Асы - подводники. Великая Отечественная Война. Асы Второй мировой войны. Самый известный ас Второй мировой войны Командиры немецких подводных лодок список

«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха Громов Алекс

Приложение II Прославленные немецкие офицеры-подводники Второй мировой войны

Приложение II

Прославленные немецкие офицеры-подводники Второй мировой войны

Отто Кречмер окончил школу в Эксетере (Англия). 9 октября 1930 г. поступил на флот кадетом. 1 октября 1934 г. получил чин лейтенанта. Служил на учебном корабле «Ниоба» и легком крейсере «Эмден». В январе 1936 г. переведен в подводный флот. С ноября 1936 г. служил вахтенным офицером на U-35. В связи с гибелью командира в автокатастрофе с 31 июля 1937 г. Кречмер стал командиром U-35 и в этом качестве совершил плавание к берегам Испании (для поддержки войск Франко). 15 августа 1937 г. был назначен новый командир, и Кречмер еще полтора месяца, до 30 сентября, продолжал выполнять свои обязанности вахтенного офицера. 1 октября 1937 г. получил в командование лодку U-23, на которой совершил 8 походов.

12 января 1940 г. торпедировал танкер «Денмарк» (10 517 т), месяцем позже потопил эсминец «Даринг». 18 апреля 1940 г. назначен командиром подлодки U-99. В ночь на 4 ноября 1940 г. U-99 под командованием Кречмера потопила английские вспомогательные крейсера «Патроклус» (11 314 т), «Лаурентик» (18 724 т) и «Форфар» (16 402 т). 17 марта 1941 г. U-99 была обнаружена британским эсминцем «Уокер» и забросана глубинными бомбами. Когда лодка всплыла, эсминцы расстреляли ее, после чего Кречмер отдал приказ о затоплении лодки. Экипаж был взят в плен. Кречмер до конца войны находился в лагере для военнопленных Боуменвиль. 26 декабря 1941 г. Отто Кречмер был награждён Рыцарским крестом Железного креста с Дубовыми листьями и Мечами. Награду ему передал комендант лагеря.

В 1955 г. Отто Кречмер поступил на службу в бундесмарине. С 1958 г. командующий амфибийными войсками ФРГ. В 1970 г. Кречмер вышел на пенсию в чине адмирала флотилии. Отто Кречмер умер 5 августа 1998 г. в баварском госпитале, куда попал после автокатастрофы.

Вольфганг Лют родился 15 октября 1913 г. в Риге. В апреле 1933 г. вступил в Кригсмарине. 30 декабря 1939 г. назначен командиром подлодки U-9. 27 января 1940 г. - командиром подлодки U-138, 21 октября 1940 г. - командиром подлодки U-43.

24 октября 1940 г. лейтенант-цур-зее Лют получил Рыцарский крест за то, что за 27 дней потопил 49 000 т. 9 мая 1942 г. назначен командиром подлодки U-181. К ноябрю 1943 г. он потопил 43 корабля (225 712 т) и 1 подлодку союзников, став вторым по результативности подводным асом Второй мировой войны, уступив только Отто Кречмеру. За свои успехи Вольфганг Лют стал первым из двух подводников, награжденных Рыцарским крестом Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами (второй награжденный - Альбрехт Бранди). В январе 1944 г. Лют назначен командующим учебной 22-й флотилией подводных лодок Кригсмарине. 1 августа 1944 г. ему присвоили звание капитан-цур-зее и назначили начальником военно-морского училища в Мюрвике, близ Фленсбурга, ставшего впоследствии резиденцией правительства Дёница.

Вольфганг Лют был застрелен немецким часовым 13 мая 1945 г., через 5 дней после окончания войны, но до того, как было арестовано правительство Дёница. Часовой был оправдан, поскольку Лют не ответил на троекратный вопрос «Стой, кто идет».

Он был похоронен во Фленсбурге со всеми воинскими почестями. Это были последние торжественные похороны в истории Третьего рейха.

Эрих Топп родился 2 июля 1914 г. в Ганновере (Нижняя Саксония) в семье инженера Йоханнеса Топпа. 8 апреля 1934 г. он вступил в рейхсмарине и 1 апреля 1937 г. был произведен в лейтенанты-цур-зее. С 18 апреля по 4 октября 1937 г. был адъютантом на борту легкого крейсера «Карлсруэ», который в июне 1937 г. во время испанской гражданской войны патрулировал испанское побережье.

Еще до начала Второй мировой войны Карл Дёниц убедил молодого офицера вступить в подводные силы Кригсмарине. В июне 1940 г. Топп получил командование над подводной лодкой U-57 типа II-C, на которой он в двух походах потопил 6 судов. При возвращении из боевого похода под Брунсбюттелем случилась авария. Норвежский сухогруз «Rona» врезался в освещенную в ночное время подводную лодку, и она затонула в течение нескольких секунд. Шесть моряков погибло.

В декабре 1940 г. Топп был назначен командиром подводной лодки U-552, принадлежащей к типу VII-C. На ней он совершил десять походов, в которых потопил 28 торговых судов и еще 4 повредил. 31 октября 1941 г. его лодка потопила американский эсминец «Рубен Джеймс», ставший первым потопленным американским кораблем во Второй мировой войне. В октябре 1942 г. Топп стал начальником 27-й подводной флотилии в Готенхафене. До конца войны он был командиром U-2513, «электролодки» класса XXI.

Всего Эрих Топп потопил 34 судна (около 200 000 брт), 1 эсминец и 1 военное вспомогательное судно. Таким образом, он стал третьим по результативности подводником Второй мировой войны, уступив Отто Кречмеру и Вольфгангу Люту.

С 20 мая по 17 августа 1945 г. Топп был военнопленным в Норвегии. 4 июня 1946 г. он начал обучаться архитектуре в Техническом университете Ганновера и закончил его в 1950 г., получив диплом с отличием.

3 марта 1958 г. он вновь вступил в военно-морские силы Германии. С 16 августа 1958 г. Топп служил офицером штаба в военном комитете НАТО в Вашингтоне. 1 ноября 1959 г. его произвели в капитаны-цур-зее, с 1 января 1962 г. он служил командующим десантных сил и одновременно, в течение одного месяца, был и. о. командующего подводных лодок. 1 октября 1963 г. он был назначен начальником штаба в командовании флотом, с 1 июля 1965 г. служил начальником подотдела в министерстве обороны ФРГ. После получения звания флотиллен-адмирала 15 ноября 1965 г. он стал заместителем инспектора ВМС. 21 декабря 1966 г. был произведен в контр-адмиралы. За его заслуги в восстановлении военно-морских сил и их интеграции в структуры НАТО он 19 сентября 1969 г. был награжден крестом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». 31 декабря 1969 г. ушел на пенсию. После ухода из бундесмарине Топп несколько лет работал консультантом, в том числе на верфи «Howaldtswerke-Deutsche Werft». Эрих Топп умер 26 декабря 2005 г. в возрасте 91 года.

