Презентация на тему совершенствование профессионального мастерства учителя. Профессиональное развитие педагога — актуальная проблема развития современного общества. Кризисы профессионального развития

Статья о соотношении непрерывного обучения на протяжении всей жизни и эффективности преподавания.

Настоящий этап развития России характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентноспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования. В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом

В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

Анализ направлений модернизации образования в России показывает,

что основным ожидаемым изменением является достижение нового качества образования, которое соответствует основным факторам развития современного общества:

  • Информатизация жизни общества (становление приоритета конструирования личностного знания на основе самостоятельной работы с разнообразной информацией).
  • Становление открытого общества, что обеспечивает существенное расширение среды существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред.
  • Становление гражданского общества, что повышает меру свободы и, следовательно, ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности
  • Становление нового культурного типа личности (характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность личности).
  • Профессионализация в течение всей жизни (которая подразумевает готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни).

Эти факторы оказывают прямое влияние на сферу образования, на современное понимание качества образования и, следовательно, на профессионально-педагогическую деятельность учителя.

Мнение учащихся и их родителей относительно первоочередных задач школы также можно рассматривать как социальный заказ системе образования, отражающий основной смысл школьного образования - формирование потенциала личности - ориентированный на достижение в первую очередь личностных результатов. Требования общества касаются качества результата и отражают такие характеристики человека, как инициативность, самостоятельность в принятии решений, мотивация к непрерывному образованию и профессиональному росту, которые составляют характеристику современного культурного типа личности.

Важным аспектом понимания качества образования на современном этапе является необходимость обеспечения качественного образования для всех обучающихся. Именно эти цели выдвигает программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Однако если в ряде стран мира остро стоят такие проблемы, как обеспечение доступа населения к образованию, вовлечение в систему начального образования, обеспечение качественного образования для женщин, то в России цели реализации программы «Образование для всех» имеют определенную специфику, а именно: обеспечение равенства населения соответствующего возраста в возможности получения качественного образования вне зависимости от социального положения, материальных доходов семьи, уровня обученности, места жительства (имеется ввиду в первую очередь разница в возможностях городских и сельских школ) и пр.

Качество ресурсного обеспечения российских школ очень разнородно. Однако сегодня совершенно ясно, что в массовой практике школы не всегда эффективно используется чрезвычайно мощный ресурс обеспечения качества образования - потенциал учительского корпуса. Результаты образования российских школьников сегодня весьма высоки в области так называемых академических знаний по школьным предметам - знаний фактов, законов, процедур, алгоритмов и т. д. При этом понятно, что современное качество образования требует большего - умения применить школьные знания для решения жизненных проблем.

Таким образом, в современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно учитель является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны.

В отечественных исследованиях по теории образования в качестве ведущего исследовательского подхода рассматривается гуманистическая парадигма. Человек понимается как уникалная целостная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми. Гуманистическая парадигма опирается на результаты осмысления центральных для гуманистической психологии проблем самоактуализации, саморегуляции, самоосуществления личности, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления (Г.А.Берулава, М.Н. Берулава, И.А.Зимняя, В.П.Зимнеченко).

Уровни профессионального развития педагога

Основной характеристикой деятельности учителя следует считать педагогическую компетентность - эффективное владение им системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся. Совокупность различных профессиональных умений учителя называется педагогической техникой.

В понятие «педагогическая техника» входит две группы показателей. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (управление эмоциями, настроением,мимика, пантомимика, снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи) и др.

Вторая группа показателей педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико- аналитические и другие умения.

Следующим этапом профессионального роста педагога является педагогическое мастерство , под которым традиционно понимается доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность, отражающая особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Для современного педагога важнейшими становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя корректируется в основном в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приёмов, но и личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные и выступает как основной механизм саморазвития.

В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Они включают: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.

Развитие этих качеств определяет высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Всё это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности. Готовность определяют как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности и мастерства учителя.

Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определённая личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности).

Более высокий уровень квалификации учителя- педагогическое творчество . Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.

Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве - учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания.

«Новатор» означает «обновитель», то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в той или иной области деятельности.

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию .

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.

Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.

Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  • выбор направления и темы самообразования,
  • формулирование цели и задач самообразования,
  • определение круга источников информации,
  • выбор формы самообразования,
  • составление плана самообразования,
  • определение результата самообразования.
  • анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Для возникновения внутренней мотивации педагогов, появления личностного смысла, изменения смысловых установок необходимо создавать условия в виде:

  • преобразования психолого-педагогических знаний;
  • становления рефлексивной позиции;
  • осознания и преобразования мотива;
  • обеспечения успеха в деятельности.


