Недостатки экономической системы смешанного типа. государственное регулирование, то есть воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и смешанную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

1. Рынок, возникновение и развитие

2. Функции рынка. Основные принципы смешанной экономике

3. Сущность рыночного механизма. Преимущества и недостатки смешанной экономики

Заключение

Список литературы

Введение

На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями - чистым капитализмом и командной экономикой. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей. Например, бывший Советский Союз, хотя и являл собой весьма точное воплощение командной экономики, все до некоторой степени опирался в своем хозяйстве на рыночные цены и сохранял какие-то остатки частной собственности. недавние реформы в России, Китае и большинстве восточноевропейских стран призваны повернуть их хозяйственные системы от командной к капиталистической, рыночно-ориентированной экономике.

Современная экономика развитых стран - это экономика по преимуществу смешанная. Смешанная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Целью работы - рассмотреть экономические функции правительства в смешанной экономике.

Задачи работы:

Рассмотреть рынок, возникновение и развитие;

Рассмотреть функции рынка. Основные принципы смешанной экономике;

Рассмотреть сущность рыночного механизма. Преимущества и недостатки смешанной экономики.

1. Рынок, возникновение и развитие

Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремится к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями. Архипов А. И. Экономика: Учебник. - М.: Дрофа, 2009, с.89

Важнейшими условиями возникновения рынка также являются общественное разделение труда и специализация.

Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами.

Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, то есть способность производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Принцип сравнительного преимущества объясняется как процессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Допустим, кто-нибудь решит заняться выпечкой пирожных у себя дома с целью их последующей продажи на самых оживленных точках города, то ему необходимо будет получить разрешение санэпидемстанции на подобную деятельность; лицензию от муниципалитета; вероятно, придется платить дань рэкетирам. Если все эти трансакционные издержки, по предварительным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы смешанной деятельности.

Важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Наличие подобных предпосылок в обществе и делает смешанную, товарную форму связей преобладающей. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма.

Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во «внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньги покупателя.

Рынок формируется в ходе и в результате развития товарного производства. Рынок - понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно.

Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

Отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на смешанной основе;

Обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

Процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

Кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

Процесс функционирования смешанной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Рынок, представляет собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимодействие трех главных экономических субъектов. Ими являются государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.

1. Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки широкого спектра товаров.

На рынке труда государство закупает рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях, на рынке средств производства и предметов потребления приобретает у производителей товары общественного, государственного пользования, вооружения, здания и ряд других товаров.

В ряде случае государство закупает научные исследования и разработки, проекты, духовные и культурные ценности, предоставляющие общественный интерес, попадающие в государственные фонды. В качестве продавца государство продает в основном услуги, но способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары находящиеся в государственной собственности.

2. Предприятия, фирмы функционируют ради получения прибыли и являются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы. Торговые предприятия продают на рынке все товары своего торгового ассортимента. Покупателем продукции и имущества фирм являются другие фирмы, домашние хозяйства и частично государство.

Приобретают также предприятия на рынке в первую очередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

3. Домашнее хозяйство - это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги.

К объектам рынка относятся товары и деньги.

Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Например, рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты.

И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен) для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром). Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда.

Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

Таким образом, сущность денег заключается в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента.

Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени. Добрынин А. И. Экономическая теория. - М.: Юникс, 2009, с.114

2. Функции рынка. Основные принципы смешанной экономике

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

- ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;

- функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

- информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;

- стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

- посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обменивается результатами своей деятельности. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца и наоборот - продавец выбирает наиболее подходящего покупателя;

- функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

- регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей. Кураков Л. П., Яковлев Г. Е. Курс экономической теории.- Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2009, с.98

Основные принципы смешанной экономики следующие:

- свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная смешанная конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса).

Свобода предпринимательства выражает свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам;

- равноправие рыночных субъектов;

- экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и коллективы ориентируются на собственные интересы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности;

- экономическая конкуренция. Конкуренция - это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта;

- свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом при смешанной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется характером и структурой между производителями и потребителями;

Ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет количество денег и объем производства. От его функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль - важнейшая категория смешанной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;

- всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в мировой рынок;

- открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу;

- государственное регулирование, то есть воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и смешанную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем;

- социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с одной стороны - предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны - государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

3. Сущность рыночного механизма. Преимущества и недостатки смешанной экономики

Чтобы понять, как действует смешанная экономика, необходимо в первую очередь осознать, что существует пять фундаментальных вопросов, на которые должна ответить каждая экономическая система. Максимова В., А. Шишов. Смешанная экономика: Учебник. - М.: СОМИНТЕК, 2009, с.78

1. Сколько ресурсов общества следует использовать? В каком объеме или какую часть имеющихся в распоряжении ресурсов нужно использовать в процессе производства товаров и услуг.

2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

3. Как следует производить эту продукцию? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какие технологии им следует использовать?

4. Кто должен получить произведенную продукцию? В частности, как должна распределяться продукция между индивидуальными потребителями?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли она соответствующим образом приспособиться к изменениям потребительского спроса, предложения ресурсов, а также использовать технологические изменения?

