Тайна телефонных переговоров может быть ограничена. Легитимна ли перлюстрация электронной почты на предприятии


Лазил по жж и в процессе прочтения очередного поста о том, как сотрудники вокзала и милиции незаконно запрещали фотосъёмку наткнулся на фразу "ведение скрытой аудиозаписи противоречит российскому законодательству". Решил разобраться. Судя по выдаче поисковых систем подавляющее большинство людей уверены, что записывать разговор, не уведомив человека об этом запрещено и незаконно.

Попытался систематизировать полученную из разных источников информацию, вот, что получилось:
Итак, для начала давайте ознакомимся, чем нас пугают:
Я вырезал описания ответственности для уменьшения размера. При желании можете открыть законы и почитать. Оставил только суть преступления.

Это отношения потребности, то есть лечение должно быть необходимо для достижения этой законной цели, и исчезновение этой потребности, конечно, устраняет бюджет, который защищает лечение и наделяет его характером временного характера для сохранения и использования этой информации.

Право на самоопределение, как право контролировать личные данные в руках третьих лиц, включает в себя право доступа к данным, право исправлять неверную информацию, а также право на удаление ненужных данных в соответствии с цели или те, которые были собраны незаконно. Принципы согласия, назначение и время обработки данных составляют основную структуру, в которой настроено право информационного самоопределения. Принципы, которые, несомненно, дают контроль над данными своему владельцу, признавая принадлежность их к затронутым и возможность доступа к ним в любое время, исправляют, блокируют или устраняют их.

Конституция РФ:
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Наконец, следует отметить, что Конституционная палата указала ряд принципов, согласно которым законодательство, касающееся защиты персональных данных, должно соответствовать; среди которых. Прозрачность: жители должны иметь возможность знать персональные данные, которые появляются в файлах, а также лечение, которое будет получать эти данные, с тем чтобы определить, будет ли вышеупомянутая личная информация передаваться другим учреждениям. Спецификация целей банка данных, а также содержимого, пользователей и дат истечения срока действия данных. Информация должна быть устранена, когда цель, для которой она была собрана, исчезает. В противном случае необходимо указать цель, для которой она поддерживается. Должно быть право доступа, исправления и блокировки информации. Последнее продолжается при определении точности или истечения срока действия информации. Сбор данных должен основываться на согласии субъекта или с разрешения закона.

  • Сбор данных должен быть ограничен теми, которые необходимы для достижения цели.
  • Использование данных должно быть ограничено целью, для которой они были собраны.
Это обязывает нас более подробно рассказать об этом праве и некоторых его проявлениях.

Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Федеральный закон "О связи" № 126-ФЗ
Статья 63
.
1. На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.

На национальном уровне право на неприкосновенность частной жизни закреплено в статье 24 Политической конституции, в которой говорится. Статья - гарантируется право на неприкосновенность частной жизни, свободу и тайну общения. Частные документы и письменные, устные или иные сообщения жителей республики неприкосновенны. Однако закон, одобрение и реформа которого потребует голосов двух третей депутатов Законодательного собрания, определит, в каких случаях суды могут распоряжаться об аресте, регистрации или экспертизе частных документов, когда это абсолютно необходимо для разъяснить вопросы, представленные ему.

Уголовный кодекс РФ.

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации…
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения,…

Аналогичным образом, закон будет определять, в каких случаях суды юстиции могут предписывать вмешательство любого типа и указывать преступления, при расследовании которых использование этой исключительной силы может быть санкционировано и на какое время. Аналогичным образом, в нем будут указаны обязанности и санкции, которые будут понесены должностными лицами, которые незаконно применяют это исключение. Судебные решения, охватываемые этим правилом, должны быть обоснованы и могут быть выполнены немедленно.

Его применение и контроль являются непередаваемой ответственностью судебного органа. Закон устанавливает случаи, когда компетентные должностные лица Министерства финансов и Генерального контролера Республики могут рассматривать бухгалтерские книги и приложения к ним в целях налогообложения и контролировать правильное использование государственных средств.

