Возрастная психология полный жизненный цикл развития человека. Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл. Какие организмы размножаются спорами

Свободноживущие представители типа плоских червей живут по всему миру в водах морей, пресноводных водоёмах, влажных почвенных слоях, мхах. В основном это ресничные черви. Чаще всего хищники. Пищей им служат простейшие микроорганизмы, насекомые. К этому классу относятся планарии.

Заражению подвергаются позвоночные и беспозвоночные животные. В основном инвазии подвергаются млекопитающие (в том числе человек) и рыбы, являющиеся основными или промежуточными хозяевами для гельминтов.

Значение в эволюции

Значение плоских червей в развитии жизни на планете очень существенно. В процессе эволюции они были первыми во многих отношениях:

  • Симметрия тела. Из многоклеточных животных, они были первыми, у кого тело было симметрично относительно одной плоскости. Такую симметрию называют двусторонней.
  • Трёхслойность. Означает, что тело состоит из трёх типов тканей. Они развиваются из 3 лепестков зародыша, а не двух, как у живых организмов до этого.
  • Настоящие органы. Каждый из трёх видов тканей образует органы, выполняющие разные функции.

Строение

Какие из признаков отличают представителей этого типа живых существ? Отличительные признаки, показанные на схеме:

  • уплощённое тело, что и дало всему типу такое название;
  • голова и хвост чётко выражены;
  • тело симметричное. Правая и левая стороны подобны;
  • полости внутри тела нет, органы находятся в слое рыхлой мезодермы (паренхиме);
  • тело заключено в кожно-мускульный мешок.

Туловище покрыто оболочкой из слоя покровных клеток, под которым находятся три слоя мышечной ткани: кольцевой, продольной и диагональной. Эти слои называют кожно-мускульным мешком.

Центральная нервная система представляет собой пару узлов (ганглий) в головной части и парные стволы, проходящие через тело и соединяющиеся между собой множественными перемычками. Многочисленные окончания периферической нервной системы расходятся от стволов и ганглий. Они связывают ЦНС со всеми органами гельминта.

Для выведения продуктов жизнедеятельности из организма служат особые органы ‒ протонефридии. Вещества выводятся в межклеточное пространство - паренхимы, откуда выталкиваются через особые клетки при помощи движений ресничек. Такие клетки образуют один или два канала. Они выводят продукты распада с жидкостью через выделительную пору, находящуюся на поверхности тела.

У некоторых видов, ядовитые вещества накапливаются в специальных клетках ‒ атроцитах, являющихся своеобразными накопительными почками.

В основной массе, плоские черви ‒ гермафродиты. Оплодотворение происходит внутри тела одного гельминта. Лишь некоторые из сосальщиков имеют разделение на мужские и женские особи. Строение и расположение репродуктивных органов разнообразно и является одним из факторов классификации. Общим в строении репродуктивной системы у всех плоских червей, является наличие семенников, яичников, а также сложной системы канальцев, обслуживающих процессы оплодотворения и формирования яиц.

Жизненный цикл

Половозрелые плоские черви из класса сосальщиков обитают в организмах позвоночных, а выделяющимся с экскрементами яйцам, чтобы развиваться дальше, требуется водная среда. Когда выйдет готовая личинка, то она самостоятельно ищет промежуточного хозяина (определённый вид моллюска). Проникнув в его тело, переходит в стадию материнской спорацисты, которая сама способна к размножению. В результате появляется множество личинок другого уровня, способных найти следующего промежуточного ‒ травоядных, рыбу, улиток ‒ или окончательного хозяина ‒ человека.

Ученый-биолог Пратик Гурха считает, что ценовой график биткойна повторяет репродуктивный цикл биктерий. Согласно его наблюдениям, основанным на сравнении поведения курса биткойна с фазами развития бактерий, в ближайшее время курс биткойна возобновит рост и достигнет отметки $50 000.

Некоторые трейдеры в последнее время остерегаются ценовых прогнозов биткойна, а также различных интерпретаций технического анализа - и на то есть веские основания. С течением времени цена биткойна продемонстрировала явную непредсказуемость и волатильность, и лишь немногие криптоэнтузиасты способны точно спрогнозировать поведение данного актива на рынке. И хотя не существует «правильного» или «неправильного» способа проведения анализа биткойн-рынка, в данной деятельности, безусловно, ценятся опыт трейдинга, обширные знания о финансах и/или холодная статистика.

