Завоевательные войны консульства и империи карта. Консульство во франции и империя наполеона бонапарта. Внешняя политика консульства и империи

Тема урока: «Консульство и образование наполеоновской империи».

Цели урока:

Образовательные: охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.; узнать причины перехода от республики к империи во Франции; показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции; показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе.

Развивающие: формирование у учащихся самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений; формирование положительной мотивации обучении.

Воспитательные: продолжить формировать уважительное отношение к мировой культуре.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания:

Вам был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты.

Вопросы для устного опроса:

1. Охарактеризуйте основные взгляды либералов на развитие общества, роль государства и права человека.

2. Перечислите основные принципы консерватизма. Подумайте, какие различия имелись во взглядах либералов и консерваторов по проблемам роли государства в обществе и прав человека.

3. Расскажите об основных принципах марксистского учения.

Самостоятельная работа (тест):

1. Социальное учение Западной Европы XIX в., в основу которого было положено право человека на жизнь и свободу:

а) социализм б) либерализм в) анархизм

2. Учение о классовой борьбе, коммунистической революции составляло основу

а) анархизма б) марксизма в) либерализма

3. Один из представителей критического социализма:

а) Анри Сен-Симон б) Фридрих Энгельс в) Пьер Прудон

4. Отметь все верные утверждения.

Консерваторы

а) признавали за государством право на регулирование экономики

б) выступали за социальное равенство всех людей

в) выступали за сохранение старого порядка и традиционных ценностей

г) выступали за отмену частной собственности

5. Представителем анархизма НЕ являлся

а) Шарль Фурье б) Пьер Прудон в) Михаил Бакунин

6. Объясните утверждение: «Разрешено все, что не запрещено законом».

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать Великую французская революция. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик XVI, и власть перешла в руки народного представительного органа.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, на что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?

План урока:

3. «Революционер на троне».

IV. Изучение новой темы.

1. От Франции революционной к Франции буржуазной.

- Рассказ учителя. С 1789 г. во Франции произошло столько переворотов, что события 18-19 брюмера не обеспокоили санкюлотов. Большинство граждан не сочувствовали идее возвращения монархии. Генерал Бонапарт, человек с республиканским прошлым, был принят спокойно в качестве главы государства. Установив военную диктатуру, Бонапарт занялся восстановлением экономики, государственного управления и правовой системы. Он готовился управлять страной буржуа, крестьян и собственников.

- Работа с документом.

- Сообщение обучающегося о Наполеоне Бонапарте.

-Рассказ учителя. Принятая в декабре 1799 г. новая конституция провозглашала своими принципами «успокоение, порядок, законность». Сенат, высшая законодательная палата, вручал на 10 лет исполнительную власть трём консулам. Наибольшими правами наделялся Первый консул. Ему принадлежало право создавать законы, объявлять войну и заключать мир, назначать министров и чиновников. Он обладал большей властью, чем Людовик XVI по конституции 1791 г. Второй и Третий консулы имели только совещательный голос. Законодательная власть резко ограничивалась. Конституция восстановила всеобщее избирательное право. Однако местное самоуправление уничтожили, в департаменты для управления посылали правительственных чиновников - префектов. В городах вместо выборных коммун назначались мэры.

В стране установился режим личной власти. Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците (всенародном опросе).

Так Наполеон Бонапарт, «сын революции», стал главной политической фигурой во Франции. Страна вступила на путь гражданского мира.

Период с 1799 до 1804 г., когда власть сосредоточилась в руках консулов, историки называют консульством.

Запись в тетради:

Консульство – это период в истории Франции с 1799 по 1804 г., когда власть сосредоточилась в руках консулов.

2. «Свобода, равенство и собственность!»

- Работа с учебником.

1 группа читает пункт «Свобода, равенство и собственность!» на стр. 93-94 учебника.

2 группа читает пункт «Общество без религии подобно кораблю без компаса» на стр. 94-95.

Задание: Каждая группа выделяет основные реформы, меры по укреплению государства и умиротворению народа, проведенные во Франции Наполеоном в период его консульства.

3. «Революционер на троне».