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан…
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации…
3. Незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации…

Специальный закон, утвержденный двумя третями от общего числа депутатов, определит, какие другие органы государственной администрации смогут пересмотреть документы, которые этот закон указывает в отношении выполнения их полномочий по регулированию и надзору, для достижения общественных целей. Аналогичным образом, в нем указывается, в каких случаях происходит ревизия.

Они не будут приводить к юридическим последствиям, похищенной корреспонденции или информации, полученной в результате незаконного вмешательства любого сообщения. Таким образом, Политическая конституция гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, а также неприкосновенность частных документов и сообщений, будь то письменные, устные или иные. Конституционная защита частной документации, а также свобода и секретность сообщений являются гарантией защиты и уважения права на неприкосновенность частной жизни.

Итак начнём разбор.
Сразу скажу, что записывать чужие разговоры (например прослушивать телефонную линию) и т.п., проникать к кому-то в жилище и собирать информацию о нём не стоит - за всё это наступает уголовная ответственность.
НО мы записываем на диктофон себя. Каждый человек вправе записывать разговоры, в которых он сам участвует. Содержимое разговора может являться тайной только для третьих лиц, и говоря с кем-то, к примеру по-телефону, собеседник вправе ожидать, что никакая "третья сторона" их не слушает (от третьей стороны и защищают наши законы, той же полиции для прослушки необходимо получить ордер). Но непосредственно собеседник фиксирует этот разговор (в своём мозгу, записывает ручкой на лист бумаги и т.п.). Никакого негласного получения информации здесь нет. Здесь больше этическая проблема - записывать разговор с человеком, не уведомив его считается неприличным и некрасивым поступком.

Это было признано конституционной юриспруденцией. Таким образом, регистрация, секвестрация или рассмотрение частных документов могут быть разрешены судами, когда «совершенно необходимо» разъяснять уголовные дела, представленные на их основе. Со своей стороны, перехват сообщений может быть санкционировано судами в полиции или судебных расследований в отношении следующих преступлений: похищение, отягчающих коррупция, усугубляются сутенерство, изготовление или производство порнографии, торговли детьми и торговля людьми несовершеннолетних лиц, занимающихся коммерциализацией своих органов, убийств, геноцида и преступлений международного характера, которые направляют или составляют часть международных организаций, которые занимаются движением с рабами, женщинами или детьми, наркотиками или наркотиками или совершают похищения или вымогательство или терроризм.

Точно так-же и на улице - слушание того, что говорит вам (либо неопределенному кругу лиц) собеседник, пусть даже и с фиксацией этого, не может относиться к собиранию сведений о частной жизни лица. Потому что говоря это, данное лицо само распространяет эти сведения, а сбор распространенного это не то действие, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Иначе у нас должны посадить всех фанатов, которые собирают информацию о своих любимчиках, всех людей, которые делают подборки информации из СМИ и т.п.

Как можно заметить, регистрация, изъятие или рассмотрение частных документов может быть разрешена только в рамках юрисдикционной процедуры и охватывает более широкий спектр преступлений, чем вмешательство сообщений, поскольку последнее может быть санкционировано только в случаях преступлений перечислены - даже если это уместно как в полицейских, так и судебных расследованиях.

С другой стороны, законодатель, ссылаясь на цифру вмешательства сообщений, указывает, что они могут быть устными, письменными или иными, включая фиксированную, мобильную, беспроводную и цифровую связь. Несмотря на вышесказанное, закон не определяет термин «вмешательство» или «сообщения», в отношении которого следует ссылаться на секретность сообщений как на официальную гарантию и фундаментальное право, закрепленное в Политической конституции.

