Российская академия народного хозяйства и государственной службы


^ Оперативно-розыскная деятельность – это система, которая базируется на научной, правовой и этической основах разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то государством органами и должностными лицами с применением гласных и негласных сил, средств и методов в целях предотвращения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших.

Таким образом, из определений, которые приведены выше следует в их содержании вычленить следующие понятия:

1. Деятельность как таковая – это занятия, труд, а оперативно-розыскная – разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т. е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

2. ОРД – разновидность деятельности государства. Только Республика Беларусь в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в процессе осуществления ОРД.

^ Выделяют следующие признаки ОРД:


  1. ОРД – это разновидность социально-полезной юридической деятельности.

  2. Данная деятельность осуществляется особой категорией субъектов – оперативными подразделениями правоохранительных органов и спецслужб, перечисленных в Законе «Об ОРД».

  3. ОРД главным образом носит негласный, секретный характер.

  4. ОРД осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных Законе «Об ОРД».

  5. Порядок проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий регулируется секретными ведомственными нормативными актами.

  6. В ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности допускается ограничение конституционных прав и свобод граждан (чего в такой степени не позволяет себе никакая другая деятельность).

  7. В процессе осуществления ОРД могут использоваться специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.

  8. Целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    1. ^ Предмет, задачи курса «Оперативно-розыскная деятельность в Республике Беларусь»

1. ^ Закономерности, характеризующие познавательную сущность ОРД (процесс образования. Обнаружения, проверки оперативно-розыскной информации):

Закономерности отражения в реальной действительности следов таких противоправных действий, которые трудно обнаружить гласными мерами, и для этих целей необходимо применение оперативно-розыскных сил, средств и методов;

Закономерности применения оперативно-розыскных сил, средств и методов, получения с их помощью информации, обеспечивающей решение задач ОРД;

Закономерности способа совершения преступления, поведения подозреваемого и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов для получения информации о нем.

2. ^ Закономерности, относящиеся к практическому решению задач борьбы с преступностью:

Закономерности, относящиеся к устранению обстоятельств и условий, способствующих совершению неочевидных преступлений (как использовать данные об этих обстоятельствах, не разгласив конкретных источников и способов их получения);

Закономерности, относящиеся к воздействию оперативно-розыскным путем на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, замышляющих и подготавливающих их;

Закономерности, относящиеся к раскрытию неочевидных преступлений;

Закономерности, относящиеся к розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести.

3. ^ Закономерности, относящиеся к организации ОРД. В рамках данной группы рассматриваются:

Изучение и оценка оперативной обстановки, складывающейся на территории или объекте;

Цели, достижение которых способствует решению задач, стоящих перед ОРД;

Совокупность сил и средств, применяемых при решении этих задач;

Формы и порядок взаимодействия оперативных аппаратов друг с другом;

Вопросы материально-технического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий;

Подбор, расстановка, обучение, воспитание негласных сотрудников и другие вопросы негласной деятельности.

4. ^ Закономерности, относящиеся к правовому регулированию ОРД. Эти наиболее существенные особенности определяют:

Предмет правового регулирования ОРД;

Систему норм, ее регулирующих;

Структура и содержание данных норм.

^ Задачами рассмтриваемого курса являются:


    1. вооружение обучающихся знаниями в области теории и практики ОРД;

    2. глубокое усвоение требований нормативных актов, регламентирующих ОРД, а также тактических возможностей сил, средств и методов, которыми располагают оперативные аппараты;

    3. формирование знаний, умений и навыков эффективного использования всего комплекса сил, средств, методов и форм ОРД в борьбе с преступностью.

^ 2.3 Виды и направления ОРД.
ОРД носит комплексный характер и в ее содержании можно выделить следующие виды деятельности: оперативно-розыскной процесс (как сугубо розыскная работа); административная оперативно-проверочная работа , т.е. обеспечение административно-правовых режимов с помощью оперативно-розыскных сил, средств, методов и действий.

В соответствии с положениями Закона, ОРД осуществляется по двум основным направлениям: 1) предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, а также выявлении и установлении лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ч.1 ст. 3 Закона об ОРД);

розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; (ч.2 ст. 3 Закона об ОРД); 2) розыск лиц, без вести пропавших (ч.2 ст. 3 Закона об ОРД); охрана государственных секретов (ч. 3 ст. 3 Закона об ОРД); добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь (ч. 4 ст. 3 Закона об ОРД).

^ 1.3. Элементы содержания ОРД
В качестве элементов содержания ОРД можно выделить следующие:

ОРД как непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;

Как составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный «голод» государственных органов власти Республик Беларусь;

Как организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативников;

Как компонент идеологической работы, направляемой на повышение правовой культуры участников данной деятельности, а также правовой культуры общества в целом;

Как научная работа;

Как педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической ОРД.

Как видим структура содержания ОРД многообразна, поэтому рассмотрим только некоторые его признаки.

^ Формы осуществления ОРД . Под формой понимается внешнее выражение содержания данной деятельности. ОРД осуществляется в двух взаимодополняющих формах – гласно и негласно.

Должностные лица, государственных органов, осуществляющих ОРД, могу официально (гласно) представлять интересы конкретного органа и выступать от его имени. Наряду с этим оперативник или лицо, содействующее проведению ОРД, могу осуществлять свои правомочия, предоставляемые Законом об ОРД, в негласной форме.

Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных средств и методов, напряду с гласными, является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поэтому общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы весьма затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленные преступления скрыто, с различными ухищрениями.
^ 1.4. Социальная роль ОРД. Она в границах своего предмета предназначена обеспечить реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции права Республики Беларусь, т.е. защищать присущими ей специфическими средствами человека, общество и государство от преступных посягательств. В этом заключается важнейшее проявление социальной роли ОРД.
^ 1.5 Соотношение ОРД со смежными видами деятельности.

Для выяснения сущности и содержания ОРД как относительно самостоятельного явления в общественной жизни определим точки соприкосновения ее с иными видами деятельности. Из достаточно широкого спектра таковых представляется актуальным сравнить оперативно-розыскную с социальной и юридической, контрразведывательной и разведывательной, уголовно-процессуальной и административно-процессуальной деятельностью.

^ А). Оперативно-розыскная и социальная деятельность.

ОРД является разновидностью социально полезной человеческой деятельности.

Социальная деятельность – это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектами (обществом, классом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов те или иные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

Социальная деятельность может быть как полезной, так и вредной для общества. Это противоправные общественно опасные деяния, а также различные социально-правовые негативные явления (коррупция, наркомания, проституция и др.) и социальные отклонения (бюрократизм, отклонения в сфере морали и др.).

^ Компоненты системы социальной регуляции : индивидуальная моральная норма;общепринятые представления о нормах и принципах морали (сюда относятся общественные нравы, общепринятые нравственные ценности, обычаи, традиции);моральные и нравственные идеалы, выражающие высшие цели и перспективу нравственного прогресса общества.

