Завершите фразу:Человек как носитель сознания,наделенный рядом важных социальных свойств:способностью обучаться,общаться,участвовать в жизни. Контроль знаний по общей психологии в) процесс использования языка в целях общения

Тема 3. ПОЗНАНИЕ

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на ор­ганы чувств человека, называются:

1) представлениями

2) ощущениями

3) гипотезами

4) понятиями

А2. Рациональное - это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

A3. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами

2) социологами

3) агностиками

4) духовенством

А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием

2) суждением

3)понятием

4) ощущением

А5. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение

3) аналогия

4) описание

А6. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А7. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина. Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

4) научного знания

А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания - осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания - получение достоверного знания

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познанием

Б. Абстрактным мышлением

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

A11. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

2) правоведение

3) социология

4) политология

А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А15. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувст­венной осязаемости

А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология

2) политология

3) философия

4) история

А17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология

2) астрономия

3) социология

А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика

2) анатомия

3) генетика

4) юриспруденция

А19. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной дея­тельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спе­цификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познаватель­ная деятельность ученого:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А21. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А22. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы

2) установленные факты

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

1) философия

2) история

3) социология

4) политология

А24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обос­нованность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этниче­ских групп занимается

1) этнография

2) социология

3) антропология

4) социальная психология

А26. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А27. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание - ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуици­ей ученых

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики

А29. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика - основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А30. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория - эмпирию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

Задания уровня В
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последователь­ности, оценка результатов действий, способы действий».

Ответ: ____________________.
В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный ря­дом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, ^участвовать в жизни общества, иметь ду­ховные интересы, испытывать сложные чувства - это...».

Ответ: ____________________ .


ВЗ. Вставьте пропущенное слово: «... - это самые простые заученные дви­жения, выполнение которых не требует специальных усилий».

Ответ: ________________________ .


В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»

Ответ: ___________________ .
В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспе­чивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельно­сти», называется... к данной деятельности.

Ответ: ________________________.


В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие пози­ции из второго.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности че­ловека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче­ских веществах

8. Психология

3. Наука о наиболее общих законах развития приро­ды, общества и познания

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

Ответ:

1

2

3

4

5

В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что - рационального? (Правильный ответ запишите в ви­де последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три - рациональ­ное)

1) Ощущения

2) Восприятия

3) Суждения

4) Понятия

5) Представления

6) Умозаключения

Ответ: __________________________ .

В9. Вставьте пропущенное слово:

«Познание - это... отражение или воспроизведение действительности

в сознании человека».

Ответ: _______________________ .

B10. Закончите фразу:

«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, на­зывается...».

В11. Закончите фразу:

«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется.. ♦».

Ответ:__________________________________________________

В12. Закончите фразу, вставив словосочетание: «Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и...».

Ответ:__________________________________________________

В13. Вставьте пропущенное слово:

«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это - ...знание».

Ответ:__________________________________________________

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите формы чувственного познания. С2. Назовите уровни научного познания.

СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируй­те на основе трех оснований.

С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проил­люстрируйте каждое на примерах.

С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Тете)

1)0 каком познании ведет речь Гете?

3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. «Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки... В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относи­тельности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного

не произошло. Спутники, компьютеры, - это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке?

В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры - не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов - техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину...

В социальной психологии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ни­ми. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социаль­ных явлений.

С8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.

«Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю)

1. «...Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими». (Б.Спиноза)

3. «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек ». (М.В. Ломоносов)

Тема 3. Познание

УРОВЕНЬ А


задания

Верный ответ

1

1

2

4

3

3

4

3

5

3

6

2

7

2

8

4

9

3

10

2

11

1

12

3

13

1

14

3

15

4

16

2

17

3

18

4

19

3

20

4

21

3

22

1

23

4

24

1

25

2

26

3

27

3

28

4

29

1

30

1

УРОВЕНЬ В

задания

Верный ответ

1

Умения

2

Личность

3

Навыки

4

Способности

5

Талант

6

1- А; 2 - 3;3 - Б; 4 - Ж; 5 - Е; 6 - Г; 7 - В; 8 - Д

7

1- А; 2 - В; 3 - Б; 4 - Б; 5 - А

8

3, 4, 5, 6

9

Активное

10

Аналогия

11

Умозаключение

12

По аналогии

13

Ценностное

УРОВЕНЬ С

С1. Правильный ответ:

ощущения;

восприятие;

представления.

С2. Эмпирический и теоретический.

СЗ. Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объек­том познания (обществом), так как сам субъект является членом дан­ного общества, т.е. изучает «сам себя»;

позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследова­тель - активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;

в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествозна­ние ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание - на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.

С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки;

ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и дру­гих источниках знаний, а ученый их «добывает»;

ученик использует учебные приемы, а ученый - методы науки. На­пример, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличает­ся от научного эксперимента.

Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суж­дений.

С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

1) Гете ведет речь о самопознании;

3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.

Сб. Верный ответ должен содержать следующее:

1) Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло но­вых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики.

2) Правильный ответ может содержать следующие позиции: Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы. При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и зако­ны развития общества. Так, недооценка социологической науки в со­ветский период развития нашей страны привела к разрыву между дек­ларируемыми положениями и реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных механизмов регулирования

экономики.

Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки

зрения.


3) Правильный ответ может включать следующее:

Концепция - понятие многозначное, его основные значения - идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логи­кой, руководящий принцип, трактовка.

4) При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество - постиндустриальное, техногенное.

С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия. Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку зрения.

1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминае­мые в тексте:

Обыденное (повседневное);

Философское;

Средствами искусства;

Научное.

2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного по­знания:

Использование специальных методов;

Сбор систематической информации;

Доказательность;

Проверка и перепроверка полученных данных

Недостаточная доказательность ненаучного познанця;

Возникновение «неразрешимых загадок и дилемм».

Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоис­ключающих утверждений: «Без труда не вытащишь и рыбку из пру­да» и «Работа не волк, в лес не убежит». В примерах не должно быть искажения суждения.