Виктор Эрн родился на Кавказе в Кедабеке в семье немецкого колониста 21 октября 1907 г. В 1921 г. семья Эрна бежала в Германию.

1 октября 1927 г. поступил на флот кадетом. 1 октября 1929 г. произведен в лейтенанты. Служил на легких крейсерах «Кёнигсберг» и «Карлсруэ». В июле 1935 г. одним из первых морских офицеров переведен в подводный флот.

С 18 января 1936 г. по 4 октября 1937 г. командовал подлодкой U-14, в июле-сентябре 1936 г. участвовал в военных действиях у берегов Испании. В 1939 г. окончил Военно-морскую академию и в августе 1939 г. зачислен в штаб Карла Дёница.

6 мая 1940 г. назначен командиром подлодки U-37, на которой совершил 4 похода (проведя в море в общей сложности 81 сутки).

В первом же походе в норвежские воды Эрн потопил 10 судов общим водоизмещением 41 207 брт и повредил 1 судно. Во втором походе Эрн записал на свой счет 7 судов (водоизмещением 28 439 брт), в третьем - еще 6 судов (28 210 брт). Всего за достаточно короткий период Эрн потопил 24 судна общим водоизмещением 104 842 брт и повредил 1 судно водоизмещением 9494 брт.

21 октября 1940 г. награжден Рыцарским крестом Железного креста, а 26 октября вновь переведен 1-м офицером Адмирал-штаба в штаб командующего подводным флотом.

В ноябре 1941 г. он направлен на Средиземное море для осуществления координации деятельности подводных лодок, а в феврале 1942 г. назначен 1-м офицером Адмирал-штаба в штабе командующего подлодками на Средиземноморье.

В июле 1942 г. во время командировки в Северную Африку Эрн был тяжело ранен и взят в плен британскими войсками. После выздоровления помещен в лагерь для военнопленных в Египте, а в октябре 1943 г. был обменен на британских пленных и через Порт-Саид, Барселону и Марсель вернулся в Германию.

С 1943 г. 1-й офицер Адмирал-штаба в Оперативном отделе OKM. В мае 1945 г. интернирован британскими войсками. После освобождения работал в компании «Сименс», занимал высокие посты в Бонне. Умер 26 декабря 1997 г.

Ганс-Гюнтер Ланге родился 28 сентября 1916 г. в Ганновере. 1 сентября 1937 г. поступил на флот кадетом. 1 августа 1939 г. произведен в лейтенанты. Служил на миноносце «Ягуар».

1 сентября 1941 г. переведен в подводный флот. В качестве 1-го вахтенного офицера совершил поход в Средиземное море на подлодке U-431.

В июле 1942 г. переведен в 24-ю флотилию подводных лодок. 26 сентября 1942 г. назначен командиром подлодки U-711, на которой совершил 12 походов (проведя в море в общей сложности 304 суток). Основной зоной действий U-711 были воды Арктики, где Ланге действовал против союзнических конвоев. Осенью 1943 г. действовал в составе группы подлодок «Викинг», в марте - апреле 1944 г. - группы «Блитц», в апреле - мае 1944 г. - группы «Киль».

Трижды Ланге нападал на небольшие советские радиостанции, расположенные на островках Баренцева моря (Правды, Благополучия, Стерлигова). 23 августа 1944 г. Ланге атаковал советский линкор «Архангельск» (бывший английский «Ройял Соверен», временно переданный СССР) и советский эсминец «Зоркий», а через 3 дня был награжден Рыцарским крестом Железного креста.

21 сентября 1944 г. в составе группы «Гриф» принял участие в нападении на советский конвой VD-1 (4 транспорта, 5 тральщиков, 2 эсминца).

В марте - апреле 1945 г. участвовал в нападении на конвои JW-65 и JW-66.

4 мая 1945 г. лодка Ланге была потоплена у берегов Норвегии британской авиацией; 40 человек погибло, 12 человек, в том числе Ланге, были взяты в плен. В августе 1945 г. освобожден. В октябре 1957 г. поступил в ВМС ФРГ. Принимал участие в разработке новых видов подлодок, командовал 1-й подводной эскадрой.

С января 1964 г. - командующий подводным флотом, а затем занимал высокие штабные должности. В 1972 г. вышел в отставку.

Вернер Винтер родился 26 марта 1912 г. в Гамбурге. 9 октября 1930 г. поступил на флот кадетом. 1 октября 1934 г. произведен в лейтенанты. Служил на линейном корабле «Силезия» и легком крейсере «Эмден». В июле 1935 г. переведен в подводный флот.

С 1 октября 1937 г. по 3 октября 1939 г. командовал подлодкой U-22, на которой в самом начале войны совершил 2 похода (22 суток).

В ноябре 1939 г. переведен в штаб командующего подводными силами.

13 августа 1941 г. назначен командиром подлодки U-103, на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 188 суток).

Всего за время военных действий Винтер потопил 15 судов общим водоизмещением 79 302 брт. С июля 1942 г. - командир 1-ой флотилии подводных лодок в Бресте (Франция). В августе 1944 г. сдался в плен войскам западных союзников, захватившим Брест. В ноябре 1947 г. освобожден. Некоторое время служил в ВМС ФРГ. В марте 1970 г. вышел в отставку в звании капитана-цур-зее. Умер 9 сентября 1972 г.

Генрих Леманн-Вилленброк знаменит как командир U-96, изображенной в романе «Das Boot» и одноименном фильме.

Генрих Леманн-Вилленброк родился в Бремене 11 декабря 1911 г. В 1931 г. в звании морского кадета вошел в состав рейхсмарине, где проходил службу на легком крейсере «Карлсруэ» и учебном паруснике «Хорст Вессель», пока в апреле 1939 г. не был переведен во флотилию подводных лодок. После службы вахтенным офицером на «каноэ» U-8 типа II-B получил звание капитан-лейтенанта и в декабре 1939 г. вступил в должность командира такой же малой U-5 типа II-A.

