Когда введут новые санкции. Чем новые американские санкции грозят россии

В отношении России могут быть скоро введены Соединенными Штатами.

Соответствующий законопроект принят палатой представителей американского конгресса, теперь дело – за сенатом и президентом США Дональдом Трампом. В Белом доме уже дали понять, что поддерживают санкции.

ПРОТИВ КОГО

В тексте документа, который опубликован на сайте американского конгресса, говорится, что санкции, в частности, предполагается ввести против лиц, причастных к кибератакам со стороны Российской Федерации, против имеющих отношение к нарушению прав человека и к коррупции в России. Упомянуты также лица, ведущие дела с российской разведкой и оборонным сектором РФ.

Предусмотрены ограничительные меры в отношении лиц, инвестирующих более 10 миллионов долларов или способствующих таким инвестициям, если такие вложения помогают Российской Федерации приватизировать государственные активы с целью незаконного обогащения чиновников правительства РФ, их семей и близких.

Отдельно выделены санкции против тех, кто осуществляет экспорт или предоставляет Сирии существенную финансовую, материальную или технологическую помощь, которая позволила бы Дамаску разрабатывать оружие массового уничтожения, баллистические или крылатые ракеты, получать существенное количество обычных вооружений.

Прописаны и меры против нефтедобывающего сектора России, в том числе – против тех, кто сотрудничает с РФ по проектам строительства трубопроводов, а также ограничения на взаимодействие с российскими финансовыми учреждениями.

О ЧЕМ РЕЧЬ

Наказаний для России американские законодатели придумали много. Например, изменения в сторону ужесточения вносятся в меры, ранее принятые в США в отношении РФ в связи с ситуацией вокруг Крыма и на Украине.

Так, в новом законопроекте планируется обязать министерство финансов США ввести запрет на сделки и кредитование учреждений финансового сектора РФ со сроком погашения более 14 дней. Для российского энергетического сектора это ограничение составит 60 дней.

Кроме этого, американские законодатели хотят запретить поставлять оборудование и технологии для новых глубоководных или арктических шельфовых проектов в РФ, если к ним имеют отношения лица, как физические, так и юридические, подпадающие под санкции.

Другие финансовые ограничения предусматривают возможность введения запрета американским банкам выдавать лицам, подпадающим под санкции, займы и кредиты на сумму более чем 10 миллионов долларов за 12 месяцев. Трамп также сможет «распорядиться, чтобы управляющие от США в международных финансовых институтах голосовали против выделения займов лицам, подпадающим под санкции».



Будет у американского президента и право запрещать Федеральной резервной системе США назначать или продлевать назначение финансовых институтов, подпадающих под санкции, первичными дилерами по долговым инструментам США. Кроме этого, такие финансовые учреждения не будут использоваться для хранения средств правительства США.

«Президент в рамках юрисдикции США может запретить любые переводы кредитов или платежей между финансовыми институтами, касающиеся интересов лиц, подпадающих под санкции», — говорится в законопроекте.

Под потенциальный запрет подпадают также инвестиции или покупка значительных долей акционерного капитала или долговых инструментов лиц под санкциями. Правительство США не сможет заключать с ними сделки о закупках товаров и услуг.

Во многих случаях предусмотрена заморозка на территории США активов тех, кто подпадает под санкции, ограничение на въезд в Соединенные Штаты.

КОНГРЕССМЕНЫ ЗА

Палата представителей конгресса США приняла законопроект по санкциям против РФ, Ирана и КНДР в ночь на вторник по московскому времени. За документ проголосовали 419 конгрессменов, а против 3.

Далее документ должен быть рассмотрен сенатом, а затем, если будет утвержден, поступит на подпись президенту. Новые санкции в случае принятия могут стать самыми масштабными и комплексными с начала 2014 года, когда из-за событий в Крыму, на Украине и так называемого «вмешательства РФ» в выборы в США был принят целый пакет ограничительных мер в отношении российских лиц и компаний.

Белый дом дал понять, что в целом поддерживает документ, который предусматривает серьезное ограничение полномочий главы государства в вопросе принятия и, соответственно, отмены санкций. В частности, законопроект включает пункт, обязующий президента заранее согласовывать с законодателями любое смягчение или отмену санкций. Предыдущие ограничительные меры, как правило, вводились указами президента и соответствующими приказами минфина США.

