Презентация как представляли землю древние люди. Как древние люди представляли себе Землю и что с тех пор изменилось? Древние египтяне и греки

С древнейших времён, познавая окружающую среду и расширяя жизненное пространство, человек задумывался о том, как устроен мир, где он живёт. Пытаясь объяснить и Вселенной, он использовал близкие и понятные ему категории, прежде всего, проводя параллели со знакомой природой и местностью, в которой сам проживал. Как люди раньше представляли Землю? Что они думали о её форме и месте во Вселенной? Как со временем менялись их представления? Всё это позволяют узнать исторические источники, дошедшие до сегодняшних дней.

Как древние люди представляли себе Землю

Первые прообразы географических карт известны нам в виде изображений, оставленных нашими предками на стенах пещер, насечек на камнях и костях животных. Исследователи находят такие зарисовки в разных частях мира. Подобные чертежи отображают охотничьи угодья, места, где добытчики дичи расставляли ловушки, а также дороги.

Схематически изображая реки, пещеры, горы, леса на подручном материале, человек стремился передать информацию о них последующим поколениям. Чтобы отличать уже знакомые им объекты местности от новых, только что открытых, люди давали им названия. Так, постепенно человечество накапливало географический опыт. И уже тогда наши предки начинали задаваться вопросом о том, что такое Земля.

То, как древние люди представляли себе Землю, во многом зависело от природы, рельефа и климата тех мест, где они проживали. Потому народы разных уголков планеты по-своему видели окружающий мир, и взгляды эти существенно различались.

Вавилон

Ценные исторические сведения о том, как древние люди представляли себе Землю, оставили нам цивилизации, проживавшие на землях между и Евфратом, населявшие дельту Нила и берега Средиземного моря (современные территории Малой Азии и юга Европы). Этой информации более шести тысяч лет.

Так, древние вавилоняне считали Землю "мировой горой", на западном склоне которой находилась Вавилония - их страна. Такому представлению способствовало то, что восточная часть знакомых им земель упиралась в высокие горы, которые никто не решался перейти.

К югу от Вавилонии находилось море. Это позволило людям считать, что "мировая гора" на самом деле круглая, и омывается морем со всех сторон. На море, подобно перевёрнутой чаше, опирается твёрдый небесный мир, который во многом подобен земному. Здесь тоже была своя "суша", "воздух" и "вода". Роль суши исполнял пояс Зодиакальных созвездий, перегородивший небесное "море" подобно плотине. Считалось, что по этой тверди двигаются Луна, Солнце и несколько планет. Небо у вавилонян представлялось местом жительства богов.

Души умерших людей, напротив, обитали в подземной "бездне". Ночью Солнце, погружаясь в море, должно было проходить по этому подземелью от западного края Земли до восточного, а утром, восходя из моря на небесную твердь, снова начинать по ней свой дневной путь.

В основу того, как представляли люди Землю в Вавилоне, были положены наблюдения за природными явлениями. Однако правильно истолковать их вавилоняне не могли.

Палестина

Что касается жителей данной страны, то на этих землях царили другие представления, отличные от вавилонских. Древние евреи проживали в равнинной местности. Поэтому Земля в их видении также выглядела равниной, которую местами пересекали горы.

Ветры, приносящие с собой то засуху, то дожди, занимали в поверьях палестинцев особенное место. Обитая в "нижнем поясе" неба, они отделяли "небесные воды" от поверхности Земли. Вода, кроме того, находилась и под Землёй, питая оттуда все моря и реки на её поверхности.

Индия, Япония, Китай

Наверное, самая известная в наши дни легенда, повествующая о том, как древние люди представляли себе Землю, была сложена древними индийцами. Этот народ верил, что Земля на самом деле имеет форму полусферы, которая опирается на спины четырёх слонов. Эти слоны стояли на спине гигантской черепахи, плавающей в бескрайнем море молока. Все эти существа обвивала множеством колец чёрная кобра Шешу, имевшая несколько тысяч голов. Эти головы, согласно поверьям индийцев, подпирали Вселенную.

Земля в представлении древних японцев ограничивалась территорией известных им островов. Ей приписывалась кубическая форма, а частые землетрясения, происходящие на их родине, объяснялись буйством огнедышащего дракона, живущего глубоко в её недрах.

Около пятисот лет назад польский учёный-астроном Николай Коперник, наблюдая за звёздами, установил, что центром Вселенной является именно Солнце, а не Земля. Почти через 40 лет после смерти Коперника его идеи были развиты итальянцем Галилео Галилеем. Этот учёный сумел доказать, что все планеты Солнечной системы, включая и Землю, на самом деле вращаются вокруг Солнца. Галилея обвинили в ереси и заставили отречься от своего учения.

Однако англичанину Исааку Ньютону, родившемуся спустя год после смерти Галилея, впоследствии удалось открыть закон всемирного тяготения. На его основе он объяснил, почему Луна обращается вокруг Земли, а планеты со спутниками и многочисленные совершают обороты вокруг Солнца.

