, то существовало бы несколько групп. Первая, люди 40-45 летнего возраста, с двумя-тремя высшими образованиями, имеющие должный опыт работы. Вторая ступень, это люди 30-35 лет с одним или двумя высшими образованиями, работающие на благо общества. Третья страта, люди 20-25 лет, которые получают образование в данный момент или только что получили его и заняты трудоустройством. Как правило организации не доверяют молодым специалистом и поэтому им сложно найти подходящую работу. Четвертая ступень, ученики и студенты - от 7 до 20 лет, эти дети только учатся и у них все впереди здесь еще тяжело судить об уровне интеллекта. И низшая страта, это люди с несчастной жизнью, которые не имеют возможности учиться они вынуждены скитаться, выживать.

Вопрос 12. Некоторые социологи считают, что образование сегодня можно купить, оно - производное от дохода и поэтому не может входить в число основных критериев социального расслоения. А как считаешь ты? Свой ответ поясни.

Образование в наше время можно купить за деньги. Это может быть диплом, аттестат и др. Но когда этот человек пойдёт на купленный диплом или что-то другое устраиваться на работу, то скорей всего его не примут так он не умеет ничего по своей специальности делать. Поэтому оно может входить в число критериев соц расслоения.

Список использованной литературы..................................21

1.Классификационные признаки и соответствующие на классы систем.

Классификация систем.

Классификацией называется распределение некоторой совокупности объектов на классы по наиболее существенным признакам. Требования к построению классификации следующие:

    в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание;

    объем элементов классифицируемой совокупности должен равняться объему элементов всех образованных классов;

    члены классификации (образованные классы) должны взаимно исключать друг друга, то есть должны быть непересекающимися;

    подразделение на классы (для многоступенчатых классификаций) должно быть непрерывным, то есть при переходах с одного уровня иерархии на другой необходимо следующим классом для исследования брать ближайший по иерархической структуре системы.

В соответствии с этими требованиями классификация систем предусматривает деление их на два вида – абстрактные и материальные (рис. 1).

Материальные системы являются объектами реального времени. Среди всего многообразия материальных систем существуют естественные и искусственные системы.

Естественные системы представляют собой совокупность объектов природы, а искусственные системы – совокупность социально-экономических или технических объектов.

Естественные системы, в свою очередь, подразделяются на астрокосмические и планетарные, физические и химические.

Искусственные системы могут быть классифицированы по нескольким признакам, главным из которых является роль человека в системе. По этому признаку можно выделить два класса систем: технические и организационно-экономические системы.

В основе функционирования технических систем лежат процессы, совершаемые машинами, а в основе функционирования организационно-экономических систем – процессы, совершаемые человеко-машинными комплексами.

Абстрактные системы – это умозрительное представление образов или моделей материальных систем, которые подразделяются на описательные (логические) и символические (математические).

Логические системы есть результат дедуктивного или индуктивного представления материальных систем. Их можно рассматривать как системы понятий и определений (совокупность представлений) о структуре, об основных закономерностях состояний и о динамике материальных систем.

Символические системы представляют собой формализацию логических систем, они подразделяются на три класса:

    статические математические системы или модели, которые можно рассматривать как описание средствами математического аппарата состояния материальных систем (уравнения состояния);

    динамические математические системы или модели, которые можно рассматривать как математическую формализацию процессов материальных (или абстрактных) систем;

    квазистатические (квазидинамические) системы, находящиеся в неустойчивом положении между статикой и динамикой, которые при одних взаимодействиях ведут себя как статические, а при других – как динамические.

Однако в литературе существуют и другие классификации систем.

Большие системы. Под большой системой понимается совокупность материаль­ных ресурсов, средств сбора, передачи и обработки информации, людей-операторов, занятых на обслуживании этих средств, и лю­дей-руководителей, облеченных надлежащими правами и ответ­ственностью для принятия решений. Большие системы – это системы, не наблюдаемые единовременно с позиции одного наблюдателя либо во времени, либо в пространстве.

Примеры больших систем: информационная система; пасса­жирский транспорт крупного города; производственный процесс; система управления полетом крупного аэродрома; энергетичес­кая система и др.

