Санкции против России: системный анализ. Аналитика санкций

Голосование по законопроекту о введении беспрецедентных антироссийских санкций назначено в США на ближайшее время. Однако, задолго до этого события либеральную прессу России планомерно захлестнуло целое «цунами» из пораженческих настроений, в то время как проамериканские СМИ напротив, буквально вились в громогласных реляциях о скорой капитуляции Москвы.

Насколько опасны американские санкции на самом деле? Способен ли законопроект США остановить строительство российских газопроводов? Каковы не освещаемые подробности скандального документа, и сумеет ли Москва достойно ответить на столь русофобский шаг?

Предыстория вопроса

Изначально, нынешний документ об ужесточении антироссийских санкций был рассмотрен сенатом под индексом «S.722» еще в июне 2017 года. Тогда поправка называлась «санкциями в отношении Ирана», но при этом уже несла в себе целый список ограничивающих Россию комплексных мер. Спустя полтора месяца, законопроект прошел все возникшие «согласования» между обеими палатами Конгресса и к настоящему моменту превратился в «Закон о противодействии иранским дестабилизирующим действиям» в мире и регионе. При этом, поразительным образом, и не смотря на полную однозначность в названии, из тридцати восьми страниц закона «против Ирана», тридцать занимает антироссийская глава «о противодействии влиянию Москвы в Европе и Евразии».

Теперь, в случае его положительного принятия, билль поступит на переутверждение в Сенат, а далее ляжет на стол для окончательного подписания у американского президента. Ветирование антироссийского документа Дональдом Трампом ситуацию в сущности не изменит, поскольку конгрессмены от обеих партий, как Республиканской, так и Демократической, уже пришли к коллективному решению утвердить данный проект в любом случае, а следовательно Конгресс всё – равно преодолеет президентское вето банальным большинством голосов.

Внутриполитические задачи беспрецедентного закона

Международные решения подобного масштаба имеют огромное популистское значение и потому новости о них как правило не затрагивают саму суть вводимых нововведений. А между тем, с помощью принятия данного законопроекта, транснациональные элиты Америки проигравшие президентские выборы, по сути проводят тихую управленческую революцию и вполне успешно перемещают рычаги внешнеполитических решений из Белого дома и рук действующего президента в тот институт, в котором они по – прежнему являются безусловными хозяевами – в Конгресс, Сенат и Палату Представителей.

Суть «революции» заключается в том, что большинство высших политических функционеров Соединенных Штатов живут и строят свои карьеры по повторяющемуся циклу предвыборных каденций. Один срок они проводят на посту конгрессмена, сенатора или представителя штата, после берут вынужденную паузу в шесть лет, или два года в зависимости от занимаемой должности, а далее, отработав «перерыв» в среде университетских элит, или частных международных корпораций, начинают новый виток предвыборных «баталий». Новые выборы, требуют новых финансовых вложений и потому с каждым новым повтором американский истеблишмент всё больше увязает в сплошной зависимости от финансирующих его частных структур. Высокая конкуренция на политическом поле заставляет индивидуальных деятелей быть как можно более полезными для спонсора, и в скором времени приводит к тому, что отдельные политики не только примыкают к одному из устоявшихся политических кланов, но и к тому, что все эти кланы в целом становятся глубоко ангажированными теми или иными представителями корпоративных элит. Конгрессмены, сенаторы и многие другие американские функционеры исповедуют такой подход априори, и потому априори зависят от финансовых вливаний со стороны, а так как традиционным пенсионным будущим для любого политика США является «продажа» собственных связей той или иной компании на должности штатного лоббиста, то и возможностей управления над политической системой Америки у корпораций Запада хватает.

Понимая это, не сложно осознать, что главной задачей для транснациональных элит после их проигрыша в «битве» за Белый дом, стало не только блокирование возможностей Дональда Трампа, но и передача максимума его полномочий тем функционерам нижнего звена, которые ими контролируются максимально надежно – конгрессменам, представителям штатов и сенаторам на местах. Именно это делает принимаемый в настоящий момент санкционный документ - лишает национальные элиты стоящие за Дональдом Трампом и его самого львиной доли внешнеполитического суверенитета. Теперь, Трамп планировавший наладить двусторонние отношения с Москвой, будет не в состоянии этого сделать как минимум потому, что старый санкционный режим базировавшийся на пяти указах Барака Обамы и которые в случае необходимости мог такими же указами отменить сам Трамп, перестает действовать как минимум до новых выборов в Конгрессе. В рамках нового закона, любые действия по ослаблению санкционных мер должны будут обосновываться американским лидером в специальном докладе профильным комитетам обеих палат. То есть президент США не просто лишается возможности принятия целого пласта самостоятельных внешнеполитических решений, но и обязывается «уговаривать» Конгресс поддержать его президентскую позицию, в то время как последний, после 30 дней обсуждения будет вносить либо одобрительную, либо отвергающую его предложение совместную резолюцию. А учитывая влияние противостоящих Трампу транснациональных элит на действующих конгрессменов, резолюции эти гарантированно будут отрицательными.

Отношения с Россией

Новый американский санкционный проект переводит в рамки закона абсолютно все существующие на сегодняшний день ограничительные антироссийские пакеты - «крымский», «донбасский», «хакерский», «сирийский», «правозащитный», а также «энергетический». Помимо этого, он привязывает «донбасские» санкции к выполнению Москвой Минских соглашений 2015 и 2014 года, даже не смотря на то, что Россия юридически не является их исполнительной частью. Последнее абсурдное нововведение делается для того, чтобы «размен Сирии на Донбасс», намеками мелькавший в американской прессе, либо другие геополитические уступки в сторону нашей страны были для Трампа неосуществимы законодательно. Ровно с этой же целью, «акты в поддержку суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности Украины», действия которых ранее «активировалось» на усмотрении президента, после принятия данного законопроекта также становятся для него обязательными.

