Является местное самоуправление исполнительным органом. Исполнительные органы местного самоуправления

Для того чтобы народ мог управлять своей страной, демократическая система власти включает в себя местное самоуправление. Таковое наблюдается в любых муниципальных образованиях. Это могут быть села, города, а если населенные пункты очень большие, тогда только части городов - например, кварталы. Логика следующая: имеется государственная власть - это управление, далекое от народа, а вот муниципальная - это (в идеале) сам народ, работающий на пользу себе самому. Правда, полномочия местного самоуправления распространяются только на территорию своей местности, а решения подчиняются действующим для всех правилам и законам.

Решаем, управляем, контролируем

Местное самоуправление ответственно за решение довольно широкого спектра вопросов, связанных с собственностью муниципалитета. Представителей выбирает самостоятельно, изъявляя волю напрямую. Для этого предусмотрены различные органы самоуправления в конкретной местности.

Таким образом можно решить следующие вопросы:

  • обеспечение всем необходимым для корректной работы детских садов, заведений здравоохранения, образовательных, связанных с общественным порядком;
  • использование, содержание нежилого, жилого фонда во владении муниципалитета;
  • поддержка работоспособности коммунальных сетей;
  • строительство дорог и содержание их в адекватном состоянии;
  • озеленение территорий, благоустройство населённого пункта.

Собственность и деньги

Исходя из вышесказанного, понятно, что у муниципалов есть в собственности различные объекты. Наиболее значимы дома, строения, земельные участки. Это все то жилье, которое еще не приватизировано, а также используемое для образовательных, культурных учреждений, больниц, иных объектов промышленности.


Деньги также важны для муниципалитета, поэтому регулярно формируют бюджет, прописывая, какие доходы запланированы, расходы возможны. В бюджет средства поступают за счет введенных на территории налоговых и прочих сборов, штрафных санкций, сдачи объектов в аренду, получения части прибыли местных предприятий. Муниципальные бюджеты питаются в том числе и за счет дотаций.

Как это структурировано?

Публичная власть - это структура из двух уровней: государственный, местный. Следующая ступень иерархии - негосударственные исполнительные органы местного самоуправления в РФ. К таковым принято относить все те органы, в чьей зоне ответственности функции, связанные с управлением территорией, распоряжением, исполнением установленного законами. Наиболее значимая деятельность исполнительных органов местного самоуправления - это гарантия соблюдения на подведомственной территории федеральных законов, а также нормативных актов, принятых на более низком уровне. Это местные документы, устанавливающие правила и порядки на территории, а также действующие на уровне субъекта РФ.


Государственной власти и местного самоуправления имеют компетенцию, устав, функциональность. Словом, это полностью сформированные структуры для обеспечения исполнительной власти на местности. Обычно в качестве такой власти выступает мэрия города или администрация.

Что почем и как работает?

Обеспечивается взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления через иерархическую структуру власти. При этом основополагающим является тот факт, что исполнительная власть сконцентрирована в руках главы администрации города - этакого избранника народа, выбранного, чтобы изъявить волю населения.


Местная администрация призвана следить за тем, чтобы соблюдались федеральные законы. Ее же задача - сформировать бюджет, утвердить его и реализовать. Занимаются органы исполнительной власти местного самоуправления собственностью муниципалитета, управляя ею в идеале так, чтобы строения поддерживались в корректном состоянии, регулярно обслуживались и ремонтировались. Наконец, в зоне ответственности - программы экономического, социального развития подведомственной территории. Несомненно, сформировав подобные программы, органы исполнительной власти местного самоуправления должны предпринять все возможное, чтобы воплотить их в жизнь. Наибольшая ответственность ложится на главу этого органа, то есть на главу администрации.

А что внутри?

Внутренняя организация исполнительных органов местного самоуправления - это иерархия, в которой практически всегда есть следующие ступени:

  • глава, то есть тот, кто руководит работой органа, а также заместители, назначенные чиновнику;
  • административный аппарат, включающий в себя основной персонал, составляющий акты исполнительных органов местного самоуправления;
  • комитеты, иные подразделения;
  • единицы структуры исполнительной власти, ответственные за отдельные районы, таковые обычно именуются территориальными.

