Исторические опросы. История опросов. Методы маркетингового исследования

При проведении обсервационных и полевых исследований и экспериментов используются методы наблюдения, предполагающие какое-либо взаимодействие исследователя с испытуемыми. В отличие от этого, в ходе исторических исследований и опросов исследователь может ни разу не встретиться с испытуемыми. При историческом исследовании данные наблюдений извлекаются из документов, составленных другими людьми. Индустриально-организационный психолог может, например, использовать эти документы для исследования характера связи между полом сотрудников какой-либо компании и уровнем их отсутствия на работе. Ему не нужно встречаться с сотрудниками, поскольку можно получить необходимую информацию, изучив документацию компании.

При проведении опроса для получения данных наблюдений используются вопросники. Испытуемых можно выбирать, основываясь на их принадлежности к какой-либо группе (как в исследованиях занятости, проводимых Американской психологической ассоциацией, о которых сообщалось в первой главе), или по какой-нибудь конкретной характеристике (например, стаж работы в определенной компании не менее пяти лет). Данные опроса состоят из сообщений самих испытуемых; в большинстве случаев испытуемые заполняют вопросники, не встречаясь с исследователем. (Иногда данные получают с помощью интервью, но этот метод правильно было бы называть полевым опросом.)

Как исторические исследования, так и опросы имеют то преимущество, что они позволяют исследователю собрать большой материал за более короткое время и при этом меньше нарушить нормальную деятельность испытуемых или организаций, чем при использовании других методов. Тем не менее у них есть и недостатки. Исследователь, проводящий историческое исследование, попадает в зависимость от того, насколько точно и полно велась документация, и это может вызывать у него фрустрацию. Например, кто-то из служащих забыл записать количество прогулов и опозданий или количество произведенной продукции за самый важный период времени. Давно уволившийся помощник администратора писал как курица лапой. Файлы с данными за три года из середины исследуемого периода случайно стерты новым сотрудником, который вводил данные в компьютер.

Аналогичные проблемы возникают и при проведении опросов. Одни вопросы остаются вообще без ответов, на другие дано по два ответа, а кроме того, есть еще и ответы, правдивость которых по тем или иным причинам вызывает сомнение. У одного респондента может быть совершенно неразборчивый почерк, а другой мог пролить кофе на опросный лист, и несколько ответов невозможно прочитать из-за пятна. Многие вопросники просто пропадают, и исследователь напрасно надеется, что испытуемые их вернут.

Из-за описанных проблем некоторые индустриально-организационные психологи полностью отказались от проведения опросов (например, Campbell, 1982). Другие пытаются выяснить, в каких областях недостатки, присущие данным самоотчетов (selfreport data), с наибольшей вероятностью могут стать источником серьезных проблем при интерпретации (например, Crampton & Wagner, 1994), и разработать методы, позволяющие свести к минимуму влияние этих недостатков (например, Arnold, Feldman & Purbhoo, 1985). Третьи исследователи работают над способами снижения общего количества всех проблем, возникающих при проведении опросов. Проведя серию из пяти исследований, Бреннан (Brennan, 1992) обнаружил эффективный и рентабельный способ, позволяющий одновременно увеличить количество возвращенных вопросников и скорость их возврата: достаточно предложить испытуемым денежное вознаграждение за возвращение вопросника в размере 50 центов.

Более серьезной проблемой, чем проблема возвращения вопросников, является проблема правдивости данных самоотчетов. При проведении любого исследования всегда находятся причины, по которым некоторые испытуемые, отвечая на вопросы, преследуют свои собственные цели, которые не совпадают с целями исследователя. Одна из наиболее распространенных причин - это желание представить себя в благоприятном свете. Испытуемый, который совершенно не удовлетворен своей работой, может предпочесть сообщить о высоком уровне удовлетворенности работой, поскольку существует представление, что люди, признающиеся в своей неудовлетворенности, мыслят «негативно». В свою очередь негативное мышление считается нежелательным во многих секторах американской культуры.