Российские президентские выборы

В перечне принимаемых законопроектом мер, фигурирует пункт о так называемых «коррумпированных российских деятелях, пытающихся избежать американских санкций». И этот раздел неприкрыто нацелен на срыв предстоящих в 2018 году президентских российских выборов. По существу, он формирует из представителей скомпрометировавших себя в 90-е годы политических и экономических представителей российских элит, плотную антипрезидентскую оппозицию. В частности, документ предусматривает блокировку активов, счетов, запрет на въезд в США для всех физических лиц пытающихся обойти санкционные меры через перерегистрацию компаний на близких родственников, а также требует от президента Америки предоставлять Конгрессу ежегодные доклады о тех российских олигархах которые «близки к политическому режиму» России. Речь в данном случае разумеется идет о Владимире Путине и тех бизнесменах, которые ранее согласились на условия Кремля выйти из тени, осуществляя в настоящее время масштабные вложения в российскую экономику и ее активы. В виду последнего пункта, в санкционный законопроект был также добавлен раздел, вносящий ограничение на частные инвестиции свыше $10 млн. в такие приватизационные сделки российского имущества, которые совершаются в интересах госчиновников, их партнеров, или их ближайших родственников.

Давление на экономику страны

Санкционный проект существенно расширяет и ужесточает секторальные санкции в адрес Москвы, распространяя их кроме финансового, нефтяного и оборонных секторов на привлечение долгового финансирования в предприятия газовой, металлургической и горнодобывающей промышленности, на энергетическую и железнодорожную инфраструктуру. Ограничение по долговому финансированию предлагается распространять и на суверенные евробонды РФ, а также на ОФЗ, что в принципе может иметь болезненные последствия для российского валютного рынка. Частный вопрос о возвращении арестованной Обамой российской дипломатической собственности можно также считать с американской стороной закрытым, а сотрудничество с санкционными компаниями России из-за опасений карательных американских мер еще более «токсичным».

Энергетические «войны»

Помимо введения прочих ограничительных мер, проект санкций особо подчеркивает противодействие трубопроводу «Северный поток - 2», а также необходимость «приоритизировать экспорт энергоресурсов Америки для создания американских рабочих мест» в самой стране. Для этого, пакетом предусмотрено сокращение сроков кредитования нефтегазовой отрасли России с 90 до 60 дней, а также запрет на участие в новых проектах нефтегазодобычи на глубоководье, арктическом шельфе и в сланцах где доля участия госкомпаний составляет более 33%. Причина последнего, при этом, кроется в стоимости проекта «Северный поток - 2» оценивающейся в 9,5 млрд. евро, где 100% акционером Nord Stream 2 AG, является российский «Газпром». Ранее по соглашению между Engie, OMV, Royal Dutch Shell Uniper, Wintershall, а также российской компанией подразумевалось, что европейские инвесторы предоставят проекту 4,75 млрд. евро в виде долгосрочных кредитов, и хотя сейчас инвестиции превысили 1 млрд., дальнейшие финансовые транзакции оказываются под большим вопросом. Всё это со стороны США делается с целью создания дефицита на газовом рынке Европы, и задачей выдавить оттуда российский газ, поднять цены до рентабельного американскому СПГ конкурентного уровня и нанести удар по одной из ключевых статей доходов российской экономики.

Чем ответит Россия?

У России есть два фактических метода для возможного полновесного антиамериканского ответа. Первый – симметричный, например прекратить сотрудничество в космической области с НАСА перестав делиться ресурсами «Роскосмоса», импортом российских ракетных двигателей и проведением консультации. Однако данный шаг подорвет и доходную базу самой российской компании, а также заставит Вашингтон излить беспрецедентные финансовые потоки на частные космические корпорации, взрастив тем самым ненужного России отраслевого конкурента. Также, мы могли бы симметрично отказать США в поставках алюминия, титана и молибдена, используемых в производстве продукции компании «Боинг», но и в этом случае Москва слишком сильно заинтересована в закупках и обслуживании действующего парка американских самолетов, и будет нуждаться в них как минимум до серийного внедрения своих аналогичных бортов. Россия могла бы отказаться от контрактов по поставкам «Рособоронэкспорта», например вертолетных запчастей и цифрового оборудования для обслуживания проданных США вертолетов для нужд Афганистана. Но и в этом случае, рост терроризма в средней Азии сулит стране не мало лишних проблем. Иными словами, симметричный ответ – не является полноценным решением, поскольку в сущности, Россия не покупает у Америки ничего критичного, а то что продает, выгодно развитию ее собственной экономической системы.

Второй подход противодействия – является ассиметричным, и в этом разрезе США не зря ожидают удара с «неожиданной стороны». В частности, Москва в состоянии безболезненно для себя, но чувствительно для Вашингтона начать сотрудничество в космической сфере с Китаем. Пекин собирается строить свою космическую станцию и уже пригласил Россию к участию в проекте, а плодотворный союз и результат такого сотрудничества для американской стороны является по – настоящему критичным. Также, транснациональные компании Америки имеют виды на российские земли и совместную разработку энергетических ресурсов, однако и к данным объектам доступ чрезвычайно быстро может быть перекрыт. Есть и другие ассиметричные шаги, например в редкоземельной составляющей и IT – индустрии, которые как минимум, не менее эффективны чем последствия крайне успешного продуктового эмбарго в отношении ЕС.

Европа в вопросе нынешних санкций, по ряду причин также является для российской дипломатии частью удачного ассиметричного ответа. Во–первых, законопроект США накладывает санкции не только против нашей страны, но и против тех компаний, которые связаны с Россией по линии торговли сырьем, газом, металлом и многими другими продуктами. Во-вторых, подпадающие под данный список корпорации – это европейские гиганты индустрии из Германии, Австрии, Голландии и прочих стран ЕС. В третьих, в Германии близятся очередные выборы и Меркель, как выдвиженец промышленных немецких элит, не в состоянии как и раньше закрывать глаза на попрание интересов собственных спонсоров. И наконец, в четвертых, за прошедшие с введения санкций три года, от ответных российских мер одна только Германия потеряла около трехсот тысяч рабочих мест, а ЕС в целом, более ста миллиардов полновесных долларов. Лишь по итогам первых пяти месяцев 2017 года товарооборот между Россией и ЕС начал бурно расти, достигнув тридцати процентного уровня и 97,5 млрд. долларов. Учитывая вышеописанное, Европе несмотря на геополитическую несамостоятельность есть, что терять, и потому Брюссель вместе с «локомотивами» Еврозоны активно ищет шаги способные не допустить антироссийские санкционные меры США к исполнению на территории Евросоюза.

