По каким признакам критериям выделяют в обществе. Социальная организация общества

В предыдущей теме общество рассматривалось как система. Однако каждая система представляет собой не только совокупность элементов, но и определенный способ их взаимодействия и организации. Такой определенный порядок связи между элементами системы получил название структуры . Элементами социальной структуры могут выступать социальные статусы, роли, группы и общности. Однако любая социальная структура характеризуется прежде всего неравенством позиций, которые занимают ее элементы.

Социальная структура выступает одним из важнейших аспектов социологической теории и рассматривается в качестве главного теоретико-методологического основания при исследовании общества, его функционирования, развития и распада. Без познания социальной структуры нельзя понять ни общества, ни его развития, ни положения конкретного человека в обществе.

Для описания и анализа системы неравенства в конкретном обществе сегодня в социологии широко используется понятие «социальная структура». Если «структура общества» включает такие компоненты, в которые иногда не входят люди, то концепт «социальная структура» означает как раз систему социального расслоения общества на иерархически ранжированные группы с неравными статусами. Социальная структура говорит не просто о различном положении в обществе индивидов и групп, а именно об их неравном положении относительно друг друга. Следовательно, понятие социальной структуры акцентирует внимание на выделении именно иерархически оформленных групп. Таким образом, СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных групп и слоев с неравным распределением социальных благ, результатов общественного труда. Важнейшая отличительная особенность социальной структуры состоит в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, но отнюдь не свойствам отдельных ее элементов.

Любая социальная структура обладает несколькими общими признаками , наиболее существенные из которых состоят в следующем:

1) в процессе социального структурирования происходит дифференциация людей на высшие и низшие слои, страты, классы;

2) стратификация разделяет людей на привилегированное меньшинство (знать, богатые) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (малообеспеченные, не имеющие доступа к власти и т.п.);

3) социальное неравенство приводит к возникновению у низших и ущемленных слоев стремления продвинуться в более обеспеченные, привилегированные слои, что неизбежно порождает не только карьеризм, но и социальные противоречия и конфликты.

Поскольку способ организации неравенства и его критерии (основания) могут быть различными, то следует выделить в истории и проанализировать различные типы социальной структуры, встречающиеся в ходе общественного развития. Тип социальной структуры это исторически определенный характер организации социального расслоения и способ его утверждения и воспроизводства в их единстве . Английский социолог Э. Гидденс выделяет пять основных типов социальной структуры: рабовладельческий, кастовый, сословный, классовый и современный (стратификация).


Каждый тип социальной структуры предполагает свой особый способ детерминации и воспроизводства социального неравенства. В действительности любое конкретное общество состоит из той или иной комбинации различных типов социальных структур и множества переходных форм. Мы же с вами сейчас попытаемся проанализировать типы социальной структуры как идеальные типы, т.е. в чистом виде, вне конкретно-исторической специфики.

Всего выделяют пять основных типов.

I. Рабство (рабовладельческая структура) – это система социального расслоения, основанная на прямом насилии и собственности человека на человека .

Признаки рабовладельческой структуры:

· неравенство определяется по двум взаимосвязанным критериям: а) наличие гражданских прав и б) право собственности на человека;

· низший слой (рабы) лишен всяких прав, включая право быть человеком: раб – это «говорящее орудие»;

· статус раба мог передаваться по наследству (но не обязательно);

· высокий уровень поляризации населения: вся социальная структура сводилась практически к противостоянию рабов и рабовладельцев;

· неустойчивый и конфронтационный характер социальной структуры;

· исключительно внеэкономическое, т.е. силовое и военно-юридическое принуждение к труду; поэтому

· крайне невысокая производительность труда. Раб совершенно лишен положительных стимулов к труду и работает только из-под палки, а отсюда -

· практически отсутствует технический прогресс.

Виды рабства :

1. патриархальное рабство – характерно для обществ на догосударственной ступени развития, носит семейный характер;

2. традиционное (античное) рабство – за счет завоеваний;

3. холопство в Киевской Руси – это долговое, кабальное рабство;

4. плантационное рабство (существовало на юге США вплоть до гражданской войны 1861 – 1865 гг.) – по расовому признаку.

II. Кастовая структура это система социального расслоения, основанная на этно-племенных различиях, которые закреплялись разделением труда и поддерживались религиозными ритуалами и групповыми культурными и моральными нормами .

Каждая каста представляет собой максимально замкнутую (эндогамную) группу с четко локализованным местом в социальной иерархии. Это место появилось в результате обособления функций в системе разделения труда и наследственно закреплялось за всеми представителями данного племени, этноса.

Признаки кастовой структуры :

ü замкнутость каст, их абсолютная закрытость: человек практически полностью лишен возможности переходить из одной касты в другую;

ü кастовый статус является пожизненным и потомственным, он передается по наследству;

ü социальная карьера только в рамках своей касты;

ü строгая регламентация поведения любого человека кастовыми нормами.

Касты были в Индии и Африке. Очень напоминает кастовую структуру характерная для государств Средней Азии клановая система, только там не было столь жесткой связи профессии и этноплеменного деления. В Индии было 4 основных касты: брахманы, кшатрии (воины), вайшьи (купцы) и шудры (ремесленники и крестьяне), а также более 5 тыс. неосновных каст.

В 1950 г. кастовая система в Индии была законодательно отменена. Но реально она существует и сегодня – в деревне, где проживает 70 % населения страны.

III. Сословная структура это система социального расслоения, в которой социальные группы различаются юридически закрепленными льготами и привилегиями, связанными с их правами и обязанностями перед государством .

Данный тип социальной структуры господствовал в Западной Европе с IV по XV вв., а в России с XVIII в. по 1917 г. Скажем, высшее сословие – дворяне не платили налогов и несли государственную службу, а крестьяне несли «тягло», т.е. налоги и повинности.

Признаки сословной структуры :

ü сословный статус являлся пожизненным и передавался по наследству;

ü сословный статус не зависел ни от собственности, ни от национальности, ни от профессии и даже от дохода;

ü неравенство социального положения выражалось через льготы и привилегии, которые закреплялись юридически;

ü привилегии и вся система социального неравенства напрямую зависели от государства, от положения индивида в государстве, в структуре власти;

ü жесткие барьеры между сословиями, поэтому социальная мобильность (карьера) в основном внутри сословий, ибо каждое сословие включало множество рангов и уровней;

ü переход из сословия в сословие был, в принципе, возможен, но крайне редко и индивидуально – за особые заслуги перед государством;

ü межсословные браки допускались.