Склонность к занижению уровня личных характеристик и чувств, которые воспринимаются как социально нежелательные (таких как негативные установки), и к завышению уровня характеристик, воспринимаемых как социально желательные (таких как любовь к своей работе), называется тенденциозностью, обусловленной стремлением к социальной желательности (social desirability bias) (Crowne & Marlowe, 1964). Несколько исследователей изучали влияние этой тенденциозности на зависимости, которые описываются в индустриально-организационных психологических исследованиях. Они пришли к следующему общему мнению: если данные самоотчетов играют в исследовании главную роль, то в него необходимо также включать измерение уровня тенденциозности, обусловленной стремлением к социальной желательности (Ganster, Hennessey & Luthans, 1983). Со временем, когда произойдет накопление результатов таких исследований, исследователи станут более бдительны по отношению к условиям и переменным, которые могут испытывать особенно сильное влияние этой тенденциозности, являющейся одной из форм предвзятости. Возможно, тогда будут разработаны способы контроля над ней или отделения ее влияния от влияния других переменных.

Естественно происходящие события, такие как забастовки, дают индустриально-организационным психологам возможность проведения полезных полевых и обсервационных исследований.

Даже когда люди очень стараются точно отвечать на вопросник, им может быть трудно понять некоторые вопросы или вспомнить информацию, необходимую для ответа. На их ответы могут также оказывать влияние некоторые факторы, связанные с условиями, в которых проводится опрос. Интересным примером является исследование, в котором было обнаружено, что исследователи могли оказывать положительное влияние на ответы испытуемых, заполнявших вопросник об уровне удовлетворенности работой: для этого достаточно было угостить испытуемых печеньем во время сеанса заполнения вопросников (Brief, Butcher & Roberson, 1995).

Результаты исследований, подобных упомянутому выше, убеждают в разумности предложения Джонса (Johns, 1994), который советует психологам не использовать опросы в качестве инструмента сбора данных, а просто изучать данные самоотчетов как источник уникальной информации о человеческом поведении. Это предложение само по себе кажется достаточно интересным, чтобы ему последовать, при этом не воспринимая его в качестве альтернативной стратегии. Несмотря на описанные проблемы, как исторические исследования, так и опросы сохраняют популярность, так как обладают многими достоинствами; кажется маловероятным, что психологи когда-либо откажутся от их использования в качестве методов исследования.


Похожая информация.


Тема 1. Древняя Русь (IХ - ХIII века)

1) На какой территории было создано Древнерусское государство?

На территории современной Украины.

2) Кем было создано Древнерусское государство?

Древнерусское государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

3) Какой город стал столицей Древнерусского государства?

В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.


4) Когда Русь приняла христианство?

При Владимире I Святославовиче, известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, в истории церкви - Владимир Креститель.


6) Что является религиозным символом христианства?


7) Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

Десятинная церковь, трёхглавый Софийский собор, церкви святой Ирины и великомученика Георгия, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.




8) От какого государства попала в зависимость Русь в ХIII веке?

В XIII веке Русь впала в зависимость от золотой орды.

Александр Невский - князь Новгородский (1236–1240, 1241–1252 и 1257–1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), знаменитый русский полководец, защитник святой Русской Православный Церкви и земли. Возглавлял новгородское войско в битве со шведами на реке Неве в 1240 и в Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями в 1242 году. Святой благоверный князь, не проигравший ни одной битвы.


Тема 2. Московское государство (ХIV - ХVII вв.)

1) Когда произошла ?


2) Кто победил в Куликовской битве?

В Куликовской битве победила Русь под предводительством Дмитрия Донского.


3) Какой город стал центром объединения русских земель?

Центром объединения русских земель стала - Москва.

4) Когда русские земли объединились вокруг Москвы?

Середина XV века начало объединения русских земель вокруг Москвы.

5) В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

В 1480 году.

6) Какое имя в истории получил царь Иван IV?