Курсы ПК – 496 человек (64,5%); интернет-ресурсы – 242 человек (31,5%); научно-методические издания РК – 292 человек (38%); методическую службу школы и города (района) – 120 человек (15,7%). Основными доступными источниками новой научно-методической информации учителя- практики отмечают:






Рефлексия Компоненты рефлексии Показатели Гностический Кругозор Профессиональные знания Профессиональные умения Особенности развития психических процессов Уровень самооценки Уровень самосознания Методики/методы изучения Методика Г. Айзенка «Общепсихологическая типология личности» Методика оценки уровня квалификации педагогических работников В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой Тест «Незаконченные предложения» Методики изучения психических процессов «Практическая психология» Крылов В.Я. Методики Т. Dembo, С. Я. Рубинштейн Опрос


Конструктивно- проектировочный Проектировочные способности Изучение календарно- тематических, воспитательных планов: наличие логики курса, межпредметных и внутрипредметных связей Конструктивные способности Изучение планов-конспектов, методических разработок Организаторский Уровень самоорганизации Анкета Н.В. Немовой «Уровень развития профессиональной компетентности» Уровень организации образовательного процесса Социометрия степени участия школьников в общешкольных мероприятиях Коммуникативный Владение собой Стиль общения Умение слушать Методика М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении» Методика В.Н. Лавриенко «Стиль делового общения»






Формирование новых профессиональных компетенций; повышение качества профессиональной деятельности; овладение системой ценностей обновленного школьного образования; владение технологиями, способствующими успешному решению задач образования; создание качественных методических материалов; рост компетентности школьников; победы школьников в предметных конкурсах и олимпиадах; успешная социализация школьников. Ожидаемые результаты


Курсы ПК, проблемные курсы Тематика Сроки проведения Тренинги, мастер-классы Тематика Сроки проведения 1. Научно-практические конференции, семинары Тематика Сроки проведения 1. Экскурсии, выставки, концерты Тематика Сроки проведения 1. Интернет-источники, электронные издания Наименование Ссылка 1. Печатные специализированные, научно-методические издания Выходные данные Важные для изучения разделы (с указанием страниц) 1. Периодические издания Выходные данные Важные для изучения разделы (с указанием страниц) 1. Художественные издания Выходные данные Важные для изучения разделы (с указанием страниц) 1. Источники самообразования


Направления профессионального развития адаптация своих индивидуально- неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности; постоянное повышение профессиональной компетентности; непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.


Содержание деятельности Сроки Форма завершения Раздел 1. Работа с психолого-педагогической, научной и методической литературой 1. Изучение и анализ научно-методической литературы. 2. Подписка на журнал «…» издательского дома «…». 3. Обзор информации в Интернете по педагогике, психологии. 4. Изучение новых программ, учебников, УМК с целью выяснения их особенностей и недостатков. Сентябрь 20__ г. Октябрь 20__ г. В течение года Конспекты Памятки Рекомендации Содержание работы по самообразованию и самовоспитанию


Раздел 2. Научно-исследовательская работа 1. Определение проблемы профессиональной деятельности. Обоснование ее актуальности. 2. Формулировка темы исследования. 3. Определение перечня источников для изучения выявленной проблемы. 4. Уточнение сущности исследуемого явления. 5. Определение критериев и показателей сформированности исследуемого явления. 6. Формулировка педагогических условий решения исследуемой проблемы. 7. Диагностика исходного состояния проблемы по выявленным критериям и показателям. 8. Изучение передового педагогического опыта по решению исследуемой проблемы в науке и практике. 9. Реализация педагогических условий решения проблемы, использование передового педагогического опыта в собственной практике. 10. Изучение текущего состояния проблемы по выявленным критериям и показателям. 11. Формулировка выводов по проблеме исследования. Сентябрь 20__ г. Октябрь 20__ г. Ноябрь 20__ г. …. Программа НИР Научные статьи Материалы для проведения диагностики Задания Конспекты Средства обучения для внедрения в практику Отчеты по НИР Методические рекомендации


Раздел 3. Методическая работа 1. Разработка календарно-тематического планирования, плана воспитательной работы. 2. Разработка конспектов уроков, воспитательных мероприятий. 3. Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для учащихся. 4. Разработка комплекта самостоятельных, контрольных работ, тестовых заданий. 5. Внедрение педагогических условий решения исследуемой проблемы, в том числе заданий, разработанных на основе изучения передового опыта. Август 20__ г. В течение года Календарно- тематич. план, план воспитат. работы Дидактичес- кие материалы