Еще одним ассиметричным ответом может стать масштабный судебный процесс инициированный Россией в рамках организации ВТО. Поскольку предпринимаемые американской стороной односторонние меры нарушают буквально все нормы этой авторитетной международной организации. Также, Трампу в ходе полуторамесячных дискуссии с Конгрессом удалось смягчить изначальный вариант антироссийского законопроекта. Во-первых, министр финансов США теперь лишен возможности накладывать ограничения не только на железнодорожный и металлургический сектор России, но и на судоходный. Во-вторых, сроки возможного западного кредитования российских нефтегазовых компаний сокращены с 90 дней до 60, а не до 30-ти, как это планировалось ранее. И в-третьих, запрет на поставку американских технологий будет касаться только новых нефтегазовых проектов России, а не тех, которые к настоящему времени уже введены в строй и успешно функционируют.

Какое влияние окажут американские санкции на внутреннее положение в стране?

Как ни странно, но в нынешних - тяжелых для Российской Федерации условиях, новые ограничительные меры со стороны США вполне могут привести к крайне существенным для национального менталитета плюсам. Как минимум, без еще большего усиления внешнего давления Россия вряд ли вообще сможет хотя бы начать пересмотр своей традиционной финансовой политики и бесперспективной экономической либеральной парадигмы. После введения новых санкционных мер такая мотивация у нее резко появится. В частности, один из пунктов в тексте американского законопроекта предусматривает «ограничения на операции российских финансовых институтов с федеральными казначейскими облигациями США» и пока Вашингтон подобным решением демонстрирует полное непонимание России, считая данный шаг серьезным ударом по экономике страны, для нас он открывает просто фантастические перспективы. Казначейские облигации ФРС Америки – это самый надежный долговой инструмент и они действительно суперликвидны, но в нашей стране, вопреки ожиданиям американцев, многомиллиардные инвестиции доходов государства в чужую экономику, даже с учетом получаемых от этого прибылей давно и прочно являются крайне не популярным решением. Теперь же, благодаря монетарной логике Вашингтона данный пункт дает руководству России весомый повод для сокращения, отказа или полного вывода государственных инвестиций из американских долговых бумаг, а также не оставляет для сопротивляющегося этому всеми силами экономического блока и Минфина существенной возможности для маневра. Также, после одобрения законопроекта у российской элиты не останется иного выбора, кроме как, либо осуществлять свои будущие вложения в национальную экономику, либо поставить крест на российском рынке и сбросив пророссийские маски уйти в открытую оппозицию. Для либерального блока новые санкции также не оставляют привычных отговорок для изъятия всех сверхдоходов от продажи сырья в пользу резервных фондов. Теперь у «левого крыла» появляется вынужденная необходимость тратить часть накопленных ресурсов для развития экономики внутреннего потребления, а также на замену внешних инвестиций собственными, как это активно делают США и Китай. В виду технологического раздела санкций, у страны также не остается альтернативы, кроме как растить собственных отраслевых специалистов и ускоренно реанимировать аспект фундаментального образование, обеспечения высоких условий работы и оплаты труда, а также темпов импортзамещения. Плюс, в нынешних условиях, не остается иного выбора и в сфере контроля каждого бюджетного рубля, и каждой транзакции банков и госкомпаний, вместо безотчетного использования дождя капиталов на плохо структурированные коррумпированные отрасли.

В целом же, наилучшим образом о масштабе угроз со стороны нового американского законопроекта в адрес России высказался эксперт по международной торговле, работавший над антироссийскими санкциями в Совете национальной безопасности США Дэвид Мортлок, который накануне нынешнего принятия антироссийских мер публично заявил:

«В случае с такими странами, как Иран, любая новая санкционная мера действительно может довольно существенно изменить сложившуюся ситуацию. Но Иран - хотя и довольно крупная экономика, всё – равно не сравним с Россией. И хотя нынешняя американская администрация и пытается ввести против Москвы санкции в одностороннем порядке, реальность такова, что российская экономика слишком сильна и масштабна для того, чтобы ей существенно навредили одни лишь односторонние американские ограничения».

Таким образом, санкции Вашингтона хотя и беспрецедентны, невероятно наглы, и весьма велики, радикальной угрозой для России не являются. Гораздо важнее то, как мы воспользуемся выпавшей с их появлением уникальной возможностью, и насколько глубоко успеем пройти по пути построения новой, государственно – ориентированной национальной экономики.

Некоторая ясность появилась в вопросе, каким именно может быть ответ России на американские санкции . Речь, напомним, идет о законопроекте, работа над которым идет в Госдуме. До сегодня депутаты и чиновники называть конкретные меры отказывались, подчеркивая только, что они будут "болезненными" для Вашингтона. Судя по тому, что стало известно - действительно, сделать вид, что российские санкции ни на что не влияют, в Вашингтоне не смогут.

Напомним, на днях спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что депутаты прорабатывают вопрос о внесении законопроекта, который является ответом на американские санкции в отношении нашей страны. «Мы прорабатываем этот вопрос, но пока не можем презентовать его и говорить о конкретном содержании. Идет проработка этого вопроса», - сказал Володин.

А еще ранее о возможном ответе на законодательном уровне говорил председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. «Не исключаю, что в России в ответ на принятие в США закона, ужесточающего санкции против РФ, и абсолютно противоправные действия в отношении нашей дипсобственности, помимо всех мер на дипломатическом уровне может быть разработан соответствующий законопроект», - заявил он.