В. М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897.


7) Покоритель Сибири?

Ермак Т. - «Родом неизвестный, душой знаменитый».


8) Какой художник ХV века написал знаменитую икону «Троица»?

Андрей Рублёв.

Андрей Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.


9) Как называется архитектурный памятник-крепость в Москве, который был построен как символ образования единого Московского государства?

Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А. М. Васнецова


10) В каком веке в России был период Смуты?

Рубеж XVI-XVII веков.

11) Когда Москва была освобождена от польского войска народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским?

Москва была освобождена в октябре 1612 года.

12) Какая династия начала править в России с 1613 года?

Династия Романовых.

Раздел II. Российская империя (ХVIII-начало ХХ веков)

Тема 3. Россия в ХVIII веке

1) Кто проводил реформы в России в начале XVIII века?

Посмертный романтизированный портрет Петра I.
Художник Поль Деларош (1838).


2) Как называется город, который стал столицей России в эпоху Петра I?

Санкт-Петербург.

3) В каком городе в XVIII веке был создан первый в России университет?

В Москве.

4) Какой русский ученый сыграл главную роль в создании первого в России университета?

Ломоносов Михаил Васильевич.

5) Когда и при какой российской императрице в состав России вошел Крымский полуостров?

8 апреля 1783 года Екатериной II был подписан манифест о «Присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую».

Екатерина II Алексеевна - Императрица и Самодержица Всероссийская. Вела политику просвещённого абсолютизма.


6) Кем был А.В. Суворов?

Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец, военный теоретик, стратег, национальный герой России.


7) Какой памятник является символом города Санкт-Петербург?


8) В каком городе находится самый крупный музей России - Эрмитаж?

Санкт-Петербург.


Тема 4. Россия в ХIХ веке

1) Когда была Отечественная война?

Отечественная война была в 1812 году.

2) Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

Бородинское сражение.

3) Кто победил в Отечественной войне?

Россия победила. Армия Наполеона была почти полностью уничтожена.

4) Кто был главнокомандующим русской армией в годы войны?

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов - русский полководец и дипломат, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Портрет М.И. Кутузова кисти Р.М. Волкова


5) Кто такие декабристы?

Русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 года восстание против самодержавия и крепостничества.

6) Когда в России отменили крепостное право?

Отмена крепостного права произошла в 1861 году.

7) При каком российском императоре отменили крепостное право?

При Александре II.

- Император Всероссийский. Проводил широкомасштабные реформы. Отменил крепостное право (манифест от 19 февраля 1861года). При нём одержана победа в Русско-турецкой войне (1877–1878). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной организацией «Народная воля».


8) Когда произошло присоединение Средней Азии к России?

В 1880 году.

9) Кем был А.С. Пушкин?

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, драматург и прозаик, литературный критик, переводчик, публицист, историк.


10) Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

Дмитрий Иванович Менделеев- русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета. Среди наиболее известных открытий - периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.


11) Кем был Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой - граф, великий русский писатель, мыслитель, известен на весь мир, просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Участник обороны Севастополя.


12) Кем был П.И. Чайковский?

Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.


13) Кем был Ф.М. Достоевский?

Фёдор Михайлович Достоевский - великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.


Тема 5. Российская империя в начале ХХ века

1) Какие основные религии были представлены в России в начале ХХ века?

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (преобладает православие), а также ислам и буддизм.

2) Представители какой религии составляли большинство населения Российской империи?

Большую часть населения составляют православные.

3) Когда произошла Первая российская революция?

В 1905 году.

4) Что было главным результатом Первой российской революции?

Сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма; некоторое ограничение самодержавия; введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии; буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны; улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9–10 часов; отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения; ограничена власть земских начальников.

5) Кто был лидером партии большевиков?

Владимир Ильич Ленин - российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.


6) Когда была Первая мировая война?

7) Кем был А.П. Чехов?

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, драматург, классик мировой литературы.


