Иные межбюджетные трансферты. Методологические аспекты анализа межбюджетных трансфертов субъектам рф

































  • Размер: 107.4 Кб
  • Количество слайдов: 34

Описание презентации Межбюджетные трансферты © Шохин С. О. , проф. по слайдам

Понятия и термины межбюджетные отношения — взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджетной системы Российской Федерации; дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

Виды межбюджетных трансфертов из бюджета РФ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов

Предоставление межбюджетных трансфертов Бюджет РФ Бюджет Субъекта РФ Муниципальный Бюджет

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях: софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; софинансирования расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения: выравнивания обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются: цели предоставления и расходования субсидий; условия предоставления и расходования субсидий; критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий; критерии отбора субъектов Российской Федерации для распределения между субъектами РФ. Субсидии предоставляются на срок не менее трех лет.

Цели предоставления субсидий поддержка отраслей экономики поддержка рынка труда поддержка отраслей социальной сферы дополнительные меры по социальному обеспечению населения

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях: финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение субвенций Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике; пропорционально численности населения (отдельных групп населения); потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг; другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) субсидии местным бюджетам субвенции местным бюджетам и бюджетам автономных округов, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ субсидии федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ

Субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях: софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации Цели и условия предоставления и расходования субсидий федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях: софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения; выравнивания обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях: финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет: 1) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти; 2) собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений субсидии, перечисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) субсидии, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера

Федеральный закон от 14. 12. 2015 N 359 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»

Статья 10. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для бюджетов: — Архангельской области (без автономного округа), — Ненецкого автономного округа, — Тюменской области (без автономных округов), — Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, — Ямало-Ненецкого автономного округа.

Оплата услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления), по: — выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки, — компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) и государственных (муниципальных) учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации могут осуществляться за счет соответствующих субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты.

Приложение № 21 к Федеральному закону от 14. 12. 2015 N 359 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»

Таблица 1. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации н а 2016 год Таблица 2. Распределение дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты тру да работников бюджетной сферы бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на 2016 год Таблица 3. Распределение дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых админи стративно-территориальных образований, бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 4. Распределение иных межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 5. Распределение иных межбюджетных трансфертов на осуществление организационных мероприятий по обеспечению лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачествен ными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органо в и (или) тканей, бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год

Таблица 6. Распределение иных межбюджетных трансфертов на реализацию меропр иятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C бюджетам суб ъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 7. Распределение иных межбюджетных трансфертов на реализацию отдель ных полномочий в области лекарственного обеспечения бюджетам субъ ектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на 2016 год Таблица 8. Распределение иных межбюджетных трансфертов на реализацию отдел ьных полномочий в области лекарственного обеспечения населения з акрытых административно-территориальных образований, обслуживаем ых федеральными государственными бюджетными учреждениями здравоо хранения, находящимися в ведении Федерального медико-биологическ ого агентства, бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 г од Таблица 9. Распределение иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспеч ение закупок антибактериальных и противотуберкулезных лекарственны х препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных тубер кулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительнос ти микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения больных туберкул езом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, бюдж етам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 10. Распределение иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспеч ение закупок антивирусных препаратов для профилактики и лечения л иц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год

Таблица 11. Распределение иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов федер ального значения Москвы и Санкт-Петербурга бюджетам субъектов Российской Феде рации на 2016 год Таблица 12. Распределение иных межбюджетных трансфертов на подключение общедоступных библ иотек Российской Федерации к сети «Интернет» и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки на 201 6 год Таблица 13. Распределение субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий федер альной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2019 годы)» на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в 2016 году Таблица 14. Распределение межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развити я и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 15. Распределение единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации на 2016 год

Таблица 16. Распределение субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на 2016 год Таблица 17. Распределение субвенций на осуществление первичного воинского учета на т ерриториях, где отсутствуют военные комиссариаты, бюджетам субъектов Рос сийской Федерации на 2016 год Таблица 18. Распределение субвенций на осуществление переданного полномочия Россий ской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, нагр ажденным нагрудным знаком «Почетный донор России», бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 19. Распределение субвенций на выплату государственного единовременного пос обия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении пос твакцинальных осложнений в соответствии с Федеральным законом от 17 сен тября 1998 года N 157 -ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 20. Распределение субвенций на выплату единовременного пособия при всех форм ах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год