Первый поход, продлившийся 15 суток и закончившийся безрезультатно, Леманн-Вилленброк совершил во время операции «Хартмут» по вторжению германских войск в Норвегию. После возвращения из похода он получил под свое командование только что построенную среднюю лодку U-96 типа VII-C. После трехмесячной подготовки и обучения экипажа лодка U-96 под командованием Генриха Леманна-Вилленброка начала совершать боевые походы в Атлантику. Только за первые три похода были потоплены суда суммарным водоизмещением 125 580 брт. В марте 1942 г. Леманн-Вилленброк покинул U-96 и принял командование 9-й флотилией Кригсмарине, базировавшейся в Бресте. В марте 1943 г. получил звание корветтен-капитана. В сентябре 1944 г. принял командование U-256 и перевел ее в Берген. 1 декабря 1944 г. получил звание фрегаттен-капитана, тогда же, в декабре, принял командование над базировавшейся в Бергене 11-й флотилией подводных лодок Кригсмарине и пробыл на этом посту до окончания войны. После года, проведенного в лагере для военнопленных, Леманн-Вилленброк с мая 1946 г. занимался разделкой на металл затопленных в Рейне кораблей. В 1948 г. вместе с тремя товарищами построил парусник «Магеллан», после чего они вчетвером пересекли Атлантику и достигли Буэнос-Айреса, где приняли участие в регате.

Леманн-Вилленброк ходил капитаном на торговых судах. В марте 1959 г., в должности капитана транспорта «Инга Бастиан», Леманн-Вилленброк со своим экипажем спас 57 моряков с горящего бразильского судна «Комманданте Лира». В 1969 г. он стал капитаном единственного германского атомного корабля - исследовательского судна «Отто Ган» - и пробыл в этой должности более десяти лет.

За выдающуюся послевоенную службу он был в 1974 г. награжден Федеральным Крестом Почета на ленте. Долгие годы Леманн-Вилленброк был главой Общества подводников Бремена, его имя общество носит до сих пор.

В 1981 г. Вилленброк выступил в роли советника при съемках фильма «Das Boot» о походе своей U-96. Впоследствии вернулся в родной Бремен, где и умер 18 апреля 1986 г. в возрасте 74 лет.

Вернер Хартенштайн родился 24 февраля 1908 г., в Плауэне. 1 апреля 1928 г. вступил в рейхсмарине. После обучения на разных кораблях, в том числе «Ниобе» и легком крейсере «Эмден», служил на легком крейсере «Карлсруэ», с сентября 1939 г. по март 1941 г. командовал торпедным катером «Ягуар». В апреле 1941 г. вступил в подводные силы и в сентябре получил в командование U-156. С января 1942 г. по январь 1943 г. выполнил пять боевых походов и потопил около 114 000 брт тоннажа противника.

12 сентября 1942 г. у берегов Западной Африки атаковал британский транспорт «Лакония» (19 695 брт). На судне находилось более 2741 человек, среди них 1809 итальянских военнопленных. После потопления корабля началась спасательная операция, в которой принимала участие также U-507, которая находилась поблизости. Лодка Хартенштайна взяла на буксир несколько спасательных шлюпок и приняла много потерпевших на борт. Несмотря на хорошо видные флаги с Красным крестом лодка подверглась бомбардировке американских самолетов и была сильно повреждена. Несколько спасенных при этом погибло.

Эта бомбовая атака привела к тому, что Карл Дёниц 17 сентября 1942 г. издал так называемый «приказ Лакония», которым немецким военным кораблям запрещалось предпринимать любые действия по спасению людей с потопленных судов.

В середине января 1943 г. Хартенштайн отправился в последний боевой поход. 8 марта 1943 г. восточнее Барбадоса его лодка со всем экипажем была потоплена американским гидросамолетом «Каталина».

Хорст фон Шрётер родился 10 июня 1919 г. в Биберштейне (Саксония). 28 июня 1938 г. поступил на флот кадетом. 1 мая 1940 г. произведен в лейтенанты. Служил на линейном корабле «Шарнхорст», на котором участвовал в военных действиях в первые месяцы войны.

В мае 1940 г. переведен в подводный флот. В качестве 1-го вахтенного офицера совершил 6 походов на подлодке U-123, которой командовал Рейнхард Хардеген. 1 августа 1942 г. назначен командиром подлодки U-123, на которой совершил 4 похода (проведя в море в общей сложности 343 суток).

1 июня 1944 г. награжден Рыцарским крестом Железного креста, а 17 июня сдал подлодку. 31 августа 1944 г. получил в командование подлодку U-2506 (дислоцированную в Бергене, Норвегия), но участия в военных действиях уже не принимал.

Всего за время военных действий Шрётер потопил 7 судов общим водоизмещением 32 240 брт и повредил 1 судно водоизмещением 7068 брт.

В 1956 г. поступил в ВМС ФРГ, в 1976–1979 гг. - командующий ВМС НАТО на Балтике. В 1979 г. вышел в отставку в звании вице-адмирала (это было высшее звание, какое мог получить подводник в ВМС ФРГ). Умер 25 июля 2006 г.

Карл Флейге родился 5 сентября 1905 г. В октябре 1924 г. поступил на службу в ВМФ матросом. Служил на миноносцах, крейсерах и учебном корабле «Горх Фок».

В октябре 1937 г. переведен в подводный флот и в мае 1938 г. назначен на U-20, которой командовал Карл-Гейнц Мёле. После того как Мёле получил в июне 1940 г. U-123, он взял с собой Флейге.

В августе 1941 г. Флейге переведен в береговые части 5-й флотилии в Киле (командиром флотилии стал все тот же Мёле). 1 апреля 1942 г. произведен в лейтенанты.

3 декабря 1942 г. назначен командиром подлодки U-18 (тип II-B) в Черном море, на которой совершил 7 походов (проведя в море в общей сложности 206 суток).

Особый успех принесли Флейге военные действия против советских конвоев в Черном море.

18 июля 1944 г. награжден Рыцарским крестом Железного креста. В августе 1944 г. сдал командование и в декабре назначен инструктором 24-й флотилии и 1-й учебной подводной дивизии.

Всего за время военных действий Флейге потопил 1 судно и повредил 2 судна водоизмещением 7801 брт.

В приложении II использованы материалы из книги Митчем С., Мюллер Дж. «Командиры Третьего рейха», сайтов: www.uboat.net, www.hrono.ru, www.u-35.com.

Первый год второй мировой войны Пусть розовеют на каштанах почки И вновь весною бредит каждый куст, Мы не напишем для весны ни строчки, Весь дальний мир так напряжен и пуст. Еще спокойно дремлют, полустанки И теплый ветер шепчет о весне, А где-то с ревом выползаютГЕРМАНСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПОДЛОДОК ТИПА XXI И XXIII)U-AЗаложена 10 февраля 1937 года, «Германиаверфт», Киль.Спущена на воду 20 сентября 1939 года, первый командир - капитан-лейтенант Ханс Кохауш. 9 боевых походов. 7 потопленных судов (40 706 брт). 1

Фон Дёниц Карл Немецкие подводные лодки во второй мировой войне Сокращенный перевод с немецкого под общей редакцией и с предисловием адмирала Алафузова В.А. В переводе принимали участие: Белоус В.Н., Искрицкая Л.И., Кризенталь И.Ф., Неподаев Ю.А., Пономарев А.П., Розенфельд

