Как стать пилотом коммерческой авиации. Пилоты гражданской авиации: обучение, особенности профессии и обязанности. Где можно получить образование пилота

Как стать летчиком гражданской авиации в 30 лет в России – пошаговая инструкция для тех, кто решил реализовать свою мечту в зрелом возрасте. Где лучше учиться, сколько это будет стоить, и так далее.

В российской авиации возраст в 30 лет считается уже почти непригодным для обучения на летчика. Во-первых, выпускники высших учебных заведений к этому возрасту имеют уже налет, как минимум, 3-5 тысяч часов. К этому возрасту их вводят командирами (КВС), и именно с этой должностью большинство авиакомпаний испытывают сложности. Вторых пилотов можно набирать сотнями, а КВС-ов не хватает.

Соответственно, после обучения российская авиакомпания возьмет на работу с большей охотой второго пилота возрастом 23 года, чем 30-летнего.

Во-вторых, нормы по здоровью в России такие, словно пилоты совершают межгалактические рейсы. И после 30 ситуация со здоровьем ухудшается, а нормы остаются прежними. И если Алексею Кочемасову, который курит «Мальборо» еще могут сделать скидку на медкомиссии, из-за его колоссального опыта, то 30-летнему второму пилоту без налета и опыта просто покажут хрен.

Да и если ВЛЭК пройден, то авиакомпания тоже понимает все факторы риска ухудшения здоровья с возрастом. Какой смысл обучать выпускника на тип и готовить на капитана, если через пару лет его забракуют на медосмотре?

Работа в России

Тем не менее, примеры, когда парни в 30 и даже 35 лет обучались на летчика в России есть. Существуют два пути получения такого образования:

Путь первый . В летных училищах России, например, в Челябинской летной школе «Челавиа». Учат 2 года, стоимость обучения 2200000 рублей, после этого нужно обучиться за свой счет на тип (или где-то устроиться, что сложно) и поступить на заочное отделение в УВАУ или СПбГУ.

Путь второй. Учиться в Европе или США, получить ATPL или даже допуск на тип, затем, если хочется работать в России, еще и окончить заочно университет.

Главное, что нужно уяснить – в России требуют высшее авиационное образование. Иностранные свидетельства пилотов конвертировать сложно, постоянно появляются новости о том, что их скоро аннулируют. Устроиться после 30 сложно.

Однако, если за рубежом потратить около 100 тысяч долларов, получить мощный налет непосредственно на Boeing или Airbus (там же есть услуги по стажировке вторых пилотов), обладать железным здоровьем (без единой статьи в военном билете), затем окончить высшее училище в России, то шансы на трудоустройство есть. Но стоит ли оно того?

Работа за границей

На Западе в пилоты идут не только в 30, но и в 40 и даже 45 лет. Там можно летать со зрением -5. Проверка здоровья минимальная. Качество обучения лучше в сто раз. Поэтому, если хочется стать летчиком гражданской авиации в зрелом возрасте, стоит подумать о полном переезде в Европу или Америку.

В Европе или США люди справедливо считают, что в возрасте человек становится более ответственным. Поэтому там немало случаев, когда мужик после 40 работает еще лет 25, и дослуживается до капитана.

Многие пилоты на Западе летают с плохим зрением и в возрасте

Конечно, это сложно. Язык нужно выучить в совершенстве, и просто свернуть горы. Но зато и перспективы открываются гораздо более высокие.

При обучении на Западе можно получить более дешевую лицензиюCPL, получить инструкторский сертификат, и работать при какой-нибудь авиашколе. А потом, наработав бесплатный налет, уже повышать свое образование (и шансы на трудоустройство).

На Западе не будет кризисов, падения валюты, постоянных сокращений и ужесточения требований медосмотра. Там много внимания уделяется не идиотским формулам, а именно опыту пилотирования, поэтому качество образования в итоге заметно выше.

Также как вариант, можно рассматривать работу в странах СНГ, Китае, Африке и так далее.

В связи с этим обучение за границей в расчете на работу там же намного лучше РФ. И если есть заветная мечта, то ради нее стоит пожертвовать собственным Мухосранском.

Пошаговая инструкция для того, кто хочет стать пилотом гражданской авиации

Вот, собственно, 10 шагов для тех, кто хочет стать пилотом после 30 лет:

  1. Прохождение ВЛЭК (если планируется работать в РФ) и Medical за границей для оценки своих возможностей.
  2. Подготовка английского и минимум 50000 евро (лучше 100000).
  3. Получение лицензии частного пилота PPL .
  4. Получение рейтингов IFR , лицензий на однодвигательный и двухдвигательный самолеты;
  5. Получение CPL (тут можно попробовать устроиться на работу вторым пилотом или на химию);
  6. Получение ATPL ;
  7. Обучение на тип;
  8. Стажировка, налет;
  9. Рейтинги;
  10. Трудоустройство.

Само по себе, инструкция краткая, примерная, и не включает в себя получение лицензий на ведение радиообмена, сдачу английского по уровням ICAO и так далее. В итоге, после подготовки и кучи потраченных денег, у вас будет 770-1000 часов налета, хороший английский, и большие шансы на трудоустройство.

Для работы в России, нужно будет еще окончить ВУЗ по специальности «инженер-пилот».

Учитывая, что это все очень дорого, то есть и еще один путь – получить лицензию частного пилота PPL, купить легкий самолетик, это вылезет в те же 100 тысяч. Или – получить только PPL, да летать в аэроклубе, цена такого обучения будет около 8-10 тысяч евро плюс 100-200 евро за час аренды самолета.