IV. Классовая структура это система социального расслоения, в которой социальные группы различаются по характеру и размерам собственности на средства производства и производимый продукт, а также по уровню получаемых доходов и личного материального благосостояния .

Не К. Маркс и Ф. Энгельс впервые выделили классы, а французские буржуазные историки Ф. Гизо и О. Тьерри. Марксизм сделал это понятие центральным в своей социальной теории. Однако ни у К. Маркса, ни у Ф. Энгельса нет четкого определения этой категории. В их трактовке ее нередко переплетались экономические, политические и философские аспекты . Как следует из контекста работ К. Маркса, важнейшим признаком класса он считал место в системе общественных отношений, в общественном производстве, а существенным проявлением классовых отношений называл эксплуатацию одного класса другим.

Признаки классовой структуры :

ü в отличие от других типов социального неравенства принадлежность к классам не регламентируется властью и религией, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передается собственность и капитал, а не сам статус);

ü классовый статус не приписывается, а достигается;

ü социальное деление носит преимущественно экономический характер;

ü принадлежность к определенному классу является объективной и не зависит от мнений и оценок людей, в том числе и от самооценок;

ü граждане свободны в политическом и правовом отношениях.

Примечание : общим у кастовой, сословной и классовой социальных структур явилось то, что отнесение к определенному социальному слою (социальное позиционирование) сопровождалось более или менее жесткой общественной регламентацией деятельности и поведения людей в данном обществе.

Достоинства классового анализа:

1. классовый анализ носит объективный характер, он в значительной мере свободен от субъективизма и предвзятости;

2. классовый подход предназначен для анализа социальной структуры общества в целом, ибо позволяет изучать наиболее общие и существенные аспекты социальных отношений;

3. классовый подход позволяет выявить общие, стратегические тенденции социального расслоения и социальных процессов.

Недостатки и слабости классового подхода:

1. классовый подход является слишком общим и абстрактным для строго научного и системного изучения всей совокупности социальных отношений;

2. упрощение социальной структуры: классовый подход фактически сводит ее к двум уровням – классу собственников и классу неимущих. Разумеется, такое деление существует в реальной действительности, но оно ведь не исчерпывает все многообразие социальных связей и отношений;

3. марксистский подход смешивает деление на классы (в целом) и деление на классы эксплуататоров и эксплуатируемых, ибо вводит «эксплуатацию» в число классообразующих признаков (См.: Ленин В.И.). Но ведь далеко не всегда и не везде межклассовые отношения можно сводить к эксплуатации;

4. классовый подход сосредотачивает все усилия на изучении структуры социально-классовых позиций – в ущерб анализу распределения индивидов по этим позициям. Изучение социальной мобильности при классовом подходе отходит на задний план;

5. классовый подход фактически игнорирует другие реально существующие основания (критерии) социального деления и неравенства;

6. в силу своей абстрактности и упрощенности классовый подход плохо подходит для изучения и объяснения многих конкретных политических событий и процессов: войн, мятежей, смут, смен династий и государственных переворотов.

Чтобы решить все эти проблемы социального анализа, М. Вебер расширил число критериев, определяющих принадлежность к той или иной социальной группе. Для обозначения комплексной системы социального неравенства Вебер вводит понятие «социальная стратификация». В дальнейшем П.А. Сорокин существенно доработал и систематизировал теорию социальной стратификации. И сегодня данный подход является основным при анализе социальной структуры современного общества.

V. Социальная стратификация это система социального иерархического расслоения социальных групп по признакам собственности, власти и престижа .

Социальная стратификация означает не просто различное положение в обществе отдельных индивидов и групп, но именно неравное положение относительно друг друга, что позволяет выделить иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие страты. При этом если классы выделяются по их отношению к средствам производства и по способам доступа к социальным благам, то страты выделяются по поводу общественного распределения результатов труда – социальных благ.

Признаки социально-стратификационной структуры :

ü это система многомерная, основанная на нескольких разнородных признаках социальной дифференциации. Здесь фактически используются 5 критериев:

1. уровень доходов;

2. отношение к собственности;

3. социальный престиж;

4. уровень квалификации и образования;

5. отношение к власти;

ü среди критериев стратификации сочетаются объективные факторы (уровень доходов, собственность) факторы субъективно-оценочные – престиж ;

ü среди всех оснований стратификации ключевую роль играет социальный престиж. Это определяется двумя обстоятельствами: а) интегральная природа этого критерия; б) важнейшую роль в социальной жизни играет нормативно-ценностное регулирование. Поэтому на верхние уровни социальной лестницы поднимаются лишь те люди, чей статус соответствует массовым представлениям о социальной значимости;

ü стратификационный статус не является наследственным и потомственным, он не закрепляется пожизненно;

ü стратификационный статус (так же, как и классовый) не приписывается, а достигается;

ü страты не являются закрытыми социальными группами;

ü стратификационный статус не зависит от национально-этнической, конфессиональной и демографической принадлежности;

ü в системе стратификации неравенство между статусами можно измерять количественно:

1. доход измеряется в денежных единицах данного общества, которые получает отдельный индивид (или семья) за определенный период времени, чаще всего за год;

2. квалификация и образование измеряются числом лет обучения в школе, вузе, на различных курсах и т.п.;

4. власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение.

Социальная стратификация возникает не только под влиянием отношений собственности, но и в результате общественного разделения труда, характера выполняемых функций и неравномерного распределения социальных наград и поощрений, господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство. Данная точка зрения получила наиболее глубокое развитие в функциональной теории, созданной в начале 40-х гг. ХХ в. американскими социологами Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Д. Дэвисом, У. Муром и др.

Социальная стратификация является результатом не только объективного социального неравенства, социальной дифференциации, но и социальной оценки. Причем сам механизм этой оценки связан с господствующей в обществе системой ценностей и культурных стандартов. На основе исторически сложившейся в обществе системы ценностных представлений и оценки значимости выполняемых индивидами функций различные социальные группы ранжируются по социальному престижу. Престиж это оценка, которую общество дает статусу или должности . Престиж как бы встроен в социальное положение, в статус: занимая его, индивид вместе с ним получает и соответствующий этому статусу престиж.

В обществе социальная стратификация выступает в роли особого способа перераспределения социальной энергии и культурного капитала, выполняет важнейшие функции по организации и координации различных видов социальной деятельности и взаимодействия людей. Благодаря всему этому стратификационная структура служит мощным адаптивным механизмом, помогающим обществу успешно приспособиться к динамично меняющимся условиям (внешним и внутренним) на каждом новом витке развития. Вместе с тем сама эта структура имеет определенные предпосылки и закономерности своей внутренней трансформации, которые необходимо учитывать в ходе социологического анализа.