СССР и Финляндия накануне Второй Мировой войны В мои задачи не входит подробное описание событий советско-финской войны, к чему я не имел непосредственного отношения, однако был один личный момент, который заставлял меня с особым вниманием следить за всем, что на рубеже

В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939–1945 гг.) Начало Второй мировой войны 3 сентября 1939 года Укрепление национальной безопасности 26 мая 1940 года О военной угрозе США и помощи странам – жертвам агрессии 29 декабря 1940 года Объявление чрезвычайного положения 27 мая 1941 года Об отпоре

Начало Второй мировой войны Вторжение гитлеровских войск в Польшу привело к началу мировой войны. Великобритания с ее доминионами и Франция объявили войну Германии.Как быть Соединенным Штатам? Англия и Франция нуждаются в военной и материальной помощи.В «Беседе»

7. Финал второй мировой войны: разгром Японии После завершения войны в Европе оставался единственный очаг агрессии и войны – Япония. Сталин в своей военно-политической стратегии исходил из того, что Советский Союз должен выполнить неукоснительно свои обязательства,

Начало второй мировой войны перенесено на неделю 1 сентября 1939 года военным нападением на Польшу была начата большая война. В течение недели между 26 августа и 1 сентября английское и французское правительства предприняли попытку добиться какого-то решения на основе

Начало страшной второй мировой войны Объявления войны не было. Вопреки правде, Гитлер без зазрения совести утверждал, что первыми открыли огонь поляки, а он, Гитлер, лишь ответил на него. Чтобы этому поверили, по его приказу инсценировали пресловутое «нападение на

В этой статье вы узнаете:

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине — ВМФ Третьего Рейха.

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Строительство

На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота. Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» — уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам — это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям — устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Победы

За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин — U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.

Точкой отсчета в истории подводного флота Германии стал 1850 год, когда созданная по проекту инженера Вильгельма Бауэра двухместная субмарина «Брандтаухер» была спущена на воду в гавани Киля, которая при попытке погружения тут же утонула.

Следующим знаковым событием стал спуск на воду подводной лодки U-1 (U-boat) в декабре 1906 года, которая стала родоначальницей целого семейства субмарин, на чью долю выпало лихолетье Первой мировой войны. Всего до конца войны германский флот получил более 340 лодок. В связи с поражением Германии 138 субмарин так и остались недостроенными.

По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось строить субмарины. Все изменилось в 1935 году после установления нацистского режима и с подписанием Англо-германского морского соглашения, в котором подводные лодки… признавались устаревшим оружием, что снимало все запреты на их производство. В июне Гитлер назначил Карла Деница командующим всеми подводными лодками будущего Третьего Рейха.

Гросс-адмирал и его «волчьи стаи»

Гросс-адмирал Карл Дениц – фигура выдающаяся. Свою карьеру он начал в 1910 году, поступив в военно-морское училище в Киле. Позже, в годы Первой мировой войны он показал себя отважным офицером. С января 1917 года и до разгрома Третьего Рейха его жизнь была связана с подводным флотом Германии. Ему принадлежит главная заслуга в разработке концепции подводной войны, которая сводилась к действию устойчивыми группами субмарин, получившими название «волчьи стаи».

Основные объекты «охоты» «волчьих стай» — транспортные суда противника, обеспечивающие снабжение войск. Основной принцип – топить судов больше, чем противник может построить. Очень скоро такая тактика стала приносить свои плоды. Уже к концу сентября 1939 года союзники потеряли десятки транспортов общим водоизмещением около 180 тыс. тонн, а в середине октября лодка U-47, незаметно проскользнув в базу Скапа Флоу, отправила на дно линкор «Ройал Оук». Особенно доставалось англо-американским конвоям. «Волчьи стаи» свирепствовали на огромном театре от Северной Атлантики и Арктики до Южной Африки и Мексиканского залива.

На чем воевали Kriegsmarine

Основу Kriegsmarine — подводного флота Третьего Рейха — составляли субмарины нескольких серий – 1, 2, 7, 9, 14, 17, 21 и 23-й. При этом особо стоит выделить лодки 7-й серии, отличавшиеся надежностью конструкции, хорошим техническим оснащением, вооружением, что позволяло им особо успешно действовать в Центральной и Северной Атлантике. На них был впервые установлен шноркель – воздухозаборное устройство, позволяющее лодке подзаряжать аккумуляторы, находясь в подводном положении.

Асы Kriegsmarine

Немецким подводникам были свойственны храбрость и высокий профессионализм, поэтому каждая победа над ними доставалась дорогой ценой. Среди асов-подводников Третьего Рейха самыми известными были капитаны Отто Кречмер, Вольфганг Лют (каждый по 47 потопленных кораблей) и Эрих Топп – 36.

Смертельный поединок

Огромные потери союзников на море резко активизировали поиск эффективных средств борьбы с «волчьими стаями». Вскоре в небе появились патрульные противолодочные самолеты, оснащенные радарами, были созданы средства радиоперехвата, обнаружения и уничтожения подводных лодок – радары, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиационные торпеды и многое другое. Совершенствовалась тактика, улучшилось взаимодействие.

Разгром

Kriegsmarine ждала та же судьба, что и Третий Рейх – полный, сокрушительный разгром. Из 1153 субмарин, построенных за годы войны, было потоплено около 770. Вместе с ними пошли ко дну около 30000 подводников или почти 80 % всего личного состава подводного флота.

Фав

Немецкий подводный ас, участник битвы за Атлантику - Рейнхард Хардеген вошёл в историю не только благодаря морским победам. Однажды на торжественном обеде он раскритиковал не кого-нибудь, а лично фюрера…

Подводный ас Хардеген

Весной 1942 года командира подлодки U 123 Рейнхарда Хардегена(и подводного аса Эриха Топпа) вызвали в ставку фюрера для награждения. Командующий подводным флотом Карл Дёниц представил подводника, кавалера Рыцарского Креста(высший орден Третьего рейха), к Дубовым Листьям.

После окончания церемонии Гитлер пригласил офицеров на обед. За трапезой фюрер начал свой монолог о делах на фронте и политике.

Внезапно Хардеген его прервал. Подводный ас начал поучать вождя стратегии морской войны. Более того, он подверг критике его взгляды на подлодки и морскую авиацию, чем сильно испортил Гитлеру настроение.

Как же случилось, что приглашённый Дёницем посмел критиковать аж целого вождя Рейха, и как Хардеген дослужился до столь высокой награды?

(фото: Petra Stubbe)

Кстати, отчаянный подводник жив до сих пор. 18 марта 2018 года ему исполняется 105 лет. На данный момент Хардеген остаётся единственным из живущих подводных асов Третьего рейха и является старейшим из командиров подлодок на планете.