Многие дети и подростки мечтают пилотировать гражданские и военные самолеты. Высокая заработная плата, престижность, романтика полетов в сочетании с возможностью путешествовать по всему миру, являются основной причиной высокой актуальности этой профессии. К кандидатам на поступление в летную академию предъявляются жесткие требования. Помимо большого количества теоретических знаний, данные люди должны иметь должную физическую подготовку. Для того чтобы стать пилотом, потребуется пройти долгий путь и выдержать множество разных испытаний. Для того чтобы получить должность в престижной авиакомпании, недостаточно быть выпускником летной школы. В нашей статье мы предлагаем рассмотреть вопрос о том, как стать пилотом гражданской авиации.

Профессия пилота - очень сложная по самой своей сути

Как стать пилотом в России

К людям, желающим стать представителями этой профессии, предъявляются самые жесткие требования по сравнению с остальными вакансиями на рынке труда. Сам процесс обучения занимает несколько этапов. Желающие научиться летать, должны получить фундаментальную теоретическую базу и пройти множество практических испытаний. На первом этапе человеку, желающему в будущем пилотировать самолеты, необходимо пройти обучение в специальной академии или вузе. Этот шаг позволит получить хорошую теоретическую подготовку. Как правило, большинство профильных лекций посвящаются устройству авиалайнера, правилам использования основных узлов и приборов, а также оказанию первой помощи. По окончании учебного заведения, выпускник получает документ, подтверждающий наличие доступа к коммерческим полетам.

Сертификат коммерческого пилота является первым документом, который потребуется для того, чтобы начать работу в сфере авиации.

Для того чтобы стать представителем гражданской авиации, потребуется практический опыт и повышение квалификации . Как правило, специалистам из данной отрасли приходится тратить по несколько сотен часов на тренировочные полеты. Перед тем как устроиться в авиакомпанию, выпускнику летного училища потребуется пройти медицинский осмотр. Наличие любых заболеваний, связанных со зрением, двигательными реакциями и координацией может стать причиной отказа в дальнейшем трудоустройств е. Важно обратить внимание, что в течение нескольких лет выпускник может рассчитывать только на должность второго пилота.

Стать пилотом пассажирского самолета или командиром экипажа можно лишь после получения определенного практического опыта. Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что получить удостоверение пилотов могут даже выпускники специальных курсов. Однако данного документа будет недостаточно для того, чтобы устроиться в крупную авиакомпанию. Многих людей, желающих стать представителями данной вакансии, интересует вопрос о том, где готовят будущих летчиков. Самый крупный авиационный институт расположен в столице. Помимо этого, существует высшее авиационное училище, расположенное в городе Ульяновске. Жители Северной столицы могут подать свои документы в Университет гражданской авиации.

Процесс отбора претендентов

Как правило, большая часть студентов учится на бюджетной основе. Важно понимать, что стать учеником одного из вышеперечисленных заведений довольно сложн о. Каждому претенденту необходимо пройти строгую медицинскую комиссию. Специалисты, проводящие медосмотр, уделяют повышенное внимание состоянию внутренних органов, среди которых нужно выделить:

  1. Сосудистую систему.
  2. Сердечную мышцу.
  3. Органы дыхания.
  4. Зрительные органы.

Профессия пилота требует огромной выдержки и эмоционального напряжения

Некоторые медицинские специалисты уделяют внимание состоянию вестибулярного аппарата и показателям артериального давления. Ученики летного училища проходят подобные обследования на каждом из этапов обучения . Обучение на пилота гражданской авиации в России может окончиться, если врачи выявят заболевания, препятствующие управлению воздушным транспортом. Следует понимать, что каждый летчик проходит подобную медкомиссию перед очередным рейсом. Данное требование объясняется тем, что представитель рассматриваемой профессии несет ответственность не только за собственную жизнь, но и за жизнь клиентов авиакомпании.

Детали обучения

Как мы уже говорили выше, учебный процесс состоит из двух этапов: теории и практики. На первом этапе ученики осваивают строение и комплектацию пассажирских лайнеров. Особое внимание уделяется изучению возможностей данной категории транспортных средств. Студенты вузов должны в обязательном порядке освоить базовые основы метеорологии, аэродинамики и конструкции моторов. Отдельная часть теоретической подготовки посвящена управлению транспортным средством. Практическая часть учебного процесса включает в себя следующие этапы:

  1. Тренировки на специальных тренажерах.
  2. Прыжки с парашютом.
  3. Правила оказания первой помощи.

Помимо этого, студенты будут изучать иностранные языки. Это необходимо для того, чтобы работать на международных рейсах.

Могут ли девушки поступить в летное училище?

Процент представительниц прекрасного пола, желающих освоить данную профессию, значительно ниже количества претендентов мужского пола. Здесь нужно отметить, что к девушкам предъявляются более жесткие требования . Некоторые из вышеперечисленных заведений отказываются принимать на свои курсы женщин. При отсутствии возможности поступить в летное училище, рекомендуется попробовать записаться в летную школу. Следует обратить внимание на тот факт, что итоговый результат зависит от личностных качеств, уровня теоретической подготовки и целеустремленности конкретного человека.


Летчики регулярно проходят мед. комиссии, а также перед полетом их осматривает врач

Что делать выпускникам

Обучение пилотов гражданской авиации – длительный и сложный процесс. Далеко не все студенты, поступившие в летное училище, получают профессиональный диплом. Следует отметить, что выпускники вузов имеют низкую востребованность на рынке труда. Это объясняется тем, что молодые люди редко подходят к исполнению своих профессиональных обязательств с должной ответственностью. Помимо этого, необходим практический опыт, который отсутствует у выпускников. На этом этапе человек может получить лишь должность второго пилота в бюджетной авиакомпании. Чтобы получить эту должность, потребуется пройти конкурсный отбор, в котором принимают участие сотни претендентов.

Многие специалисты в рассматриваемой сфере рекомендуют выпускникам летных училищ не торопиться с трудоустройством. На этом этапе более целесообразно заняться повышением собственной квалификации. В первую очередь потребуется пройти все испытания, необходимые для получения летной лицензии. Свободное время необходимо тратить на наработку часов полетов. Как правило, крупные авиакомпании выбирают тех претендентов, которые имеют в своем багаже не менее двух лет практического опыта.