Описывая и анализируя неравенство, использует более тонкое понятие «социальная стратификация». Стратификация связана со способами, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества и сословия. Неравенство, связанное со стратификацией, существует во всех обществах, даже в самых примитивных и имевших место при общинном строе.

Богатые, как правило, занимают самые привилегированные должности и профессии. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств составляют так называемую элиту общества. К средним слоям относятся врачи, юристы, предприниматели, квалифицированные служащие, преподаватели, высококвалифицированные рабочие. Низшие слои общества охватывают не- квалифицированныхрабочих, безработных, нищих, людей без определенных занятий.

Признаки страты

Важным структурным признаком страты является не только ее функция, но и доход — сумма денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год) в виде заработной платы, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, дивидендов. Если доходы очень велики, то они могут накапливаться и превращаться в богатство, которое выражается в наличных деньгах или овеществленных — недвижимом имуществе (дом, предприятие, земля) и движимом (автомобиль, яхта, ценные бумаги). Богатство передается по наследству, его обладатели могут и не работать. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, а богатство отсутствует или оно незначительно.

В закрытом обществе (в частности, рабовладельческом и феодальном) переход из одной страты в другую строго ограничен. В современном (открытом) обществе допускаются относительно свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице.

Изменение положения индивида в стратификационной системе социология описывает, используя понятие индивидуальной мобильности — вертикальной или горизонтальной.

Еще П.А. Сорокин назвал вертикальной или горизонтальной мобильностью изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его положения в обществе. Переход человека в более высокую страту называют восходящей по вертикали социальной мобильностью. Нисходящая социальная мобильность означает, что человек спустился по социальной лестнице вниз. Горизонтальная мобильность — это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его положения: человек просто сменил работу, например таксист стал водителем автобуса.

Реорганизация социальной структуры общества создает новые возможности для развития мобильности. Так, в развитых странах в настоящее время наблюдаются рост числа работников в сфере обслуживания и уменьшение числа работников физического труда на заводах и в сельском хозяйстве. Заработная плата в сфере обслуживания выше, поэтому те, кто в прошлом занимался физическим трудом, а теперь перешел в сферу обслуживания, повысили не только доходы, но и свое положение.

Система может изменяться. В результате Октябрьской революции 1917 г. была полностью ликвидирована аристократия — она потеряла свою власть и привилегии, многие ее представители были уничтожены или эмигрировали. Однако, как показывает опыт, изменить систему стратификации можно не только революционным путем. Некоторые страны Европы были преобразованы в современное промышленное общество мирным путем — в результате эволюционных преобразований.

В России до Революции 1917 г. официальным считаюсь сословное деление населения страны, а не классовое. Оно подразделялось на два основных сословия — податных (крестьяне, мещане) и неподатных (дворянство, духовенство). Внутри каждого сословия были более мелкие подразделения. Согласно переписи 1897 г., все население страны (125 млн человек) распределялось по следующим сословиям: дворяне (1,5% населения), духовенство (0,5 %), купцы (0,3 %), мещане (10,6 %), крестьяне (77,1 %), казаки (2,3%).

В российских городах тогда проживало 14 % населения (для сравнения: в Англии — 78 %, в США — 42 %), материальный уровень населения был низким. Объективных условий для возникновения среднего класса, выступающего стабилизатором общественных отношений, в России тогда не было.

После Революции 1917 г. социальная структура общества существенно изменилась. Национализация земли и предприятий означала господство государственной собственности и, следовательно, формирование нового класса — партийно-государственной бюрократии, которая «от имени народа» осуществляла назначения на ключевые посты в промышленности, культуре и науки. Новая страта распоряжалась средствами производства и осуществляла контроль над всем обществом. Наемные работники (служащие, рабочие, крестьяне, интеллигенция) обладали собственностью номинально, их образ жизни был вынужденно аскетичен: низкие доходы, ограниченная структура потребления, скученность проживания, невысокий уровень медицинского обслуживания.

Социальную прослойку между высшими и низшими стратами образовали социальные группы, обслуживающие номенклатуру: управленцы среднего уровня, идеологические работники, журналисты, преуспевающие артисты, адвокаты, писатели, дипломаты, военные и флотские командиры. «Обслуживающая» страта занимала место, обычно принадлежащее среднему классу, но она отличалась от среднего класса на Западе: базой среднего класса на Западе выступала частная собственность, которая в большей степени обеспечивала его политическую и социальную независимость. Таким образом, советское общество не было социально однородным и представляло собой иерархически упорядоченное неравенство (но оно было не так поляризовано, как в нынешних российских условиях).

С начала 1990-х гг. Россия выбрала курс на рыночные отношения и классовое общество по типу западного. Начал постепенно формироваться высший класс собственников, составляющий несколько процентов населения, образовались социальные низы, уровень жизни которых находится за чертой бедности.

Поданным некоторых социологических исследований, стратификационная модель российского общества выглядит следующим образом:

  • элита — правящий политический и экономический слой;
  • верхний слой — крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы;
  • средний слой — представители малого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры;
  • базовый слой - рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса;
  • низший слой — малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные;
  • социальное дно.

Конкретное процентное содержание слоев в этой модели может существенно изменяться с учетом изменения семейного статуса, значительной доли неработающих пенсионеров и инвалидов, которые являются малообеспеченными слоями общества. Из-за экономического кризиса конца 2000-х гг. средний слой сократился, в то время как низший — увеличился.

По мнению З.Т. Голенковой (Институт социологии РАН), основные изменения социальной структуры в постсоветский период связаны с тремя тенденциями, основу которых составляли базовые изменения форм собственности:

  • возникновение новых социальных общностей на основе плюрализации форм собственности — слои наемных рабочих и инженерно-технических работников, занятых в государственном и частном секторах экономики по трудовым соглашениям или постоянно по договорам найма; работники смешанных предприятий и организаций с участием иностранного капитала и т.д.;
  • трансформация государственной формы собственности и изменение на этой основе положения традиционных классово-групповых общностей — их границ, количественных и качественных характеристик, возникновение пограничных и маргинальных слоев и т.п.;
  • появление слоев-страт на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеров — нового управленческого слоя, новой элиты, средних слоев, безработных и др.

Эти страты находятся на различных уровнях своего «созревания». Например, элита благодаря устойчивым традициям прежнего бытия легализовалась довольно быстро, сохранив привилегии и власть. Менеджеры хотя и относятся к средним слоям, но в значительной мере автономны. Поэтому целесообразно проводить различия между ними и другими группами, составляющими эти слои, — инженерами, представителями различных отрядов специалистов, высококвалифицированными рабочими. Последние еще далеки оттого, чтобы стать интегрированной группой средних слоев; необходимо время и социальные реформы, способные изменить структуру занятости значительной части населения.