Мореход из Бремена

Рейнхард Хардеген родился в Бремене. С детства мечтал связать свою жизнь с флотом. Благодаря другу семьи - отставному капитану дальнего плавания - юноша ещё больше укрепился в своём желании. Старый моряк разъяснил Хардегену, что флоту нужны образованные офицеры, и парень засел за учебники.

1 апреля 1933 года Рейнхард подал заявление на флот, желая стать кадетом. Его зачислили в 33-й флотский экипаж. Обучение продлилось три с половиной года. За это время курсанты совершили кругосветное плавание на крейсере« Карлсруэ», отучились в военно-морском училище Мюрвика и выбрали воинскую специальность. Хардеген решил связать свою судьбу с авиацией и стал морским лётчиком.

Из лётчиков в подводники

После лётной школы Хардегена должны были отправить служить в одну из эскадрилий кригсмарине, но вмешался случай.

19 сентября 1936 года на аэродроме Киля произошла авиакатастрофа, будущий подводный ас серьёзно пострадал. С тяжёлым переломом ноги(которая теперь стала короче другой) и травмами внутренних органов он полгода пролежал в госпитале. С этого момента у будущего аса и начались систематические проблемы со здоровьем.

Звание лейтенанта цур зее пилот получил, находясь на больничной койке.

Выйдя из госпиталя, Хардеген продолжил служить в морской авиации в одной из эскадрилий ПЛО(противолодочной обороны). Однако в ноябре 1939 года, когда авиацию кригсмарине передали в ведение люфтваффе, его перевели на подлодки.

Хардеген(справа) на борту U 124

Школа подводного плавания, различные курсы подготовки - и в августе 1940-го вчерашний морской лётчик стал вахтенным офицером на подлодке U 124. На ней он совершил два похода в Атлантику, а в декабре того же года принял командование субмариной U 149(небольшая лодка типа IID).

На этом корабле будущий ас открыл счёт, потопив своё первое судно - норвежский пароход« Аугвальд».

« Айнц, цвай, драй»

А что же здоровье? Пока Хардеген учился на разных курсах и ходил в походы, никто из его начальства не подозревал, что он не годен для службы на подлодках. Документы из госпиталя с его медицинским освидетельствованием высылались по месту службы с опозданием.

Они попали к заместителю Дёница, капитану цур зее(звание аналогичное капитану 1 ранга ВМФ СССР/РФ - прим. Warhead ) фон Фридебургу, когда тот хотел перевести подводника с U 149 на U 123 - большую лодку типа IXB. Хардеген заново прошёл медкомиссию, которая сделала неутешительный вывод: годен для службы только на надводных кораблях. Однако это не остановило Рейнхарда. Он уговорил фон Фридебурга, и тот всё-таки утвердил его назначение на U 123.

19 мая 1941 года Хардеген прибыл на базу во французском порту Лориан. Там его ждала U 123 по прозвищу« Айнц, цвай, драй». На этой субмарине подводник воевал до окончания фронтовой службы.

« Удар в литавры»

После объявления США войны штаб немецких подводных сил разработал операцию« Удар в литавры». Её цель - уничтожить судоходство в американских водах. Для« удара» Карл Дёниц отрядил группу субмарин, включая и U 123.

Субмарины« ударили в литавры» 12 января 1942 года. В течение нескольких недель они безнаказанно топили суда от Нью-Йорка до Флориды. Хардеген показал лучший результат.

Он доложил о потоплении десять судов на 65635 тонн. За эти заслуги офицера наградили Рыцарским крестом.

Теперь Дёниц отправлял свои лодки к побережью США в большем количестве. Хардегену пришлось побывать там ещё раз, хотя командующий подводными силами опять хотел снять его с лодки по состоянию здоровья.

Операции подводных сил Рейха у берегов США - один из самых драматических периодов битвы за Атлантику. Но, к счастью, кригсмарине не смогли ни добиться сокращения транспортного тоннажа, которым располагали союзники, ни серьёзно помешать движению конвоев. Американские заводы и верфи работали всё более интенсивно, и через Атлантику шёл всё более мощный поток грузов, распределявшихся между Британией и СССР.

В марте 1942 U 123 едва не потопили. Хардеген снова отличился, но теперь обстановка серьёзно усложнилась - США постепенно выстраивали береговую оборону. Сначала его субмарине пришлось выдержать бой с судном-ловушкой, и она чудом вышла победительницей. А в конце плавания U 123 чуть было не погибла под глубинными бомбами эсминца« Далгрен» ВМС США. Корабль бомбил лодку, когда та лежала на глубине всего 22 метра.

Хардегену сильно повезло: U 123 отделалась повреждениями и сумела доковылять до базы. За время похода подводник записал на свой боевой счёт ещё девять судов на 69 405 тонн.

Всего же по подсчётам Дёница подводный ас потопил судов на 170 000 тонн(в реальности Хардеген потопил 21 судно на 112 447 тонн).

Командующий подводным флотом представил офицера к Дубовым Листьям. Гитлер инициативу одобрил и пригласил аса в ставку. Где тот и разразился критической речью.

В море Хардеген больше не вышел. По состоянию здоровья Дёниц перевёл его на береговую должность.

Определённо, этим решением командующий германским подплавом и будущий главком кригсмарине спас Хардегену жизнь. Размах противолодочных операций союзников начиная с осени 1942 года почти не оставлял шансов выжить даже асам-подводникам - свою бомбу рано или поздно получали все.

Подводный ас продолжил службу в учебных флотилиях, преподавал в Мюрвике торпедное дело. В конце войны командовал батальоном во 2-й дивизии морской пехоты кригсмарине и был взят в плен англичанами в мае 1945 года. В плену он провёл полтора года и был отпущен в ноябре 1946« без претензий» - военных преступлений, в отличие от многих своих коллег, Хардеген не совершал.

Вернувшись к семье, подводник попытался найти себя в мирной жизни. Стал заниматься бизнесом - и создал успешную компанию по торговле нефтью. Затем стал депутатом парламента Бремена, куда он избирался на протяжении 32 лет. И в итоге, несмотря на слабое здоровье, Хардеген пережил своих коллег‑подводников.

Английский адмирал сэр Эндрю Каннингхэм говорил: «Флоту нужно три года, чтобы построить корабль. Потребуется триста лет, чтобы создать традицию». Немецкий флот, противник англичан на море в годы обеих мировых войн, был очень молод и не имел такого количества времени, однако немецкие моряки старались создавать свои традиции в ускоренном варианте - например, используя преемственность поколений. Ярким примером подобной династии является семья генерал-адмирала Отто Шульце.