8) Как звали русского ученого- изобретателя радио?

Александр Степанович Попов.

9) Как называется театр в Москве, известный во всем мире своими постановками оперы и балета?


Раздел III. История СССР

Тема 6. История СССР до Великой Отечественной войны

1) Какая революция произошла в России в 1917 году?

Великая октябрьская социалистическая революция.

2) Как звали последнего российского императора?

Николай II - Император Всероссийский, полковник. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и Февральскую революцию 1917 года; войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.

Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьёй под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными. Канонизирован (вместе с женой и детьми) Русской православной церковью.


3) Какая партия пришла к власти в России осенью 1917 года?

Партия большевиков во главе с В.И. Лениным.

4) Как называлось государство, которое было создано в 1922 году на территории бывшей Российской империи?

СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

5) При каком руководителе России церковь была отделена от государства, а школа - от церкви?

При Владимире Ильиче Ленине.

6) Как называлась политика по созданию в СССР крупной промышленности?

Индустриализация.

7) Как называлась политика по созданию в СССР коллективных хозяйств в деревне?

Коллективизация.

8) Каким было важнейшее достижение СССР в области образования в первой половине ХХ века?

Ликвидация безграмотности.

Тема 7. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы)

1) Когда была Великая Отечественная война?

2) Какие страны являлись союзниками СССР в борьбе против гитлеровской Германии?

Союзниками СССР были США, Великобритания, Монгольская Народная Республика, Тувинская Народная Республика (страны антигитлеровской коалиции).

3) Как называлась самая важная (переломная) битва Великой Отечественной войны?

Сталинградская битва.

4) Кем были Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский?

Георгий Константинович Жуков - четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР.


Константин Константинович Рокоссовский - советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949). Единственный в истории СССР маршал двух стран. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.


5) Кто победил в Великой Отечественной войне?

6) В каком городе советские солдаты М. Егоров и М. Кантария подняли знамя Победы в мае 1945 года?

В Берлине, Германия.

7) Сколько советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны?

27 миллионов человек.

День Победы.

Тема 8. СССР в послевоенный период (1945 - 1991 годы)

1) В каком году и по инициативе какого советского руководителя Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР?

2) Кто был Главным конструктором первых советских космических кораблей СССР?

Королев Сергей Павлович - советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.


3) Как звали первого в мире космонавта?

Гагарин Юрий Алексеевич - советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.


4) В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос?

5) Как зовут первую в мире женщину-космонавта?

Валентина Владимировна Терешкова - советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, генерал-майор (1995). Кандидат технических наук, профессор. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.


6) Какое важное международное спортивное событие состоялось в Москве в 1980 году?

Олимпиада.

7) Как называлась политика реформ М.С. Горбачева?

Перестройка.

8) Кто был президентом СССР?

Горбачёв Михаил Сергеевич - советский и российский государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

9) Сколько советских республик входило в состав СССР в 1960-1980-е годы?

15 республик.

10) Когда произошел распад СССР?

11) Какая организация была создана после распада СССР некоторыми бывшими советскими республиками?

СНГ (Содружество Независимых Государств).

12) Кем был А.И. Солженицын?

Солженицын Александр Исаевич - русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960–1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.


Раздел IV. Современная Россия

Тема 9. Реформы в Российской Федерации в 1991-1999 годах.

1) Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России?

2) Кто был первым президентом России?


3) Какие реформы начал проводить в России Б.Н. Ельцин?

Либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике.

4) Когда была принята Конституция РФ?

5) Каким государством по своему национальному составу является Российская Федерация?

Многонациональной.

6) Какой язык является государственным языком в России?

Русский язык.

7) Какой город является столицей России?

8) Как называется главная площадь столицы России?



Тема 10. Россия в ХХI веке

1) В какие годы президентами РФ были В.В. Путин и Д.А. Медведев?