Вот что имеется ввиду под словом собирание информации в уголовном кодексе:
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации" (постатейный)> (отв. ред. В.М. Лебедев)
Понятия собирания и распространения сведений хорошо известны уголовному праву и толкуются обычно достаточно широко. Так, собирание сведений может осуществляться любым способом: тайно, открыто, с применением обмана или насилия и т.д. Оно может выражаться в похищении, приобретении, копировании документов или других материальных носителей конфиденциальной информации, в подслушивании, подсматривании, в проведении фото-, видео- или киносъемки, в опросе осведомленных лиц и пр. В комментируемой статье речь идет только о незаконном собирании и распространении сведений. Незаконность этих действий определяется, во-первых, отсутствием согласия со стороны потерпевшего (о чем прямо говорится в диспозиции статьи); во-вторых, совершением их лицом, не уполномоченным на собирание конфиденциальных сведений в данной ситуации; в-третьих, использованием при сборе информации средств и методов, запрещенных законом, например путем нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК) либо путем нарушения неприкосновенности жилища (ст. 139 УК). Незаконным следует считать также получение конфиденциальной информации с применением насилия, обмана, хищения официальных документов, дачи взятки должностным лицам и др.

Секрет коммуникаций. Конституционное освящение секретности сообщений является проявлением права на неприкосновенность частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни создает сферу защиты частной жизни жителей, если их действия не наносят ущерба моральному или общественному порядку или наносят вред третьим лицам. В рамках этого порядка идей частные коммуникации являются объектом защиты как проявления индивидуальности человека.

Теперь значение термина «коммуникации» происходит от глагола «общаться», которому он обязан своим происхождением. Принимая во внимание смысл общения, нельзя было считать, что в звонках, поступивших в вышеупомянутый колл-центр, общение отсутствует. Условие, которое не зависит от того, что люди не идентифицируют себя, что пользователь хочет общаться с конкретным собеседником или что связь устанавливается случайным образом.

Мы сами собираем информацию о своей жизни, поэтому к нам не может быть применен термин о незаконном собирании.

В копилку фотографам цитата:

События, происходящие с человеком в общественном месте, в общем случае не могут составлять «тайну частной жизни», хотя возможны исключения. Однако, при фотографировании в общественных местах снимающий не знает и не может знать, что нарушает личную тайну кого-то, кто попал в кадр, а значит, и привлечь к ответственности за это невозможно.
По крайней мере, такого мнения придерживался суд в одном из первых в России дел о нарушении неприкосновенности частной жизни, иску участницы конкурса красоты к газете «Центр Азии», опубликовавшей ее фотографию во время курения: «В соответствии со ст. 151 ГК РФ взыскание компенсации за причиненный моральный вред может производиться при наличии вины нарушителя, степень которой принимается во внимание при определении размеров компенсации. В данном же случае вины редакции газеты „Центр Азии”нет, так как редакция не предполагала и не должна была предполагать, что курение Куулар А.О. в общественном месте может являться ее личной тайной.“

Переговоры или демонстрации воли, устные или письменные, между двумя или более лицами, получают в результате конституционного положения усиленную защиту. На самом деле это формальная гарантия, но в то же время фундаментальное право, признанное на национальном и международном уровнях. Коммуникации являются секретными, независимо от их содержания и, как таковые, неприкосновенными, если только невозможно вмешаться в случаях, когда расследуются какие-либо из преступлений, перечисленных в Законе № 1.

Конституционная гарантия секретности сообщений была прямо признана уголовным законодателем, когда нарушение тайны классифицируется как преступления. Статья 196: Должна быть репрессирована с лишением свободы на срок от одного до трех лет, которая открывает или налагает содержание сообщения, предназначенного для другого лица, независимо от используемых средств.

Если мы записываем разговор с охраной или полицейским, то эти люди являются официальными лицами, находятся при исполнении своих служебных обязанностей, а не ведут с нами беседы о сокровенных мечтах, поэтому ни о какой частной жизни здесь не может идти и речи.

Что до незаконного производства, сбыта и приобретения. Статья конечно мутная.
Решение Конституционного Суда по ст. 138
Цитата:
На основе федеральных законов Правительство определяет перечни таких спецсредств, их свойства и признаки, что позволяет отличать их от обычных устройств, рассчитанных на бытовое применение. Одним из главных критериев при этом являются специально приданные спецсредствам нужные качества (проведена техническая доработка, камуфлирование) именно для тайного, неочевидного получения информации лицами, не имеющими на то законных оснований.