4) В ответе должны быть указаны:

Экспериментальный метод и метод корреляции;

В рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблю­дение за естественными процессами.

В качестве других методов социального познания могут быть названы:

Выдвижение гипотез;

Построение теорий.

343. Задание {{ 343 }} ТЗ 343 Тема 3-15-0

В понятии... выражена родовая принадлежность человека.

Правильные варианты ответа: инд*вид#$#;

344. Задание {{ 344 }} ТЗ 344 Тема 3-15-0

Это - психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Правильные варианты ответа: личн*ст#$#;

345. Задание {{ 345 }} ТЗ 345 Тема 3-15-0

Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является

£ гордостью нации

£ избирателем

R личностью

£ интеллектуалом

346. Задание {{ 346 }} ТЗ 346 Тема 3-15-0

Суть процесса социализации человека заключается в

£ развитии его врожденных свойств

R овладении многочисленными отношениями между людьми

£ усвоении жаргона определенного слоя общества

£ овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности

347. Задание {{ 347 }} ТЗ 347 Тема 3-15-0

Компонент не относящийся к психологической структуре личности

£ мотивационно-целевой

£ коммуникативный

£ волевой

R перцептивный

348. Задание {{ 348 }} ТЗ 348 Тема 3-15-0

Отдельный взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, психических, социальных), - это

R индивид

£ ребенок

£ человек

£ личность

349. Задание {{ 349 }} ТЗ 349 Тема 3-15-0

Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это

£ инстинкты

£ механическая память

R ценностные ориентации

£ музыкальный слух

350. Задание {{ 350 }} ТЗ 350 Тема 3-15-0

... – это неповторимое своеобразие конкретной личности в совокупности ее унаследованных и приобретенных особенностей.

Правильные варианты ответа: Инд*в*дуальн*ст#$#;

351. Задание {{ 351 }} ТЗ 351 Тема 3-15-0

Более широкое понятие, которое включает в себя остальные

£ личность

£ индивидуальность

£ персона

R индивид

352. Задание {{ 352 }} ТЗ 352 Тема 3-15-0

Понятие... является характеризует единичность человека.

Правильные варианты ответа: инд*вид#$#;

353. Задание {{ 353 }} ТЗ 353 Тема 3-15-0

К характеристикам личности не относится

£ старательность

£ общительность

R хорошая координация обеих рук

£ трудолюбие, аккуратность

354. Задание {{ 354 }} ТЗ 354 Тема 3-15-0

Личность чаще всего определяется, как человек в совокупности своих... качеств.

Правильные варианты ответа: с*циальных;

355. Задание {{ 355 }} ТЗ 355 Тема 3-15-0

Понятие самооценки используется для обозначения

£ позиции личности в конфликтной ситуации

£ оценки человеком своих возможностей в напряженной ситуации

£ психического состояния, возникающего в ситуации достижения цели

R оценки личностью своих возможностей, качеств

356. Задание {{ 356 }} ТЗ 356 Тема 3-15-0

Установите соответствие понятий и их определений.

357. Задание {{ 357 }} ТЗ 357 Тема 3-15-0

Представление личности о себе, о том «какой я есть» это я - концепция

R реальная

£ идеальная

£ возможная

£ фантастическая

358. Задание {{ 358 }} ТЗ 358 Тема 3-15-0

Направленностью личности называется

£ стремление к актуализации

£ активное отражение субъектом объективного мира

£ черта характера

R совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности

359. Задание {{ 359 }} ТЗ 359 Тема 3-15-0

Когнитивный компонент образа «Я» - это

£ самоуважение, самокритичность, себялюбие и т.д.

£ оценка личностью своих возможностей, качеств

R знание о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

£ то, каким человек хотел бы стать

360. Задание {{ 360 }} ТЗ 360 Тема 3-15-0

Конкретный человек в своеобразии его физических и психических черт это

£ субъект

£ индивид

R индивидуальность

£ личность

361. Задание {{ 361 }} ТЗ 361 Тема 3-15-0

Человека как индивида характеризуют:

£ статус, роль

£ творчество, сознание

R пол, возраст, конституция

£ ценностные ориентации

362. Задание {{ 362 }} ТЗ 362 Тема 3-15-0

Понятие «личность» отражает

£ устойчивую совокупность психических свойств человека

£ принадлежность к человеческому роду

R социальное качество человека, приобретаемое им в совместной деятельности и общении

£ результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей

363. Задание {{ 363 }} ТЗ 363 Тема 3-15-0

Направленность личности характеризуется

£ активностью

£ убеждениями

£ знаниями

R интересами

364. Задание {{ 364 }} ТЗ 364 Тема 3-15-0

Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это

£ личность

£ субъект деятельности

R индивид

£ индивидуальность

365. Задание {{ 365 }} ТЗ 365 Тема 3-15-0

Высший личностный регулятор поведения, - это

£ интересы

R мировоззрение

£ установки

£ мотивация

366. Задание {{ 366 }} ТЗ 366 Тема 3-15-0

Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется

£ личностным смыслом

R мировоззрением

£ убеждением

£ направленностью личности

367. Задание {{ 367 }} ТЗ 367 Тема 3-15-0

Специфическая познавательная активность на предметы и явления окружающего мира называется:

£ влечением

£ желанием

R интересом

£ склонностью

Темперамент

368. Задание {{ 368 }} ТЗ 368 Тема 3-16-0

Тип... связан с врожденными биологическими особенностями организма.

Правильные варианты ответа: т*мп*рам*нт#$#;

369. Задание {{ 369 }} ТЗ 369 Тема 3-16-0

Слабость нервной системы меланхолика компенсируется ее высокой....

