Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Тема нашего семинара: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ. После НОД - йога в играх

Борисова Екатерина Юрьевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮСШ "Приволжанин"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Виды инновационных здоровьесберегающих технологий.
Дата публикации: 02.03.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детско-юношеская спортивная школа «Приволжанин» г. Казани

Методическая разработка

Виды инновационных здоровьесберегающих

технологий.

Выполнила:

Тренер-преподаватель

Борисова Екатерина Юрьевна

Казань 2016г.

Обосновывая

необходимость

здорового

немецкий

Петенкофер писал: «Не зная настоящей цены здоровья, полученного по наследству, мы

издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого

богатства, тогда появляется у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых людей

превращаемся в больных».

Работая в этой отрасли не первый год, сделала вывод, что начинать закладывать

основы здорового образа жизни надо с раннего возраста, формируя культуру здоровья, а

также необходимо воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья не

только у детей, но и у родителей.

Детский сад входит в государственную систему обязательного всеобщего обучения

здоровья

гигиенического

воспитания.

приоритетным

направлением

деятельности

детского

является

внедрение

инновационных

технологий,

подготавливают

здоровому

здоровьесберегающих

технологий.

посещающих

происходит

формирование здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии и формирование здорового образа жизни заняли

одно из важных мест в образовательном процессе нашего детского сада.

Основные

медико-профилактическая,

физкультурно-

оздоровительная, коррекционная, спортивно-досуговая, образовательная, информационно-

просветительная.

В ДОУ разработана технология здоровьесбережения, задачами, которой являются:

1. Сохранение и укрепления здоровья.

2. Формирование у ребёнка знания, умения и навыков здорового образа жизни.

3. Использование ребенком полученных знаний.

Основные виды здоровьесберегающих технологий, которые наиболее эффективно

раскрывают инновационные формы работы в ДОУ:

1. Технология сохранения и стимулирования здоровья:

ритмопластика;

динамические паузы;

подвижные и спортивные игры;

релаксация;

пальчиковая гимнастика;

дыхательная гимнастика;

гимнастика для глаз;

закаливание;

ортопедическая гимнастика.

2. Технология обучения здоровому образу жизни:

физкультурные занятия;

проблемно-игровые занятия (игротерапия);

коммуникативные игры;

занятия по серии «Здоровье»;

самомассаж;

точечный массаж;

комплекс упражнений на развитие мелкой моторики рук.

3. Коррекционная технология:

сказкотерапия;

технология музыкального воздействия;

психогимнастика;

арттерапия;

технология воздействием цветом.

Расширение

физических

возможно

благодаря

созданию

соответствующих условий в группе и ДОУ, которое обеспечивает подбор физкультурного

оборудования и спортивного инвентаря. Новое и нетрадиционное оборудование, созданное

руками воспитателя и родителей, интересно детям. Они с удовольствием принимают

участие в физкультурно-оздоровительных занятиях.

Физкультурное

оборудование

способствует

развитию

основных

движений

позволяет

расширить

упражнений,

формирующих

совершенствующих

двигательные навыки. Одной из приоритетных задач формирования здорового образа

жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации к такому образу жизни.

Важным направлением является правильно организованная предметно-пространственная

двигательная

предметно-развивающая

существуют

спортивные

оснащены

традиционным,

инновационным спортивным инвентарем, привлекающим глаз ребёнка. У детей появился

интерес к физической активности и спортивный азарт. Интерес вызван нетрадиционной

формой проведения занятий, досуга, развлечений.

информационно-просветительная

родителями,

нацеливает

родительское

внимание

основные

использовании

нетрадиционных методов оздоровительной работы в семье и ДОУ.

Внедрение нетрадиционного оборудования и проведение занятий и развлечений

позволило

улучшить

результаты

оздоровительной

доказывает

диаграмма,

составленная

Наглядно

оборудования

стимулирует

достижения

физкультурно-оздоровительной

деятельности.

Использование инновационных форм в физкультурно-оздоровительной работе

Практическое использование инновационных технологий с детьми дошкольного возраста

технологии

эффективное

средство

приобщения

здоровому образу жизни.

Комплексы

Игровой стрейчинг (стретчинг): комплекс упражнений

Заболеваемость растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины, и при

«молодеет»:

воспитанников

страдают

хроническими

заболеваниями,

патологическую

нарушения

двигательного аппарата.

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто

с детства научился жить в гармонии с собой и с природой, научился управлять своим

способен

реализовать

физические

духовные

способности.

Методика

игрового стретчинга (или, по-другому, стрейчинга) направлена на активизацию защитных

организма

овладение

навыками

совершенного

управления

психоэнергетической

саморегуляции,

развитие

высвобождение

творческих

оздоровительных возможностей подсознания.

Что такое игровой стретчинг?

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире

образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.

Реализа-ция игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и

составляет суть стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или

тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и

суставно-связочного

аппарата

позвоночника,

позволяющих

предотвратить

нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие

на весь организм.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само

Самоманипулирование

медленном,

безопасном

наиболее

эффективно.

исчезают

комплексы,

связанные

физическим

несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас

двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми,

уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие

результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не

только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного

позволяют

выполнять

непростые

физические

упражнения.

Упражнения

направлены

профилактику

различных

деформаций

позвоночника,

укрепление

связочного

аппарата,

формирование

правильной

развиваются

эластичность

координация

движений,

воспитываются

выносливость

старательность.

Типичное занятие игровым стретчингом выглядит так.

Занятие игровым стретчингом «Утенок Кряк»

После ходьбы и разминки дети выполняют упражнение «Зернышко» для подготовки

позвоночника к основной нагрузке.

Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед - вниз, опустив голову, чуть наклонив

туловище.

Раз! – медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище

и прямые руки и не отрывая пятки от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. Два! –

руки через стороны опустить вниз.

«Индеец»,

находятся

выполнением упражнений. (Сесть на пятки, руки положить на бедра, локти развести в

Представить

– Жил-был на большом дворе утенок. Звали этого утенка Кряк. Утенок Кряк очень любил

плавать и купаться и мог целыми днями плескаться в большой луже прямо посреди двора.

Вода в луже всегда была теплая, и лужа была такая большая, что утенку казалось, будто он

отважный капитан, который плавает по океану.

Однажды на двор, где жил Кряк, залетела дикая утка и стала рассказывать, что недалеко

есть чудесное Голубое озеро с чистой и прозрачной водой. Утенку так захотелось увидеть

это озеро, что он решил отправиться в путь и обязательно в нем поплавать.

Занятие игровым стретчингом «Ходьба»

Предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног,

улучшению осанки. (И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки

в упоре сзади – высокий упор. Попеременно тянуть носки на себя, придерживаясь ритма

музыки. Дыхание произвольное.)

Шел утенок, шел и дошел до луга. А трава на лугу высокая, густая – никак не разглядеть

Голубого озера?» Вдруг видит – летит бабочка.

Занятие игровым стретчингом «Бабочка»

Усиливает

внутриполостное

давление,

оказывает

воздействие

брюшной полости. Создавая общее напряжение в ногах и бедрах, стимулирует действие

подкожных нервов.

(И.п. – сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени

развести. Руками обхватить стопы ног, спина прямая. Опустить развернутые колени до

Задержаться

произвольное,

движения динамичные.)

– Эй, бабочка, постой! – закричал Кряк.

– Чего тебе, утенок? – спросила бабочка.

– Милая бабочка, не могла бы ты показать мне дорогу к Голубому озеру?

– Хорошо, – согласилась бабочка, и они отправились в путь.

Но не успели пройти и пяти шагов, как вдруг откуда-то сбоку послышалось шипение, и

прямо перед ними дорогу перегородила змея.

Занятие игровым стретчингом «Змея»

Повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются. В

результате

обильного

позвоночнику

симпатическим

внутренние органы обильно снабжаются кислородом и питательными веществами, что

способствует улучшению их работы. Преодолевается скованность позвоночника и его

деформация. Активизируется работа почек, улучшается мозговая деятельность, нервная

проводимость. Отгибание головы назад способствует притоку крови к миндалинам, что

помогает при простудных заболеваниях, ангинах.

Медленно

поднимаясь

Прогнуться,

насколько

возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот лежит на полу. Задержаться

нужное время. Медленно вернуться в исходное положение. Вдох в первой фазе, выдох во

– Почему вы так шумите и не даете мне отдыхать после обеда? – грозно прошипела змея.

– Извините нас, пожалуйста, госпожа змея. Я ищу дорогу к Голубому озеру, и вовсе не

хотел вас тревожить, – пролепетал испуганный утенок.

– Ладно, повезло тебе, утенок, что я сыта, – проворчала змея и уползла.

Кряк обернулся по сторонам в поисках бабочки, но ее нигде не было видно. Очень

огорчился утенок Кряк и совсем уже хотел повернуть обратно домой, как вдруг увидел

высоко в небе птицу и побежал за ней.

Занятие игровым стретчингом «Велосипед»

Оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета.

Восстанавливает и очищает органы пищеварения.

положить

оттянуты.

Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол. Движение динамичное,

дыхание произвольное.)

– Птичка, ты не знаешь, где Голубое озеро? – как можно громче закричал утенок.

– Отведи меня к нему, пожалуйста!

– Хорошо, утенок, беги за мной, – ответила птица.

И Кряк быстро побежал за летящей птицей.

Занятие игровым стретчингом «Птица»

Растягивает мышцы спины и ног, воздействует на поясничные нервы. Предупреждает

функциональные

расстройства

кишечника,

селезенки.

Улучшает

гибкость

позвоночника

благодаря

максимальной

продольной

нагрузке

Способствует увеличению роста.

(И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги развести как можно шире, носки оттянуть, руки

соединить за спиной «полочкой», спина прямая. Раз! – взмах руками, наклон к правой

ноге, стараемся дотянуться до носка, задерживаемся. Два! – возвращаемся в и.п. Три! – тот

же наклон к левой ноге, Четыре! – и.п. Вдох при взмахе, выдох при наклоне.)

Очень скоро луг кончился, и перед утенком открылось чудесное озеро. Вода в озере была

чистая, прозрачная, и в ней отражалось голубое небо. На берегу сидела большая рыжая

кошка, которая что-то высматривала в воде и не заметила утенка.

Занятие игровым стретчингом «Кошка»

Избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать

мимические мышцы и выражение эмоций.

(И.п. – стать на четвереньки, спина прямая. Раз! – поднять голову, максимально прогнуть

спину. Два! – опустить голову, максимально выгнуть спину. Вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й.)

Кряк подошел к кошке поближе и увидел, что та следит за плавающими в воде рыбками и

хочет какую-нибудь из них поймать.

– Ах ты, хитрюга! – крикнул утенок, схватил лежащую на берегу веточку и бросился к

Занятие игровым стретчингом «Веточка»

Улучшает гибкость позвоночника, способствует увеличению роста. (И.п. – лечь на спину,

ноги вместе, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечьях. Не сгибая колени,

медленно поднять ноги в вертикальное положение, стараясь сохранять носки оттянутыми.

Задержать нужное время. Вернуться в и.п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.)