- Рассказ учителя. Республика шла к своему концу. Заговоры роялистов, имевшие целью свергнуть режим консульства и восстановить монархию Бурбонов, пугали «новых богачей», боявшихся лишиться собственности, приобретённой в годы революции. Они потребовали, «чтобы Наполеон Бонапарт, ныне Первый консул, был провозглашён императором и в качестве такового на него было возложено управление Французской республикой».

Предложение поддержали и крестьяне, купившие земли эмигрантов. Один из представителей верхушки буржуазии высказал общее мнение этих людей, заявив: «Только установив наследственную власть новой династии, мы сможем уничтожить в зародыше химерические надежды старой династии, придав новому порядку вещей прочный характер». Да и сам Первый консул давно уже жил мечтой об империи. Проложить путь к трону помогли военные победы.

Европейские державы, воевавшие против Франции, устали от войны. Первой в 1801 г. заключила перемирие с Францией Дания, затем этому примеру последовали её союзники. Лишившись союзников, Великобритания в марте 1802 г. в г. Амьене подписала с Францией мирный договор, положивший конец десятилетней войне. По этому договору Великобритания снимала морскую блокаду Франции, однако не признавала её новых границ. Заключение мира вызвало огромный энтузиазм французов и всплеск обожания Бонапарта. Он целый год пользовался такой всенародной популярностью, которая и не снилась другим французским политикам. Это облегчило Наполеону путь к установлению монархии.

Запись в тетради: 18 мая 1804 г. – Сенат провозгласил Наполеона «императором французов»

4. Завоевательные войны консульства и империи.

Задание. Ребята, сейчас вы самостоятельно прочтете пункт «Завоевательные войны консульства и империи» стр. 96-98 и заполните таблицу.

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

5. «Истинная слава» Наполеона.

- Работа с документом. «Французский Гражданский кодекс» (извлечения) стр. 100 учебника.

V. Закрепление изученного на уроке.

Вопросы к классу:

1. Что такое консульство?

2. О каких реформах Наполеона вы узнали?

VI. Итог урока.


Образование консульства г. – принятие новой Конституции Франции, установление консульства. 1 консул 2 консул 3 консул Создание законов Объявление войны Назначение министров и чиновников Заключение мира ЗАКОНОСОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС


Политика консульства 1799 – 1804 гг. – консульство во Франции. Политика консульства: 1. Развитие предпринимательства. 2. Финансовая реформа – введение франка. 3. Ускорение промышленного переворота. Запрещались стачки и союзы рабочих. Недовольных политикой Первого консула ждали казни, аресты, ссылки.


Франция становится империей г. – установление во Франции империи. Для чего нужна была армия Наполеону? Кто мог служить в наполеоновской армии? Сколько лет в ней служили? На какие рода войск делилась армия Наполеона? Что означает «принцип равных возможностей», объявленный Наполеоном в армии?








Завоевательные войны консульства и империи. Дата Место сражения Итог 1805 г.Высадка десанта в Англии Армия переброшена на Вену 1805 г.м.Трафальгар Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона 1805 г.д.Аустерлиц Победа Франции над Россией и Австрией


Завоевательные войны консульства и империи. Дата Место сражения Итог 1805 г.Высадка десанта в Англии Армия переброшена на Вену 1805 г.м.Трафальгар Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона 1805 г.д.Аустерлиц Победа Франции над Россией и Австрией 1806 г.Иена (Пруссия)Победа Франции над Пруссией


Завоевательные войны консульства и империи. Дата Место сражения Итог 1805 г.Высадка десанта в Англии Армия переброшена на Вену 1805 г.м.Трафальгар Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона 1805 г.д.Аустерлиц Победа Франции над Россией и Австрией 1806 г.Иена (Пруссия)Победа Франции над Пруссией 1806 г.Подписание с побежденными государствами договора о континентальной блокаде Англии

КОНСУЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ Наполеоновской империи

Тема 2 Урок № 1

Губанова Л.А. Учитель высшей категории школы № 29 Г. севастополя


ПЛАН УРОКА

  • 1. От Франции революционной к Франции буржуазной.
  • 2.Внутренняя политика НАПОЛЕОНА в период КОНСУЛЬСТВА
  • 3. Революционер на троне.
  • 4. Завоевательные войны НАПОЛЕОНА