ОРД – это крайнее, вынужденное средство защиты социума от антиобщественных проявлений. Она должна проводиться только при наличии объективного затруднения или невозможности достижения цели защиты человека и общества от преступных посягательств посредством реализации иных законных средств (в частности, предусмотренных УПК).

^ Б). Оперативно-розыскная и юридическая деятельность.

Юридическая деятельность – это опосредованная правом трудовая, управленческая, государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, которая нацелена на выполнение общественных задач и функций. Она призвана удовлетворить общесоциальные, групповые и индивидуальные потребности и интересы.

^ Черты юридической деятельности: предметность; целесообразность; упорядоченность; избирательность; системность; планомерность; самоорганизованность и др.

^ ОРД и юридическая деятельность соотносятся как родовое и видовое понятие, и более объемным и широким понятием выступает юридическая деятельность.

В). Соотношение ОРД и контразведыватльной деятельности.

^ Контрразведыватльная деятельность (КРД) – деятельность органов государственной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Республики Беларусь.

^ Отличия ОРД от КРД.


  1. Целью первой является защита человека, общества и государства от преступных посягательств, а второй – обеспечение безопасности Республики Беларусь посредством противодействия разведыватльно-подрывной и иной деятельности, проводимой иностранными спецслужбами и организациями в ущерб ее жизненно важным интересам;

  2. Круг субъектов, осуществляющих ОРД, гораздо шире круга государственных органов, проводящих котрразведыватльную работу;

  3. Общие правила ОРД изложены в нормах Закона об ОРД, а контрразведывательные в специальных нормативно-правовых актах закрытого характера.
Контрразведыватльная деятельность осуществляется по средствам проведения оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, в органах КГБ Республики Беларусь ОРД осуществляется как самостоятельно (при реализации такого основного вида деятельности, как борьба с преступностью), так и как часть контрразведывательной деятельности.

^ Г). Соотношение ОРД и разведывательной деятельности.

Разведывательная деятельность – это системное применение специальных сил, средств, и методов и совершение специфических действий, проводимых с целью получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций (их представителей), потенциально или реально угрожающих безопасности Республики Беларусь.

^ Черты разведывательной деятельности.


  1. Разведывательная деятельность осуществляется за пределами Республики Беларусь.

  2. Ее основными «контрагентами» являются, с одной стороны Республика Беларусь в лице спецслужб, а с другой иностранное государство или международная организация.

  3. Разведывательная деятельность регламентирована специальными законодательными актами, нормативные предписания которых не распространяются на ОРД.
^ Д). ОРД и уголовно-процессуальная деятельность.

Несмотря на тесную взаимосвязь ОРД и уголовно-процессуальной деятельности, между ними существует ряд различий, а именно:


  1. ОРД осуществляется оперативными подразделениями государственных органов, перечисленных в ст. 7 Закона об ОРД, а уголовно-процессуальная – исключительно субъектами, указанными в уголовно – процессуальном законе.

  2. ОРД проводится в порядке, изложенном, как правило, в секретных ведомственных нормативных правовых актах, а уголовно-процессуальная – в порядке, предусмотренном УПК.

  3. В ОРД широко применяются негласные силы и средства, а в уголовно-процессуальной их применение недопустимо.

  4. Одним из последствий уголовно-процессуальной деятельности может стать привлечение виновного в совершении общественно опасного деяния к наказанию. Наступление такого правового последствия в ОРД исключено в силу положений, которые содержаться в Законе об ОРД.
^ Е). Соотношение ОРД, административной и административно-процессуальной деятельности.

ОРД преследует цель защиты человека и общества от преступных посягательств, а административная – в борьбе с менее общественно опасными деяниями – правонарушениями административного свойства.
^ 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1 Цели ОРД.

Целями ОРД выступают защита от преступных посягательствжизни, здоровья, права и свободы человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. В соответствии со ст. 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. ОРД призвана обеспечить охрану этих ценностей в необходимых и допустимых законом случаях.

Например, с помощью сил, средств и методов ОРД государство осуществляет охрану собственности. В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь в равной степени защищаются все формы собственности.

Основополагающей целью ОРД является обеспечение общественной безопасности общества и государства.

Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность – это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего – конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз и позволяет функционировать и развиваться.

Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать, организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию общества и государства в Республике Беларусь.

Итак, сформулируем цели ОРД, в соответствии с Законом об ОРД (ст. 1):


  • защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизнь и здоровье, права и свободы);

  • защита собственности от преступных посягательств;

  • обеспечение безопасности общества и государства.

Оперативно-розыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями. Ее зарождение происходило одновременно с зарождением государства как организации политической власти и управления обществом.

Разделение первобытнообщинного общества на классы, проявление общественных потребностей, вызвавших зарождение основ государственности, обусловило выделение различных государственных функций, в т.ч. полицейской. Примером тому могут служить ранние государства: уже в Древнем Египте существовала тайная полиция, а законы Ману рекомендовали древнеиндийским княжествам вести разведку у соседей.

В Русской Правде (XIII в.) - первом "своде законов" древнерусского государства можно найти упоминания о некоторых использовавшихся в то время приемах поиска воров: "своде", "закличи" и "гонении следа". Их применяли княжеские уполномоченные -" емцы", которых отдельные исследователи называют первыми сыскными агентами на Руси.

В XVI в. Иван Грозный создает систему центральных органов управления государством, называемых приказами. Судебно-сыскные функции государства были возложены на Разбойный приказ, просуществовавший с 1539 до 1701 гг. и сменивший несколько названий: Разбойный сыскной приказ, Сыскной приказ, Приказ сыскных дел. С принятием Соборного Уложения 1649 г. получило правовое закрепление появление должностей сыщиков - представителей центральной судебно-сыскной власти на местах. В 1655 г. создается Приказ тайных дел, расследовавший политические дела, затрагивавшие интересы царской власти. Появление указанных органов способствовало развитию и совершенствованию тайных методов расследования в правоохранительной деятельности.

Юридическое закрепление методов негласного характера в правоохранительной деятельности государства произошло в эпоху Петра I. Так, согласно царскому указу от 2 сентября 1695 г., воеводам в городах предписывалось "про воров и разбойников проведывать тайно всякими мерами". Создавая в 1711 г. фискальную службу для борьбы с казнокрадством, " мздоимством" и "лихоимством", Петр I предписывал ей "над всеми делами тайно надсматривать". Петровская эпоха ознаменовалась также и первой попыткой создания регулярной полиции, на которую, кроме целого ряда административных функций, возлагалась также задача раскрытия и расследования уголовных преступлений.

После смерти Петра I в 1730 г. был восстановлен Московский Сыскной приказ для расследования и рассмотрения важных уголовных дел, в деятельности которого достаточно широко использовались негласные методы борьбы с преступностью. Об этом наглядно свидетельствует судьба скандально известного Ваньки-Каина, являвшегося одновременно матерым преступником и добровольным доносителем. История установления негласного сотрудничества Ваньки-Каина с Сыскным приказом во многом напоминает биографию Видока - родоначальника Парижской тайной полиции, который, однако, оказался более надежным помощником властей в борьбе с преступностью.