Конспект урока по географии в 5 классе (ФГОС)

1. ФИО учителя : Телепенина Татьяна Федоровна, учитель географии МКОУ «Брединская СОШ № 1»

2. Класс: 5

3. Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную

4. Цель урока: изучить первые представления о строении Вселенной

5. Задачи урока:

Обучающие - дать понятие, что такое Вселенная; познакомить с представлениями о Вселенной древних народов и древнегреческих ученых.

Развивающие - продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные - воспитывать умение работать в группах, слушать и слышать друг друга.

6. Планируемые результаты:

Предметные - научатся объяснять представления о Вселенной; получат возможность сформулировать понятие «Вселенная»; познакомятся с представлениями древних людей о Вселенной и форме Земли.

Метапредметные

Познавательные: определять основную и второстепенную информацию,

Регулятивные: оценивают достигнутый результат,

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

7. Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

8. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

9. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

10. Форма урока: урок с использованием ИКТ

11. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, слайдовая презентация.

Ход урока:

Начало урока

Организационный момент (1-2 минуты).

Мотивация к учебной деятельности: подготовить учащихся к работе на уроке.

Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке. Формулировка цели и задач урока.

Начнем урок с интересных загадок (изображения отгадок вывешиваю на магнитную доску)

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)

Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
По небу летает, самолеты обгоняет. (Спутник)

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический... (метеорит)

С хвостом из яркого света
Несется по небу … (Комета)

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной. (Луна)

В безднах космоса шары,

Водят хороводы,

И у каждого из них,

Цвет лишь свой особый! (Планеты)

Определение темы урока, постановка учебной задачи.

- Как назвать эти объекты? (ответы детей)

Из всех названных нами небесных тел никакой объект не вызвал сомнение? Если вызвал то почему? (спутник - искусственное небесное тело, созданное человеком)

В каком пространстве перемещаются все эти небесные тела?

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Что представляет собой Вселенная, что в неё входит)

А также мы познакомимся с тем, какой себе представляли люди в древности Вселенную.

Какие задачи мы должны поставить перед собой? (ответы детей)

Что же такое Вселенная? (ответы детей)

Обратитесь к учебнику с. 41 пар. 8.

О откройте раб. тетради на с. 23 и выполните задание 1. Запись под диктовку.

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны, планет. И всегда задавали себе вопрос: как же устроена Вселенная?

Послушайте стихотворение и определите с помощью учебника с. 41 в какой стране в древности так представляли землю?

По просторам вод глубоких

Черепаха все плывет,

На своей спине широкой

Трех слонов вперед везет

На хребте у них Земля,

Окружила их змея. (Древние индейцы)

Какие еще представления о Вселенной имели люди в древности?

Физминутка «Космос» - отдельно презентация (источник интернет)

Слайд 11-14

Но эти представления изменили древнегреческие ученые Пифагор, Аристотель и Птолемей

Какие небесные тела были известны древним грекам, как вы думаете?

Раб. тетрадь вопрос № 2, 3, 4

3. Первичное закрепление.

Слайд 15-16

А теперь из предложенных ниже высказываний определим, какие являются верными, а какие нет. Самостоятельно, затем вместе.

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?

Все ли нам удалось сделать?

4. Домашнее задание. 1. п. 8, отвечать на вопросы к параграфу

2. РТ стр. 23 выполнить не законченные задания

3. Сообщение (презентация)о наиболее интересных на ваш взгляд моментах по теме нашего урока

Если вам было интересно и все понятно на уроке нарисуйте в тетради мордашку


Интересно, но совсем понятно


«Развитие древних людей» - Древние люди (неандертальцы). Дальше. Первые современные люди (кроманьонцы). В меню. Древние люди возникли около 200 тыс. лет назад. Для разделывания убитых животных пользовались отесанным камнем. Древнейшие люди. Древнейшие люди успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. Одна линия шла в направлении мощного физического развития.

«Игра Вселенная» - Небесные тела. Мир звёзд. Обобщающий урок по теме: «Вселенная» «Большая игра». Кроссворд «солнечная система». Древние люди о вселенной, небесные тела, соседи солнца, планеты-гиганты. Какой народ представлял так Вселенную? Соседи солнца. Галактики. Кроссворд. Древние о Вселенной.

«Вселенная 5 класс природоведение» - Корабль «Союз» приближается в межпланетное пространство Марса и Юпитера. Млечный Путь. Внимание, внимание! Автор: Бурлакова Н.Н. Галактика 205. На кораблях обнаружены неисправности. Андромеда. Галактика (от греческого слова «галактикос» - млечный, молочный.). Схема внешнего вида галактик. Туманность Конская голова.