Самым сложным этапом для молодых специалистов является получение практического опыта. Далеко не каждый человек имеет собственный аэродром и лайнер для тренировочных полетов. Желающим получить практический опыт необходимо обратиться в специальные компании, которые предоставят небольшой лайнер на арендной основе. Важно понимать, что этот процесс требует капитальных вложений денежных средств. Арендатор должен оплачивать не только процесс использования летного средства, но и его содержание.

Можно ли стать пилотом без образования

Многих людей интересует вопрос о том, как стать пилотом Аэрофлота с нуля. Для того чтобы получить должность командира экипажа воздушного судна, потребуется потратить не менее десяти лет на обучение. Большая часть этого отрезка времени будет потрачена на обучение в вузе. Однако вышеописанный способ является не единственным вариантом стать пилотом гражданской авиации. На территории России действует несколько аэроклубов, где можно пройти обучение на коммерческой основе. Ученики подобных заведений проходят несколько этапов обучения.

На первом этапе претенденту необходимо ознакомиться с теорией и пройти несколько практических тестов. Люди, закончившие эту ступень обучения, получают сертификат летчика-любителя. Наличие этого сертификата позволяет совершать полеты на небольших самолетах. На следующем этапе, выпускники получают допуск к коммерческим полетам. Данный вид лицензии позволяет управлять небольшими лайнерами, которые летают на незначительные расстояния. Для того чтобы получить лицензию, позволяющую управлять любыми самолетами, необходимо окончить третий этап обучения.

Довольно интересен тот факт, что ученики летных школ имеют больше практического опыта в сравнении с учениками вузов. Именно поэтому данные специалисты более востребованы среди крупных авиакомпаний. Важно понимать, что обучение в аэроклубе и оформление всех лицензий потребует крупных денежных затрат . Выбор этого варианта более целесообразен, если человек планирует устроиться на работу сразу же после получения всех документов. Выпускники подобных заведений востребованы как в бюджетных, так и крупных авиакомпаниях. Этот факт объясняется статистикой, которая свидетельствует о том, что количество летчиков, уходящих на пенсию, значительно превышает число людей, что трудоустраиваются в авиакомпании. Недостаток профессионалов на рынке труда приводит к повышенному спросу на выпускников частных учебных заведений.


Отличные зрение и слух, прекрасный глазомер, безупречное психическое здоровье, хороший вестибулярный аппарат - это еще не полный список предъявляемых к пилотам требований

Как стать пилотом «Аэрофлота»

Рассматривая вопрос о том, что нужно, чтобы стать пилотом, необходимо уделить внимание процессу обучения в школе «Аэрофлота». Данная организация является самым крупным отечественным авиаперевозчиком, которая открыла собственную школу. Сотрудники авиакомпании самостоятельно разработали программу подготовки кадров. Стать учеником данной школы могут лишь те претенденты, что имеют коммерческую лицензию . Первый этап обучения проходит на базе ульяновского училища. После этого потребуется пройти несколько испытаний, чтобы получить документ международного образца.

Средняя продолжительность обучения в школе аэрофлота составляет около восемнадцати месяцев. Стоимость подобных курсов составляет около двухсот тысяч рублей. Студенты могут воспользоваться специальным кредитом. В этом случае, выпускнику предстоит отрабатывать свое обучение в течение пяти лет. Ежемесячно с зарплаты работника будет списываться около тридцати тысяч рублей.

Обеспеченные граждане могут пройти ускоренный курс профессиональной подготовки, стоимость которого составляет около семисот тысяч рублей. Примерно половину от этой суммы летчик должен оплатить самостоятельно. Далее можно воспользоваться специальным кредитом от авиакомпании. В летной школе используются лайнеры Diamond Aircraft, что являются легкими самолетами с двумя двигателями. Перед тем как приступить к настоящим полетам, ученикам предстоит провести немало времени в специальных тренажерах.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели вопрос о том, как стать летчиком. Стандартный процесс обучения занимает около десяти лет. Для того чтобы пройти ускоренный курс обучения, потребуется потратить довольно крупную сумму на обучение в частной школе. Однако итоговый результат позволяет в течение короткого отрезка времени окупить все финансовые вложения.

Пилот – профессионал, который управляет летательным аппаратом. На такого человека возлагается громадная ответственность: доставка груза в целости и сохранности, сохранение транспортного средства и жизни пассажиров и экипажа. Давайте узнаем, как стать пилотом гражданской авиации и, какими качествами должен обладать кандидат.

Профессия пилота обладает множеством плюсов: достойно оплачивается, имеет высокую востребованность, но при трудна в исполнении и требует серьезной подготовки. Пилоты контролируют работу сложнейших устройств, а умеют взаимодействовать с коллегами, управляющими другим воздушным судном. Если пилот растеряется или ошибется в какой-то мелочи, то это может повлечь за собой необратимые последствия.

Главными членами экипажа являются главный пилот и второй пилот, частично выполняющий обязанности первого. Второй пилот обязан заменить главного пилота в тех случаях, когда это необходимо. Кроме того, помощник обязан знать строение самолета и вместе с главным пилотом изучить маршрут до рейса.

Требования к будущим летчикам

Чаще всего места в ВУЗах – не бюджетные, то есть платные. Несмотря на это попасть туда вовсе не так просто, как кажется. Чтобы хорошо пройти медкомиссию, важны такие условия:

  • Отсутствие сердечных заболеваний;
  • Отсутствие болезней и отклонений легких;
  • Отсутствие проблем с сосудами;
  • Отсутствие гипотонии и гипертонии;
  • Нормальный вестибулярный аппарат;
  • Идеальное зрение (единица);

Медкомиссию проводят на каждом курсе и, если показатели здоровья падают, студента могут отчислить. Также медкомиссию организуют и после завершения обучения, перед каждым вылетом на летательном аппарате.