  • 1789г. – падение Бастилии
  • 1791 г. – принятие конституции, уничтожившей абсолютизм и ограничившей власть короля
  • 1793 г. – казнь Людовика XYI
  • 1793 г. – принятие новой Конституции, провозгласившей ФРАНЦИЮ республикой
  • 9-10 ноября(18-19 брюмера) 1799 г. - бескровный переворот. Приход к власти Наполеона Бонапарта.
  • «МЫ ДОВЕЛИ ДО КОНЦА РОМАН РЕВОЛЮЦИИ. ТЕПЕРЬ НАДО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ РЕАЛЬНОГО» (Наполеон Бонапарт)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

  • Наполеон говорил « .

1 . Внутренняя политика Наполеона в период Консульства (1799-1804 г.г.)

18 брюмера 1799 г. – во Франции произошел государственный переворот.

Власть передана 3 консулам во главе с Наполеоном Бонапартом.

1799 – 1804 гг. – период Консульства

«РЕВОЛЮЦИЯ – БЕДА ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ЕЕ СОВЕРШАЕТ» (Наполеон Бонапарт)


  • ПО Конституции1799 года:
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ограничена
  • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ принадлежит 3 консулам:
  • 1 консул - НАПОЛЕОН – вся полнота исполнительной, отчасти судебной и законодательной власти
  • 2 и 3 консулы имеют право совещательного голоса
  • Местное самоуправление уничтожено

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАПОЛЕОНА

«Свобода, равенство, собственность». Поощрение развития предпринимательства

  • 1802 г.
  • Финансовая реформа. Ввел новую монету – золотой ФРАНК
  • Отменено отделение церкви от государства. Главная религия – католицизм. Другие верования тоже разрешены.
  • 1802 г. Наполеон стал пожизненным консулом

2. РЕВОЛЮЦИОНЕР на троне «Бог вручил мне эту корону»

Май 1804 г . – провозглашение Франции империей, а Наполеона императором. Окончательное установление авторитарного режима.

1804 г. – Гражданский кодекс Наполеона:

А) равенство граждан перед законом

Б) свобода совести

В) неприкосновенность личности и собственности

1805 г. – Коронован как король Италии


Самостоятельная работа

  • СТРАНИЦА 93 и Документ на стр. 100, ст. 7,8
  • Какие группы французского общества поддерживали Наполеона? Почему?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

  • Наполеон говорил « Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова .

3. ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ НАПОЛЕОНА

Годы

Основные события

Итоги, значение

  • Учебник,
  • Страницы 96-98
  • Заполнить
  • таблицу.
  • Сделайте выводы

  • § 11, закончить таблицу
  • Дать письменный ответ на вопрос 4 (страница 99, под значком орнамента).
  • Объяснять понятия:
  • -консульство
  • - коалиция
  • - континентальная блокада

3. Завоевательные войны Наполеона

годы

Основные события

1800 г.

Итоги, значение

Второй итальянский поход. Битва при Маренго

1805 г.

Битва при Ульме с Австрией

Декабрь 1805 г.

  • Австрия вышла из войны
  • К Франции присоединился Пьемонт и Генуя
  • Разгром австрийских войск

Битва у мыса Трафальгар (против Англии)

1806 г.

  • Французы вошли в Пруссию
  • 21 ноября 1806 г. – декрет о континентальной блокаде Англии
  • Победа английского флота во главе с адмиралом Нельсоном
  • Французский флот уничтожен

1807 г.

  • Разгром Пруссии
  • Все государства, зависящие от Франции не могут вести торговлю с Англией

Тильзитский мир с Россией

1808 г. -

Французы вторглись в Испанию

  • Россия присоединялась к континентальной блокаде
  • Оккупация Испании

Тема «Консульство и образование наполеоновской империи».

Класс: 9-Б

Дата: 11.10 2018 год

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Технология построения урока : Проблемное обучение, эвристический метод

Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.

Задачи урока:

    Узнать причины перехода от республики к империи во Франции;

    Показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции;

    Показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе.

    Сформировать у учащихся умение работать с картой (внешняя политика-направления)

    Сформировать у учащихся умение работать с документами (статьи кодекса Наполеона)

Основные понятия темы : Консульство, Гражданский кодекс, Континентальная блокада, Тильзитский мирный договор.