«В сегодняшних более суровых геополитических реалиях, когда США пошли на беспрецедентное расширение санкций, закрепив это снова в виде закона, введение мер противодействия с нашей стороны также на законодательном уровне было бы вполне логично», - заметил Слуцкий. При этом он также отметил, что пока рано говорить о какой-либо конкретике или планах по подготовке такой инициативы.

В среду стало известно, что же именно может быть в этом законе. Точнее сказать, речь о двух пунктах - ограничение сотрудничества в космосе и прекращение поставок российских комплектующих для Boeing.

«В этом законе будет только то, на что американцы не смогут не обратить внимания. Такой инструментарий готовится», - сказал РИА «Новости» источник в парламенте.

По его словам, в число таких «болезненных» мер может войти приостановка полетов астронавтов на МКС и прекращение поставок российских комплектующих для Boeing, доля которых в ряде модификаций может доходить до 70%.

Отметим, что информация эта неофициальная - других подтверждений нет. Потому, конечно, нельзя категорично утверждать, что именно такие нормы и будут в новом законе - если вообще такой закон будет принят.

К тому же о подобных ограничениях говорилось и раньше, причем их неизбежная "болезненность" подчеркивается уже на протяжении едва ли не с 2014 года.

Тем более очевидно, что США не хотят отказываться от сотрудничества в космосе. Напомним, что в конгрессе при принятии нового пакета санкций против нашей страны оно специально было выведено из-под ограничений.

Но и Россия едва ли сможет самостоятельно обслуживать МКС. Что касается поставок оборудования для Boeing - свернуть таковые, разумеется, возможно, но что будет с работниками российских предприятий, которые сейчас заняты на подобном производстве? Имеется ли какая-либо альтернатива?

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" подчеркнул, что в одиночку ту же МКС ни одна страна содержать не сможет.

"Мы, США, Европа, Япония, неразрывно в эту программу увязаны. Кроме того, есть соглашения, в том числе коммерческие, по функционированию МКС. Наш выход из этих соглашений автоматически повлечет падение репутации в космической области до уровня плинтуса. И поскольку МКС все равно работает до 2024 года, нет смысла заморачиваться. Потом, нужно думать, что будет после МКС, как мы будем строить свои отношения после вывода этой станции из эксплуатации, будем ли сотрудничать. В любом случае, односторонние шаги вопреки договорам к добру не ведут", - считает эксперт.

Ничего хорошего не даст и прекращение поставок ракетных двигателей РД-180, полагает он. "Надо понимать, что мы никакого вреда США не причиним, у них есть запас таких двигателей, у них будет плановая замена. Они активно работают в этом направлении. А вот деньги потеряем, «Энергомаш» потеряем, рабочие места потеряем. Причем «Энергомаш» у нас системообразующее предприятие, которое и без того в трудном положении. Если мы еще сами будем ему палки в колеса вставлять... И потом, зачем отказываться от контрактов, наоборот, несмотря на санкции, надо рваться на внешний рынок", - полагает Иван Моисеев.

Елизавета Семакова, ИКФ "АЛЬТ"

В СМИ заголовки статей пестрят словом "санкции" уже несколько месяцев, однако найти полную и структурированную аналитическую статью на данную тему очень непросто. Мы решили сделать общий обзор санкций, в котором учли как ограничения со стороны Запада, так и ответное продовольственное эмбарго России. Кроме того, мы рассмотрим влияние присоединения Крыма и отношение населения к политике государства.

Санкции против РФ

По мнению ряда стран и международных организаций, признание Россией итогов крымского референдума в марте 2014 года было незаконным. После включения Крыма в состав РФ Европейский Союз и США ввели в действие первый пакет санкций в отношении России. Следующие пакеты вводились поэтапно - после обвинения России в поставке оружия пророссийским повстанцам, а также в открытой поддержке самопровозглашенных республик и после крушения малазийского Boeing -777. Последнее обновление списка ограничений произошло 12 сентября.


США и страны Евросоюза ввели санкции в отношении компаний финансового сектора, нефтегазовой отрасли, оборонно-промышленного комплекса, наложили ограничения на развитие инфраструктуры и телекоммуникаций Крыма и Севастополя. Персонализированные ограничения распространяются на отдельные российские организации и ряд лиц. Некоторые другие страны, например, Япония и Швейцария, впоследствии в той или иной степени присоединились к введенным ранее санкциям ЕС и США.

Основные секторальные санкции:



Финансовый сектор

Санкционный список ЕС : Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Российский национальный коммерческий банк

Санкционный список США : Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы

В финансовой сфере санкции США и ЕС похожи: западным резидентам и компаниям запрещено совершать операции с ценными бумагами этих банков сроком обращения свыше 30 дней. Для указанных организаций запрещены также операции со счетами в западных банках, инвестиционные консультации, управление портфельными инвестициями и услуги по размещению ценных бумаг.

Санкции против финансового сектора затрагивают 60% активов банковской системы РФ и, конечно, серьезно ограничивают развитие страны. Понятно, что с учетом помощи государства, которую некоторые банки уже получили, это не смертельно. Однако долгосрочно санкции против финансового сектора приведут к росту ставок и удорожанию кредитов для российских компаний, что, в свою очередь, неминуемо скажется на уровне инвестиций и экономическом росте.

Нефтегазовая отрасль

Санкционный список ЕС : Роснефть, Газпром нефть, Транснефть, Черноморнефтегаз, Феодосия, Новатэк

Санкционный список США : Роснефть, Газпром нефть, Транснефть, Черноморнефтегаз, Газпром, Лукойл, Сургутнефтегаз, Новатэк

Что касается нефтегазовой отрасли, то здесь американским компаниям запрещено предоставлять нефтесервисные услуги по разработке месторождений и добыче нефти в Арктике, на глубоководье и на сланцевых месторождениях. Запад заблокировал участие своих компаний в российских инвестиционных проектах в отрасли. К тому же компаниям США и ЕС запрещены предоставление технологий и поставки оборудования, используемого для освоения шельфа.