Таблица 21. Распределение субвенций на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному ст рахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликви дацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным з аконом от 19 мая 1995 года N 81 -ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» бюджетам субъектов Р оссийской Федерации и бюджету г. Байконура на 2016 год Таблица 22. Распределение субвенций на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхова ния гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 ап реля 2002 года N 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средс тв» бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 23. Распределение субвенций на социальные выплаты безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Феде рации от 19 апреля 1991 года N 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации» бюджетам субъектов Росси йской Федерации и бюджету г. Байконура на 2016 год Таблица 24. Распределение субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдел ьных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, бюджетам субъектов Российской Фед ерации и бюджету г. Байконура на 2016 год Таблица 25. Распределение субвенций на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего воен ную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу п о призыву, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81 -ФЗ «О государственных пособиях граж данам, имеющим детей» бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на 2016 год

Таблица 26. Распределение субвенций на осуществление полномочий по составлению спи сков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдик ции в Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 27. Распределение субвенций на проведение Всероссийской сельскохозяйственно й переписи бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 28. Распределение субвенций на осуществление части полномочий Российской Фед ерации в сфере трудового законодательства в рамках подпрограммы «Развити е институтов рынка труда» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» бюджетам Республики Крым и города феде рального значения Севастополя на 2016 год Таблица 29. Распределение субвенций бюджетам Республики Крым и города федерального з начения Севастополя на осуществление части переданных полномочий Российс кой Федерации в сфере государственной регистрации прав на недвижимое иму щество и сделок с ним, государственного кадастрового учета, государствен ной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государст венного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора над деятельностью саморегулируемых организаций оценщико в, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арби тражных управляющих на 2016 год Таблица 30. Распределение субвенций бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на осуществление части переданных полномочий Росси йской Федерации в области ветеринарного и фитосанитарного надзора на 20 16 год

Таблица 31. Распределение субвенций бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на осуществление части переданных полномочий Рос сийской Федерации в сфере охраны окружающей среды на 2016 год Таблица 32. Распределение субвенций бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на осуществление части переданных полномочий Росси йской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) в области п ромышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехниче ских сооружений на 2016 год Таблица 33. Распределение субвенций на осуществление отдельных полномочий Российск ой Федерации в области водных отношений бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 34. Распределение субвенций на осуществление отдельных полномочий Российск ой Федерации в области лесных отношений бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 35. Распределение субвенций на осуществление части полномочий Российской Фе дерации в области лесных отношений бюджетам Республики Крым и города фе дерального значения Севастополя на 2016 год

Таблица 36. Распределение субвенций бюджету Республики Крым и города федерального з начения Севастополя на осуществление части полномочий Российской Федера ции в сфере недропользования в рамках подпрограммы «Воспроизводство мин ерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» государственной про граммы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2016 год Таблица 37. Распределение субвенций на осуществление части полномочий Российской Фе дерации в области водных отношений бюджетам Республики Крым и города фе дерального значения Севастополя на 2016 год Таблица 38. Распределение субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилье м отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 я нваря 1995 года N 5 -ФЗ «О ветеранах» и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации «, бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 39. Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жи льем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2015 — 2020 годы Таблица 40. Распределение субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по дог оворам найма специализированных жилых помещений бюджетам субъектов Рос сийской Федерации на 2016 год

Таблица 41. Распределение субсидий на реализацию отдельных мероприятий государстве нной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 42. Распределение субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитн ых семян бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 43. Распределение субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 44. Распределение субсидий на возмещение части затрат на раскорчевку выбывш их из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 45. Распределение субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями бюджетам субъектов Росс ийской Федерации на 2016 год

Таблица 46. Распределение субсидий на возмещение части затрат на приобретение семян с у четом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности бюдж етам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 47. Распределение субсидий на производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях бюджетам с убъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 48. Распределение субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйствен ным товаропроизводителям в области растениеводства бюджетам субъектов Росс ийской Федерации на 2016 год Таблица 49. Распределение субсидий на поддержку племенного животноводства бюджетам су бъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 50. Распределение субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного н а собственную переработку молока бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год