Историческим этапом в становлении правоохранительных органов России стала реформа государственного управления 1802 г., в ходе которой, наряду с другими, было создано Министерство внутренних дел.

Следующим шагом в совершенствовании полицейских функций можно назвать принятие Устава уголовного судопроизводства 1864 г., который закрепил право полиции на осуществление негласной разведывательной деятельности. В соответствии с этим правовым актом при производстве дознания полиция нужные ей сведения могла собирать " посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением" (ст. 254), а также путем " негласного полицейского разведывания" (ст. 312).

Проведение судебных реформ поставило на повестку дня и вопрос о создании специальной сыскной полиции для раскрытия уголовных преступлений, которых становилось все больше с ростом российских городов. Во многих западноевропейских государствах сыскная полиция к этому времени уже существовала, и российские власти имели возможность использовать зарубежный опыт в вопросах организации борьбы с уголовной преступностью. Первое сыскное отделение появилось в Петербурге в 1866 г., которое возглавил И. Д. Путилин, чья деятельность на этом посту нашла освещение в художественно-публицистической литературе.

Прогрессирующий рост преступности обусловливал необходимость создания сети специализированных полицейских органов борьбы с ней по всей стране, поэтому петербургское отделение стало родоначальником сыскной полиции в России. 6 июля 1908 г. был принят Закон об учреждении сыскной части в полиции Российской империи, в соответствии с которым сыскные подразделения были образованы в составе полицейских учреждений во всех губернских и крупных городах. В 1910 г. МВД утвердило инструкцию чинам сыскных отделений, предусматривающую в числе их задач негласное расследование преступлений общеуголовного характера. Таким образом, оперативно-розыскная деятельность в начале XX в. организационно и юридически оформилась в самостоятельную государственно-правовую форму борьбы с уголовной преступностью.

Революция 1917 г. сломала с немалым трудом созданную систему сыскной полиции России, однако революционные власти очень быстро столкнулись с проблемой разгула уголовной преступности и осознали необходимость существования специализированной правоохранительной структуры по борьбе с ней. 5 октября 1918 г. коллегией НКВД РСФСР принимается решение о создании уголовного розыска -оперативно-розыскной службы, ставшей преемницей существовавших в прошлом сыскных частей. С этого времени оперативно-розыскная функция органов внутренних дел получила новый толчок к дальнейшему развитию и совершенствованию.

История российских правоохранительных органов и мировой опыт борьбы с преступностью показывают, что оперативно-розыскная деятельность является одной из обязательных государственно-правовых форм борьбы с преступностью, к числу которых также относятся: административно-правовая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная формы. Каждая из этих форм имеет свои специфические средства и методы решения правоохранительных задач.

Одной из наиболее характерных черт ОРД является сочетание гласных и негласных способов ее осуществления. Под гласной следует понимать деятельность, в ходе которой должностные лица оперативного подразделения открыто (гласно) представляют интересы соответствующего правоохранительного органа, не скрывая своих целей. К негласной деятельности относятся действия субъектов ОРД, при которых они скрывают свою принадлежность к правоохранительным органам либо осуществляют их в тайне от окружающих граждан и, прежде всего, от лиц, причастных к преступлениям.

Необходимость использования негласных приемов в ОРД обусловливается ее направленностью на получение информации о тщательно скрываемых и маскируемых признаках преступной деятельности, которая гласными уголовно-процессуальными мерами обнаружена быть не может. В современных условиях роста профессионализма и организованности криминальной среды эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от применения, прежде всего, оперативно-розыскных мер негласного характера, которые позволяют своевременно предотвращать и быстро раскрывать заранее планируемые и подготавливаемые противоправные действия.

Не менее важной отличительной чертой ОРД является то, что она может осуществляться лишь специально уполномоченными субъектами. К таким субъектам относятся оперативные подразделения государственных правоохранительных органов, перечень которых закреплен в ст. 13 Закона об ОРД. Этот перечень включает в себя органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, службу внешней разведки Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, а также вновь созданные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следует отметить, что любое реформирование структуры правоохранительных органов влечет за собой изменение законодательного перечня субъектов оперативно-розыскной деятельности. Так, Федеральным законом от 23 июля 2003 г. № 86-ФЗ в него были включены органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль) и одновременно исключены органы федеральной службы налоговой полиции и органы пограничной службы, которые были упразднены Указами Президента Российской Федерации как самостоятельные органы исполнительной власти.

Руководители указанных выше государственных органов своими нормативными актами определяют ведомственный перечень оперативных подразделений (оперативных служб), наделенных правом на осуществление ОРД, их полномочия и структуру. Таким образом, субъектами ОРД могут выступать не любые представители указанных в законе органов, а только сотрудники их оперативно-розыскных подразделений.

Каждый субъект ОРД наделен кругом своих полномочий, обусловленных, во-первых, их ведомственной принадлежностью и, во-вторых, внутриведомственным разделением функций. Полномочия оперативных подразделений различных правоохранительных органов зависят, прежде всего, от их уголовно-правовой компетенции, т. е. перечня преступлений, предупреждением и раскрытием которых они обязаны заниматься, а также кругом основных задач, определенных в правовых актах, регламентирующих деятельность этих органов.

Так, в соответствии со ст. 8 Закона РФ "О милиции", основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда и без вести пропавших граждан. При этом если в круг полномочий подразделений уголовного розыска входит предупреждение и раскрытие преступлений против личности, собственности, общественного порядка и ряда других, то уголовно-правовая компетенция Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям включает в себя иной перечень преступлений. Своя уголовно-правовая компетенция - у подразделений по борьбе с организованной преступностью, по борьбе с преступными посягательствами на грузы. Весьма специфичны полномочия службы собственной безопасности, которые наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении сотрудников ОВД, подозреваемых в противоправной деятельности.

Полномочия оперативных подразделений ФСБ, ФОГО, ГТК, СВР, Минюста России и Госнаркоконтроля определяются соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Пределы полномочий оперативных подразделений субъектов ОРД более детально регламентируются ведомственными нормативными актами, при этом часть служб в зависимости от решаемых задач может наделяться правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в полном объеме, а часть - лишь в ограниченном.

Специфика ОРД заключается в том, что она осуществляется посредством проведения специальных действий (операций) - оперативно-розыскных мероприятий.

Перечень этих мероприятий, составляющих содержание ОРД, закреплен в ст. 6 Закона об ОРД. Однако содержание ОРД не ограничивается только проведением ОРМ. Субъекты ОРД уполномочены, кроме того, устанавливать отношения сотрудничества с отдельными гражданами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе; использовать технические и иные средства; создавать предприятия и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность, а также применять иные специфические средства и приемы, которые характеризуют содержательную сторону оперативно-розыскной деятельности.