К характерным особенностям больших систем относятся следующие:

    большой размер системы, то есть большое число частей и элементов, входов и выходов, разнообразие выполняемых функций;

    взаимосвязь и взаимодействие между элементами;

    целенаправленность и управляемость системы, наличие у всей системы общей цели и назначения, задаваемых и корректируемых в системах более высоких уровней;

    сложная иерархическая структура организации системы, предусматривающая сочетание централизованного управления с автономностью подсистем;

    целостность и сложность поведения: сложные, переплетающиеся взаимоотношения между переменными, включая петли обратной связи, приводят к тому, что изменение одной влечет изменение многих других переменных.

Для того чтобы получить необходимые знания о большом объекте, наблюдатель последовательно рассматривает его по частям, строя его подсистемы. Далее он перемещается на более высокую ступень, на следующий уровень иерархии и, рассматривая подсистемы уже в качестве объектов, строит для них единую систему. Если совокупность подсистем оказывается снова слишком большой, чтобы можно было построить из них общую систему, то процедура повторяется, и наблюдатель переходит на следующий уровень иерархии и т.д.

Каждая из подсистем одного уровня описывается одним и тем же языком, а при переходе на следующий уровень наблюдатель использует уже метаязык, представляющий собой расширение языка первого уровня за счет средств описания свойств самого этого языка.

Если исследователь идет от наблюдения реального объекта, то большая система создается путем композиции – составления ее из малых подсистем, описываемых одним языком.

Операция, противоположная композиции, есть декомпозиция большой системы, то есть разбиение ее на подсистемы. Она осуществляется для того, чтобы извлечь новую ценную информацию из знания системы в целом, которая не может быть получена другим путем. Важным понятийным инструментом системного анализа является иерархия подсистем в большой системе. Рассмотрение систем в иерархии дает возможность выявить новые их свойства.

Величина большой системы может быть измерена по разным критериям: по числу подсистем; по числу ступеней иерархии подсистем.

Сложные системы. Сложные системы – это системы, которые нельзя скомпоновать из некоторых подсистем. Это равноценно тому, что:

    наблюдатель последовательно меняет свою позицию по отношению к объекту и наблюдает его с разных сторон;

    разные наблюдатели исследуют объект с разных сторон.

Каждый из наблюдателей отбирает подмножество прозрачных материалов, удовлетворяющих его требованиям и критериям. В области пересечения подмножеств, отобранных всеми наблюдателями, мета наблюдатель отбирает единственный материал, работая в метаязыке, объединяющем понятия всех языков низшего уровня и описывающем их свойства и отношения.

Понятие сложности является одним из основополагающих в системном анализе. Системный анализ есть стратегия исследования, которая принимает сложность как существенное, неотъемлемое свойство объектов и показывает, как можно извлечь ценную информацию, подходя к ней с позиции сложных систем. По мнению американского исследователя Рассела Аккофа, простота не задается в начале исследования, но если ее вообще можно найти, то она находится в результате исследования.

Итак, сложная система – это система, построенная для решения многоцелевой задачи; система, отражающая разные несравнимые аспекты характеристики объекта; система, для описания которой необходимо использование нескольких языков; система, включающая взаимосвязанный комплекс разных моделей.

Английский кибернетик С. Бир классифицирует все системы на простые и сложные в зависимости от способа описания: детерминированного или теоретико-вероят­ностного. А. И. Берг определяет сложную систему как систему, которую можно описать не менее чем на двух различных мате­матических языках (например, с помощью теории дифференци­альных уравнений и алгебры Буля).

Очень часто сложными системами называют системы, кото­рые нельзя корректно описать математически, либо потому, что в системе имеется очень большое число элементов, неизвестным образом связанных друг с другом, либо неизвестна природа явлений, протекающих в системе. Все это свидетельствует об отсутствии единого определения сложности системы.

При разработке сложных систем возникают проблемы, от­носящиеся не только к свойствам их составляющих элементов и подсистем, но также к закономерностям функционирования системы в целом. При этом появляется широкий круг специфи­ческих задач, таких, как определение общей структуры системы; организация взаимодействия между элементами и подсистемами; учет влияния внешней среды; выбор оптимальных режимов функ­ционирования системы; оптимальное управление системой и др.