Именно на объективных наблюдениях и холодной статистике основано предположение междисциплинарного ученого Пратика Гурха, интересующегося экономикой и инновациями. По его словам, ценовое движение биткойна можно предсказать с помощью жизненного цикла простой бактерии в чашке Петри.

Анализ Гурха не надуманный, хоть и является довольно нетрадиционным. Гурха отметил, что диаграмма биткойна напоминает репродуктивную картину бактерии: лаг-фаза (фаза задержки размножения) — лог-фаза (экспоненциальная фаза) — стационарная фаза — фаза отмирания (логарифмической гибели).

На первом этапе (лаг-фаза) бактерии адаптируются к условиям среды. Вторая характеризуется экспоненциальным ростом (лог-фаза): бактерии делятся до тех пор, пока не достигнут границ, при которых окружающая среда не позволит поддерживать дальнейшую жизнеспособность популяции. После этого этапа, уже существующие бактерии питаются имеющимися ресурсами (стационарная фаза), пока не наступит истощение и смерть (фаза отмирания). Примечательно, что Гурха не упоминает последний этап в контексте биткойна, так как считает, что это не коснется криптовалюты.

Ученый перенес свою наблюдения на график биткойна и выразил в математической формуле. Гурха предполагает, что цена биткойна следует точно такому же жизненному циклу, как и бактерия, и уверен, что курс монеты будет продолжать вести себя аналогичным образом в будущем.

По прогнозу Гурха, биткойн, без сомнения, снова вырастет до $20 000, так как новый бычий цикл (экспоненциальная фаза) начнется со дня на день. Максимумы новой фазы, по прогнозу Гурха, достигнут $50 000, а будущие ралли позволят курсу биткойна добраться до отметки $250 000. В отличие от типичных технических анализов, Гурха использовал совершенно иной набор параметров, который, тем не менее, также указал на продолжение роста биткойна.

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Раздел I. Проблемы психического развития 7

Глава 1. Жизнь и деятельность 8

§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе 8

§ 2. Жизнь как совокупная деятельность 12

§ 3. Структура деятельности 14

§ 4. Ведущая деятельность 22

§ 5. Общение как вид деятельности 24

Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека 29

§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности 29

§ 2. Сенсорный уровень 33

§ 3. Перцептивный уровень 40

§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных 47

§ 5. Уровень психики человека 59

Глава 3. Мотивация 70

§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел 70

§ 2. Индивидуальность, личность, сущность 73

§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип 78

§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира 90

§ 5. Мотивация и типы характера 93

§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза 100

Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности 110

§ 1. Предмет и методы возрастной психологии 110

§ 2. Факторы и закономерности развития психики 120

Глава 5. Стадиальность психического развития 130

§ 1. Критерии периодизации возрастного развития 130

§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития 132

§ 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину 135

§ 4. Стадии развития взрослого человека 137

Глава 6. Развитие личности 143

§ 1. Периодизация развития личности по 3. Фрейду. 143

§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону 145

§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу 151

§ 4. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому 154

Глава 7. Интеллектуальное развитие 156

§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже 156

§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру 166

Раздел П. Развитие в детстве и отрочестве 171

Глава 1. Младенчество (до 1 года) 172

§ 1. Новорожденность 172

§ 2. Младенческий возраст 175

§ 3. Кризис 1 года 181

§ 4. Жизненный мир младенца 184

Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) 188

§ 1. Развитие психических функций 188

§ 2. Эмоциональное развитие 194

§ 3. Кризис 3 лет 197

§ 4. Развитие жизненного мира 200

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 204

§ 1. Игра как ведущая деятельность 204

§ 2. Развитие психических функций 211

§ 3.Развитие эмоций, мотивов и самосознания 218

§ 4. Развитие жизненного мира 226

Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению 232

§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет 233

§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 237

§ 3. Варианты развития 245

Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 251

§ 1. Кризис 7 лет 251

§ 2. Учебная деятельность 254

§ 3. Развитие психических функций 258

§ 4. Мотивация и самооценка 263

§ 5. Линии развития жизненного мира 272

Глава 6. Подростковый возраст (11—15 лет) 280

§ 1. Пубертатный кризис 281

§ 2. Развитие психических функций 284

§ 3. Развитие самосознания 287

§4. Подростковые реакции 294

§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы 303

§ 6. Линии развития жизненного мира 307

Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 315

§ 1. Переходный период 315

§ 2. Условия развития 317

§ 3. Стабилизация личности и самоопределение 321

§ 4. Линии развития жизненного мира 327

Приложение к разделу II. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению 336