Ход урока:

Организационный момент.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начнем изучать один из важнейших и наиболее сложных периодов мировой истории – 19 век. Это время привнесло огромное количество изменений в европейскую жизнь. Мы с вами узнаем, как развивались ведущие европейские государства, а именно Франция, Великобритания, Германия и Италия. Это очень трудный материал и вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы его постичь. Изменения, которые произошли в этих странах, впоследствии привели Европу к 1 мировой войне. А причины этого ужасного конфликта кроятся непосредственно в этом периоде.

Откройте тетрадки, запишите число и тему нашего урока.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Наполеон говорил «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова.

План урока:

    От Франции революционной к Франции буржуазной

    Биография Наполеона

    Внутренняя политика Наполеона в период консульства и империи

    Внешняя политика Наполеона в период консульство и империи

Но сначала проверим домашнее задание. Вам на дом был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты. Даю вам 5 минут, чтобы вы повторили д\з и подготовились к опросу.

Активные ребята в конце урока получат хорошие оценки.

К доске выходят три человека. На доске портреты 3-х представителей разных политических течений. Задание: определите политическое течение к которому относится данный представитель и запишите основные положения этого течения. (Маркс, Прудон, Сен-Симон)

Фронтальный опрос:

    Что такое либерализм?(Идеология свободы)

    Главные принципы либерализма? (право ч-ка на жизнь, свободу, равенство, собственность)

    Какими методами либералы предлагали преобразовывать гос. устройство?(Реформами)

    От какого слова происходит название консервативной идеологии? (Охранять, сохранять)

    Главные принципы консерватизма. (Сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, культуры, порядка._

    Какое политическое течение находилось у власти в большинстве стран Европы на протяжении всего 19 века?

    Назовите пути изменения общества, предлагаемые политиками 19 века.

    Какое политическое течение признавало революцию как основный способ изменения общества?

Молодцы, теперь проверим тех, кто работал у доски, и перейдём к новой теме.

Новая тема:

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать Великую Французскую Революцию. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик 16, и власть перешла в руки народного представительного органа. Сначала это было Национальное собрание, потом название сменилось на Законодательное собрание, а потом на Директорию. 19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?».

Революция 1789 года перевернула всю страну. Она выдвинула новую политику, новую систему и новых людей.

Всю историю Франции этого периода делят на два периода. Запишите в тетрадь:

Франция 1799-1815 гг.

1.период консульства-1799-1804 гг.

2.период наполеоновской империи-1804-1815 гг.

Декабрь 1799 г. – принятие новой Конституции Франции, по которой

Сенат – высшая законодательная палата.

Три консула – исполнительная власть (срок 10 лет):

Первый консул:

    Право создавать законы;

    Право объявлять войну;

    Право заключать мир;

    Право назначать министров и чиновников.

Второй и Третий консулы – совещательный голос.

В стране установился режим личной власти. В конце своей жизни Наполеон скажет: «Революция – беда поколения, которое её совершает». Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците (всенародном опросе)

- И так Консульство - это период в истории Франции, когда власть принадлежала Наполеону Бонапарту, продолжавшийся с 9 ноября 1799 по 18 мая 1804 .

Биография Наполеона Бонопарта (сообщение ученика,опережающее задание).

А теперь, ребята, мы с вами поработаем с учебником (стр. 94-96). Ваша задача, прочитав пункты параграфа, записать основные реформы проведенные Наполеоном в период консульства.

В этот период были приняты следующие меры:

    Подтверждение права имущества, приобретённого в годы революции;

    Поощрение предпринимательства. Крупной буржуазии предоставлялись государственные заказы.

    Денежная реформа (создание французского банка и новой денежной единицы – франка).

    Укрепление полиции, во главе которой встал Фуше, создавший мощную машину полицейского сыска.

    Католическая церковь объявлялась религией всех французов.

    1804 создан «Гражданский кодекс» - свод законов, в котором провозглашались основные права и свободы человека.

Апрель 1802 года – Наполеон издал декрет о всеобщей амнистии эмигрантов.

Август 1802 г. – Наполеон становится пожизненным консулом.

