Информационные технологии в системе образования взрослых. Информационные технологии в образовании

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Работа по дисциплине «Информационные технологии».

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

А.П.Лапенков.

В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых ТИ (технологий информатизации) и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов. “Отработка” применяемых в сфере образования ИТ должна ставить своей целью реализацию следующих задач:

поддержку и развитие системности мышления обучаемого;

поддержку всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Поэтому недостаточно просто овладеть той или иной информационной технологией. Необходимо выделить и наиболее эффективно использовать те ее особенности и возможности, которые могут в какой-то мере обеспечить решение указанных выше задач. В течение ряда лет информационные технологии в области высшего образования развивались, в том числе, в рамках выполнения НИОКР по межвузовским научно-техническим программам “Информатизация высшего образования” и

Перспективные информационные технологии в высшей школе”. В основном поддерживались НИОКР по так называемым базовым и прикладным технологиям информатизации. В конечном счете, все достижения в области применения информационных технологий в сфере образования, создание сетей телекоммуникаций и поддержка информационных потоков в них, создание и сопровождение банков данных и баз знаний, экспертных систем и других видов ИТ должны служить одной цели - разработке методологической основы применения информационных технологий в процессе образования и обучения. По существу в настоящее время общество стоит перед задачей - научиться правильно, оптимально и безвредно применять компьютер во всей системе образования в целом. Новые аспекты информационно-методического обеспечения процесса обучения

В Национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО “Образование и информатика” под технологией обучения понимается способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей.

Компьютерная технология обучения (КТО) представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую с помощью компьютеров. Главной отличительной особенностью КТО от традиционной является применение компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, применение которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.

Активная политика производителей компьютерной техники и программного обеспечения, особенно в клоне персональных компьютеров, а также фирм по оказанию телекоммуникационных сервисов привела к тому, что человек современного информационного общества уже не может обойтись без компьютера. Однако большинство пользователей не могут ответить на достаточно простой вопрос: “Что нового и нужного привнесли в его жизнь компьютерные технологии?” Очевидно только одно - просто использование этих технологий требует больших материальных затрат. А вот для чего их нужно применять, как реализовать новые возможности, предоставляемые этими технологиями, и, что важнее всего в сфере образования, как новые технологии эффективно использовать в образовании и обучении?

Даже специалисты в области образования развитых стран на сегодняшний день не могут однозначно ответить на эти вопросы и оценить последствия применения компьютера и информационных технологий в сфере образования. И это несмотря на то, что в их системе образования компьютеры используются гораздо дольше и более эффективно, чем у нас. Специалисты всего мира пока единодушно констатируют только одно - применение компьютера в этой сфере человеческой деятельности породило больше проблем, нежели решило. Здесь речь идет о процессе, связанным с применением информационных технологий в обучении как таковом, а не об организации и сопровождении учебного процесса.

Основные проблемы, возникающие при этом такие:

как переработать учебный курс для его компьютеризации; как построить учебный процесс с применением компьютера;

какую долю учебного материала и в каком виде представить и реализовать с использованием компьютера;

как и какими средствами осуществлять контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений;

какие информационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.

Для переложения курса на компьютерную технологию обучения преподаватель, ставящий курс, должен иметь представление не только о предметной области, но также быть хорошим методистом, иметь навыки систематизации знаний, быть хорошо информированным о возможностях информационных технологий, а также знать какими средствами компьютерной поддержки достигается тот или иной дидактический прием. Кроме этого он должен быть информирован о тех технических средствах и программном обеспечении которые будут ему доступны как при создании прикладного программного обеспечения (ПО), так и при сопровождении учебного процесса. Очевидно, что одному человеку это не под силу.

Компьютер как средство обучения может использоваться только при наличии соответствующего программного обеспечения. Применение ИТ в образовании и обучении, в конечном счете, заключается в разработке и использовании ПО учебного назначения. Особенность этого вида программного продукта состоит в том, что он должен аккумулировать в себе, наряду с компьютерной программой как таковой, дидактический и методический опыт преподавателя-предметника, актуальность и правильность информационного наполнения по определенной учебной дисциплине, а также удовлетворять требованиям образовательного стандарта и реализовывать, в то же время, возможность его применения как для самостоятельной работы обучаемого, так и в учебном процессе.