Раздел III. Развитие зрелой личности 341

Глава 1. Юность (от 17 до 20-23 лет) 342

§ 1. Кризис 17 лет 342

§ 2. Условия развития 345

§ 3. Основные линии онтогенеза 354

Глава 2. Молодость (от 20 до 30 лет) 363

§ 1. Главные стороны жизни 364

§ 2. Основные линии онтогенеза 381

§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни 394

Глава 3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 400

§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность 401

§ 2. Отношения с детьми 407

§ 3. Зрелость и психологический возраст 415

§ 4. Основные линии онтогенеза 423

Глава 4. Поздняя зрелость (после 60-70 лет) 436

§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст 437

§ 2. Основные линии онтогенеза 443

§ 3. Конец жизни 455

Предисловие

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета времени. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, виртуальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечности. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и преодоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались подарить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о пространства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке присутствует и внутренний избыток времени, даже, возможно, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгновении — длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсивности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами времени». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будущего не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда останется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.

Все сказанное позволяет поверить в идею В. Хлебникова о существовании «Государства Времен». Если это кому-то покажется слишком торжественным или невероятным, пусть попробует возразить Л. Керролу по поводу того, что «время - действующее лицо». Ведь лицо выше государства! А раз лицо, то с ним, как минимум, следует быть вежливым, что и делают авторы настоящей книги, посвященной возрастной психологии, т.е. развитию человека во времени. Вне категории развития психология как наука едва ли возможна, поскольку человек никогда не равен самому себе. Он либо больше, либо меньше самого себя. Ему непрерывно приходится преодолевать не только пространственные, социальные, но и «хронологические надолбы и рвы» (Г. Адамович), выбираться из «хронологической провинции» (С.С. Аверинцев).

В свете сказанного вся психология должна была бы быть возрастной, точнее, психологией развития. Этому мешает то, что мы весьма смутно представляем себе, что такое возраст, что такое возрастная норма и есть ли она вообще. «Норма развития», действительно, звучит странновато, так как норма родственна границе, пределу, стандарту, наконец. Но ведь то, на что способно человеческое тело, никто еще не определил, и никто не опроверг это давнее утверждение Спинозы. Значительно продуктивнее говорить о развитии как норме.

Мы, конечно, знаем, что есть время астрономическое, есть время содержательное, мерой которого являются наши мысли и действия, есть время психологическое, в котором присутствует весь человек со всем своим прошлым, настоящим и будущим, есть время духовное, доминантой которого являются представления человека о вечности, о смысле, о ценностях. Психологическое и духовное время перпендикулярны непрерывному астрономическому и дискретному событийному времени. На этой перпендикулярной оси (осях) строится высокий ли, низкий ли внутренний человек. Высота зависит от того, окажется ли человек на пересечении множества времен или запутается в их сетях. В первом случае он сможет сам выбрать осмысленный вектор своего дальнейшего движения, роста, развития, деятельности; но втором - окажется заложником, пленником внешних обстоятельств. Конечно, в развитии человека немалую роль играет случай, судьба, но еще большую собственное усилие Далеко не каждому выпадает оказаться в нужное время, в нужном месте. Мне уже приходилось извлекать полезные для психологии уроки из творчества О. Мандельштама. Приведу еще один из эссе поэта «Разговор о Данте»: «Дант никогда не вступает в единоборство с материей, не приготовив орган для ее уловления, не вооружившись измерителем для отсчета конкретного капающего или тающего времени. В поэзии, в которой все есть мера, и вращается вокруг нее и ради нее, измерители суть орудия особого свойства, несущие особую активную функцию. Здесь дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает». Подобные орудия, функциональные органы, новообразования создает и человек. В этом, собственно, и состоит суть развития. О. Мандельштам, например, умел слышать время. Он описал его шум. Человек всегда находится в живом, жизненном времени, которое отличается от хронологического времени жизни. Жизненное время определяет и жизненное пространство, жизненный мир человека, которому в книге уделено большое внимание. Зависимость, разумеется, взаимная. Художник Р. Пуссет-Дарт назвал одну из своих композиций: «Время есть разум пространства. Пространство есть плоть времени». Вместе они составляют хронотоп (термин А.А. Ухтомского), являющийся результатом и условием развития сознательной и бессознательной жизни. Хронотоп, как и все живое, упорно сопротивляется концептуализации. Его образ дал С. Дали в своих растекшихся часах на картине «Упорство памяти». Он же его и прокомментировал: «...это не только фантастический образ мира; в этих текучих сырах заключена высшая формула пространства - времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у Иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов - искорки, запускающие мотор мироздания».

