Презентация по обществознанию проблема общественного прогресса. Презентация на тему "проблема общественного прогресса". Критерии общественного прогресса

Слайд 2

Общественный прогресс – это поступательное развитие общества по восходящей линии: от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

по какому пути идет общество - по пути прогресса или регресса?

Слайд 3

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй - «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Слайд 4

До 1500 гг. в Европе издавалось около 1 тыс. наименований книг за год. В 1950 гг. было издано 120 тыс. наименований книг за год. К середине 1960-х гг. мировое производство книг (включая Европу) достигло 1 тыс. наименований в день. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.) писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться». Что можно считать критерием прогресса?

Слайд 5

древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.XVIII в. французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794 гг.) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Эту веру в прогресс воспринял и Карл Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему развитию производства и самого человека.

Слайд 6

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Так, Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

Слайд 7

критерием может служить только постепенное приближение к правовому устройству (Шеллинг); Критерий прогресса в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества (Гегель); высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека; критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. переход от аграрного общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному, существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономика, культура и т.д.)

Слайд 8

Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Коллаж Екатерины Корневой БУДУЩЕЕ ЗА ГУМАНИЗМОМ

Слайд 9

Особенности социального прогресса:

Возрастание темпов социального прогресса, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. - различные народы развиваются с неодинаковой скоростью: одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии первобытно - общинного строя. Процессы могут быть разнонаправленными (прогресс – в одной области, регресс – в другой).

Слайд 10

Цена прогресса

1) Удобства городской жизни → «болезни урбанизации»: транспортное утомление, загрязнение воздуха, уличный шум → стресс, болезни органов дыхания.2) Стремление ускорить прогресс (20-30 – е гг. XX в.) в России привело к голоду, репрессиям, подчинению народа тотальному режиму

Слайд 11

http://www.allwomens.ru/mistika/filosofiya/ http://www.gamesby.net/games/review/1276.htm http://www.vestnikcivitas.ru/pbls/543 http://ecocrisis.wordpress.com/2008/07/12/ Источники: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г. Интернет – ресурсы:

Посмотреть все слайды

Слайд 2

Общественный прогресс

Понятие «общественный прогресс»; направленность общественного прогресса: прогресс и регресс, линейное и циклическое развитие; реформы и революции; критерии и противоречия общественного прогресса.

Слайд 3

«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему»

  • Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
  • Для регресса характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
  • Слайд 4

    Пути общественного развития

  • Слайд 5

    Эволюция

    • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
    • Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.
  • Слайд 6

    Революция

    • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
    • Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.
  • Слайд 7

    Реформы

    Реформы – это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.

  • Слайд 8

    Основные противоречия прогресса

    • Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
    • Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
    • Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.
    • Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.
  • Слайд 9

    Критерии общественного прогресса

    • До XVII – XVIII вв. - рост науки и разума.
    • И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума.
    • Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах.
    • К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.
    • Современная обществоведческая мысль - качество жизни.
  • Посмотреть все слайды

    1 слайд

    3. Верно ли суждение? А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед. Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба неверны. 4. Верно ли суждение? А. Исторический процесс прогрессивен. Б. Прогресс возможен только для отдельного человека. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба неверны; г) верно А и Б.

    2 слайд

    2. Революция это: а) быстрые, качественные изменения в жизни общества; б) медленное, постепенное развитие; в) состояние застоя; г) возвращение в исходное состояние.

    3 слайд

    4 слайд

    1. Под прогрессом понимается: а) упадок культуры; б) движение вперед; в) циклическое развитие; г) состояние стабильности.

    5 слайд

    6 слайд

    13. Критерием общественного прогресса можно считать: а) развитие разума; б) развитие производства, науки и техники; в) развитие нравственности; г) все перечисленное выше.

    7 слайд

    14. Верны ли следующие суждения? А. Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса. Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны. 15. Верны ли следующие суждения? А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

    8 слайд

    11. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений: а) внешние факторы, влияние природной среды; б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества; в) стремление людей к новому, более совершенному; г) все, перечисленное выше. 12. Что является высшим критерием общественного прогресса? а) развитие производительных сил; б) моральное, духовное состояние общества; в) человек, качество его жизни; г) развитие науки.

    9 слайд

    9. Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»: а) уровень (ступень) развития общества, его культура; б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития; в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким; г) развитие и переход общества от высшего к низшему.

    10 слайд

    10. Высшим критерием общественного прогресса, является: а) развитие производительных сил; б) моральное, духовно-нравственное состояние общества; в) степень возрастания человеческой свободы; г) развитие человеческого разума.

    «Общество как сложная динамическая система» - Функциональные связи. Саморазвивающаяся система. Духовные общественные отношения. Отношения между отдельными индивидами. Ученые. Сфера общественной жизни. Наличие благоприятных природных условий. Политическая сфера общественной жизни. Общество и культра. Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения.