На компании Транснефть и Газпромнефть распространяются и финансовые санкции – введен запрет на любые сделки, финансирование и другие операции с новыми долговыми обязательствами сроком более 30 дней в ЕС и 90 дней в США. Со стороны ЕС подобное ограничение распространяется и на Роснефть.

Больше всего от санкций пострадали совместные проекты в нефтегазовой отрасли – западные компании отказываются от «опасного» сотрудничества. Санкции, к примеру, бумерангом ударили по крупнейшей нефтяной компании Exxon Mobil - ей пришлось выйти из совместного проекта с компанией Роснефть по добыче нефти в Ледовитом океане. Поставщики нефтяного оборудования, Baker Hughes и Schlumberger, также готовы отказаться от проектов с российскими компаниями.

С одной стороны, по оценкам экспертов, технологически санкции сильно ударят только по добыче трудноизвлекаемой нефти и разработкам месторождений на шельфе, где замену западным технологиям найти сложно. Но эти проекты пока не являются значимыми для российских компаний. В то же время санкции в области финансирования наряду с ограничением кредитования российских банков могут повлиять на развитие нефтяных и газовых компаний в долгосрочной перспективе.

Важным является и вопрос поставок оборудования для новых проектов – китайское пока не может похвастаться надежностью, а российского производится очень мало. Конечно, санкции помогут стимулировать развитие производства отечественного оборудования, о чем говорят главы Сургутнефтегаза и Роснефти, но насколько реалистично его реанимировать в ближайшее время – это серьёзный вопрос. Например, озвученные планы Роснефти к 2020 году довести использование отечественного оборудования в новых проектах до 70% эксперты считают неосуществимыми в силу отсутствия производителей и технологий.

Оборонно-промышленный комплекс

Санкционный список ЕС : концерн ПВО Алмаз-Антей, концерн Калашников, НПО Базальт, Уралвагонзавод, Оборонпром, Объединённая авиастроительная корпорация, концерн Сириус, Станкоинструмент, Химкомпозит, Тульский оружейный завод, Технологии машиностроения, НПО Высокоточные комплексы.

Санкционный список США: концерн ПВО Алмаз-Антей, Ижмаш, концерн Калашников, НПО Базальт, Уралвагонзавод, КБ приборостроения, НПО Машиностроения, КРЭТ, Созвездие, Долгопрудненское научно-производственное предприятие, Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Мытищинский машиностроительный завод

Для указанных компаний запрещён импорт и экспорт оружия, а также поставки продукции «двойного назначения» и высоких технологий, которые могут быть использованы в оборонной промышленности.

На три предприятий из списка («Уралвагонзавод», «ОАК» и «Оборонпром») Евросоюз наложил и финансовые санкции – запретил финансирование и любые другие операции с ценными бумагами.

Даже те компании ОПК, которые не попали под финансовые ограничения, скорее всего будут испытывать трудности с привлечением дешёвых кредитов, поскольку большая часть российской банковской системы оказалась под воздействием санкций. Как и в нефтегазовом секторе, пострадает ряд крупных совместных проектов, связанных с привлечением западных высоких технологий, пример этого - заморозка проектов «Уралвагонзавода». Однако в целом, воздействие санкций на оборонные компании не выглядит критичным с учетом их ориентации на внутренний спрос и рост бюджета ОПК, а финансово государство и так их активно поддерживало.

Реакция российских компаний на санкции:



Ключевые последствия санкций

Ключевым последствием санкций является ограничение доступа к внешним финансовым рынкам и, следовательно, удорожание фондирования для российских банков и организаций, а также возможное ухудшение общего финансового состояния. Причём финансовые санкции повлияют как на предприятия из «списка», так и на компании, не попавшие напрямую под ограничения. Причина этому - ухудшение доступности финансовых ресурсов в экономике в целом.

В краткосрочной перспективе сильнее всего санкции скажутся на отдельных технологических проектах (преимущественно в области нефтедобычи).

Необходимо отметить, что даже те компании, работать с которыми санкции напрямую не запрещают, всё равно могут пострадать – многие западные партнеры не рискуют продолжать с ними сотрудничество из-за нестабильности текущей ситуации.

В долгосрочной перспективе эффект санкций может быть куда значительнее. Во-первых, серьёзно сократились возможности для привлечения дешёвых инвестиций, а для многих инфраструктурных компаний это критично. При этом государство не сможет восполнить это финансирование, удовлетворив аппетиты всех компаний. Во-вторых, фактически, компании оказались отрезанными от новых технологий, которые невозможно в короткий срок заместить китайскими или отечественными разработками. Запрет на ввоз товаров двойного назначения и ограничения невоенного высокотехнологичного импорта может также серьёзно усилить технологическое отставание России от ведущих мировых держав.

Ответ на санкции - продовольственное эмбарго

На санкции августа 2014 года Россия ответила продовольственным эмбарго – запретом на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В список запрещённых для ввоза продуктов входят рыба, овощи и фрукты, мясные и молочные продукты, орехи. Годовой объём импорта этих товаров суммарно оценивается примерно в 7-9 млрд. евро. По подсчетам экспертов, сильнее всего от эмбарго пострадает Литва, для которой объем экспорта продуктов в Россию равен 2,7% ВВП. По тому же признаку в список возможных пострадавших ЕБРР включил Эстонию, Латвию и Норвегию.



Реакция западных компаний на эмбарго

Для того, чтобы не потерять российский рынок сбыта, западные компании в срочном порядке пытаются адаптироваться под новые условия и найти возможность обойти продовольственное эмбарго. На данный момент просматривается два возможных варианта адаптации: локализация производства на территории РФ и реэкспорт продукции через страны, не попавшие под санкции.

Например, финская компания «Valio» (объем экспорта в РФ в 2013 г. около 242 млн евро) реструктурирует производство в РФ и спешно рассматривает возможность его расширения. Ряд других компаний уже сейчас думает о возможности поставок продукции через страны и территории, в отношении которых эмбарго не действует. Это, прежде всего, Белоруссия, Турция, Казахстан, Китай, Фарерские острова, Исландия.