Отто Шульце (Otto Schultze) родился 11 мая 1884 года в Ольденбурге (Нижняя Саксония). Его карьера на флоте началась в 1900 году, когда в возрасте 16 лет Шульце был зачислен в списки кайзерлихмарине кадетом. Завершив обучение и пройдя практику, Шульце в сентябре 1903 года получил чин лейтенанта цур зее – в это время он служил на броненосном крейсере «Принц Генрих» (SMS Prinz Heinrich). Первую мировую войну Шульце встретил уже на борту дредноута «Кёниг» (SMS König) в звании капитан-лейтенанта. В мае 1915 года, соблазнившись перспективой службы на подводных лодках, Шульце перевёлся с линейного флота на подплав, прошёл курсы в школе подводников в Киле и получил под своё командование учебную субмарину U 4. Уже в конце того же года он был назначен командиром на строящуюся океанскую лодку U 63, которая вступила в строй немецкого флота 11 марта 1916 года.

Отто Шульце (1884–1966) и его средний сын Хайнц-Отто Шульце (1915–1943) - видно, что, кроме любви к морю, отец передал сыновьям и характерную внешность. Прозвище отца «Нос» досталось по наследству старшему сыну Вольфгангу Шульце

Решение стать подводником стало для Шульце судьбоносным, так как служба на подлодках дала ему куда больше в плане карьеры и известности, чем он мог бы достичь на надводных кораблях. За время командования U 63 (11.03.1916 – 27.08.1917 и 15.10.1917 – 24.12.1917) Шульце добился впечатляющих успехов, потопив британский крейсер «Фалмут» (HMS Falmouth) и 53 судна суммарным тоннажем 132 567 тонн, и заслуженно украсил свой мундир самой престижной наградой Германии – прусским орденом «За заслуги» (Pour le Mérite).

Среди побед Шульце значится потопление экс-лайнера «Трансильвания» (Transylvania, 14348 тонн), который использовался британским Адмиралтейством во время войны как войсковой транспорт. Утром 4 мая 1917 года «Трансильвания», совершавшая переход из Марселя в Александрию в охранении двух японских эсминцев, была торпедирована U 63. Первая торпеда попала в середину судна, а спустя десять минут Шульце добил его второй торпедой. Потопление лайнера сопровождалось большим количеством жертв – «Трансильвания» была переполнена людьми. В тот день на её борту, помимо экипажа, находилось 2860 солдат, 200 офицеров и 60 человек медицинского персонала. На следующий день итальянский берег усеяли тела погибших – торпеды U 63 стали причиной смерти 412 человек.


Британский крейсер «Фалмут» был потоплен лодкой U 63 под командованием Отто Шульце 20 августа 1916 года. Перед этим корабль был повреждён другой немецкой лодкой U 66 и был взят на буксир. Этим объясняется небольшое количество жертв при потоплении - погибло всего 11 моряков

Покинув мостик U 63, Шульце до мая 1918 года возглавлял 1-ю флотилию лодок, базировавшуюся на Пола (Австро-Венгрия), совмещая эту должность со службой в штабе командующего всеми подводными силами на Средиземноморье. Конец войны подводный ас встретил в чине корветтен-капитана, став кавалером многих наград Германии, Австро-Венгрии и Турции.

В период между войнами он занимал различные штабные и командные должности, продолжая двигаться вверх по карьерной лестнице: в апреле 1925 года – фрегаттен-капитан, в январе 1928 года – капитан цур зее, в апреле 1931 года – контр-адмирал. На момент прихода Гитлера к власти Шульце был командующим Военно-морской станции Северного моря. Приход нацистов никак не отразился на его карьере – в октябре 1934 года Шульце стал вице-адмиралом, а спустя два года получил чин полного адмирала флота. В октябре 1937 года Шульце вышел в отставку, но с началом Второй мировой войны вновь вернулся на флот, и уже окончательно оставил службу 30 сентября 1942 года в звании генерал-адмирала. Войну ветеран благополучно пережил и скончался 22 января 1966 года в Гамбурге в возрасте 81 года.


Потопленный Отто Шульце океанский лайнер «Трансильвания» был новейшим судном, спущенным на воду в 1914 году

Подводный ас имел большую семью. В 1909 году он женился на Магде Рабен, в браке с которой родилось шестеро детей – три девочки и три мальчика. Из дочерей двухлетний возраст смогла преодолеть только младшая дочь Розмари, две её сестры скончались ещё в младенчестве. К сыновьям Шульце судьба была более благосклонна: Вольфганг, Хайнц-Отто и Рудольф, достигнув совершеннолетия, пошли по стопам отца, поступив на службу в ВМС и став подводниками. Вопреки русским сказкам, в которых традиционно «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак», способности сыновей адмирала Шульце распределились совсем по-другому.

Вольфганг Шульце

2 октября 1942 года американский противолодочный самолёт B-18 в 15 милях от побережья Французской Гвианы заметил в надводном положении подводную лодку. Первая же атака оказалось успешной, и лодка, которой оказалась U 512 (тип IXC), после взрыва сброшенных с самолёта бомб скрылась под водой, оставив на поверхности нефтяное пятно. Место, где субмарина легла на дно, оказалось неглубоким, что давало оставшимся в живых подводникам шанс на спасение – носовой глубиномер показывал 42 метра. Около 15 человек оказалось в носовом торпедном отсеке, который в таких ситуациях мог служить убежищем.


К началу Второй мировой войны основной американский бомбардировщик Дуглас B-18 «Боло» устарел и был вытеснен из бомбардировочных частей четырёхмоторным B-17. Однако для B-18 тоже нашлось занятие - более 100 машин оснастили поисковыми радарами и магнитно-аномальными детекторами и перевели на противолодочную службу. В этом качестве их служба была тоже недолгой, и потопленная U 512 стала одним из немногочисленных успехов «Боло».

Было принято решение выходить наружу через торпедные аппараты, но дыхательных аппаратов оказалось в два раза меньше, чем находившихся в отсеке людей. Кроме того, помещение стало заполняться хлором, который выделяли аккумуляторные батареи электрических торпед. В итоге на поверхность удалось подняться лишь одному подводнику – 24-летнему матросу Францу Махену (Franz Machen).

Экипаж кружившего над местом гибели лодки B-18 заметил спасшегося подводника и сбросил спасательный плот. Прежде чем его подобрал корабль ВМС США, Махен провёл на плоту десять суток. Во время своего «одиночного плавания» матрос подвергался нападению птиц, которые нанесли ему клювами существенные раны, но Махен дал отпор агрессорам, и два крылатых хищника были им пойманы. Разорвав тушки на части и высушив их на солнце, подводник питался птичьим мясом, несмотря на его противный вкус. 12 октября его обнаружил американский эсминец «Эллис». Впоследствии, находясь на допросе в отделе разведки флота США, Махен дал характеристику своему погибшему командиру.