Так как пилот отвечает не только за свою, но и за сотни чужих жизней, он должен поддерживать здоровье на максимальном уровне, причем постоянно.

Обучение профессии летчика гражданской авиации

Будущие пилоты понимают, что их обучение начнется не с полетов на самолете, а с изучения «внутреннего мира» самолета – строения воздушных средств. Для полного изучения проводят курсы:

  • прохождение способов использования воздушного транспорта;
  • теоретическое и практическое управление воздушным средством;
  • чтение карт и маршрутов;
  • метеорология;
  • аэродинамика;
  • механизм двигателей;
  • обучение прыжкам с парашютом;
  • изучение первой помощи и базовых медицинских умений;
  • изучение иностранного языка для иностранных рейсов.

Дополнительно на практике студенты упражняются на тренажерах, симулирующих реальные полеты.

После обучения не все компании принимают работников без опыта. Чтобы суметь работать в авиакомпании, нужно нарабатывать часы полетов и после получить специальную лицензию пилота. Чаще берут курсантов, практиковавших полеты хотя бы пару лет.


Наверное, не найдется таких людей, кто имел бы собственный самолет и взлетную полосу. А ведь для практики необходимо именно это!

Для таких целей существуют учебные организации, которые «напрокат» предоставляют в пользование самолеты и взлетные полосы. Конечно, стоит это недешево, ведь постройка и содержание требуют больших затрат – топливо, ремонт и уход за воздушными судами.

Как стать летчиком, не получая при этом специального образования? Не все хотят шесть лет учиться в академии гражданской авиации, а затем упражняться на тренировочных площадках. Это интересует тех, кто получил высшее образование другого профиля и желает стать пилотом «Аэрофлота» с нуля, но не имеет возможности отучиться. Специальные аэроклубы предоставляют шанс за деньги пройти обучение и приобрести лицензию (к примеру, авиационная школа «Аэрофлота»). В обучении летчиков есть несколько этапов:

  1. Сначала ученик получает любительский сертификат летчика, с которым можно летать (например, с родными и друзьями), но не работать;
  2. На втором этапе присваивается звание «пилот коммерческой организации», которое разрешает вылетать на краткие рейсы, управлять малыми самолетам с единственным двигателем;
  3. После завершения третьего этапа присваивают звание линейного пилота, который вправе управлять любым самолетом.

Специалисты, обученные таким способом, практикуются в два-три раза больше, чем студенты, а поэтому их чаще берут на работу сразу после обучения.

Студенты обучаются разное количество времени в зависимости от цены и уровня подготовки, а также престижности учебного заведения. В последнее время сроки обучения сокращают практически втрое и ставят цель – обучить пилота самому главному, игнорируя второстепенное. Поэтому нынешние пилоты становятся скорее операторами, чем пилотами гражданской авиации.

Стоимость обучения и зарплата пилота гражданской авиации в России

Обычно обучение в аэроклубах обычно стоит около 20-30 тыс. долларов, иногда на обучение предоставляется кредит, однако в этом случае чаще всего придется отрабатывать его в авиакомпании. Некоторые компании предлагают ускоренные курсы, подготовки, однако он стоит еще дороже 80-100 тыс.

Также существуют варианты с первичным взносом, после которого на остаток предоставляют кредит. Учитывая, сколько получает пилот гражданской авиации в России (от 200 тысяч рублей), закрыть займ получится быстро.

Лучшие российские ВУЗы

Красноярский филиал СПбГУ ГА

ВУЗ основан в 2009 году на базе Красноярского технического колледжа гражданской авиации. Студенты получают здесь среднее профильное образование по двум специальностям. Университет предлагает четыре факультета: управления воздушным движением, радиотехники, летной эксплуатации летательных аппаратов и организации воздушных перевозок.

Учеба происходит как на бюджете, так и по договору. Учащиеся практикуются на специальных тренажерах, напоминающих воздушный транспорт.

Московский авиационный институт (МАИ)

Построен в 1930 году, популярен у «технарей». Специалистов подготавливают на специальной технике – самолетах, вертолетах, ракетах, авиониках и радиолокациях. Будущие пилоты практикуются на аэродроме института гражданской авиации (единственном среди остальных учебных заведений).

Летное училище гражданской авиации в Москве имеет небольшой проходной балл (относительно других учебных заведений), а бюджетных мест представлено достаточное количество.

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации

Построен чуть раньше Бугурусланского училища, в 1935 году. Учебное заведение готовит бакалавров со специальностью второго пилота и специалистов по эксплуатации авиалайнеров и организации полетов. Присутствует тренировочный комплекс.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Основан в 1955 году и с тех пор выпустил 50 тыс. пилотов и иных специалистов. Студенты получают квалификацию «инженер-пилот». Программа глубоко изучает навигацию и новые способы вождения самолета. Также университет предоставляет специальные тренажеры для летчиков-штурманов и диспетчеров.

Итак, как стать пилотом самолета? Эта профессия сложная и требует собранности и ответственности, поэтому управлять таким транспортом сможет только здоровый психически и физически человек – имея проблемы со здоровьем, летчиком не станешь.

Если ребенок с детства мечтает в будущем стать летчиком гражданской авиации, то он должен закаляться, развивать свою силу и выносливость, хорошо учиться, и тогда мечта станет реальностью!

Работа в авиации - стратегически важная отрасль, тесно связанная с космонавтикой и вооружением. Ещё со времён СССР наши пилоты считаются одними из лучших в мире. Их с радостью ждут на работу даже зарубежные кампании, однако далеко не каждый летчик сможет этой возможностью воспользоваться. Кого-то остановят требования к здоровью, других - знание языка.

Работа в аэропорте - это просто красиво

Востребованность кадров в авиации

Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации.