Раздел 4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 1. Участие в конференциях, семинарах, мастер- классах. 2. Публикация статей в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе в сети Интернет. 3. Участие в профессиональных конкурсах 4. Проведение открытых уроков 5. Составление портфолио В течение года Конкурсные материалы Статьи Конспекты Портфолио Раздел 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации 1. Прохождение предметных курсов, мастер- классов, семинаров. 2. Участие в работе Сетевого сообщества 3. Посещение уроков своих коллег. Ноябрь 20__ г. Постоянно Сертификаты Методически е материалы Анализ занятий


Раздел 6. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера 1. Развитие творческого потенциала личности через участие в профессиональных конкурсах «…» 2. Расширение педагогического кругозора. 3. Развитие педагогической рефлексии через самоанализ педагогической деятельности, самодиагностику. 4. Развитие психических процессов. 5. Развитие уровня педагогической оценки и самооценки через экспертизу уроков. 6. Развитие коммуникативных качеств. Октябрь 20__ г. Постоянно Конкурсные материалы Методичес- кая копилка Заполнение таблицы 1 Педагоги- ческий дневник с результатами работы над собой


Дэвид Майстер. Истинный профессионализм. Дэвид Майстер рассматривает профессионализм в контексте клиентоориентированного бизнеса – отношения к делу, сотрудникам и клиентам. Содержит эффективные методики повышения уровня профессионализма. Том Питер. Человек-бренд. Вершина личного профессионализма – это когда человек становится единственным в своем роде уникальным специалистом, востребованным и незаменимым. Как стать полноценным брендом, таким как бренды ведущих компаний, учит эта книга. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать. На многочисленных примерах автор показывает процесс перехода от случайного, неуправляемого метода проб и ошибок к управляемому творчеству высокого уровня. Книга может служить популярным учебным пособием для всех, кто желает развить свои творческие способности Джин Ландрам. 13 мужчин, которые изменили мир. В книге собраны истории успеха самых удачливых, настойчивых и инициативных мужчин. Их новаторский подход, умение найти «золотую жилу» и невероятная настойчивость подарили новые возможности для всего человечества и воистину изменили мир. Джин Ландрам. 13 женщин, которые изменили мир. На примере самых выдающихся женщин конца ХХ столетия знаменитый биограф показывает, как благодаря упорству, трудолюбию, энтузиазму, инициативности и вере в себя можно достичь больших высот в творчестве, бизнесе или общественной жизни. И для этого не обязательно быть мужчиной! Что почитать?

Слайд 2

ЗАДАЧА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ -

развитие их ценностных ориентаций, мотивов и профессиональных потребностей, а также профессиональных знаний, умений и личностных качеств, наиболее значимых для профессии педагога.

Слайд 3

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Мониторингкачества профессионально-личностных способностей педагога Дифференциация педагогов по степени профессионального мастерства Подбор форм методической работы Формы работы фронтальные подгрупповые Индивидуальные Курсы повышения квалификации Педсоветы Семинары Педчасы Консультации Смотры конкурсы Деловые игры Тренинги Педагогические дискуссии Открытые занятия «Образовательный салон» Городские конкурсы Творческие объединения «Школа молодого педагога» ПМПк Экспертный совет Методический совет Аттестационная комиссия Обмен опытом работы Методические объединения специалистов. Областные конкурсы Обучение в учебных заведениях Аттестация Обобщение опыта работы Самообразование Выступление перед аудиторией Наставничество

Слайд 4

СМОТРЫ – КОНКУРСЫ

Планируются ДОУ согласно годовым задачам, реализуемым в ДОУ. Разрабатываются критерии конкурса методическим советом, творческой группой педагогов или выбирается жюри. После проведения конкурса и подведения итогов администрация ДОУ награждает победителей.

Слайд 5

«Образовательный салон»

Эту форму работы можно назвать «Педагогической гостиной». Её цель: повышение социально-психологической культуры воспитателя, знакомство с общечеловеческой и национальной культурой и личностное развитие педагогов. Тема встреч в «Образовательном салоне» определяется результатами анкетирования педагогов в конце учебного года. Каждый педагоги в анкете указывает тему своего выступления в «салоне».

Слайд 6

Школа молодого педагога

Слайд 7

Творческие группы педагогов

Это объединения небольшого числа педагогов (в зависимости от цели объединения) с целью профессионального роста и обмена опытом. Основное условие работы педагогов – равенство возможностей. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, возникшей в образовательном процессе, которую можно решить, модернизируя план работы или разработав новую технологию. Для данной формы работы характерно объединение опытных педагогов. Длительность существования микрогруппы зависит от выполнения цели. Рекомендуемая категория педагогов для этой группы – педагоги-новаторы, опытные педагоги.