Когда кошка увидела рассерженного утенка с веточкой в клюве, она так испугалась, что со

бросилась

показалась

поблагодарила утенка за то, что он спас ее с друзьями.

Занятие игровым стретчингом «Рыбка»

Повышает

внутриполостное

давление,

улучшает

проводимость,

мозговую

деятельность. (И.п. – лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях,

ладони положить на пол, на уровне плеч. Раз! – плавно, без рывков, разгибая руки,

поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться

ступнями ног до головы. Задержаться нужное время. Два! – вернуться в и.п. Вдох в 1-й

фазе, выдох во 2-й.)

Кряк вдоволь наплавался в озере и после этого каждый день приходил к своим друзьям

рыбкам. А рыжую кошку с тех пор никто не видел. Рассказывают, что она убежала далеко-

далеко и всем на свете рассказывала про храброго утенка Кряка.

Ольга Сотникова
Использование инновационных здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе ДОУ

Введение

Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья .

Здоровье - это счастье ! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов : биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов , всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью .

«Береги здоровье смолоду » - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми , сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность , другие - смекалку, третьи - воображение и творчество , но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действий, сюжетов, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.

Представление педагогического опыта воспитателя

С 2015 года я работаю над темой : «Использование инновационных здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе ДОУ ».

Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность , при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся , для профилактики заболеваний и оздоровления детей , для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни ». (глава 4, статья 41)

В Уставе Всемирной организации здравоохранения : здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.

На данном этапе введения ФГОС необходима разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции пяти ключевых направлений : социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития и физического развития.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника , пропаганды и обучению здорового образа жизни .

Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования .

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии , без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных , коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника, педагога и родителя.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья , сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование я пришла к выводу , что необходимо отойти от традиционной модели, найти новые формы образовательного процесса и изменить его содержание.

Успешное решение задач по укреплению здоровья ребенка , используя здоровьесберегающие технологии , стало для меня профессиональным интересом. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни , применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии : стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные оздоровительные и народные игры , бодрящая гимнастика, оздоровительный массаж .

Задачи :

Формировать основы личной гигиены;

Формировать потребность к поддержанию своего организма в естественном здоровом состоянии ;

Углубление воздействия на детей с отклонением в состоянии здоровья .

Образовательные :

Сформировать в сознании ребенка чувство неразрывности с природой;

Включить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний , умений, навыков;

Дать элементарные анатомические и физиологические характеристики человека.

Воспитательные :

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье ;

Воспитание культуры здоровья ;

Формирование нравственных качеств : забота об окружающих, родителях, умения во время прийти на помощь и оказать ее.

Основное направление моей работы это :

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ, привитие детям интереса к занятиям по физической культуре, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья ;

Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность;

Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни .

Ожидаемый результат :

Сформированность гигиенической культуры.

Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Индивидуализация физического развития.

Овладение навыками самообслуживания в соответствующих ситуациях.

Повышение педагогической компетентности родителей о факторах здорового образа жизни .

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослых, так и детей.

В течение всего времени в дошкольном учреждении с детьми проводятся мероприятия, направленные на укрепление и расширение знаний о собственном теле, представлений о здоровом образе жизни .

Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением (ежедневно) . Цель : Укрепление работы всех органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, систем желез внутренней секреции и других).

Игровые упражнения с целью профилактики нарушения зрения «В лесу» , «Глазки» , «Утренние часы» , «Качели» (ежедневно) .

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук – лепка из пластилина, перекатывание карандаша между ладонями, «движение и речь» , игры с рисованием, игры с предметами домашнего обихода.

Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок» , «Ежики» , «Воздушный шарик» , «Водолаз» , «Розочка и одуванчик» , «Хомячок» , «Дракон» - это, прежде всего, укрепление здоровья детей . Основа гимнастики – носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Организованная образовательная деятельность по физической культуре (3 раза в неделю) .

Неотъемлемой частью укрепления здоровья детей являются прогулки, проводимые ежедневно с включением подвижных игр.

- Оздоровительный бег (ежедневно) .

Физкультминутки (в малоподвижной ООД) .

Ежедневной гимнастикой после дневного сна укрепляем здоровье детей , создаем условия для систематического закаливания организма, воспитания правильной осанки, гигиенических навыков.

Психогимнастика.

Пропаганда ЗОЖ – беседы с детьми на темы :

- «Мы стремимся иметь здоровые глаза » . Цель : Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Объяснить значение соблюдения правил гигиены.

- «Дорога к доброму здоровью » . Цель : Формировать представление о здоровье , как одной из главных ценностей жизни. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни .

- «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью ». Цель : Формировать представление детей о нитратах, рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью . Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.

- «Витамины укрепляют организм» . Цель : Сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать культуру питания.

Уличная акция «Мы за здоровый образ жизни » , с целью пропаганды здорового образа жизни среди местного населения.

Экскурсия на центральный стадион «Союз» с. Красногвардейского, где дети выступили в роли болельщиков за районную команду по мини-футболу МКОУ ДО ДЮСШ с. Красногвардейского, участвовавших в краевых соревнованиях по мини-футболу.

С целью формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи проводятся как традиционные, так и нетрадиционные формы работы на повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность :

Дни открытых дверей : родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ .

Родительское собрание «Семья – здоровый образ жизни » . Цель : Формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье , мотивации на здоровый образ жизни .

Домашние задания «Игры для здоровья » , «Закаливание – шаг к здоровью » , «Правила гигиены» , «Волшебная еда» , «Готовим вместе» .

Папки-передвижки «Здоровый образ жизни в семье » , наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

Совместные походы и туристические прогулки на природу.