В Кремле ожидаемо заявили, что «крайне негативно» оценивают законопроект. В ЕС также выразили обеспокоенность планами США, поскольку одним из наиболее важных положений документа является введение ограничительных мер против энергетических проектов России, в том числе и в Европе. Это вызывает возражения и со стороны крупных американских компаний, интересы которых окажутся под ударом в случае принятия законопроекта.

Документ рассматривается на фоне широкомасштабной кампании в США по расследованию «вмешательства РФ» в выборы (что Москва категорически отрицает) и расследования «российских связей» окружения президента Дональда Трампа (что категорически отрицает окружение главы государства).

Кроме того, предложенные в законопроекте меры согласуются с политикой действующей администрации США по завоеванию энергетического рынка Европы под флагом обеспечения ее энергетической безопасности. Под последним понимается в первую очередь устранение с этого рынка России - главного поставщика энергоресурсов в страны ЕС и конкурента США.

16 июня. Озвучены детали законопроекта, принятого Сенатом США для усиления давления на Иран и Россию.

Санкции вводятся против тех, кто оказывает «значительную финансовую, материальную или технологическую поддержку» Дамаску. Санкции грозят и тем, кто предоставляет «товары, услуги, технологии, информацию или поддержку» для строительства российских трубопроводов, сообщает газета "Взгляд".

В соответствии с документом, через 180 дней после его вступления в силу президент США должен распространить санкции на тех, кто вовлечен в «значительные транзакции» с представителями разведывательных служб или оборонного сектора России. Действие санкций не распространяется на тех, кто был связан с транзакциями до принятия документа. Также хозяин Белого дома должен ввести санкции против тех, кто оказывает «значительную финансовую, материальную или технологическую поддержку» Дамаску. Исключение делается для космической сферы.

Кроме того, документ принят, чтобы придать статус закона санкциям, введенным бывшей администрацией США, то есть лишить администрацию Дональда Трампа права самостоятельно отменить их, как и в целом смягчать санкции, передает ТАСС.

По замыслу сенаторов, Трампу придется убедить Конгресс США, что Россия изменила политику. Кроме того, он должен будет составить список конкретных лиц, которых предлагается вывести из-под санкций. На оценку предложений Трампа Конгрессу отводится месяц.

Санкции грозят и тем, кто предоставляет «товары, услуги, технологии, информацию или поддержку» для строительства российских трубопроводов для экспорта топлива. Этот пункт законопроекта распространяется на объекты «справедливая рыночная стоимость» которых не меньше 1 млн долларов, а также на объекты, стоимость которых за год достигает 5 млн долларов.

Кроме того, Трампа хотят обязать распространять санкции на иностранцев, которые делают «значительные» вложения в добычу нефти Россией, при условии, что такие санкции не вредят американским национальным интересам.

Еще один пункт для введения санкций – «незаконное получение прибыли» в результате «приватизации государственных активов» в России. Санкции применяются к тем, кто вкладывает в приватизацию не менее 10 млн долларов.

Нарушителям санкций грозит отказ в американских кредитах свыше 10 млн долларов в течение 12 месяцев. Также их могут лишить лицензии на экспорт и поддержки Экспортно-импортного банка США.

В законопроекте прописано, что Вашингтон должен выступать против реализации проекта «Северный поток - 2». Внешнеполитическому ведомству США предписывается активнее добиваться от Европы «диверсификации и либерализации» энергетических рынков. При этом приоритет отдается экспорту американского сырья.

Кроме того, резко сокращается срок проведения транзакций и сделок, накладываются новые ограничения на компании в энергетической сфере, сделки с иностранными партнерами должны заключаться максимум за месяц.

Палата представителей США во вторник подавляющим большинством голосов (419-3) приняла законопроект, который ужесточит санкции против России и лишит президента Дональда Трампа полномочий по их смягчению. Теперь документ, который также расширяет санкции против Ирана и КНДР, направится на утверждение в сенат США. Впрочем, голосование там будет скорее техническим, поскольку изначально текст и был подготовлен верхней палатой, которая также поддержала его почти единогласно (97-2). Точной даты голосования пока не назначено, но сенаторы сигнализировали о готовности принять документ в ближайшие недели. Лидер демократов в сенате Чак Шумер призвал спикера палаты "вынести его на голосование максимально быстро".