Работа в авиации сопряжена с огромной ответственностью, что прямо влияет на оплату труда. Зарплаты пилотов и бортпроводников занимают лидирующие позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых специальностей. Рабочих мест в отрасли не так много, эта сфера ждет настоящих энтузиастов, готовых на всё ради неба.

Профессии в гражданской и военной авиации

Обычно работа в гражданской авиации ассоциируется с пассажирскими перевозками, но это далеко не всё. «Гражданка» совершает коммерческую транспортировку грузов, задействована в сельском хозяйстве, совершает срочные рейсы в медицинских целях. Обучение будущих летчиков, авиационные выставки, подготовка парашютистов и тушение пожаров также остается за кадром.

К счастью, работу военной авиации россияне наблюдают только на Параде Победы 9 мая. В остальном, деятельность ВВС засекречена либо происходит на летных полигонах вдали от населенных пунктов. Военная авиация — это и разработка новых машин, и подготовка кадров, и боевые действия.

Работа в небе

1. Пилот гражданской авиации

Командир корабля отвечает за безопасность рейса, сохранность воздушного судна, жизни пассажиров или ценные грузы. Летчики отлично подготовлены физически, морально и умственно. В экстренной ситуации они должны уметь оценить риски и возможности самолета, принять быстрое и правильное решение. Для этого нужен опыт и доскональное знание машины, на которой летаешь.

Не менее важен и второй пилот. Согласно должностной инструкции, вся подготовка полета лежит на нем: узнать маршрут, погоду, проверить исправность приборов. Слышали истории о попадании птиц в двигатели самолетов? Чтобы такого не случалось, второй пилот проверит еще и орнитологическую обстановку в районе. Так что обязанностей у него не меньше.

Зарплата пилота начинается от 150 тысяч рублей. Сумма зависит от летных часов, престижа авиакомпании и отрасли авиации, где летчик работает. Однако самолет никто не доверит новичку. Чтобы сесть за штурвал машины, нужно не менее двух лет практики полетов, которую можно приобрести во время обучения в летном училище либо на тренировочных полигонах.

2. Летчик военной авиации

Пилоты военной авиации — сверхлюди. Они выдерживают изматывающий график, постоянные физические и моральные перегрузки, знакомы с техническими характеристиками всех известных воздушных машин, с радиотехникой, эхолокацией, могут при необходимости починить самолет самостоятельно.

Предположительно, летчик военной авиации зарабатывает от 100 тысяч в месяц, но точные данные не афишируются. Но не стоит идти в военную авиацию России ради хорошей зарплаты и достойной пенсии. Работа трудная и опасная. Вас ждут постоянные переезды, регулярные командировки в удаленные уголки страны и огромные нагрузки. Пожалуй, этот труд только для настоящих патриотов и смельчаков.

3. Летчик-испытатель

Летчик-испытатель — очень редкая профессия. Сюда попадают только самые опытные, но и им еще приходится доучиваться! Обязанности этого пилота — тестировать новую технику и помогать авиаконструкторам ее дорабатывать. Вторая зона ответственности — обучение экипажа военного воздушного судна.

«Лётчик-испытатель постоянно "не помнит", что может не вернуться из полёта - Он "знает это". В ином случае работать качественно не смог бы» .

Заслуженный лётчик-испытатель РФ  С. Н. Тресвятский

Летчиков испытателей обучают всему, что связано с новшествами авиационной отрасли. Иногда выпускники даже пишут настоящую дипломную работу, прежде чем приступить к обязанностям.

4. Бортпроводник

В стюардессы и стюарды тоже возьмут не каждого. К внешности юношей и девушек предъявляют довольно суровые требования. Человек, от которого зависит безопасность пассажиров в экстренной ситуации, должен располагать к себе. Работодатели смотрят на рост, вес, наличие дефектов внешности, вроде шрамов, чистоту речи и приятный внешний вид. Также необходимо владеть английским языком.

Стать стюардессой мечтают тысячи девушек, но требования к ним очень строги

Работа бортпроводника - встретить пассажиров, помочь им разместиться в салоне, заботиться о них во время полета и проводить после его окончания. Стюардессы должны уметь сразу заметить опасную ситуацию и организовать слаженные действия пассажиров. Также в их обязанностях - оказание первой помощи при необходимости. Почитайте истории о приеме родов во время полета, чтобы понять, о чем идет речь. Зарплата бортпроводника начинается от 40 тысяч рублей в месяц. Опытные стюардессы получают в 2-3 раза больше.

5. Бортинженер

Самолет — сложная конструкция, в ней выверено буквально все: форма, размер, материалы, мощность, искусственный интеллект, работа приборов, шасси и топливной системы. Чтобы судно была исправно, необходим человек, который будет заботливо за ним следить. Это зона ответственности бортинженера.

Бортинженер может как сопровождать борт в полете, так и ждать его на земле в аэропорте. Зарплата этих специалистов начинается от 40 тысяч рублей, а работать они могут как в гражданской, так и в военной авиации.

Работа на земле, связанная с небом

1. Диспетчер аэропорта

Что для нас просто бескрайнее небо, для диспетчера четко спланированные воздушные трассы. Как развязка на скоростном шоссе. Специальность, требующая огромной усидчивости, внимательности и собранности. Авиадиспетчер координирует маршруты самолетов в небе и на земле. Ошибка в указаниях пилотам чревата страшной катастрофой. Под руководством диспетчерской также идет взаимодействие воздушного судна и аэропорта.

Авиадиспетчеры зарабатывают 60 тысяч в месяц. Также они могут рассчитывать на очень хороший соцпакет (льготы, привилегии). Например, после пяти лет работы, сотрудник диспетчерской службы может раз в год полететь в любую точку мира бесплатно. Работа тяжелая, потому диспетчеры редко трудятся больше 36 часов в неделю, а каждый два часа в их графике предусмотрен небольшой перерыв.

