Московский государственный университет печати. Финансовая политика государства. Фискальная политика Финансовая и налоговая системы фискальная политика

1. Функции и роли финансов. Финансовая система. Экономическая структура любого общества в настоящее время является смешенной, т.е. в экономику свободного рынка вмешивается государство. Основная цель данного вмешательства – корректирование проблем рынка и организация тех рынков, которые не под силу рыночной системе. Для осуществления деятельности обществом определена категория финансы. Финансы - это экономические отношения по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) между:

· государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой;

· самими юридическими лицами;

· отдельными государствами.

Система этих отношения получила название финансовой системы. Она включает следующие 4 звена:

1. Общегосударственные финансы: бюджеты различных уровней (федеральный, субъектов федерации); фонды социального имущественного и личного страхования; внебюджетные социальные фонды, фондовый рынок.

2. Территориальные финансы.

3. Финансы предприятий.

4. Финансы домохозяйств.

Функции финансов – создание и расходование фондов.

Роли финансов – контрольная и регулирующая (либо стимулировать, либо угнетать).

2. Бюджет. Бюджетная система Российской Федерации. Центральная категорияв финансовой науке – это бюджет. Он представляет собой собственно фонд денежных средств и поэтому есть у всех звеньев финансовой системы. Различают государственный бюджет – централизованный, выполняющий общенациональные функции; и децентрализованный – выполняющий функции отдельных коллективов, групп людей. Под государственным бюджетом в РФ понимают федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

Функции бюджета – создание и использование фондов денежных средств. Роли бюджета – экономическая, социальная, политическая, контрольная.

В основе построения бюджетной системы лежит определение собственности. В РФ бюджетные отношения законодательно регулирует Бюджетный кодекс РФ. Согласно Бюджетного кодекса РФ (ст. 6), бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.



Рис. 27. Схема бюджетной системы Российской Федерации

В условиях рыночной экономики в основе взаимоотношений бюджетов разных уровней лежит принцип фискального федерализма, согласно которому региональные бюджеты автономны и не входят в федеральный бюджет. За каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, согласно распределения собственности. При этом действует принцип оказания финансовой помощи: федерального бюджета – бюджетам субъектов РФ, бюджетов субъектов РФ – местным бюджетам.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов; как экономический документ бюджет отражает политические и социальные изменения общества.

Бюджет представляет собой баланс доходов и расходов и состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый реальным сектором экономики. При недостатке – привлекается национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествующих поколений).



3. Доходы бюджета. Налоги. Налоговая система. Кривая Лаффера. Все источники доходов делятся на 2 группы – внутренние и внешние. Внутренние источники – национальный доход и национальное богатство; внешние источники – внешние займы (национальный доход другой страны).

Виды доходов бюджета: 1) налоговые поступления (80-90% всех доходов); 2) неналоговые доходы (доходы от экономического использования собственности); 3) займы; 4) эмиссия (выпуск) денег (только у федерального бюджета).

Налоги – это императивные (предполагают отношения власти и подчинения), безэквивалентные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Признаки налога:

1. Принудительность – субъект налога не вправе отказаться от уплаты. Строгие санкции.

2. Индивидуальная безвозмездность для налогоплательщика – ничего взамен (ни права, ни документа). Отличается от пошлин (право ввоза-вывоза)

3. Легитимность – налоги взимаются только с законных операций.

В РФ налоги есть отношения не целевые. Поступая в бюджетный фонд, налоги обезличиваются. Все правила сбора налогов в Российской Федерации регламентированы Налоговым кодексом РФ.

Основные функции налогов - фискальная (основная) и экономическая. Фискальная функция – наполнение бюджета. Экономическая функция – использование налогов как инструмента перераспределения национального дохода, формирование интересов хозяйствующих субъектов в развитии разнообразных видов деятельности, оказание государственного влияния на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

При рассмотрении видов налогов необходимо уяснить, что их классификация осуществляется в зависимости от:

· субъектов налогообложения (при этом выделяют налоги с физических и юридических лиц);

· объектов налогообложения (выделяют прямые и косвенные налоги);

· экономического воздействия на уровень доходов (прогрессивные, пропорциональные, регрессивные, твердые);

· структуры бюджета (федеральные, республиканские, местные).