Таблица 51. Распределение субсидий на возмещение части затрат по наращиванию маточно го поголовья овец и коз бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 52. Распределение субсидий на возмещение части затрат по наращиванию поголо вья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей бюджетам субъект ов Российской Федерации на 2016 год Таблица 53. Распределение субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 54. Распределение субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных т оваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства бюджетам суб ъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 55. Распределение субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных т оваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства, бюджетам суб ъектов Российской Федерации на 2016 год

Таблица 56. Распределение субсидий на поддержку производства и реализации тонкорунн ой и полутонкорунной шерсти бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 57. Распределение субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйст венным товаропроизводителям в области развития производства семенного к артофеля и овощей открытого грунта бюджетам субъектов Российской Федера ции на 2016 год Таблица 58. Распределение субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления бюджетам субъектов Таблица 59. Распределение субсидий на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год Таблица 60. Распределение субсидий на реализацию мероприятий подпрограммы «Автомоби льные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной сист емы России (2010 — 2020 годы)» бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год

Таблица 61. Распределение субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем о тдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5 -ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российск ой Федерации от 7 мая 2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Вели кой Отечественной войны 1941 — 1945 годов», бюджетам субъектов Российской Ф едерации на 2016 год Таблица 62. Распределение субсидий на адресную финансовую поддержку спортивных органи заций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Р оссийской Федерации Таблица 63. Распределение субсидий из федерального бюджетам субъектов Российско й Федерации на реализацию мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийског о физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в рамк ах подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» государст венной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорт а» Таблица 64. Распределение субсидий бюджетам Республики Крым и города федерального знач ения Севастополя на адресную финансовую поддержку спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российско й Федерации, в рамках подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и си стемы подготовки спортивного резерва» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» Таблица 65. Распределение субвенций бюджетам Республики Крым и города федерального зн ачения Севастополя на осуществление части переданных полномочий Российско й Федерации в сфере управления федеральным имуществом на 2016 год Таблица 66. Распределение субсидий из федерального бюджетам субъектов Российс кой Федерации на выплату денежного поощрения лучшим учителям на 2016 год

Межбюджетные отношения - это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы.

Кроме того, в одних регионах промышленность исторически развивалась быстрее, чем в других. В условиях экономического кризиса 1992-1998 гг., сопровождавшегося падением производства почти на 50%, неравномерность развития конкретных регионов значительно усилилась.

Финансовая помощь

Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности предоставляется субъектам Федерации при условии подписания соглашения об исполнении его бюджета через Федеральное казначейство.

Субъект Федерации, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, не имеет права:

предоставлять бюджетные кредиты в размере, превышающем 3% расходов его бюджета;

предоставлять государственные гарантии в размере, превышающем 5% расходов его бюджета.

Размер финансовой помощи субъекту Федерации определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.

Эти нормативы должны разрабатываться с учетом государственных социальных стандартов, т. е. гарантированного государством объема услуг.

Субвенции бюджетам субъектов Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в частности:

расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

расходов по федеральным целевым программам;

капитальных расходов.

Субъекты Федерации могут привлекать целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.

Минфин РФ и Счетная палата РФ имеют право провести ревизию бюджета субъекта Российской Федерации - получателя финансовой помощи из федерального бюджета.

Если субъект Федерации получает финансовую помощь в размере более 50% расходов его консолидированного бюджета, то ревизия его бюджета осуществляется в обязательном порядке.

Бюджетам муниципальных образований финансовая помощь оказывается из бюджетов субъектов Федерации.

Эта помощь предоставляется в следующих формах:

ассигнований для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности;

субвенций на финансирование целевых расходов;

бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов.

Ревизионные органы субъекта Федерации, оказывающего финансовую помощь, имеют право осуществить проверку исполнения бюджета муниципального образования - получателя этой помощи.

Законом о федеральном бюджете может предусматриваться финансовая помощь не только субъектам Федерации, но и бюджетам муниципальных образований.

