Мастер-класс на тему «Синквейн в речевом развитии дошкольников. Конспект занятия по развитию речи «Весна» с использованием «синквейна» в творческом объединении «Школа «Гармония Синквейн развитию речи старшей группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 общеразвивающего вида»

г. Печора

«Использование инновационной технологии Синквейн»

в речевом развитии дошкольников

(Из опыта работы)

Воспитатель: Нина Николаевна Оленева

10.11.2015г.

Практика моей работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

? во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дошкольники присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

? во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

? в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Одним из видов моделирования является синквейн . Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам . В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи . Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Функции синквейна.

1) Способствует речевому развитию:уточнение, активизация словаря детей,закрепление знаний о частях речи.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы.

2) Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.

3) Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4) Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5) Содержит игровой момент.

6) Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна.

Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.

Работа по обучению детей составлению синквйна велась несколькими этапами.

На начальном этапе мной использовались следующие упражнения:

o «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

o «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

o «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

o «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

o «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

На втором этапе вводилось понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель – предмет(игрушка, картинка). Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

На третьем этапе вводилось понятие «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовилась платформа для последующей работы над предложением.

На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливали материал для распространения предложения определением.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Начинать надо с простых понятий,знакомой темы.Например, «Игрушки»:

1.Машинка.

2.Красная, быстрая.

3.Едет, гудит, везет.

4.Я люблю играть машинками.

5.Игрушка.

Синквейн используется мною:

1) На НОД для закрепления изученной лексической темы.

2) Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

3) На НОД по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

v к одному слову-предмету по лексической теме

v к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

v составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.

v коррекция и совершенствование готового синквейна

v анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить). «Составь загадку», «Отгадай загадку».

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.

Выводы:

§ Синквейн помогает пополнить словарный запас.

§ Синквейн учит краткому пересказу.

§ Синквейн помогает развить речь и мышление.

§ Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

§ Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

§ Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

§ Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Эльвина Азатовна
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Современная жизнь диктует свои законы : речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования . На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем : бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая , ежедневная, необходимая работа .

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования , которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей . Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов .

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи , является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна .

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи , позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем , что прежде всего :

Открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК ;

Способствует обогащению и актуализации словаря;

Является диагностическим инструментом;

Носит характер комплексного воздействия (развивает речь , память, внимание, мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

я-вляется игровым приемом;

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями : слово-предмет, слово -действия, слово-признак.

Согласовывать слова в предложении

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех !

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой методикой.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять» , что означает «стихотворение из пяти строк» , которые пишутся по определенным правилам.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии , основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже . В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи , интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие :

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ;

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы) . Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно . Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов , а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи .

Алгоритм синквейна для детей , которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме : одно слово-предмет.

Также в своей работе я использую схему составления синквейна изображенную на сладе 11. Слад 11.

Условные обозначения :

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста .

Можно ли учить составлять синквейны детей , ещё не умеющих читать?

Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех . Составление синквейна похоже на игру , ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Например,

Кто? Кукла

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» , и «слово, обозначающее действие предмета» , мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением . Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» , мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

Что изображено на картинке : кошка лежит, чайник кипит.

Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон) .

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет» , «слово-действие» , «слово-признак» , «предложение» . Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн , но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах , в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны , в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными :

К одному слову-предмету по лексической теме

К разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

Составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз , входящих в состав этого синквейна .

Коррекция и совершенствование готового синквейна

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получаются синквейны . Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа , но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн , который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные) . Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов . По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Синквейн для дошкольников – это :

Средство творческого самовыражения ребёнка;

Игровой способ обогащения словарного запаса;

Подготовка к краткому пересказу;

владение понятиями : слово-предмет (живой-неживой, слово-действие, слово-признак;

Умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;

Увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Татьяна Салмина

МАДОУ «Детский сад №7 «Сказка»

Современные формы и методы работы по развитию речи дошкольников .

Синквейн .

Подготовила :

воспитатель Салмина Т. С.

Курчатов – 2016г.

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания» . На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей - явление очень редкое. В чем же проблема? А проблем существует много - это бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. А если у детей есть нарушения в речи, то речь таких детей характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, трудностью в выделении главной мысли.

И одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна , который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей.

Синквейн - это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Использование дидактического синквейна в работе позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем

Вывод : Если применять методику синквейн в коррекционно- развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности, то у детей увеличивается словарный запас, речь станет богаче, что в свою очередь, будет способствовать развитию связной речи. Дети будут проявлять интерес к учебной деятельности, на протяжении всего занятия, самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. В результате у детей разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования , среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно : к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры :

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

Может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

Способен к принятию собственных решений.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее подходящих и эффективных методов и приемов коррекции речевых недостатков.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников .

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы : совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников . А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна .

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн , который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

Существуют определенные правила написания синквейна . Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку» .

1-я строка (вершина «елочки» ) – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки» ) – одно слово.

Что пишется в каждой строке?

Первая строка синквейна – заголовок , тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна .

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому , о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне , то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения) .

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа : знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет» , «слово-определение» , «слово-действие» , «слово-ассоциация» , «предложение» , введение символов этих слов.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета» , мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом) .

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря.

Формы организации образовательного процесса :

1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .

2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?» , «Отгадай загадки» , «Узнай по описанию» , «Скажи, какой? какая? какое? какие?» , «Подбери признаки» , «Кто что делает?» и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.

3. Дидактические игры «Найди пару» , «Кто что делает?» , «Слова с противоположным значением» и др. Мною использовались настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи» .

4. Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов) .

5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки» , «Что мы делаем – не скажем» , «Живые слова» и другие) .

6. Мультимедийные презентации (материалы с сайта «Планета детства» , а также авторские презентации).

Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями : «слов-предметов» , «слов-определений» , «слов-действий» , «слов-ассоциаций» , схемой предложения. Вот так выглядят символы слов, которые на II этапе составят алгоритм дидактического синквейна .

II этап – основной (январь – май первого года обучения) .

Цель : знакомство с алгоритмом составления синквейна , формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога) .

Существует алгоритм синквейна для детей- дошкольников , которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое , четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно . Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

III этап практический (до конца второго года обучения) .

Цель : Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

О чем можно составить синквейн ?

О природе;

О картине и литературном герое;

О маме и папе;

О настроении;

По всем лексическим темам.

Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

На слайде Вы видите пример составленного ребенком синквейна об осени : «Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица!» Составление синквейна похоже на игру , ведь сочинять весело, полезно и легко!

На каком этапе логопедической ОД можно использовать прием составления синквейна ? Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» логопедической образовательной деятельности.



Таким образом, синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников . В чём же его эффективность и значимость?

Синквейн является простым игровым приемом. Синквейн могут составить все .

Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Активизирует познавательную деятельность детей : учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО.

Выводы :

Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их ) .

Синквейн позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем : информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Примеры синквейна :

Список литературы :

Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников . Журнал «Логопед» № 5 (2005) .

Коноваленко В. В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

Ушакова О. С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста . – Владос – Москва,2010.

Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников » . – Т. Ц. Сфера, 2005.

Ушакова О. С. «Придумай слово» . – Т. Ц. Сфера, 2010.

Подготовила воспитатель: Шуваева О.А Новокузнецк 2017 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 133»

Введение

Глава 1.Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников

1. 1 Что такое синквейн

1. 3 Составление синквейна при помощи символов

Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

2. 1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:

  • Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
  • Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
  • Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Глава 1.Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников.

1. 1. Что такое синквейн.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» .

Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.

Специалисты отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Цель игровой технологии «Синквейн» : развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

Задачи:

  • закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета
  • научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений
  • учить выделять главную мысль, классифицировать
  • автоматизировать корригируемые звуки речи
  • пополнять и активизировать слова
  • формировать умение кратко пересказывать текст
  • обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны.

Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

1. 2 Алгоритм составления синквейна

Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.

  • Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь) .
  • Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
  • Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.
  • Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  • Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.

Пример: тема «Деревья» .

  1. Береза.
  2. Тонкая, белоствольная.
  3. Растет, зеленеет, радует.
  4. На берёзе растут почки.
  5. Лиственное дерево.
  6. 3 Составление синквейна при помощи символов

Условные обозначения слов для составления синквейна:

Слово – живой предмет (кто?)

Слово – неживой предмет (что?)

Слово – определение (какая? какой? какое?)

Слово – действие (что делает?)

Предложение из четырех слов

Слово – ассоциация (синоним первого слова)

Алгоритм составления синквейна при помощи символов

На доске Используя дидактическое пособие

(елочка с кармашками)

Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. 1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн можно составить о природе, о картине и сказочном герое, о маме и папе, о настроении. Можно с помощью синквейна сочинить стихотворение на любое событие или праздник. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умение находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять его только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями!

2. 2. Примеры синквейнов составленными детьми

1. Тема «Игрушки» .

Медвежонок

Коричневый, мягкий

Сидит, умывается, ест

Мишка косолапый любит мед

2. Тема «Деревья» .