В России процесс трансформации сопровождается углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения (этот процесс в литературе получил название «бразилификация»). Формирование биполярной социостратификационной структуры проявляется в размежевании населения по имущественному признаку, в социально-территориальной стратификации по признакам как неравенства в благосостоянии, так и по развитости социальной инфраструктуры и иных условий жизни. Кроме того, значительна поляризация самих предпринимательских кругов. Малое предпринимательство испытывает серьезные трудности вследствие коррупционности, криминогенности среды, недостатков инвестиций. В результате происходит сокращение доли постоянных работников в малом бизнесе, возникают конфликты между новым сословием собственников и бюрократией.

Социальную трансформацию в России определяет не только возникновение ранее не существовавших страт — крупных собственников, средних и мелких предпринимателей, менеджеров, биржевых игроков, «новых бедных», маргиналов, андеркласса, но и их адаптация к изменившимся статусноролевым функциям, переориентация групповой и индивидуальной идентичности.

Таким образом, в социологии стратами называют группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Специфическими разновидностями страт можно считать классы, сословия и касты. Социальная стратификации отражает наличие неравенства в обществе. Она показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей.


Социальная дифференциация - это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же был влиятельный и уважаемый вождь, и его приближенные, а также живущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

Социальная структура рассматривается в двух контекстах:

  • в широком смысле – трактуется как строение общества в целом,
  • в узком смысле слова – социальные общности, объединенные общими признаками и интересами.

Статус – правовое, социальное положение субъекта в обществе, общности, социальной группе.

Статус достигаемый социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами.

Статус предполагаемый – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий.

Предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий.

Естественный статус – это существенные и устойчивые черты человека, такие как детство, старость, мужчины, женщины.

Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других. Это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными институтами. Социальные группы подразделяются:

  1. по численности (большие и малые),
  2. по характеру взаимодействия (первичные и вторичные),
  3. По способу организации и регулирования взаимодействия (формальные и неформальные),
  4. По количеству ценностей, вокруг которых они объединены (односторонние и многосторонние),
  5. По определению статуса члена общества (статусные группы – классы, слои, касты),
  6. Квазигруппы – спонтанные. Неустойчивые группы. Возможность превращения под воздействием ситуации в устойчивые социальные группы.

Социальные общности – относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся одинаковыми чертами условий, образа жизни, массового сознания.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, народности, нации, трудовые коллективы.

Марксистский подход к социальной структуре общества: основание вертикального расслоения общества – обладание собственностью. Социально-классовая структура общества определяется взаимодействием: классов, социальных прослоек, социальных групп. Деление общества классы – это результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Классы – это большие группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества. Классам присущи ценностные ориентации, правила поведения, идеология.

Другой подход. Страты (слой, настил) – реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем).

Социальные различия порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями.

Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Сословия – система расслоения, в которой социальное положение человека или группы зависит от их отношения к власти или субъекту верховной власти.

Рабство – система расслоения, основанная на принадлежности индивида к энонациональной и территориальной общности (роду, племени, общине). Эта крайняя форма неравенства, при которой одни индивиды принадлежат другим как собственность.

Касты – система расслоения основанная на принадлежности человека к закрытой социально-профессиональной группе, включенной в иерархию общественного разделения труда. Особенностью кастовой системы стратификации является ее тесная связь с религией (брахманизмом и индуизмом).

Классы – система расслоения, в которой социальное положение человека или группы людей определяется уровнем дохода, отношением к собственности на средства производства, уровнем образования и возможностями индивида на рынке труда.

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества.

Горизонтальная мобильность – это переход или перемещение индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, то есть без изменения статуса.

Вертикальная мобильность – это перемещение индивида из одной социальной страты в другую, разные по уровню. Эта мобильность показатель открытости общества.

Маргинал – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом, неспособный адаптироваться к новым условиям социальной среды обитания.

Социальная роль – это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека. Роль может быть рассмотрена и как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.

Социальная роль может быть охарактеризована по следующим важным аспектам:

  • способ поведения: роль как совокупность ожиданий окружающих предполагает не только цели, но и совершенно конкретные способы достижения этих целей;
  • формализация: одни роли предусматривают общение по формальным правилам, другие в большей степени базируются на неформальных взаимодействиях;
  • приобретение роли: роли бывают предписанными и приобретенными (девочки и мальчики играют в детстве в разные игры, тогда как в юности их выбор становится более осознанным и более свободным);
  • эмоции: одни роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения (судья), тогда как другие – экспрессивности (актер, певец);
  • мотивация: в принципе, одна и та же роль может допускать множество мотиваций (мотивом выполнения дела может быть интерес, материальная заинтересованность).

Роли могут быть постоянными и временными.

Функции семьи:
  • репродуктивная – воспроизводство новых членов общества,
  • социализация – формирование индивида как человеческой личности,
  • эмоциональная – доверительное общение,
  • защитная – физическая, экономическая, психологическая,
  • статусная – принадлежность к определенному социальному слою, национальность, ролевая подготовка ребенка к определенному статусу,
  • экономическая – общее хозяйство.

Этнос (народ) – исторически сложившаяся на некоторой территории устойчивая совокупность людей, у которых общий язык, культура, сознание своего единства.

Субэтнос – субъект внутриэтнической консолидации, часть нации, отличающаяся особенностями культуры, языка и быта.

Типы социального развития:

  • прогресс,
  • регресс,
  • универсализация,
  • специализация,
  • конвергенция,
  • дивергенция,
  • параллелизм.

Таким образом, уточняя понятие социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумевается не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Устранимо ли это неравенство? На этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако оно не устранимо. Люди должны принимать такое положение как неизбежность.

Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам. Поразмышляйте над приведенными точками зрения, попытайтесь соотнести их с реальными общественно-историческими процессами. Классы или страты? В своей совокупности социальные общности образуют социальную структуру общества. Социологи давно пытались определить основной элемент этой структуры. Многие из них таким элементом считали классы. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса - «бедных» и «богатых», т. е. учитывали лишь экономическую дифференциацию. Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетателей. Появление классов связывалось с политическим насилием.

В XVIII в. появилась распределительная теория (экономист А. Смит, историк Ф. Гизо), согласно которой выделялись три основных класса:

  • собственники земли (феодалы), получающие ренту;
  • владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль;
  • рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату.