Всему голова!

Итак, есть федеральный исполнительный орган местного самоуправления, и есть самый главный человек здесь. Именно он отвечает за то, как власть работает, контролирует ее, обеспечивает урегулирование разнообразных вопросов, подписывает бюджет и утверждает различные программы.


В нашей стране широко применимо единоличное управление, не будут исключением и представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Есть глава, которому все подчинены и перед которым обязаны регулярно отчитываться: как, что, насколько сделано, эффективно ли. С другой стороны, глава администрации не просто контролирует, хорошо ли работают представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Если что-то идет не так, спрашивают с него лично: по законам, ответственность возлагается на управленца персонально.

И что можно сделать?

О том, за что и каким образом будет отвечать главный человек в администрации населённого пункта, рассказывает принятый в этой местности устав. Обычно в нем указывают, что глава должен формировать бюджет и контролировать, чтобы финансовая программа воплотилась в жизнь. Кроме того, именно он руководит всеми объектами в муниципальной собственности. Делать это можно через подчиненные органы, а можно и самостоятельно, напрямую. Между прочим, это не так и мало. В муниципальной собственности обычно достаточно много разнообразных учреждений, предприятий. Словом, найдется, где разгуляться.


Дополнительно к указанному ранее, глава администрации следит за тем, насколько соблюдаются на подведомственной территории права граждан и их свободы. Он контролирует законность происходящего в доверенной ему зоне. При необходимости глава может отменить тот или иной акт, изданный подчиненным органом, а также инициировать работы над какой-нибудь программой или документом на пользу муниципальному образованию. В зоне ведомства главы администрации - заключение соглашений, договоренностей, направленных на благо доверенной территории. Наконец глава исполнительного органа местного самоуправления награждает подчиненных ему лиц, наказывает, призывает к ответственности. К числу таковых принадлежат муниципальные работники.

Законы и назначения

О том, кем может управляться исполнительный орган местного самоуправления, рассказывает принятый в 2003 году закон, посвященный вопросам местного самоуправления. В частности, именно вопросу выбора главы посвящена 37-я статья. В ней говорится, что глава образования может быть также и главой администрации, а также, что это может быть человек, с которым заключили контракт. Второй вариант возможен, если должность была вакантна, на ее замещение провели конкурс и выбрали в результате лучшего из претендентов.


Когда организуется конкурс, задача проведения процедуры по закону ложится на исполнительный орган местного самоуправления. Необходимо сперва задокументировать то, каков конкурсный порядок, то есть каким образом допустимо проводить это мероприятие. Обычно утверждают специальное положение. Далее необходимо подобрать персонал для комиссии, предварительно определив, насколько много человек нужно для корректной работы.

Следует помнить, что далеко не все участники комиссии назначаются муниципальным исполнительным органом, некоторых предоставляют по выбору законодательного органа того субъекта, где проводится мероприятие. Это происходит на основании решения высшего должностного лица территории. Далее комиссия анализирует претендентов и выбирает лучшего, утверждает, какие условия нужно прописать в договоре с будущим управленцем и принимает примерный контракт. Глава администрации формирует свое представление о структуре подчинённого ему органа, а комиссия вправе утвердить проект или отправить на переработку. Также именно такая комиссия имеет право инициировать расторжение заключенного с управленцем контракта.

Глава: кто он такой

Как уже было упомянуто, исполнительный орган местного самоуправления подчиняется главе. Такового можно избрать в ходе муниципальных выборов, о чем гласит 36-я статья принятого в 2003 году закона о местном самоуправлении. В качестве альтернативы выборам - принятие решение в пользу одного из членов администрации.

Если были организованы выборы, в ходе которых некоторый чиновник занял место главы администрации, тогда его голос в будущем будет решающим на проводимых властью собраниях. Этот управленец может возглавить администрацию или занять пост председателя представительного органа. А вот разделиться на два кресла нельзя: или глава администрации, или председатель. И ту, и другую должность одному и тому же человеку по закону занимать запрещено.