Для изучения налогов необходимо выделить его элементы. Элементы налога, без которых налог не может считаться установленным:

· субъект налога – налогоплательщик – юридическое или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги;

· объект налога – имущество или доход, которые служат основанием для обложения;

· налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

· налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

· налоговый период – время, определяющее период исчисления налога и сроки его внесения (как правило, календарный год);

· налоговая льгота – снижение размера налогообложения: введение необлагаемого минимума, установление налогового иммунитета (освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков), понижение налоговых ставок, предоставление налогового кредита (отсрочки внесения налогов) и т.д.;

· налоговый кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности;

· налоговая политика – порядок исчисления налогов;

· налоговый механизм – совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением Налоговый механизм вместе с налоговой политикой находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства;

· налоговая система – совокупность налогов, сборов и пошлин, действующих на территории страны, методы и принципы их построения.

Существуют 2 вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной весь доход делится на части (шедулы) и каждая облагается налогом особым образом - по различным ставкам, льготам и другим элементам налога. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково.

Основные принципы налогообложения (были сформулированы Адамом Смитом):

1. Принцип равномерности налогообложения. Означает, что уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей (уровня доходов) налогоплательщика.

2. Принцип определенности налогообложения. Налог не должен быть произволен, он должен быть точно определен по размеру, времени, способу уплаты, иметь однократный характер налогообложения.

3. Удобство налогообложения. Каждый налог должен взиматься в такое время и в такие сроки, которые наиболее удобны для плательщика.

4. Минимальность затрат по сбору налогов.

Способы взимания налогов:

1) Кадастровый (кадастр – таблица, справочник) – когда объект налога дифференцирован и каждой группе устанавливается индивидуальная ставка налога, не зависящая от доходности объекта.

2) На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчёт дохода и налога с него, таким образом, выплата налога производится после получения дохода.

3) У источника. Налог вносится лицом, выплачивающим доход, а налогоплательщик получает доход, уменьшенный на сумму налога.

Уровень налогового бремени рассчитывается по доле налогов в валовом внутреннем продукте: Кнал.бремени = Н / Y.

Чрезмерное налоговое бремя снижает располагаемый доход и, соответственно, стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Это демонстрируют кривая А. Лаффера, показывающая взаимосвязь налоговых поступлений и ставок налога: с ростом налоговых ставок сумма поступлений в бюджет сначала растет, но дальнейшее повышение ставок может привести к сокращению налоговых поступлений.

Рис. 28. Кривая Лаффера

Налоги имеют мультипликационный эффект. Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение. Налоговый мультипликатор (MRt) имеет вид:

MRt

Суть эффекта мультипликатора-множителя в рыночной экономике состоит в том, что снижение налогов приведет к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем снижение. Мультипликатор будет действовать точно также и при росте налогов, но с обратным эффектом.

Совокупный эффект от изменения налогов равен их изменению, умноженному на мультипликатор:

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо большее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов.

4. Правительственные расходы и формирование совокупного спроса. Мультипликатор государственных расходов и налогов. Содержание и характер государственных расходов органически связаны с функциями государства. Все государственные расходы могут быть сгруппированы:

По направлениям: социальные, экономические, на национальную оборону, на управление, на международную деятельность;

По экономическому содержанию: государственные закупки, трансфертные платежи, платежи по государственным долгам.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары военного и гражданского назначения, последние могут предназначаться для собственных нужд государственных предприятий или носить регулирующий характер (как в случае закупки сельскохозяйственной продукции в целях поддержания рыночной цены. Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, здесь нет риска неплатежей, цены стабильны, реализация продукции может быть осуществлена крупными партиями по заранее заключенным контрактам, возможно получение налоговых и кредитных льгот.

Трансфертные платежи – выплаты, которые осуществляются населению без возникновения со стороны последних каких-либо обязательств, это пенсии, пособия, стипендии и т.п. Трансфертные платежи не относятся к производительным видам экономической деятельности государства.

Рост государственных расходов ведет к приросту ВНП, причем большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных расходов (MRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.

MRg

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д.

Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту, умноженному на мультипликатор:

Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение государственных расходов приведет к сокращению ВНП и совокупных доходов большему, чем сокращение правительственных расходов.