После этого он ляжет на стол хозяину Белого дома. "Президент поддерживает жесткие санкции в отношении КНДР, Ирана и России, но Белый дом пока изучает законопроект палаты представителей и ожидает его окончательного утверждения", - сообщила пресс-секретарь администрации Сара Сандерс, комментируя итоги голосования. До этого администрация выражала недовольство урезанием полномочий президента по смягчению рестрикций.

Президент США обладает полномочиями заблокировать документ, однако с учетом мощной поддержки в конгрессе этот шаг стал бы лишь отсрочкой. Законопроект все равно вступит в силу, если за него проголосуют более 2/3 состава каждой из палат, что в данном случае сомнений не вызывает. Своим вето президент мог бы устроить политический демарш и продемонстрировать несогласие с попытками конгресса связать ему руки. Однако большинство экспертов уверены, что Трамп "проглотит" выпад законодателей и не станет портить отношения со своими союзниками на Капитолийском холме в разгар баталий о внутренних реформах.

"Практически нет сомнений, что президент подпишет документ, поскольку конгресс в противном случае практически наверняка преодолеет его вето", - прокомментировал "РГ" исполнительный директор авторитетного в США Центра за национальные интересы (Center for the National Interest) Пол Сандерс.

Какой сигнал новые санкции посылают Москве?

Принятие законопроекта - вотум недоверия конгрессменов . Причем как союзных ему республиканцев, так и оппозиционных демократов. И те, и другие критиковали Трампа за отказ признать доминирующую в Вашингтоне точку зрения о том, что Москва причастна к кибератакам на избирательные институты США в 2016 году. Хозяин Белого дома высказывал мнение, что "это могла быть Россия, но мог быть и кто-то другой". Это в сочетании с предвыборными обещаниями "поладить с РФ" привело конгрессменов к уверенности в том, что Трамп не намерен давать отпор Москве. Их ответом стал законопроект, который на долгосрочной основе закрепит один из существенных раздражителей в двусторонних отношениях и, тем самым, может по первым попыткам новой администрации вывести из кризиса диалог с Москвой.

Напомним, что во время предвыборной кампании Дональд Трамп последовательно обещал "поладить с Россией" и неоднократно намекал на готовность смягчить санкции в случае налаживания взаимовыгодного диалога по другим направлениям. Более того, президент, как недавно сообщила пресс-секретарь Белого дома, до сих пор отказывается принимать вывод американского разведсообщества о вмешательстве РФ в предвыборный процесс в США. А ведь именно это стало поводом для введения части санкций по решению Барака Обамы, которые теперь и закрепляет конгресс.

На этом фоне заявления Трампа о поддержке жестких санкций против России выглядят явно вымученными. Получается, президент США поддерживает меры против РФ, но при этом отвергает одну из ключевых причин их введения. Какая-то бессмыслица, наказание без преступления. Кроме того, за полгода его администрация ни разу не высказывала инициативы о новых санкциях против России, законопроект был полностью разработан в конгрессе.

На деле, ужесточение риторики - явная уступка Трампа давлению политического истеблишмента. Если президент подпишет документ, а это практически неизбежно, это станет явным сигналом о том, что на данном этапе он либо не может, либо не хочет плыть против мощного антироссийского течения в Вашингтоне. В борьбе внешнеполитической элиты, традиционно настроенной против России, и президента-новичка, грозившего "поладить с РФ" вопреки истеблишменту, счет становится 1-0 не в пользу Белого дома. Что еще больше размывает картину внешней политики новой администрации, очертания которой и без того угадать непросто.

Наконец, происходящее вокруг законопроекта поднимает для Москвы важные вопросы. Долго ли еще имеет смысл ориентироваться на предвыборную и даже текущую риторику Трампа если тот не определяет политику США отношении России, по крайней мере, не полностью? Способен ли президент США предложить что-либо Москве в таких условиях? Насколько прочными могут быть любые договоренности с ним, если вашингтонские элиты могут вынудить его изменить свой подход на противоположный?