Чем сложнее система, тем большее внимание уделяется вышеуказанным вопросам. Математической базой исследования сложных систем является теория систем. В теории систем большой системой сложной, системой большого масштаба,(Large Scale Systems) называют систему, если она состоит из большого числа взаимо­связанных и взаимодействующих между собой элементов и спосо­бна выполнять сложные функции.

Четкой границы, отделяющей простые системы от больших нет. Деление это условное и возникло из-за появления систем, имеющих в своем составе совокупность подсистем с наличием функциональной избыточности. Простая система может нахо­диться только в двух состояниях: состоянии работоспособности (исправном) и состоянии отказа (неисправном). При отказе эле­мента простая система либо полностью прекращает выполнение своей функции, либо продолжает ее выполнение в полном объ­еме, если отказавший элемент резервирован. Большая система при отказе отдельных элементов и даже целых подсистем не всегда теряет работоспособность, зачастую только снижаются характеристики ее эффективности. Это свойство больших систем обусловлено их функциональной избыточностью и, в свою оче­редь, затрудняет формулировку понятия «отказ» системы.

Очевидно, что большие и сложные системы – это фактически два способа разложения задачи на ее составляющие или, соответственно, построения различным способом модели системы. Этот способ получил такое широкое распространение, что понятия цель и критерий в некоторых областях техники и исследования операций стали считать синонимами.

Динамические системы. Динамические системы – это постоянно изменяющиеся системы. Всякое изменение, происходящее в динамической системе, называется процессом. Его иногда определяют как преобразование входа в выход системы.

Если у системы может быть только одно поведение, то ее называют детерминированной системой.

Вероятностная система. Вероятностная система – система, поведение которой может быть предсказано с определенной степенью вероятности на основе изучения ее прошлого поведения.

Управляющие системы. Управляющие системы – это системы, с помощью которых исследуются процессы управления в технических, биологических и социальных системах. Центральным понятием здесь является информация – средство воздействия на систему. Управляющая система позволяет предельно упростить трудно понимаемые процессы управления в целях решения задач исследования проектирования.

Целенаправленные системы. Целенаправленные системы – это системы, обладающие целенаправленностью, то есть управлением системы и приведением к определенному поведению или состоянию, компенсируя внешние возмущения. Достижение цели в большинстве случаев имеет вероятностный характер.

Для составления классификации систем могут быть использованы различные классификационные признаки. В таблице 1 приведен пример классификации систем с использованием основных классификационных признаков использующихся в системном анализе.

Классификация систем по признакам

Классификационные признаки

Классы систем

По взаимодействию с внешней средой

Открытые

Закрытые

Комбинированные

По структуре

По характеру функций

Специализированные

Многофункциональные (универсальные)

По характеру развития

Стабильные

Развивающиеся

По степени организованности

Хорошо организованные

Плохо организованные (диффузные)

По сложности поведения

Автоматические

Решающие

Самоорганизующиеся

Предвидящие

Превращающиеся

По характеру связи между элементами

Детерминированные

Стохастические

По характеру структуры управления

Централизованные

Децентрализованные

По назначению

Производящие

Управляющие

Обслуживающие

Классификацией называется разбиение на классы по наиболее существенным признакам. Под классом понимается совокупность объектов, обладающие некоторыми признаками общности. Признак (или совокупность признаков) является основанием (критерием) классификации.

Система может быть охарактеризована одним или несколькими признаками и соответственно ей может быть найдено место в различных классификациях, каждая из которых может быть полезной при выборе методологии исследования. Обычно цель классификации ограничить выбор подходов к отображению систем, выработать язык описания, подходящий для соответствующего класса.

Реальные системы делятся на естественные (природные системы) и искусственные (антропогенные).

Естественные системы: системы неживой (физические, химические) и живой (биологические) природы.

Искусственные системы: создаются человечеством для своих нужд или образуются в результате целенаправленных усилий.

Искусственные делятся на технические (технико-экономические) и социальные (общественные).