Слайд 8

Методические объединения специалистов

Специалисты ДОУ повышают свой уровень мастерства создавая и посещая методические объединения. Руководителем методобъединения составляется план работы. На своих заседаниях специалисты делятся опытом работы и решают проблемы, связанные с особенностями их работы.

Слайд 9

Обобщение опыта работы

Тема опыта работы обычно определяется интересом педагога к видам деятельности детей. Педагог выбирает приоритетное направление в работе с детьми и проводит диагностику. Потом подбирается соответствующая литература, составляются перспективные планы по углубленной работе с детьми в этом направлении и строится соответствующая развивающая среда в группе. Затем накапливается материал по данной проблеме, включая работу с детьми, родителями, взаимодействие с социумом. Последний этап работы – оформление своего опыта, к которому предъявляются определенные требования.

Слайд 10

Требования к оформлению опыта работы педагога

Пояснительная записка, объясняющая актуальность. Цель и задачи опыта работы, его этапы. Результат опыта. Диагностический материал. Перспективное планирование. Конспекты занятий. Материал по работе с родителями. Материал по взаимодействию с о специалистами ДОУ. Фотоматериал. Список используемой литературы. Опыт работы может стать впоследствии и авторской программой или технологией, разработанной педагогом. Он может послужить основанием для повышения квалификации категории педагога.

Слайд 11

Это объединение педагогов с высоким уровнем квалификации. Экспертиза – исследование и разрешение какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. Создается по инициативе администрации для разработки фундаментального документа (программа развития ДОУ или положений ДОУ). Поэтому члены экспертного совета должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения. Работа в экспертном совете требует хорошей подготовки его участников, умения формировать цели и задачи. Совет создается на время разрешения поставленной задачи.

Слайд 12

ПМПк

ПМПк - это психолого-медико-педагогический консилиум. Он создается в ДОУ с целью обеспечения диагностико-коррекционного психолго-медико-педагогического сопровождения обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. В состав ПМПк входят: руководитель ДОУ, который возглавляет его работу, старший воспитатель, психолог, медсестра, специалисты ДОУ и воспитатели с большим опытом работы. Члены этого консилиума должны хорошо владеть возрастной психологией и коррекционной педагогикой, чтобы вовремя заметить отклонения в развитии ребенка и составить программу его индивидуального развития.

Слайд 13

Аттестационная комиссия

В состав аттестационной комиссии, возглавляемой руководителем учреждения, входят опытные педагоги. Они принимают участие в заседаниях комиссии по аттестации педагогов на вторую квалификационную категорию. Педагоги изучают опыт работы аттестуемого, помогают в его оформлении, посещают занятия кандидатов на аттестацию.

Слайд 14

Педагогические часы

Педагогический час – одна из форм повышения квалификации педагогов. Педчасы бывают информационные и тематические. На информационных педчасах сообщается информация или идет обмен информацией между педагогами по какому-то возникшему вопросу, требующему немедленного решения. Тематический педчас посвящается какой-то определенной теме. Обычно на таких педчасах идет подготовка к тематическому педсовету.

Слайд 15

Курсы повышения квалификации

Это одна из традиционных форм работы по повышению профессионального мастерства. Организуется Управлением образования, которое заключает договор с институтом повышения квалификации. Каждый педагог раз в пять лет проходит такие курсы. В конце курсов сдается экзамен или защищается творческая работа. Педагог получает удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации.

Слайд 16

План – график повышения мастерства педагогов

* - аттестация К – курсы повышения аттестации О – обобщение опыта работы У – учеба в ВУЗе ◊ - педсовет ∆ - семинар! – работа в творческой группе + - школа молодого педагога Ω - работа в методсовете ∆ - смотры- конкурсы ** - работа в аттестационной комиссии § - наставничество!! – открытые показы занятий

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

План профессионального развития педагога МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова воспитатель Н.А. Ахметзянова

Профессиональное развитие - это приобретение работником новых компетенций, знаний, умений и навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности. Это процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников с целью выполнения новых производственных функций, задач и обязанностей новых должностей

Профессиональное развитие педагога - это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планирует и ставит цели профессиональной деятельности, изменяет себя самого ради их достижения.

Индивидуальный план профессионального развития педагога – это план в котором отражаются личные образовательные потребности педагога. Это прогнозирование профессионального роста, развития, это средство, помогающее преподавателю подняться над повседневностью, очертить новые границы, определить перспективы, обозначить будущие профессиональные достижения. Реализация плана - стремление к профессиональному и личностному совершенству...