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги.

Но, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение прибыли или ее отсутствие предопределяют две вещи: общий доход, получаемый фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства.

Как общий доход, так и общие издержки - это величины, образуемые соотношением «цена - время - количество продукта». Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта, общие издержки - умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем - суммированием затрат на каждый ресурс.

Однако возникает вопрос: действительно ли не будут выпускаться товары, не приносящие предприятию прибыль? Чтобы ответить на него, нужно уяснить такое понятие, как «экономические издержки». Это - платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении нужные количества таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила и предпринимательские.

Следует отметить, что талант предпринимателя - тоже редкий ресурс, и должен быть заслуженно оплачен, поскольку без него существование предприятия, т.е. производство продукции путем объединения перечисленных четырех факторов, стало бы невозможным.

И продукт будет производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. В том случае, когда доход превышает экономические издержки, т.е. появляется чистая прибыль, эта часть доходов оседает у предпринимателя и может быть расходована так, как ему представляется нужным.

Если же рассматривать макроэкономические тенденции, то наличие прибыли в отрасли служит свидетельством того, что отрасль процветает.

Такая отрасль может превратиться в расширяющуюся по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой сверхнормальной прибылью, станут создаваться, или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. Однако появление в отрасли новых фирм представляет собой самоограничивающийся процесс. С вступлением новых фирм в отрасль рыночное предложение ее продукта возрастет по отношению к рыночному спросу.

Это постепенно снижает смешанную цену на данный продукт, пока она со временем не достигнет уровня, при котором экономическая прибыль исчезнет; иными словами, конкуренция сводит эту прибыль на нет. Такое соотношение рыночного предложения и спроса, когда экономическая прибыль становится нулевой, и определяет общее количество произведенного продукта.

В этой ситуации отрасль достигает своего «равновесного объема производства», по крайней мере, до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе и предложении не нарушат это равновесие.

Обратное происходит тогда, когда в отрасли после насыщения (стабилизации) рынка падает спрос на ее продукцию или уровень предложения выше уровня спроса.

В этом случае чистая прибыль пропадает, и возникает нехватка средств на покрытие экономических издержек. Тогда фирмы вынуждены сокращать производство или переходить в другую отрасль. В свете сказанного «смешанная свобода» - понятие относительное: с одной стороны, инициатива предпринимателя свободна, с другой - сами рыночные механизмы весьма сильно ограничивают предпринимателя.

В конкретной смешанной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства.

Следует также учитывать, что экономическая эффективность зависит, прежде всего, от двух факторов: от имеющейся технологии, т.е. от альтернативных комбинаций ресурсов и производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции; и от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.

Комбинация ресурсов, которая экономически наиболее эффективна, зависит не от физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся технологией, но также от относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них.

Следовательно, технология, требующая применения лишь нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на необходимые ресурсы существуют слишком высокие рыночные цены.

Иными словами, экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостном выражении. Следовательно, наиболее экономичная комбинация ресурсов и будет наиболее эффективной, а значит, будет использоваться для производства данного товара.

В разрешении проблемы распределения общего объема продукции смешанная система играет двоякую роль. Вообще говоря, любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую смешанную цену.

А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке.

Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство готово предложить в обмен на часть общественного продукта. А такая готовность купить данный продукт зависит от того, отдает ли потребитель предпочтение этому продукту, когда он сравнивает его с другими имеющимися близкими заменителями продукта и относительными ценами на них.

Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей.

Необходимо подчеркнуть, что смешанной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы.

Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в своем распоряжении крупные суммы денег, могут распоряжаться большими долями общественного продукта.

Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли национального продукта.

Ориентирующая роль цен занимает важное место в способности смешанной системы приспосабливаться к изменениям спроса и предложения на данный вид услуг, товара или ресурсов.

Способность смешанной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен.

Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки осуществляются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся - снижают на них спрос.

Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли. При отсутствии смешанной системы некоему административному ведомству, вероятно правительственному плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу направления хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды производства.

Основной экономический аргумент в пользу смешанной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов.

Согласно этому тезису, конкурентная смешанная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.

Короче говоря, поборники смешанной системы доказывают, что «невидимая рука», таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность.

Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.

Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий.

Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество смешанной системы.

Лишь смешанная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Смешанная система предоставляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает.

Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством.

Напротив, при смешанной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой смешанной системы.

Аргументация против смешанной системы несколько более сложна. Критики смешанной экономики обосновывают свою позицию следующими доводами. рыночный экономика инвестиционный кредитный

Угасание конкуренции. Критики утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма - конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма.

Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действительностью.

Свободной, индивидуалистической среде в капиталистической системе якобы присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия.

Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот тезис следующим образом: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены».

Во-вторых, некоторые экономисты утверждают, что сам технический прогресс, который смешанная система поощряет, способствовал упадку конкуренции.

Новейшая технология, как правило, требует: использования очень больших количеств реального капитала; крупных рынков; комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка; богатых и надежных источников сырья.

Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм - производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

Эти экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и смешанная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, смешанная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.

Но существуют и другие доводы против признания эффективности смешанной системы. Это - неравное распределение дохода. Критики-социалисты, в числе прочих, утверждают, что смешанная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления.

Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в смешанной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате семьи резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Богатые обладают большим количеством денег, чем бедные.

Отсюда делается вывод: смешанная система выделяет ресурсы на производство изысканных предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных. Экономическая теория. Под общей редакцией В. И. Видякина, Г.П. Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2009, с.56

Какая из этих позиций - одна за, другая против смешанной системы - правильна? До известной степени обе правильны. Некоторые критические замечания относительно смешанной системы довольно точны и слишком серьезны, чтобы их можно было игнорировать.

С другой стороны, нельзя выносить суждения по какой-то проблеме лишь на основе количества аргументов за и против.

Главный экономический аргумент в пользу смешанной системы, а именно она способствует обеспечению эффективного распределения ресурсов, - трудно опровергнуть. На деле смешанная система является - или, по крайней мере, может быть - довольно эффективной.

Заключение

Современная смешанная экономика смешанного типа на сегодняшний день предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают.

Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство.

Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную смешанную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др.

Переход к рынку - очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства.

Список литературы

1. Архипов А. И. Экономика: Учебник. - М.: Дрофа, 2009. - 389 с.

2. Добрынин А. И. Экономическая теория. - М.: Юникс, 2009. - 256 с.

3. Кураков Л. П., Яковлев Г. Е. Курс экономической теории.- Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2009. - 312 с.

4. Максимова В., А. Шишов. Смешанная экономика: Учебник. - М.: СОМИНТЕК, 2009. - 414 с.

5. Экономическая теория. Под общей редакцией В. И. Видякина, Г.П. Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2009. - 287 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и сущность экономической системы. Отличительные черты, преимущества и недостатки традиционной, административно-командной (плановой), рыночной и смешанной экономики. Характеристика условий нормального функционирования рыночной экономики.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    Сравнительный анализ основных моделей смешанной экономической системы (американская, японская, шведская, китайская), их преимущества и недостатки. Специфика экономического развития конкретных стран в рамках моделей смешанной экономики, присущих им.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

    Понятие, сущность, функции и субъекты рыночной экономики, её преимущества и недостатки. Приватизация как условие формирования рыночной экономики. Особенности становления институтов инфраструктуры рынка. Роль государства в переходе к рыночной экономике.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2015

    Смешанная экономика соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия. Модели смешанной экономики.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2008

    Понятие смешанной экономики, включающей как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Западноевропейская модель – "Социально рыночное хозяйство". Японская модель смешанной экономики.

    презентация , добавлен 06.04.2015

    Рыночные системы: понятие, основные элементы, функции, структура, этапы и направления эволюционного развития. Сравнительные характеристики моделей рыночной экономики. Соотношение зарубежных и белорусских рыночных систем, преимущества и недостатки.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2013

    Основные инструменты государственного регулирования рынка. Специфика современной рыночной экономики: преимущества, недостатки и проблема социальной справедливости. Рыночная экономика как квинтэссенция перспективных преимуществ и объективных проблем.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2017

    Анализ социально-экономического развития Российской Федерации. Построение экономических моделей. Оценка объектов собственности. Прогнозы развития моделей смешанной экономики. Основные направления развития российской смешанной экономической системы.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Сущность, функции и условия возникновения рынка. Его воздействие на все стороны хозяйственной жизни. Преимущества и недостатки рыночной организации. Классификация экономических функций современного государства. Роль конкуренции в развитии экономики.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Модели рыночной экономики и их критериальные характеристики. Многообразие моделей экономического устройства на примере США, Германии, Швеции, Японии, Китая. Анализ социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь. Ее характерные черты.

Смешанная избирательная система – одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система – избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по , а часть – по . То есть две избирательные системы используются параллельно.

Смешанная избирательная система применяется в странах с большим населением и/или в странах с неоднородным населением, живущим в разных экономических, социально-культурных и даже географических условиях.

Избирая часть парламента (Думы) по партийным спискам, а часть персонализировано, создается баланс между местными и/или общенациональными интересами.

ТТакая система применяется в Боливии, Великобритании (парламент Шотландии и Законодательная ассамблея Уэльса), Германии, Лесото, Мексике, Новой Зеландии. А также в Российской Федерации. На Украине при выборе Верховной рады до 2006 года использовали смешанную избирательную систему, сейчас используется пропорциональная система. Но с 2010 года был принят законопроект, согласно которому при выборах Верховного Совета Крыма будут использовать смешанную избирательную систему.

В некоторых странах применяют свой тип смешанной избирательной системы. Например, в Австралии верхняя палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а нижняя палата – по пропорциональной системе. В Мексике 300 депутатов Федерального конгресса избираются по мажоритарной системе относительного большинства и лишь 100 депутатов избираются по пропорциональной системе. В Италии 25% депутатов парламента избираются по пропорциональной системе, а 75% – по мажоритарной системе.