В.В. Путин - со 2 мая 2000 по 7 мая 2008,
7 мая 2012 по настоящее время;


Д.А. Медведев - с 7 мая 2008 по 7 мая 2012 года.


2) Кто в настоящее время является президентом России?

3) Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?

4) Кто является Главой Русской Православной Церкви?

Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев).

5) Как называется одна из главных организаций мусульман России?

Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России).

6) В каком российском городе проходили ХХII Зимние Олимпийские игры 2014 года?

Сочи, Россия.

Блок культурологических вопросов (Современные праздники России)

1) Когда в России отмечают Новый год?

Рождество Христово.

День защитника Отечества.

Международный женский день.

День России.

День народного единства.

День Конституции РФ.

В 2014-2015 годах специалисты Московского гуманитарного университета провели в ряде московских вузов социологический опрос, призванный определить уровень исторических познаний студенческой молодежи. Опрос проводился в рамках проекта "Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи". При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации от 17.01.2014 N 11рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ. Среди опрошенных студенты различных курсов, обучающиеся по специальностям различного, в основном социального и в меньшей степени гуманитарного профиля. Всего опрошен был 2051 студент восьми столичных вузов.

Обычно исторические познания современной молодежи, зависимые во многом от случайных обстоятельств, от интернет-"картинки", оцениваются весьма низко и даже в трагических тонах. Действительно, подавляющее большинство опрошенных берет свои исторические знания в том числе из Интернета (60,1%), а также из кинофильмов и телесериалов (45,4%). Однако безусловным лидером остается учебник (78%), - что, как увидим дальше, и предопределило многие результаты опроса.

На вопросы формального характера, призванные выявить "верхний" слой исторической осведомленности, правильно обычно отвечали большинство, около половины или хотя бы относительное большинство опрошенных. Так, 75,5% знакомы с понятием "норманнская теория". К полководцам и флотоводцам XVIII в. отнесли в первую очередь А.В. Суворова (62%), второе место занял Ф.Ф. Ушаков (33%), а третье - М.И. Кутузов (12,5%), что, строго говоря, не является ошибкой. В основном знают молодые люди, что союзниками России в канун Первой мировой войны являлись Великобритания и Франция (64,8%), что план войны Гитлера против СССР носил название "Барбаросса" (72,6%). Гораздо меньше опрошенных правильно связали название "битвы народов" с Лейпцигской (38%) и вспомнили о Брусиловском прорыве 1916 г. (53,5%), но и эти ответы заняли первые места. Несколько хуже познания в хронологии, но в целом и они оказались на должном уровне - тестовый опыт определенно пошел здесь "на пользу". Даже на вопросы, в самой формулировке вводившие некий исторический термин и предполагавшие, таким образом, более глубокий уровень знаний, в основном давались правильные ответы. Так, большинство, как оказалось, в курсе, что преемником Лжедмитрия I на царстве был Василий Шуйский и что после Северной войны был заключен Ништадтский мир. Единственное исключение составил вопрос о наиболее видном иконописце Новгородской школы - здесь уверенное первенство завоевал самый известный иконописец Руси Андрей Рублев (49,2%), обойдя Феофана Грека (26,6%).

Итак, анализируя материалы опроса, можно прийти к выводу, что познания обучающихся в вузах молодых людей в истории России ориентированы скорее на информацию, получаемую из учебников и справочников. Это явствует из группы вопросов, призванной выявить именно влияние на респондентов исторической мифологии как фольклорного, так и литературного происхождения, а также некоторых известных примеров фальсификации истории.