В системе образования создается огромное количество ПО для поддержки учебного процесса. Это могут быть базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища (депозитарии) информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, а также программы, позволяющие осуществлять администрирование учебного процесса. Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Основная проблема при этом заключается в методике компьютеризации курса, который предстоит освоить обучаемому. Возможна либо полная перестройка и ориентация на создание новых компьютеризованных курсов, либо реализация методики с частичной компьютерной поддержкой курса. Другими словами речь идет о форме компьютерной поддержки процесса обучения. В настоящее время практика использования компьютерных технологий в образовании обнаруживает две тенденции:

применение промышленных универсальных компьютерных программ, предназначенных для решения широкого круга практических и научных задач из различных предметных областей, и адаптированных к учебным дисциплинам;

применение обучающих программ, специально разработанных для целей обучения и реализующих соответствующие методики, заложенные в них разработчиками.

На сегодняшний день существует широкий спектр программ от простейших, контролирующих до сложных мультимедийных продуктов.

В современном слэнге специалистов по программному обеспечению под термином “приложение” подразумевается любое прикладное ПО создаваемое пользователями для реализации своих

корпоративных” задач. Создание приложений учебного назначения в соответствии с современными требованиями даже с помощью инструментальных систем отдельными преподавателями и малыми творческими коллективами не дает желаемых результатов, т.к. создание качественного продукта требует участия специалистов различных отраслей информационных технологий. Поэтому для их производства необходимо организовывать стабильные технологические цепочки (издательские лаборатории). Эти лаборатории должны включать в свой состав следующих специалистов: руководителя проекта создания приложения;

дизайнера проекта, обеспечивающего единство средств оформления и общей структуры приложения;

компьютерного художника, выполняющего подготовку графических иллюстраций и анимационные фрагменты;

специалистов по монтажу приложения, владеющих приемами работы с инструментальными средствами разработки ПО;

консультантов в предметной области, независимых от разработчика предметного сценария;

технических редакторов и корректоров, владеющих приемами работы в области информационных технологий;

специалист по звуковому оформлению, выполняющий запись звуковых (речь, музыка, шум) фрагментов, их редактирование и монтаж;

специалист по обработке компьютерного видеоизображения, владеющий приемами работы с аппаратными и программными средствами ввода, обработки и интеграции видео в программный продукт.

Конечно же, основой для реализации такого программного обеспечения служит подготовленный преподавателем сценарий компьютерной поддержки курса, обеспечивающий информационную, дидактическую и методическую составляющую курса.

При достаточной квалификации в области новых информационных технологий, умении работать на компьютере с прикладными системами и при наличии исходного варианта обучающей программы, а также подготовленных специалистами библиотек типовых графических фрагментов для обеспечения общего направления дизайна и библиотек фрагментов учебного материала, модификация конкретной обучающей программы (при сохранении высокого качества исходного продукта) станет под силу отдельным преподавателям и малым творческим коллективам. Цель модификации - создание компьютеризированных курсов для обеспечения их персонификации и настройки на каждого обучаемого.

Сейчас налицо тенденция при которой коммерческие фирмы, вложив огромные средства в технологические цепочки разработки мультимедийных CDROM, наполняют рынок программных продуктов образовательного и, в ряде случаев, учебного назначения, о которых преподаватели и учителя в школах слабо или вообще неинформированы. Школьники и студенты, приобретя их, могут пользоваться ими. Но соответствует ли такое “компьютерное учебное пособие” программе определенного предмета или курса, а также как применить его в учебном процессе, ведущемся в конкретном учебном заведении зачастую не знает ни завуч, ни директор образовательного учреждения, ни, тем более, учитель. Ими воспринимается, в качестве средств поддержки учебного процесса, только то программное обеспечение учебного назначения, которое разработано ими самими, либо апробировано и рекомендовано коллегами. Однако у профессиональных преподавателей и методистов нет таких технических возможностей как у коммерческих фирм, для создания ПО, нужного и полезного, с их точки зрения, процессу обучения.

Поэтому нужна система разработки компьютеризированных курсов, поддерживаемая государством, для компьютерной технологии обучения и, параллельно с ней, система подготовки и переподготовки преподавательских кадров, умеющих применять информационные технологии для реализации компьютерной технологии обучения.