Правильные варианты ответа: чувствит*льн*ст#$#;

370. Задание {{ 370 }} ТЗ 370 Тема 3-16-0

Создателем учения о темпераменте считается

R Гиппократ

£ Аристотель

371. Задание {{ 371 }} ТЗ 371 Тема 3-16-0

К характеристикам ВНД не относится

£ сила возбуждения и торможения

£ уравновешенность нервных процессов

£ подвижность нервных процессов

R направленность нервных процессов

372. Задание {{ 372 }} ТЗ 372 Тема 3-16-0

В типологию телосложений, предложенную В. Шелдоном, не входит тип:

R пикнический

£ эндоморфный

£ мезоморфный

£ эктоморфный

373. Задание {{ 373 }} ТЗ 373 Тема 3-16-0

Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее динамику деятельности, это

£ характер

R темперамент

£ чувства

374. Задание {{ 374 }} ТЗ 374 Тема 3-16-0

Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы

R сангвиник

£ флегматик

£ холерик

£ меланхолик

375. Задание {{ 375 }} ТЗ 375 Тема 3-16-0

Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен:

£ сангвиник

R флегматик

£ холерик

£ меланхолик

376. Задание {{ 376 }} ТЗ 376 Тема 3-16-0

Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

£ сангвиник

£ флегматик

£ холерик

R меланхолик

377. Задание {{ 377 }} ТЗ 377 Тема 3-16-0

По И.П.Павлову, классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом

£ соотношения жидкостей в организме человека;

R особенностей функционирования нервной системы;

£ строения тела;

£ преобладания правого или левого полушария головного мозга.

378. Задание {{ 378 }} ТЗ 378 Тема 3-16-0

К основным свойствам ВНД не относится

£ уравновешенность

£ подвижность

R активность

379. Задание {{ 379 }} ТЗ 379 Тема 3-16-0

От типа темперамента зависит

£ результат

£ качество

£ аккуратность

R темп работы

380. Задание {{ 380 }} ТЗ 380 Тема 3-16-0

Самая высокая чувствительность у

£ сангвиника

£ холерика

R меланхолика

£ флегматика

381. Задание {{ 381 }} ТЗ 381 Тема 3-16-0

Из типов темперамента отличается взрывной эмоциональностью

£ сангвиник

£ флегматик

R холерик

£ меланхолик

382. Задание {{ 382 }} ТЗ 382 Тема 3-16-0

Определённое сочетание..., уравновешенности, подвижности нервных процессов возбуждения и торможения называется типом нервной высшей деятельности.

Правильные варианты ответа: сил#$#;

383. Задание {{ 383 }} ТЗ 383 Тема 3-16-0

Темперамент ученика отражается на

£ успешности учения

£ эффективности мышления

R скорости мышления

£ объеме памяти

384. Задание {{ 384 }} ТЗ 384 Тема 3-16-0

Тип темперамент зависит

R от врождённых особенностей организма

£ окружающих социальных условий

£ усилий самого человека

£ воспитания

385. Задание {{ 385 }} ТЗ 385 Тема 3-16-0

Тип темперамента отличающийся активностью, возбудимостью, импульсивностью, агрессивностью характерен для

R холерика

£ сангвиника

£ меланхолика

£ флегматика

386. Задание {{ 386 }} ТЗ 386 Тема 3-16-0

В типологию телосложения, предложенную Э. Кречмером, не входит

£ пикнический

£ атлетический

R мезоморфный

£ астенический

387. Задание {{ 387 }} ТЗ 387 Тема 3-16-0

Наибольшей гибкостью в поведении обладает

£ флегматик

R сангвиник

£ меланхолик

£ холерик

388. Задание {{ 388 }} ТЗ 388 Тема 3-16-0

Определенное сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга называется... ВНД.

Правильные варианты ответа: тип#$#;

389. Задание {{ 389 }} ТЗ 389 Тема 3-16-0

Темперамент в течении жизни

£ формируется

£ изменяется

R маскируется

£ развивается

390. Задание {{ 390 }} ТЗ 390 Тема 3-16-0

... – это интегральное психическое свойство, определяемое индивидуальным темпом, ритмом, интенсивностью и скоростью протекания психических процессов.

Правильные варианты ответа: Т*мп*рам*нт;

391. Задание {{ 391 }} ТЗ 391 Тема 3-16-0

Это степень интенсивности воздействий человека на окружающий мир.

Правильные варианты ответа: *ктивн*сть;

392. Задание {{ 392 }} ТЗ 392 Тема 3-16-0

Сильный, уравновешенный и подвижный тип ВНД характерен для:

R сангвиников

: холериков

£ флегматиков

£ меланхоликов

393. Задание {{ 393 }} ТЗ 393 Тема 3-16-0

Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента:

£ гуморальным

£ нейродинамическим

R конституциональным

£ поведенческим

394. Задание {{ 394 }} ТЗ 394 Тема 3-16-0

Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем

R сензитивности

£ активности

£ реактивности

£ пластичности

395. Задание {{ 395 }} ТЗ 395 Тема 3-16-0

Определяет стиль и темп деятельности

£ способность

R темперамент

£ характер

396. Задание {{ 396 }} ТЗ 396 Тема 3-16-0

Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ

£ холерику

£ сангвинику

£ флегматику

R меланхолику

397. Задание {{ 397 }} ТЗ 397 Тема 3-16-0

Темперамент, является базой большинства свойств личности, будучи

£ приобретенным

£ изменчивым

R врожденным

£ социальным

398. Задание {{ 398 }} ТЗ 398 Тема 3-16-0

Холерик по типу ВНД

R сильный, неуравновешенный

£ сильный, уравновешенный, подвижный

£ сильный, уравновешенный, инертный

399. Задание {{ 399 }} ТЗ 399 Тема 3-16-0

Тип темперамента, предрасполагающий к беспокойству, тревожности, пессимизму, это

£ сангвинический

£ холерический

£ флегматический

R меланхолический

400. Задание {{ 400 }} ТЗ 400 Тема 3-16-0

Тип темперамента, предрасполагающий к медлительности

£ сангвинический

£ холерический

R флегматический

£ меланхолический

401. Задание {{ 401 }} ТЗ 401 Тема 3-16-0

Динамику психической жизни определяет

£ эмоциональность

£ направленность личности

£ воспитание

R темперамент

Характер.

402. Задание {{ 402 }} ТЗ 402 Тема 3-17-0

Человеку с акцентуацией характера не свойственна

£ повышенная ранимость

£ снижение способности к социальной адаптации

£ нарушение потребностно - мотивационной сферы

R повышение способности к социальной адаптации

403. Задание {{ 403 }} ТЗ 403 Тема 3-17-0

Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.