В марксистско-ленинской теории главным признаком деления общества на классы служат отношения собственности. В современной западной социологии понятие «класс» также используется (например, выделяют «средний класс», класс управляющих). Но более универсальным является понятие «страты» (лат. stratum - слой). В основу деления общества на страты положены многие критерии: доход, профессия, образование.

Социальная структура общества сквозь призму классов и стратов выглядит различно. Обратимся к примерам. Два основных класса - рабочие и крестьянство и социальная группа - интеллигенция. Такой представлялась структура советского общества с позиций марксистского классового подхода. А вот один из вариантов социальной стратификации советского же общества 80-х гг. (группы выделялись с учетом следующих признаков: власть, уровень доходов, престиж, образование, образ жизни, стандарты потребления): правящий класс (0,7% в составе занятого населения); управляющие специалисты (около 3,5%); творческая интеллигенция (1,8%); специалисты квалифицированные умственного труда (18,8%); служащие неспециалисты (около 5%); промышленный рабочий класс (22,3%); рабочие разных отраслей непроизводственной и социальной сферы (19%); обслуживающий персонал (около 13%); сельскохозяйственные рабочие и крестьяне (15%) и другие группы.

Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью. Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания.

Перемещение людей из одной группы в другую – это обеспечивают социальные институты, в первую очередь – армия, церковь, школа. Начнем с армии. Служба во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. В средние века множество простолюдинов таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон. Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. Одним «социальным лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

Современная западная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи, что создает для нее немалые опасности. В большинстве стран Западной Европы уменьшается число лиц, вступающих в брак, растет число «свободных союзов» и рожденных в них детей, ослабевает прочность браков.

Вместе с тем семья остается высшей ценностью, и чтобы укрепить ее позиции, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Они включают в себя различного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими или больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей. В ряде стран время ухода за детьми засчитывается в общий трудовой стаж при начислении пенсий. Нередко в связи с рождением ребенка выплачиваются единовременные денежные пособия, размеры которых возрастают с каждым последующим ребенком. Здесь отражается стремление общества и государства к определенной демографической политике, ведущей к росту рождаемости.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население. Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового среднего класса». К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый средний класс»). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении. В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица. Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть.

В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения - престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Слово «люмпен» происходит от немецкого Lumpen - лохмотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на «дно» общественной жизни - бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций. Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоев (лат. marginalis - находящийся на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации - массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х- 30-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима.

Вместе с тем в нашем обществе и сегодня бытует традиционное уравнительное понимание социальной справедливости. Правда, никто уже не говорит, что все должно делиться поровну, но что дифференциация должна быть ограничена, без больших разрывов - в этом люди убеждены. Те же, кто проникся идеей распределения по труду, возмущены «нечестным», нетрудовым путем увеличения доходов «новых богатых». В этих условиях нарастание социального расслоения воспринимается обществом очень болезненно, что, в свою очередь, становится источником социальных конфликтов и политической нестабильности.

Социальная сфера сегодня - тугой узел острых социальных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере - задача долговременной перспективы. Но вместе с тем очевидно, что достижения или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства. Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает новая Конституция Российской Федерации, а также законы, конкретизирующие ее положения.

Каждому гражданину республики Конституция предоставляет широкие социальные права. Так, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются государством. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Основной Закон предусматривает право на жилище, причем малоимущим оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных или муниципальных жилищных фондов. Право на охрану здоровья обеспечивается сетью государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, где медицинская помощь оказывается бесплатно. Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В такого же типа учреждениях каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование.

Вместе с тем ряд острейших социальных проблем еще ждет своего решения. Осуществляя текущую социальную политику, важно не упускать из виду магистральное направление социальных изменений. Сегодня в рамках социальной структуры у нас переплелись три группы отношений, принадлежащих к различным цивилизационным типам: традиционному, индустриальному и постиндустриальному. Трудности прорыва в постиндустриальную эпоху связаны со столкновением интересов разных социальных групп, тяготеющих к каждому из этих типов отношений. Переход на новый уровень развития станет возможным, если укрепятся и займут лидирующее положение в обществе группы, связанные не с торговлей-распределением, а непосредственно с материальным и духовным производством и ориентированные на максимально передовые достижения.

Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. И значит, сколько бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, нам важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей. Тем более что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира. Конечно, сближение народов не означает отрицания их национальных особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым источником духовного богатства всего человечества, бесконечного многообразия мировой культуры.

Род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с появлением классов государства. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация. Наряду с понятиями «племя», «народность», «нация» в науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики. Под этносом понимается совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Более широкое толкование термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация.

Нация - наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, «перемешивания», «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности. Язык как важнейший элемент культуры, форма проявления национального и личностного самосознания, как главного средства общения людей. Обычно представители одной нации говорят, пишут на одном языке (что не исключает различия диалектов). Сплочению наций способствует общность их исторического пути. Русские, американцы, узбеки, французы, эстонцы - каждая нация или народность имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый, часто только ей свойственный исторический путь. Здесь имеется в виду ряд составляющих: складывание и развитие общности на определенной территории, образование и укрепление государственности, возникающие и развивающиеся в рамках территориального размещения наций хозяйственные связи, дипломатические, военные, экономические отношения с соседями - ближними и дальними. Несомненна значимость и религиозного влияния. Историческая память - великий источник национальной общности и национальной ответственности.

Прежде всего, через культуру человек связан со своей нацией. Как остроумно заметил русский философ С. Н. Булгаков (1871 - 1944), чтобы познать себя в национальном смысле, не нужно заглядывать себе за пазуху или рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное творчество.

В России нации возникали и формировались в процессе становления российской государственности. Борьба русичей за независимость, за преодоление феодальной раздробленности способствовала созданию единого русского государства, единого экономического и культурного пространства. Современный русский язык сложился на основе древних славянских языков, но вместе с тем вобрал в себя массу слов из других языков - латинского, греческого, татарского, французского, английского, немецкого и др. Однако было бы неверно представлять себе процесс развития народов как идеально прямой путь движения от одной общности к другой. Человечество - это живой многоцветный мир народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают... И у каждого народа свой путь, своя судьба. Из истории вы знаете, что многие когда-то известные народы ушли в небытие (финикийцы, скифы, половцы и др.), а некоторые современные народы возникли еще в древности (например, армяне, грузины). Английская нация сложилась в XVI в., русская-в XVII - XVIII вв., немецкая - в XIX в. Десятки наций сформировались и формируются в XX в. Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности - сегодня на Земле живут роды и племена, народности и нации, что связано с разнообразием природных, климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.