Образовательные и учебные приложения в телематических системах

С появлением возможности общения образовательных учреждений через телекоммуникационные сети в системе образования создаются и функционируют серверы, преподносимые их создателями как серверы учебного назначения. Они, как правило, содержат несколько информационных страниц, реализованных на языке HTML. Использовать эти материалы непосредственно для процесса обучения практически невозможно.

Прогноз специалистов европейского сообщества на перспективы развития телематических систем (систем которые наряду с телекоммуникационной инфраструктурой реализуют предметноориентированную информационную составляющую) на конец 90х годов XX и начало XXI века включает, среди других приоритетных направлений их использования, следующие:

адаптация существующих приложений учебного назначения для широкого их использования в телематических системах настоящего и будущего;

персонификация образовательных и обучающих компьютерных программ;

интегрирование обучающих систем в персональные рабочие станции, как локальные, так и объединенные в сеть;

развитие новых форм обучения, связанных с использованием обучающих сред (“микромиров”);

обеспечение удаленного мультимедиа доступа по сетям к библиотекам и другим источникам информации с персональных мультимедиа рабочих станций.

Создание приложений учебного и образовательного назначения очень трудоемкий процесс, а установление их в сетях влечет дополнительные проблемы, связанные с условиями их распространения. В настоящее время формируются основы методик разработки, распространения и пользования такими приложениями. Однако это лишь небольшая часть от множества других проблем, сопутствующих разработке и распространению образовательных приложений. Комплексным их решением в России никто не занимается.

В мировом сообществе обсуждению подходов к решению этих проблем уделяется большое внимание. Проводятся конференции, семинары и другие мероприятия по обмену опытом в использовании компьютерной технологии обучения в реальном учебном процессе, где оцениваются положительные и негативные стороны информатизации образования (в частности World Conference on Educational Multimedia and Hypermedia под патронажем ассоциации AACE). Полезность таких конференций для специалистов из России в том, что на них выносятся и обсуждаются результаты тех или иных образовательных и обучающих проектов с применением различных возможностей информационных технологий. Поставить такое множество образовательных и учебных экспериментов и оценить их результаты невозможно в одной, отдельно взятой, системе образования. Тем более если эти эксперименты проведены с использованием развитых инфраструктур западных стран. Дороговизна проведения учебных экспериментов с использованием возможностей передовых информационных технологий ставит наших преподавателей и специалистовисследователей этих проблем в очень трудное положение. Отсюда и фрагментарность, и отсутствие системного подхода в реализации хотя бы основ компьютерной технологии обучения, невозможность тиражировать удачные результаты основ компьютерной технологии обучения, невозможность тиражировать удачные результаты образовательных проектов, да и просто тиражирования отдельных компьютеризированных курсов в других образовательных учреждениях. Специалистам, решившим серьезно заняться решением этих проблем можно рекомендовать, в частности, International Journal of Educational Telecommunications, информация о котором также размещена на его webсервере www.aace.org.

Одним из подходов к решению создания и распространения образовательных приложений в телекоммуникационных сетях России является адаптация уже существующего в системе общего и профессионального образования программного продукта учебного назначения к особенностям телематических систем. Адаптация ПО заключается в первую очередь в том, что оно должно быть открытым для модификации и сопровождения, восприниматься и поддерживаться соответствующими браузерами. Что касается методических аспектов, то оно (это ПО) должно быть тщательно отредактировано, информационно выверено и поддерживать принцип персонификации и дозирования учебного материала. Наряду с этими вопросами необходимо решить проблемы авторского права, права на пользование приложением образовательными учреждениями, а также реализовать различные способы доступа и распространения его в сетях.

Некоторые подходы к активному освоению информационных технологий в обучении и образовании

Если говорить о состоянии дел с применением информационных технологий в нашей стране, то, несмотря на экономические трудности и отсутствие должного финансирования (расходы на ИТ на душу населения в 1997 г. в России - 14 $US, в США - 1095 $US, в Германии - 613 $US), в системе образования идет активное освоение информационных технологий и не менее активные попытки применить их в учебном и образовательном процессах. Тормозом здесь является отсутствие системного подхода к решению всего комплекса проблем, указанных выше.

Если оценивать ресурсы и возможности по созданию и распространению ПО учебного назначения системы образования России, то сейчас наиболее эффективным способом для этого является анализ информации и оценка того ПО, которое заявлено или выставлено на серверах ведущих учебных заведений. Однако это будет только ознакомительная информация.