Правильные варианты ответа: Характер;

404. Задание {{ 404 }} ТЗ 404 Тема 3-17-0

Характера - это чрезмерное усиление отдельных его черт.

Правильные варианты ответа: Акц*нт*ац#$#;

405. Задание {{ 405 }} ТЗ 405 Тема 3-17-0

Физиологической основой характера является

R тип высшей нервной деятельности

£ наличие доминирующего очага возбуждения

£ наличие сложных систем нервных связей

£ функционирование подкорки

406. Задание {{ 406 }} ТЗ 406 Тема 3-17-0

Крайние варианты нормы характера называются

£ психопатиями

£ патологиями

£ неврозами

R акцентуациями

407. Задание {{ 407 }} ТЗ 407 Тема 3-17-0

Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее отношения человека к себе и миру, это

R характер

£ темперамент

£ чувства

408. Задание {{ 408 }} ТЗ 408 Тема 3-17-0

характер считается патологическим, если он

£ провоцирует внимание к своей особе

£ социально адаптирован

£ относительно стабилен во времени

R имеет тотальные проявления

409. Задание {{ 409 }} ТЗ 409 Тема 3-17-0

Черты характера, проявляющиеся в деятельности,- это

£ аккуратность, бережливость, мудрость

R инициативность, трудолюбие, работоспособность

£ самокритичность, скромность, гордость

£ тактичность, вежливость, чуткость

410. Задание {{ 410 }} ТЗ 410 Тема 3-17-0

В характере личность проявляется в большей степени со стороны

£ эмоциональной

£ динамической

£ процессуальной

411. Задание {{ 411 }} ТЗ 411 Тема 3-17-0

Характер проявляется

£ в любых обстоятельствах и условиях

£ в способах действия

R в поступках и поведении человека

£ в темпе деятельности

412. Задание {{ 412 }} ТЗ 412 Тема 3-17-0

Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, а исходя из своих убеждений, характеризует его:

£ настойчивость

£ конформность

R самостоятельность

£ эмоциональность

413. Задание {{ 413 }} ТЗ 413 Тема 3-17-0

Выражает отношение человека к окружающему миру, другим и к себе

£ способность

£ темперамент

R характер

414. Задание {{ 414 }} ТЗ 414 Тема 3-17-0

Целостность по отношению к характеру является его

R свойством

£ акцентуацией

415. Задание {{ 415 }} ТЗ 415 Тема 3-17-0

Самокритичность, скромность, гордость характеризуют

£ отношение личности к вещам

£ отношение к другим людям

R систему отношений человека к самому себе

£ особенности выполнения им какой-либо деятельности

Способности

416. Задание {{ 416 }} ТЗ 416 Тема 3-18-0

Способности человека являются

£ врождёнными

£ приобретёнными

£ наследуемыми

R результатом развития задатков в процессе обучения и воспитания

417. Задание {{ 417 }} ТЗ 417 Тема 3-18-0

Способности бывают

£ произвольные

£ непроизвольные

£ полярные

R потенциальные

418. Задание {{ 418 }} ТЗ 418 Тема 3-18-0

Быстрота овладения новыми знаниями, умениями, навыками, их качество – основные признаки наличия у человека....

Правильные варианты ответа: сп*собн*ст#$#;

419. Задание {{ 419 }} ТЗ 419 Тема 3-18-0

Это врожденные предпосылки способностей.

Правильные варианты ответа: задат#$#;

420. Задание {{ 420 }} ТЗ 420 Тема 3-18-0

Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности, - это

R способности

421. Задание {{ 421 }} ТЗ 421 Тема 3-18-0

Биологической основой развития способностей являются

£ тип ВНД

R задатки

£ происхождение

422. Задание {{ 422 }} ТЗ 422 Тема 3-18-0

Способность личности заражать своей энергией других людей относится к способностям

R организаторским

£ интеллектуальным

£ творческим

£ спортивным

423. Задание {{ 423 }} ТЗ 423 Тема 3-18-0

Под способностями понимают характеристики психической деятельности

£ статические

£ врожденные

£ динамические

R приобретенные

424. Задание {{ 424 }} ТЗ 424 Тема 3-18-0

О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать

£ высокий темп усвоения знаний, умений и навыков

R большие энергетические затраты на овладение деятельностью

£ наличие склонности к данному виду деятельности

£ индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда

425. Задание {{ 425 }} ТЗ 425 Тема 3-18-0

Из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной следующая

£ способности человека врожденны, генетически заданы

£ все способности в равной мере можно развить у любого человека

R способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность,

£ каждый человек в состоянии развить у себя любые способности

426. Задание {{ 426 }} ТЗ 426 Тема 3-18-0

Способности полностью развиваются только в процессе....

Правильные варианты ответа: де*тельн*ст#$#;

427. Задание {{ 427 }} ТЗ 427 Тема 3-18-0

Способности, реализующиеся в деятельности, называют....

Правильные варианты ответа: актуальн#$#;

428. Задание {{ 428 }} ТЗ 428 Тема 3-18-0

Это индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления.

Правильные варианты ответа: Сп*собн*ст#$#;

429. Задание {{ 429 }} ТЗ 429 Тема 3-18-0

Способности скрытые, не реализующиеся в деятельности, называют....

Правильные варианты ответа: п*тенциальн#$#;

430. Задание {{ 430 }} ТЗ 430 Тема 3-18-0

Специальными способностями называются те, которые связаны с:

£ умственным развитием

£ особенностями личности

R отдельными деятельностями

£ психофизиологическими основами

431. Задание {{ 431 }} ТЗ 431 Тема 3-18-0

Способности, которые определяют успехи человека в отдельных видах деятельности (математические, литературные, технические и т.д.), - это

R специальные

£ учебные

£ практические

Общение и психология групп.

6.2. Фонд тестовых заданий.

1. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале ХХ в.

2. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с:

а) выходом трактата Аристотеля «О душе»;

б) развитием метода интроспекции;

в) созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

г) развитием метода наблюдения.