При всей популярности некоторых расхожих исторических мифов (Аляска, проданная якобы при Екатерине II, - 23,9% опрошенных; Г.К. Жуков как Верховный Главнокомандующий в годы войны - 24,3%) они все-таки уступают верным историческим представлениям. Правда, есть и противоположные примеры. Включение России в число держав-победительниц в Первой мировой войне (42,2%) явно откликается на волну мифологизации истории последней в связи с печальным юбилеем 2014 г. Один из популярнейших мифов советской эпохи - о кукурузе как основной сельскохозяйственной культуре в период правления Н.С. Хрущева - не просто жив, но господствует в массовом сознании до сих пор (67,4%). Что же касается новейшей "академической" и псевдоакадемической мифологии и фальсификаций недавнего исторического прошлого, то они, в отличие от "фольклорных", судя по всему, остаются или неизвестны опрошенным, или в основном ими не воспринимаются. Так, совершенно в соответствии с российским научным мейнстримом представляют опрошенные складывание и раннюю историю Древнерусского государства - что надо связывать, конечно, не столько со знакомством с научными трудами, сколько с доверием к преподаваемой в школе и вузе информации. Что касается истории новейшего периода, то и здесь большинство, судя по результатам, не видит повода для дискуссий с устоявшимися представлениями (даже с не вполне точными, как в случае с ранним СССР как "союзом суверенных республик" - вариант, поддержанный 70% опрошенных).

Что же, можно сделать вывод, что историческими знаниями студенческая молодежь в большей или относительно большей части располагает? Однако в этом заставляет серьезно усомниться самооценка опрошенных. Отвечая на вопрос об отношении к истории, 41,7% честно признали, что со школы относятся к ней с безразличием - не любимый предмет, но и не нелюбимый. При ответе на другой вопрос, о знании истории, 47,9% разумно признают, что пока знают историю недостаточно, хотя и изучают ее, в то время как 27% не могут признать, что вообще знают историю. В последнее можно поверить - ведь в вышеприведенных ответах на "формальные", тестовые вопросы уровень правильных редко поднимался и до двух третей.

Ларчик оптимистической иллюзии, которую могут создать результаты, открывается весьма просто. Речь идет именно о студенческой молодежи - в настоящий момент учащейся, проходящей тестирование, имеющей дело с учебником. Знания, получаемые таким образом, сохраняются - но зачастую ровно до тех пор, пока в них есть прагматическая необходимость, связанная с благополучным получением образования. Недостаточное, вопреки ожиданиям, влияние на молодежь исторических мифов и широко распубликованных вымыслов свидетельствует не столько о невосприимчивости к ним, сколько об отсутствии интереса к теме в настоящий момент. При наличии только формальных, в конечном счете поверхностных знаний это может оказаться роковым в случае возникновения "интереса" - или его возбуждения политическими манипуляторами.

Для того чтобы отобрать и понять полезную информацию в разноголосице Интернета и СМИ, надо знать подлинную историю - как Отечества, так и желательно всемирную. А вот этим знанием наша молодежь как раз и не может похвастаться в силу многих причин, и по большей части объективных. В обществе, где долгое время почти в открытую провозглашался принцип "каждый - сам за себя", поиск удовольствий становится основной ценностью. Потребитель ищет на просторах информационного поля "интересное". И находит - различного рода пересказы истории, подчас сознательно фальсифицированные. Очевидно, что из всего потока информации лучше всего усваиваются яркие и простые, легко узнаваемые "картинки". Достаточно хорошо известно также, что пороки исторического знания молодежи нередко приводят к агрессии, недоверию к авторитетам, включая государственную власть, и демонстративной оппозиционности, а в крайних случаях и к вовлечению молодых людей в различные экстремистские течения. Фальсификация истории ведет к искажению исторического сознания и разрушению идентичности народа России. Данная проблема может рассматриваться как угроза безопасности государства.

В рамках того же проекта проводился осенью 2014 г. опрос экспертов - специалистов по молодежной проблематике, работающих с молодежью, историков-преподавателей, молодых историков. Почти все эксперты согласились с мнением о необходимости усилить историческое воспитание молодежи - как часть воспитания гражданина и патриота. Проблема эта, и по нашему мнению, остро стоит на повестке дня.