Для направленного использования огромного потенциала и опыта в создании ПО учебного и образовательного назначения, а также координации работ, ведущихся в системе образования по активному использованию ИТ, необходимо возродить практику отбора на конкурсной основе лучшего ПО учебного и образовательного назначения, прошедшего апробацию в учебном процессе образовательных учреждений с целью распространения его в системе образования. Для объективной оценки качества разрабатываемого ПО учебного назначения существуют определенные показатели и критерии, которые, в свою очередь, также требуют постоянного совершенствования и корректировки. Наш опыт работы в этом направлении показывает, что создать образовательный программный продукт нужный и полезный системе образования можно только на основе привлечения к сотрудничеству представителей хотя бы нескольких научнопедагогических школ в каждой предметной области, а реализацию этого проекта осуществить на основе госзаказа, требования к которому и способы реализации которого проработаны.

Начальная стадия реализации системного подхода к использованию ИТ в образовании и обучении связана, в первую очередь, с реализацией следующих предложений:

создание учебно-методического центра по проблемам разработки методик компьютерной технологии обучения, технологий разработки ПО учебного назначения и образовательных приложений для телематических систем;

разработка системы показателей оценки качества программного обеспечения учебного назначения;

разработка организационноправовых норм (принципов) создания и использования образовательных приложений для установки их в телематических системах.

Реализация этих предложений не требует создания еще одного учреждения в системе образования. Функции центра могут интегрироваться головной организацией по соответствующей подпрограмме в рамках межвузовской программы “Информационные технологии”, которая будет координировать деятельность и обобщать опыт тех организаций и учреждений, где ведутся исследования в этом направлении.

Аппаратура информатизации образования.

Техническое обеспечение учебного процесса

Техническое обеспечение АОС строится в соответствии с архитектурами клиент/сервер. В дистанционном обучении применяют компонентноориентированные и сервисориентированные архитектуры.

К техническому обеспечению учебного процесса относят следующие виды оборудования.

    Компьютеры. В АОС на клиентских местах преимущественно используют персональные компьютеры. Разделяемые образовательные ресурсы размещают в памяти серверов.

    Сетевое оборудование. В локальных сетях и для связи с узлами Internet используют концентраторы(хабы), коммутаторы, маршрутизаторы.

    Периферийное оборудование. На рис. 1 представлены основные виды периферийного оборудования, используемого в компьютеризированных лекционных аудиториях и студиях дистанционного обучения: плазменные панели, интерактивные и сенсорные экраны, мультимедийные проекторы, ноутбуки, документкамеры, видеокамеры, микрофоны и др.

    Сенсорный экран - устройство ввода информации о месте прикосновения предмета (указки или пальца) к экрану компьютера. Другие названия устройства: touchscreen, touch screen, тачскрин, сенсорная панель, touch screen monitor, монитор touch screen, touch screen panel.

    Сенсорный экран может быть выполнен в виде инфракрасной сенсорной панели. Сетка, образованная горизонтальными и вертикальными инфракрасными лучами, при касании к монитору прерывается. Контроллер устройства рассчитывает координаты X и Y точки касания.

    Таким образом, сенсорный монитор наряду с выводом информацииосуществляет ее ввод.

    Работа с сенсорным экраном аналогична работе обычным монитором при помощи мыши, но пользователь может управлять компьютером и вводить то, что "рисуется" на экране при помощи прикосновений к экрану.

    Синтезаторы речи

    Синтезатор речи в автоматизированных системах обучения предназначены для синтеза звукового представления печатного текста. Синтез основан на запрограммированном знании акустических и лингвистических правил и ограничений.

    Известны два подхода к синтезу. Первый подход - артикуляторный синтез - направлен на построение модели речепроизводящей системы человека. Второй подход - формантный синтез по правилам. Разборчивость и натуральность таких синтезаторов может быть доведена до величин, сравнимых с характеристиками естественной речи. Синтез речи по правилам с использованием предварительно запомненных отрезков естественного языка - это разновидность синтеза речи по правилам.

    Клавиатура Брайля.