18 мая 1804г. – Сенат провозгласил Наполеона «императором французов»

В 1805 г. Наполеон был коронован в Милане в Домском соборе. Наполеон был короновал как император Италии. Он сам возложил на себя корону, которую носил Карл Великий. « Бог вручил мне эту корону» - заявил Наполеон.

Некоторое время Франция ещё именовалась республикой, но позднее слово « империя» вытиснуло её. Так возникла буржуазная монархия.

Во Франции этого периода были созданы условия для быстрого экономического подъёма, во Франции начался промышленный переворот.

А теперь, ребята давайте подведем с вами черту под внутренней политикой Наполеона.(Внутренняя политика консульства имела стабилизирующий характер.)

Переходим с вами ко второму периоду наполеоновской империи-1804-1815 гг.

Но сначала подумайте, почему Наполеон так легко смог прийти к единоличному правлению и смог изменить политическое устройство страны?

Исходя из того, как легко Французы отнеслись к смене власти, можно сделать вывод, что они были всем довольны.

Сейчас мы посмотрим, чем же подкупил Наполеон симпатии населения.

(Работа с письменными источниками - кодекс Наполеона, приложение 1) самостоятельно работают с документом. По прочтению выполняют задание на доске.

На доске два девиза:

    свобода, равенство, братство.

    свобода, равенство, собственность.

Выберите то из них, которое соответствует основным идеям кодекса.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Наполеон говорил «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова.(ответы детей)

Не смотря на назревание внутренних противоречий (новая знать, возвращение эмигрантов и т.д.), об этом позже, кризис в большей степени спровоцировала внешняя политика.

Задание. Ребята, сейчас мы все вместе поработаем с таблицей, и проследим все эти события по карте.

Завоевательные войны консульства и империи стр. 96-98 и заполните таблицу.

Внешняя политика Наполеона Бонапарта:

1805

    Сражении под Ульмом

    Битве у м. Трафальгар

    Аустерлиц , битва трех императоров

Разгром австрийской армии

Поражение французского флота

Поражение русско-австрийской армии (признали за Фр. свободу действий в германских и итальянских государствах)

1806

Сражение под Йеной

Разгром Пруссии, которая

1. присоединилась к континентальной блокаде,

2. лишилась территории, из которых создано герцогство Варшавское

3. контрибуция

1807

Тильзитский мирный договор с Россией.

Условия договора:

· Россия признала все завоевания Наполеона.

· Присоединение к континентальной блокаде против Англии (секретное соглашение). Россия должна полностью отказаться от торговли со своим главным партнёром (в частности, условия мирного договора предписывали России полностью в Великобританию) изоляция Англии!!!.

· Россия и Франция обязались помогать друг другу во всякой наступательной и оборонительной войне, где только это потребуется обстоятельствами.

· На территории польских владений Пруссии образовано , зависимое от Франции.

Значение:

Наполеона Тильзитский мир вознёс на вершину могущества

Наполеон поощрял Россию к территориальным приобретениям за счёт Швеции. Вознаграждая Александра за чужой счёт, Наполеон имел в виду рассорить Россию с её прежним союзником, добиться в конечном счёте внешнеполитической изоляции России и сделать её зависимой от Франции

Россия получила отсрочку в войне, т.к. от Англии не было реальной помощи, союзников в Европе не осталось

1808

вторжение в Испанию

«Война ножей» 1808-1812

К 1810 году Наполеон достиг небывалого могущества и славы. Франция вернулась к монархической форме правления, но это была буржуазная монархия, и её жизнь осуществлялась по новым законам.

Подведем итоги внешнеполитической деятельности Наполеона к 1812 году(записывают в тетрадь)

    Устранил угрозу реставрации

    Разбил коалицию

    Остался один соперник- Англия

    Расширил территорию Франции

    Распространение новых порядков на территории Европы

Итак, давайте подведем итог нашему уроку. (Дети пытаются самостоятельно сделать выводы).

Вывод: в период консульства и империи Франция достигла значительных успехов во внутренней и внешней политике: были изданы десятки законов, приводивших в порядок государственную систему. Бонапарт, провозгласив себя правителем «национальным», народным, сумел устранить многие конфликты в обществе. В результате военных побед в эти годы Франция стала сильнейшим государством на континенте.