1. Самоанализ педагога на основе результатов самооценки уровня соответствия требованиям Профессионального стандарта: Наименование трудового действия(в соответствии c профстандартом « Педагог») Основные трудовые операции, выполняемые в рамках трудового действия Необходимые для качественного выполнения трудового действия профессиональные знания Необходимые качественного выполнения трудового действия профессиональные умения

2.Формулировка цели профессионального развития Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование в условиях введения ФГОС ДО (пример) Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС (пример) Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС (пример)

3. Самообразование с целью повышения профессионального мастерства Направления деятельности Локальный уровень Муниципальный уровень Региональный/федеральный уровень Изучение научно-методической литературы, документов Консультирование Изучение опыта коллег Участие в деятельности профессиональных методических объединений Участие в проектной, экспериментальной, инновационной работе Участие в профессиональных конкурсах Курсы повышения квалификации, стажировки, переподготовка

4. Распространение собственного педагогического опыта Направления деятельности Локальный уровень Муниципальный уровень Региональный/федеральный уровень Очное представление и обобщение опыта деятельности Наставничество Участие в деятельности сетевых профессиональных сообществ Авторская школа, реализация собственных методик, технологий обучения

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

«Профессиональный стандарт как основа оценки деятельности и профессионального развития педагогов в условиях дошкольной образовательной организации»

Педагог- ключевая фигура в реформе образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится...

Консультация для педагогов"Публичное выступление как ресурс профессионального развития педагогов"

Консультация для педагогов:"Публичное выступление как ресурс профессионального развития педагогов"...

Материал для педагогов и старших воспитателей...

Тема 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И РОСТ
ПЕДАГОГА
«Наиболее важные проблемы, с которыми
мы сталкиваемся, не могут быть решены на
том же уровне мышления, на котором мы
были, когда создавали их»
(А. Эйнштейн)

План лекции:
1.
2.
3.
4.
Категории «личность», «развитие личности».
Понятие о профессионально-личностном
росте педагога.
Этапы и кризисы профессионального
развития.
Стратегии
совладания
с
кризисами
профессионально-личностного роста.

1. Категории «личность», «развитие личности»

В широком значении:
Личность - системное социальное
качество человека, формирующееся в
процессе взаимодействия с обществом
(человек как субъект социальных
отношений и сознательной деятельности).

В более конкретном психологическом
аспекте
личность – саморегулируемая
динамическая функциональная система
непрерывно взаимодействующих между
собой свойств, отношений и действий.
В числе важнейших личностных свойств
обычно рассматриваются: самосознание,
мотивация, способности, характер.

Личность – опосредующее звено, через
которое «преломляются» внешние
воздействия.
«Все в психологии формирующейся
личности так или иначе внешне
обусловлено, но ничто в ее развитии не
выводимо непосредственно из внешних
воздействий» (С.Л. Рубинштейн).

Развитие личности - это в целом
прогрессивные
изменения
(включающие
регресс,
деформации
и
разрушение)
системного качества человека, возникновение
и
развитие
которого
детерминировано
взаимодействием
внешних
обстоятельств
(социальной ситуации и деятельности) и
внутренней
биопсихической
организацией
индивида. Результат этого взаимодействия –
психологические новообразования.

Развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. В этом процессе выделяют:

Периоды
относительно
спокойного,
эволюционного развития. В процессе
эволюционного
развития
возникают
и
накапливаются
противоречия,
которые
приводят к скачку, к переходу на новый,
более высокий уровень развития
Относительно кратковременные периоды,
которые
сопровождаются
кардинальной
перестройкой сложившейся психологической
организации личности – кризисы развития.

Кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими

психологическими
изменениями
Кризисы – необходимый атрибут развития личности,
«ступени восхождения» к личности.
Сущность кризиса – дисбаланс конструктивных и
разрушительных тенденций и форм психической
деятельности.
Кризис детерминирован противоречиями, в процессе
разрешения которых осуществляется прогрессивное
развитие личности.

2. Понятие о профессионально-личностном росте педагога

2. Понятие о профессиональноличностном росте педагога
Прогрессивный аспект развития
Профессиональное развитие -формирование
профессиональной направленности,
компетентности, социально значимых и
профессионально важных качеств и их
интеграцию, готовность к постоянному
профессиональному росту, поиск
оптимальных приемов качественного и
творческого выполнения деятельности
(Э.Ф. Зеер.).

Регрессивный аспект развития - широкий
круг профессионально-личностных
деструкций: профессиональные кризисы,
профессиональная стагнация,
профессионально-личностные деформации
и др.
(Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, Н.С. Глуханюк,
Н.А. Голиков, Н.Н. Малярчук и др.)