«Согласно показаниям единственного спасшегося, команда подводного крейсера U 512 насчитывала 49 матросов и офицеров. Его командир капитан-лейтенант Вольфганг Шульце, сын адмирала и член семьи «Носа» Шульце, оставившей заметный след в германской военно-морской истории. Однако Вольфганг Шульце мало соответствовал своим знаменитым предкам. Он не пользовался любовью и уважением своего экипажа, который считал его самовлюблённым, несдержанным, некомпетентным человеком. Шульце пил запоем на борту и очень строго наказывал своих людей даже за самые незначительные нарушения дисциплины. Однако, помимо падения боевого духа у команды из-за постоянного и чрезмерного закручивания «гаек» командиром лодки, экипаж Шульце был недоволен его профессиональными навыками командира субмарины. Веря в то, что судьба уготовила ему стать вторым Прином, Шульце командовал лодкой с чрезвычайным безрассудством. Спасённый подводник заявил, что во время прохождения U 512 испытаний и учений Шульце был всегда склонен оставаться на поверхности во время учебных атак с воздуха, отражая нападения самолётов зенитным огнём, при этом он мог отдать приказ о погружении, не предупреждая своих артиллеристов, которые после ухода лодки под воду оставались в воде до тех пор пока Шульце не всплывал и не подбирал их».

Конечно, мнение одного человека может носить и слишком субъективный характер, но если Вольфганг Шульце (Wolfgang Schultze)соответствовал данной ему характеристике, то он очень сильно отличался от своего отца и брата Хайнца-Отто. Особо стоит отметить, что для Вольфганга это был первый боевой поход в качестве командира лодки, в котором он сумел потопить три судна суммарным тоннажем 20 619 тонн. Любопытно, что Вольфганг унаследовал прозвище своего отца, данное тому во время службы на флоте – «Нос» (нем. Nase). Происхождение прозвища становится очевидным при взгляде на фото – старый подводный ас имел большой и выразительный нос.

Хайнц-Отто Шульце

Если кем по-настоящему и мог гордиться отец семейства Шульце – так это своим средним сыном Хайнцем-Отто (Heinz-Otto Schultze). Тот пришёл на флот на четыре года позже старшего Вольфганга, но сумел добиться гораздо больших успехов, сравнимых с достижениями отца.

Одной из причин, почему так случилось, является история службы братьев до момента назначения командирами боевых субмарин. Вольфганг после получения звания лейтенанта в 1934 году служил на берегу и надводных кораблях – перед тем, как попасть на подплав в апреле 1940 года, он два года был офицером линейного крейсера «Гнейзенау» (Gneisenau). После восьми месяцев обучения и практики старший из братьев Шульце был назначен командиром на учебную лодку U 17, которой и командовал десять месяцев, после чего получил ту же должность на U 512. Исходя из того, что Вольфганг Шульце практически не обладал боевым опытом и презирал осторожность, его гибель в первом же походе вполне закономерна.


Хайнц-Отто Шульце вернулся из похода. Правее него командир флотилии и подводный ас Роберт-Рихард Цапп (Robert-Richard Zapp ), 1942 год

В отличие от своего старшего брата, Хайнц-Отто Шульце сознательно пошёл по стопам отца и, став лейтенантом флота в апреле 1937 года, сразу выбрал службу на подводных лодках. После окончания обучения в марте 1938 года он был назначен вахтенным офицером на лодку U 31 (тип VIIA), на которой и встретил начало Второй мировой войны. Лодкой командовал капитан-лейтенант Йоханнес Хабекост (Johannes Habekost), с которым Шульце совершил четыре боевых похода. В результате одного из них на минах, установленных U 31, подорвался и получил повреждения британский линкор «Нельсон» .

В январе 1940 года Хайнц-Отто Шульце был направлен на курсы командиров подлодок, после окончания которых командовал учебной U 4, затем стал первым командиром U 141, а в апреле 1941 года принял у верфи новенькую «семёрку» U 432 (тип VIIC). Получив под свою руку собственную лодку, Шульце в первом же походе показал прекрасный результат, потопив четыре судна на 10 778 тонн во время сражения группы лодок «Маркграф» с конвоем SC-42 9–14 сентября 1941 года. Командующий подводными силами Карл Дениц дал следующую характеристику действиям молодого командира U 432: «Командир добился успеха в своём первом походе, проявив настойчивость в атаке конвоя».

В дальнейшем Хайнц-Отто совершил ещё шесть боевых походов на U 432 и только один раз вернулся из моря без треугольных вымпелов на перископе, которыми немецкие подводники отмечали свои успехи. В июле 1942 года Дениц наградил Шульце Рыцарским крестом, посчитав, что он достиг отметки в 100 000 тонн. Это было не совсем верно: личный счёт командира U 432 составил 20 потопленных судов на 67 991 тонну, ещё два судна на 15 666 тонн были повреждены (по данным сайта http://uboat.net). Однако Хайц-Отто был на хорошем счету у командования, был смелым и решительным, при этом действовал расчётливо и хладнокровно, за что был прозван своими коллегами «Маска» (нем. Maske).


Последние мгновения U 849 под бомбами американского «Либерейтора» из морской эскадрильи VB-107

Определённо, при его награждении Деницем также был учтён и четвёртый поход U 432 в феврале 1942 года, которым Шульце подтвердил надежду командующего подводными силами, что лодки VII серии могут успешно действовать у восточного побережья США вместе с подводными крейсерами IX серии без дозаправки топливом. В том походе Шульце провёл в море 55 суток, потопив за это время пять судов на 25 107 тонн.

Однако, несмотря на явный талант подводника, второго сына адмирала Шульце постигла та же судьба, что и его старшего брата Вольфганга. Получив под командование новый подводный крейсер U 849 типа IXD2, Отто-Хайнц Шульце погиб вместе с лодкой в первом же походе. 25 ноября 1943 года точку в судьбе лодки и всего её экипажа у восточного побережья Африки своими бомбами поставил американский «Либерейтор».

Рудольф Шульце

Младший сын адмирала Шульце начал службу на флоте уже после начала войны, в декабре 1939 года, и о деталях его карьеры в кригсмарине известно не очень много. В феврале 1942 года Рудольф Шульце (Rudolf Schultze) был назначен на должность вахтенного офицера подлодки U 608 под командованием обер-лейтенанта цур зее Рольфа Штрукмайера (Rolf Struckmeier). На ней он совершил четыре боевых похода в Атлантику с результатом в четыре потопленных судна на 35 539 тонн.


Бывшая лодка Рудольфа Шульце U 2540 в экспозиции военно-морского музея в Бремерхафене, Бремен, Германия

В августе 1943 года Рудольф был направлен на курсы подготовки командиров подлодок и спустя месяц стал командиром учебной субмарины U 61. В конце 1944 года Рудольф был назначен командиром на новый «электробот» XXI серии U 2540, которым командовал до конца войны. Любопытно, что данная лодка была затоплена 4 мая 1945 года, но в 1957 году поднята, восстановлена и в 1960 году включена в состав ВМС ФРГ под названием «Вильгельм Бауэр». В 1984 году она была передана Немецкому морскому музею в Бремерхафене, где используется до сих пор как корабль-музей.