5. Бюджетный дефицит. Государственный долг. Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, при принятии бюджетного плана возможны не совпадения – превышение доходов над расходами (профицит) и превышение расходов над доходами (дефицит). Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП.

Бюджетная несбалансированность является средством борьбы с инфляцией и спадом производства (см. след. вопрос).

Характер бюджетного сальдо (дефицит или профицит) зависит от состояния экономики в целом. Правительственные расходы не зависят от уровня дохода (ВНП), а налоги пропорциональны доходу. Таким образом, при низком доходе будет наблюдаться дефицит, при высоком – излишек.

Однако государственные расходы и налоги и сами могут влиять на уровень совокупного спроса и на объем ВНП. Рост расходов повлечет за собой рост доходов, что увеличит поступление налогов, в результате чего, дефицит может сократиться. При снижении налогов произойдет рост совокупного спроса, объема производства, доходов, а, следовательно, и налоговых поступлений.

Различают циклический и структурный дефициты бюджета.

Структурный дефицит (дефицит бюджета полной занятости) характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных расходов и естественном уровне безработицы.

Циклический дефицит – это дефицит, вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня.

Рис. 29. Структурный и циклический бюджетный дефицит

Если в условиях полной занятости ВНП равняется Q1,то при существующей системе налогообложения и данном уровне правительственных расходов дефицит бюджета равен ab. При уровне производства, равном Q2, той же системе налогообложения и таких же правительственных расходах фактический бюджетный дефицит будет равен ce, в том числе, cd – это структурный дефицит, а de – циклический дефицит, результат падения объемов производства (Q2 меньше Q1).

Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей фискальной политики.

При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на экономику зависит от методов финансирования. Если для покрытия дефицита правительство берет займы в центральном банке или эмитирует деньги («включает печатный станок»), то раскручивается инфляционная спираль. Если государство берет займы у населения, то возникает «эффект вытеснения», снижающий инвестиции. Суть последнего состоит в том, что размещая займы на денежном рынке, правительство вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Повышение спроса на денежные средства ведет к росту процентных ставок и последующему снижению инвестиций. Правительственные расходы, как правило, носящие не производительный характер, «вытесняют» частные инвестиции в производство.

Государственный долг - сумма накопленных бюджетных дефицитов прошлых лет. Государственный кредит существенно отличается от частного кредита. Последний используется, как правило, для целей производственного назначения. Выплата процентов по частным кредитам осуществляется за счет прироста дохода. Госкредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преобладающей своей части с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обязательствам за счет налогов.

С учетом размещения различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг (долг своему населению) образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ).

Последствия накопления внутреннего госдолга:

1. Приводит к перераспределению доходов среди населения. Все граждане страны как налогоплательщики оплачивают процент по госдолгу, но эти проценты в свой доход получают лишь кредиторы государства, а это, как правило, наиболее богатые слои населения.

2. Возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если госзаймы истрачены на текущее потребление, то рост долга и процентов по нему приведут к ограничению потребления в будущем. Важно, чтобы госдолг шел на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами в будущем.

3. Быстро растущие проценты затрудняют сокращение бюджетного дефицита, т.к. они оборачиваются новыми расходами госбюджета, новыми займами для выплаты процентов по старым долгам.

Внешний государственный долг погашается путем передачи товаров другой стране. Для того, чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Если займы за границей делаются для потребительских целей, то происходит переложение долгового бремени на потомков – как и в случае с внутренним долгом.

6. Фискальная политика государства. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. В настоящее время фискальная политика – основное средство регулирования экономики развитых стран. Цели политики:

Сглаживание колебаний экономического цикла;

Стабилизация темпов экономического роста;

Достижение уровня естественной занятости;

Умеренные темпы инфляции.

Следует различать пассивную и активную бюджетно-налоговую политику, последняя отражает кейнсианский подход к макроэкономическому регулированию. В рамках кейнсианского подхода бюджетно-налоговая политика рассматривается как наиболее действенный инструмент государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен (см. тему 14).