Таким образом…

профессиональное развитие –
прогрессивно-регрессивный процесс,
имеющий определенную стадиальность,
сопровождающийся кризисами (и другими
профессионально-личностными
деструкциями), предполагающий
расширение сферы социального,
профессионального и личностного опыта и
приводящий к качественным изменениям
личности.

Основные аспекты развития:
1) Количественный (экстенсивный) «наращивание» личности через расширение
опыта и освоение ролей (проблема «Я и
маска», «Самость и Персона» …)
2)
Качественный (интенсивный) - изменения в
личности – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Количественный аспект развития

Накопление опыта создает необходимую базу для
дальнейшего качественного преобразования личности,
«количество переходит в качество».
Однако гиперидентификация человека со своими
ролями ведет к инфляции личности и утрате
спонтанной связи человека с самим собой, утрате
понимания себя, своих истинных мотивов, ценностных
ориентаций, утрате внутренней согласованности
личности (проблема «Я и маска», «Самость и
Персона», «быть или казаться»).

Качественный аспект развития – профессионально-личностный рост

Основа представлений – гуманистическая
психология («аксиоматическое ядро»
психологических концепций, С. Братченко).
Концепция личностного роста является
логическим продолжением взгляда на человека
в гуманистической психологии и по сути своей
несовместима с подходами, не
доверяющими человеку, исправляющими,
формирующими его.

Базисные установки психологических концепций

Базисная
установка
Природа
человека
Вера
в человека
Основные
представители
Исправление,
компенсация
Классический
фрейдизм
Нейтральная
Формирование,
коррекция
Бихевиоризм,
большинство
подходов
советской
психологии
в
Безусловно
позитивная
Помощь
актуализации
Концепции
К.
Роджерса,
Маслоу
А.
Негативная
Неверие
в человека
Смысл воспитания
Условнопозитивная
Помощь в выборе
в
Экзистенциальный
подход
В. Франкла, Дж.
Бюджентала

Основные ракурсы понимания профессионально-личностного роста:

Рост – актуализация внутренних
ресурсов человека.
Профессиональная деятельность
является одной из важнейших сфер
жизни человека, контекстом проявления
его способностей, то есть –
самоактуализации.
1)

«Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»….

2) Рост как достижение высших уровней
саморегуляции,
как уровень овладения своей личностью как
психологическим инструментом решения
социальных, профессиональных, личностных
задач, как мера «использования» человеком
своих личностных свойств (в русле концепции
личности как субъекта жизнедеятельности С.Л.
Рубинштейна)

3) Рост - обретение и проявление
индивидуальности (своего «лица») в жизни и
профессиональной деятельности.
«Индивидом рождаются, личностью становятся,
индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов).
Достигая смыслового уровня саморегуляции, человек
обретает право и возможность «отстаивать» свою
индивидуальность.
Необходимость «отстаивать» индивидуальность
связана с тем, что человек, обладающий ей, выходит
«за рамки» общепринятых, представлений, правил,
действий.

Кризисы профессионального развития

Кризисы профессионального развития –
непродолжительные по времени периоды
кардинальной перестройки профессионального
сознания, сопровождающиеся изменением вектора
профессионального развития (Э.Э. Сыманюк).
Кризисы профессионального развития изучали Л.И.
Анцифыерова, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов,
А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников.

Основные признаки профессиональных кризисов:
потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение
уровня профессионализма, растерянность, осознание
необходимости переоценки себя, снижение
самооценки, усталость, ощущение исчерпанности своих
возможностей.
Кризисы характеризуются осознанием и ощущением
глубокой неудовлетворенности человека собой, своей
жизнью, своей профессиональной деятельностью

Типология кризисов профессионального развития:

1.
2.
3.
Нормативные кризисы профессионального
развития сопровождают переход от одной стадии к
другой и логически обусловлен процессом
профессионального развития личности.
Ненормативные кризисы, обусловленные
случайным благоприятным или неблагоприятным
стечением обстоятельств.
Сверхнормативные – кризисы самоактуализации,
обусловленные эмоционально-волевыми усилиями
личности.

В китайском языке иероглиф «кризис» состоит из
двух: один из них означает риск, опасность, а
другой – возможность.
Двойственная природа кризиса.
Психологический кризис – не угроза катастрофы, а
скорее вызов, потенциально ведущий человека к
росту. То есть кризис можно рассматривать как
фактор личностного роста.

Таким образом…

профессионально-личностный рост – это
качественный аспект профессионального
развития педагога,
предполагающий актуализацию внутреннего
потенциала педагога, достижение высшего уровня
саморегуляции (самодетерминации) и проявления
индивидуальности педагога в его профессиональной
деятельности.
Особое значение для профессионально-личностного
роста имеют кризисы профессионального развития,
инициирующие динамику роста.