Гибридная избирательная система

Гибридная избирательная система – синтез мажоритарной избирательной системы и пропорциональной. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

Местные ячейки партии формируют свой список для конкретного избирательного округа. Допускается самовыдвижение члена партии. После чего списки утверждаются решением высшего органа партии (съезд или конференция).

Выборы . Избиратель, выбирая между конкретными кандидатами, может ориентироваться как по партийной принадлежности кандидата, так и по его личным качествам.

Гибридная избирательная система не применяется в Российской Федерации. В некоторых СМИ можно увидеть такое определение, но это лишь синоним смешанной избирательной системе.

Смешанная избирательная система в России

Смешанная применяется в Государственную думу.

До 2007 года 225 депутатов Госдумы избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе, а 225 депутатов по единому округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%.

С 2007 по 2011 год все 450 депутатов Госдумы избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

Следующие в 2016 году снова пройдут по смешанной системе на тех же условиях (процентный барьер, принципы создания избирательных округов, и т.д.), что и до 2007 года.

Недостатки смешанной избирательной системы

Каждая избирательная система имеет свои достоинства и недостатки. Такие мировые политологи, как Морис Дюверже, Хуан Линц, считают, что выбор той или иной избирательной системы влияет на развитие страны.

Смешанная пропорциональная система создает баланс между мажоритарной и пропорциональной системами. Но в стране, находящейся на ранней стадии развития демократии, с не устоявшимися политическими партиями, смешанная система выборов способствует раздроблению партийной системы.

Раздробленность партийной системы приводит к ситуации, когда в парламенте большинства нет ни у самой популярной партии, ни у небольших партий. Партии вынуждены объединяться в коалиции, и зачастую такие коалиции состоят из идеологических противников. Все это затрудняет проведение голосования по важнейшим для страны вопросам.

Такую раздробленность партийной системы, коалиции между идеологическими противниками можно было наблюдать в девяностых и в начале двухтысячных годов в некоторых парламентах бывшего СССР, например – на Украине и в России.

Выходные данные сборника:

СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин Российского государственного гуманитарного университета, Филиал г. Великий Новгород

В мировой практике с целью соединить выгоды различных избирательных систем и избежать их недостатков или хотя бы недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем в различных вариациях.

Смешанная система представляется в двух видах. Первый вид, когда в основном применяется мажоритарная и дополняется пропорциональной системой. Второй вариант смешанной избирательной системы, более распространенный, когда половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, а вторая половина - по общим партийным спискам. Избиратель, приходя на избирательный участок, получает два бюллетеня. В одном он выбирает кандидата по мажоритарной системе, а во втором по партийным спискам кандидатов по единому многомандатному избирательному округу.

Основные достоинства смешанной избирательной системы:

1.позволяет формировать профессиональный законодательный орган, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе;

2.позволяет укрепить позиции политических партий, поскольку часть депутатов избирается на пропорциональной основе;

3.сохраняет преемственность политических систем, поддерживая политические традиции, поскольку использование мажоритарной избирательной системы сохраняет шансы на создание стабильного законодательного органа.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

·смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе;

·смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

В науке конституционного права существуют два подхода к определению избирательной системы: узкий и широкий. Узкий подход к определению избирательной системы замыкается в представлении о различиях избирательных систем преимущественно по способам определения результатов выборов. Учитывая это, избирательной системой называют совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования; принцип организации избирательных округов и порядок определения результатов выборов; способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Таким образом, при узком подходе все фокусируется на заключительной стадии выборов - голосовании и способах определения его итогов .

Широкий подход дает более масштабное представление об избирательной системе как о порядке формирования выборных органов и системе распределения мест после установления результатов голосования. В этом варианте под избирательной системой понимаются, во-первых, принципы и условия участия граждан в осуществлении избирательного права (активного и пассивного); во-вторых, организация и порядок выборов (т. е. избирательный процесс); в-третьих, определение итогов голосования и установление результатов выборов. Как отмечает М.В. Баглай, понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования .

В Российской Федерации в последние годы получили распространение несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории на несколько избирательных округов (одномандатных или многомандатных), от каждого из которых избираются один или несколько депутатов. Мажоритарная система имеет разновидности: относительного, квалифицированного и абсолютного большинства, что обусловлено различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Система относительного большинства допускает избрание кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Несмотря на имеющиеся недостатки, мажоритарная система относительного большинства традиционно используется при выборах представительных органов. В России она чаще всего используется при выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Достоинством мажоритарной системы абсолютного большинства в отличие от большинства относительного является то, что избранного с ее помощью кандидата или список кандидатов поддерживает действительно большинство проголосовавших избирателей. К числу недостатков мажоритарной системы абсолютного большинства относят, как правило, ее нерезультативность. При этом степень нерезультативности возрастает с увеличением количества кандидатов в округе, так как кандидатам непросто собрать в первом туре более половины голосов избирателей . Для преодоления указанного недостатка применяется, как правило, повторное голосование (второй тур).