Перечисленные выше признаки ОРД нашли отражение в ее законодательной дефиниции. Статья 1 Закона об ОРД определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Кроме упомянутых в законодательном определении, ОРД имеет еще ряд отличительных признаков. К таким признакам, в частности, можно отнести особый порядок правового регулирования, поскольку законодательство регулирует лишь общие положения ОРД, а большая ее часть регламентируется ведомственными нормативными актами ограниченного доступа. Важным отличительным признаком ОРД, кроме того, является наличие особого делопроизводства, заключающегося в секретном характере переписки, ведении специальных дел оперативно-розыскного производства, ограниченными возможностями использования оперативно-служебных документов.

Целью ОРД, как видно из законодательного определения, является защита от преступных посягательств трех основных ценностей: жизни, здоровья, прав и свобод личности; собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства. Таким образом, приоритет в целях законодатель отдает правам и свободам личности.

Обеспечение защиты личности от преступных посягательств как реализация одной из целей ОРД предполагает создание условий, препятствующих совершению любых преступлений против жизни и здоровья человека, его прав и свобод и обеспечивающих неприкосновенность личности со стороны правонарушителей.

Защита собственности от преступных посягательств как цель ОРД предполагает обеспечение неприкосновенности собственности, а также создание условий по возмещению материального ущерба, причиненного в результате преступного посягательства на собственность. При этом не имеет значения форма собственности: частная, государственная или муниципальная, поскольку ОРД в одинаковой степени призвана защищать любую из них.

Обеспечение безопасности общества и государства как цель ОРД предполагает обеспечение защиты жизненно важных интересов общества и государства от внешних и внутренних угроз. К основным объектам безопасности относятся материальные и духовные ценности общества, а также конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства.

Оперативно-розыскная деятельность тесно взаимосвязана с уголовно-процессуальной. При решении задачи раскрытия преступлений ОРД играет вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к уголовно-процессуальной деятельности, поскольку направлена на выявление лиц, причастных к их совершению.

Различия между уголовно-процессуальной деятельностью и ОРД обусловлены тем, что они совершаются в различных правовых режимах и проявляются в следующем. Во-первых, неодинакова правовая база их производства, поскольку следователь действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на Законе об ОРД. Во-вторых, различны пределы их осуществления: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела. В-третьих, ОРД осуществляется в непроцессуальной форме, поскольку отсутствует строгая правовая регламентация процедур общего порядка и отдельных действий. В-четвертых, различны результаты этих действий: итогом следственных действий являются доказательства, оперативно-розыскных мероприятий, -как правило, лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательством после их закрепления процессуальным путем.

Оперативно-розыскную деятельность не следует смешивать с некоторыми схожими с ней видами правоохранительной деятельности: частной детективной, контрразведывательной и разведывательной.

Так, предусмотренные Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" действия частных детективов определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты прав и интересов своих клиентов. Однако на частных детективов и охранников статус работников правоохранительных органов не распространяется, и они не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные Законом об ОРД исключительно к компетенции государственных органов. Главной целью частных детективов, в отличие от государственных правоохранительных органов, является получение дохода, а не обеспечение законности в государстве.

Контрразведывательная деятельность, в отличие от ОРД, направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации посредством противодействия разведывательно-подрывной деятельности, проводимой иностранными спецслужбами в ущерб ее национальным интересам. Таким образом, у этих видов деятельности различны объекты воздействия.

Разведывательная деятельность, в отличие от оперативно-розыскной, осуществляется преимущественно за территорией России в отношении иностранных государств или их представителей, потенциально угрожающих государственной безопасности.

Цели оперативно-розыскной деятельности конкретизируются в ее задачах, к числу которых ст. 2 Закона об ОРД относит следующие:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях, бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Задачи ОРД можно рассматривать как определенные этапы в достижении ее основных целей. В то же время специфичность задач оперативно-розыскной деятельности отличает ее от других видов правоохранительной деятельности государственных органов.

Указанные в законе задачи разделены на три основные группы, каждая из которых достаточно автономна и имеет свои способы решения. В то же время они носят весьма общий характер и конкретизируются в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность отдельных субъектов ОРД.

Наибольшую сложность в уяснении и понимании представляет первая группа, которая включает в себя четыре самостоятельные задачи: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Каждая из этих задач органично включает в себя необходимость выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления.

Выявление преступлений как самостоятельная задача ОРД предполагает установление фактов совершения прежде всего латентных преступлений, информация о которых в правоохранительные органы по официальным каналам не поступает. По оценкам криминологов, размеры латентной преступности в несколько раз превышают официально зарегистрированную. Весьма существенная доля преступлений остается скрытой по причине не обращения потерпевших за помощью в правоохранительные органы. Другой составляющей латентной преступности являются деяния, причиняющие ущерб не отдельным гражданам, а общественным или государственным интересам. К их числу, прежде всего, относятся незаконный оборот наркотиков, оружия, взрывчатых веществ, многие экономические преступления, отдельные виды мошенничества и некоторые другие. Латентная преступность является одним из условий формирования и длительного существования устойчивых преступных групп, увеличения количества преступников-профессионалов. В связи с этим задача выявления латентных преступлений в процессе ОРД приобретает особую актуальность.

Задача выявления преступлений включает в себя три составных элемента: обнаружение лиц, их совершивших, установление в их действиях признаков состава уголовного наказуемого деяния для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и установление потерпевшей стороны. Данная задача решается путем осуществления оперативного поиска - одной из организационно-тактических форм ОРД, в ходе которой проводится инициативный сбор первичной оперативно-розыскной информации о признаках преступной деятельности и причастных к ней лицах.

Задача предупреждения преступлений складывается из двух задач частного уровня - общей и индивидуальной профилактики. Общая профилактика состоит в выявлении и устранении конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений. Индивидуальная профилактика - в выявлении лиц, замышляющих и подготавливающих противоправные деяния, и склонении их к отказу от преступных намерений. Решение задачи предупреждения преступлений следует признать приоритетной по отношению к другим задачам ОРД, поскольку в случае ее решения отпадает необходимость в решении двух других - пресечении и раскрытии.

Система мер по решению задачи предупреждения преступлений выделяется в отдельную организационно-тактическую форму ОРД, получившую название оперативно-розыскной профилактики.

Пресечение преступлений означает лишение лица реальной возможности завершить начатое преступление, довести его до конца, не допустить вредных последствий. Решение задачи пресечения преступлений в ОРД, как правило, связано с задержанием лица с поличным в момент приготовления или покушения на противоправное деяние. Пресечению преступлений в большинстве случаев предшествует решение задачи по выявлению лица, его замышляющего или подготавливающего, и она реализуется в том случае, если невозможно предупредить заранее планируемое деяние.

Раскрытие преступлений включает в себя систему мер по установлению лиц, совершивших преступления, и обеспечению возможности их привлечения к уголовной ответственности путем сбора информации, имеющей доказательственное значение. Необходимость решения такой задачи возникает в случаях совершения неочевидных преступлений, при которых потерпевшей стороне и правоохранительным органам неизвестна личность виновного лица.