Национальное самосознание личности является важным фактором, определяющим нацию как общность и человека как члена этой общности. Личность, осознавая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие, как письменность, национальный язык, достижения в духовной культуре, национальный менталитет, ценит вклад народа в мировую сокровищницу культуры, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Национальное самосознание зиждется на исторической памяти, на знании истории нации, ее традициях, включает в себя эмоционально-ценностную оценку прошлого нации, ее современного состояния, ее взаимосвязей с другими народами, обогащает духовный мир личности, содержит вытекающую из сказанного психологическую установку на цели и направленность деятельности.

Благодаря национальному самосознанию, человек остро чувствует интересы родного народа, сопоставляет их с интересами других наций и народов, с интересами мирового сообщества. Осознание национальных интересов может побудить личность к такой деятельности, в процессе которой эти интересы реализуются. Отметим две стороны национальных интересов.

Во-первых, необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, сохранять свои памятники, сохранять и обогащать свой язык, не только решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к восполнению его естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития на базе имеющихся регионально-хозяйственных факторов.

Во-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы не отгораживаться от других наций и народов психологически, не превращать административно-государственные границы в непроницаемый железный занавес. Необходимо обогащать свою культуру контактами и заимствованиями из других культур, обогащать свой внутренний духовный мир постижением общезначимых для человечества ценностей.

Но если представитель той или иной нации будет заботиться лишь о сохранении национальных ценностей, отгораживаться от других наций, противопоставлять свой народ, свои обычаи, свою культуру другим народам, принижать (иногда даже высмеивать) их культуру, обычаи, то такую жизненную позицию определяют как национализм.

Ученые считают, что сегодня существуют два основных направления, или тенденции, в их развитии: дифференциация и интеграция. Первая проявляется в естественном стремлении к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т. д. Эту тенденцию еще называют национальной. Вторая тенденция (ее принято называть интернациональной) ведет к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, развитию общения в сфере культуры, углублению экономических, политических, гражданских отношений, к восприятию всего лучшего, что создано другими народами. Действие указанных тенденций прослеживается на протяжении всей истории человечества. Они способствуют прогрессу цивилизации, ибо ведут к развитию и расцвету народов: одна через внутреннее совершенствование, другая - путем взаимообогащения, обмена национальными ценностями, всестороннего сближения народов, укрепления взаимопонимания, доверия, дружбы и мира, а в конечном счете обе тенденции благоприятно сказываются на развитии человеческой личности, на личностном становлении каждого человека.

Одним из ведущих факторов развития человечества в наши дни является научно-техническая революция. Она предполагает как специализацию производства, так и его широкую кооперацию, сотрудничество, ибо бурно растущим производительным силам тесно в рамках отдельной нации и даже крупного многонационального государства. Идет процесс экономической интеграции народов мира, а вместе с ним и процесс их естественного сближения, интернационализации всех сторон жизни людей.

Помимо такого объединения суверенных государств сегодня существует и другой путь межнациональной интеграции. Государство же на основе демократических законов гарантирует каждой нации национально-культурную автономию (самостоятельность) и охраняет право на свободу всех видов объединений - экономических, партийных, профессиональных, возрастных, национальных, по интересам и т. д. Иначе говоря, в условиях многонационального демократического государства люди разных национальностей свободно сосуществуют и при желании свободно объединяются в различные сообщества соответственно их личным потребностям и интересам, если, конечно, эти объединения не носят криминального (преступного) характера. В то же время всякая дискриминация (принижение, умаление, ущемление прав) по национальному признаку считается нарушением прав человека и карается по законам демократического государства.

Сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этого служат события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза. В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в кризисных явлениях в экономике и связанных с ними спаде производства, росте инфляции, цен, безработицы, в резком ухудшении экологической обстановки, антидемократических законах. Особенно тяжелые последствия вызывает национальное насилие – подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование ее религии, культуры, языка, традиций и т. д. Между тем национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержки в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

Прогрессивные силы ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа. Такова основная идея современного цивилизованного подхода к решению национальных проблем.

Социальные связи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций (учитель, шофер, отец, сын и др.), которые обозначают положение людей в социальной структуре. Так, если вы сегодня – ученик средней школы, то в этом качестве ваша основная функция - усваивать культуру (знания, способы деятельности, нормы поведения и т. д.). Кроме того, вы - молодой человек, а значит, можете помогать тем, кто по возрасту или болезни утратил силы и способность трудиться.

Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. При определении положения личности в обществе важное значение имеют такие понятия, как «престиж» и «авторитет». Престиж (фр. prestige - влияние, уважение, которым пользуется кто-либо) - это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в гуманитарные вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны, на биржи и т. д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность в них играет не последнюю роль. Понятием «авторитет» (лат. auctoritas - власть, влияние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авторитетным - вполне определенный, конкретный человек.

Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но нередко люди отказываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации их способностей, сколько о престиже, связанном с принадлежностью к определенной социальной группе. С понятием «социальный статус» соотносимо понятие «социальная роль». Если социальный статус - это определенное место, занимаемое личностью в социальной структуре, то совокупность усвоенных и выполняемых человеком, социальных функций и соответствующих им образцов поведения составляет содержание его социальной роли в обществе, например добросовестного работника, добропорядочного семьянина и т. п. Чаще всего мы связываем слово «роль» с театральным действием. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное положение в данном обществе, т. е. обладающий конкретным социальным статусом. Так, учитель должен приходить в школу в точно назначенный час, проводить уроки, проверять тетради, вести журнал, участвовать в работе преподавательского коллектива и т. д.

Социальная роль - один из важнейших аспектов взаимодействия человека и общества. Общество выдвигает ролевые требования по отношению к человеку, они закрепляются в предписаниях, правилах, положениях закона и морали. Например, по достижении совершеннолетия мужчина в нашей стране и некоторых других странах должен по закону пройти срочную военную службу. Уставы военной службы полностью определяют образцы поведения для солдата. Человек с первого дня своего существования попадает в социальную среду, в систему социальных условий, общественных отношений. С этого же времени он обретает комплекс прав и обязанностей по отношению к людям и обществу в целом.

Положения «общество для человека» и «человек для общества» следует рассматривать в единстве. Лишь при установлении «взаимных» отношений между человеком и обществом возможно наиболее полное развитие талантов, творческого потенциала личности, а следовательно, и всего общества. Чем больше сил и средств общество отдает человеку, тем больше оно может ожидать от него. Условия труда и быта, образование, здравоохранение, социальное обеспечение (пенсии, пособия и т. п.) - это лишь малая часть того, что наилучшим образом должно предоставить человеку общество. Ответственность общества перед человеком непосредственно связана с укреплением гарантий прав личности - экономических, социальных, правовых.