    Клавиатура Брайля - устройство для ввода символов текста (символов Брайля) с помощью клавиш с тиснением. Используется людьми с ослабленным или потерянным зрением. Примером компьютера Клавиатура Брайля можеь служить продукт фирмы Syscom (рис. 3). В верхней части компьютера расположены клавиши для набора текста, в нижней части - строка Брайля, которая необходима для чтения текстов и проверки корректности информации, введенной с помощью клавиш. Помимо брайлерской строки, для вывода информации используется сингезатор речи.

Компьютер для слепых

Компьютер BrailleNote компания Pulse Data International - компактный карманный компьютер, специально предназначенный для слепых. Размеры КПК BrailleNote PK - 174х92х32 мм, вес - 450 г. Работает под управлением ОС Windows CE, имеет 24 МБ встроенной памяти ROM и 64 МБ RAM, дисковая память 1 ГБ. BrailleNote поддерживает WiFi и Bluetooth.

Ориентация на слепых выраженна наличием 18символьного дисплея Брайля, позволяющего "читать" текст пальцами. Специализированная 8кнопочная клавиатура позволяет вводить символы Брайля. КПК оснащен удобным средством поиска нужной строки, предложения либо параграфа при помощи большого пальца. Текст может озвучиваться с помощью синтезатора речи.

Maestro от компании VisuAide. Карманный компьютер Maestro базируется на стандартной модели HP iPAQ PocketPC под управлением операционной системы Windows CE, которая оснащена технологией "текствречь" (средство Victor Reader цифровой чтец книг) и тактильной клавиатурой. Тактильной клавиатура устанавливается сверху тачскрина компьютера. Устройством ввода может быть внешняя клавиатура (Брейлля или стандартная), или при снятой клавиатуре - стилус и тачскрин.

Вывод.

Чтобы система образования была готова принять вызовы XXI века, необходимы определенные

Чтобы система образования была готова принять вызовы XXI века, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий.

Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ), наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.

Итак, информационные технологии и образование - эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.

В свете вышеизложенного начинает формироваться новая перспективная предметная область - "Информационные технологии в образовании". К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами; с другой стороны, с результатами, достигнутыми в таких научнотехнических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети; компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком; искусственный интеллект; автоматизированные системы моделирования сложных процессов; автоматизированные системы принятия решений, структурного синтеза и многие другие. Литература:

    Куприянов М. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001. № 3.

    Современный гуманитарный университет – центр новых образовательных технологий // Образование. 2007. № 1.

    3. Тихомиров В., Рубин Ю, Самойлов В. Качество обучения в виртуальной среде:компьютерные технологии в обучении // Высшее образование в России.1999. № 6.__ 4. http://bigor.bmstu.ru/

Образование является очень важной сферой для любой страны. Именно благодаря образованию обеспечивается успех в дальнейшем развитии. Выставка «Связь» в Экспоцентре, как и каждый год до этого, будет рада представить огромное количество открытий в данной сфере. Тут представляют свои достижения компании, а также обсуждаются разнообразные решения и принимаются новые тенденции развития.

С учетом того, что в этой сфере особенно нужно учитывать именно тенденции современного века, особой популярностью пользуются . Они ввелись сравнительно недавно, но уже сейчас невозможно себе представить ни одну школу или даже детский сад без них, не говоря уже о высшем образовании. Стоит обратить внимание на то, что в Экспоцентре можно проследить, что с каждым годом технологии все больше внедряются в эту систему образования и делают ее все более совершенной. Есть множество разнообразных вариантов использования последних достижений для обучения, многие уже используются, и опыт очень хороший.

Примеры использования

Могут быть в нескольких видах. Каждый необходим для полноценного обучения, а также для того, чтобы этот процесс был комфортным и приятным для всех сторон.

В первую очередь информационные технологии очень сильно помогли преподавателям. Это прекрасный способ получить всю необходимую информацию, а также грамотно составить актуальные и современные уроки. Системы преподавания постоянно меняются, и происходит огромное количество открытий, однако с помощью интернета легко всегда быть в курсе и делать свои уроки максимально полезными именно для современных людей. Также невозможно не отметить и форму самого преподавания.

Информационные технологии в образовании позволяют найти не только тексты, но и видео, слайды, а также многое другое по данной теме. Теперь обучение проходит интересно и с удовольствием, ведь оно не только в виде рассказов, но и с помощью компьютеров и телевизоров, а также проекторов подается информация в самом удобном формате для детей. Многие даже с удовольствием начали ходить в школу и другие учебные заведения, хотя раньше это было большой сложностью.