Высокая, стройная

Качается, шелестит, растет

У березы собирают березовый сок

3. Тема «Воздушный транспорт»

Вертолёт

Быстрый, удобный

Летает, перевозит, садится

Вертолёт похож на стрекозу.

Транспорт

Заключение

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Список литературы:

  • Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
  • Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005) .
  • Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.
  • Ушакова О.С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.
  • Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» . – Т.Ц. Сфера, 2005.
  • Ушакова О.С. «Придумай слово» . – Т.Ц. Сфера, 2010.

Цель :

Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию .

Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.

Совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 5-ти до автоматизма. Развивать умение быстро придумывать предложения из 3 и более слов с опорой на тему, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги .

Развивать ассоциативное мышление и память.

Воспитывать познавательную, творческую активность, самостоятельность.

Привлекать родителей к составлению синквейнов дома вместе с детьми.

Оборудование : альбомные листы по количеству детей, фломастеры , авторучки по количеству детей, черный маркер, ватман.

Представляю вашему вниманию мастер-класс «Использование технологии

«Синквейн » в речевом развитии дошкольников ».

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей . Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн .

Слово "синквейн " происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам :

1 строчка - одно существительное;

2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи , в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников .

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все .

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Виды работы над синквейном .

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну .

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна . (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы , первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн :

На занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование : .

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их ) .

Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования , которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при , ежедневная, необходимая работа.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи , является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна . Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры .

Синквейн используется как метод развития образной речи , позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников»

«Использование технологии « Синквейн » в речевом развитии дошкольников »

Цель :

Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию .

Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.

Совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 5-ти до автоматизма. Развивать умение быстро придумывать предложения из 3 и более слов с опорой на тему, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (находить безошибочно левый нижний угол, центр листа) .

Развивать ассоциативное мышление и память.

Воспитывать познавательную, творческую активность, самостоятельность.

Привлекать родителей к составлению синквейнов дома вместе с детьми.

Оборудование : альбомные листы по количеству детей, фломастеры , авторучки по количеству детей, черный маркер, ватман.

Представляю вашему вниманию мастер-класс «Использование технологии

« Синквейн » в речевом развитии дошкольников ».

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей . Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн .

Слово " синквейн " происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам :

1 строчка - одно существительное;

2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи , в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников .

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все .

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна

Виды работы над синквейном .

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего) .

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна . (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы , первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн :

На занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование : «кто назовет больше нужных слов» .

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их ) .

Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования , которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая , ежедневная, необходимая работа.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи , является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна . Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры .

Синквейн используется как метод развития образной речи , позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем , что прежде всего :

Открываются новые творческие интеллектуальные возможности

Способствует обогащению и актуализации словаря

Является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)

Носит характер комплексного воздействия (развивает речь , память, внимание, мышление)

Используется для закрепления изученной темы

Является игровым приемом

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Алгоритм синквейна для детей , которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех !

Ход импровизации.

Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов . Вам знакомо это слово? Давайте сначала вместе с вами произнесем это необычное и незнакомое слово « синквейн » , чтобы вы запомнили его хорошо (проговариваем несколько раз) .

Что же означает это необычное для нашего слуха слово « синквейн » ? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму) .

Приступим к составлению совместного синквейна , и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю) . Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх : от 5 до 1.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему : «цветы» , например. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре Вашего листа, можно схематично.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название цветка (я пишу - ромашка) .

2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белая, очаровательная) .

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, завораживает, манит) .

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи .

(Как я люблю собирать ромашки)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (любовь)

«Ромашка. Белая, очаровательная. Растет, завораживает, манит. Как я люблю собирать ромашки! Любовь!

Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2) .

Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны ) . Кому из вас понравились такие стихи?

Когда придете домой - научите своих родных и близких составлять синквейны .

Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получаются синквейны . Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн , который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные) . Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов . По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Когда дети приобретут опыт в написании тданной технологии , можно организовывать выставки, конкурсы детских в группе, в раздевалке, дополнив каждый стих фотографией ребенка. Победители выявляются путем голосования. Это раскрепощает не только детей, но и взрослых, быстро преодолевается страх и неловкость перед аудиторией.

Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы с Вами воспитаем не одного поэта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №38

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов

«Технология синквейн в развитии речи дошкольников»

«Использование технологии «Синквей» в речевом развитии дошкольников»

Подготовила и провела:

воспитатель МБДОУ №38

Квитко Н.А.

г.Солнечногорск




Похожие публикации