«Вселенная» - Планеты. Чем отличается метеор от метеорита? самая маленькая - Плутон. Представления о строении Вселенной. Задания: Птолемей. Солнечная система. Назовите известные вам созвездия. Что такое Вселенная? Земной группы Меркурий Венера Земля Марс. Уран. Планеты -гиганты Юпитер Сатурн Уран Нептун. Планеты Звезды Астероиды Кометы Метеоры и метеориты Солнце – центр Солнечной системы.

«Эволюция Вселенной» - Для существования жизни небезразлично и то, что Метагалактика расширяется. Именно с такими цивилизациями землянам интересно установить контакт. Эволюция Вселенной включает в себя эволюцию вещества и эволюцию структуры. И поэтому трудно смириться с мыслью о том, что мы одиноки в беспредельной Вселенной.

«Вселенная» - Солнце. Мир глазами астронома. 4) Специалистов, изучающих астрономию называют астронавтами. 5) Земля движется вокруг Солнца. 6) Наблюдать за Солнцем можно глядя в бинокль, подзорную трубу. Вселенная.

Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.
Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира.
Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.

Древние греки представляли себе Землю плоской. Такого мнения придерживался, например, древнегреческий философ Фалес Милетский, живший в VI веке до н.э.Землю он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос (отождествленный позднее с Аполлоном) и совершал свой путь по небу.



Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.


Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря. Таким образом, в основе представлений древних вавилонян о Земле лежали наблюдения за явлениями природы, однако ограниченность знаний не позволяла правильно их объяснить.

Земля по представлению древних вавилонян.


Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая.


Великий древнегреческий ученый Пифагор Самосский (в VI веке до н. э.) впервые высказал предположение о шарообразности Земли. Пифагор оказался прав. Но доказать гипотезу Пифагора, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже. Считается, что эту идею Пифагор заимствовал у египетских жрецов. Когда об этом знали египетские жрецы, можно только догадываться, поскольку они в отличие от греков скрывали свои знания от широкой публики.
Сам же Пифагор, возможно ещё опирался на свидетельства простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью.


Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями. Вот три факта:

  1. тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда отбрасывает круглую тень.
  2. Корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы "тонут", исчезая за линией горизонта.
  3. некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда.

Клавдий Птолемей (2 в. н. э.) - древнегреческий астроном, математик, оптик, теоретик музыки и географ. В период с 127 по 151 год жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Он продолжил учение Аристотеля относительно шарообразности Земли.
Он создал свою геоцентрическую систему мироздания и учил, что все небесные тела движутся вокруг Земли в пустом мировом пространстве.
Впоследствии систему Птолемея признала христианская церковь.

Вселенная по представлению Птолемея: планеты вращаются в пустом пространстве.

Наконец, выдающийся астроном древнего мира Аристарх Самосский (конец IV — первая половина III в. до н. э.) высказал мысль о том, что не Солнце вместе с планетами движется вокруг Земли, а Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца. Однако в его распоряжении было очень мало доказательств.
И прошло еще около 1700 лет, прежде чем это удалось доказать польскому ученому Копернику.








Долгое время центром Вселенной считалась Земля. 4) Система мира по Аристотелю (философ). Центр – неподвижная Земля, вокруг – 8 вращающихся сфер (они твердые и прозрачные). На сферах неподвижно закреплены небесные тела. 9-ая сфера обеспечивает движение остальных сфер – двигатель Вселенной. Ограничивает Вселенную неподвижная сфера звезд.






Много веков господствовало учение Птолемея, но в средние века начали активно развиваться наука и торговля… В 14 – 16 вв. были открыты Португалия и Испания – это изменило географическую карту мира. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана окончательно доказало шарообразность нашей планеты.


Система мира по Копернику 7) Система мира по Н. Копернику. Николай Коперник создал новую модель Вселенной. Он наблюдал за небесными телами, изучал труды, производил математические расчеты. 1) Земля вращается вокруг Солнца 2) Центр мира – Солнце 3) Планеты вращаются вокруг Солнца и вокруг совей оси 4) Звезды неподвижны, они находятся на огромных расстояниях от Земли и образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.


Нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П" title="Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П" class="link_thumb"> 11 Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) Продолжил учение Коперника Джордано Бруно нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П"> нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) Продолжил учение Коперника Джордано Бруно"> нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П" title="Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П"> title="Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П">


Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо" title="10) Галилео Галилей (1564-1642) В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо" class="link_thumb"> 12 10) Галилео Галилей () В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли могут вращаться небесные тела Галилео Галилей - первый человек, который увидел звездное небо в телескоп, который изготовил самостоятельно (увеличение в 30 раз). Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо"> Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли могут вращаться небесные тела Галилео Галилей - первый человек, который увидел звездное небо в телескоп, который изготовил самостоятельно (увеличение в 30 раз)."> Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо" title="10) Галилео Галилей (1564-1642) В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо"> title="10) Галилео Галилей (1564-1642) В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо">





Похожие публикации