Невозможно не обратить внимания и на вторую сторону, на учеников. Это могут быть совсем малыши, дети или даже взрослые, от этого не зависит польза от новейших открытий. В первую очередь технологии позволили получать информацию в любом количестве, а не ограничиваться словами учителя и учебником. Стала незаменимой возможность пользоваться сетью. Также ученики получили возможность проявлять свои творческие способности благодаря разнообразным презентациям и прочему.

Отдельно стоит поговорить о том, что новые информационные технологии в образовании позволили появиться совершенно новым проектам:

  • Самообучение. Сейчас практически любую область можно освоить самостоятельно благодаря огромному количеству открытой информации. Причем для этого не нужно ходить в архивы и библиотеки, достаточно просто иметь персональный компьютер с выходом в интернет.

  • Дистанционное обучение. Высшее образование, безусловно, очень важно, однако есть люди, которые живут слишком далеко от институтов, или же у них нет достаточно времени. Дистанционно выполнять задания, проекты и сдавать сессии – это отличная возможность заменить классическую форму образования.

  • Связь с учителем. Это касается репетиторов, которые теперь могут преподавать по скайпу, а также возможности изучить с ними языки или же получить новую профессию, которая не слишком сложная.

Особенности

Информационные технологии в образовании дают огромное количество возможностей. Экспоцентр может представить лишь небольшое количество из них, однако уже сейчас можно заметить тенденцию, что подобные новинки все больше углубляются в данный процесс. Видеоконференции, учебные пособия, огромное количество полезного общения и материалов позволяют сделать современное образование особенным.

На выставке «Связь» каждый год рассматриваются новинки, а также их практическое применение. Тут свои экспонаты и презентации представляют компании со всего мира. Подобное мероприятие позволяет им обмениваться опытом, а также заключать важные соглашения. Именно во многом благодаря этому развитие технологий идет все активнее и с каждым годом прорывы все значительнее и появляется все больше новых технологий. Жизнь сейчас очень сильно ускорила свой темп, именно поэтому стоит обратить внимание на то, чтобы и образование укладывалось в минимальные сроки и с минимальными усилиями, однако качество и объем знаний должны только лишь увеличиваться.

Прежде всего, современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для преподавателей и учащихся, улучшает эффективность образовательной системы в целом. IT-технологии находят свое применение в различных предметных областях, на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом.

Процесс информатизации системы образования представляет иные требования и к педагогам школ в области повышения компетентности каждой личности в интеллектуальной, общественной, экономической, информационной и других сферах деятельности.

Возрастает значимость информационной компетентности учителей школ, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств IT-технологий в образовательное пространство школы. Появление новых информационных технологий влечет существенные изменения в работе учителей. Самым простым вариантом является использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на компакт-дисках для демонстрации при объяснении нового материала, закрепления пройденного, обобщении и систематизации знаний. Использование мультимедийных компакт дисков в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации обеспечивает эффективность обучения детей с разными типами восприятия. Чтобы оптимизировать процесс зрительного восприятия и увеличить демонстрационный эффект урока важно использовать мультимедийный проектор. Наиболее важной тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы.

Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие учителя осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. С распространением Интернета в школах развивается и потребность в доступе к нему среди учителей и учеников. Все больше учителей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. Но сегодня ситуация значительно изменилась в сторону развития и теперь уже не всегда учителю достаточно простого выхода в Интернет. Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства.

Создание такого пространства преследует две основные цели .

Рожко Ксения Андреевна,студентка 1 курса Российского государственного социального университета, г.Москва [email protected]

Альтиментова Дина Юрьевна,старший преподаватель кафедры информационных систем, сетей и безопасности Российского государственного социального университета,г. Москва [email protected]

Информационные технологии в образовании

Аннотация.В статье рассмотрена проблема применения информационных технологий в сфере образования, приведены примеры использования информационных технологий в образовании. Проанализирована значимость внедрения и использования информационных технологий в российском обществе и российском образовании.Выявлено, что информационные технологии в образовании позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения, и являются одним из современных путей интенсификации и оптимизации учебного процесса.Ключевые слова:информационные технологии, система образования, новые образовательные технологии.