Ведь, например, когда президент РФ Владимир Путин не стал зеркально отвечать на последние санкции Барака Обамы в конце прошлого года, он подчеркнул готовность исходить из будущей политики новой администрации. И предвыборная риторика Трампа давала обнадеживающие сигналы. Так, он назвал "отличным ходом" решение Кремля придержать зеркальные меры. Но ответного хода так и не последовало, а теперь конгресс, по сути, и вовсе лишил Белый дом этой возможности.

Эксперт "РГ" полагает, что решения конгресса по санкциям "будут зависеть от политики России, особенно в отношении Украины, что в свое время и было базисом" для введения первых пакетов санкций. На взгляд специалиста, несмотря на документ, у Вашингтона и Москвы останется возможность для движения вперед. "Если президент сможет наладить двусторонние отношения таким образом, чтобы это явно отвечало интересам США, у него будет больше гибкости", - заметил Пол Сандерс, отвечая на вопрос о том, оставят ли конгрессмены пространство для маневра Белому дому.

На просьбу прокомментировать возможность из-за законопроекта, который подвергался критике из европейских столиц, эксперт выразил мнение, что "это будет зависеть от конкретной имплементации санкций и их влияния на компании из Европы".

Что нужно знать о законопроекте конгресса США

Документ придает статус закона рестрикциям, которые были введены против РФ исполнительными указами администрации Барака Обамы после кризиса на Украине в 2014 году и из-за приписываемых России попыток влияния на выборы в США в 2016 году. Они накладывают ограничения на военное и военно-техническое сотрудничество РФ и США, нацелены на ущерб финансовому и энергетическому секторам российской экономики, а также направлены против отдельных лиц и компаний из России.

Законопроект лишает президента США полномочий распоряжаться санкциями по своему усмотрению. Теперь он может предпринимать такие шаги только с разрешения конгресса. Это касается и вопроса арестованных в США дачных комплексов, принадлежащих РФ.

При желании смягчить санкции глава государства должен письменно запросить законодателей и пояснить причины. На Капитолийском холме в течение 30 или 60 дней (в зависимости от сроков подачи запроса) вольны принять или отклонить предложение о смягчении санкций.

Доминирующие в конгрессе антироссийские настроения в обозримой перспективе не дают поводов рассчитывать на согласие конгрессменов смягчать санкции против РФ. Таким образом, документ лишает Дональда Трампа гибкости в использовании санкций и сковывает его политику на российском направлении.

Законопроект не только закрепляет, но и ужесточает . Максимальный срок финансирования российских банков, которые входят в "черные списки" минфина США, сокращен с 90 до 14 дней. Предусмотрены дополнительные ограничения на компании нефтегазового сектора. Документ поручает администрации выступать против газопровода "Северный поток-2", который планируется построить от побережья России к Германии.

25 июля 2017 года Конгрессом США был утвержден законопроект H.R.3203 о новых санкциях в отношении «оси зла» Россия - Иран. «За» конгрессмены проголосовали абсолютным большинством 419: 3. По оценке BBC: «Всё вместе это выглядит как программный документ о противодействии Кремлю на мировой арене». Окончательно законопроект вступит в силу после его утверждения Сенатом и подписания президентом Дональдом Трампом. Однако, сомнений в его окончательном принятии больше нет.

Вопреки досужему мнению, он начинался именно с обзора санкций в отношении Ирана. Его параграфы (SEC.) с 3-й по 12-й говорят именно об этой стране в общем, и Корпусе стражей исламской революции (КСИР, не путать с КНДР!) в частности. Эти разделы находятся под одним общим подзаголовком (Short title): This Act may be cited as the «Countering Iran’s Destabilizing Activities Act of 2017». На русском языке это звучит как-то так: «Противодействие дестабилизирующей деятельности Ирана в 2017 году». О России речь начинает идти только во второй части и тут за бюрократическими оборотами, понятными каждому конгрессмену, прячется очень много интересного.