Обычно такая помощь предоставляется на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными программами или законами. Федеральные органы власти имеют право осуществлять проверки расходования средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований из федерального бюджета.

Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

целевые трансферты;

компенсационные выплаты.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;

Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов

Для организации равного доступа жителей разных регионов к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, а также сглаживания различий между регионами федеральными органами власти используется система меж­бюджетных трансфертов (далее МБТ), которая предусматривает возможность оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, являющимися дотационными.

Под дотационностью в широком смысле следует понимать объем всех МБТ, получаемым регионом из федерального бюджета безвозмездно по разным основаниям и на разных условиях. Состав безвозмездных поступлений характеризуется дотациями, субсидиями, субвенциями и иными межбюджетными трансфертами. В последнее время дотационность, понимаемая в узком значении, представлена объемом собственно дотаций, полученных субъектом РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности. Поэтому исследование дотационности регионов следует прежде всего проводить по этим двум направлениям. Кроме этого имеется еще один важный аспект, связанный с влиянием федерального центра на регионы через объем и структуру безвозмездных поступлений, через возможность контроля, связанного с условиями предоставления МБТ.

Как вид финансовой помощи регионам, дотации, по сути являются единственными МБТ, которые не имеют целевой направленности, а потому контроль за целевым использованием этих средств со стороны федерального центра практически невозможен, если не привлекать какие-то дополнительные показатели.

Как показывают данные о составе и структуре МБТ, предоставляемых из федерального бюджета, межбюджетные трансферты составляют существенную долю от всех доходов регионов – от 20,13% в 2012 году до 17,67% в 2014 году.

В абсолютном выражении за исследуемый период размеры финансовой помощи регионам из федерального бюджета снизились с 1 622,74 млрд. руб. в 2012 году до 1 544,78 млрд. руб. в 2014 году, т.е. на 77,96 млрд. руб. При этом собственные налоговые и неналоговые доходы субъектов РФ выросли с 6 382,44 млрд. руб. до 7140,94 млрд. руб., т.е. на 758,5 млрд. руб. Такая разнонаправленность динамики межбюджетных трансфертов и собственной доходной базы регионов сказалась и на изменении относительных показателей, характеризующих структуру региональных доходов.

Данные о структуре поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2012-2014 гг. приведены в таблице 1 .

Таблица 1

Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2012-2014гг.

Показатель

2012г

2013г

2014г

Сумма, млн. руб.

Уд. вес в доходах, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес в доходах, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес в доходах, %

ВСЕГО ДОХОДЫ

8 060 853,13

100%

8 197 976,01

100%

8 743 106,58

100%

Налоговые и неналоговые доходы

6 382 443,29

79,18%

6 585 373,02

80,33%

7 140 940,87

81,68%

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ,

в том числе:

1 622 741,26

20,13%

1 550 389,04

18,91%

1 544 784,41

17,67%

Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

524 799,01

6,51%

616 456,24

7,52%

682 837,23

7,81%

Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

573 774,37

7,12%

522190,48

6,37%

400 222,46

4,58%

Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

285 990,70

3,55%

296 698,82

3,62%

312 221,81

3,57%

Иные межбюджетные трансферты

225 687,71

2,80%

103 301,26

1,26%

149 417,54

1,71%

Приведенная в таблице структура доходов показывает, что в 2012-2014 гг. доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов РФ увеличивается при одновременном снижении доли МБТ. При этом наблюдается небольшой рост доли дотаций и субвенций, а удельный вес субсидий и иных МБТ уменьшается.

Так, величина дотаций за три анализируемых года выросла с 524,8 млрд. руб. до 682,8 млрд. руб., на 158 млрд. руб. За этот же период произошло увеличение поступлений субвенций на 26,2 млрд. руб., с 285,9 млрд. руб. до 312,2 млрд. руб., что в совокупности с дотациями обеспечило увеличение финансовых ресурсов регионов на 184,2 млрд. руб.