Опытный авиадиспетчер может раз в год полететь в любую точку мира бесплатно

2. Авиаконструктор

Одна из очень насыщенных междисциплинарных специальностей. Физика материалов необходима для разработки сплава, из которого создадут воздушное судно. Законы аэродинамики предадут машине оптимальную форму. Радиотехника займется точными приборами, без которых пилоты и диспетчеры не смогут управлять самолетом. Даже айтишникам есть, чем заняться: автопилот и аппаратура аэропорта помогают людям не допустить ошибок в их трудной и ответственной работе.

Разработки для гражданской и военной авиации не сильно отличаются друг от друга. Потому скорее всего авиаконструктор столкнется с военной тайной. Согласно статистике портала trud.com, большинство вакансий для авиаконструкторов находятся в Москве, а зарплата специалистов колеблется в пределах от 50 до 100 тысяч рублей.

3. Персонал аэропорта

В больших аэропортах, вроде Домодедово, трудятся более 10 000 человек! Это многочисленный обслуживающий персонал для людей и машин. О существовании большинства работников аэропорта средний пассажир даже не догадывается.

Есть специалисты, которые следят за транспортировкой грузов и пассажиров. Также аэропорты стабильно нуждаются в водителях, операторах оборудования, управленцах. Отдельная большая группа людей обслуживает посадочные полосы. Они должны быть свободны, исправно освещены сигнальными огнями, очищены от грязи и наледи.

Согласно информации на сайте Домодедовского аэропорта, для трудоустройства в аэропорт не обязателен опыт работы, и на некоторые специальности, например инженера хозяйственного обслуживания территории, можно устроиться сразу после окончания школы - всему необходимому вас обучат на месте.

Заработная плата сотрудников аэропорта начинает от 35 тысяч рублей для тех, где не требуется высшее или средне-специальное образование и почти не имеет верхней планки.

Куда пойти учиться: авиационные вузы и летные училища

Сгруппируем все около авиационные специальности по интересам: хочу летать, хочу конструировать летную технику хочу работать в аэропорте. Погнали!

Хочу летать

Чтобы стать пилотом, не обязательно получать высшее образование. Вполне хватит и средне-специального. Мест, где может пройти обучение гражданский пилот, не так много, обычно это авиационные училища. Обучение в колледже занимает меньше времени, чем в вузе.

Специальность Ссузы
25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов

Краснокутское летное училище гражданской авиации;
Сасовское летное училище гражданской авиации;
Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского;
Бугуруслансское летное училище им. героя Советского Союза П.Ф. Еромасова.

25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Краснодар);
ВА МТО им. А.В. Хрулева

Пилотов с высшим образованием выпускает всего пара-тройка авиационных университетов по всей стране.

Как стать бортпроводником? Это вообще можно сделать после 11-ти классов школы. Обучение на стюардессу или стюарда — это короткие курсы на базе авиакомпании или учебного центра аэропорта. Лучшие варианты — Аэрофлот, Внуково, Домодедово и Школа бортпроводника Airschool.

Хочу создавать летательные аппараты

Авиаконструкторов всех возможных профилей готовит главный авиационный университет страны - МАИ. Но это не единственное место, где можно получить нужное образование.

Специальность Вуз Профессия
24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика МГТУ им. Баумана,
МАИ,
ЮурГУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ОмГТУ
Инженер стартовых комплексов, специалист по IT-системам, инженер-конструктор ракетных комплексов, космонавт
24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика МАИ,
ТГУ
Инженер по навигации, инженер по управлению воздушным движением, инженер-испытатель систем управления летательными аппаратами
24.03.04 Авиастроение МАИ,
КАИ,
УлГУ,
УГАТУ, Университет Дубна
Авиадиспетчер, авиационный инженер, авиационный техник, военный лётчик, инженер-аэродинамик
24.03.05 Двигатели летательных аппаратов МАИ,
КАИ,
РГАТУ им. П.А. Соловьева,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, УГАТУ
Инженер по авиационным двигателям, инженер по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, инженер-испытатель двигателей летательных аппаратов, инженер-конструктор двигателей летательных аппаратов, инженер-механик по двигателям летательных аппаратов
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов МГТУ им. Баумана,
МАИ,
ЮУрГУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, ОмГТУ
Инженер-конструктор авиационной и ракетно-космической техники, инженер-конструктор крылатых ракет, инженер-конструктор скоростных подводных аппаратов, инженер-проектировщик наноспутников
24.05.02 Проектирование авиационных и ракетных двигателей МГТУ им. Баумана,
МАИ,
КАИ,
ЮурГУ,
ПНИПУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, РГАТУ им. П.А. Соловьева, УГАТУ,
ОмГТУ
Инженер-конструктор, инженер жидкостных и ракетных двигателей, инженер-летательных аппаратов, инженер-программист, специалист по IT-системам
24.05.07 Самолето- и вертолетостроение МАИ,
НГТУ им. Р.Е.Алексеева, КАИ,
ЮФУ
Авиаконструктор, авиационный инженер, инженер-исследователь в области авиастроения, инженер-механик, специалист по сертификации авиационной техники

Хочу управлять полетами

Если ваша мечта - работа в аэропорте, то выбор профессий огромен. Например, есть профили, которые готовят профессиональных управленцев для авиации.

Специальность Вуз Профессия
24.03.02 Системы управления движением и навигация ИТМО,
МАИ,
ГУАП,
ПНИПУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева
Инженер по управлению воздушным движением, специалист по эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, инженер по навигации, специалист по навигационному оборудованию, специалист по технической поддержке и обслуживанию систем управления движением
24.05.04 Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники МГТУ им. Баумана Авиационный инженер, авиаконструктор, слесарь-сборщик авиационных приборов, авиадиспетчер, авиационный техник
25.03.03 Аэронавигация МГТУГА, СпбГУГА Авиаменеджер, лётный директор авиационного предприятия, менеджер по авиаперевозкам, инспектор по авиационной безопасности
25.03.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов СПбГУГА Инженер по безопасности транспортной сети, инженер по организации перевозок и управлению на транспорте, инспектор по авиационной безопасности, специалист по сервису на транспорте

Хочу получить работу в аэропорту без профильного образования

Список вакансий административного персонала также предлагает множество вариантов, где профильное образование не требуется. Стать ближе к авиации можно сразу после школы после обучения на месте, во время которого аэропорт обычно выплачивает стипендию.