Закрепление: Фронтально

Теперь перейдём к закреплению:

1. Назовите мне два периода истории Франции с 1799 г. по 1815 г.

2. Основные проблемы внутренней политики Франции периода консульства.

3. Как назывался основной свод законов наполеоновской империи и когда был принят этот свод?

4. Выразите суть этого закона одним лозунгом.

5. В чём особенность внешней политики периода консульства.

6. Какой характер имела внешняя политика периода империи.

7. Основной противник Франции на международной арене.

Домашнее задание:

    Дифференцированное задание: ответить письменно в тетради на один из вопросов (№ 3, 5, 6).

    Подготовить сообщение о Венском конгрессе.

Приложение 1

Кодекс Наполеона.

Кодекс закрепил принципы равенства граждан и неприкосновенности частной собственности. Утвердив, таким образом, за "новыми богачами" и крестьянами право на приобретённую ими собственность дворян и церкви, конфискованную в годы революции. В этих классах он нашёл главную опору.

Содержание

Гражданский кодекс состоял из вводного титула, посвященного опубликованию, действию и применению законов, и трех книг. Первая книга (статьи 7 – 551) «О лицах» содержит положения о физическом лице как субъекте права и семейное право, рассматривает вопросы гражданства и в целом гражданского состояния. В этой книге четко просматривается основная идея всего кодекса – равенство всех перед законов, к примеру, в первой статье вводного титула сказано: «Законы являются подлежащими к исполнению на всей французской территории» , в первой главе 7 статье говориться о том, что «всякий француз пользуется гражданскими правами » . Вторая книга (статьи 516-710) «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» содержит положения о разных видах имущества, о праве собственности и других вещных правах. Основная идея здесь состоит в том, что частная собственность – неприкосновенна, и право собственности охраняется государством, например статья 545: «никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности» , статья 544 «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее удобным способом» . Третья книга «О различных способах, которыми приобретается собственность» посвящена вопросам наследственного права, обязательственного права: в ней содержатся нормы о залоге, поручительстве, исковой давности и т.п. В кодексе уделяется большое внимание брачным отношениям, детям, кодекс носит социальный характер. Он имеет четкую, методическую систему, написан понятным языком. С принятием кодекса, фактически, завершился процесс формирования гражданского права и системы экономических отношений. Он оказался очень эффективным.

Всякий француз пользуется гражданскими правами.

544. Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами.

545. Никто не может быть принуждаем, к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение.

Титул IX .

Об отцовской власти.

371. Дети во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.

372. Дети остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения из-под власти.

373. Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.

376. Если ребенок не достиг 16 лет, то отец может лишить его свободы на срок, который не может превышать месяца; в этих целях председатель трибунала округа должен по просьбе отца выдать ордер на арест.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?»

Просмотр содержимого документа
«Консульство и образование наполеоновской империи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агаповская средняя общеобразовательная школа № 1им. П.А. Скачкова»

Методическая разработка урока истории в 8 классе

по теме: «Консульство и образование наполеоновской империи»

Выполнила: С.Т. Культасова,

учитель истории и обществознания

с.Агаповка

2018 год

Тема: Консульство и образование наполеоновской империи

Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.

Задачи урока:

    Узнать особенности перехода от республики к империи во Франции;

    Показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции;

    Показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе. Продолжить формировать уважительное отношение к мировой культуре.

Тип урока: комбинированный

I Орг. момент:

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Мотивация.

II Опрос домашнего задания:

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начнем изучать один из важнейших и наиболее сложных периодов мировой истории – 19 век. Это время привнесло огромное количество изменений в европейскую жизнь. Мы с вами узнаем, как развивались ведущие европейские государства, а именно Франция, Великобритания, Германия и Италия. Это очень трудный материал и вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы его постичь. Изменения, которые произошли в этих странах, впоследствии привели Европу к 1 мировой войне. А причины этого ужасного конфликта кроятся непосредственно в этом периоде.

На вам был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты . Даю вам 5 минут, чтобы вы повторили д\з и подготовились к опросу. Активные ребята в конце урока получат хорошие оценки.