Однако на пути ее решения ряд других проблем, которые нашли отражение и в материалах "круглого стола" "Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи", прошедшего 13 мая 2015 г. в Московском гуманитарном университете. В частности, по мнению участников мероприятия, необходима государственная и широкая общественная поддержка объединений историков-профессионалов, занимающихся историко-просветительской деятельностью, особенно борьбой с историческими фальсификациями. В настоящее время такого рода структуры на общих основаниях могут получать поддержку отдельных своих проектов, тогда как их повседневное существование и полноценная деятельность зависят от случайных обстоятельств.

Ряд проблем связан с научно-популярным книгоизданием в сфере истории. Активно продвигаемый "наукометрический" подход в оценке квалификации ученых практически не оставляет места для столь недавно еще уважаемого жанра, как научно-популярная монография. По сравнению с академической "рецензируемой" монографией и еще более важной теперь статьей (опять же не в популярном, а в "рецензируемом" журнале) работа над научно-популярной книгой оказывается не просто бесполезной, но даже "вредной" для самореализации ученого, поскольку отвлекает от более насущных для научно-преподавательской карьеры задач. Историк, желающий обращать свои работы к широкому кругу читателей, оказывается перед весьма непростым выбором. Между тем именно в исторической сфере научно-популярное книгоиздание наиболее развито и наиболее нуждается во внимании и участии профессионалов. Ставящиеся задачи защиты истории России от фальсификаций невозможно решить без поддержки профессиональной самореализации тех историков, которые готовы ею заниматься.

История России во все времена вызывала широкий интерес своих граждан. Изучение истории формирует у молодого поколения историческое сознание, чувство патриотизма, сопричастности к истории Отечества, социально-культурной идентичности. Наш опрос выявил уровень знания истории - но не исторического сознания. Между тем последнее включает целую совокупность взаимосвязанных элементов: знание истории, осмысление исторического опыта и вытекающих из него уроков, социальное прогнозирование, осознание исторической ответственности за свою деятельность. Историческое сознание как отдельного человека, так и группы лиц очень сложно выявить. Но наша сегодняшняя молодежь, да и общество в целом, этим сознанием точно не обладает, в отличие от некоторого познания истории.

Решение проблемы реконструкции исторического сознания и исторической памяти в соответствии с достоверным историческим прошлым нашей страны - за историческим образованием и историко-патриотическим воспитанием. И эту проблему одним ученым не решить. Подлинное историческое сознание сложится, когда новое российское общество сформируется окончательно, когда оно выработает единую систему патриотических ценностей. Кажется, время решительных шагов в этом направлении уже наступило.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Методы маркетингового исследования

Маркетинговое исследование

Технология интервью

Виды и типы интервью

Методология интервью

Экспертный опрос

Социологический опрос

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ

Для выяснения общественного мнения сегодня принято задавать вопро­сы. Большие совокупности людей без применения выборочных методов и статистических обобщений просто так не охватишь. По существу оп­росы - всего лишь постановка конкретных вопросов перед отобранны­ми группами людей, если формулировка вопросов и отбор респондентов основаны на научной базе.

Возможно, опросы в какой-то очень упрощенной и рудиментарной фор­ме проводились с незапамятных времен, - например, перед выборами ста­рейшины или принятием племенем какого-то важного вопроса. Даже про­цесс голосования поднятием руки на собрании считается опросом. Во всех подобных случаях организаторы мероприятия получают обобщенную инфор­мацию о мнении многих людей. Учитывая это, историю опросов надо вести с тех пор, когда впервые стали задаваться вопросы для получения информа­ции об умонастроениях людей. Когда точно это произошло - неизвестно, но из древней истории мы знаем о первых опросах, которые сводились к пере­счету голов. В современном английском языке само слово «опрос» (poll) про­изошло от древнеанглийского слова «голова» (pol, polle) - в средние века в Англии выборы проводились подсчетом голов. Наиболее часто такого рода опросы проводились для получения сведений о том, кто где живет и о коли­честве населения в целом. Такого рода опросы называются переписью.