Пропорциональная система применяется только на выборах в представительные (законодательные) органы. Федеральное законодательство предусматривает право муниципальных образований самостоятельно определять вид избирательной системы. Вместе с тем, законодатель субъекта федерации самостоятельно регулирует избирательную систему муниципального образования, исходя из смысла количества избирателей в муниципальном образовании, игнорируя процедуру установления новых избирательных систем муниципалитетами. Следовательно, система пропорционального представительства применяется во многих муниципальных образованиях. Пропорциональная система стимулирует развитие политических партий, призванных посредством участия в выборах выражать потребности и интересы различных социальных слоев в государственных органах. Пропорциональная избирательная система предполагает, что депутатские места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных партий и избирательных объединений. Такое распределение происходит в зависимости от числа голосов, полученного каждым списком в рамках единого избирательного округа, охватывающего всю территорию муниципального образования либо субъекта федерации.

Выделение смешанной избирательной системы в качестве самостоятельной разновидности избирательных систем является дискуссионным вопросом. Например, в литературе предлагается выделение смешанной разновидности исключительно в рамках пропорциональной избирательной системы либо вообще отрицается сама типологическая разновидность смешанной избирательной системы, даже в рамках ее разновидности - пропорциональной избирательной системы. А.С. Автономов отмечает, что ранее ему представлялось допустимым использование термина «смешанная избирательная система». Однако он пришёл к выводу, что точнее говорить о соединении двух избирательных систем на парламентских выборах: мажоритарной и пропорциональной избирательных систем . Таким образом, смешанная избирательная система - это такой способ определения результатов голосования, который сочетает в себе элементы двух электоральных формул: систему пропорционального представительства (распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных действительных голосов избирателей) и систему большинства (по принципу «первый получает пост») . Однако в рамках смешанной избирательной системы выделяются две разновидности в зависимости от того, в каких вариантах используются указанные электоральные формулы: смешанная «несвязанная» (или раздельная) система и смешанная «связанная» система. В смешанной «несвязанной» избирательной системе две составляющие её электоральные формулы (пропорциональная и мажоритарная) применяются независимо друг от друга . При смешанной «связанной» системе их использование взаимосвязано, то есть получение мест по одной из электоральных формул происходит с учетом результатов по другой. Кроме того, соотношение между принципами пропорциональности и мажоритарности в смешанной избирательной системе может быть различным: в одних случаях они сочетаются в равной пропорции; в других - преобладает принцип пропорциональности; в третьих - в большей мере применяется принцип большинства.

Ряд авторов указывает, что смешанная избирательная система является оптимальным вариантом для парламентских выборов, так как при ней достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной систем взаимно уравновешиваются . Соответственно, рассматривая достоинства и недостатки смешанной избирательной системы, в первую очередь, необходимо анализировать достоинства и недостатки отдельно пропорциональной и мажоритарной составляющие смешанную систему, а также уровень проводимых выборов. С одной стороны, обеспечивается представление политических интересов, предпочтений в обществе, стимулируется процесс становления и развития многопартийности, а с другой стороны, сохраняется связь избирателя с избранными депутатами: каждый избиратель в пределах определенной территории (избирательного округа) имеет своего представителя в законодательном органе, избранный депутат в пределах определенной территории проводит работу и отчитывается перед своими избирателями.

Безусловно преимуществом такой избирательной системы является обеспечение реализации пассивного избирательного права беспартийными гражданами, имеющими возможность самостоятельно выдвигать кандидатуры в порядке самовыдвижения.

В настоящее время смешанная избирательная система применяется на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В последние годы наметилась тенденция перехода в субъектах федерации к полностью пропорциональной избирательной системе. Новой тенденций развития российского избирательного права стал переход к смешанной и пропорциональной системам на муниципальных выборах в целях развития партийной системы на уровне муниципальных образований. Данные новеллы избирательного законодательства стали предметом дискуссий ученых, экспертов, специалистов в области избирательного права. Однако, если введение на муниципальном уровне полностью пропорциональной избирательной системы подвергается резкой критике, то применение смешанной избирательной системы в крупных муниципальных образованиях (муниципальных районах, городских округах) считается допустимым. При этом в качестве одной из положительных сторон смешанной системы указывается, что применение данной системы на выборах представительных органов муниципальных районов и городских округов обеспечивает в их деятельности баланс государственных и местных интересов. Присутствие в представительном органе политических партий позволяет учесть разные подходы при выработке оптимальных решений, направленных на осуществление государственных полномочий, делегированных муниципальным образованиям, с учетом нужд и потребностей местного сообщества . Таким образом, смешанные избирательные системы возникли как результат стремления снизить негативный эффект недостатков той или иной избирательной системы. Однако и сама смешанная избирательная система не лишена недостатков, но это лишь подтверждает тот факт, что идеальной избирательной системы в мире не существует.