Задача раскрытия преступлений носит комплексный характер, поскольку ее решение невозможно без применения уголовно-процессуальных мер. По каждому факту выявленного преступления должно возбуждаться уголовное дело, и оперативно-розыскные мероприятия по его раскрытию осуществляются параллельно со следственными действиями.

Система оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений выделяется в самостоятельную организационно-тактическую форму ОРД, получившую название оперативная разработка.

Важное значение для определения эффективности решения данной задачи имеет установление критерия раскрытого преступления. Существующая система статистической регистрации позволяет относить к числу раскрытых оконченные производством уголовные дела, которые направляются прокурору для утверждения обвинительного заключения в отношении виновных лиц.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, как задача ОРД представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает обнаружение места нахождения и, в случае необходимости, задержание разыскиваемых.

Под скрывающимися от органов дознания, следствия и суда понимаются обвиняемые и подсудимые, местонахождение которых неизвестно и в отношении них вынесено постановление о розыске. Под уклоняющимися от уголовного наказания понимаются осужденные, совершившие побег из мест лишения свободы, а также осужденные, в отношении которых вынесено постановление о розыске в связи с уклонением от отбытия наказания.

Под без вести пропавшими понимаются лица, исчезнувшие внезапно без видимых к тому причин, местонахождение которых для окружающих неизвестно, в том числе несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавшие из центров временной изоляции и специальных образовательных учреждений; психические больные, ушедшие из дома или медицинского учреждения, а также утратившие связь с близкими родственниками.

Задача розыска без вести пропавших, кроме перечисленных, включает в себя еще одно направление - установление личности граждан по неопознанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведений по возрасту или состоянию здоровья. Хотя об этом конкретно не говорится в ст. 2 Закона об ОРД, однако напрямую вытекает из содержания п. 4 ч. 1 ст.7 этого же закона.

Решение данной задачи ОРД обеспечивается созданием специализированных розыскных подразделений. Такие подразделения в наиболее развитом виде существуют в органах внутренних дел, осуществляющих розыск большей части категорий разыскиваемых.

Последняя задача ОРД, касающаяся добывания информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, в отличие от других, не носит универсального характера и касается, прежде всего, деятельности органов ФСБ. Вместе с этим все остальные субъекты ОРД при осуществлении своих непосредственных задач обязаны оказывать содействие ФСБ в добывании такой информации, а также при выявлении и раскрытии преступлений своей компетенции.

Добывание информации включает в себя инициативный поиск указанных сведений (данных) с помощью проведения ОРМ и использования помощи лиц, оказывающих конфиденциальную помощь правоохранительным органам. Добывание информации об угрозах безопасности России является обязательным элементом обеспечения такой безопасности, как одной из целей ОРД.

Государственная безопасность предполагает защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны. Военная безопасность -обеспечение защиты от военных угроз. Экономическая - обеспечение экономической независимости государства. Экологическая - состояние защищенности окружающей среды.

Решение задачи добывания информации об угрозах государственной или экологической безопасности включает в себя сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Решение последней задачи осуществляется также путем выявления фактов подготавливаемых и совершаемых преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 УК РФ), преступлений против мира и безопасности человечества (гл. 34 УК РФ), некоторых видов экономических преступлений (ст. ст. 172, 173, 178, 188 и др.), экологических преступлений (гл. 26 УК РФ).

Таким образом, цели, задачи ОРД и способы их достижения определяют ее положение в системе государственных мер борьбы с преступностью. Современную борьбу с преступностью, в которой участвуют оперативные службы, нельзя представлять только как совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных проявлений. Данный процесс представляет собой сложный комплекс социально-экономических, правовых, административных и иных мер, осуществляемых всеми государственными органами. Важное место в этом комплексе занимает оперативно-розыскная деятельность.

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра уголовного права и процесса

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРАВО

Меджевский А.А.

ТЕМА № 1.1

орд как разновидность юридическоЙ

деятельности

Материалы к лекции для студентов

Очного, заочного и вечернего обучения

Новосибирск - 201 3

Раздел 1. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности

1. Определение ОРД, ее виды, цели, задачи, функции

2. Принципы ОРД. Соотношение ОРД со смежными видами деятельности

    Определение оперативно-розыскной деятельности, ее виды, цели,

задачи, функции

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Деятельность как таковая - это занятия, труд, а оперативно-розыскная - разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т. е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. В то же время оперативно-розыскная деятельность - это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти может наделять правом осуществления оперативно-розыскной деятельности каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм.

Целесообразно разделить существующее в науке определение ОРД в нескольких смыслах слова. С прикладной точки зрения, оперативно-розыскная деятельность - это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посред­ством реализации иных законных средств.

В более широком, отвлеченном смысле слова в определении оперативно-розыскной дея­тельности изменяется содержание одного из основныхее субъективных эле­ментов - цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемыхзакономобъектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и госу­дарство). Таким образом, в определении оперативно-розыскной деятельности мож­но выделить две группы признаков: объективные и субъективные.

Субъек­тивные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной ("узкой" или "широкой") цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их части - большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на при­менение тех или иных специальных сил, средств и методов, (совершение опе­ративно-розыскных действий); определение пределов гласности (или конспира­тивности) в оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности дости­жения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной работы. Особо отметим: использование в определении оперативно-розыскной дея­тельности фразы о том, что ее проведение возможно только тогда, когда "объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели по­средством применения иных законных средств", подчеркивает исключитель­ный, вынужденный характер этой деятельности. По существу, речь идет о со­циально обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под ис­пользованием законных средств, способов и мер следует понимать прежде всего те, которые предусмотрены уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Виды и направления оперативно-розыскной деятельности . Оперативно-розыскная деятельность в зависимости от решения тех или иных задач делится на несколько видов. Основными из них являются:

    уголовно-розыскной (оперативно-розыскной) процесс . В данном случае речь идет о предупреждении совершения общественно опасных деяний, выявлении и раскрытии преступлений, розыске лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда- (см. ст. 2 ФЗ «Об ОРД»)

    административная оперативно-проверочная работа (собирание характеризующих личность граждан сведений в строго указанных в Законе случаях, либо о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи предусмотренных законодательством сведений– см. часть 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»)

В последней редакции ФЗ «Об ОРД» от 22.12. 2008 г. содержится указание еще на два вида оперативно-розыскной деятельности:

    Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (абзац 3 ст. 2 ФЗ)

    Установление имущества, подлежащего конфискации (абзац 4 ст. 2 ФЗ).

Направления ОРД . В зависимости от предусмотренных в ФЗ об ОРД целей (см. ст. I указанного Закона) в оперативно-розыскной деятель­ности можно выделить следующиенаправления работы:

а) защита жизни, здо­ровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств;

б) защита собственности от преступных посягательств;

в) обеспечение безопас­ности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих пре­ступления).