Величина субсидий в общем объеме доходов субъектов РФ за рассматриваемый период уменьшилась с 573, 8 млрд. руб. до 400,2 млрд. руб., т.е. на 173,6 млрд. руб. В целях дальнейшего повышения эффективности трансфертной политики и межбюджетных отношений осуществляется объединение разрозненных видов предоставляемых субсидий в консолидированные субсидии, исходя из принципа "одна программа - одна субсидия".

При анализе структурных изменений доходной базы регионов следует учитывать не только количественные изменения объемов финансовых потоков, но и их качественную характеристику. Хотя объемы предоставляемых дотаций и субвенций из федерального бюджета увеличились в абсолютном выражении на 184,2 млрд. рублей, но их качественные характеристики по-разному отразились на структуре доходов региональных бюджетов: дотации увеличили собственные доходы бюджетов субъектов РФ, а субвенции на них не отразились, т.к. в соответствии с БК (ст.47) субвенции не являются собственными доходами бюджетов. Безусловно, это в какой-то степени формальный момент, но разнокачественность дотаций и субвенций определяется не только этим моментом, но и тем, что обоснования и условия предоставления дотаций и субвенций по сути разные: дотации являются типичной финансовой категорией, отвечающей всем классическим признакам финансов – однонаправленность движения, безэквивалентность, безвозвратность и безвозмездность. В определенной степени этим требованиям отвечают субсидии и иные МБТ. Субвенции свойственны другие признаки, т.к. природа и условия их предоставления иные: они выделяются для компенсации расходов, которые несут региональные органы исполнительной власти в связи с тем, что федеральный центр передал им определенные законом полномочия. Субвенции отдельно учитываются в бюджете субъекта РФ, именно по этой причине, и Федерация сохраняет контрольные функции в отношении переданных полномочий, вплоть до их возврата. Поэтому в общем объеме МБТ, которые ранее объединялись общим названием «финансовая помощь», субвенции отличаются эквивалентностью, безвозмездностью, возвратностью.

В самом общем виде уменьшение субсидирования регионов связано с политикой центра в отношении регионов по уменьшению объемов любой финансовой помощи, о чем было заявлено несколько лет назад как об одной из направлений бюджетной политики; если говорить о субсидиях конкретно, то очевидно уменьшение количества совместно реализуемых программ и проектов федерального центра и регионов. Такая тенденция укладывается в логику новых экономических реалий, одним из моментов которых является ориентация на завершение ранее начатых проектов при отказе от начала новых. В то же время за тенденцией уменьшения субсидирования может стоять и другое: замораживание субсидированных проектов, поэтому мы считаем, что в каждом отдельном случае необходим пообъектный анализ софинансируемых проектов и программ с выяснением тех объектов, софинансирование которых тормозится, причин и последствий таких негативных моментов.

Из таблицы 2 видно, что доля дотаций к 2014 году занимает практически половину от всех межбюджетных трансфертов и составила 44,2%, в то время как в 2012 году составляла 32,3%, т.е. увеличилась на 11,9%. Рост доли субвенций составил 2,6%. Так же наблюдается значительное сокращение доли субсидий с 35,4% в 2012 году до 25,9% в 2014 году, т.е. на 9,5%. Иные межбюджетные трансферты сократились с 13,9% до 9,7%, т.е. на 4,2%.

Таблица 2

Доля каждого вида трансфертов в общем объеме безвозмездных поступлений в бюджеты субъектов РФ за 2012-2014гг

Показатель

2012г

2013г

2014г

ВСЕГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ

ПОСТУПЛЕНИЙ

100%

100%

100%

Дотации

32,34%

39,76%

44,20%

Субсидии

35,36%

33,68%

25,91%

Субвенции

17,62%

19,14%

20,21%

Иные межбюджетные

трансферты

13,91%

6,66%

9,67%

Для определения качества финансовых потоков в МБТ, неоднородных по своему составу, необходима перегруппировка разных видов МБТ: с одной стороны, следует объединять дотации, субсидии и иные МБТ (что совпадает с их отнесением к собственным доходам субъектов РФ), с другой – следует выделять субвенции, не относящиеся к собственным доходам и по сути не являющимися чисто финансовыми потоками. Объем субвенций бюджетам субъектов РФ и муниципальным образованиям в целом по РФ увеличился с 285 990,7 млн. руб. до 312 221,8 т.е. на 26 231,1 млн. руб., но в относительном выражении это не отразилось на структуре доходной части субъектов РФ, т.к. сопровождалось увеличением налоговых и неналоговых доходов и дотаций. Существенных изменений в качестве бюджетных потоков за анализируемый период не произошло, хотя небольшое увеличение размера и доли субвенций говорит о продолжающейся тенденции дальнейшей передачи полномочий Федерации регионам.