Основой фискальной политики государства является положение: - Снижение налогов и рост правительственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы; и наоборот: - увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов, занятости и темпов инфляции.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Государственные расходы увеличивают объем совокупного спроса (AD), присоединяясь к расходам на потребление (C) и инвестиции (I). Воздействие государственных расходов на объем производства и по величине и по направленности такое же, как и влияние инвестиций. Увеличивая объем государственных закупок, правительство осуществляет вливания (инъекции) в национальную экономику.

Что касается налогов, то они в отличие от государственных расходов, сокращают потребление и сбережения, т.е. являются утечками дохода. Следовательно, направленность воздействия государственных расходов и налогов на величину национального производства и дохода прямо противоположна.

Анализ фискальной политики предполагает объединение мультипликационных эффектов бюджетно-налоговой политики.

Предположим равное увеличение правительственных расходов и налогов. Тогда под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос возрастает, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов сильнее налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов.

Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину. Иными словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики.

Рис. 30. Фискальная политика государства

Недискреционная бюджетно-налоговая политика построена на автоматических стабилизаторах, которые автоматически смягчают колебания ВНП посредством уменьшения величины мультипликатора. Наиболее важными автоматическими стабилизаторами считаются налоги, пособие по безработице, индексация доходов, субсидии сельскому хозяйству.

Если в экономике наблюдается спад, т.е. личные доходы и доходы предприятий снижаются, то автоматически уменьшаются и налоги, что при прочих равных условиях, смягчает последствия сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать выпуск продукции. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение мультипликатора, помогает экономике выйти из состояния спада. Однако в результате снижения налогов, возникает или возрастает бюджетный дефицит.

Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, значение мультипликатора уменьшается, что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска и снижению цен. Таким образом, способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции являются мощным автоматическим стабилизатором экономики.

Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости возрастает и оказывает сдерживающее давление на совокупные расходы, в период низкой занятости, средства фонда интенсивно расходуются, поддерживая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, стабилизаторы работают в обоих направлениях – и в сторону повышения и в сторону понижения.

Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить все макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной, которая ведет к возрастанию бюджетного дефицита в периоды спада и бюджетному излишку во время инфляции.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика проводится по усмотрению правительства, на основе его решений и осуществляется через государственные закупки товаров, государственные трансферты и налоги. Это приводит к увеличению совокупных расходов на рынке и стимулирует рост совокупного спроса, а, следовательно, производство ВНП. Соответственно снижение государственных расходов будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного уровня ВНП.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика включает в себя:

· осуществление программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой за счет средств государственного бюджета;

· реализация социальных программ, которые позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются расходы и обостряется нужда;

· изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговых ставок. Изменяя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, сократить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию.

В зависимости от стадии экономического цикла дискреционная бюджетно-налоговая политика бывает стимулирующая (экспансионистская), нейтральная или сдерживающая (рестриктивная). Экспансионистская фискальная политика направлена на оживление экономической активности в стране, рост совокупного спроса. Проводится на понижательной части волны экономического цикла, путем снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот, роста государственных расходов.

2. Бюджетная система России

3. Сущность и функции налогов

4. Фискальная политика государства

1.Сущность, структура и функции финансов

В настоящее время финансы представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе образования и использования фондов денежных средств предприятий, государства, муниципальных образований и населения.

Финансы выполняют ряд важных функций в экономике. Основными из них являются:

Распределительная – осуществляется в процессе кругооборота ресурсов предприятия, который непосредственно связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения его прибыли;

Перераспределительная – реализуется государством через систему централизованных финансов за счет аккумулирования и предоставления денежных средств отдельным отраслям и предприятиям;

Воспроизводственная – оперируя фондами финансовых ресурсов, государство и предприятия регулируют воспроизводственный процесс;

Стимулирующая – осуществляется через налоговую систему, бюджетное финансирование, финансовые рынки в целях развития субъектов рыночной экономики и повышения темпов экономического роста;

Контрольная – реализуется через систему государственного и негосударственного финансового контроля в целях повышения эффективности управления денежными ресурсами.

Реализовать функции финансов призвана финансовая система. Финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между всеми субъектами хозяйственной деятельности по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Структура финансовой системы России можно представить в виде следующей схемы.

Рисунок 1. – Структура финансовой системы России.