3. Психология как наука о душе была определена:

а) более 3-х тыс. лет назад;

б) более 2-х тыс. лет назад;

4. Психология как наука о сознании стала развиваться:

в) в XVII в.;

г) в XVIII в.

5. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

г) в ХХ в.

6. Психическое отражение:

а) является точной копией окружающей действительности;

б) носит избирательный характер;

в) представляет фотографию воздействующей окружающей среды;

г) не зависит от условий окружающей среды.

7. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к организму реальность, называется:

а) экзопсихикой;

б) эндопсихикой;

в) интеропсихикой;

г) экстраверсией.

8. Потребности и эмоции относятся к:

а) экзопсихике;

б) эндопсихике;

в) интеропсихике;

г) экстраверсии.

9. Психическим явлением является:

а) нервный импульс;

б) рецептор;

в) интерес;

г) сердцебиение.

10. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:

а) медицинская;

в) социальная;

г) возрастная .

11. Как называется принцип, требующий рассматривать (изучать, исследовать) психические явления в постоянном движении, изменении:

а) принцип детерминизма;

б) принцип развития;

в) принцип объективности;

г) принцип всесторонности.

12. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:

а) беседой;

б) анализом продуктов деятельности;

в) экспериментом;

г) контент-анализом.

13. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

а) эмоцией;

б) рефлексией;

в) сознанием;

14. Для условных рефлексов характерны:

а) врожденность;

б) постоянство реакции на влияние определенных раздражителей;

в) изменчивость, развиваемость, угасание;

г) однотипность исполнения.

15. Развитие организма человека называется:

а) онтогенезом;

б) социогенезом;

в) филогенезом;

г) антропогенезом.

16. Развитие человека как вида называется:

а) онтогенезом;

б) социогенезом;

в) филогенезом;

г) антропогенезом.

17. Краткое стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, - это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;

г) самонаблюдение.

а) отношения;

б) отражения;

в) установки;

г) восприятия.

19. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

б) процесс мышления;

в) процесс представления;

г) процесс воображения.

20. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) внимание;

г) память.

21. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней сред и переработки их а ощущение, называется:

а) рецептором;

б) проводником отдела;

в) анализатором;

г) рефлексом.

22. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение-

Это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

б) дифференциальный;

в) временный;

г) верхний абсолютный.

23. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям

известно как:

а) аккомадация;

б) адаптация;

в) синестезия;

г) сенсибилизация.

24. К основным свойствам ощущений не относится:

а) качество;

б) интенсивность;

в) длительность;

г) объем.

25. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом – это;

а) ощущение;

б) восприятие;

в) представление;

г) воображение.

26. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием;

б) апперцепцией;

в) перцепцией;

г) наблюдательностью.

27. Вид восприятия, возникающий на основе тактильного и двигательного ощущений – это:

а) апперцепция;

б) иллюзия;

в) наблюдательность;

г) осязание.

28. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека, особенностей его личности называется:

а) инсайтом;

б) перцепцией;

в) апперцепцией;

г) сенсибильностью.

29. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов,

называется:

а) восприятием;

б) мышлением;

в) воображением;

г) вниманием.

30. Воспроизведенный субъективный образ предмета, основанный на прошлом опыте и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

а) ощущением;

б) восприятием;

в) представлением;

г) воображением.

31. «Склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

а) гиперболизацией;

б) схематизацией;

в) типизацией;

г) агглютинацией.

32. Отражение в сознании человека наиболее сложных причинно-следственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) представлением.

33. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

а) наглядно-образным;

б) наглядно-действенным;

в) словесно-логическим;

г) абстрактным.

34. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:

а) мышление;

б) инсайт;

в) интеллект;

г) одаренностью

35. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение;

г) классификация.

36. Глубина мышления – это его:

б) уровень;

г) качество.

37. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) понятием;

г) суждением.

38. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

б) степень;

в) направленность;

г) концентрация.

39. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает:

а) восприятие;

б) рефлексия;

в) внимание;

г) память.

40. Произвольное внимание не обусловлено:

а) привычкой работать;

б) контрастностью внешних воздействий;

в) наличием интересов, мотивов;

г) осознанием долга и ответственности

41. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

б) концентрация;

в) распределение;

г) переключение.

42. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) памятью.

43. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

44. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

а) наглядно-образная;

б) феноменальная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

45. Основанием для разделения памяти на произвольную и непроизвольную является:

а) предмет отражения;

б) ведущий анализатор;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

46. Информация лучше запоминается, если она:

а) воспринимается на слух;

б) воспринимается зрительно;

в) включается в практическую деятельность;

г) проговаривается про себя.

47. От процесса запоминания зависит (-ят) в сохранении материала:

а) только полнота;

б) только точность;

в) только прочность;

г) полнота, точность и прочность

48. Речь – это (выберите наиболее полную и точную формулировку):

б) обмен мнениями;

в) процесс использования языка в целях общения;

г) дискуссия.

49. К функциям речи не относятся:

а) функция обозначения;

б) функция обобщения;

в) функция распределения;

г) функция воздействия.

50. Свойством речи не является:

б) выразительность;

в) простота;

г) воздейственность.

51. Эмоции – это переживания человеком чего-либо как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное.

52. Чувствами называются:

а) непосредственные переживания чего-либо;

б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;

в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;

г) индифферентные отношения к действительности.

53. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются:

а) моральными;

б) эстетическими;

в) интеллектуальными;

г) практическими.

54. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) индентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией.

55. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это:

а) стресс;

б) аффект;

в) фрустрация;

г) страсть.

56. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) сознательные;

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

57. Критериями воли не являются:

а) волевое действие;

б) волевые качества личности;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель интеллектуального развития.

58. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:

а) настойчивостью;

б) оптимизмом;

в) трудолюбием;

г) сознательностью.

59. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени – это:

а) чувства;

в) психические состояния;

г) внимание.

60. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:

а) бодрость;

б) воодушевление;

в) апатия;

г) убежденность.