Выпуск газеты для любознательных, любящих своих детей - родителей «Здоровый образ жизни дошкольника » с полезными советами по формированию .

Анкетирование родителей.

Индивидуальные беседы по формированию здорового образа жизни у детей .

Консультации «Движение основа здоровья » , «Здоровый образ жизни в семье » , «Мы за здоровый образ жизни » , «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» , «Чтобы олимпийцем стать нужно сердце укреплять» .

Советы родителям в Газете Красногвардейского района Ставропольского края «Сельская новь» , от 16 сентября 2017 года, № 70, по проведению совместной утренней гимнастики в выходные дни, чтобы не прерывался процесс укрепления физического здоровья детей .

Физкультурный праздник, посвященный 23 февраля «Как Баба-Яга внука в армию провожала» .

Спортивный праздник «Здоровым быть здорово для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, с участием работников ДК «Комсомолец» , тренера-преподавателя МКОУ ДО ДЮСШ по футболу Горяйнова Д. И., учеников МКОУ СОШ №11. Цель данного мероприятия - привлечение родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, развитие интереса к спортивно – массовым мероприятиям, приобщение семьи к здоровому образу жизни , формирование у детей, любви и уважения к родителям.

Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям - это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

зволяет реализовать в образовательной деятельности многие инновационные педагогические идеи и технологии, являющиеся актуальными в связи с процессом модернизации содержания образования Российской школы, в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия», национальной инициативой «Наша новая школа».

В процессе организации информационно-образовательной среды лицея осуществлялась деятельность по информатизации образовательного процесса, а именно:

Создание необходимых информационных условий для осуществления всех видов образовательной деятельности;

Осуществление интенсификации информационного кругооборота между всеми структурами;

Расширение средств информации за счет использования ПК и новых информационных технологий с последующей переориентацией содержания учебных дисциплин;

Формирование компьютерной грамотности и другое.

Были проведены социологические исследования с целью выявления потребностей всех субъектов образовательного процесса, которые показали, что:

Потребности педагогов, прежде всего, связаны с развитием самостоятельной деятельности их учеников; с внедрением в образовательный процесс инфор-мационно-коммуникационных технологий; получением информации из различных ресурсов и т.п.

Для учащихся лицея характерны потребности, связанные с учебной деятельностью, интересами и склонностями: просмотр и прослушивание видео- и аудио- материалов; извлечение информации из Интернета; фиксирование в электронном виде материалов, полученных из фондов медиатеки; взаимодействие с другими учащимися; участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней; организация условий для творческой деятельности; участие в дистанционных всероссийских научно-практических конференциях; дистанционное обучение; подготовка к ЕГЭ.

Потребности администрации связаны, прежде всего, с оптимизацией образовательного процесса, компьютеризацией управленческой деятельности.

Потребности родителей связаны с возможностью оперативно знакомиться с нормативно-правовой документацией, с результатами образования учащихся и участвовать в образовательном процессе с целью создания условий для качественного образования детей.

После выявления потребностей субъектов образовательного процесса, был проведен анализ материально-технических, организационно-содержательных, научно-методических, нормативно-правовых, кадровых условий и разработан плана мероприятий по организации информационно-образовательной среды.

В течение нескольких лет образовательное учреждение оснащалось компьютерной техникой, накапливались электронные информационно-образовательные ресурсы. Возникла необходимость систематизировать ресурсы, определить оптимальные пути использования компьютерной техники в образовательном процессе и в управленческой деятельности. Развитие материально-технических условий напрямую связано с процессами информатиза-

ции образовательного процесса. В лицее работают два кабинета информатики, создан медиацентр. В 2006, 2008 гг. лицей участвовал в конкурсе в рамках национального проекта «Образование» и выиграл гранты по 1 млн рублей. Эти средства были использованы на оборудование видео-пресс-центра, информационно-методического центра по физике и математике, приобретения копиров, принтеров, интерактивных досок. Оборудован компьютерный класс для начальной ступени. Оснащены кабинеты администрации и психологической службы компьютерами, объединенными в единую локальную сеть.

Необходимо было развивать и нормативно-право-вую базу с учетом санитарных правил и норм, связанных с применением информационных и коммуникационных технологий, нормативов оплаты труда и амортизации техники. Было утверждено Положение об информационно-аналитическом центре, определены должностные инструкции сотрудников данной структуры, сотрудников видео-пресс-центра.

Были решены следующие организационные задачи:

Создан и постоянно обновляется единый банк данных, ориентированный на информационные потребности субъектов образовательного процесса;

Создана единая компьютерная сеть лицея;

Налажены контакты с различными организациями сферы образования и информационных услуг (Муниципальный информационно-методический центр, Институт развития регионального образования г. Екатеринбурга, НП «Интеграция» г. Москва, Центр «Эй-дос», вузами, библиотеками и т.д.);

Организовано более тесное взаимодействие с педагогами города через проблемные семинары, конференции;

Организован выход в глобальную сеть Internet из каждого учебного кабинета, зарегистрированы E-mail и сайт лицея.

Был решен ряд задач содержательного блока:

Определены эффективные пути совершенствования образовательного процесса; совершенствования инновационного поля лицея;

Внедрена управленческая компьютерная программа «Директор»;

Установлены 24 учебные программы, 20 электронных учебников, электронный психологический мониторинг;

Организовано дополнительное образование одаренных детей.