Рудольф Шульце единственный из братьев пережил войну и скончался в 2000 году в возрасте 78 лет.

Другие «подводные» династии

Стоит отметить, что семья Шульце не является исключением для немецкого флота и его подплава – истории известны и другие династии, когда сыновья шли по стопам отцов, сменяя их на мостиках подводных лодок.

Семейство Альбрехт (Albrecht) дало двух командиров подлодок в Первую мировую. Обер-лейтенант цур зее Вернер Альбрехт (Werner Albrecht) вёл подводный минный заградитель UC 10 в свой первый поход, который оказался для него и последним, когда 21 августа 1916 года минзаг был торпедирован британской лодкой E54. Выживших не было. Курт Альбрехт (Kurt Albrecht) последовательно командовал четырьмя лодками и повторил судьбу брата – погиб на U 32 вместе с экипажем северо-западнее Мальты 8 мая 1918 года от глубинных бомб британского шлюпа «Уоллфлауэр» (HMS Wallflower).


Уцелевшие моряки с потопленных британским фрегатом «Спрей» подводных лодок U 386 и U 406 сходят с борта корабля в Ливерпуле - для них война закончилась.

Во Второй мировой участвовали два командира подлодок из младшего поколения Альбрехтов. Рольф-Генрих-Фриц Альбрехт (Rolf Heinrich Fritz Albrecht), командир U 386 (тип VIIC), не добился никаких успехов, однако сумел пережить войну. 19 февраля 1944 года его лодка была потоплена в Северной Атлантике глубинными бомбами британского фрегата «Спрей» (HMS Spey). Часть экипажа лодки, включая командира, попала в плен. Командиру торпедовоза U 1062 (тип VIIF) Карлу Альбрехту (Karl Albrecht) повезло гораздо меньше – он погиб 30 сентября 1944 года в Атлантике вместе с лодкой во время перехода из малайского Пенанга во Францию. Возле Кабо-Верде лодку атаковал глубинными бомбами и потопил американский эсминец «Фессенден» (USS Fessenden).

Семейство Франц (Franz) отметилось одним командиром подлодки в Первую мировую: капитан-лейтенант Адольф Франц (Adolf Franz) командовал лодками U 47 и U 152, благополучно дожив до окончания войны. Во Второй мировой участвовали ещё два командира лодок – обер-лейтенанты цур зее Йоханнес Франц (Johannes Franz), командир U 27 (тип VIIA), и Людвиг Франц (Ludwig Franz), командир U 362 (тип VIIC).

Первый из них за считанные дни после начала войны успел зарекомендовать себя агрессивным командиром со всеми задатками подводного аса, но удача быстро отвернулась от Йоханнеса Франца. Его лодка стала второй по счёту немецкой субмариной, потопленной во Второй мировой войне. Неудачно атаковав британские эсминцы «Форестер» (HMS Forester) и «Форчун» (HMS Fortune) к западу от Шотландии 20 сентября 1939 года, она из охотника сама стала добычей. Командир лодки вместе с экипажем провёл всю войну в плену.

Людвиг Франц интересен прежде всего тем, что был командиром одной из немецких лодок, ставших подтверждённой жертвой ВМФ СССР в Великую Отечественную войну. Субмарина была потоплена глубинными бомбами советского тральщика Т-116 5 сентября 1944 года в Карском море вместе со всем экипажем, не успев добиться каких-либо успехов.


Броненосный крейсер «Дюпети-Туар» был торпедирован лодкой U 62 под командованием Эрнста Хасхагена вечером 7 августа 1918 года в районе Бреста. Корабль тонул медленно, что дало возможность экипажу организованно его покинуть - погибло лишь 13 моряков

Фамилия Хасхаген (Hashagen) в Первую мировую была представлена двумя удачливыми командирами подлодок. Хинрих Хасхаген (Hinrich Hermann Hashagen), командовавший U 48 и U 22, пережил войну, потопив 28 судов на 24 822 тонны. Эрнст Хасхаген (Ernst Hashagen), командир UB 21 и U 62, добился поистине выдающихся успехов – 53 уничтоженных судна на 124 535 тонн и два военных корабля (французский броненосный крейсер «Дюпети-Туар» (Dupetit-Thouars) и британский шлюп «Тьюлип» (HMS Tulip)) и заслуженный «Голубой Макс», как называли Pour le Mérite, на шею. Оставил после себя книгу мемуаров под названием «U-Boote Westwarts!»

Во Вторую мировую войну обер-лейтенант цур зее Бертольд Хасхаген (Berthold Hashagen), командир подводного крейсера U 846 (тип IXC/40), был менее удачлив. Он погиб вместе с лодкой и экипажем в Бискайском заливе 4 мая 1944 года от бомб, сброшенных канадским «Веллингтоном».

Семейство Вальтер (Walther) дало флоту двух командиров подлодок в Первую мировую. Капитан-лейтенант Ганс Вальтер (Hans Walther), командир U 17 и U 52, потопил 39 судов на 84 791 тонну и три военных корабля – британский лёгкий крейсер «Ноттингем» (HMS Nottingham), французский броненосец «Сюффрен» (Suffren) и британскую субмарину C34. С 1917 года Ганс Вальтер командовал знаменитой Фландрской флотилией подводных лодок, в которой воевало множество немецких подводных асов Первой мировой, а закончил свою флотскую карьеру уже в кригсмарине в чине контр-адмирала.


Броненосец «Сюффрен» - жертва атаки подводной атаки лодки U 52 под командованием Ганса Вальтера 26 ноября 1916 года у побережья Португалии. После взрыва боезапаса корабль затонул за секунды, погибли все 648 человек экипажа.

Обер-лейтенант цур зее Франц Вальтер (Franz Walther), командир UB 21 и UB 75, потопил 20 судов (29 918 тонн). Погиб вместе со всей командой лодки UB 75 10 декабря 1917 года на минном заграждении у Скарборо (западное побережье Великобритании). Командовавший в конце Второй мировой лодкой U 59 лейтенант цур зее Герберт Вальтер (Herbert Walther) успехов не добился, но сумел дожить до капитуляции Германии.

Завершая рассказ о семейных династиях в немецком подводном флоте, хотелось бы еще раз отметить, что флот – прежде всего не корабли, а люди. Это касается не только немецкого флота, но будет справедливо звучать и в отношении военных моряков других стран.

Список источников и литературы

  1. Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг. Пер.с нем. – Минск.: «Харвест», 2002
  2. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 8. Norderstedt
  5. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  6. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  7. http://www.uboat.net
  8. http://www.uboatarchive.net
  9. http://historisches-marinearchiv.de


Похожие публикации