Анализ объемов и структуры МБТ возможен и в плане контроля федерального центра за членами Федерации. В этом отношении субвенции являются наиболее «поднадзорным» бюджетным потоком, и заключения в отношении субвенций субъектам РФ, в полной мере относятся к их положению в системе МБТ. Следовательно, можно сделать вывод о незначительном увеличении контроля Федерации за регионами через предоставление субвенций, финансово обеспечивающих передачу полномочий, что усиливает позиции исполнительной власти по вертикали. Но при этом следует иметь в виду, что, по мнению региональных органов власти субвенции не обеспечивают 100% компенсации расходов, возникающих у субъектов РФ в связи с передачей им полномочий. Такое несоответствие может существенно искажать действительную картину взаимоотношений РФ и ее субъектов. В условиях бюджетного федерализма РФ, характеризующегося асимметричностью отношений центра и регионов, необходимо иметь точное представление о происходящих процессах, и занижение объемов субвенций в целях «экономии» средств, крайне нежелательно. По существу, усиление подконтрольности и подотчетности в отношении дотационных регионов осуществляется в настоящее время через МБТ, не являющиеся финансовым по своей природе.

Некоторые регионы не способны самостоятельно обеспечивать финансирование даже минимального набора своих государственных полномочий. Для решения жизненно важных вопросов они нуждаются в финансовой помо­щи со стороны федерального правительства, в задачи которого входит обеспечение равного доступа граждан к минимальному набору социальных гарантий на террито­рии всей страны. Как правило, финансовая помощь таким регионам предоставляется в виде дотаций, и их называют дотационными или регионами-реципиентами. В этом случае речь идет о дотационности в узком смысле слова.

Вместе с тем современное бюджетное законодательство не определяет критериев отнесения тех или иных бюджетов к дотационным, а лишь устанавливает условия предоставления МБТ из федерального бюджета для регионов. Эти условия связаны с определением расчетной доли предоставляемых трансфертов в объеме собственных доходов консолидированного бюджета региона в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет.

В 2012-2015 гг. к наиболее дотационным регионам РФ, в бюджете которых доля МБТ из федерального бюджета составляет более 60%, относились 7 регионов. В 2015 году доля МБТ в консолидированных доходах этих субъектов составляла следующие значения: Республика Алтай – 72%, Республика Дагестан – 68%, Республика Ингушетия – 84%, Карачаево-Черкесская Республика – 65%, Камчатский край – 60%, Республика Тыва – 73%, Чеченская Республика – 83%.

Высокодотационные регионы отличаются по природно-климатическим условиям и показателям, характеризующим социально-экономическое развитие, включая специализацию на разных отраслях экономики, которые могли бы стать приоритетным направлением развития экономик этих регионов, соответственно, основой для повышения бюджетной обеспеченности.

На примере одного из вышеперечисленных регионов рассмотрим структуру доходов регионального бюджета. Республика Тыва является высокодотационным регионом, следовательно, исполнение расходных обязательств во многом зависит от бюджетных трансфертов из федерального бюджета. Рассмотрим подробнее структуру доходов бюджета РТ (табл.3).

Таблица 3

Структура доходов консолидированного бюджета Республика Тыва за

2012-2015гг.

Особенностью республиканского консолидированного бюджета Тувы является то, что за последние четыре года он в абсолютном выражении почти не изменился, и даже без учета инфляционной составляющей его доходная часть уменьшилась на 66,98 млн. руб.

В абсолютном значении межбюджетные трансферты из федерального бюджета снизились с 16 817,2 млн. руб. в 2012 г. до 15 601,6 млн. руб. в 2015 г., т.е. на 1 215,6 млн. руб. или на 5,5%. При этом налоговые и неналоговые доходы увеличились с 4 375,2 до 5 291,3 млн. руб., т.е. на 916,1 млн. руб. или на 4,4%.