Данная схема наглядно демонстрирует, что основой финансовой системы являются финансы предприятий, так как именно от них зависит денежное наполнение всех остальных элементов системы. Но центральным звеном финансовой системы считается государственный бюджет, в связи с тем, что с его помощью осуществляется перераспределение денежных ресурсов между субъектами экономики.

2. Бюджетная система России

Понятие «бюджет» - это финансовый план государства (или муниципального образования) на определенный срок, чаще всего на один год, представляющий собой смету доходов и расходов; форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему Российской Федерации. Принципами её построения являются:

Принцип единства бюджетной системы. Он предполагает единую правовую базу, формы бюджетной документации, коды классификации бюджетных статей и т.д.;

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Он означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления;

Принцип полноты отражения доходов и расходов. В соответствии с данным принципом в бюджете должны быть прописаны все доходы и расходы в полном объеме;

Принцип сбалансированности бюджета. Означает, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Бюджетный кодекс России запрещает планирование профицита бюджета на региональном и местном уровне и ограничивает размеры дефицита;

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

Принцип гласности. Этот принцип требует обязательной публикации в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета;

Принцип достоверности бюджета. Предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение определенных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет. Его доходная часть формируется за счет части федеральных налогов, доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственной собственности, части прибыли Центрального Банка и других источников.

В структуру расходной части (согласно функциональной классификации бюджета) включаются расходы на государственное управление, национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность, социальную сферу, обслуживание государственного долга, оказание финансовой помощи субъектам федерации и прочие расходы.

Превышение доходной части над расходной образует профицит бюджета. В экономически развитых государствах его не планируют с 60-х годов ХХ века, так как профицит приводит к изъятию денежных средств из народного хозяйства, что сдерживает экономический рост. Однако в России федеральный бюджет планируется с профицитом с 2001 года в целях борьбы с инфляцией.

Основными источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются:

1) выпуск новых денег или эмиссионный способ финансирования. Однако данный способ приводит к инфляционным последствиям, поэтому его не только стараются не использовать, но и запрещают законодательно, как, например, в США или в России (с 1994 года). В какой-то мере, к данному способу можно отнести заимствования Правительства у Центрального Банка, что вызывает фактическое увеличение денежной массы;

2) государственные займы внутри страны и за рубежом. Данный способ финансирования дефицита является более распространенным, так как не вызывает инфляцию, однако он приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг – это сумма непогашенных государственных займов и других финансовых обязательств государства. В отличие от заимствований предприятий государственный кредит чаще всего направляется не на производственную деятельность, а на покрытие дефицита бюджета. Выплаты по нему осуществляются не за счет увеличения прибыли, а за счет налогов.

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний долг обычно образуется за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Он приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу кредиторов государства, перекладывает выплаты по долгу на будущие поколения, увеличивает расходы бюджетов следующих лет и т.д.

Внешний долг возникает как за счет размещения за рубежом государственных ценных бумаг, так и за счет займов у других государств, иностранных банков, международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Выплаты по внешнему долгу приводят к потере валютных доходов государства от внешнеэкономической деятельности, снижают возможности развития экономики. Страна может попасть в финансовую зависимость от других государств.

Дефицит бюджета может возникнуть не только при формировании, но и при исполнении бюджета, когда налоговые поступления окажутся ниже запланированных. В этом случае бюджетное законодательство России предусматривает возможность секвестра – пропорционального сокращения расходных статей бюджета. Если налоговые доходы окажутся выше плановых показателей, то дополнительные средства идут или на выплаты по государственному долгу, или на увеличение расходных статей бюджета.

1. Финансовая система: назначение, функции, структура.

2. Социально-экономическое содержание фискальной политики.

3. Дискреционная фискальная политика.

4. Недискреционная фискальная политика.

5. Государственный долг: причины возникновения и последствия.

6. Теория экономики предложения.

1.Финансовая система: назначение, функции, структура.

Финансовые отношения возникают между субъектами рыночных отношений и представляют собой денежные отношения, не связанные с обслуживанием личного потребления. К основным видам финансовых отношений относятся денежные отношения: между государством и предприятиями; между государством и общественными организациями; между государством и населением; между предприятиями и организациями; внутри предприятий и организаций.