Социальные гарантии - это материальные и правовые средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических и социально-политических прав членов общества.

Цивилизованное общество призвано гарантировать человеку работу, возможность получить образование, медицинскую помощь, жилье и многое другое. Гарантировать социально-экономические права общество может лишь в том случае, если оно заботится о развитии экономики, улучшении качества продуктов потребления, расширении жилищного строительства, совершенствовании систем здравоохранения и образования. Защита юридических прав человека немыслима без создания правового государства, в котором права определены законом и не зависят от усмотрения должностных лиц. Право человека в обществе тесно связано с его ответственностью перед другими людьми.

Слово «адаптация» происходит от латинского adapto - приспособляю. Социальная адаптация - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного, совместного труда. Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего, осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации.

Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто «выбивается из общего ряда», нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. «Новообращенному» городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в новой среде. В противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.

Показателями степени адаптации могут служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.

Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими. Другой тип адаптации - это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформным (в переводе с латинского - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.

Ваши роли и Ваш статус - это реальная социальная жизнь в обществе.

Внимательно посмотрите на свое окружение, попытайтесь определить социальные роли и виды статусов Ваших родителей, Ваших знакомых.

Обратите внимание на социальную мобильность - горизонтальную и вертикальную.

Подберите материалы в СМИ по социальной политике в Вашем государстве, отметьте положительные и отрицательные тенденции.

Следует ознакомиться с социальными гарантиями, которые имеются и в Конституции страны, в которой Вы проживаете.

Обращайтесь к учебным материалам по социологи, которые изданы в Вашей стране.


Для выполнения заданий по Теме 6 Вам необходимо уметь:

1. ЗНАТЬ ТЕРМИНЫ:
Социальная стратификация, класс, сословие.

2. ПЕРЕЧИСЛЯТЬ:
Социальные группы и общности, этнические общности, виды социальных норм.

3. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ:
Социальная мобильность, горизонтальная мобильность, нация, народность, племя.

4. ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
Семью как социальный институт и малую группу, молодежь как социальную группу, нацию как этническую общность, межнациональные отношения.

Понятие социальной структуры. Социальная структура общества – это устойчивая совокупность связей, в которые вступают общности людей в процессе их жизнедеятельности, определенный порядок взаимодействия этих общностей. Элементами социальной структуры являются общности людей.

Каждый человек входит в разные общности и занимает в них определенное положение. Например, он член семьи, белорус, житель небольшого города, школьник. Его отец – квалифицированный рабочий; мать – врач. У родителей неодинаковое образование, разная заработная плата; у них определенные общественные обязанности и т.д.

В социальной структуре общества выделяются этнические общности (родоплеменные объединения, народности, нации), социально-демографические общности (поло-возрастные группы, трудоспособное и нетрудоспособное население), религиозные общности и др. Однако наиболее важное значение для правильного понимания социальной структуры современного общества играют такие общности, как социальная группа, класс и социальный слой (страта).

Социальная дифференциация. Слово «дифференциация» происходит от латинского «differentia», означающего различие. Люди различаются между собой по многим признакам. Это, например, пол, возраст, цвет кожи, темперамент, способности, уровень интеллекта, семейное положение, социальное происхождение, размеры доходов и пр. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественной дифференциацией. Социальными же различия между людьми становятся тогда, когда они влияют на положение человека в обществе.

Социальная дифференциация – это разделение людей в обществе на группы, занимающие разное социальное положение. Экономические стороны социальной дифференциации выражаются в различии доходов, уровня жизни, т.е. в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Политические стороны социальной дифференциации связаны с делением общества на людей, имеющих политическую власть, или правящих слоев, и людей, реальное влияние которых на политику, участие в управлении обществом незначительно. Социальная дифференциация также проявляется в различиях между людьми по роду занятий, квалификации, по образу жизни, образованности и т.д. Взятые в целом, все эти различия характеризуют социальную дифференциацию общества, т.е. его разделение на группы, между которыми существуют различия с точки зрения их прав и обязанностей, привилегий, престижа и влияния на жизнь общества.

Какие же причины порождают неодинаковое положение людей в обществе? Марксистская теория связывает социальное неравенство с существованием частной собственности и эксплуатацией человека человеком. Марксисты считают, что достижение социального равенства возможно путем установления общественной собственности на средства производства и планового ведения хозяйства, справедливого распределения производимых общественных благ.

Согласно другим теориям, социальное неравенство охватывает все существенные различия между людьми, которые сказываются на их жизнедеятельности. Например, люди различаются по происхождению, по уровню способностей, энергичности и т.д. Поскольку эти различия неустранимы, то и социальное неравенство, исходя их этой точки зрения, рассматривается как неизбежное социальное явление, а идеи достижения полного социального равенства считаются несбыточными, утопичными.

Существует также точка зрения, что неравенство между людьми порождено разделением труда и неодинаковой значимостью для общества тех или иных видов деятельности. На вершину социальной лестницы, если следовать этой точке зрения, поднимаются те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, поддерживают и обеспечивают ее благосостояние, создают необходимые условия для успешного функционирования общества в целом.

Социальные группы . В научной литературе высказываются различные толкования понятия социальной группы. Часто социальной группой называют общность людей, объединяемых каким-то одним признаком (например, возрастная группа учащихся старших классов). Однако такое определение является нестрогим, потому что оно не учитывает очень важный признак: люди, входящие в социальную группу, взаимодействуют между собой и ожидают друг от друга определенного поведения. Эти ожидания основаны на том, что члены группы имеют общие интересы и цели; они неплохо понимают друг друга и знают правила, которые нужно выполнять в данной группе.

Итак, социальные группы – это общности людей с устойчивыми взаимосвязями, наличием схожих интересов, определенными правилами поведения и взаимоотношений.

В малых группах все входящие в них люди непосредственно общаются друг с другом. Такими группами являются семья, школьный класс или студенческая учебная группа, рабочая бригада, устойчивое объединение людей по интересам и т.д. Например, участники туристического клуба вместе тренируются, обсуждают будущие маршруты, у них есть общие воспоминания о прошлых походах, чувство солидарности, даже своей особый язык.

Эти группы обычно включены в состав более многочисленных, средних групп, которые имеют общую цель, а деятельность их определенным образом упорядочена, организована. Так, средней социальной группой является коллектив крупной школы, производственного предприятия со значительным количеством работников и т.д. Отдельные люди здесь могут только изредка встречаться друг с другом, и непросто выработать в этих условиях единое групповое мнение. Потому так важно, чтобы члены подобных групп понимали общую задачу, стоящую перед ними, ощущали себя частью единого целого. Здесь на первый план выдвигаются деловые качества личности, умение организовать и направить совместную деятельность.

