Инновации как важнейший инструмент повышения качества образования. Э. Г. Винограй Инновационные качества системной методологии1 Качество и инновационность относится к

В настоящее время инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. Инвестиционная привлекательность образования зависит от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему.

Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.

Одной из задач современной школы становится раскрытие интеллектуального потенциала и творческих способностей учащихся. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена с позиций системно-деятельностного подхода в работах видных отечественных ученых М.М. Поташника, А.В. Хуторского, Н.Б. Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И. Загвязинского, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Теоретические аспекты инновационных процессов. Понятие об инновациях в образовании, их классификация. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения в практику. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях ученых в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX в. возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране. Педагогические инновации имеют своей целью повышение эффективности воспитания и образования: введение нового в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.


В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Критериальные отличия понятий «новация» и «инновация» можно представить следующим образом:

Критерии Новация Инновация
Масштаб целей и задач Частный Системный
Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий
Научный контекст Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки
Характер действий (качество) Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат
Характер действий (количество) Ограниченный по масштабу и времени Целостный, продолжительный
Тип действий Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике
Реализация Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности
Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы
Новизна Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности
Последствия Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Таким образом, новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определенной новизны, новые эффективные образовательные технологии, проект эффективного инновационного педагогического опыта, готовый к внедрению, выполненный в виде технологического описания.

Для разработки программ опытно-инновационной деятельности необходимо представление о различных видах инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

По видам выделяют педагогические и управленческие инновации.

По характеру вносимых изменений – радикальные (основаны на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание элементов) и модифицирующие (совершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы).

По масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменений компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций) и системные (полная реконструкция системы как целого).

По проблематике – инновации, направленные на:

– изменение всей школы в целом;

– создание в ней системообразующей деятельности на основе концептуальных идей;

– разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса;

– отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования;

– разработку новых форм и систем управления.

По источнику возникновения: внешние (за пределами образовательной системы); внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

По масштабности и социально-педагогической значимости: федеральные, региональные, субрегиональные (предназначены для образовательных учреждений определенного типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов).

По осмыслениюперед внедрением инноваций:

– случайные – инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение;

– полезные – инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой;

– системные – инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно обоснованному управлению инновационным процессом.

На этапе вхождения образовательного учреждения в режим инновационного развития актуализируется вопрос разработки технологии оценки внедряемых изменений. Параметры оценивания инноваций:

Актуальность оцениваемого нововведения – определяется по социальному заказу, возможностям устранения существенных недостатков в работе, по мере решения проблем, выявленных в результате анализа работы школы.

Соответствие новой идеи общей идее развития школы – при оценке инновации следует определить, насколько предлагаемое новшество встраивается в концепцию развития школы. Эта концепция является важной составной частью программы развития общеобразовательного учреждения.

Новизна идеи – соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики.

Результативность нововведения – оценивается либо по аналогии освоения этой идеи в другом месте, либо экспертным путем (на основе интуиции, изучения потенциала идеи и т.п.).

Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи – не обязательно решать актуальные проблемы школы только с помощью радикальных инноваций (высшая степень творческой новизны), не имеющих ни аналогов, ни прототипов. Если существует, хотя и не новая, но эффективная технология или программа, то не следует их отвергать только потому, что они не новы.

Возможности потенциальных участников освоения новшества – определяются сложностью и доступностью технологии, характером и силой мотивации участников, степенью заинтересованности учителей и руководителей во введении новшества, мерой необходимости в дополнительной подготовке и переподготовке членов педагогического коллектива.

Возможное сопротивление нововведению – может возникать со стороны тех педагогов, предложения которых не прошли; недавних носителей передового опыта; тех учителей, кому нововведение не по силам.

Башкарев Альберт Яковлевич

Санкт-Петербургский

Государственный

Политехнический Университет,

Санкт-Петербург

Качество инновационного проекта

как основа эффективности инноваций

В настоящее время даже в официальных документах существует разночтение в понимании термина «инновация». В рамках поставленного вопроса будем считать что инновация – это продукт многофазного творческого процесса, обладающий новыми качествами и свойствами, которые делают его привлекательным в безбрежном океане рынка.