Приведенные образы времени, пространства, хронотопа не так-то просто имплантировать в тело психологии, в том числе и в тело психологии развития. Развитие человека не линейно, не поступательно. О. Мандельштам писал, что «Прообразом исторического события - в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия событий можно считать Движение часовой стрелки по циферблату». Это полностью относится и к развитию культуры, в которой, согласно Ю.М. Лотману, сочетаются постепенные и взрывные процессы. Это же относится и к развитию отдельного человека. Оно, если происходит, событийно, в нем имеются незапланированные грозовые события, взрывы, взлеты, падения, новые рождения, описанные авторами кризисы Сказанное столь же несомненно, сколь и трудно поддается изучению, поскольку траектория развития каждого человека уникальна, неповторима, непредсказуема В этом сложность и прелесть науки о развитии человека, она вопреки всему все же возможна, что хорошо демонстрирует книга, которую предстоит прочесть читателю. Наука о психическом развитии человека представлена в ней как итог (разумеется, не последний) усилий многих поколений ученых, которые понимали драматичность и трагичность человеческого развития, вынося это понимание за скобки изложения своих результатов. Авторы настоящей книги последовали их примеру. Трагедия и драма - это все же прерогатива искусства. Впрочем, читатель с ним встретится в книге. Но многое ему придется самому вчитывать в эпическое изложение хода развития, представленное в ней.

Это можно делать так, как это сделал я, в настоящих заметках Можно (и нужно) делать это по-своему. Полезно попробовать в описаниях авторов узнать самого себя. Со своей стороны скажу, что такое узнавание в психологии развития достигается легче, чем в академической общей психологии.

В книге представлены не только детство и юность В ней представлена и зрелость, что в нашей литературе встречается не часто При ее чтении следует помнить, что достижения каждого возраста обладают непреходящей ценностью Мой учитель - выдающийся детский психолог А В Запорожец заботился об амплификации детского развития и не советовал проявлять неразумную торопливость, ускорять переход ребенка с одной стадии развития на другую. Нужно помнить и завет П А Флоренского о том, что гений - это сохранение детства на всю жизнь, а талант - это сохранение юности на всю жизнь.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. П. Зинченко

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Есть семилетний, довольно упрощенный полный жизненный цикл развития человека, многое рассказывающий о возрастах женщины. Его «авторство» приписывается разным культурам. Но едино одно - что «волшебное» число семь очень хорошо отражает возрастные границы.

  • До 7 лет - дитя ,
  • До 14 - девочка ,
  • До 21 - девушка ,
  • До 28 - воительница ,
  • До 35 - мать ,
  • До 42 - жена ,
  • До 49 - женщина ,
  • До 56 и дальше - сама мудрость .

Далее одни говорят, что циклы повторяются, а другие - что к 56 годам женщина либо познала сокровенную мудрость и может быть «старейшей женщиной рода», голосом самой Природы, либо - нет. А теперь поговорим о возрастной психологии женщины и полном жизненном цикле развития человека немного подробнее.

Только с семилетнего возраста «бесполый» человечек становится девочкой, ощущает свою принадлежность к женскому полу, хотя первые мысли о явных признаках собственной «инаковости» закладываются в 5 лет. А с 14 - ощущение собственных душевных порывов, пора влюбленностей и возникновения сильных чувств.

С 21 года начинается новая пора. Девушке, которая до того испытывала свои первые чувства и изучала внутренний мир, становится интересен мир внешний. Диана-охотница, воительница, пробующая свои силы в реальном мире и интересующаяся буквально всем - это девушка до 28 лет. Первые успехи окрыляют, первые раны заставляют задуматься.