К большим социальным группам относят классы и социальные слои, а также нации, религиозные, демографические общности и т.д. Из курса истории вам известно, что важную роль в жизни общества играют такие большие социальные общности, как сословия и касты. Вспомните, по каким признакам различались касты в Индии, а также сословия во Франции, России и других странах? Чем, например, отличалось общественное положение «третьего сословия» во Франции от общественного положения дворянства и духовенства?

Большие социальные группы характеризуются прежде всего тем, что они существуют в масштабах всего общества, всей страны. В пределах таких групп отдельные люди могут не только не взаимодействовать с другими, но порой даже и не осознавать принадлежность к той или иной общности, например, к определенному классу. Тем не менее данные группы реально существуют, и это особенно наглядно выявляется в ходе крупномасштабных социальных конфликтов (социальные революции, межнациональные конфликты и др.).

Классы. Рассматривая различные исторические периоды, вы изучали общественное положение рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуазии и рабочих. Определение классов, исходя из марксистской теории, было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Если марксистская теория толкует классы как большие группы людей, отличающиеся прежде всего по их экономическому положению, то многие современные ученые используют понятие «класс» для фиксации всех основных различий в общественном положении людей. Так, французский социолог П.Бурдье (1930–2002) выделял, наряду с экономическим капиталом, еще три вида общественного капитала – социальный, культурный и символический. Социальный капитал он рассматривал как характеристику социального влияния человека. Культурный капитал, по его мнению, выражает уровень образованности, общей культуры и т.д. Символический же капитал основывается на приобретенной репутации и выражается в общественном признании (присвоение почетных степеней и званий, награждение престижными премиями и т.д.). Все виды капитала, с точки зрения Бурдье, связаны между собой, и все они характеризуют положение человека в обществе, его влияние на ту или иную область общественных явлений или даже на жизнь общества в целом, а это позволяет относить людей к разным классам.

Исследуя современное общество, социологи часто выделяют три основных класса: высший, средний и низший, которые различаются по своему общественному положению в целом.

Высший класс состоит из наиболее влиятельных и богатых людей. Он составляет незначительную часть населения, но контролирует нередко до 90% капитала страны. Так, в США более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса весьма прочное общественное положение, а также возможность оказывать решающее влияние на экономику и политику.

Средний класс включаетврачей, ученых, юристов, инженеров, чиновников среднего и высшего уровня, владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм, высококвалифицированный рабочих и др. Средний класс составляет значительную часть населения развитых стран. Именно его представители формируют и выражают общественное мнение, активно влияют на все сферы жизни общества.

Низший класс составляют работники физического труда невысокой квалификации, а также те, кто занят неквалифицированным трудом (грузчики, уборщики, кухонные работники, прислуга и пр.). Их влияние на жизнь современных развитых стран продолжает падать.

Повышение жизненного уровня в развитых странах и изменения в социальной политике, выразившиеся в создании более совершенной системы социальной защиты, привели к значительным изменениям социальной структуры общества. Эти изменения в целом ослабили классовые конфликты. Средний класс в наши дни является гарантом экономической, политической и социальной стабильности в обществе, основой общественной поддержки существующей власти.

Социальные слои. Современное общество имеет очень сложную структуру. Более детально ее можно охарактеризовать, используя понятие социального слоя. Социальный слой – это совокупность людей, выделяемая на основании близости определенных социальных параметров и связанного с этим сходства образа жизни, мышления. В современной социологии понятие «слой» часто заменяется понятием «страта» (от лат. stratum – слой, настил). Это понятие и дало название теории социальной стратификации. Данную теорию разрабатывали немецкий ученый М. Вебер (1864-1920), американский социолог Т. Парсонс (1902-1979), русско-американский социолог П.Сорокин (1889-1968) и др.

П. Сорокин ввел понятие «стратификация» для описания неравенства в обществе. По его мнению, социальное первенство связано с четырьмя группами факторов. Это – права и привилегии, обязанности и ответственность, социальное богатство и нужда, власть и влияние. Т. Парсонс выделил еще три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся: характеристики, которыми люди обладают от рождения - пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и пр.; признаки, связанные с различными видами профессионально-трудовой деятельности; элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.

Деление общества на социальные слои можно провести по этническим, демографическим, профессиональным, территориальным, возрастным характеристикам, по религиозной принадлежности, образу и стилю жизни, стандартам поведения, интересам и пр. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у основания. В этом случае главными измерениями стратификации обычно являются доход, власть, образование и престиж.

Социальный статус – это место, которое занимает отдельный человек или группа людей в структуре общества. Оценка людьми того или иного статуса, закрепленная в общественном мнении, называется престижем.

В разных странах соотношение между социальными слоями неодинаково. Неодинаковы и критерии богатства и бедности. Существует огромный и все увеличивающийся разрыв между небольшой группой наиболее развитых стран и странами с низким уровнем экономического развития, составляющими обширную зону социального бедствия. В развитых странах долгое время формировалась убежденность в том, что каждый человек имеет шанс достичь успеха и подняться выше по ступеням стратификационной лестницы. Тем самым энергия людей, недовольных своим социальным положением, направлялась не на разрушение существующего общественного строя, а на поиск путей самореализации и достижения личного успеха. Однако в наши дни волна кризисных явлений захлестывает не только слаборазвитые, но и наиболее богатые и развитые страны. Социальное положение очень многих людей в них становится крайне неустойчивым.

Вопросы и задания.

1. Какие социальные общности вам известны? Как, на ваш взгляд, они связаны между собой?

2. Что такое социальная дифференциация общества? Какие вам известны теоретические объяснения ее причин?

3. Каковы основные признаки социальной группы?

4. Чем различаются малые и средние социальные группы?

5. Вспомните из изученного ранее, что такое формальные и неформальные группы.

6. Всегда ли человек четко осознает, к какой социальной группе, классу, этнической общности, социальному слою он принадлежит? Аргументируйте свой ответ.

7. Какие вам известны теории происхождения и сущности классов?

8. По каким признакам можно провести социальную стратификацию? Какие из них вы считаете определяющими, а какие второстепенными? Поясните свое мнение.

9. В социологии часто выделяют следующие социальные общности:

1) высший класс – «олигархи», видные политики и т.д.;

2) технические специалисты среднего уровня;

3) коммерческий класс;

4) мелкая буржуазия;

5) квалифицированные рабочие;

6) неквалифицированные рабочие.

Какие признаки, на ваш взгляд, положены в основу этого выделения?



Похожие публикации