Формы осуществления оперативно-розыскной деятельности . Оперативно-розыскная деятельность проводится в двух взаимодополняющих формах -г ласной и негласной . (см. ст. 1 ФЗ). Так, должностные лица государственных органов, осуществляющих ОРД, могут осуществлять свои правомочия негласным, конспиративным путем. Использование в борьбе с преступностью негласных средств и методов является вынужденной защитной мерой государства, призванной стать адекватным ответом на средства и способы, которые применяются преступным сообществом.

Цель оперативно-розыскной деятельности - это осознанный образ про­гнозируемого результата, на достижение которого направлено действие (действия) оперативника, конфидента и других участников этой деятельности.

Направляя оперативно-розыскную деятельность на достижение социаль­но полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты.

С помощью оперативно-розыскной деятельности государство также осу­ществляет охрану собственности

Целью оперативно-розыскной деятельности является обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию российского общества и государства.

Задачи ОРД . По степени реализации угроз в отношении защищаемых объектов задачи делятся на две группы:

    непосредственные – выявление, раскрытие, пресечение преступлений, а также розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;

    опосредованные – предупреждение совершение преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу для объектов обеспечения безопасности, розыск без вести пропавшего, установление имущества, подлежащего конфискации.

По функциональной направленности:

    превентивного назначения . Это задачи предупреждения совершения преступлений и добывание информации о события или действиях, создающих угрозу безопасности России;

    обнаружения . Это задачи выявления преступлений и их раскрытия;

    пресечения . К таким задачам относятся изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении ОРМ и прерывание предоставления услуг связи;

    розыска . Это розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавшего.

Все задачи взаимосвязаны и взаимозависимы.

Функции ОРД – это предусмотренные законами отдельные направления ОРД, различаемые в зависимости от ее конкретных правовых целей.

В силу сложности и многогранности ОРД функции подразделяются на основные и дополнительные.

Основные:

    предупреждение совершения преступлений;

    обнаружение преступлений;

    розыск лица, совершившего преступление, а также предметов, сохранивших на себе следы преступления;

    разрешение дел оперативного учета (ДОУ);

    содействие уголовному судопроизводству;

    содействие исполнению уголовного наказания.

Дополнительные :

    обеспечение прав, интересов и безопасности участников ОРД и уголовного судопроизводства;

    обеспечение ОРД;

    оперативно-служебное руководство производством по ДОУ;

    розыск лиц, пропавших без вести;

    содействие международным правоохранительным организациям и органам иностранных государств.

Введение

Оперативно-розыскная деятельность, предназначение которой заключается в том, чтобы способствовать органам дознания и предварительного следствия в успешном раскрытии и расследовании преступлений, а также в розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, с принятием в начале 90-х годов важных законодательных актов заняла присущее ей место в работе правоохранительных органов. Однако до недавнего времени возможности оперативно-розыскных органов из-за законодательной неурегулированности привело к тому, что многие опасные преступники, оставаясь безнаказанными, продолжали свою преступную деятельность, совершая в ряде случаев еще более опасные преступления.

Положение, связанное с применением оперативно-розыскных средств, резко изменилось после того, как в 1992 году деятельность этих органов впервые получила свою правовую регламентацию.

На протяжении всей истории советского уголовного процесса деятельность оперативно-розыскной службы органов внутренних дел и федеральной службы безопасности проводилась в режиме строгой секретности: ни следователи, ни прокуроры, ни судьи не имели доступа к деятельности этих органов. Более того, Генеральный прокурор СССР в 60-е и 70-е годы неоднократно издавал приказы, в которых запрещал следователям и прокурорам вмешиваться в деятельность оперативно-розыскных органов. Не случайно поэтому, что многие нарушения закона, ограничения прав и законных интересов граждан зарождались именно в недрах ни кем не контролируемой деятельности.

За прошедшее время серьезным образом преобразовалась нормативно-правовая база в области правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Кроме того, в Российской Федерации принято несколько новых законодательных и иных нормативных правовых актов (в частности, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2 - ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральные законы от 08.01.1998 г. № 3 -ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и, конечно же, Концепция национальной безопасности России, утвержденная Указом Президента РФ № 1300 -1997 г.), а в ряд действующих актов внесены существенные коррективы (например, в Закон РФ «О государственной тайне» и в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также в Закон РСФСР «О милиции»). Особенно отмечена значимость разработки и принятия межведомственной Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю прокурору или в суд.

Наконец, фактически сформирована основа оперативно-розыскного законодательства России. Такое законодательство есть совокупность законодательных актов (прежде всего федеральных), содержащих правовые нормы, которые регулируют однородные группы общественных отношений между лицом и государством (его представителями) в процессе защиты человека и общества от преступных посягательств путем совершения оперативно-розыскных действий, применения специальных средств и принятия соответствующих решений уполномоченными на то субъектами.

Оперативно-розыскной закон в 1998 году прошел «обкатку» в Конституционном Суде РФ, которым в целом была подтверждена легитимность его норм.

Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности

оперативная розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность, как и деятельность уголовно-процессуальная, предназначена для целенаправленной защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: «Оперативно-розыскная деятельность вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». Анализ природы оперативно-розыскной деятельности позволяет выделить ее наиболее характерные черты:

Оперативно-розыскная деятельность это самостоятельный вид государственной деятельности, которую вправе осуществлять только оперативные подразделения соответствующих государственных органов, наделенных определенными правами и выполняющих возложенные на них обязанности;

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется преимущественно негласными, тайными методами. Негласный характер этой деятельности является важнейшей гарантией ее эффективности, успешного решения тех специфических задач, ради которых и учреждена оперативно-розыскная деятельность;

Оперативно-розыскная деятельность призвана решать особые задачи, которые не решают и не могут решать никакие другие государственные органы;

Негласная оперативно-розыскная деятельность всегда связана с вторжением в сферу прав и свобод человека и гражданина, их возможным ограничением. В правовом государстве основания и пределы возможного ограничения этих прав и свобод регулируются только законом. И закон призван создать достаточно эффективную систему правовых гарантий, призванных исключить необоснованное ограничение прав и свобод граждан. Восстановление нарушенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов физических и юридических лиц возможно в судебном порядке;

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основе специфических принципов, свойственных только этому виду государственной деятельности.

Специфические задачи оперативно-розыскной деятельности обуславливают само ее существование. В совокупности с другими признаками они позволяют также отличать данный вид деятельности от других: уголовно-процессуальной, административной, контрразведывательной и частной детективной и охранной деятельности.

Успешное решение задач оперативно-розыскной деятельности реально обеспечивает достижение ее целей - защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), но главной целью ОРД является борьба с преступностью.