И вот, к 28 годам девушка приходит с солидным багажом знаний. И даже если она вышла замуж в 20, то, по меркам возрастной психологии, только к 28 годам девушка приходит к возрасту зрелого и благодатного материнства - таков жизненный цикл человека. И в этом есть что-то безусловно правильное - только обретя собственное знание, можно передать что-то существенное следующему поколению.

До 35-ти женщина наслаждается счастьем материнства и построением «очага», уютом, бытом и собственной «ячейкой в обществе». Но подходя все ближе к следующему рубежу, она обнаруживает, что есть еще и другие интересы. А все предыдущие - семья, дом, стабильная и очень удобная работа - были всего лишь защитным панцирем, за которым можно было спрятаться от невзгод и заняться самым естественным для женщины - рождением и воспитанием детей.

Именно в возрасте 35-42 лет женщины обновляют свой социальный статус, меняют место работы и даже семью - настолько велико в этот момент ощущение, что все нужно делать заново. И желательно - наилучшим образом, ведь менять уже будет некогда...

К 42-47 годам женщина либо успокаивается в собственном одиночестве и статусе «разведенки», либо уже окончательно уверена в своей семье. Именно к этому возрасту наиболее применимо понятие «женщина» - уверенная в том, кто она, на что способна и во многом другом. Благ становится все больше, душевных сил и возможностей - тоже, но физическое угасание еще не ощущается слишком остро. К концу этого периода женщина наконец задает себе сакраментальный вопрос «кто я», «зачем я здесь», «откуда»...

И теперь это не те поверхностные вопросы, которыми задаются подростки или девы-воительницы, покоряющие мир - это настоящее путешествие в себя. Она наконец-то заглядывает в ту бездну, которая открывается перед каждым. Этот диалог с вечностью сулит либо возвращение к сиюминутным интересам и проживание жизни детей, внуков, правнуков... или подлинную мудрость, которая окончательно наступает к 56 годам .

Всякая возрастная психология, полный жизненный цикл развития человека от начала до духовной бесконечности, конечно же, весьма условны. В них есть место и расхождениям в 2-3 года, и самым настоящим отклонениям - когда тот или иной человек словно «застревает» на одном этапе или внезапно возвращается на предыдущий виток цикла. Но любое «несоответствие» даже условному жизненному циклу все равно выглядит весьма неестественно.

Циклы солнечной активности , их значение для жизни человека и человечества были рассмотрены российским ученым-энциклопедистом Александром Леонидовичем Чижевским (1897-1964). А. Л. Чижевский был человеком большой личной храбрости (во время Первой мировой войны стал Георгиевским кавалером), обладал разносторонними талантами в различных научных областях (известен как биофизик, естествоиспытатель, историк, являясь действительным членом многих академий мира и почетным профессором зарубежных университетов), а также в сфере искусства: занимался живописью и писал стихи, в которых звучали мотивы Космоса и беспредельности творческих возможностей человека.

Интересно!

В стихотворении «Гиппократу», начатом в 1915 г. (Калуга), продолженном в 1943 г. (Челябинск) и оконченном в 1952 г. (Караганда) , А. Л. Чижевский говорил о тайнах мироздания:

Мы дети Космоса. И наш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен,

Что чувствуем себя мы слитыми в одном,

Что в каждой точке мир - весь мир сосредоточен...

И жизнь - повсюду жизнь в материи самой,

В глубинах вещества - от края и до края Покрытая для нас еще великой тьмой,

Страдает и горит, нигде нс умолкая...

Судьба А. Л. Чижевского сложилась драматически, но даже необоснованные репрессии, которым он подвергся в годы культа личности Сталина, не сломили его творческую натуру.

Огромное влияние на мировоззрение А. Л. Чижевского оказало знакомство с основоположником теоретической космонавтики Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1935). Идеи тесной взаимозависимости человека и ритмов Вселенной нашли отражение в трудах А. Л. Чижевского. В его книге «Физические факторы исторического процесса» (Калуга, 1924) речь идет о том, что внутренняя жизнь Солнца постоянно испытывает ритмические колебания, связанные с изменением его активности. Полный цикл этих колебаний охватывает от 7 до 16 лет (чаще от 9 до 13). По мнению ученого, электрические процессы на Солнце оказывают воздействие на неорганическую и органическую природу земли: «Люди всегда чувствовали свою зависимость от Солнца, они угадывали, что судьбы Земли тесно связаны с судьбами Солнца» . Чижевский утверждал, что зависимость человечества от судеб Вселенной является не поэтической мыслью, а неоспоримой истиной, которая базируется на достижениях точной науки .