Многофазность процесса состоит в том, что он включает в себя стадии научных поисков, прикладных исследований, конструкторских и технологических разработок, технико-экономического анализа, маркетинговых исследований. Выполнение всех этих стадий требует серьезного, а часто очень большого финансового обеспечения. Таким образом, чтобы экономика государства имела и инновационное развитие, необходимо действие и взаимодействие нескольких кластеров его активных участников.

Первый – инноваторы. К ним могут относиться как отдельные физические лица, так и целые организации, т.е. юридические лица. Инноваторы на основе новых результатов научных исследований или уже известных инженерных решений выдвигают конструктивное предложение на создание инновации – продукта (товара), обладающего новыми потребительскими свойствами. Как правило, инноваторы действуют по принципу эстафеты. Одни выдвигают инновационные идеи, другие предлагают конструктивные решения для их реализации и делают апробацию этих решений, следующие организуют производство и т.д. Весь этот процесс в целом можно назвать инновационным проектом.

Второй кластер – инвесторы. Как и предыдущие участники инновационного процесса, они могут быть физическими и юридическими лицами. Основная их цель – получение прибыли, которая может появиться только на рынке. Объективная необходимость в инвесторах заключается в обеспечении действия инноваторской эстафеты, т.е. в финансировании процесса рождения инновационного продукта из инновационной идеи. Самым заинтересованным и мощным инвестором является государство. Оно может получать прямую прибыль на рынке и доход в виде налогов от прибыли других инвесторов. В определенной степени это относится и к местному бюджету. Инвестиционное финансирование всегда связано с риском. И чем раньше инвестор подключается к инновационной эстафете, тем выше у него степень риска. Именно поэтому ранние фазы инновационных проектов испытывают наибольший дефицит в инвестиционной поддержке.

Можно назвать следующие типичные причины, которые приводят к не оправдавшимся инновационным надеждам:

А) Научная ошибка в инновационной идее.

Б) Недостаточно грамотный путь в конструктивной реализации идеи.

В) Размер вложений не компенсируется размером полученной прибыли.

Г) Смежные области науки или отрасли промышленности не готовы обеспечить конкретную инновационную эстафету. Например, нет материала, обладающего необходимыми прочностными свойствами.

Д) Запоздалое, или наоборот преждевременное появление инновационного продукта на рынке.

Каждый потенциальный инвестор нуждается в максимально полной комплексной оценке и анализе всех перечисленных факторов. Как правило, для этого он располагает бизнес-планом того или иного качества. Но бизнес-планы обычно разрабатываются самими инноваторами, и даже самые подробные из них всегда оказываются слишком оптимистичными. Поэтому они должны подвергаться серьезной экспертизе. Таким образом, неизбежными участниками инновационного процесса являются эксперты, которые и должны определять качество инновационного проекта и, таким образом, косвенно положительно повлиять на него и его результат – инновацию.

Эксперты представляют третий кластер участников инновационного развития.

Предыдущий анализ инновационных ошибок приводит к выводу, что должны существовать следующие виды экспертизы: научно-техническая (включая патентную), экономическая и маркетинговая. Непременным условием экспертизы должно быть максимальное доверие к ее исполнителям со стороны инвесторов. Такое доверие может базироваться на их авторитете, наличии соответствующих лицензий, и законодательных документах, определяющих ответственность экспертов за качество их работы. К сожалению, в настоящее время имеет место большой дефицит в лицензированной экспертизе и полный вакуум в законодательной базе в отношении экспертизы инновационных проектов. В этих условиях, как показал мировой опыт, большое значение приобретает малый наукоемкий бизнес, где инновационный продукт создается самими инноваторами, которые берут на себя весь инвестиционный риск, выступая одновременно и как инвесторы, и как эксперты. В этом случае решается, и с достаточной степенью надежности, одна из самых сложных задач – экспертиза рынка (реально готовой продукцией).

Последним участником инновационного процесса является кластор покупателей (потребителей). Казалось бы, его роль пассивна и мала, однако это не совсем так. От его активности, возможностей и состояния зависит все. К сожалению, в отечественной экономике в настоящее время именно этот участник остается самым пассивным.