Техническая система спроектирована и изготовлена человеком в определённых целях.

К социальным системам относятся различные системы человеческого общества.

Выделение систем, состоящих из одних только технических устройств почти всегда условно, поскольку они не способны вырабатывать своё состояние. Эти системы выступают как части более крупных, включающие людей – организационно-технических систем.

Организационная система, для эффективного функционирование которой существенным фактором является способ организации взаимодействия людей с технической подсистемой, называется человеко-машинной системой.

Примеры человеко-машинных систем: автомобиль – водитель; самолёт – лётчик; ЭВМ – пользователь и т.д.

Таким образом, под техническими системами понимают единую конструктивную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, предназначенная для целенаправленных действий с задачей достижения в процессе функционирования заданного результата.

Отличительными признаками технических систем по сравнению с произвольной совокупностью объектов или по сравнению с отдельными элементами является конструктивность (практическая осуществляемость отношений между элементами), ориентированность и взаимосвязанность составных элементов и целенаправленность.

Для того чтобы система была устойчивой к воздействию внешних влияний, она должна иметь устойчивую структуру. Выбор структуры практически определяет технический облик как всей системы, так её подсистем, и элементов. Вопрос о целесообразности применения той или иной структуры должен решаться исходя из конкретного назначения системы. От структуры зависит также способность системы к перераспределению функций в случае полного или частичного отхода отдельных элементов, а, следовательно, надёжность и живучесть системы при заданных характеристиках её элементов.

Абстрактные системы являются результатом отражения действительности (реальных систем) в мозге человека.

Их настроение – необходимая ступень обеспечения эффективного взаимодействия человека с окружающим миром. Абстрактные (идеальные) системы объективны по источнику происхождения, поскольку их первоисточником является объективно существующая действительность.

Абстрактные системы разделяют на системы непосредственного отображения (отражающие определённые аспекты реальных систем) и системы генерализирующего (обобщающего) отображения. К первым относятся математические и эвристические модели, а ко вторым – концептуальные системы (теории методологического построения) и языки.

На основе понятия внешней среды системы разделяются на: открытые, закрытые (замкнутые, изолированные) и комбинированные. Деление систем на открытые и закрытые связано с их характерными признаками: возможность сохранения свойств при наличии внешних воздействий. Если система нечувствительна к внешним воздействиям её можно считать закрытой. В противном случае – открытой.

Открытой называется система, которая взаимодействует с окружающей средой. Все реальные системы являются открытыми. Открытая система является частью более общей системы или нескольких систем. Если вычленить из этого образования собственно рассматриваемую систему, то оставшаяся часть – её среда.

Открытая система связана со средой определёнными коммуникациями, то есть сетью внешних связей системы. Выделение внешних связей и описание механизмов взаимодействия «система-среда» является центральной задачей теории открытых систем. Рассмотрение открытых систем позволяет расширить понятие структуры системы. Для открытых систем оно включает не только внутренние связи между элементами, но и внешние связи со средой. При описании структуры внешние коммуникационные каналы стараются разделить на входные (по которым среда воздействует на систему) и выходные (наоборот). Совокупность элементов этих каналов, принадлежащих собственной системе называются входными и выходными полюсами системы. У открытых систем, по крайней мере, один элемент имеет связь с внешней средой, по меньшей мере, один входной полюс и один выходной, которыми она связана с внешней средой.

Для каждой системы связи со всеми подчинёнными ей подсистемами и между последним, являются внутренними, а все остальные – внешними. Связи между системами и внешней средой также, как и между элементами системы, носят, как правило, направленный характер.

Важно подчеркнуть, что в любой реальной системе в силу законов диалектики о всеобщей связи явлений число всех взаимосвязей огромно, так что учесть и исследования абсолютно все связи невозможно, поэтому их число искусственно ограничивают. Вместе с тем, учитывать все возможные связи нецелесообразно, так как среди них есть много несущественных, практически не влияющих на функционирование системы и количество полученных решений (с точки зрения решаемых задач). Если изменение характеристик связи, её исключение (полный разрыв) приводят к значительному ухудшению работы системы, снижению эффективности, то такая связь – существенна. Одна из важнейших задач исследователя – выделить существенные для рассмотрения системы в условиях решаемой задачи связи и отделить их от несущественных. В связи с тем, что входные и выходные полюса системы не всегда удаётся чётко выделить, приходится прибегать к определённой идеализации действий. Наибольшая идеализация имеет место при рассмотрении закрытой системы.