Так, за месяц действия российского продовольственного эмбарго белорусские аграрии нарастили экспорт продукции на 7,2%. Также белорусская сторона выразила готовность принять на дополнительную переработку до 60 тыс. тонн польских яблок, из которых производятся соки, вина и детские пюре. Активно планируют наращивать экспорт в РФ страны Латинской Америки и Иран.

Норвежский производитель лосося «Cermaq» планирует частично покрыть российский спрос на лосося путём отправки в Россию продукции, производимой на предприятии в Чили, а образовавшийся дефицит в других странах устранить за счёт поставок лосося из Норвегии. Другим примером может быть «Knightsbridge Foods» - экспортёр овощей, базирующийся в Великобритании. Руководство компании рассматривает возможность поставок овощей в Россию через Турцию.

Влияние продовольственных санкций на Россию


Ответные санкции стали, возможно, не менее сильным ударом по экономике России, нежели санкции США и Европы. Их результатом стало сужение ассортимента и рост цен на продукты в магазинах. Пострадали и некоторые российские предприятия: Мурманский рыбозавод прекратил свою деятельность из-за отсутствия сырья для переработки, ведущие дистрибьюторские компании несут большие убытки. Возможно, подобную картину наблюдать россияне будут недолго – нужно время, чтобы западные поставщики запрещённой продукции сориентировались в сложившейся ситуации.

Последнее решение о расширении санкций ЕС и США от 12 сентября в МИД РФ назвали «неуместным и недальновидным» и заверили, что новые санкции без ответа не останутся.

Среди потенциальных контрмер есть и крайне радикальные. Например, российские чиновники обсуждают возможность ограничения или тотального запрета европейским авиакомпаниям совершать транссибирские полёты из Европы в Азию, а также запрет на ввоз иностранных автомобилей.

Влияние присоединения Крыма и отношение к санкциям в обществе

Население

Многочисленные опросы населения, проводившиеся в связи со сложившейся ситуацией, указывают на то, что большая часть россиян уверена: санкции никак не отразятся ни на России в целом, ни на них самих в частности.

По результатам глобального опроса вашингтонского исследовательского центра The Pew Research Center , проведенного весной-летом текущего года, большинство россиян (56% против 36%) в целом довольны тем, как идут дела в стране. Мало кто демонстрирует такой позитивный настрой – для сравнения, в США довольна ситуацией в стране лишь треть населения, а во Франции – четверть.

К сожалению, отдельный опрос населения в Москве и в Санкт-Петербурге не проводился, но, судя по всему, ко всеобщему патриотическому порыву жители двух столиц относятся более сдержанно. Подобная разница в настроениях, предположительно, связана с более высоким уровнем достатка жителей двух крупнейших городов России, относительной экономической и политической грамотностью, доступом к интернету и иностранным СМИ. К тому же, если говорить о продовольственном эмбарго, то оно сильнее всего отразилось как раз на европейской части РФ – запрет коснулся в основном продуктов премиум-класса.

Политика санкций пока не смогла существенно изменить общественный фон, сформировавшийся в феврале-марте этого года. Уровень поддержки действий российского руководства необычайно высок и достиг к середине лета рекордных 87%. Сейчас он несколько ниже, поскольку многие россияне ощутили на себе повышение цен, а присоединение Крыма вылилось в заморозку пенсионных накоплений, но всё равно более 60% населения поддерживают действия руководства страны.

Эти цифры показывают не только отношение россиян к событиям на Украине и роли России в умиротворении конфликта, но и являются отражением возрастающего недоверия к политике Запада, который, по мнению большинства, стремится использовать ситуацию как повод для сдерживания усиливающейся роли России в мировой политике. Такая общественная атмосфера вместе с мощной пропагандой в государственных СМИ позволяет российской власти продолжать политику активной «защиты русского населения Украины», несмотря на существенные экономические потери.

Бизнес

Для бизнеса сейчас характерно настроение «напряжённого ожидания». Последний раунд санкций существенно понизил шансы многих совместных проектов на быструю «разморозку». Кроме того, по словам Г. Грефа, внешние рынки финансирования де-факто уже закрыты — реально привлечь финансирование уже нельзя даже на самый короткий срок. Бизнесмены, как и в любой ситуации неопределенности, предпочитают оптимизировать деятельность, снижать активность и ждать дальнейшего развития событий.

Элита

Что касается российской элиты, то создается впечатление, что многие её представители всерьёз опасаются персональных санкций, которые, скорее всего, затронут их важные активы на Западе, а также распространятся на родственников и детей, проживающих за границей. С другой стороны, протестные настроения в их среде не очень поощряются в принципе – если уж аполитичный Евтушенков может лишиться свободы или значительной части состояния, то что будет с тем, кто проявит недовольство?

Что дальше?

Создание эффективной PR -машины на государственном уровне наряду с не слишком дружелюбными действиями западных правительств позволяют поддерживать высокий уровень одобрения действий властей. Такое поведение населения развязывает руки руководству страны для любых ответных действий как во внешней, так и во внутренней политике. Как показала практика, даже те решения российского правительства, которые негативно затрагивают интересы общества, в этой ситуации воспринимаются как адекватные. Несмотря на неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне, которая есть у более образованной части населения, уровень поддержки действующей власти будет оставаться на недостижимом для большинства западных правительств уровне.

В этом году экономика РФ испытывает колоссальное международное давление. Практические меры, применяемые зарубежными странами к России, выражаются в различного рода санкциях. Какова их природа? В чем заключается влияние санкций на экономику России? Какие возможности открываются у РФ в силу изменений внешней конъюнктуры?

Суть санкций

Согласно распространенной в экспертном сообществе точке зрения, введение санкций против РФ связано главным образом с политической позицией России касательно украинского кризиса. Западные государства, основная часть которых входит в НАТО, посчитали недопустимым действия властей РФ в отношении Крыма, а также восточных регионов Украины, в которых, по мнению стран Атлантического блока, ведут деятельность пророссийски настроенные вооруженные формирования.