Обновление научно-методических условий позволило внедрить в образовательный процесс современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса, организовать использование электронных учебных материалов «Московской циф-ротеки школьного наукограда», авторских электронных учебных материалов Матроса Д.Ш., доктора педагогических наук, профессора, декана факультета информатики ЧГУ, других электронных образовательных ресурсов и осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения; применять в образовательном процессе информационные технологии.1

1 Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 г.г.)». - М., 2002.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий, развитие информационно - коммуникационной компетентности учителя и ученика, совершенствование профессионального мастерства педагогов - вот некоторые факторы, которые способствовали развитию образовательного сообщества, создали условия для адаптации учащихся в информационном обществе.

Технологические достижения не могут принести результата, если педагоги не знают, как их эффективно использовать. Поэтому необходимо было развивать кадровые условия так, чтобы компьютерная техника, компьютерные и Интернет-технологии стали потребностью для педагогов лицея с целью осуществления значимой для учащихся и самих педагогов деятельности. В лицее были проведены курсы повышения квалификации для всех педагогов по теме «Информатизация среднего общего образования». Педагоги лицея прошли курс «Создание электронного учебника» на базе Муниципального информационно - методического центра, курсы «1п1е1».

В заключение отметим, что создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения связано с рядом организационных, технологических и содержательных нововведений, В целом их можно обозначить как инновации, способствующие совершенствованию образовательного процесса: изменение методики обучения, организация доступа к качественным образовательным ресурсам, консульта-

ционная поддержка учащихся, изменение роли учителя, формирование индивидуальных образовательных траекторий обучения.

Литература

1. Вишнякова А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно- коммуникационной компетентности учащихся: Дис. канд. пед. наук. - Оренбург, 2006.

2. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12 .

3. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия ин-новационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.-№ 1

4. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. - Волгоград: Перемена, 2005.

5. Роберт И.В. Информационное взаимодействие в ин-формационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки: Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Вып. 5. - М.: ИИО РАО, 2001.

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М., Школа-Пресс, 2007.

7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 г.г.)». - М., 2002.

В статье рассматривается здороеъесберегающая организация обучения и воспитания обучающихся, и применение новых инновационных методов оздоровления обучающихся в образовательных учреждениях.

Тараканова Валентина Викторовна

кандидат педагогических наук доцент Егорьевского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия, валеологическая грамотность.

Педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий образовательного процесса в ситуации нарастающей экологической опасности, информационных перегрузок и социальных напряжений являются необходимой предпосылкой сохранения

здоровья педагогов и обучающихся. Целостный подход к оценке состояния здоровья и средствам его сбережения наметился еще в античной медицине.

Основоположником разработки здоровьесберегающих технологий в теории и практике медицины, по-

Он исходил из мысли об определяющем влиянии на формирование телесных и душевных свойств человека таких факторов внешней среды как состояние воды, почвы, растительных покровов, воздуха, состава продуктов питания.

Имя Галена, римского врача, может быть поставлено в один ряд с Гиппократом . По мнению Галена, который занимался изучением психического состояния людей, влияние на организм человека неблагоприятной окружающей среды приводит к переутомлению, психическим расстройствам, заболеванию. Поэтому в настоящее время мы находим основания для разработки педагогических технологий здоровьесбережения, т.е. обеспечение здорового образа жизни путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья учащихся, разработка тактики оздоровительных и профилактических мероприятий, соблюдение гигиенических норм и учебной нагрузки.

Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания студентов, предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого-педагогических и медико-экологических основах, направленных на сохранение духовного, интеллектуального, сенсорного и физического благополучия обучающихся ,

Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса в современном образовательном учреждении в условиях повседневного быта молодежи стали предметом специальных исследований, с одной стороны, постоянно увеличивающимися интеллектуальными нагрузками современного образования, с другой - четко выраженной тенденцией снижения здоровья обучающихся.

Анализ данных о состоянии здоровья подростков в различных регионах страны показывает, что количество относительно здоровых юношей и девушек резко снижается уже к окончанию средней школы. Это свидетельствует не только о неблагоприятных условиях жизни и ухудшении экологических условий, но также о совершенно недостаточном внимании руководителей, педагогов учебных заведений к проблеме здоровьесберегающего обучения.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей выпускных классам составляет 18 %, нервно-пси-хические расстройства - 2,8%, нарушение осанки - 46%. Одна из частых патологий школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов до 30-40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети - это будущее поколение нашей страны. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании»

здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики .

Разработка здоровьесберегающих технологий прямо связана с привитием навыков и умений здорового образа жизни, расширением теоретических сведений о здоровье, составляющих его элементах, о жизнедеятельности здорового организма, его отдельных органов и систем, а также мерами профилактики.

Рассмотрим типы технологий:

> Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

> Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттера-пия).

> Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла: такие как «Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркомании), «Приключение в стране здоровья» и т.д.).

> Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в порядке по критерию субъектной включенности обучаемого в образовательный процесс .

Рассмотрим классификацию здоровьесберегающих технологий (табл. 1).

Разработка здоровьесберсгающих технологий должна предусматривать создание условий для обеспечения физического благополучия (обеспечение нормального физического развития и совершенствования телесных функций), духовного благополучия (обеспечение нормальной психической деятельности) и социального благополучия (нормальные условия жизни, исключение социальных стрессов).

Здоровьесберегающие образовательные технологии - можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.

Что же необходимо сделать администрации образовательного учреждения и педагогу, чтобы внедрить здоровьесберегающие технологии в учебный процесс?

2003 г. Приказом Министерства здравоохранения РФ была утверждена Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образова-

Таблица 1

А) по разным подходам к охране здоровья

Название технологии Характеристика технологии

1 Медико-гигиенические. Проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению обучающихся и педагогического коллектива.

2 Физкультурно-оздоровительные. Физическое развитие обучающихся.

3 Экологические здоровьесберегающие. Воспитание у учащихся любви к природе, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии.