Как познакомиться с профессией ближе?

Работа в сфере авиации потребует от вас большой самоотдачи. Чтобы не испытать разочарование от обманутых ожиданий, выбирайте профессию вдумчиво. Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут познакомиться с авиацией лучше.

1. Виртуальные симуляторы и видеоигры
Приобщиться к работе пилота можно на примере симуляторов полета. Самые популярные видеоигры - серия Microsoft Flight Simulator для будущих пилотов гражданской авиации. Военная авиация представлена в IL-2 Sturmovik и Digital Combat Simulator .

2. Фильмы
Фильмов про авиацию снято превеликое множество. Советскому кинематографу есть, что рассказать о героях Великой отечественной войны: “В бой идут одни старики”, “Ключи от неба”, “Повесть о настоящем человеке”. Современные картины о сложностях профессии пилота - “Экипаж”, “Чудо на Гудзоне”, “Призрак”.

Кадр из фильма “Чудо на Гудзоне”. В главной роли Том Хэнкс.

3. Книги
Самые достоверные книги про летчиков — это, пожалуй, их автобиографии. Например, “Воспоминания военного летчика” Степана Микояна. Художественная литература с подробным описанием жизни аэропорта и захватывающим сюжетом — романы Артура Хейли. «Аэропорт» и «Взлетно-посадочная полоса 08» не оставят равнодушными даже тех, кто не собирается связать свою жизнь с авиацией.

4. Экскурсии
Аэропорты и авиакомпании тоже заинтересованы брать на работу энтузиастов, потому проводят экскурсии, чтобы познакомить будущих сотрудников с их местом работы. Например, в учебном центре Внуково школьникам не только расскажут об истории аэровокзала, но и покажут работу персонала изнутри и дадут испытать свои навыки пилота на тренажере самолета Ту-154.

Многие люди, влюблённые в небо, пытаются покорить его необъятные просторы. Как стать пилотом-профессионалом? Это непросто. Однако выдержка, сила воли и огромное стремление идти вперёд позволят любому человеку обучиться этой нелёгкой профессии.

Российское законодательство даёт право выдавать лётные допуски по трём категориям:

  • пилот-любитель;
  • коммерческий пилот;
  • линейный пилот.

Как стать пилотом? Этот вопрос не оставляет в покое многих любителей и новичков в сфере авиации. Для реализации своей мечты нужно точно понимать и осознавать все сложности и проблемы, с которыми может столкнуться лётчик. Обучение пилотированию - долгий и трудоёмкий процесс, который включает в себя следующее:

  • получение специального образования в вузе;
  • обучение в аэроклубе;
  • получение свидетельства пилота.

Обучение в вузе

Как стать пилотом самолёта? Пройти обучение в лётном училище или вузе. Этот процесс является самым долгим и трудоёмким, в среднем он составляет пять лет. В России существуют два лётных государственных училища, которые находятся в Санкт-Петербурге и Ульяновке, остальные учреждения - филиалы.

Для поступления в такие заведения у потенциального пилота должно быть исключительное здоровье и выдержка, поэтому первым шагом на пути к обучению является сдача спортивных нормативов: бег на время (100 м и 1000 м), подтягивания на турнике. Если комиссию удовлетворяют результаты студента, то он поступает. Важно отметить, что при ухудшении состояния здоровья в процессе обучения потенциального лётчика могут отчислить из университета.

Преимущественно в училищах изучают теорию, которая преподаётся по различным направлениям: конструкция самолёта, руководство по лётной эксплуатации, самолётовождение, авиационная медицина и другое. По завершении курса пилоту выдаётся диплом.

Получив необходимые знания, человек приступает к практике. Чтобы устроиться на работу лётчиком, выпускнику нужно налетать на самолёте около двухсот часов.

Обучение в аэроклубе

Как стать пилотом? Любой специалист должен постоянно совершенствоваться и повышать свою квалификацию. Тут на помощь приходят различные курсы, организованные в аэроклубах, где опытные преподаватели расскажут о новинках в области авиации и проконтролируют пробные полёты.

Если человек намерен стать пилотом-любителем, то ему достаточно пройти полный курс в аэроклубе без начального обучения в Академии гражданской авиации. Однако Росавиация требует большой объём практических и теоретических знаний от пилотов аэроклуба.

На первом же занятии новичку предложат совершить пробный полёт вместе с инструктором и расскажут о работе основных приборов на панели управления самолёта.

Теоретическую подготовку пилот должен будет освоить самостоятельно, так как обучение в аэроклубах в большей степени направлено на практику и налёт часов.

По окончании курса новоиспечённый пилот проходит медицинскую комиссию ВЛЭК ГА (врачебно-лётная экспертная комиссия) на профпригодность.

Важно знать, что только аэроклубам, имеющим все необходимые сертификаты и лицензии, предоставляется право на осуществление профессиональной деятельности в рамках действующего закона.

Документы

Пилот-любитель, окончивший обучение в аэроклубе, получает соответствующее свидетельство, которое даёт ему право совершать самостоятельные полёты на лёгких самолётах, но ограничивает в работе по найму.

Выпускник лётной академии получает свидетельство коммерческого пилота, что позволяет ему стать командиром однодвигательного и многодвигательного самолёта.

Линейному пилоту сложнее всего получить лётное удостоверение соответствующего уровня. Общий налёт должен составлять полторы тысячи часов, а требования к состоянию здоровья повышены.

Коммерческие и линейные пилоты подразделяются на классы, из которых третий - низший, второй - средний, первый - высший.