Первым «профессиональным социологом» впору назвать великого древ­негреческого философа Сократа. Во всяком случае, методом интервью он владел отменно. Жил он в V в. до н.э., период расцвета античной демокра­тии, поэтому философы, видные политические деятели, члены правитель­ства (архонты) запросто беседовали с прохожими на улицах, обсуждая самые острые социальные проблемы. Правда, Сократ пошел несколько дальше v пытался выяснить глубинные вопросы человеческого бытия, решить с помо­щью такого метода серьезные философские проблемы. Прикинувшись про­стачком, он задавал по виду бесхитростные вопросы о смысле жизни, исто­ках и сущности прекрасного в природе. Поскольку все они были заране* продуманы и выстроены по определенной логике, то интервьюируемого от

нередко ставили в тупик, выставляли незадачливым профаном. К сожалению, миг торжества содержал семена неизбежного поражения: кроме противоре­чия во мнениях и взглядах людей Сократ ничего так и не выяснил. Решить сугубо научные вопросы с помощью опроса общественного мнения оказалось невозможно. К счастью, результаты «исследования» Сократа не пропали. Своеобразный научный отчет о них был написан другим великим греком - Платоном в произведении, названном «Диалоги». Однако здесь выведены не реальные люди, которых опрашивал Сократ, а некие идеальные типы, соби­рательные образы - яркие представители той или иной точки зрения, пози- ции, мировоззрения, господствующего в обществе.



Рис. 1. Первые попытки опросов для изучения общественного мнения

Однако в качестве признанного научного метода изучения общественно­го мнения опросы существуют всего триста лет. В середине XVII в. усилия­ми французского математика Б. Паскаля и позже итальянского ученого И. Бернулли были сформулированы законы больших чисел и вероятностных расчетов, на которые опирается теория выборки в массовых опросах. В 1660 г. сотрудничество двух англичан, Дж. Граунта и У. Петти, завершилось созда­нием новой области исследований, названной ими политической арифме­тикой. В том же году немецкий ученый Г. Конринг читает университетский курс «статистических лекций», который сегодня называют «политической наукой».

Если Конринг, сравнивая различные общественные явления, мало пользо­вался цифрами, то Д. Дэвис в 1787 г. широко применяет статистический аппарат и одним из первых систематически практикует анкету. После его работы «Исследование семейного бюджета трудящихся классов в Англии» в 1797 г. также на основе анкетных данных появляется отчет о положении бед­ноты Ф.М. Идена. Анкетные опросы широко использовались в Германии в

XIX в.; только в одном исследовании Теодора ван дер Гольтда (1874-1875) было опрошено 15 тыс. помещиков об условиях жизни сельскохозяйствен­ных рабочих 1 . В России первый анкетный опрос был проведен в 1760 г.

Сегодня опросы превратились в крупную индустрию, где ежегодно обра­щается несколько десятков миллиардов долларов. Общих цифр нет, но, по экспертным оценкам, ежегодно в мире проводится до 500 тыс. исследований разной направленности, тематики, жанров. Большинство из них проводит­ся на заказ, чтобы помочь фирмам на рынке или кандидатам в политичес­кие структуры. Многие опросы организуются специально для воздействия на общественное мнение.

Большое количество опросов объясняется тем, что их проводят самые раз­нообразные фирмы и организации (прежде всего гиганты опросной индуст­рии - всемирно известные службы Гэллапа, Роупера и Харриса). Кроме того, опросами занимаются сами средства массовой информации, в том числе из­вестные и уважаемые объединения печатных и электронных СМИ. Опросы высокого качества проводятся также менее известными, но солидными реги­ональными и местными опросными фирмами и научными организациями. В числе последних наиболее известны Институт социальных исследований при Мичиганском университете и Национальный центр по изучению обществен­ного мнения при Чикагском университете. Огромное количество опросог проводится федеральным правительством и по его заказам. Лишь небольшая часть полученных данных просачивается в СМИ, большинство из них навсегда остается в корпоративных архивах.



Похожие публикации