Современную социокультурную ситуацию в российском обществе можно охарактеризовать как переходную. У нее есть минусы –нестабильность, региональные конфликты, низкий уровень жизни значительной части населения, безработица, минимальное государственное финансирование сферы культуры и образования и т.д.; но также есть и свои плюсы, это, например, расширение возможностей для частных инициатив, культурных и образовательных контактов, внедрения технических новшеств, многообразие мнений, свободное распространение информации . В этих условиях в обществе существует потребность в осмыслении ситуации и определении стратегического курса развития российского социума , который находится подсильным влиянием на него компьютерных технологий.Информационные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Они получают все более широкое распространение в современном мире, потому, что общество нуждается в получении и осмыслении информации. Многие сферы жизни общества уже буквально не могут существовать без использования информационных технологий, например, сфера производства, обслуживания, коммуникаций и др. Важнейшей частью этого процессаявляется компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационнообразовательное пространство. Процесс этот сопровождается существенными изменениями в педагогике, связанныхс внесением корректив в содержание технологий обучения, последниедолжны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничномувхождению человекав информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать обязательной частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.Как отмечает большинство исследователей, тенденции к компьютеризации образования будут ускоряться независимо от условий. Однако, как полагают многие исследователи, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программамии используют компьютерную технику для развлечений.При этом познавательные и образовательныемотивыработы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом,для решения познавательных и учебных задач компьютер используется нев полной мере. Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли ещесвоего должного применения. В школах же, где уже ведется обучение детей на компьютере, реализуютсяне все его возможности. Многиеучителя и преподаватели не знакомы с новыми компьютерными технологиями и не имеют представлениео способах их использования в обучении, не осознавая, в полной мере, значимости использованияинформационных технологий. Урокив школес применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки,слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.Цельюданной работы сталоисследование значимости внедрения и использования информационных технологий в российском обществе и российском образовании. Для осмысления этой проблемынеобходимоознакомление с основными понятиями, вопросами данной темы, а также с системами, работающими в сфереобразования,и их компонентами.

Информационные технологии–это системыметодов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.Выделяется три основных компонента информационных технологий:

комплекс технических средств -вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники;

системы программных средств -общего (системного) и функционального (прикладного) программного обеспечения;

системы организационнометодического обеспечения.Информационные технологии посредством средств связи и носителей информации дают людям возможность быть информированными о событиях не только настоящего времени, но и прошлого.Областями применения информационных технологий являются практически все сферы жизни.Информационные технологии делятся надва вида:

аналоговые,ониоснованы на представлении информации в виде какойлибо непрерывной физической величины, например, напряжения или силы электрического тока;

цифровые, они основаны на дискретном способе представления информации в виде чисел (обычно в двоичной системе счисления), значения которых отображают содержание информации.По сравнению с аналоговой, цифровое представление информации обеспечивает значительно большую защищённость от помех, в том числепри передаче по каналам связи.Основные педагогические цели информационных технологий на занятиях состоят в: развитии личности обучающегося, включающее в себя: развитие творческого, конструктивнопоискового мышления, развитие коммуникативных способностей; развитии умения принимать неординарные решения в сложных ролевых ситуациях; совершенствовании навыков исследовательской деятельности .Потенциал информационных технологий в современной системе образования определяется широким спектром развития человеческой личности (эмоции, интеллект, мировоззрение, самостоятельное творческое и критическое мышление, эстетическое сознание и т.д.). Вопросы развивающего потенциала информационных технологий все больше привлекают внимание отечественных психологов и педагогов, работающих над концепцией «электронной педагогики», так какони считают,что информационные технологии предоставляют для развивающего обучения немало возможностей . Например, реализация принципа наглядности и возможность использовать аудио, видео, графические фрагменты, что позволяет объединить в нужных комбинациях разные виды наглядности. Эти возможности способствуют развитию у обучающихся креативного мышления, предоставляют свободный доступ к мировым информационным ресурсам, позволяют совершенствовать интеллектуальные и моральноволевые качества.На этом принципе основано перспективное и новое направление в педагогике, требующее особого внимания, –медиаобразование, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования

подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. Медиаобразование тесно связано с художественным воспитанием и многими отраслями гуманитарного знания (искусствоведение, культурология, история, психология и др.), отвечает требованиям современной педагогики в развитии личности, расширяет спектр форм и методов проведения занятий с учащимися . Среди основных условий развития процесса медиаобразования можно выделить:

Общую ориентацию на развитие личности;

учет психологических особенностей, спектра реальных интересов и предпочтений аудитории; разработку критериев развития медиавосприятия и способности к критическому, художественному анализу медиатекстов;

совершенствование моделей, программ, методик, форм проведения занятийсо школьниками и студентами на медиаматериале (в том числе с использованием зарубежного опыта);

Модернизацию материальнотехнической базы процесса обучения;

Включение в образовательные программы курсов, предусматривающих изучение медиакультуры.Система медиаобразования включает в себя:1)целевые установки на развитие личности;2)компонентность: составляющие системы –педагоги и воспитуемые; средства обучения и воспитания; педагогическая модель.3)структурность (взаимосвязь компонентов системы, логическая обоснованность последовательности этапов модели);4)функциональность;5)коммуникативность (соотнесение модели, программы, методики с современной социокультурной ситуацией, с доминирующими психологическими аспектами медиавосприятия, с возможностями средств массовой информации и т.д.);6)практическую реализацию и результативность .Важно отметить и дистанционные формы обучения, которые в этих условиях будут играть более значимую роль для учащихся сельских школ, чем для их сверстников из административных центров. Идея использования компьютеров в школах, где необходима частичная подмена учителя при совместном обучении в начальных классах, либо в качестве компенсации профессиональной неподготовленности учителясовместителя является не совсем новой, но не менее перспективной.Наличие школьного компьютера с выходом в Интернет позволит использовать образовательное учреждение в качестве местного центра открытой системы образования, что даст возможность выпускникам школы дистанционно продолжить свое образование в различных профессиональных и высших учебных заведениях.Кроме всего, информационные технологии позволяют перейти от жёстко регламентированных способов организации учебновоспитательного процесса к развивающим, активизирующим, игровым и дают возможность организовать обучение как коллективную, совместную деятельность обучающихся и при этом дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, создав условия для проявления и развития способностей каждого студента .Все перечисленное, как уже доказано, позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения, обеспечивает более развернутый объем информации за счет использования наглядности .Таким образом, согласно множеству исследований, всовременном обществевсе большее распространение получают информационные технологии в своих разных формах и видах. Благодаря им,человек может не только использовать все преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и реализовывать свои творческие идеи в виртуальном мире. Значение и роль информационных технологий в современном обществе высоки, потому что высока роль информации и продолжают возрастатьв геометрической прогрессии. Сегодня информационные технологии –это комплексное средство освоения человеком окружающего мира

Информационныетехнологиив образовании позволяют использовать болееширокий спектр форм и методов обучения, дабы обеспечить более развернутый объем информации за счет такого важного компонента учебной системы, как наглядность, который информационные технологии могут обеспечить в полном объеме. Поэтому появилось такое направление в педагогике, как медиаобразование.Кроме того, одним из современных путей интенсификации и оптимизации учебного процесса в школе является информатизация образования, и в частности, использование компьютерных технологий, с целью включения образовательных учреждений в открытое образовательной пространство.

Ссылки на источники1.Алешин, Л.И. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.И. Алешин. М.: Маркет ДС, 2011. 384 c2.Альтиментова Д.Ю., ГданскийН.И. Адаптивные модели компьютерного обучения. Научнометодический журнал «Педагогическая информатика». Москва. № 2. 2015 г., с.8392.3.Аржитова, Ю. С. Информационные технологии в управлении деятельностью социальных систем в условиях трансформации российского общества: автореферат дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / Ю. С. Аржитова; Бурят. гос. унт. УланУдэ, 2009. 23 с4.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров.М.: Издво Московского психологосоциального института; Воронеж: Издво НПО “МОДЕК”,2010.352с.5.Грицай А. А. Роль информационных технологий в современном образовании / Материалы 5й международной научной конференции «PROBLEMS OF MODERN EDUCATION», Прага, 2014. –С. 14–16.6.Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития / Е.С. Полат; Международная научнопрактическая Интернетконференция –М., 2005 –с.5055.7.Скаковская Л.Н. По пути модернизации образовательного процесса / Л. Н.Скаковская, Н. А. Лучинина, В. В. Мигаль // Высшее образование в России. 2010.№ 3. С. 6167.

8.Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. 3Федотова, А.А. Федотов. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРАМ, 2013. 336 c.



Похожие публикации