3. Этапы и кризисы профессионального развития (периодизация Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)

профессионального развития
(периодизация Э.Ф. Зеер, Э.Э.
Сыманюк)

Стадия
Психологические
Противоречие,
п/ профессио
особенности
лежащее в
п
нального
профессионального основе кризиса
развития
развития
1.
Складывается
Между
избирательное
профессиональн
Оптация
отношение к одной
ыми
(личностно
или
нескольким намерениями,
еи
профессиям;
способностями
профессио
происходит
личности и
нальное
переоценка учебной объективными
самоопред
деятельности
возможностями
еление и
(меняется
ее их реализации
выбор)
мотивация
в
зависимости
от
профессиональных
намерений); учебнопознавательная
деятельность
сменяется учебно профилированной;
выбирается вариант
продолжения
учебы
Кризис
профессион
ального
развития
Кризис
самоопредел
ения
Психологические
новообразования
Потребность в
жизненном и
профессиональном
самоопределении,
формирование
жизненного плана

№ Стадия
Психологические
п/ професс
особенности
п иональн профессионального
ого
развития
развития
2.
Разочарование
в
Професс получаемой
профессии,
иональн
недовольство
ое
отдельными
образова
учебными
ние
(обучени предметами,
сомнения
в
е в ссузе,
правильности
вузе)
сделанного выбора.
Противоречи
Кризис
е, лежащее в профессиона
основе
льного
кризиса
развития
Психологиче
ские
новообразов
ания
Между
Кризис
Формировани
представлени
ревизии и
е социальноями и
коррекции
профессиона
ожиданиями профессионал
льной
относительно ьного выбора направленнос
учебного
ти,
процесса и
способности и
его реальным
готовности к
содержанием
профессиона
и
льной
организацией
деятельности

№ Стади
Психологические
п/
я
особенности
п профе профессиональног
ссиона
о развития
льного
развит
ия
Противоречие,
лежащее в
основе кризиса
Кризис
профессио
нального
развития
Психологическ
ие
новообразован
ия
Кардинальное
изменение
социальной
ситуации развития:
молодой специалист
приступает к работе
и должен
адаптироваться к
новому коллективу,
освоить новые роли
и
профессиональные
функции в объеме,
необходимом для
деятельности
Между
представлениям
и и ожиданиями
относительно
профессиональн
ой деятельности
и реальной
профессиональн
ой
действительност
ью
Кризис
профессион
альных
экспектаций
«Вхождение» в
профессию и
освоение
профессиональ
ной роли
3.
Профе
ссион
альна
я
адапта
ция

№ Стади
п/
я
п профе
ссион
альног
о
развит
ия
4. Перви
чная
профе
ссион
ализац
ия
Психологические
особенности
профессионального
развития
Противоречи
Кризис
Психологичес
е, лежащее в профессион
кие
основе
ального
новообразова
кризиса
развития
ния
Специалист освоил и
продуктивно выполняет
нормативно
одобряемую
деятельность,
определил
свой
социальнопрофессиональный
статус
в
иерархии
производственных
отношений. При этом
динамика
прошлого
опыта,
инерция
профессионального
развития
вызывают
протест,
Между
Кризис
Обретение
потребность в профессиона
статуса
профессиона льного роста «профессиона
льнола» и
личностном
формирование
росте и
профессионал
отсутствием
ьной позиции
объективных
возможностей
для ее
удовлетворен
ия

№ Стади
Психологические
п
я
особенности
/ профе профессионального
п ссиона
развития
льного
развит
ия
5.
Высококачественное
Втори выполнение
профдеятельности;
чная
способы
ее
профе
выполнения
имеют
ссион
выраженный
ализац
индивидуальный
ия
характер;
есть
социальнопрофессиональная
позиция, устойчивая
профессиональная
самооценка. Личность
«перерастает» свою
профессию,
усиливается
неудовлетворенность
Противореч
Кризис
Психологические
ие, лежащее профессиона новообразования
в основе
льного
кризиса
развития
Между
потребность
юв
карьерном
росте
(должностно
м
продвижении

отсутствием
объективных
возможносте
й для ее
удовлетворе
ния
Кризис
профессиона
льной
карьеры
Обретение
внешних
подтверждений
своего
профессиональног
о статуса
(должность,
зарплата и др.
поощрения)