4 Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности. Сохранение жизни (охрана труда, защита в ЧС).

5 Здо ровьесберегающие-образо вател ь н ы е. Использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Б) по характеру действия

1 Защитно-профилактические. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

2 Ком пенсаторно-нейтрализу ющие. Йодирование питьевой воды и соли, витаминизация, физкультминутки, физкультпаузы.

3 Стимулирующие. Температурное закаливание, физические нагрузки, приемы педагогической техники и педагогической психотерапии.

4 Психол о го-педагоги чес кие технологии. Психол о го-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

5 Социально адаптирующие и личностно-развивающие. Социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т.д.

6 Организационно-педагогические. Структура учебного процесса.

7 Учебно-воспи тател ь н ы е Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.

тельных учреждений, в которой содержатся основные принципы ее внедрения:

О 1) комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;

О 2) непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

О 3) применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

О 4) реализация мероприятий по повышению двигательной активности, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания .

Приведу пример здоровьесберегающей технологии в учебном процессе школы №12 г. Егорьевска где обучение в начальных классах проводят по методике физиолога В,Ф. Базарного.

При обследовании школьников 1 класса (27 человек) средней школы №12 г. Егорьевск на конец учебного года 2008-2009г. медицинским работником (которые не занимались по методике Базарного), оказалось, что за период обучения у 25% детей ухудшилось состоя-

ние здоровья. У 12,5% школьников оказались изменения опорно-двигательного аппарата, у 12,5% ухудшилось зрение. 19% детей болели в течение года 4 раза, у 11% - обострились хронические заболевания, 17% детей переутомление и 3% детей с врожденной патологией.

Для сохранения и восстановления здоровья детей этого же класса, но в следующем учебном году была выбрана технология раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом В.Ф, Базарным.

Цель эксперимента апробировать здоровьесберегающую технологию и проанализировать динамику развития учащихся в школе.

Учебные занятия в классе проводились в режиме смены динамических поз, для чего использовали специальную мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

Для разминок и упражнений на мышечно-теле-сную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используют схемы зрительных траекторий, расположенных на потолке, и специальные офтальмо-

тренажер «Бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результат упражнений - это развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, зрительно-моторной реакции, в частности ориентации в пространстве, в том числе реакции в экстремальной ситуации. Все эти упражнения занимают не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета. При использовании в учебном процессе технологии раскрепощенного развития детей, оказалось, что показатели здоровья за период обучения у детей улучшились и составили: у 12% - ухудшение состояния здоровья, у 9 % школьников оказались изменения опорно-двигательного аппарата, у 8% ухудшилось зрение, 16% детей болели в течение года 2 раза, 10% детей переутомление и 3% детей с врожденной патологией. Экспериментальные исследования показывают снижение показателей заболеваемости и обострения хронических заболеваний в 2 раза. Незначительно улучшились творческие способности учащихся. Улучшился и психологический климат в детском коллективе. Я считаю, что все эти результаты позволяют рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.

Для профилактики острых респираторных заболеваний, аллергических болезней, снижения частоты обострения хронической патологии органов дыхания, в образовательных учреждениях рекомендуется ультрафиолетовое излучение - для облучения помещений (классы, спортивный зал, столовая и т.д.); с целью охраны психического здоровья и профилактики психосоматической патологии целесообразна организация кабинета психологической разгрузки (видео-аудиоаппаратура, специальная мебель и т.д.). Для повышения резистентности организма обучаемых к бактериальным воздействиям, снижения частоты острых и хронических заболеваний рекомендуется применение фитотерапии (фиточай, травяные сборы и отвары); для общеукрепляющего воздействия рекомендуется проведение профилактической витаминизации в течение учебного года, использование витаминных напитков, адаптогенов растительного происхождения (женьшень и др.);для организации рационального питания учащихся, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта внедрение в образовательных учреждениях принципа щадящего питания . Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности; 3) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. норма - не менее трех;4) наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучаемых;5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами) и т.д.

В настоящее время ведется постоянный поиск новых инновационных методов оздоровления учащихся и студентов в образовательных учреждениях. Одним из инновационных направлений здоровьесбережения является использование натуральных биологически активных препаратов растительного происхождения в качестве средств предупреждения сезонных заболеваний, относящихся к классу так называемых галеновых.

Наиболее важной составляющей здоровьесберегающей деятельности является спортивно-оздоровительная активность.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения, Особые надежды возлагаются на здоровьесберегающую организацию процесса обучения, овладение педагогами эколого-медицинской культурой.

Основное значение в концепции здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды имеет высокий уровень валеологической грамотности педагогических работников .

Утверждение здорового образа жизни, формирование ценностных ориентации на здоровьесбережение в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения и в повседневной бытовой практике возможно в результате применения педагогически обоснованных методов и средств оздоровления, а также медицинской поддержки, включающей мониторинг состояния здоровья, организацию рационального питания, двигательной активности, закаливания, очищения и защиты организма, использования санитарно-гигие-нических и медикаментозных средств здоровьесбережения.

Литература

1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынее-ва. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. -100 с. (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2. Наумкин Б.И. Валеология. - Брянск, 2004. - 112 с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.

4. Яковлева Т.В. О проблемах сохранения и укрепления здоровья школьников. / Здоровьесберегающее образование. - М., 2009. - № 2. -17 с.

Мастер-класс

Русина Елена Владимировна

учитель русского языка ГОУСОШ №1000 г.Москва [email protected]

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Н.В. ГОГОЛЯ

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы при изучении творчества Н.В. Гоголя?