Закрытой называется система, которая не взаимодействует со средой или взаимодействует со средой строго определённым образом. В первом случае предполагается, что система не имеет входных полюсов, а во втором, что входные полюса есть, но воздействие среды носит неизменный характер и полностью (заранее) известно. Очевидно, что при последнем предположении указанные воздействия могут быть отнесены собственно к системе, и её можно рассматривать, как закрытую. Для закрытой системы, любой её элемент имеет связи только с элементами самой системы.

Разумеется, закрытые системы представляют собой некоторую абстракцию реальной ситуации, так как, строго говоря, изолированных систем не существует. Однако, очевидно, что упрощение описания системы, заключаются в отказе от внешних связей, может привести к полезным результатам, упростить исследование системы. Все реальные системы тесно или слабо связаны с внешней средой – открытые. Если временный разрыв или изменение характерных внешних связей не вызывает отклонения в функционировании системы сверх установленных заранее пределов, то система связана с внешней средой слабо. В противном случае – тесно.

Комбинированные системы содержат открытые и закрытые подсистемы. Наличие комбинированных систем свидетельствует о сложной комбинации открытой и закрытой подсистем.

В зависимости от структуры и пространственно-временных свойств системы делятся на простые, сложные и большие.

Простые – системы, не имеющие разветвлённых структур, состоящие из небольшого количества взаимосвязей и небольшого количества элементов. Такие элементы служат для выполнения простейших функций, в них нельзя выделить иерархические уровни. Отличительной особенностью простых систем является детерминированность (четкая определенность) номенклатуры, числа элементов и связей как внутри системы, так и со средой.

Сложные – характеризуются большим числом элементов и внутренних связей, их неоднородностью и разнокачественностью, структурным разнообразием, выполняют сложную функцию или ряд функций. Компоненты сложных систем могут рассматриваться как подсистемы, каждая из которых может быть детализирована ещё более простыми подсистемами и т.д. до тех пор, пока не будет получен элемент.

Система называется сложной (с гносеологических позиций), если её познание требует совместного привлечения многих моделей теорий, а в некоторых случаях многих научных дисциплин, а также учёта неопределённости вероятностного и невероятностного характера. Наиболее характерным проявлением этого определения является многомодельность.

Модель – некоторая система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. Это описание систем (математическое, вербальное и т.д.) отображающее определённую группу её свойств.

Систему называют сложной если в реальной действительности рельефно (существенно) проявляются признаки её сложности. А именно:

а) структурная сложность – определяется по числу элементов системы, числу и разнообразию типов связей между ними, количеству иерархических уровней и общему числу подсистем системы. Основными типами считаются следующие виды связей: структурные (в том числе, иерархические), функциональные, каузальные (причинно-следственные), информационные, пространственно-временные;

б) сложность функционирования (поведения) – определяется характеристиками множества состояний, правилами перехода из состояния в состояние, воздействие системы на среду и среды на систему, степенью неопределённости перечисленных характеристик и правил;

в) сложность выбора поведения – в многоальтернативных ситуациях, когда выбор поведения определяется целью системы, гибкостью реакций на заранее неизвестные воздействия среды;

г) сложность развития – определяемая характеристиками эволюционных или скачкообразных процессов.

Естественно, что все признаки рассматриваются во взаимосвязи. Иерархическое построение – характерный признак сложных систем, при этом уровни иерархии могут быть как однородные, так и неоднородные. Для сложных систем присущи такие факторы, как невозможность предсказать их поведение, то есть слабо предсказуемость, их скрытность, разнообразные состояния.