Отдельно хочется выделить странную «недостачу» в нумерации опубликованного варианта законопроекта. Общую непонятность по параграфам (секциям), когда SEC.1−2 не идут под общим заголовком, оставим авторам проекта - у них не русская ментальность. Но после появления второго заголовка «Санкции в отношении Российской Федерации и борьбы с терроризмом и незаконным финансированием» (первого не было, был только указанный выше подзаголовок) параметры, они же секции, приобретают трехзначное написание. Кстати, как ловко «санкции против России» объединили с «борьбой против терроризма» - практически одним росчерком пера… За ним идут параграфы, нумерация которых, в принципе, объяснима: SEC.201 - определяющая краткое название раздела; SEC.211 и 212, которые говорят об отношении Конгресса США к России и объясняют почему именно санкции просто необходимы… Однако далее следует обрыв мысли: следующие уже SEC.215 - 216, предлагающие обзор старых, ранее наложенных санкций. А где SEC.213 и 214? Их просто нет! Здесь можно сделать интересный вывод. Так как они, скорее всего, продолжали мысль из SEC.211 и 212, то являясь секретными, содержат оценки санкций от Госдепа и Национальной разведки США, которые упомянуты первыми среди организаций, к компетенции которых относится исполнение будущего закона.

Хотелось бы отдельно остановиться на содержании SEC.212 Cence of Congress (Ощущения Конгресса). Оно состоит в том, что «Президент [имеется в виду президент США] должен активизировать усилия, чтобы реально обеспечивать соблюдение этих санкций по состоянию на дату вступления в силу настоящего Закона в отношении Российской Федерации в ответ на кризис в Восточной Украине, ее кибер-атаки и нарушение прав человека». Вот такое предложение к главе исполнительной власти Америки. При этом именно здесь по отношению к Российской Федерации Трампу вроде говорят «должен», но при этом используют оборот «should increase efforts». Что в дословном переводе звучит как «может активизировать усилия». Именно в этом заключается главная странность принятого Конгрессом законодательного акта.

На всем его протяжении остается не ясным, должен ли Дональд Трамп по решению конгрессменов ужесточить санкции или ввести новые, или же они просто высказывают свое пожелание президенту, что он потенциально может это сделать в оговоренных случаях. В тексте законопроекта постоянно используется оборот «the President shall» («президент может), а не «the President must» («должен»). Эта разница в Америке определена законодательно: несколько лет назад Верховный суд США выдал рекомендацию, согласно которой «shall» в юридических документах означает скорее «может», чем «должен». Прежде всего, это касается условий наложения Дональдом Трампом новых санкций, которые определяются в следующих параграфах законопроекта:

SEC. 231. Вынесение санкций в отношении лиц, участвующих в сделках с разведывательной или оборонной промышленностью Правительства Российской Федерации;

SEC. 232. Санкции в отношении развития трубопроводов в Российской Федерации;

SEC. 233. Санкции в отношении инвестиций в или содействия приватизации государственных активов по Российской Федерации;

SEC. 234. Санкции в отношении передачи оружия и связанных с ними материальных средств в Сирии.

В этих пунктах как раз звучит: «The President shall impose on a foreign person the sanctions…». Получается, что Трамп «может наложить на иностранного гражданина санкции…», но может и не наложить… В этом заключается его дополнительная «степень свободы». Остается только вопрос - воспользуется он ей или нет. Кстати, именно SEC.233 говорит об «инвестиционных санкциях», определяя, что президент может наложить их, если некое лицо инвестирует в РФ $10 млн. после вступления в силу законопроекта. Даже если при этом оно разобьет инвестиции на 5 траншей, минимальный из которых не должен быть ниже $1 млн. За это, а также за нарушения в SEC.231 и 232 могут быть наложены 5 из 12 видов санкций, определенных в SEC.235 Sanctions described (Описание санкций).

Отдельно стоит остановиться на SEC.237. Она выделяет исключения для NASA и всей космической промышленности США, проекты которой зависят косвенно от того же «Роскосмоса» и непосредственно ОАО «Энергомаш». Текст этой секции уникален и напоминает известный билль кардинала Ришелье, выданный Миледи в книге «Три мушкетера» Дюма: «Все что сделал податель сего, он сделал по моему указанию и на благо государства». Вот он дословно: «Ничто в настоящем Законе, или изменения, внесенные настоящий Закон не должны толковаться как право на введении каких-либо санкций, … которые прямо или косвенно препятствуют поставкам со стороны любого лица Российской Федерации любого продукта или услуги, или закупке такого продукта или услуги любым подрядчиком или субподрядчиком Соединенных Штатов или любым другим лицом, относящимся к или в связи с любым запуском космического аппарата, проводящимся для (1) Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства ; или (2) любого другого заказчика, не задействованного в вопросах обороны». Получается, что для грамотного обхода санкций достаточно подвести лицо или организацию из санкционного списка под эгиду NASA и дело сделано. Мимо такой «законодательной дыры» русский бизнес пройти точно не сможет.