Ключевые слова: проектная деятельность на уроке литературы, проект по творчеству Н.В.Гоголя, этапы проведение проекта, дидактические материалы в поддержку проектной деятельности

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сло-

житься представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

Развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

Формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;

Формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;

Воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие,

Активизация познавательного интереса учащихся;

Формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;

Формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;

Формирование навыков устной и письменной речи учащихся;

Формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.

Формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Главная цель моей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье через физическое воспитание. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Выдающий педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Занятия физкультурой в дошкольном учреждении позволяют детскому организму накопить силы и обеспечить не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие.

Существенной особенностью детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно – психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребёнок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно – двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей развивается внимание и наблюдательность, воспитываются волевые качества, вырабатывается характер.

Недостаток движений плохо сказывается и на состоянии здоровья, и на развитии детей. Физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность – вот в чём нуждается ребёнок, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма и развивающегося детского организма.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы здоровья, гармоничного развития ребёнка.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: меньше играют в подвижные игры, родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей, совсем не заботясь о физическом развитии.

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных здоровьесберегающих технологий.

Острота проблемы состоит в том, что:

Анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого являются ДОУ;

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;

Многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. Основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на физкультурные занятия.

Традиционная система занятий с детьми недостаточно совершенна. Необходимо искать новые формы, методы и приёмы физического развития детей.

Ещё одна цель моей работы: создать условия для формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничного физического развития.

Актуальность выше изложенной проблемы позволяет определить задачи:

  1. Внедрить нетрадиционные приёмы проведения занятий.
  2. Повысить интерес к физкультурным занятиям.
  3. Закрепить технологию выполнения основных видов движений приёмами занимательной физкультуры.
  4. Повысить двигательную активность детей системой физкультурных развлечений.
  5. Развивать гибкость, координацию движений элементами акробатики.

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?

Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения инновационных технологий. Использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно – оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей, способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счёт введения увлекательных форм работы во все части занятий и здоровьесберегающих технологий таких как:

  • Утренняя гимнастика , является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

  • Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
  • Дыхательная гимнастика , проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Она применяется для того, чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а так же выносливость при физических нагрузках. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Ещё древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.
  • Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.
  • Босохождение по массажным дорожкам . Дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, дорожка из капсул от киндер – сюрпризов).
  • Релаксация – упражнения и игровые задания на расслабление. Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное настроение. Релаксация проводится во время заключительной части занятий. Для этого используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
  • Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
  • Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.

Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.

  • Фитонцидотерапия . Фитонциды – это образуемые растениями вещества. Фитонциды чеснока, лука убивают многие виды простейших.
  • Данстерапия (танцевальная терапия) для дошкольников предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей.
  • Ритмопластика. Музыка, игра и разнообразие движений создают благоприятные условия для формирования двигательных, психомоторных функций.
  • Психогимнастика помогает формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями и действиями; умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности; способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния.
  • Цветотерапия (хромотерапия) – это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот – он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.
  • Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов. Эффективность подражательных движений заключается ещё в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Стретчинг – это система статических растяжек.

  • Креативная гимнастика – предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.
  • Игрогимнастика служит основой для освоения ребёнком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки; на расслабление мышц; мимические упражнения.
  • Игротанцы – направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Усвоение детьми навыков движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в разнообразных жизненных ситуациях.

Разнообразие движений в игротанцах даёт возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость воспитанников, что является физической основой красоты тела.

  • Игроритмика – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей.
  • Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно – развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.
  • Партерная гимнастика – это комплекс специально подобранных физических упражнений, основной особенностью которых является то, что они выполняются на полу. То есть партерная гимнастика включает в себя различные упражнения, в положении сидя, лёжа, лёжа на боку, что обеспечивает отсутствие компрессионной нагрузки на суставы.
  • Музыкально – подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
  • Гелиотерапия (в переводе с греческого «солнцелечение») – вид лечения и профилактики, использующий лучистую энергию солнца. Гелиотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм – активирует обменные процессы, укрепляет иммунитет, улучшает приток крови к тканям, нормализует аппетит и сон. Кроме того, солнцелечение способствует закаливанию.
  • Игротерапия – идеальное средство от детских неврозов. Неврозами чаще страдают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Невроз возникает под влиянием жизненных событий, которые оказали на ребёнка отрицательное, травмирующее воздействие. Появление неврозов связано с поступлением в детский сад, в школу, с не сложившимися отношениями ребёнка со сверстниками, учителями, воспитателями.
  • Игры – путешествия. Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить детей, даёт возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть, что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально – двигательной сферы и творческих способностей детей.
  • Весёлый тренинг – это упражнения способствующие координации движения и осанки, дают нагрузку для определённых групп мышц, развивают гибкость, подвижность суставов, улучшают кровообращение. Наблюдение за выполнением упражнений даёт возможность оценить у каждого ребёнка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и тем самым, индивидуализировать объём и количество повторений. Качественно выполнить и запомнить упражнения детям помогают их названия, символизирующие подражание каким – либо действиям различных персонажей из произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев и т. д.

Комплексное использование технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей.

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки;

- в среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу);

- в старших группах – сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

Поэтому используя разнообразные варианты занятий.

Внедряя комплексное сочетание традиционных программ и инновационных технологий в систему занятий физической культурой, получили результаты:

  1. У детей повысился интерес к занятиям.
  2. Увеличился уровень их физической подготовленности, развития физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
  3. Получили развитие психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
  4. Повысился уровень воспитанности нравственных качеств, коммуникабельности;
  5. Укрепилась костно – мышечная система дошкольников.
  6. Положительное психоэмоциональное состояние детей на занятиях благоприятно сказывается на здоровье каждого ребёнка.