Статья 198: Должна быть репрессирована с лишением свободы на срок от одного до трех лет, которая записывает без его согласия слова другого или других лиц, не предназначенные для публики или которые с помощью технических процедур прислушиваются к закрытым заявлениям, которые не адресованы ему, за исключением предусмотренные в Законе о регистрации, секвестрации и экспертизе частных документов и вмешательстве в связь. Такое же наказание назначается лицу, которое устанавливает устройства, инструменты или их части, с целью перехвата или предотвращения устных или письменных сообщений, достижения или не его цель.

Соответственно, при привлечении лица к уголовной ответственности должен быть установлен не только сам факт производства, сбыта или приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, но и доказана противозаконность соответствующих действий и наличие умысла на их совершение.

Статья 200: В случае трех предыдущих статей тюремное заключение сроком от двух до шести лет будет наложено в случае совершения действия. Для тех, кто выполняет это мероприятие, преобладает связь с компанией или государственным или частным учреждением, ответственным за связь. Когда автор публикует полученную или еще не сделанную информацию, она является частной, все по усмотрению судьи. Государственными должностными лицами в связи с выполнением своих функций. . Таким образом, открытие или наложение содержимого сообщения, предназначенного для третьих лиц, или прослушивание или запись частных заявлений или даже «слов другого», без согласия участников сообщения или докладчика, - это действия, которые их характер нарушает основные свободы и, следовательно, классифицируется в национальной правовой системе как преступления против частной жизни.

Таким образом, предусмотренная ч. 3 ст. 138 УК РФ уголовная ответственность наступает за производство, сбыт или приобретение таких специальных технических средств, которые предназначены (разработаны, приспособлены, запрограммированы) именно для негласного (т.е. тайного, неочевидного) получения информации, затрагивающей права личности, гарантированные Конституцией РФ.

Вмешательство коммуникаций. Таким образом, Словарь испанского языка определяет перехват как. «Чтобы овладеть предметом до того, как он достигнет места или человека, которому оно предназначено, - остановить что-то на своем пути - воспрепятствовать каналу связи».

При толковании этой интерпретации Конституционная палата изменяет свою прежнюю позицию, согласно которой данные, относящиеся к моменту вызовов - дате и времени, - идентичности участников сообщения и списка сообщений, полученных человеком, - относятся к сфере действия частные документы, так же как и для его анализа, были необходимы его предыдущий реестр в документе. С учетом того, что вышеупомянутые данные были указаны в фигуре частных документов, Палата ранее считала, что применимым положением является статья 1, а не статья 9 Закона.

У нас нет умысла получить информацию негласно, так что к нам это неприменимо. Кроме того, многие производители получают заключения о том, что их продукция не является специальными техническими средствами
К примеру telesys.ru - вроде миниатюрные диктофоны, купишь и попадёшь под статью, но можно спокойно покупать и не бояться, на сайте выложены заключения из ФСБ. А встречаются там и модели, сделанные как брелок, или как часы.
Ну и на последок:
Статья 37 УК РФ. Необходимая оборона. «Каждая личность имеет право на необходимую оборону…».«Необходимой обороной являются действия, совершенные с целью защиты интересов и прав личности…» Вы опасаетесь, что против вас будут предприняты незаконные действия, нарушающие ваши права, вот и «обороняетесь» путём проведения аудиозаписи.

Согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334, «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) считается, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан»

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». п. 3 ч. 4 ст. 8, согласно которому "не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления." Сотрудники ОМОНа, других подразделений МВД, спецназ и т.п. являются сотрудниками государственных органов, следовательно, они не могут ограничивать получение человеком информации, даже если он не представитель СМИ.

Поэтому подведу итог:
Записывать свои телефонные и обычные переговоры на диктофон можно.
Уведомлять собеседника при этом не обязательно. Показывать ему диктофон естественно тоже не обязательно.
Главное при этом самому находиться рядом с диктофоном. Если вы спрятали диктофон в комнате, записали разговор, при котором не присутствовали - то это уже преступление.
Успехов.

Тайна связи установлена ст. 63 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ, согласно которой:

1. на территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.

3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.

