Низкий дом с голубыми ставнями выразительные средства. «Низкий дом с голубыми ставнями…» С. Есенин. Тест по стихотворению

Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго "богатого" этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю. Но здесь заботятся о красоте - красят ставни в красивый цвет неба.

Сергей Есенин заявляет, что этот дом ему никогда не забыть, хотя прошло много лет, но кажется, что все было только вчера. Поэту продолжает снится "наше" поле, лес, луга. Он с детства считал своим, родным то, что вокруг этого дома. Что же там в этом низеньком доме было такого особенного? Собственно, в стихотворении сам дом не описывается, оставаясь символом.

Два раза (в начале и конце стихотворения) поэт здесь сравневает ее бледное и "бедное" небо с бедненьким и сереньким ситцем, но никакая бедность не делает любовь поэта к родному краю меньшей. Тема нищеты продолжается в "тощей дали", в журавлях, которые никогда сытно не ели... Автор говорит, что полюбил этих птиц, то есть можно сделать вывод о том, что раньше они могли своим тоскливым курлыканьем вызывать у него раздражение. Журавли эти видели лишь, как и он, кривые деревья, а слышали только свист соловья. Тут будто мерещится образ соловья-разбойника, ведь дальше написано, что от этого свиста можно умереть.

Есенин говорит, что с возрастом "разучился" восхищаться, ушли бурные чувства из-за усталости и разочарований. И все-таки это тихое чувство к дому и ко всему вокруг него сохранилось, и оно греет. Именно из-за такого, но для каждого своего собственного дома или двора в сердце рождается нежное и грустное чувство. Так развивается патриотизм и сама душа.

Впрочем, Есенин сам признается, что хотел бы разлюбить эту русскую грусть и нищету, но не может. И никто из полюбивших Россию тоже не может это забыть.

Анализ стихотворения Низкий дом с голубыми ставнями по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Каменщик Брюсова

    Безусловно, поэт представляет собой своеобразное зеркало, которое отражает движения в обществе, а в начале 20 века, когда Брюсовым было написано стихотворение каменщик, движения были революционными.

  • Анализ стихотворения Ну целуй меня целуй Есенина

    Наверное, каждому известно о том, что Есенин женился три раза. Каждая из его женщин была не похожая на предыдущую. И все они оказались не очень удачными.

  • Анализ стихотворения Забелелся туман за рекой Сологуба

    В стихотворении «Забелелся туман за рекой…» поэт-символист Федор Сологуб приглашает читателя в свой особый мир – мир тончайших оттенков чувств и красок, мир неведомого и невыразимого.

  • Анализ стихотворения Юность Есенина

    Стихотворение Юность относится к ранним есенинским произведениям и как подобает всякому молодому юноше, Есенин активно влюблялся в собственных сверстниц. В частности есть даже довольно точные сведения

  • Анализ стихотворения Толстого То было раннею весной…

    Произведение относится к позднему творчеству поэта и представляет собой лирическое сочинение в виде ретроспективного взгляда на ушедшую юность.

Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании. Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда, — Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. Никогда не изменял он своей вечной религии — любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой: Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться… Или в другом стихотворении: Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу. Есенин — пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в рассматриваемом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников: …Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали. Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый… Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины, что придает им особое очарование. Многие слова он и сам «достраивает» так, чтобы они пелись. Например, «но ведь дуб молодой, не разжелудясь…». Откуда это «не разжелудясь»? Или «все спокойно впивает грудь». А взялось все это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен. Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни: Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши. Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте: До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями — может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого… Вообще фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голубо-прозрачным чувством. Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении: …И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Потому так и днями недавними Уж не юные веют года… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 году, написал о своем впечатлении: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей“, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

Есенин свою малую родину, село на Рязанщине, в стихах вспоминал часто. Его ранние произведения идеализировали деревню, приукрашивали, накидывали на нее романтический флер. Стихотворения двадцатых годов, последнего периода жизни рано ушедшего поэта, напротив, пронизаны глубокой печалью, как бы покрыты «сереньким ситцем», который трудно отличить от савана. Одно из произведений последних лет - «Низкий дом с голубыми ставнями», дата написания которого, 1924 год, проставлена по времени первой публикации.