Сложные системы можно подразделить на следующие факторные подсистемы:

1) решающую, которая принимает глобальные решения во взаимодействии с внешней средой и распределяет локальные задания между всеми другим подсистемами;

2) информационную, которая обеспечивает сбор, переработку и передачу информации, необходимой для принятия глобальных решений и выполнения локальны задач;

3) управляющую для реализации глобальных решений;

4) гомеостазную, поддерживающую динамическое равновесие внутри систем и регулирующую потоки энергии и вещества в подсистемах;

5) адаптивную, накапливающую опыт в процессе обучения для улучшения структуры и функций системы.

Большой системой называют систему, ненаблюдаемую одновременно с позиции одного наблюдателя во времени или в пространстве, для которой существенен пространственный фактор, число подсистем которой очень велико, а состав разнороден.

Система может быть и большой и сложной. Сложные системы объединяет более обширную группу систем, то есть большие - подкласс сложных систем.

Основополагающими при анализе и синтезе больших и сложных систем являются процедуры декомпозиции и агрегирования.

Декомпозиция – разделение систем на части, с последующим самостоятельным рассмотрением отдельных частей.

Очевидно, что декомпозиция представляют собой понятие, связанное с моделью, так как сама система не может быть расчленена без нарушений свойств. На уровне моделирования, разрозненные связи заменятся соответственно эквивалентами, либо модели систем строится так, что разложение её на отдельные части при этом оказывается естественным.

Применительно к большим и сложным системам декомпозиция является мощным инструментом исследования.

Агрегирование является понятием, противоположным декомпозиции. В процессе исследования возникает необходимость объединения элементов системы с целью рассмотреть её с более общих позиций.

Декомпозиция и агрегирование представляют собой две противоположные стороны подхода к рассмотрению больших и сложных систем, применяемые в диалектическом единстве.

Системы, для которых состояние системы однозначно определяется начальными значениями и может быть предсказано для любого последующего момента времени, называются детерминированными.

Стохастические системы – системы, изменения в которых носят случайный характер. При случайных воздействиях данных о состоянии системы недостаточно для предсказания в последующий момент времени.

По степени организованности: хорошо организованные, плохо организованные (диффузные).

Представить анализируемый объект или процесс в виде хорошо организованной системы означает определить элементы системы, их взаимосвязь, правила объединения в более крупные компоненты. Проблемная ситуация может быть описана в виде математического выражения. Решение задачи при представлении ее в виде хорошо организованной системы осуществляется аналитическими методами формализованного представления системы.

Примеры хорошо организованных систем: солнечная система, описывающая наиболее существенные закономерности движения планет вокруг Солнца; отображение атома в виде планетарной системы, состоящей из ядра и электронов; описание работы сложного электронного устройства с помощью системы уравнений, учитывающей особенности условий его работы (наличие шумов, нестабильности источников питания и т. п.).

Описание объекта в виде хорошо организованной системы применяется в тех случаях, когда можно предложить детерминированное описание и экспериментально доказать правомерность его применения, адекватность модели реальному процессу. Попытки применить класс хорошо организованных систем для представления сложных многокомпонентных объектов или многокритериальных задач плохо удаются: они требуют недопустимо больших затрат времени, практически нереализуемы и неадекватны применяемым моделям.

Плохо организованные системы. При представлении объекта в виде плохо организованной или диффузной системы не ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые находятся на основе исследования не всего объекта или класса явлений, а на основе определенной с помощью некоторых правил выборки компонентов, характеризующих исследуемый объект или процесс. На основе такого выборочного исследования получают характеристики или закономерности (статистические, экономические) и распространяют их на всю систему в целом. При этом делаются соответствующие оговорки. Например, при получении статистических закономерностей их распространяют на поведение всей системы с некоторой доверительной вероятностью.

Подход к отображению объектов в виде диффузных систем широко применяется при: описании систем массового обслуживания, определении численности штатов на предприятиях и учреждениях, исследовании документальных потоков информации в системах управления и т. д.

С точки зрения характера функций различаются специальные, многофункциональные, и универсальные системы.

Для специальных систем характерна единственность назначения и узкая профессиональная специализация обслуживающего персонала (сравнительно несложная).

Многофункциональные системы позволяют реализовать на одной и той же структуре несколько функций. Пример: производственная система, обеспечивающая выпуск различной продукции в пределах определённой номенклатуры.