Современная избирательная система официально представлена в федеральном и региональном законодательствах. Российское избирательное законодательство за последние годы не только обновилось, но и существенно изменилось по содержанию, в том числе в части регулирования основных параметров избирательных систем, применяемых на федеральных и региональных выборах. В связи с чем, для обеспечения гарантий конституционных прав граждан выбирать и быть избранными, регулирования процесса выборов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях требуется подготовить проект Избирательного Кодекса РФ, исчерпывающим образом регулирующего проведение всех выборов в России. В этой связи представляется актуальной постановка вопроса о том, чтобы детальное регулирование, содержащееся в данном кодексе, было бы рассчитано на выборы органов федеральной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Унификация регулирования всех выборов (федеральных, региональных и муниципальных) необходима как в отношении отдельных избирательных процедур, так и обеспечения избирательного процесса в целом.

Вместе с тем приходится констатировать, что предпринятый столь скоропалительно переход на полностью пропорциональную систему выборов обострил общественно-политическую ситуацию. Новые правила оказались выгодными только партии власти и представляют собой механизм административного перераспределения голосов избирателей именно в ее пользу. Однако эта партия, сформированная преимущественно из чиновничества, сегодня имеет мало общего со статусом общественной организации. Подобные системы известны в мировой практике под названием «искаженно-пропорциональные избирательные системы». В сложившихся российских условиях это отбрасывает развитие страны к безальтернативным выборам и однопартийности, так как полностью игнорирует права оппозиционных партий .

Радикальная реформа российского выборного законодательства и избирательной системы в направлении отхода от конституционных норм и международных стандартов, в настоящее время приводит к сомнениям о том, что вносимые с завидным постоянством изменения в избирательное законодательство, ущемляют права и свободы граждан. Таким образом, вопрос о выборе оптимальной избирательной системы на федеральном уровне, в каждом субъекте федерации и на уровне местного самоуправления сохраняет свою актуальность.

Например, в соответствии с Законом Новгородской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области» от 30 июля 2007 года № 147-ОЗ (в ред. от 17.12.2012 № 191-ОЗ) выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся с применением одной из следующих трех избирательных систем:

1.мажоритарная избирательная система относительного большинства, при которой депутаты представительного органа муниципального образования избираются по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов избирателей относительно других кандидатов;

2.смешанная избирательная система с закрытыми списками кандидатов, при которой часть депутатов представительного органа муниципального образования избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, а часть - по мажоритарной избирательной системе относительного большинства;

3.пропорциональная избирательная система с закрытыми списками кандидатов, при которой депутаты представительного органа муниципального образования избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов.

В статье 2 Закона Новгородской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области» введены ограничения выборов депутатов представительного органа муниципального района, городского округа:

1.с численностью 15-19 депутатов - проводятся с применением мажоритарной или пропорциональной избирательной системы;

2.с численностью 20 и более депутатов - проводятся с применением смешанной или пропорциональной избирательной системы .

Региональный законодатель ссылается на факт, что применяемая избирательная системы устанавливается уставом соответствующего муниципального образования, однако тут же указывает, что если уставом муниципального образования не установлен вид избирательной системы, применяемой при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, то применяется:

1.на выборах депутатов представительного органа муниципального образования с численностью 15-19 депутатов - мажоритарная избирательная система;

2.на выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов - смешанная избирательная система;

3.на выборах депутатов представительного органа поселения (за исключением городского округа) с численностью 20 и более депутатов - мажоритарная избирательная система .

В настоящее время, Законом Новгородской области «О внесении изменений в областной закон «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области» от 07 марта 2013 года № 224-ОЗ в систему выборов в муниципальных образованиях с численностью не менее 100 тысяч человек внесены существенные изменения следующего содержания:

«6 1 . При проведении в муниципальном образовании с числом зарегистрированных избирателей не менее 100 тысяч человек выборов депутатов представительного органа муниципального образования по смешанной избирательной системе список кандидатов по единому избирательному округу должен состоять из общемуниципальной части и территориальных групп кандидатов. В общемуниципальную часть и каждую территориальную группу списка кандидатов должно быть включено не более трех кандидатов. Территориальные группы кандидатов должны соответствовать территориям и номерам одномандатных (многомандатных) избирательных округов, образуемых на территории муниципального образования. Число территориальных групп кандидатов определяется решением избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по единому избирательному округу, и не может быть менее половины от числа одномандатных (многомандатных) избирательных округов, образуемых на территории муниципального образования» .

Автор отмечает, что на первый взгляд может показаться, что избирательная система сама по себе не может и не должна оказывать существенного воздействия на итоги выборов. Избирательная система есть не что иное, как определенная система и процесс, трансформирующая голоса в мандаты, которая должна быть нейтральной по своему характеру, не создавать преимуществ и препятствий никаким партиям и кандидатам. Однако, изменения, произведенные региональным законодателем, например в системе выборов в Новгородской области, фактически от смешанной системы приближается обратно к мажоритарной системе, освобождая партии от предвыборной борьбы, кандидаты от партии и партийные списки из трех кандидатов по этому же одномандатному округу фактически «сливаются» в единую группу.

Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов в немалой степени также зависят того, каков метод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни региона, муниципального образования находятся под определенным воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность законодательного собрания, его формы, результаты и эффективность. С одной стороны, типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, с другой - создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной либо однопартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие - для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Безусловно, необходимо иметь в виду: практически любая из известных разновидностей избирательных систем в той или иной мере искажает волю граждан, высказанную на выборах, хотя характер и содержание этих искажений для разных ее моделей неодинаков.

Достоинства и недостатки различных избирательных систем широко обсуждаются в научной литературе. Считается уже математически доказанным, что идеальной демократической процедуры проведения выборов не существует. Поэтому при оценке избирательной системы решающую роль играет соотношение приоритетов: если во главу угла ставится формирование стабильного эффективного управления, предпочтение отдается мажоритарной системе; если же делается акцент на адекватном представительстве в представительном органе интересов различных групп населения - пропорциональной.

В связи с изменениями в избирательной системе, переходе к смешанной и избирательной системам по партийным спискам, существенно изменились правовые отношения и объем права субъектов в избирательном праве и избирательном процессе. Действующее российское избирательное законодательство установило возможность реализации пассивного и активного избирательного права, как граждан, так и политических партий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В зависимости от уровня и видов выборов, условия и правосубъектность значительно меняются. В соответствии с видами выборных органов власти можно выделить право на выборы на определенную должность в системе органов исполнительной власти, либо депутатов или иных должностных выборных лиц в коллегиальном выборном органе, что соответствует определенной системе выборов и определенным правоотношениям в избирательном процессе. Место выбранного должностного лица либо представительного органа в системе органов государственной власти субъектов федерации, местного самоуправления и объем компетенции, в большой степени зависит от системы выборов и месте в этой системе выборного лица либо законодательного органа.

Список литературы:

  1. Автономов А.С. Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие / А.А. Автономов, Ю.А. Веденеев, В.В. Луговой; Науч. ред. В.В. Маклаков. - М.: Норма, 2003. - 208 с.
  2. Архипова Т.Г. Государственность современной России. - М: РГГУ, 2003. С. 131-132.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М: Юристъ, 2000. С. 121.
  4. Закон Новгородской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области» от 30 июля 2007 года № 147-ОЗ (в ред. от 17.12.2012 № 191-ОЗ) //[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.garant.ru (Дата обращения 07.03.2013).
  5. Закон Новгородской области «О внесении изменений в областной закон «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области» от 07 марта 2013 года № 224-ОЗ //[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.garant.ru (Дата обращения 20.03.13).
  6. Иванченко А.В. Избирательная система Российской Федерации: новый этап развития / А.В. Иванченко // Журнал российского права. - 1998. - № 9. - С. 3-5.
  7. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации /Под ред. А.А. Вешнякова. - М: Норма, 2003. С. 564-565.
  8. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А.В. Иванченко. - М.: Норма, 1999. - 856 с.
  9. Миронов Н.М. Выборы в Государственную Думу: реалии и нововведения // Адвокат. 2004. № 8. C. 23-24.
  10. Современные избирательные системы. Вып. 1: Великобритания, Канада, Мексика, Польша - М.: РЦОИТ: Норма, 2006. - 496 с.
  11. Шугрина Е.С. Местное самоуправление и пропорциональная избирательная система: добрососедство или противостояние? (Обзор заключений, направленных в Конституционный Суд Российской Федерации по делу об использовании пропорциональной избирательной системы на муниципальном уровне) / Е.С. Шугрина // Местное право. - 2011. - № 3.

ВЫБОРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Политические выборы являются одним из элементов функционирования политической системы. В современном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства, определяются кандидаты на выборные должности.

Функции выборов:

Артикуляция интересов различных социальных групп;

Обеспечение мирного перехода власти из одних рук в другие;

Формирование функционирующей представительной системы;

Урегулирование политических конфликтов мирным путем;

Формирование новой политической элиты и пополнение ее новыми кадрами;

Политическая социализация личности;

Формирование органов государственной власти и другие.

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право регулирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, свободных, прямых, тайных, и равных выборов. Следует различать активное и пассивное избирательное право. Личное участие гражданина в выборах представительных учреждений и должностных лиц определяет активное избирательное право. Право гражданина быть кандидатом на выборную должность определяется пассивным избирательным правом.

Выборы могут быть прямые, либо косвенные. В ходе прямых выборов избиратели сами, непосредственно избирают своих представителей в выборные учреждения, тогда как в процессе непрямых, косвенных выборов между избирателем и избираемым существует промежуточная инстанция – корпус выборщиков. Избиратели поручают выборщикам выбирать от их имени.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

С выборами связано понятие электорат. Электорат (от лат. elektor.– избиратель) – это совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.

Характерным явлением для многих стран является абсентеизм, т.е. равнодушное отношение части населения к политической жизни. Абсентеизм выражается в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах.

С целью привлечения граждан к участию в выборах используется политический маркетинг. Это совокупность теорий и средств, с помощью которых политические институты и организации разрабатывают свои программы и влияют на поведение граждан. Частью политического маркетинга является избирательный маркетинг. Это совокупность определенных правил и методов, используемых политическими партиями и их кандидатами для организации и проведения избирательной кампании. С помощью телевиденья, радио, листовок, плакатов политические партии и движения знакомят избирателей со своими предвыборными программами, демонстрируют достоинства своих кандидатов в представительные учреждения.