Таким образом, финансовая система есть совокупность исторически сложившихся в обществе экономических отношений по поводу формирования и использования денежных средств, не связанных с обслуживанием личного потребления.

Финансы выполняют в экономике аккумулирующую, регулирующую, распределительную и контрольную функции.

Одним из главных элементов финансовой системы страны выступает её налоговая система.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также принципы и методы построения налогов.

Роль и структура налоговой системы определяется особенностями исторического и экономического развития конкретной страны. Налоговая система предназначена обеспечивать государство финансовыми ресурсами. Она включает в себя различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки.

Основную группу налогов составляют прямые и косвенные налоги. Данная группа налогов связана с объектом налогообложения и особенностями взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма налогообложения). К ним относятся: налог на прибыль фирмы, корпорации, индивидуальный подоходный налог, налог с наследства, налог на транспортные средства и др. Косвенными налогами являются налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включённые в тариф услуги. Владелец товара или предоставляющий услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые затем перечисляет государству (косвенная форма налогообложения). В данном случае связь между плательщиком налогов (потребителем товара или услуги) и государством опосредована объектом налогообложения. К косвенным налогам относятся: налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины и др.



По признаку изменения налоговых ставок налоги подразделяются на: налоги с постоянной ставкой, с пропорциональной ставкой, с прогрессивной и регрессивной ставками.

Другим важным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет.

Государственный бюджет представляет собой ежегодный финансовый план образования и использования централизованного денежного фонда государства.

Основные элементы государственного бюджета – доходы и расходы государственного бюджета.

Государственные расходы включают в себя государственное потребление (C G ) и государственные инвестиции (I G ), т.е. G = C G + I G . Кроме того, расходная деятельность государства проявляется в выплате трансфертов (T r ), состоящих из субсидий (субвенций) предпринимателям (T rU ) и различных выплат домашним хозяйствам (T rH ). Государственные расходы также включают в себя выплаты процентов по государственному долгу (rD G ), где r – реальная ставка процента.

История экономического развития индустриально развитых стран показывает, что доля государственных расходов в ВНП или ВВП на протяжении ХХ в. имеет устойчивую тенденцию к росту. Примечательно, что ещё в ХIХ в. немецкий экономист Адольф Генрих Вагнер выявил эту тенденцию, которую в последствии назвали «законом Вагнера».

Закон Вагнера – политэкономическая закономерность устанавливающая, что с развитием мировой экономики доля государственных расходов в ВНП или ВВП имеет тенденцию к росту.

Основные виды расходов и доходов государства сведены в таблицу 11.1.

Таблица 11.1

Главными источниками доходов государства являются налоги (T x ) в виде прямых (T x dir ) и косвенных налогов (T x ind ), факторный доход государства (Y G ) от продажи благ, произведённых в госсекторе, и создания государственного долга (D G ). При этом, для упрощения теоретического анализа, часто используют понятие чистых налогов (Т ), которые определяются следующим образом: Т = Т x – Т r .

Нормальное состояние госбюджета предполагает равенство расходной и доходной его частей, т.е. сбалансированность доходов и расходов госбюджета. Между тем на практике часто возникают ситуации отличные от нормальной, которые обычно характеризуются возникновением дефицита или профицита государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета представляет собой ситуацию, при которой текущие государственные расходы превышают доходы (налоговые поступления) в текущем году. Противоположная ситуация называется профицитом госбюджета .

Дефицит государственного бюджета может быть либо структурным, либо циклическим. Структурный дефицит государственного бюджета возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов производства. Циклический дефицит государственного бюджета является результатом циклического падения национального производства и отражает кризисные явления в экономике.

Если правительство для борьбы с инфляцией и спадом производства проводит дискреционную фискальную политику, то ему, как правило, редко удаётся в конкретном году сбалансировать свой бюджет, т.е. уравнять доходы и расходы государства. В макроэкономической теории разработано три подхода к решению проблемы балансирования государственного бюджета . При этом в каждом случае правительство оказывает влияние на занятость, объём реального национального дохода и общий уровень цен.