61. Личность – это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

62. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью;

г) интеллектуалом.

63. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:

а) показухой;

б) поведением;

в) самовыражением;

г) презентацией.

64. Суть процесса социализации человека заключается в:

а) развитии его врожденных свойств;

б) овладении многочисленными отношениями между людьми;

в) усвоении жаргона определенного слоя общества;

г) овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности.

65. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

66. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении - это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность личности.

67. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

б) ценностные ориентации;

в) музыкальный слух.

68. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:

а) интроспекцией;

б) локусом контроля;

в) инверсией;

г) паттерном.

69. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность,

социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного;

б) экстравертированного;

в) интропунитивного;

г) шизоидного.

70. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

71. Рассматривая психологическую структуру человека, З.Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а) «Оно»;

в) «Сверх-Я»;

г) «Супер-эго».

72. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

73. Какой тип темперамента имеет преимущества в некоторых видах монотонной работы:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) меланхолик;

г) флегматик.

74. Высший регулятор поведения, - это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установки;

г) мотивация.

75. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;

г) верно: а, б, в.

76. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) личностным смыслом;

б) мировоззрением;

в) убеждением;

г) направленностью личности.

77. Исключите лишнее слово:

а) темперамент;

б) способности;

в) устойчивость;

г) характер.

78. Специфическая познавательная активность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

79. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности, - это:

а) умение;

б) навыки;

в) знания;

г) способности.

80. Отдельный взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, психических, социальных), - это:

а) индивид;

б) ребенок;

в) человек;

г) личность.

81. Биологической основой развития способностей являются:

б) задатки;

в) происхождение;

82. Вопросами организаторских способностей занимался коллектив ученых под руководством:

а) Л.И.Уманского;

б) Д.И.Ухтомского;

в) Б.Д.Парыгина;

г) Д.Б.Ухтова.

83. Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности, - это:

а) характер;

б) темперамент;

в) чувства;

84. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

85. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

86. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

87.Психологическая избирательность, практически-психологическая наблюдательность ума, психологический такт – эту триаду обычно обозначают общим терминам:

а) «организаторское чутье»;

б) «стимул - реакция»;

в) «знание дела»;

г) «системный подход».

88. Способность личности заражать и заряжать своей энергией других людей – это:

а) общественная энергичность;

б) общественная активность;

в) общественная деятельность;

г) общественная позиция.

89. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

б) динамической;

в) процессуальной;

г) структурной.

90. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

а) отношение личности к вещам;

б) отношение к другим людям;

в) систему отношений человека к самому себе;

г) особенности выполнения им какой-либо деятельности.

91. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а) статические;

в) динамические;

г) приобретенные.

92. По И.П.Павлову, классификация типов темперамента необходимо строить с учетом:

а) соотношения жидкостей в организме человека;

б) особенностей функционирования нервной системы;

в) строения тела;

г) преобладания правого или левого полушария головного мозга.

93. О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать:

а) высокий темп усвоения знаний, умений и навыков;

б) большие энергетические затраты на овладение деятельностью;

в) наличие склонности к данному виду деятельности;

г) индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда.

94. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной:

а) способности человека врожденны, генетически заданы;

б) все способности в равной мере можно развить у любого человека,

были бы созданы необходимые социальные условия;

в) способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой;

г) каждый человек в состоянии развить у себя любые способности, было бы проявлено желание и настойчивость.

95. Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания

межличностных отношений, достижения общего результата – это:

а) общение;

б) деятельность;

в) обучение;

г) коммуникация.

а) материальным;

б) когнитивным;

в) деятельным;

г) кондиционным.

а) когнитивным;

б) материальным;

в) деятельным;

г) кондиционным.

называется:

а) деятельным;

б) материальным;

в) мотивационным;

г) кондиционным.

физиологическими состояниями, называется:

а) мотивационным;

б) когнитивным;

в) кондиционным;

г) материальным.

100. Общение, целью которого являются расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений называется:

а) социальным;

б) биологическим;

в) межличностным;

г) групповым.

101. Общение, которое осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, голосовые связки и др.) называется:

а) непосредственным;

б) прямым;

в) косвенным;

г) опосредованным.

102. Сторона общения, в основе которой лежит взаимный обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, мнений, чувств, называется:

а) коммуникативной;

б) интерактивной;

в) перцептивной;

г) социальной.

103. Сторона общения, в основе которой лежат процессы восприятия и понимания

людьми друг друга, называется:

а) интерактивной;

б) перцептивной;

в) коммуникативной;

г) социальной.

104. Область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, получила название:

а) проксемика;

б) праксиология;

в) потамология;

г) пресбиотия.

105. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими

замечаниями – это:

а) нерефлексивное слушание;

б) рефлексивное слушание;

в) творческое слушание;

г) репродуктивное слушание.

106. Среди вербальных средств общения не перечисляют:

а) визуальные;

б) акустические;

в) эмотивные;

г) тактильно-кинестезические.

107. Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения:

а) оптико-кинетические;

б) паралингвистические;

в) экстралингвистические;

г) пространственно-временные.

108. К основным сторонам общения относят:

а) знакомства, аттракцию, коммуникацию;

б) социальную перцепцию, коммуникацию, интеракцию;

в) интеракцию, перцепцию, соперничество;

г) компромисс, социальную перцепцию, партнерство.

109. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия, - это:

а) лидер;

б) руководитель;

110. Сумма или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе, - это:

а) статус;

г) положение.

111. Наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми – это:

а) воспитанность;

б) психологический такт;

в) педагогический такт;

г) нравственность.

Отрывок, возмутивший общественность, находится на 10 странице учебника, авторство которого принадлежит кандидату педагогических наук, ведущему специалисту по обществознанию, правоведению и граждановедению, лауреату премии Президента Российской Федерации Анатолию Федоровичу Никитину и Татьяне Исааковне Никитиной, издательства «Дрофа»: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, к труду, к созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом.

Говоря иначе, он не является личностью. Личность - это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. Здесь мы будем говорит о том, что человек - это гражданин. Отметим, что гражданин обязательно является личностью, существом сознательным, деятельным и общественным».