Результаты выборов в большой степени зависят от действующей в государстве избирательной системы.

ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ)

Избирательная система -это порядок организации и проведения выборов, распределения депутатских мандатов . В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная.

В основу мажоритарной системы положен принцип большинства (от фр. Majoritaire < majorite большинство < лат.major большой). Согласно этому принципу, избранным по избирательному округу считается кандидат (список кандидатов), получивший установленное большинство голосов. Различают две разновидности этой системы: мажоритарную систему абсолютного большинства (т.е. 50% + 1 голос) (Австрия, Франция, СНГ, РБ.) и мажоритарную систему относительного большинства , (т.е. больше чем у соперников) (Великобритания, Канада, США). При выдвижении нескольких кандидатов на выборах достичь абсолютного большинства в первом туре очень сложно. По этой причине в странах, где используется мажоритарная система в один тур (напр. Великобритания), а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал менее 50 % голосов. В тех же странах (например, Франция), где ни один кандидат не получает требуемого числа голосов (50%+1 голос от всех участвовавших в голосовании), проводится второй тур, в который выходят все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов. Во втором туре победителем признается кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей. В Беларуси также используется система абсолютного большинства. В отличие от Франции, во второй тур (если первый был безрезультатным) выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него.

В ряде стран, например, в США, существует правило, согласно которому кандидат, завоевавший абсолютное большинство (50+1 голос), получает все голоса выборщиков данного избирательного округа. Проигравший претендент не получает в этом избирательном округе ни одного голоса.

Главное достоинство мажоритарной системы, особенно в условиях политической и экономической нестабильности в стране, состоит в том, что она позволяет создать стабильное и сильное правительство, опирающееся на надежное большинство в парламенте . Кроме того, мажоритарная система предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства. Так, в англосаксонских странах в основном благодаря мажоритарной системе выборов в один тур сформировалась и поддерживается т.н. двухпартийная система. Во Франции выборы по мажоритарной системе в два тура содействуют объединению основных политических сил в два блока.

Вместе с тем, для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Здесь может не учитываться, практически теряться воля 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, теряют возможность провести своих представителей в выборные органы.

Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут.

Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за неё проголосовало больше избирателей. Вполне типична и такая ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают разное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения . Это прерогатива пропорциональной системы.

Таким образом, мажоритарная система на первое место выдвигает эффективность управления государством за счет неравномерного распределения мандатов между конкурирующими политическими партиями.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами .

Выборы, проводимые по этой системе являются строго партийными (каждая из партий выдвигает свой список кандидатов). Если применяется система “связанных” или “жестких”, списков, то избиратель голосует за список той или иной партии целиком. При этом распределение полученных мандатов внутри списка партии осуществляется в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. В настоящее время эта система применяется в Израиле, Испании, Греции, Португалии, Коста-Рике. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, поскольку именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке. В ряде стран применяется иной вариант- система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций.

Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание ). Эта система применяется в Швейцарии и Люксембурге. Она позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам . Избиратель вправе отдать предпочтение кандидатам различных партий - смешанное предпочтение. В результате, создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.

Результаты голосования определяются по установленной квоте, то есть минимуму голосов, необходимых для избрания одного депутата. Квота определяется путем деления общего числа поданных по данному округу (стране) голосов на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный порог . Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. В России, Германии (смешанные системы), Италии он равен 5 процентам, в Венгрии и Болгарии - 4 процентам, в Турции- 10 процентам, в Дании-2 процентам. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.

По сравнению с мажоритарной пропорциональная система имеет по-крайней мере два основных преимущества .

1. Она позволяет создать такие центральные и местные представительные учреждения, состав которых более адекватно отражает фактическое соотношение партийных сил в стране.

2. Эта система , если она не искажена какими-либо дополнительными “правилами” (типа панаширования, избирательного порога), обеспечивает представительство даже небольшим партиям . О ее популярности свидетельствует тот факт, что в тринадцати из пятнадцати стран ЕС (исключение составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Недостатки данной системы являются продолжением её достоинств. В условиях многопартийности , когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций.

Может неправомерно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий , не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

Обе избирательные системы обладают как преимуществами, так и серъезными недостатками. Чтобы уравновесить крайности обеих систем, в некоторых государствах применяют смешанные системы, включающие элементы как мажоритарной, так и пропорциональной избирательной системы (ФРГ, Литва, Российская Федерация). При такой системе половина депутатов избирается в одноименных округах по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина - по пропорциональной системе с помощью партийных списков . При этом каждый избиратель обладает двумя голосами: один он подает за конкретного кандидата, второй - за список кандидатов определенной партии.

К достоинствам смешанной системы можно отнести укрупнение политических партий или их блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности; предоставление возможности сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

Безусловно, идеальной избирательной системы не существует, поскольку каждая из рассмотренных имеет свои достоинства и недостатки.



Похожие публикации