№ Стади
Психологические
Противоречие,
Кризис
п/
я
особенности
лежащее в
профессион
п профе профессиональног основе кризиса
ального
ссион
о развития
развития
ально
го
разви
тия
6.
Творческий
и
Между
Кризис
потребностью в
социальноМасте инновационный
уровень выполнения профессионально профессиона
рство
профессиональной
й
льной
деятельности,
самоактуализаци самоактуали
потребность
в и и объективными
зации
«обогащении»
возможностями
профессии, желание
ее
делиться
своим удовлетворения
опытом,
передать
его
молодым
специалистам.
Психологическ
ие
новообразова
ния
Формирование
профессиональ
ной репутации,
авторитета и
доверия

№ Стади
Психологические Противоречие,
Кризис
Психологически
п/
я
особенности
лежащее в
профессион
е
п профе профессиональног
основе
ального
новообразован
ссиона
о развития
кризиса
развития
ия
льного
развит
ия
7.
«Заве
ршени
е
профе
ссион
ально
й
деятел
ьност
и»
Необходимость
усвоения
новой
социальной роли и
норм
поведения,
сужение контактов,
снижение
финансовых
возможностей
Между
потребностью в
дальнейшей
самореализаци
ии
ограничением
возможностей в
самореализаци
и
Кризис
утраты
профессии
Нахождение
возможностей
самореализации
в
непрофессионал
ьной сфере
(семья,
общественная
деятельность,
досуг).
Позитивная
оценка жизни и
профессиональн
ой деятельности.
Жизненная
мудрость.

4. Стратегии совладания с кризисами профессионально-личностного роста

4. Стратегии совладания с кризисами
профессионально-личностного
роста
Стресс («дистресс» по Г. Селье) – дискомфорт
личности, связанный с дисбалансом объективных
требований и субъективных возможностей (ресурсов
личности).
Состояние дискомфорта побуждает человека к поиску
«выхода» из затруднительной ситуации.
«Копинг-стратегия» (англ. «cope» – справиться,
выдержать, совладать, 1966 г. Р. Лазарус) - действия
человека, направленных на поиск выхода из
затруднительной ситуации.

Копинг-стратегии (в узком значении) –
осознанное активное поведение человека,
направленное на преодоление стрессовой
ситуации, кризиса развития и
обеспечивающее психологическую
адаптацию в период воздействия стресса и
возможность позитивного влияния на
ситуацию.

Типы копинг-стратегий:

1.Эмоционально-ориентированная – стратегия
совладания с отношением человека к проблемной
ситуации, кризису, стрессу.
Конструктивный способ: переосмысление ситуации,
нахождение в ней позитивных аспектов и
формирование положительного отношения к ней.
Защитный способ: попытки не думать о проблеме,
вовлечение других в свои переживания, желание
«забыться» или компенсировать отрицательные
эмоции с помощью разных «защитных» средств – еды,
алкоголя, наркотиков и др.

2. Проблемно-ориентированная –стратегия действий
человека, направленных на решение проблемы
(предполагает рациональный анализ проблемы,
создание и выполнение плана разрешения трудной
ситуации - самостоятельный анализ случившегося,
обращение за помощью к другим, поиск
дополнительной информации и др.).
Конструктивный способ: решение проблемы.
Деструктивный способ: аффективно-агрессивные
реакции, направленные вовне.

3. Оценка проблемной ситуации –
восприятие ситуации как проблемной,
кризисной, стрессовой и возможности
контролировать ее (изменять в зависимости
от оценки ресурсов личности и внешних
ресурсов).

Включает:
первичную оценку ситуации («что это значит лично для меня?»
– ситуация оценивается как угрожающая, нейтральная или
позитивная);
вторичную оценку ситуации («что я могу сделать в данной
ситуации?» – оцениваются собственные ресурсы и личностные
факторы, такие как эмоциональная стабильность,
психологическая выносливость, умение ставить цель и умение
видеть смысл в том, что делаешь, состояние в момент стресса
и др.),
оценку социальной поддержки («есть ли в моем окружении
люди, которые могут мне помочь?»), «смягчающей» действие
стрессогенных факторов.

При описании копинг-стратегий
необходимо учитывать
одновременно все три аспекта
(компонента) стратегий:
когнитивный, эмоциональный и
поведенческий.

В широком значении:
копинг-стратегии – осознанные и
неосознаваемые, конструктивные и
деструктивные, позитивные и негативные
реакции и действия человека в стрессовой,
кризисной, проблемной ситуации.

Модель копинг-стратегий во время профессиональных кризисов личности

Выявление, анализ, адекватная оценка и
коррекция педагогом своих копинг-стратегий
является важнейшей задачей, поскольку ее
решение позволяет повысить качество
управления процессом профессиональноличностного развития в целом и, в
частности, профессионально-личностного
роста педагога.

Похожие публикации