SEC.230 рассказывает, как Трамп лично может «прекратить действие определенных санкций» («the President may terminate the application of sanctions…»), связанных с Крымом и коррупцией. По законопроекту, кстати, он делает это в уведомительном порядке: «Президент подает в соответствующие комитеты Конгресса уведомление о том, что (1) лицо не участвует в деятельности, которая стала основой для санкций или приняло значительные проверяемые шаги в направлении прекращения санкционной деятельности; а также, что (2) президент получил надежные гарантии того, что человек не будет сознательно участвовать в деятельности субъекта санкций в будущем».

С точки зрения участия в санкционном процессе разведсообщества США и директора ее Национальной разведки Дена Коатса лично, стоит обратить внимание на Часть III Заголовка II (Title III Part II) которая носит название «Отчеты» (Reports). В ее преамбуле говорится, что «не позднее чем через 180 дней после даты вступления в силу настоящего закона министр финансов совместно с директором Национальной разведки и Государственным секретарем представляет в соответствующие комитеты Конгресса подробные отчеты. Их перечень приведен ниже, и он точно показывает «список интереса» разведсообщества США.

1.Ведущих политических деятелях РФ, включая сведения

(A) Об их «близости» к правящему режиму и размере личных состояний;

(B) Оценку лиц из п.(A) и их связи с Владимиром Путиным и правящей в РФ элитой;

© Определение степени коррумпированности этих лиц;

(D) Оценка источников их доходов, включая членов семей (в том числе супругов, детей, родителей, братьев и сестер), в том числе активы, инвестиции, другие бизнес-интересы, а также информация по офшорам;

(E) Выявление бизнес-связей этих лиц за пределами РФ.

2. Ведущих менеджерах и учредителей предприятий с государственным участием, в том числе по направлениям:

(A) История деятельности российских предприятий с государственным участием и их роль в экономике Российской Федерации;

(B) Структура руководства и собственность этих субъектов разработки;

© Объем участия в государственном бизнесе нерезидентов РФ и их установка.

3. Влияние ключевых секторов экономики Соединенных Штатов на крупных российских политиков и предприятий с государственным участием, в том числе, как минимум, в банковской сфере, ценных бумагах, страховании и секторе недвижимости.

4. Вероятные последствия навязывания долговых и долевых ограничений на российские предприятия с государственным участием, а также предполагаемые последствия добавления политиков и бизнесменов России в санкционные списки.

5. Потенциальные последствия введения вторичных санкций в отношении российских олигархов, российских государственных предприятий, а также российских предприятий с участием государства, в том числе воздействие на самих субъектов и на экономику Российской Федерации, а также на экономику Соединенных Штатов и их союзников.

Работа по этому «суперзапросу» будет проводиться всеми 17-ю шпионскими службами и агентствами 180 дней с момента подписания законопроекта. Начиная с ЦРУ, АНБ, РУМО и кончая малоизвестным общественности управлением информации Госдепа. Как это делается, отлично знает Сноуден.

Именно эти самые 180 дней после подписания билля H.R.3203 президентом США Трампом станут определяющими для введения будущих санкций. Так что у России есть еще полгода, не только для того, чтобы как всегда придумать «асимметричный» ответ, но и для поиска точек взаимодействия с администрацией Трампа. Они наверняка есть.

Стоит отметить, что данная публикация может не совпадать с вашими взглядами и убеждениями, поэтому мы предлагаем высказать свою точку зрения. Круг вопросов, затрагиваемых в материалах сайта, достаточно широк и нам будет весьма интересно узнать вашу позицию. Можно без всякого преувеличения сказать, что российская площадка для дискуссий – одна из самых значимых в мировом медиа – пространстве. Давайте не будем забывать о том, что слово, (с которого всё и начиналось!), может больно ранить… Оставйтесь с нами и следите за свежими новостями.



Похожие публикации