Для универсальных систем: реализуется множество действий на одной и той же структуре, однако состав функций по виду и количеству менее однороден (менее определён).

По характеру развития существует два класса систем: стабильные и развивающиеся.

У стабильной системы структура и функции практически не изменяются в течение всего периода её существования и, как правило, качество функционирования стабильных систем по мере изнашивания их элементов только ухудшается. Восстановительные мероприятия обычно могут лишь снизить темп ухудшения.

Отличной особенностью развивающихся систем является то, что с течением времени их структура и функции приобретают существенные изменения. Функции системы более постоянны, хотя часто и они видоизменяются. Практически неизменными остаётся лишь их назначение. Развивающиеся системы имеют более высокую сложность.

В порядке усложнения поведения: автоматические, решающие, самоорганизующиеся, предвидящие, превращающиеся.

Автоматические: однозначно реагируют на ограниченный набор внешних воздействий, внутренняя их организация приспособлена к переходу в равновесное состояние при выводе из него (гомеостаз).

Решающие: имеют постоянные критерии различения их постоянной реакции на широкие классы внешних воздействий. Постоянство внутренней структуры поддерживается заменой вышедших из строя элементов.

Самоорганизующиеся: имеют гибкие критерии различения и гибкие реакции на внешние воздействия, приспосабливающиеся к различным типам воздействия. Устойчивость внутренней структуры высших форм таких систем обеспечивается постоянным самовоспроизводством.

Самоорганизующиеся системы обладают признаками диффузных систем: стохастичностью поведения, нестационарностью отдельных параметров и процессов. К этому добавляются такие признаки, как непредсказуемость поведения; способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды, изменять структуру при взаимодействии системы со средой, сохраняя при этом свойства целостности; способность формировать возможные варианты поведения и выбирать из них наилучший и др. Иногда этот класс разбивают на подклассы, выделяя адаптивные или самоприспосабливающиеся системы, самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся и другие подклассы, соответствующие различным свойствам развивающихся систем.

Примеры: биологические организации, коллективное поведение людей, организация управления на уровне предприятия, отрасли, государства в целом, т.е. в тех системах, где обязательно имеется человеческий фактор.

Если устойчивость по своей сложности начинает превосходить сложные воздействия внешнего мира – это предвидящие системы: она может предвидеть дальнейший ход взаимодействия.

Превращающиеся – это воображаемые сложные системы на высшем уровне сложности, не связанные постоянством существующих носителей. Они могут менять вещественные носители, сохраняя свою индивидуальность. Науке примеры таких систем пока не известны.

Систему можно разделить на виды по признакам структуры их построения и значимости той роли, которую играют в них отдельные составные части в сравнение с ролями других частей.

В некоторых системах одной из частей может принадлежать доминирующая роль (её значимость >> (символ отношения «значительного превосходства») значимость других частей). Такой компонент – будет выступать как центральный, определяющий функционирование всей системы. Такие системы называют централизованными.

В других системах все составляющие их компоненты примерно одинаково значимы. Структурно они расположены не вокруг некоторого централизованного компонента, а взаимосвязаны последовательно или параллельно и имеют примерно одинаковые значения для функционирования системы. Это децентрализованные системы.

Системы можно классифицировать по назначению. Среди технических и организационных систем выделяют: производящие, управляющие, обслуживающие.

В производящих системах реализуются процессы получения некоторых продуктов или услуг. Они в свою очередь делятся на вещественно-энергетические, в которых осуществляется преобразование природной среды или сырья в конечный продукт вещественной или энергетической природы, либо транспортирование такого рода продуктов; и информационные – для сбора, передачи и преобразования информации и предоставление информационных услуг.

Назначение управляющих систем – организация и управление вещественно-энергетическими и информационными процессами.

Обслуживающие системы занимаются поддержкой заданных пределов работоспособности производящих и управляющих систем.

Рассмотренные в данном разделе классы систем удобно использовать как подходы на начальном этапе моделирования любой задачи, т.к. определив класс системы для реального объекта можно достаточно уверенно дать рекомендации по выбору метода, который позволит более адекватно ее отобразить.



Похожие публикации