Анна Ивановна Якубенко
Реализация здоровьесберегающих инновационных технологий в образовательном процессе для качественного развития дошкольников

Якубенко А. И.

Инструктор по физической культуре

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие ,

прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Процесс реорганизации всей системы образования дошкольного инновационных дошкольного образования , как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка и не может осуществляться без разработки инновационных технологий и их применения на практике.

Здоровье – это бесценное достояние не только отдельного человека, но и страны в целом. По данным всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 10% зависит от системы здравоохранения, на 40 % от экологии и 50% от образа жизни , который формируется самим человеком.

Образовательная среда справедливо считается идеальным каналом для содействия здоровью . Здоровьесберегающий потенциал образовательной среды определяется созданием благоприятных условий для овладения ребенком физической, психологической и духовной культурой.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его. Воспитание валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса предусматривает использование традиционных здоровьесберегающих технологий , таких как :

Комплексы различных закаливающих мероприятий (контрастные ножные ванны, обтирание, умывание холодной и прохладной водой, хождение по дорожкам здоровья , хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, массаж биологически активных точек на кистях и стопах);

Утренняя гимнастика на свежем воздухе, физкультурные занятия, инновационные технологии оздоровления и профилактики (массажеры, тактильные дорожки, ритмопластика) ;

Гимнастику после сна;- дыхательную гимнастику;

Физкультминутки, проведение непосредственно образовательной деятельности в режиме динамической позы;

Пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз;

и другие оздоровительные мероприятия .

Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, стимулирует поиски новых, инновационных психолого-педагогических подходов. На современном этапе развития общества эти процессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования , как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка и не может осуществляться без использования инновационных технологий и их применения на практике.

Обучаем детей приемам самомассажа, используя игровую, сюжетную мотивацию и стихи. Например : «Буратино рисует цветок, елочку, солнышко» (массаж шейных позвонков – наклоны, вращение головой, «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…» (массаж спины : движения пальцами на спине в соответствие с текстом). В частности массаж ушных раковин (аурикулярный массаж) и массаж носа полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью .

С целью оздоровления дошкольников и повышения их активности, образовательная деятельность проводится в режиме динамической позы - периодическая смена позы «сидя» на «стоя» . Длительность «динамической» позы может быть увеличена по желанию ребенка, например, при перебрасывании мяча друг другу.

Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.

Одним из востребованных видов инновационных технологий является интерактивная технология обучения дошкольников , прием интерактивной технологии «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения. Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества , как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у воспитанников умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. В качестве заданий мы предлагаем коллективно выполнить эстафетную игру, где каждый по очереди вносит свой элемент в общую работу. А интерактивная технология «Карусель» внедряется для работы в парах. Воспитатель просит детей договориться, с кем бы они хотели поиграть в паре, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем. Например, при выполнении заданий в круге дети могут двигаться по массажным коврикам.

Применяя в оздоровительной работе логоритмическую гимнастику, мы помогаем ребенку снять напряжение. После долгого сидения кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Используя элементы оздоровительной гимнастики Хатха-йога. Мы укрепляет здоровье каждого ребенка и его иммунитет, повышаем сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время, принимая статичные позы, используя имя животного или предмета, на который похожа поза, такие как : «кузнечик» , «журавль» , «лук» , «кошка» . Но опыт работы в детском саду показывает, что регулярное использование элементов йоги помогает ребенку стать уравновешенным и спокойным, учиться концентрироваться, исправляет осанку, формирует сильное и гибкое тело.

Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах

В последние годы много говориться о воздействии запахов на человека, лучшим источником полезных и гармоничных запахов это растения. Для оздоровления воздуха в групповых комнатах мы выращиваем такие растения, как мирт, розмарин, аспарагусы. Все цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы, они дарят нам ничем не заменимый кислород, создают необходимый психоэмоциональный комфорт.

Технология музыкального воздействия - поддержание здоровья детей используя сочетание двигательных упражнений со звукопроизношением или обычным пением. В процессе звукопроизношения и пения укрепляются голосовые связки, повышается иммунитет. Они прекрасно заменяет дыхательную гимнастику, снимают стресс : например : выполняя упражнение «гуси» - дети наклоняются, вытягивая шею вперед, произносят «ш-ш-ш» , выполняя вертушку руками, проговаривают звук «р-р-р» . Проговаривание или пропевание гласных звуков : например : <А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; <И> – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос; <О> – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем; <У> – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря; <Ы> – лечит уши, улучшает дыхание; <Э> – улучшает работу головного мозга.

Одна из методик, которую мы используем в оздоровительной работе с детьми - это игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые в игровой форме. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. На физкультурной организованной деятельности используются 6 упражнений игрового стретчинга. Они подобраны на укрепление и растяжку всех групп мышц. Например, упражнение «Солнышко» - помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов. Упражнение «Самолёт взлетает» - укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов. Все они выполняются под музыку. Занимаясь игровым стретчингом с детьми, наблюдается, что близкие и понятные детям образы сказочного мира , позволяют ребенку легко выполнять непростые физические упражнения.

Фитбол - нетрадиционное оборудование имеют хороший лечебный эффект. Укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость , повышается подвижность и гибкость позвоночника.

Степ-аэробика – это комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой) . Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус.

В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг» . Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. Степ-аэробика интересна и разнообразна , в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело , прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.

Применяя в оздоровительной работе с дошкольниками инновационные технологии , мы обратили внимание на то , что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными.

Таким образом , использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и инновационных форм работы , закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты. Они ориентированы на индивидуальность ребенка и запросы его семьи, а так же обеспечивает успех на дальнейшие ступени образования .



Похожие публикации