Первый подход основан на концепции ежегодного балансируемого бюджета , т.е. ежегодного уравнивания доходов и расходов государства. Такой подход, по сути, противоречит антициклической политике государства, поскольку в действительности он углубляет циклические колебания. Между тем сторонники классической и неоклассической теории поддерживают такую бюджетную политику, так как, по их мнению, она ограничивает экспансию государственного сектора и потому препятствует сокращению частного сектора экономики. В результате проведения такой бюджетной политики вмешательство государства в экономику ограничивается и при этом не происходит увеличения издержек общества в виде роста налогов.

Второй подход основан на концепции бюджета балансируемого на циклической основе . Сторонники данного подхода (кейнсианцы, неокейнсианцы и др.) предлагают для стабилизации экономики чередовать профицитный (в годы экономического подъёма) и дефицитный (в годы экономического спада) госбюджеты. Однако при данном подходе проблема сбалансированности госбюджета решается лишь отчасти, так как в большинстве случаев продолжительность фаз подъёма и спада экономических циклов не совпадают.

Третий подход основан на концепции функциональных финансов . В соответствии с данной концепцией основной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости и стабилизации экономики, тогда как проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение. Неинфляционная полная занятость и стабилизация экономики должны быть достигнуты не зависимо от влияния проводимой фискальной политики на величину дефицита госбюджета и государственного долга. Таким образом, при данном подходе проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение.

Финансы, которыми обладает государство, являются важным и эффективным рычагом воздействия на экономику.Финансы – это совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство и связанных с ними экономических отношений. Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, населения.

Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет – основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой .

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала.

Задачами финансовой политики являются:

ü обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

ü установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

ü организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

ü выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

ü создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика многогранна и осуществляется по целому ряду взаимо переплетающихся направлений. Среди них чаще всего выделяют две главных линии: фискальную и бюджетную политику.

Фиксальная политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов.Фиксальная политика – это политика государства в области налогов, как главного источника доходов государственного бюджета, и планируемых изменений государственных расходов, направленная на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

Кпрямым относятся способыбюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощьюкосвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играетсистема налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

Дискреционная политика означает, что государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и увеличения темпов экономического роста, т.е. улучшения экономического положения страны.

При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Однако все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. Изменение государственных расходов отражается на величине ВНП с мультипликационным эффектом.

Мультипликатор государственных расходов M G показывает, насколько возрастаетВНП в результате увеличения этих расходов на закупку товаров (G) и услуг и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению (MPS):

или M G =1/ MPS.

Мультипликационный эффект государственных расходов обусловлен тем, что их увеличение повышает доход и ведет к росту потребления. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно. Совокупный эффект от государственных расходов (увеличение ВНП) равен их приросту, умноженному на мультипликатор: ∆ВНП = ∆G× M G.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Динамика налогов (∆Т), подобно государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению(MPС) к предельной склонности к сбережению (MPS):

Мт = MPС/ MPS или Мт = ∆ВНП/∆Т.

Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать.

Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т. е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета. Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (∆G = ∆T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (∆ВНП = ∆G = ∆T).

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста . Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики – политика автоматических (встроенных) стабилизаторов .

Автоматическая фискальная политика позволяет относительно смягчить проблему длительных временных налогов. Она предполагает изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в ходе циклических колебаний экономики без принятия специальных решений. В этом случае изменения параметров бюджетно-налоговой политики возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

Прогрессивное налогообложение;

Государственные трансферты (прежде всего пособия по безработице).

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад экономики.

В целом встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. На практике правительства развитых стран проводят комбинированную политику, сочетающую оба метода применения бюджетно-налоговых рычагов.

Лекция 11. Финансовая система и фискальная политика. (4 ч)

1. Финансовая система и ее структура.

2. Госбюджет и его основные статьи.

3. Сущность и причины налогообложения. Виды налогов.

4. Бюджетный дефицит и его причины.

5. Государственный долг и его последствия.

6. Сдерживающая и стимулирующая фискальная политика.

1. Финансовая система и ее структура.

Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и осуществления государственных расходов , получили название финансовых отношений, или финансов.

Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой – используются государством для макроэкономического регулирования национальной экономики.

Финансовые отношения осуществляются через соответствующие учреждения (Министерство финансов, Министерство налогов и сборов).

Совокупность всех финансовых отношений общества и институтов, их реализующих, представляет собой финансовую систему страны.

Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами , которые ему необходимы для выполнения экономических функций. В их состав входят следующие звенья: государственный бюджет , внебюджетные фонды, государственный кредит

Рис. Структура финансовой системы

2. Госбюджет и его основные статьи.

Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет - централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для осуществления социально-экономических функций.

Рис. Функциональная структура расходов консолидированного бюджета в 2007 г., в % к итогу

Для отличника! Основная часть расходов бюджета по разделу «Реальный сектор экономики» приходилась на расходы по подразделам: «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» – 43,5% (в 2006 году – 47,3%) всех расходов на национальную экономику, «Дорожное хозяйство» – 22% (24,4% – в 2006 году), «Промышленность, энергетика, строительство и архитектура» – 19,1% (вместо 14% в 2006 году). Расходы социального характера по разделам: «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации » составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2006 году доля этих расходов составляла 53,7%.

3. Сущность и причины налогообложения. Виды налогов.

Существуют два основных источника покрытия дефицита бюджета:

1. Эмиссия новых денег, или эмиссионный способ покрытия.

2. Привлечение государственного кредита, или не эмиссионный способ покрытия.

Инфляционный налог.

Представляет собой также своеобразный «невидимый» государственный заем и является методом изъятия денежных средств у населения.

Безвозвратный государственный заем с помощью инфляции представляет метод, используемый многими развивающимися странами для оплаты государственных расходов, поскольку другие средства налогообложения неэффективны.

Влияние на объем производства в стране через госбюджет.

Историческая справка.

§ Налоги существовали во все времена. Однако еще до 1936 г. бюджет страны использовался в основном в целях обеспечения существования самого государства и его институтов.

§ Использование госбюджета для регулирования спроса и объема производства в стране было предложено Дж. М. Кейнсом и впервые реализовано в США в 1936 году, во время Великой Депрессии. Тогда президентом Ф. Рузвельтом была создана Федеральная резервная система. Затем аналогичные налогово-бюджетные системы были созданы во всех странах с рыночной экономикой, а с 1992 года и в Республике Беларусь.

Влияние на объем производства в стране через бюджет. Продолжение 1.

В современной налогово-бюджетной системе на объем спроса и производства в стране влияют два ключевых инструмента – прогрессивная шкала подоходных налогов и государственные расходы.

Госрасходы в виде социальных трансфертов направляются различным группам населения и в виде дотаций и субсидий – различным субъектам хозяйствования.

Поскольку ставки налогов пересматриваются реже (счет идет на десятилетия), чем величина отдельных статей госбюджета (утверждаются ежегодно или на 5-7 лет), то главным инструментом является не налоговая, а бюджетная политика.


Рис. Влияние на объем производства в стране через бюджет. Продолжение 2.

Влияние на объем производства в стране через бюджет. Продолжение 3.

Таким образом, экономика оказавшись в депрессии, может долгое время не выходить из нее. Пример. Во время Великой депрессии в самых развитых на тот момент странах – Англии и США, безработица достигла 30%, спад производства за период гг. составил 50%, число суицидов выросло в разы, люди начали грабить магазины.

Влияние на объем производства в стране через бюджет. Продолжение 4.

    Чтобы не допустить сокращения спроса вводится прогрессивная шкала подоходных налогов (на доходы населения и на прибыль фирм). В результате те, кто зарабатывает больше, тот и платит больше в бюджет, тот, кто оказался банкротом или потерял работу, не платит ничего. Далее те люди, которые потеряли работу или за счет снижения доходов оказались за чертой бедностью, получают из бюджета пособия и доплаты, а те фирмы, что оказались на грани банкротства – получают субсидии и дотации. Прирост AD из бюджета можно расписать по расходным составляющим GDP = C + I + G + Xn. Люди, которым не на что питаться, не будут сберегать доходы, а фирмы, которые не имеют средств, чтобы возобновить производство, не будут выводить деньги за границу. Полученные средства они направят на покупку товаров и вложат в производство; тем самым фирмы, которых ожидало закрытие: возобновят производство (Y) --- вновь наймут ранее уволенных работников (L) --- те получат W --- начнет постепенно расти AD, что приведет к росту GDP.

Рис. Ограниченность влияния на объем производства через госбюджет.



Похожие публикации