    «Общество как социальная система» - Общество как социальная система. Классическое определение. Типология общества. Деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей. Классификация социальных систем по типу. Экономика. Системные качества. Социальные слои. Эмиль Дюркгейм. Социальный институт. Общественные образования.

    «Черты современного общества» - Сельское хозяйство. Аграрное общество. Компьютеры. Глобальные проблемы человечества. Возникновение рабочих. Конфликт поколений. Книги. Самопроверка. Культурное наследие. Мировое сообщество. Научно-техническая революция. Человечество. Поколение. Виды глобальных проблем. Черты современного общества. Современное общество.

    «Общество как система» - Общество в широком смысле. «globus» – лат. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Европейское общество Российское общество Английское общество. Глобальные проблемы современности. Макроструктура общества = общество как система. Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации.

    «Жизнь общества» - Верны ли следующие суждения об обществе? Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений. Что из перечисленного относится к эрзац-культуре? 1) художественные полотна 2) исторические памятники 3) предметы домашнего обихода 4) «мыльные оперы». Мифы, знания, идеи, украшения, обычаи, традиции, язык.

    «Общество» - Функция целеполагания. Понятие «общество». Изменения в социальной структуре общества. Функция интеграции. Страна. Постиндустриальная цивилизация. Автономность. Цивилизационный подход. Виды социального прогресса. Социальный прогресс. Самодостаточность. Общество. Влияние территории. Основные признаки общества.

    Всего в теме 18 презентаций

    Класс: 10

    Мыслители с древних времен задумывались над вопросом, в каком направлении развивается общество. На этом уроке была предпринята попытка проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.

    По какому пути идет человечество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно людям лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего.

    В историческом развитии прослеживается единство исторического процесса. Но вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Путь отрицания единства истории может привести к полной изоляции, отрыву от внешнего мира. Также нельзя отрицать многообразие развития. Каждый народ имеет свою историю, свой язык, свою культуру.

    Прогресс человечества выглядит не как восходящая линия, а как ломанная кривая: подъемы сменялись спадами, расцвет – упадком, за реформами следовали контрреформы. Прогрессивные сдвиги в той или иной области могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

    Чтобы оценить эти противоречивые процессы, необходимы критерии общественного прогресса. Это и увеличение свободы человека по отношению к природе, и уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека, и увеличение человеческого счастья и добра.

    Урок был проведен в 10 классе.

    Цель урока: в соответствии со стандартами второго поколения содержание урока становится лично значимым только в том случае, если оно воспринимается учеником через свой субъективный образ. На этом уроке была предпринята попытка проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.

    Задачи урока: объяснить понятия и термины: “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “историческая альтернатива”, “критерий прогресса” с т.зр. своего субъективного опыта; показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения находить нужную информацию по теме, анализировать ее, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

    Тип урока: урок-проблема.

    План урока.

    1. Понятие “движение”.
    2. Организационный момент (мотивация, настройка на урок).
    3. Многообразие путей и форм общественного развития (выявление субъективного опыта).
    4. Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса (актуализация знаний).
    5. Противоречивость прогресса.
    6. Критерии общественного прогресса.

    Ход урока

    1. Какой смысл вы вкладываете в понятие “движение”?

    Приведите примеры:

    • движение небесных тел,
    • движение частиц, перемещение ионов в электрическом поле,
    • течение реки,
    • движение поезда,
    • эволюция,
    • развитие науки и техники,
    • общественное движение,
    • смена общественно-экономических формаций,
    • развитие цивилизаций,
    • общественный прогресс.

    Даем общее понятие: движение – это изменение чего-либо.

    Смотрим в философский словарь: движение – философская категория, которая отражает любые изменения в мире. Движение является способом существования материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в абсолютном покое не существует.

    2. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – О движении.

    О каком движении? – О развитии общества, т.е. будем анализировать ход исторического развития.

    Как развивается общество?

    Этот вопрос интересовал человечество с древнейших времен.

    Для анализа учитель предлагает взгляды некоторых древних мыслителей.

    • Древнегреческий поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э.) писал, что человечество от лучшего “золотого” века перешло сначала к веку “серебряному”, а затем к веку “железному”, который принес войны, где повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
    • Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
    • Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуются ростом культуры и улучшением жизни людей.

    Анализируя высказывания древних мыслителей, ученики говорят о том, что можно согласиться с представленными взглядами всех философов. Действительно, в истории существовали времена, когда разрушались империи, гибли цивилизации. Вместе с тем приводились аргументы, что истории локальных цивилизаций в какой-то степени повторяют друг друга. Согласны они и с т.зр. Демокрита, что с древнейших времен происходит развитие культуры, улучшаются условия жизни человека.

    Как же нам разобраться в движении исторического процесса?

    Для этого существует понятие “общественного прогресса”.

    Что вы знаете об общественном прогрессе?

    Десятиклассники, исходя из своего субъективного опыта отмечают, что общественный прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному. И, наоборот, для регресса характерно движение вспять, возврат к изжившим себя формам и структурам, деградация.