Запомнить!

А. Л. Чижевский выдвинул предположение о том, что развитие человечества связано с периодической деятельностью Солнца.

В целях доказательства своих идей ученый проанализировал огромный пласт времени: от 500 в. н.э. по 1914 г. Им было установлено, что насыщенность важными историческими событиями совпадает с моментами наивысшей активности Солнца. По его подсчетам, «в каждом столетии всеобщий цикл исторических событий повторяется ровно 9 раз <...> каждый цикл всеобщей исторической, военной или общественной деятельности человечества равен в среднем арифметическом 11 годам <...> Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцеде- ятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:

I - период минимальной возбудимости;

II - нарастания;

III - максимальный;

Интересно!

А. Л. Чижевским были составлены историометрические таблицы, подтверждающие его предположения. Так, применительно к определенным периодам развития человечества наблюдалось очевидное соответствие между увеличением «пятнообразовательной» деятельности Солнца и усилением военно-политической активности.

Согласно взглядам Л. Л. Чижевского, историческое время «измеряется при помощи конкретных физических единиц. Темпорализм социально- исторического процесса, являющейся во многом результатом субъективных его разночтений, соотносится со вполне объективной метрической шкалой и приобретает тем самым устойчивость и однозначность. Иначе говоря, всякий цикл мирового социально-исторического процесса представляет собой определенную измерительную единицу течения времени этого процесса, т.е. оказывается мерой времени в социальной жизни человека. Благодаря тому, что солнечные периоды более или менее правильно распределены во времени, следует считать, что исторические события имеют больше всего шансов возникнуть именно в определенные интервалы времени» .

Развитие этноса начинается с пассионарного толчка , связанного с началом становления этноса и появлением небольшого числа пассионариев и субпассионариев. После инкубационного периода этногенеза идет фаза подъема , сопровождающаяся устойчивым увеличением количества пассионариев. Ее сменяет акматическая фаза, число пассионариев достигает максимума, и из разрозненных этносов вырастает новый суперэтнос. Последующая фаза надлома свидетельствует о резком уменьшении пассионарного заряда, влекущим за собой раскол этноса. В ходе инерционной фазы пассионарность снижается постепенно, жизнь этноса обретает спокойный характер, а люди получают возможность наслаждаться материальными и культурными благами. Когда наступает фаза обскурации , субпассионарии стремятся избавиться от пассионариев и гармоничных людей, назревает распад этносоциальной сферы, наблюдаются упадок и деградация, в результате чего происходит либо гибель этноса, либо наступление мемориальной фазы, сохраняющей лишь воспоминания о прошлом. На фазе гомеостаза эта память исчезает и наступает период возвращения человека к природной гармонии. Процесс формирования и угасания этноса длится приблизительно 1200-1500 лет .

По мысли Л. Н. Гумилева, «изменения пассионарности в ходе этногенеза создают исторические события. Таким образом, история идет не вообще, а именно в конкретных этносах и суперэтносах, каждый из которых обладает своим запасом пассионарности, своим стереотипом поведения, собственной системой ценностей - этнической доминантой. И поэтому говорить об истории всего человечества не имеет смысла <...> Поэтому и все разговоры о “приоритете общечеловеческих ценностей” наивны, но не безобидны. Реально для торжества общечеловеческих ценностей необходимо слияние всего человечества в один-единственный гиперэтнос <...> Но даже если представить себе гипотетическое слияние человечества в один гиперэтнос как свершившийся факт, то и тогда восторжествуют отнюдь не “общечеловеческие ценности”, а этническая доминанта какого-то конкретного суперэтноса» (см. также главу 3, параграф 3.5; главу 6, параграф 6.5).

Концепция Л. II. Гумилева стала поводом для научных дискуссий и породила различные точки зрения. В частности, ученого упрекали в произвольном определении содержания и длительности тех или иных фаз развития этноса. Вместе с тем, по мнению отечественных исследователей, Л. Н. Гумилев, как и его предшественники, пришел «к осознанию того факта, что окружающий мир состоит из мириадов переплетающихся друг с другом событий, сущность которых часто скрыта, и необходимо углубленное изучение скрытых смыслов; что не существует какой-либо одной заданной ориентации человечества и одной ярко выраженной перспективы его развития»



Похожие публикации