Согласно закону основными задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

б) выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления;

в) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;

г) розыск лиц, уклоняющихся от уголовного наказания;

д) розыск лиц, без вести пропавших лиц;

е) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Перечисленные задачи конкретизируются в других законах, регулирующих основную деятельность государственных органов и учреждений, наделенных правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

В числе задач оперативно-розыскной деятельности важнейшими являются задачи непосредственно связанные с преступлениями и решение которых призвано обеспечить интересы уголовного судопроизводства. К ним относятся: 1) выявление и раскрытие преступлений и 2) выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Ключевой задачей оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, является поиск и фиксация фактических данных о противоправной деятельности отдельных лиц и групп в целях:

Предупреждения и пресечения правонарушений, осуществления уголовного судопроизводства, производства об административных правонарушениях, а также производства о нарушениях правопорядка в пенитенциарных учреждениях;

Содействия органов, осуществляющих ОРД, друг другу по оптимальному исполнению возложенных на них обязанностей;

Содействия иным, чем оперативные подразделения, службам правоохранительного органа по разрешению возложенных на них задач.

Сравнение перечисленных задач с задачами уголовного судопроизводства указывает на то, что в своей основе они являются общими для оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, что характеризуют органическую связь этих видов государственной деятельности. Вместе с тем между ними следует усматривать некоторое различие. Задачи оперативно-розыскной деятельности состоят в выявлении и раскрытии только тяжких и особо тяжких неочевидных преступлений (их называют также преступлениями, совершенными в условиях неочевидности) и, прежде всего, совершенных или совершаемых организованными преступными группами.

Уголовный процесс деятельность правовая, правоприменительная и правоохранительная. Она непосредственно направлена на решение вопросов уголовной ответственности определенного лица (его виновности или невиновности, меры уголовного наказания и т.д.) и на достижение тем самым цели правосудия по уголовному делу. Эта цель достигается специфическими уголовно-процессуальными методами и средствами.

Оперативно-розыскная деятельность соприкасается с уголовным процессом лишь той своей частью, которая призвана оказывать помощь и содействие органам расследования и прокуратуре в раскрытии особо опасных преступлений и изобличении опасных преступников

Оперативно-розыскная деятельность, находясь за пределами уголовного судопроизводства, является самостоятельным видом государственной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность может предшествовать возбуждению уголовного дела и играть важную роль в обнаружении признаков преступления и в подготовке условий для успешного раскрытия и расследования преступлений. Она может проводится параллельно с уголовно-процессуальными, следственными действиями, оказывая помощь и содействие в успешном проведении последних.

Существенным признаком уголовного процесса, отличающим его от всех других видов государственной деятельности, в том числе и оперативно-розыскной, является то, что производство по уголовным делам осуществляется в установленных законом процессуальных формах.

Под процессуальной формой понимаются узаконенные способы построения уголовного процесса в целом, его отдельных стадий и институтов, а также установленный законом порядок совершения действий в ходе уголовного судопроизводства и решения стоящих перед ним задач.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется не в уголовно-процессуальных формах, а на базе совершенно иных по сравнению с уголовным судопроизводством принципов, совершенно иными методами и средствами. Важнейшие из них явно несовместимы с принципами, методами и средствами уголовного судопроизводства, и прежде всего несовместима конспирация (негласность), органически присущая оперативно-розыскной деятельности, с гласностью, без которой в сущности не может нормально функционировать уголовное судопроизводство.

Далее, если уголовное судопроизводство требует детальной правовой регламентации и исключительно законодательного ее регулирования, то оперативно-розыскная деятельность обязательно предполагает допущение достаточно широкого усмотрения ведущих ее должностных лиц в пределах предоставленных им законом и другими нормативными актами полномочий; в силу этого она не поддается исключительно законодательному регулированию: здесь наряду с законом и в пределах предусмотренных законом, обязательно предполагаются и подзаконные, ведомственные акты (положения, инструкции, приказы), без которых нормальное правовое регулирование ее оказывается невозможным.

Таким образом, правовая природа этих двух видов государственной деятельности совершенно различна вследствие специфики их непосредственных целей и задач, их предметов, а также методов и средств достижения их целей.

Недаром опыт истории побудил в свое время законодателей многих стран принять формальное решение об отделении уголовного судопроизводства от деятельности администрации (в том числе от производства сыска. И многолетний опыт деятельности наших органов госбезопасности и органов внутренних дел красноречиво свидетельствует о том, что любые попытки совмещения, "сращивания" уголовно-процессуальных действий с оперативно-розыскными действиями, то есть смешение непосредственных целей и задач, предметов, принципов, методов и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, неизбежно ведут к деформации и уголовного судопроизводства, извращениям его форм и гарантий и, как следствие, к грубейшим нарушениям законности. Одновременно это чревато и подрывом основы оперативно-розыскной деятельности - принципа конспирации, в результате чего данная деятельность перестает быть эффективной.

Четкое разграничение предметов, принципов, методов и средств уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности - объективная необходимость, с которой нельзя не считаться. Однако проведение такого разграничения требуется не для того, чтобы оторвать, изолировать друг от друга эти два вида государственной деятельности и возвести между ними некую непреодолимую стену. Оно нужно для другой цели -для последующей их интеграции на вполне рациональной, научной основе, с тем чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между следователями и оперативными подразделениями при раскрытии особо опасных преступлений.

Известно, что успешное решение задач уголовного судопроизводства по делам о наиболее опасных преступлениях, совершаемых обычно опытными, изощренными преступниками, возможно лишь тогда, когда предварительное расследование обеспечивается хорошо разработанными и целеустремленно проводимыми оперативно-розыскными и административными мероприятиями оперативных подразделений. Борьба с такими преступлениями требует слаженного взаимодействия между следователями и оперативными подразделениями, без чего невозможно успешное решение задач как следственного, уголовно-процессуального, так и оперативного характера. Именно поэтому проблема организации такого взаимодействия остается одной из актуальнейших уже в течение многих лет. Многократные ее обсуждения убедительно подтвердили, что организация эффективного взаимодействия между следователями и оперативными подразделениями в целях успешного решения следственных и оперативных задач возможна лишь на основе предусмотренного в нашем законодательстве строгого разграничения их функциональных обязанностей. Последнее в свою очередь вполне осуществимо при учете качественных различий, существенной специфики предметов, принципов, методов и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, при недопущении смешения их качественно различных непосредственных целей и задач, которые всегда должны четко формулироваться перед соответствующими следователями и оперативными работниками. Только таким путем возможно рационально распределить, права, обязанности и ответственность между ними в ходе решения ими тесно взаимосвязанных оперативных и процессуальных задач. Лишь при этих условиях возможно обеспечить такое положение, чтобы каждый из них, имея для этого необходимые права и неся в их пределах всю полноту ответственности, занимался своим делом.

При этом, конечно, роль уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в процессе решения различных по своему характеру задач не может быть одинаковой. Задачи чисто уголовно-процессуального характера должны решаться непосредственно методами и средствами уголовного судопроизводства, на основе строгого соблюдения всех принципов и норм советского уголовного процесса. Уголовно-процессуальная деятельность в этом случае должна рассматриваться как основная деятельность, по отношению к которой все оперативно-розыскные средства и методы должны носить вспомогательный, подсобный характер.

Сущность, организация и тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия «Опрос». Оформление его результатов.