Для продвижения и реализации инновационного проекта необходимо информационное интегрирование всех четырех перечисленных кластеров, представленное на прилагаемой схеме.

Зоны A , B , C , D , E отражают количественно сферы взаимодействия участников. Зона А – получение пользователем уже готового инновационного продукта. По существу, это рынок, где пользователь ищет, а инноватор предлагает. Зона B – инноватор ищет инвестора для создания инновационной эстафеты. Зона C – заинтересованные инвесторы обращаются к экспертам по отобранным предложениям. Зона D – эксперты анализируют перспективу инновационных проектов. Зона E – при положительном решении экспертов и инвесторов инноваторы завершают инновационный проект получением продукта, который переходит в зону А.

Чем больше информационно перекрыты кластеры, тем больше зоны A , B , C , D и Е , тем выше степень инновационного развития экономики. Таким образом, самым актуальным вопросом становится создание системы информационного сближения всех четырех кластеров.

Его решение может быть успешным при создании для всей информационной системы единого формата, в который вписывались бы все участники инновационного процесса. В этом случае они могут достаточно просто находить друг друга по взаимным интересам.

В Санкт-Петербурге по инициативе научно-технического совета при Правительстве города под руководством академика В. А, Глухих подобная система начала создаваться. Уже сформирован формат информационного взаимодействия «инноватор – инвестор», который предусматривает возможность вписаться в него кластеру экспертов. Для этого предусматривается использование существующих классификаторов, - например, номенклатуры научных специальностей ВАК.

Система вначале задумывалась в интересах промышленности Санкт-Петербурга, однако по мере работы над ней стало ясно, что достаточно эффективной она может стать, если примет масштабы федеральные или еще большие.

Многие организации требуют от руководителей создания более инновационных команд. Но как это можно реализовать на практике? Если спросить лидеров инноваций, как они достигают эффективности, в ответ услышишь: «Не знаю, я как-то не задумывался». Или они что-нибудь выдумывают, более-менее убедительное. Но дело в том, что люди, прекрасно справляющиеся с нестандартной задачей, не всегда умеют объяснить, за счет чего им это удается.

Чтобы в этом разобраться, мы провели собственное исследование. Мы обратились за помощью к известной компании в сфере телекоммуникаций, чьи руководители получают существенно выше среднего балла по большинству менеджерских компетенций. Мы выделили 33 руководителя, который попали в 99-й и выше перцентиль по инновациям: мы опирались на оценки коллег, подчиненных и начальников, полученные в результате всестороннего опроса. Именно эти ближайшие сотрудники, как мы полагали, смогут наиболее внятно объяснить, что выделяет именно эту группу в большой и успешной организации.

Затем мы по телефону интервьюировали каждого руководителя, а также его непосредственного начальника, несколько подчиненных и коллег, и просили привести конкретные примеры - какими именно поступками этот человек зарекомендовал себя как инноватор. Мы также задавали вопрос, чем этот менеджер отличается от других, с кем им довелось работать.

Соединив данные интервью и кругового опроса, мы получили список из 10 свойств и качеств, которые выделяли эту группу именно в качестве инновационных лидеров. Перечисляем их от наиболее важных к менее. Эти руководители:

  1. Обнаруживают великолепное стратегическое видение. Самые эффективные инноваторы прекрасно представляют себе будущее. Как сказал один из респондентов о своей начальнице: «Она замечательно рисует четкую картину будущего, благодаря чему мы соображаем, как туда добраться».
  2. Читайте материал по теме:
  3. Всецело сосредоточены на клиентах. То, что клиенту всего лишь интересно, для этих людей - всепоглощающе увлекательно. Они стараются вникнуть в мироощущение клиента. Они общаются с ним и задают важные вопросы - о желаниях и потребностях.
  4. Создают климат взаимного доверия. Инновации нередко требуют риска. Не все инновационные идеи гарантируют успех. Наши высокоинновационные лидеры строят с коллективом близкие отношения сотрудничества. Коллеги знают, что их босс прикроет тылы и не бросит их на съедение волкам, если что-то пойдет не так. За добросовестные ошибки никого не наказывают.
  5. Проявляют безоглядную лояльность и выполняют свой долг по отношению к компании и клиентам. Желание угодить начальнику или руководителям высшего звена всегда отходит на второй план по сравнению с желанием сделать все, что нужно для проекта и компании в целом.
  6. Строят культуру общения снизу вверх. Такие руководители уверены, что лучшие, самые передовые идеи проникают снизу. Они формируют культуру, в которой хорошие идеи, словно пузырьки шампанского, поднимаются со дна бокала наверх, то есть исходят от рядовых сотрудников. Говорят, они так и лучатся оптимизмом, полны энергии, восприимчивы к новым идеям. Никакой угрюмости - шутки и смех.
  7. Читайте материал по теме:
  8. Они убедительны. Эти люди умеют уговорить любого принять хорошую идею. Они не навязывают свои мысли команде, но подают их с таким энтузиазмом и убежденностью, что команда сама охотно идет за ними.
  9. Умеют поднимать планку. Они устанавливают цели, которые требуют не просто работать усерднее, но искать новые пути к достижению более высоких целей.
  10. Наращивают темпы. Эти лидеры уверены, что корабль должен плыть быстро, иначе к его дну пристанут ракушки. Они предпочитают эксперименты и быструю обкатку прототипов вместо долгих обсуждений в бюрократических корпоративных комиссиях.
  11. Искренни в любом разговоре. Эти начальники знамениты честной, порой даже чересчур откровенной речью. Подчиненные всегда могут рассчитывать на прямой ответ своего начальника.
  12. Вдохновляют и мотивируют собственным примером. Один респондент заметил: «Мотивация - это вдохновение». А вдохновение возникает из ясного осознания цели и смысла работы.

Мы исследовали только одну компанию, но этот полный обзор фокус-группы подтверждает данные, полученные в результате проведенного нами анализа высокоинновационных лидеров других организаций из самых разных отраслей - автомобилестроения, фармацевтики и потребительских товаров - во всех частях света. Эти выводы, как мы полагаем, применимы к новаторам из всех областей и из самых разных культур мира.

Инновация

Иннова́ция , нововведение (англ. innovation ) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы .

Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Общее определение инноваций

Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни , удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:

  • используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности ; и/или
  • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
  • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
  • достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение », обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение - или использует что-то уже существующее новым образом - для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Виды инноваций

  • Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
  • Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
  • Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
  • Организационные - совершенствование системы менеджмента .
  • Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Эффективность инновационной деятельности

В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность, например Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7 % ВВП , США - 2,8 %, Япония - около 3,5 %, страны с переходной экономикой тратят значительно меньше: Белоруссия - 0,74 % ВВП, Россия - 1,04 % . Однако в условиях кризиса мировой экономики, на первый план выходит задача насколько эффективно предприятия, и научные коллективы использую вложенные средства. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности . Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard - EIS) . Так же в 2007 году на основе метода были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:

На основе метода анализа среды функционирования был проведён анализ конкурентоспособности белорусской экономики и влияние инновационной деятельности на данный показатель. В данном исследовании автор использует 43 страны, 3 входных параметра (наукоёмкость ВВП, количество учёных на один миллион человек, затраты на образование в % от ВВП), а так же 3 исходящих переменных (количество национальных заявок на выдачу патентов, высокотехнологичный экспорт в % от промышленного экспорта, экспорт ИКТ в % от всего экспорта). Полученные результаты наглядно показывают, что наилучшие показатели преобразования затрат в результаты инновационной деятельности у таких стран как США, Япония, Южная Корея, Германия, в тоже время Республика Беларусь, Российская Федерация и другие страны с переходной экономикой используют средства неэффективно.

См. также

Примечания

Литература

  • Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. - № 2(60). - С.162-164.
  • Питер Друкер . Бизнес и инновации. - М .: Вильямс, 2007. - 432 с. - ISBN 0-88730-618-7
  • Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
  • Орлов А. И., Орлова Л. А.Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. - 2002. - № 12. - С. 3-26.
  • Тычинский А. В.


Похожие публикации