В структуре доходов бюджета Республики Тыва за рассматриваемый период сохраняется тенденция уменьшения доли безвозмездных поступлений и увеличении доли налоговых и неналоговых доходов, так же, как и по стране в целом, что обусловлено более высокими темпами роста собственных налоговых и неналоговых доходов по сравнению с МБТ.

В структуре МБТ республики наибольший удельный вес занимают дотации. Удельный вес дотаций увеличился с 59,6% в 2012 году до 80,8% в 2015 году и составил львиную долю от общего объема безвозмездных поступлений в бюджет республики. Также за рассматриваемый период растет удельный вес субвенций, с 5,2% до 10,5%. Значительно уменьшается доля субсидий с 19% до 6,6% и иных межбюджетных трансфертов с 16,2% до 2,1%. (табл.4).

Таблица 4

Доля каждого вида трансфертов в общем объеме безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Тыва за 2012-2014гг.

Показатель

2012г

2013г

2014г

2015г

ВСЕГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ

ПОСТУПЛЕНИЙ

100%

100%

100%

100%

Дотации

59,63%

74,07%

74,08%

80,83%

Субсидии

19,03%

17,65%

13,12%

6,59%

Субвенции

5,19%

4,99%

9,24%

10,49%

Иные межбюджетные

трансферты

16,15%

3,29%

4,80%

2,09%

Дотации стали самым часто используемым инструментом поддержки регионов, в 2015 году в бюджете Республики Тыва они составляют более 80% от общего объема получаемых МБТ. И в основном это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, определяемые исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности, и они составляют 97-98% от общего объема дотаций.

Бюджетная обеспеченность российских регионов характеризуется сильной дифференциацией. Её степень зависит от неоднородности социально- экономического пространства, ресурсной обеспеченности, климатической, географической и этнокультурной специфики отдельных территорий.

Все выводы, которые мы сделали по данным по Российской Федерации в целом, относятся и к Республике Тыва, но в доходах ее консолидированного бюджета ситуация является более четкой: доля дотаций в МБТ увеличилась в 1,35 раза, а их объем в 1,25 раза; субсидии уменьшились в 3,11 раза по объему, а их удельный вес – в 2,89 раза, при этом удельный вес субвенций в общем объеме МБТ вырос более чем в 2 раза при увеличении их размеров в 1,87 раза. Очевидно, что в отношении глубоко дотационного региона, каким в настоящее время является Республика Тыва, увеличивается подконтрольность со стороны федеральных органов, их подотчетность, сопровождающаяся неполной компенсацией передаваемых полномочий через субвенции.

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.
  2. Информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 января 2015 года // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.minfin.ru/rfanalytics.php (дата обращения 20.03.2016г)
  3. Климанов В.В., Михайлова А.А. Совершенствование регулирования бюджетов высокодотационных регионов // Финансы. – 2015. -№7. С.11-17
  4. Мильчаков М.В. Особенности распределения федеральных межбюджетных трансфертов между регионами России // Финансовый журнал. -2015.-№6.С.34-46.
  5. Межбюджетные трансферты субъектам РФ из федерального бюджета. Открытый информационный ресурс по анализу финансового и социально-экономического развития субъектов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iminfin.ru/index.php/razdely/mezhbyudzhetnye-transferty/feder... fondy-rf (дата обращения 20.03.2016г)
  6. Морган Б.Г., Самойлова С.С., Федорова А.Ю. Современные тенденции формирования межбюджетных трансфертов в структуре доходов бюджетов РФ // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - №3(049) С. 117-121.

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году. В диаграмме 1 и 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.

Диагр.1 Межбюджетные трансферты в абсолютном выражении Диагр.2 Межбюджетные трансферты в относительном выражении

Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными:

Таблица 2.1 Состав и структура межбюджетных трансферт

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Всего:

2 281,56

2 423,12

2 720,97

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Иные межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.

Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.

Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2010 году сумма расходов составит 963,10 млрд. руб., что значительно увеличился по отношению к запланированному в 2008 году на 134,32 млрд. руб К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.



Похожие публикации