В теории оперативно-розыскной деятельности существует общепризнанная точка зрения о том, что современная преступная среда, выступая в качестве противоборствующей стороны по отношению к действиям оперативных работников, является неотъемлемой частью оперативно-розыскной тактики. Современную оперативно - розыскную тактику невозможно изучать вне ее взаимосвязи с преступной деятельностью, и в первую очередь -- с ее организованными формами, поскольку последние напрямую влияют на появление новых или возрождение забытых оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскные мероприятия - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; изъятие образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; съем информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Опрос - выявление лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, пропавших без вести.

Опрос допускается при добровольном согласии граждан, они не могут быть подвержены приводу.

Опрос - сбор фактической информации, значимой для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности (как правило, локальной), со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно обладает ею.

Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.

Данное мероприятие носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач.

В зависимости от конкретной ситуации, опросы могут быть предварительно подготовленными или неподготовленными.

В первом случае тщательно изучается личность человека, с которым предстоит вступить в общение, его интересы, отношение к исследуемому событию, сильные и слабые стороны. Получение информации об этих обстоятельствах может быть гласным или негласным путем. Используя гласный путь, нередко изучают служебные характеристики, записи в трудовой книжке, истории болезни, приговоры по предыдущим судимостям, личные дела лиц, находившихся в местах лишения свободы.

Негласный путь позволяет перепроверить полученные легальными методами данные с помощью наблюдения, прослушивания телефонных переговоров.

Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу. При этом оперативный работник может проводить опрос лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу оперативно-розыскной деятельности, При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса (Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 "Об утверждении сведений, составляющих конфиденциальную информацию").

Однако в ходе такой беседы не исключается и использование правил конспирации в интересах получения информации от указанных лиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задач оперативно-розыскной деятельности, однако не желающих предоставить ее сотруднику оперативного подразделения.

Истинные цели опроса из тактических соображений могут зашифровываться либо опрашивающий может скрыть свою профессиональную принадлежность. В случаях, когда от опрашиваемого поступила просьба о конфиденциальном характере сообщаемых сведений, данные о нем не разглашаются, и это лицо впоследствии в качестве свидетеля в ходе предварительного или судебного следствия не допрашивается.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос - прерогатива следователя или лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный сотрудник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. Опрос - как бы привилегия оперативника.

Результаты разведывательного опроса могут быть оформлены либо объяснением, рапортом, либо справкой.

В первом случае составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.

Во втором случае, при оформлении результатов опроса в форме рапорта, полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении версий, планировании расследования, а также как источник о лице, обладающем определенной информацией. Этот рапорт также может быть приобщен к материалам уголовного дела.

В ходе опроса возможно применение технических средств, таких как, магнитофон, видеокамера, кинокамера. Использовать такие средства возможно как гласным путем, так и негласным, но в любом случае факт звуко-, видеозаписи оперативно-розыскного мероприятия оформляется рапортом сотрудника, их применявшего. В рапорте должны быть отражены основные параметры произведенной записи, в частности вид магнитофона, тип магнитной пленки, условия производства записи, текст записанного сообщения. Впоследствии магнитная пленка может быть направлена на исследование эксперту, который нередко способен ответить на следующие вопросы:

Принадлежит ли звуковая речь, записанная на фонограмме, гр. Х?

Сколько лиц принимало участие в разговоре?

Не подвергалась ли фонограмма физическому и электронно-акустическому монтажу?

Где производилась запись, какова звуковая среда места разведывательной беседы?

Фонограмма записи беседы записана непрерывно или с остановками? Если с остановками, то сколько их было?

Звукозапись беседы, в установленном порядке исследованная экспертом в области акустики, может быть признана источником доказательств по делу и положена в основу обвинительного (или оправдательного) приговора.

Вопросы опрашиваемому должны задаваться в спокойном тоне. Недопустимо вслух оценивать и комментировать ответы опрашиваемого. Запрещается также задавать наводящие и безнравственные вопросы. Так, наводящие вопросы в самой формулировке содержат желаемый для опрашиваемого ответ. Особенно не уместны они при опросе несовершеннолетних, ведь у них повышенная внушаемость, которая может привести к искажению истины. “ Улавливающие ” вопросы рассчитаны на то, чтобы поймать опрашиваемого на случайной оговорке. Они обычно направлены на запутывание опрашиваемого. Очень осторожно нужно применять и косвенные вопросы, т.е. такие, об истинной направленности которых опрашиваемый не осведомлен.

При осуществлении опроса определенных категорий граждан используются детекторы определения симуляции, например, полиграфы, являясь специфической разновидностью данного оперативно-розыскного мероприятия, когда в ходе беседы с гражданами используются технические средства, т.к. в ходе проводимой по специальным методикам беседы с опрашиваемым лицом фиксируются его психофизиологические параметры (реакции) на задаваемые вопросы.

Информация, полученная в ходе опроса с использованием полиграфа, не может применяться в качестве доказательств, имеет вероятностный характер и только ориентирующее значение.

Опрос проводится по заданиям оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законов об ОРД, а в системе МВД Российской Федерации и согласно ведомственному нормативному акту МВД России (Инструкции МВД РФ от 28 декабря 1994 г. № 437).

Опрос граждан с использованием полиграфа проводят специально подготовленные сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие допуск к работе с полиграфными устройствами.

Ощутимый вред в общении оперативного сотрудника с гражданином наносит обман. Он подрывает авторитет органов правосудия.

В ходе опроса опрашиваемый вправе в любой момент отказаться от дальнейшего участия в его проведении. Отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступления и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также вести к ущемлению его законных прав и свобод.

Практика показывает, что опрос граждан - одно из самых распространенных мероприятий. При опросе нельзя применять угрозы, любого рода физическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний против самого себя или близких родственников, нельзя допускать действия, унижающие достоинств личности.

Заключение

Наиболее сложная проблема для оперативных подразделений, например, из-за возрастания количества факторов криминального террора в отношении представителей власти, предпринимателей и финансистов; столкновения между лидерами и авторитетами криминальной среды; сложного переплетения политических и криминальных интересов.

В итоге можно констатировать разрушение привычных для России стереотипов поведения в жизни, общепринятых норм морали и нравственности, что влечет рост проституции, противоправных проявлений не только на почве пьянства, но и наркомании, криминализацию подрастающего поколения и т.д.

Несомненно, что преодоление этих и иных негативных факторов возможно лишь на базе глубокого изучения скрытых и других процессов в криминальной и околокриминальной сфере. Безусловно, абсолютизировать возможности ОРД здесь нельзя, но и без активного их использования в деятельности правоохранительных органов и спецслужб и тесного взаимодействия между ними и с другими ведомствами, принимающими рычаги воздействие на общество, успеха достичь крайне затруднительно.

Требуется повышение качества работы оперативно-розыскных аппаратов в области аналитической, организационной, методической работы в интересах эффективного решения задач ОРД, касающихся организованной, в том числе экономической преступности, бандитизма и иными, не имеющих аналогов в недалеком прошлом преступлений.



Похожие публикации