О тайне связи говорится также в ст. 15 «Тайна связи» Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»: Тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Должностные и иные лица, работники организаций почтовой связи, допустившие нарушения указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В литературе отмечается, что Федеральным законом «О связи» введено, но не раскрыто понятие «тайна связи» (ст. 63). Там же определено, что ознакомление с информацией, передаваемой по сетям электросвязи, осуществляется только «на основании судебного решения, за исключением случаев, установленных федеральными законами» 1 Волчинская Е.К. О законопроектах в информационной сфере, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе // Информационное право. 2008. № 1. . Об этом пишет А.В. Юшкевич: «Действующее законодательство не содержит четкого определения понятия «тайна связи», а также не указывает, какие гарантии предоставляет это конституционное право, в ст. ст. 63, 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи". Считаем необходимым сформулировать определение тайны связи; указать перечень сведений, составляющих понятие "тайна связи"; регламентировать порядок предоставления соответствующих сведений; установить перечень обязательных гарантий, которые должен предоставлять оператор связи; предусмотреть меры ответственности за нарушение тайны связи» 2 Юшкевич А.В. Актуальные вопросы соблюдения тайны связи // Правовые вопросы связи. 2008. № 1. .

В ч. 4 ст. 63 Закона лишь уточняется понятие тайны связи. Она должна охватывать сведения об адресных данных тех, кто пользуется почтовыми услугами, об их «почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях.., а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения». Информация обо всем этом может выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Адресные данные пользователей услуг почтовой связи - это информация о гражданах (фамилия, имя, отчество, почтовый адрес), а также о других пользователях услуг почтовой связи (наименование и почтовый адрес), адресатом является гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.

Право на тайну связи обеспечивается, во-первых, тем, что данная статья содержит в себе декларацию о том, что тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Данное положение берет свое начало в предписаниях ч. 2 ст. 23 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Во-вторых, ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В-третьих, комментируемая норма содержит предписание, что все операторы почтовой связи (т.е. организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи) обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

Ограничение этого права, т.е. перлюстрация частной корреспонденции и прослушивание телефонных переговоров, допускается только на основании судебного решения. Данное конституционное установление гарантируется положением ст. 13, 185 УПК, ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 64 Федерального закона «О связи» и др.

В целях обеспечения тайны связи в п. 4 ст. 63 Закона о связи определен круг лиц, имеющих право получать сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства. К ним отнесены отправители и получатели, а также их уполномоченные представители.

Исключения из указанного общего правила могут устанавливаться только федеральными законами.

Нарушение тайны сообщений граждан необходимо отличать от правомерного ограничения тайны телефонной, телеграфной, почтовой и иных видов связи на основании действующего законодательства. Такое ограничение согласно ст. 23 Конституции РФ допускается только на основании судебного решения.

«Несмотря на то, что ст. 23 Конституции Российской Федерации допускает ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных отправлении только на основании судебного решения, п. 3 ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" предусматривает возможность ограничения этих прав также в случаях, предусмотренных федеральными законами. Учитывая, что Конституция Российской Федерации имеет прямое действие и обладает высшей юридической силой, полагаем, что включение в ст. 63, 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" дополнительных ограничений прав, предусмотренных ст. 23 Конституции Российской Федерации, как то: "в случаях, предусмотренных федеральными законами", является явным противоречием Основному Закону Российской Федерации. Возможность ограничения рассматриваемого права только на основании судебного решения подчеркивалась также в ряде решений Верховного Суда Российской Федерации. Так, в силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" по результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений или с проникновением в жилище, либо об отказе в этом» 3 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №3. С. 2. .

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» не устанавливает субъектов, которым гарантируется тайна связи, поэтому возможно сделать заключение, что гарантии распространяются на всех пользователей услуг связи: и юридических, и физических лиц, как являющихся гражданами, так и не являющихся таковыми.

Правомерное ограничение тайны переписки возможно в процессе осуществления уголовно-процессуальной деятельности; также установлено ограничение, предусмотренное в ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ». Согласно указанной норме ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к указанной информации в силу закона или договора, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам (в том числе государственным органам) информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом РФ (ст. 10 ТК РФ).



Похожие публикации