Главная тема стихотворения

Стихотворение являет собой признание поэта в любви к родительскому дому, появляющемуся в воспоминаниях из «сумрака» ушедших годов. Настроение лирического героя обозначено уже с первых строк: бедный, старый дом трогательно заботиться о своей красоте, украшая себя голубыми ставнями. Такая же грустная и трогательная любовь к нему мучительно тревожит сердце поэта. Ему печально, что теперь над ним «уж не юные веют года», и ушло былое восхищение родными местами, его заменила «нежность грустная русской души».

Есенинским узнаваемым образом поздней лирики стала журавлиная стая. И здесь она «с курлыканьем» улетает в седые дали. Поэт печалится о том, что под «бедными небесами», среди берези, цвети, да кривого и безлистого ракитника журавлиная жизнь была не сытной и даже опасной - легко было умереть «от разбойного свиста».

Как видим, былая сила, свежесть, «буйство глаз и половодье чувств» которые бурлили в ранних «деревенских» стихах поэта, уступили место печали, сожалению об ушедших годах. Стихи о деревне все так же красивы, но привлекают теперь читателя неяркой красотой, блеклыми красками вечного осеннего пейзажа. Дважды в стихотворении использован образ дешевого, серенького ситца, с которым сравниваются небеса. Бедность деревенской природы еще более трогают сердце поэта, а вслед за ним и читателя.

Лирический герой откровенно говорит о том, что он никогда не вернется в любимую «глушь», ведь возвращение туда значит для него «пропасть», быть забытым. Читатель играет роль случайного собеседника, перед которым не стыдно признаться в душевной слабости или в смертельной болезни. В стихотворении лирический герой искренен, как на исповеди, он окрывает читателю больную душу, в которой поселилась грусть.

Структурный анализ стихотворения

Размеренность слога с использованием трехстопного ямба позволяет настроиться на меланхолию лирического «я» поэта. Много протяжных гласных звуков в словах и союзах. Поэт стремится не прерывать однотонное течение поэтической речи, что наиболее полно отвечает тематике и задачам произведения. Акцент в стихотворной строке делается однажды, при отказе от перекресной рифмы, когда поэт признается, что хотел бы избавиться от мучающей его любви к родным местам, но «не может научиться» этому. Стихотворение эмоционально сильно окрашено, вызывает ответный отклик на лирическую исповедь.

Стихотворением «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенин открывает читателю тайные уголки своей души, жалуется на охватившую ее тоску, признается в вечной любви к родным местам.

Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями»

Со слабыми учениками можно прослушать аудиозапись этого стихотворения, а потом потренироваться в его выразительном чтении, передавая интонацию грустного лиризма, но не анализировать его подробно.
С сильными учениками это стихотворение можно сопоставить с первым.

1) В каком году написано стихотворение? (1924 г.)

2) Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом...»? (6 лет)

3) Какое событие произошло за это время в России? (гражданская война)
4) Каким чувством пронизаны оба стихотворения? Подтверди своё мнение цитатами.

В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью , восхищение перед родимой землей.

Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние , как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно.

5) Сравни несколько строк из обоих стихотворений, обращая внимание на выделенные слова, и сделай вывод о том, какое стихотворение кажется более ярким, праздничным, а в каком больше грусти и тоски?


Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе.
В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры и эпитеты.

7) Обрати внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». В какие цвета они окрашены?
«Сереньким ситцем»,

«северных бедных небес»,

«нежность грустную »,

«седых журавлей»,

«в тощие дали»,

«сытных хлебов не видали»,

«ракитник, кривой и безлистый ».

Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.

8) Сравни два эпитета, которые повторяются в обоих стихотворениях? Как они противопоставлены друг другу?

«Голубая Русь» - «голубые ставни»

«Родимый дом» - «родимая выть»
«Голубая Русь» - «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.
«Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - родимая выть .

9) Как ты понимаешь значение следующих слов? Почему Есенин их использует?

березь да цветь

родимая выть

«Только видели березь да цветь...» -журавли видели не сытные хлеба, а березь , т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь , т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;

родимая выть. Выть - это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле.

10) Как ты думаешь, почему Есенин полюбил журавлей? Можно ли провести параллель между журавлями и самим поэтом?

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

В этих строках неосознанно видится параллель между образами журавлей, улетающих с родных полей, и поэтом, покинувшим любимую родину. Он так же, как те птицы, не видел «сытных хлебов», поэтому был вынужден уйти.

11) Как ты думаешь, почему стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками?

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда...

Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле. «Низкий дом с голубыми ставнями» символизирует собой тот родимый край, ту «голубую Русь», которую потерял поэт, однажды покинув её.



Похожие публикации