    Далее ученики приводят примеры из истории. Они обращают внимание, что человечество изначально жило в первобытном обществе, затем постепенно образуются государства со своими законами, средневековье, Новое время и т.д. Получается, что человечество проходит одни и те же ступени развития и экономического, и социального, и культурного. Несмотря на различие народы едины в своем стремлении к счастью и лучшей доле. Только скорость развития у народов разная. Есть страны, которые вырвались вперед, а существуют отсталые страны, которые догоняют более развитые государства. История выступает как единый процесс непрерывного развитии. В этом сходстве прослеживается единство исторического процесса .

    Но вместе с тем, некоторые ученики приводят примеры о том, что в историческом процессе никакого единства нет, и история разных государств распадается на множество своих собственных путей развития, не похожих на другие страны. Своим путем идут русские, китайцы, англичане, французы…. У каждого народа своя история, культура, свой язык, свои собственные природные условия. В этих примерах мы наблюдаем многообразие исторического развития .

    Значит, историческое развитие сочетает в себе одновременно и единство и многообразие. Но многообразие осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса. Следовательно, возможны различные варианты решения назревших проблем, т.е. существует историческая альтернатива.

    Прокомментируйте, что собой представляют пути отрицания единства истории и многообразия развития. Какие последствия ожидают страну, избравшую один из этих путей?

    Итак, общественное развитие включает в себя:

    • единство исторического процесса,
    • многообразие путей и форм развития человечества,
    • особенности исторического развития,
    • особенности культурного развития,
    • неодинаковость развития.

    Значит ли это, что каждой стране предопределен свой вариант развития и он является единственно возможным?

    – Нет, существуют различные варианты решения проблем (историческая альтернатива). Например, в 1917–1918 гг. перед Россией возникла альтернатива: либо демократическая республика, либо республика Советов во главе с большевиками.

    Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции – единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

    Кто осуществляет выбор?

    – В зависимости от исторических условий это могут быть и государственные деятели, и элиты, и народные массы.

    После выявления субъективного опыта непосредственно переходим к актуализации знаний.

    Существует ли прогрессивное развитие?

    Ученикам предлагается презентация, заранее подготовленная учеником класса. Ее надо внимательно посмотреть и по ходу презентации составить таблицу. После ответить на вопрос: С кем из мыслителей вы согласны и почему?

    Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса.

    При обсуждении взглядов ученых ученикам предлагается представить ход истории графически. На доске изображаются разные схемы.

    По каждому из этих графиков приводятся примеры из исторического развития.

    Вопросы к схемам.

    1. Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками?
    2. Покажите на конкретных примерах плюсы и минусы общественного процесса.

    Вы убедились, что общественный прогресс – это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса.

    Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

    6. Для этого нужно установить, что является общим критерием общественного прогресса. Какие изменения в обществе следует считать прогрессивными, а какие – нет.

    Вопрос о критериях прогресса занимал великие умы ученых и философов разных эпох.

    • А. Кондорсе и другие просветители критерием прогресса считали развитие разума человека.
    • Социалисты-утописты – принцип братства людей.
    • Ф.Шеллинг говорил о постепенном приближении человечества к правовому государственному устройству.
    • Г.Гегель критерием прогресса считал сознание свободы.
    • А.Вознесенский отмечал, что “все прогрессы реакционны, если рушится человек”.

    Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

    В конечном итоге ученики приходят к выводу о том, что прогрессивным развитием можно считать такие условия жизни, которые создают как можно больше возможностей для развития самого человека: свободы, разума, нравственности, творчества.

    Человек, его жизнь, свобода признаются высшей ценностью. В данном случае мы с вами говорим об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению человечности, гуманизма.

    Приложение 1, последний слайд.

    1. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60–70 гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А политику 80-х гг. ХХ в.? Аргументируйте свою позицию.
    2. Подумайте, прогрессивна ли деятельность Петра I, Наполеона Бонапарта, П.А.Столыпина. Свою оценку аргументируйте.
    3. К какой из представленных в документе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Гвиччардини (1483–1540): “Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который его тщательно наблюдает и обдумывает”?
    4. Некоторые ученые, изучающие современное социальное развитие, обратили внимание на явления, которые они назвали “варваризацией” общества. К ним они отнесли снижение уровня культуры, в частности языка, ослабление моральных регуляторов, правовой нигилизм, рост преступности, наркомании и другие подобные процессы. Как бы вы оценили эти явления? Каково их влияние на общество? Определяют ли эти тенденции характер развития общества в обозримой перспективе? Свой ответ аргументируйте.
    5. Советский философ М.Мамардашвили (1930–1990) писал: “Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком”. Каким образом эта мысль философа связана с идей прогресса?

    Домашнее задание: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса, базовый уровень, стр. 328–341, в тетради работа с документом стр. 340–341.



    Похожие публикации