Как таковые санкции носят экономический и политический характер. По первой части это различного рода эмбарго, по второй - внесение должностных и юридических лиц в соответствующие санкционные списки.

Периодизация санкций

Рассмотрим, в какой последовательности осуществлялось введение санкций против РФ. Эксперты полагают, что первый пакет соответствующих мер был введен в действие сразу после того, как Россия поддержала референдум в Крыму и включила этот регион в свой состав. Западные государства посчитали действия властей полуострова, а также позицию РФ незаконными. Последующие витки санкций были связаны, как полагают аналитики, с дальнейшей эскалацией ситуации в Украине.

Санкции: угроза для экономики России

Какими могут быть последствия введения санкций для экономики РФ? Эксперты отмечают, что наибольшие сложности могут возникнуть в сфере импорта. Дело в том, что экономика России достаточно зависима от ввоза наукоемких технологий, продукции машиностроения, лекарств, в значительной степени и продовольствия. Основными партнерами России по импорту являются как раз те, что применили против РФ санкции. Если экономическая составляющая соответствующих мер приобретет системный характер, то дефицит импортной продукции, считают эксперты, не заставит себя долго ждать.

В поисках инвестора

Влияние санкций на экономику России может явным образом прослеживаться в аспекте привлечения иностранных инвестиций. В частности, могут пострадать кредитные рейтинги РФ, являющиеся основным индикатором привлекательности страны для зарубежного капитала. Результатом снижения притока инвестиций может быть замедление роста ВВП, полагают экономисты. Экономика России сегодня, считают аналитики, в значительной мере зависит от иностранного капитала. Фондовые биржи РТС и ММВБ наполняют ликвидность во многом за счет привлечения зарубежных инвестиций.


Однако, полагают эксперты, иностранный капитал может и не обязательно иметь западное происхождение. Вполне есть вероятность, что место инвесторов из ЕС и США займут, скажем, капиталисты из стран BRICS, которые, как считают многие аналитики, сейчас союзники России. И потому снижение рейтингов в рамках методологий, разработанных в США и ЕС, может и не играть существенной роли в аспекте привлечения инвестиций.


Санкции и банковская система

В чем может прослеживаться влияние санкций на банковскую систему России? В этой сфере, считают аналитики, потенциал для возникновения угроз экономике страны наибольший. Дело в том, что российская банковская система настолько интегрирована в мировую (которая, в свою очередь, в значительной степени контролируется США и их западными союзниками), что зарубежные финансисты фактически имеют доступ к ключевым механизмам управления ей. Счета американских и европейских банков активно используются российскими бизнесами. И если кредитно-финансовые организации западных стран решат заморозить соответствующие активы, то это может нанести, считают эксперты, значительный урон предприятиям РФ, работающим с зарубежными банками.

Санкции (со стороны ЕС) были введены в отношении крупнейших российских кредитно-финансовых организаций, таких как ВТБ, Сбербанк, ВЭБ. В частности, гражданам ЕС с начала августа было запрещено приобретать некоторые разновидности ценных бумаг этих учреждений. По мнению аналитиков, на практике это означает только одно - указанные российские банки перестают иметь доступ к рынкам капитала. И потому у них могут появиться проблемы с выплатой текущих долговых обязательств, оформлением новых займов и инвестициями.

VISA - в России?

Одним из наиболее показательных прецедентов, касающихся такого аспекта, как влияние санкций на банковскую систему РФ, можно считать блокировку крупнейшими платежными системами мира - VISA и MasterCard - банковских карт сразу нескольких кредитно-финансовых учреждений России, таких как "Собинбанк", АКБ "Россия", "СМП Банк". Расплачиваться, используя международные эквайринговые каналы, клиенты этих банков уже не могли. Вместе с тем эксперты сходятся во мнении, что полностью отключаться от российского рынка не будут. Если это произойдет, то возникнет угроза стабильности финансовой системы ЕС.


Еще одним последствием санкций в может быть ограничение кредитования российских организаций на западе. Условия займов в западных банках во многих случаях предпочтительнее, чем внутри РФ (главным образом, в силу более низких процентных ставок). Вместе с тем практическое влияние санкций на бизнес в аспекте кредитования может быть не столь существенным, если предприниматели смогут наладить взаимодействие с другими рынками в плане займов. Одним из самых перспективных российским экспертам видится китайский вариант.

Банкам все нипочем?

Помочь российским банкам в условиях санкций готов ЦБ. В частности, в СМИ появились заявления руководства ЦБ о том, что при необходимости для этой цели могут быть задействованы международные валютные резервы. заявили о том, что готовы к санкциям. Руководство Сбербанка, в частности, объявило, что учреждение обладает достаточным объемом ресурсов, опытом менеджмента и уровнем экспертизы для продолжения работы в текущих экономических и политических условиях. "Газпромбанк" и ВТБ также заверили общественность, что действия США и ЕС не повлияют на финансовую устойчивость учреждений. Таким образом, влияние санкций на экономику России в части банковской сферы может быть не столь значимым.

Санкции и возможности

По мнению ряда экономистов, санкции ЕС - прекрасный повод для налаживания дел в экономике РФ, которая, в силу сильной ориентированности на экспорт нефти, развивается не столь динамично, как могла бы.


Наибольший потенциал, полагают аналитики, присутствует в сфере как раз-таки импортозамещения. Россия имеет достаточное количество ресурсов - как в аспекте производственных мощностей и сырья, так и в плане научной составляющей, чтобы производить основную часть товаров, импортируемых из-за рубежа.

Потенциал ответных действий

Каковы механизмы, при помощи которых Россия может противодействовать санкциям? Прежде всего стоит отметить принятый в 2006 году, задолго до того, как стали складываться явные предпосылки украинского кризиса, закон, касающийся особых мер экономической природы, которые могут применяться в случае, если страна будет испытывать необходимость в реагировании на противоправные деяния, что являют собой угрозу интересам России, на уровне международных отношений. Поэтому базовые законодательные ресурсы, которые могут быть задействованы как ответ на введение санкций против России, наличествуют. Более того, есть сведения о том, что в структурах Федерального Собрания ведется работа по созданию новых правовых актов, которые могут расширить спектр контрмер РФ в условиях международного давления. В частности, есть мнение, что в новые законы могут быть включены положения, разрешающие конфисковывать размещенные в РФ активы западных компаний (как государственные, так и частные).