Как стать пилотом гражданской авиации?

Специалист с коммерческим лётным свидетельством имеет право поступить на работу. Как стать пилотом гражданской авиации, ему объясняют в авиакомпании, где он собирается трудиться. Процедура принятия лётчика в штат в большинстве случаев не претерпевает изменений.

После обучения в лётном училище новоиспечённый специалист может претендовать только на роль второго пилота экипажа.

Как стать гражданским пилотом:

  • требуется наличие коммерческого пилотного удостоверения;
  • сдача экзаменов: теория и практика;
  • медицинское освидетельствование;
  • наличие требуемого часового налёта.

    Чтобы стать линейным пилотом, получить высшую категорию и устроиться на работу в крупнейшие авиакомпании, необходимо иметь большой опыт в совершении коммерческих рейсов как вторым пилотом, так и командиром экипажа.

    Как стать пилотом «Аэрофлота»?

    «Аэрофлот» является крупнейшей авиакомпанией и национальным перевозчиком России, выполняющий внутренние и международные рейсы по всему миру. Работать в ней престижно и почётно. Авиакомпания проводит жёсткий отбор своих сотрудников, так как ей требуются только высокопрофессиональные кадры.

    Как стать пилотом самолёта? На базе «Аэрофлота» созданы собственные лётные школы и разработаны программы по переподготовке персонала. При поступлении на работу пилот должен иметь при себе коммерческое удостоверение.

    Первый этап полуторагодового обучения приходится на Ульяновское училище гражданской авиации. Затем школа «Аэрофлота» в течение шести месяцев готовит пилота к получению свидетельства Commercial Pilot Licence или Multi-crew Pilot Licence.

    Стоимость обучения в размере двадцати семи тысяч долларов оплачивается самим пилотом. «Аэрофлот» предоставляет своему сотруднику кредит на эту сумму с условием, что он должен отработать в авиакомпании в течение пяти лет. С ежемесячной заработной платы у него будет удерживаться сумма в размере 450 долларов в счёт погашения кредита.

    Для экономии денежных средств компания решила проводить обучение своих курсантов на лёгком двухдвигательном самолёте Diamond Aircraft австрийского происхождения. Также школа «Аэрофлота» оснащена новейшими тренажёрами, что позволяет проводить множество манипуляций на земле.

    Авиакомпания предлагает пройти ускоренные курсы переподготовки стоимостью в 100 тыс. долларов. Первоначальный взнос в размере 55 тыс. долларов оплачивает курсант самостоятельно, а на оставшуюся сумму «Аэрофлот» предоставляет кредит.

    Полёты на вертолёте

    Как стать пилотом вертолёта? Во многих городах России имеются центры по подготовке пилотов для работы с различными марками вертолётов. Полетать на винтокрылой машине мечтает практически каждый, а стать профессиональным пилотом удаётся далеко не всем.

    Тот, кто поступает на такие курсы, овладевает теоретической и практической базой знаний. Обучение управления вертолётом проходит в индивидуальном порядке с опытным инструктором.

    Ценовая политика курсов по обучению пилотированию на винтокрылой машине складывается из ряда факторов:

    • наличие или отсутствие начального авиационного образования;
    • предпочитаемый тип вертолёта (Robinson R44, Eurocopter, Bell, Agusta и другие);
    • количество практических занятий и общий налёт.

    В школах разработано несколько методик преподавания: для новичков и виртуозных профессионалов, желающих пройти курс повышения квалификации.

    При успешном прохождении обучения курсанту выдаётся свидетельство пилота-любителя гражданской авиации государственного образца.

    Пилотирование на истребителе

    Как стать пилотом истребителя? В настоящее время самыми популярными Российскими истребителями являются МИГ-31 и Су-27. На них же и происходит обучение лётчиков.

    Пилот-истребитель - это очень рискованная и полная адреналина профессия. На базе лётной школы курсанты отрабатывают приёмы и методы правильного и точного полёта. В среднем каждый пилот в течение года должен налетать сто часов.

    Практический курс обучения включает в себя следующее:

    • полёты по плану боевой подготовки;
    • восстановление утраченных навыков лётного состава;
    • выполнение различного рода заданий от военного экипажа;
    • программа по дозаправке самолёта в воздухе в дневное и ночное время.

    Очень важно освоить приём заправки истребителей в небе, так как сделать это довольно сложно: на скорости 600 км/ч нужно попасть в шланг топливозаправщика. С помощью дозаправки продолжительность полёта увеличивается до пяти часов.

    Все трюки и способы перехвата отрабатываются на новейших тренажёрах

    Истребителях, которые с точностью повторяют всю тактику и движения.

    Через пять лет упорной работы выпускаются профессиональные лётчики-истребители первого класса. Они поступают на службу в ВВС.

    Военный лётчик

    Как стать военным пилотом? Необходимо окончить лётно-гражданское училище, а затем - академию ВВС им. Ю. Гагарина.

    Важно знать, что работа военным пилотом - это служба в ВВС России, и она подразумевает под собой все государственные льготы и программы.

    Молодые люди старше 18 лет после полного медицинского освидетельствования могут приступить к военной службе. Помимо медосмотра врачей курсанту придётся пройти неврологическое и психологическое обследование. Если хотя бы по одному из критериев он не пройдёт, его не примут в ряды ВВС.

    Любой потенциальный военный лётчик должен обладать такими качествами:

    • храбрость;
    • ответственность;
    • выносливость;
    • высокий интеллект;
    • устойчивая психика.

    Несомненно, профессия лётчика престижна и почётна. О том, как стать пилотом и по-настоящему профессионалом своего дела, можно узнать в специализированных учреждениях, обговорив все условия и правила поступления. Самое главное - то, что лётчик должен быть по-настоящему влюблён в небо, постоянно развиваться, совершенствоваться и идти к своей цели наперекор всем возникающим трудностям.



Похожие публикации