Фронтальный опрос:

    Что такое либерализм? Идеология свободы

    Главные принципы либерализма? право ч-ка на жизнь, свободу, равенство, собственность

    Какими методами либералы предлагали преобразовывать гос. устройство? Реформами

    От какого слова происходит название консервативной идеологии? Охранять, сохранять

    Главные принципы консерватизма. Сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, культуры, порядка.

    Каких мыслителей социалистов-утопистов вы можете назвать? Сен-Симон, Фурье, Оуэн

    Что такое социализм?

    Что такое марксизм? Назовите его основателей. Маркс, Энгельс

    Какими методами призывали свергать старые порядки социалисты? Революцией

    Что такое анархизм?

    Представители анархизма. Прудон, Бакунин, Кропоткин

III Новая тема:

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать ВФР. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик 16, и власть перешла в руки народного представительного органа. Сначала это было Национальное собрание, потом название сменилось на Законодательное собрание, а потом на Директорию.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?».

Чтобы узнать о том, что такое Консульство и какие меры принимала французская власть в это время, проведем небольшую работу по вариантам. 1 вариант сейчас читает пункт «Успокоение порядок законность», второй вариант «Свобода равенство собственность». На выполнение задания вам 5 минут, по истечении которых я задам вам несколько вопросов, ответы на которые дадут вам оценки.

Вопросы для 1 группы Вопросы для 2 группы

Что было принято в 1799г? (КЦ) Какие законы были приняты?

Высший законодательный орган (Сенат) В чем суть денежной реформы?

Исполнительная власть (3 консула) Зачем закрывали газеты?

Какие полномочия у консулов

Кто был главным консулом (НБ)

Консульство - период в истории Франции, когда власть принадлежала Наполеону Бонапарту. Продолжался с 1799 по 1804.

В первый период консульства были приняты следующие меры:

    Подтверждение права имущества, приобретённого в годы революции;

    Поощрение предпринимательства. Крупной буржуазии предоставлялись государственные заказы.

    Денежная реформа (создание французского банка и новой денежной единицы – франка).

    Укрепление полиции, во главе которой встал Фуше, создавший мощную машину полицейского сыска.

    Католическая церковь объявлялась религией всех французов.

    1804 создан «Гражданский кодекс» - свод законов, в котором провозглашались основные права и свободы человека.

Рассказ учителя : Усиление Франции вызывало недовольство у европейских монархов, они создавали все новые и новые коалиции, ставящие своей целью вернуть Францию к границам 1792 г. и восстановить в ней монархию Бурбонов. Наполеон «унаследовал» войны, которые вела Франция. Ребята, запомните - войны, которые пришлось вести Наполеону,- это не только выражение его личных амбиций и претензий на мировое господство, а защита дела французской революции.

Главным врагом революционной Франции являлась Англия, и принудить ее к миру можно было не столько военными средствами, сколько экономическими. Для этого Наполеон ввел запрет на торговлю с Англией. Этот указ о континентальной блокаде должен был не только изгнать английские товары из Франции, но и вообще задушить английскую экономику, лишив ее европейских рынков. Для достижения результата Наполеону надо было добиться, чтобы к континентальной блокаде примкнули все европейские государства, иначе план был обречен на поражение. Как вы думаете, зачем Наполеон принял подобные меры?

Задание. Ребята, сейчас вы самостоятельно прочтете пункт Завоевательные войны консульства и империи стр. 96-98 и заполните таблицу.

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

Итог

Битва при Маренго

Победа французов. Австрия вышла из войны. К Франции были присоединены Пьемонт и Генуя

Сражение под Ульмом

Октябрь 1805

Победа французов. Захвачена австрийская крепость Ульм

Морское сражение у мыса Трафальгар

Победа англичан. Англия закрепила статус владычицы морей

Битва при деревне Аустерлиц

Наполеон одержал победу над русско-австрийскими войсками. Австрия капитулировала

Битва при Фридланде

Победа французов. Россия заключила мир с Францией. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

Франция вторглась в Португалию

Франция вторглась в Испанию

Установление марионеточного правительства. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

IV Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

    Что такое консульство?

    Какие меры Наполеона вы узнали?

    О каких сражениях мы узнали?

V Домашнее задание: § 11 чтение, пересказ. записи в тетради учить.

VI Итог урока.



Похожие публикации