Ответ на санкции

Несмотря на то что причины введения санкций власти РФ посчитали, исходя из комментариев высших должностных лиц, необоснованными и противоречащими логике, контрмеры в отношении западных стран, сопоставимые с действиями против России, применены все же были. В частности, в период первой волны соответствующих международных мер власти РФ решили сформировать списки лиц, имеющих западное гражданство, которым запрещен въезд на территорию РФ.


Когда VISA и MasterCard, как мы уже сказали выше, прекратили обслуживать карты нескольких российских банков, то власти РФ решили активизировать работу, во-первых, по разработке национальной платежной системы, а во-вторых, по привлечению на рынок РФ китайской МПС - UnionPay, которая могла бы стать серьезным конкурентом текущим мировым лидерам. Это нанесло бы значительный, как считают некоторые экономисты, ущерб - в сотни миллионов долларов.

Самым серьезным пакетом российских контрмер стал запрет на ввоз в РФ огромного спектра продуктов питания, главным образом выпущенных пищевой промышленностью ЕС (а также предприятиями Канады, Австралии и США). В начале августа президент России издал соответствующий Указ. Перечень товаров, попавших под эмбарго, составили самые разные продукты питания - мясные, молочные товары, рыба, овощи, фрукты. В денежном выражении общий объем соответствующего импорта, как подсчитали аналитики, на момент введения контрмер был равен 9 млрд долларов.

Также в августе были внесены корректировки в сфере легкой промышленности. В частности, в сегменте госзакупок попали под запрет одежда из тканей, кожи и меха. Правда, эксперты не посчитали этот шаг российских властей прямым ответом на санкции, поскольку соответствующее ограничение коснулось поставок из всех стран, не считая тех, что наряду с РФ входят в Таможенный Союз, а не только западных.

Последствия "антисанкций" для ЕС

О том, что западные санкции в экономике РФ могут привести к проблемам на уровне импорта, мы уже сказали, приведя в пример несколько отраслей. Но будут ли при этом чувствовать себя хорошо сами зарубежные экспортеры скажем, той же продукции машиностроения. Те, кто поставлял оборудование в Россию? Каковы возможные последствия санкций для ЕС? Согласно одному из Reuters, комфортно европейцам, скорее всего, не будет. Один из самых активных партнеров России в экономической сфере - Германия. Есть цифры: порядка 300 тыс. рабочих мест в ФРГ так или иначе отражают занятость населения в сферах взаимодействия с РФ. Эксперты полагают, что экспорт из Германии в Россию может снизиться на несколько десятков процентов (в основном в сфере машиностроения). Вместе с тем есть мнение, что существенного влияния на общее состояние экономики ФРГ в целом обострение взаимоотношений с РФ не окажет. Просто потому, что текущая доля России в объеме внешней торговли Германии не превышает сейчас 4%. Таким образом, влияние санкций на бизнес в Европе видится экспертам в достаточной мере ограниченным.

Продуктовые "антисанкции"

Рассмотрим аспект, касающийся самых серьезных, по оценке экспертов, контрмер российских властей - запрете ввоза продуктов из ЕС. Многие аналитики считают, что европейские сельхозпроизводители пострадали от эмбарго очень существенно. Поставки в Россию для многих из них были гарантией рентабельности, а для каких-то бизнесов и вовсе основным каналом сбыта. Найти покупателей на других рынках, полагают аналитики, предприятия пищепрома из ЕС смогут очень нескоро. И потому в ближайшее время их бизнес, вероятно, вряд ли будет прибыльным.

Фонд Европы

Вместе с тем ряд экспертов полагает, что последствия эмбарго для ЕС могут быть не столь существенными, как, в частности, влияние санкций на экономику России. Доля экспорта сельхозтоваров из Евросоюза в РФ - менее 5% в экономике этого политического объединения. И это несмотря на то, что Россия - второй для ЕС по объему рынок сбыта в данном сегменте. Также есть сведения о том, что Евросоюз собирается компенсировать возможные убытки от "антисанкций" со стороны РФ, использовав средства специально созданного фонда. Правда, его величина, считают аналитики, не слишком впечатляет - 400 млн евро. Страна, которая может пострадать от "антисанкций" сильнее других - Финляндия. В силу географической близости это государство и РФ имеют тесные Примерно 25% экспорта из Финляндии направляется в Россию. Вместе с тем доля продовольствия в нем - менее 3%.

Перспективы самообеспечения

В чем выразилось влияние санкций на сельское хозяйство России? Некоторые эксперты считают, что продуктовое эмбарго в отношении производителей из ЕС открыло перед аграриями РФ огромные возможности. Во многих сегментах освободились рыночные ниши, или, по крайней мере, стали значительно менее насыщенными. Есть точка зрения, что сельхозпроизводители из России пока не очень готовы к резкому увеличению объемов выпуска продукции, и в этом случае возможно два сценария: заполнение ниш за счет поставщиков из тех стран, что не попали под эмбарго, или же, что менее желательно для экономики РФ, возникновение ощутимого товарного дефицита. И, как следствие, рост цен.

Экономика России сегодня, полагают многие эксперты, пока не может в полной мере гарантировать эффективное импортозамещение - в том числе и в области сельского хозяйства. Аналитики отмечают, что повышение отпускных цен на различные продукты произошло в достаточно скорые сроки с момента введения "антисанкций". По оценкам аналитиков, к концу 2014 года некоторые виды товарных позиций могут подорожать более чем на 30%. В среднем по продуктам, формирующим основную корзину, рост цен может составить около 15%. Есть вероятность, полагают аналитики, того, что упадет качество продукции, представленной на прилавках. В России, а также во многих странах, откуда предполагается ввозить товары, производственные стандарты не столь строги, как в Европе.



Похожие публикации