Общественники ставят под сомнение обучение школьников пониманию гражданских и гуманистических принципов человеческого общежития и полноценному социальному взаимодействию: «Если ценнейшая для общества работа по социальному просвещению и правозащитной практике ведется на внебюджетные средства, то на каком основании на бюджетные деньги, на наши налоги, готовится и издается откровенно фашиствующий учебник, текст которого не может быть частным мнением авторов, а должен являться основой для массового обучения юных граждан России». Также общественники сравнили отношение к инвалидам в учебнике с отношением к психически больным в Третьем рейхе.

Между тем, учебник прошел все необходимые экспертизы и, получив положительные заключения, был включен в Федеральный перечень учебников.

Активисты обратились к Министру образования Российской Федерации Ливанову Д.В. с требование изъять данный учебник из оборота рекомендованных Минобром учебников для российских школ, соответствующая петиция размещена на сайте change.org . Её подписали около 4,5 тысяч человек.

На возмущение общественности отреагировало издательство «Дрофа» сообщив, что на данный момент продажи данного учебника приостановлены. И издание будет направлено на дополнительную экспертизу.

Также издательство готово отозвать учебник и предоставить школам другой учебник по обществознанию в случае, если он не получит одобрение экспертов.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-05

Заказать написание уникльной работы

">Тест по дисциплине «Социальная психология»

">1. Социальная психология - научная дисциплина на стыке:

">1) философии и социологии 2) психологии и социологии 3) философии и психологии

">2. Своеобразная дата рождения социальной психологии __________год

">3. Разновидность эксперимента:

">1) лабораторный 2) практический 3) житейский

">4. Член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т.е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, является лидером

">1) да 2) нет

">5. Групповой эффект: изменение поведения или мнение человека в результате реального и воображаемого давления группы:

">1) эффект бумеранга 2) эффект конформизма 3) эффект подражания

">6. Разделом социальной психологии является:

">1) психология высшей нервной деятельности 2) психология межгруппового взаимодействия

">3) психология памяти

">7. К основным методам исследования социальной психологии относят корректурную пробу

">1) да 2) нет

">8. Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование:

">1) феномена конформизма 2) феномена влияния бессознательного 3) феномена кооперации

">9. Восприятие партнера по общению называется:

">1) социальной интеракцией 2) социальной перцепцией 3) социальной интеграцией

">10. Идентификация – это отождествление себя с другим

">1) верно 2) не верно

">11. Институты социализации - это:

">1) группы, в которых происходит усвоение и воспроизводство социального опыта

">2) общественное мнение 3) образовательные организации

">12. Эмпатия - это:

">1) психический процесс 2) сопереживание 3) элемент самопознания;

">13. Многоплановый процесс межличностных взаимоотношений и социальных взаимодействий людей называется ________________.

">14. Совокупность способов и приемов исследования социально-психологических явлений и процессов – это:
">1) цели 2) задачи 3)методы

">15. Наука, изучающая закономерности и особенности поведения и деятельности людей называется ______________________
16. Вид общения, участниками которого являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, раскрывающимися в процессе общения --- это:
">1) ролевое 2) межличностное З)межперсональное
">17. Процесс всестороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию — это ">коммуникация
1) верно 2)не верно

">18.Социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов влияния на совместную деятельность — это:
">1) задачи 2) предмет З) процессы
">19. Функция общения, отражающая способность оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях: ">
1) прагматическая 2) внутриличностная З) формирования и развития
">20. Средства общения:
">1) вербальные 2)слуховые З) визуальные

">21. Тип общения:
">1) диалогическое 2) бытовое З) непосредственное
">22.Механизм социального восприятия, как устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях:
">1)стереотипизация 2) эмпатия З) идентификация
">23.Эффект межличностного восприятия:
">1)слухи 2) ореола З) взаимопонимания

">24. В центре процесса общения находитсяпроблема терроризма

">1) да 2) нет

">25. Психологическое воздействие, на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или сна:

">1) психотропное воздействие 2) психогенное воздействие З) психоаналитическое воздействие

">26. Тип взаимодействия, характеризующееся достижением индивидуальных и групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми называется ______________ .
27. Механизм самопознания в процессе взаимодействия, основанного на способности представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению:

">1) идентификация 2) эмпатия 3) рефлексия

">28. Устойчивые большие социальные группы:
">1) статистические, диффузные, формальные группы 2) публика, масса, классы

">3) этнические, возрастные, гендерные группы

">29. Стихийные большие социальные группы:

">1) публика, масса, толпа 2) классы 3) нации

">30. Социально-ориентированные группы
">1) производственные, учебные 2) асоциальные 3) преступные

">31. Директивное, приказное руководство в малой группе - __________________стиль.
32. Равноправное субъект-объектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению – это диалог

">1)да 2)нет

">33. Адекватность восприятия информации зависитот наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

">1) да 2) нет

">34. Социальная перцепция – это:
">1) Обратная связь в общении.

">2) Восприятие внешних признаков человека, соотношение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

">3)Взаимодействие людей.

">35. Социальный стереотип: ">
1) Вид социальной установки.
2)Схема социальной коммуникации.
3) Устойчивый образ или устойчивое представление о каком-либо явлении или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
">36. Обмен информацией и ее понимание – это сторона общения:

">1) Коммуникативная 2) Интерактивная 3) Перцептивная

">37. Мероприятия планируются и обсуждаются в группе. Власть основана на доверии- это _____________________ стиль.

">38 ">. Дела в группе идут сами собой, без планируемых мероприятий. Существует вакуум власти – это авторитарный стиль

">42 ">. Слухи – это:

">1) Официальное заявление властей.

">2) Передача негативной информации о третьем лице.

">3) Совокупность сведений, которая возникает из анонимных источников и распускается по неформальным каналам.

">43. ">Лидерство – это:

">1) Умение нравится другим людям.

">2) Статус определенной личности в группе, который характеризуется способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять коллективные действия.

">3) Умение использовать все возможности, которые представляет должность руководителя.

44. Личность – это человек как

1) индивид 2) индивидуальность 3) 1-2

45.Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является личностью

1) да 2) нет

46.Жесты, мимика и пантомимика – это пространственно-временные средства общения:

1) да 2) нет

47. К основным сторонам общения относят:

1) знакомства, аттракцию, коммуникацию

2) социальную перцепцию, коммуникацию, интеракцию

3) интеракцию, перцепцию, соперничество

48. Человек, умеющий влиять на коллектив, группу в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия – это________________ в группе.

49.Социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения – это___________________.

">50. На каком уровне складываются отношения между большими социальными группами в рамках всего общества:

">1) на макроуровне 2) на мезоуровне 3) на микроуровне

">51. Деление общества на социальные слои - социальная стратификация

">1) верно 2) не верно

">52. К видам больших социальных групп не относятся ">:

">1) устойчивые группы 2) стихийные 3) организованные

">53. К стилям лидерства и руководства относят директивный стиль

">1) да 2) нет

">54. В структуру общения не входит социальная установка

">1) верно 2) не верно

">55. Вид общения связанный с множеством непосредственных и опосредованных контактов незнакомых людей, называется _________________общение.

">56. Другой человек рассматривается как равноправный партнёр в общении, как коллега в совместном поиске знаний при стиле деятельности:

">57. ">Гендерные группы выделяются в социальной психологии по принципу пола

">1) да 2) нет

">58. Усвоение личностью в процессе жизнедеятельности опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством, передаваемого через воспитание и обучение, называется:

">1) рефлексией 2) социализация 3) общением

">59. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной

"> среде с помощью различных социальных средств – это социальная___________________.

">60. К типу стихийных групп не относятся этносы

">1) верно 2) не верно

">61. Выберите правильный ответ:

">Объектом изучения социальной психологии является:

">1) явления психики 2) личность, группа 3) психологические характеристики группы

">62. Выберите правильный ответ:

">Человек развивается как личность благодаря такой функции общения как:

">1) стилистическая 2) прагматическая 3) формирующая и развивающая

">63. Закончите предложение:

">Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению является…….

">64. Выберите правильный ответ:

">Деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека называется:

">1) профессия 2) труд 3)специальность

">65. Выберите правильный ответ:

">Осознание субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями, называется:

">1) аттракция 2) импритинг 3) рефлексия

">66. Выберите правильный ответ:

">Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств, называется:

">1) эффект первичности 2) эффект бумеранга 3) эффект ореола

">67. Выберите правильный ответ:

">Социальная группа, которая значима и на которую равняются

">1) Группа членства 2) Реальная группа 3) Референтная группа

">68. Вставьте пропущенное слово:

">Социальная общность людей, связанных общими интересами, целями и совместной деятельностью – это…….

">69. Закончите предложение:

">В социальной психологии выделены следующие 3 стиля лидерства…..

">70. Закончите предложение:

">Поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются, называется…….поведением.

">71. Выберите правильный ответ:

">Комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам, называется……

">1) профессиональная консультация 2) профессиональный отбор 3) профессиональная адаптация

">72.Высшая форма психики, свойственная только человеку, это...

">1) рефлексы 2) воля 3) сознание

">73.Органы чувств ребёнка начинают функционировать еще до его рождения.

">1) верно 2) не верно

">74. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен - флегматик

">1) да 2) нет

">75. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

">1) сангвиник 2) флегматик 3) меланхолик

">76. Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата – это общение

">1) верно 2) не верно

">77. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия - это:

">1) лидер 2) руководитель 3) партнер

78. Какая профессия относится к типу «человек-человек» -

1) техник 2) преподаватель 3) лесник

79. К стилям лидерства не относят аристократический стиль –

1) верно 2) не верно

80. Конфликт –это…

1) столкновение 2) сотрудничество 3) компромисс

81. Форма завершения конфликта, с проявляющейся в его разрешении с помощью третьей стороны – это…..

82. Тревожность это комплекс отрицательных эмоций

1) да 2) нет

83. Вставь слово. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств – это социальная …..

84. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как...

1) зависть 2) тоска 3) страх

85.Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с положительным исходом деятельности:

1) да 2) нет

86.Страх – это всегда следствие недостатка информации.

1) верно 2) не верно

87.Эмоции нужны для приспособления к окружающей среде.

1) да 2) нет

88. Небольшая по составу общность, члены которой объединены единой деятельностью и находящиеся в непосредственном личном контакте, называется…..группа

89. Волевое поведение выполняет функцию преодоления препятствий на пути к цели

1) да 2) нет

">90. Другой человек рассматривается как равноправный партнёр в общении, как коллега в совместном поиске знаний при авторитарном стиле лидерства:

">1) да 2) нет

">91. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:

">1) сангвиник 2) холерик 3) меланхолик

">92.Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности к себе:

">1) да 2) нет

">93. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как целеустремленного -

">1) верно 2) не верно

">94.Представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче?

">1) дисциплинированность 2) общительность 3) трудолюбие

">95. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами без решающего смыслового влияния, называется психологическим заражением

">1) да 2) нет

">96. Более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека называется ….

">1) аффектом 2) настроением 3) чувством

">97. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание не удовлетворенности собой можно отнести к стыду

">1) да 2) нет

">98. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется …

">1) самооценкой 2) самопрезентацией 3) самовосприятием

">99.Самосознание можно определить как образ себя

">1) верно 2) не верно

">100. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется уровнем психологической активности ">.

">1) низким 2) средним 3) высоким

">Ответы «Социальная психология»

">1-2

">13-общение

">25-3

">37-демократический

" xml:lang="en-US" lang="en-US">49- ">группа

">61-2

">73-1

">85-1

">97-1

">2-1908

">14-3

">26-конфликт

" xml:lang="en-US" lang="en-US">38-3

" xml:lang="en-US" lang="en-US">50-1

">62-3

">74-1

">86-2

">98-1

">3-1

">15-социальная психология

">27-3

" xml:lang="en-US" lang="en-US">39-1

" xml:lang="en-US" lang="en-US">51- ">1



Похожие публикации