Разделяй и властвуй

Описанная система стала наилучшим на данный момент воплощением представления о справедливом разделе власти. Впрочем, если речь идет о небольших населенных пунктах - например сельских поселениях, то тут ситуация особенная. В таких местах проживает довольно мало человек, поэтому две головы совершено ни к чему. Достаточно выбрать одного управленца, который будет совмещать две должности, являясь как председателем, так и главой.


Прочно утвердившись на новом стуле, глава может:

  • Представлять местность в других регионах, муниципалитетах, в государственных инстанциях, предприятиях, а также перед гражданами. Такому начальнику не нужна доверенность, поскольку представительская функция предполагает наличие всех прав и полномочий. Это означает, что глава сможет подписывать бумаги и оглашать позиции по разнообразным вопросам. Исключение - это такие случаи, которые были отмечены в законе как специальные.
  • Подписывать правовые акты, принимаемые подведомственными структурами, а также заниматься их обнародованием, подчиняясь при этом уставу подвластной территории.
  • Издавать акты, но не нарушая границ полномочий.
  • Созывать заседания не в установленные сроки, а раньше, если в этом возникла необходимость.

Кому и как?

Следует обратить внимание, что указанные полномочия распространяются на всех без исключения глав муниципалитетов. Не играет роли, каким методом пришел к власти конкретный управленец, не имеет значения, какой именно возглавляется чиновником орган.

В каждом отдельно взятом муниципальном образовании действует свой собственный, оригинальный устав. В нем могут быть прописаны такие условия и возможности, которые расширяют полномочия чиновника, управляющего территорией. При этом расширения могут распространяться только на тех, кому вверена исполнительная власть, на тех, кому вверена представительная, а также на всех сразу.

Дополнительно нужно отметить, что чиновник, возглавляющий муниципальное образование, должен отчитываться населению, проживающему на вверенной ему территории, и контролироваться народом. Кроме того, представительный орган также вправе требовать перед собой от исполнительной местной власти отчета.

Законы не случайны

Законы нашей страны последовательны и логичны. Уже из того, каково устройство государства в целом, какие нормативные акты действуют на территории всей России, логично следует, что на местах управление должно осуществляться раздельно с ограничениями функционала каждого из элементов правительственной иерархии.

Главное предназначение существующего управленческого аппарата - обеспечение корректной деятельности муниципалитета. Именно с целью достижения эффективного управления и были введены местные органы исполнительной власти. В то же время ученые в области права доказывают, что и по сей в России развито недостаточно эффективно, система нуждается в существенной доработке. Впрочем, действующий аппарат, пусть он и работает (временами, нужно признать, через пень-колоду), наукой изучен довольно неполно. Фактически говорят только о том, что местная власть исполнительная, распорядительная, имеет определенные полномочия. Крайне редко можно видеть научные работы, посвященные развитию этого аппарата, совершенствованию.

Полномочия и вектор развития

Необходимо помнить, что один из самых важных нормативных актов в нашей стране - это Конституция. Это означает, что местная исполнительная власть должна строго подчиняться этому документу. Особенности управления в муниципалитетах прописаны в 132-й статье. Там перечислено, что именно может взять на себя глава муниципалитета. Это означает, что никакие сверх этого полномочия, кроме установленных дополнительно местными правовыми актами, недопустимы. В противном случае речь пойдет о превышении полномочий, что на территории России является нарушением закона.


Еще один важный аспект заключается в том, что местное самоуправление - это власть, выбираемая народом, из народа и для народа. Это означает, что главная задача чиновников - отстаивать интересы тех, кто привел их к власти. Даже если на практике так происходит далеко не всегда, необходимо стремиться к этому. Во многом принципы местного самоуправления продиктованы идеологией демократии, что для нашего государства - ключевое направление развития, равно как и стремление к справедливости. А для того чтобы народ правил через избранных представителей, уже можно в пределах закона распоряжаться предприятиями, учреждениями образования и здравоохранения, порядком таким образом, чтобы добиться процветания подведомственной территории.

Муниципальные образования в структуре органов местного самоуправления создают кроме представительного органа и иные органы. К иным органам относятся исполнительные органы местного самоуправления. Это соответствует положениям ст.3 Европейской Хартии местного самоуправления, согласно которой представительные органы местного самоуправления, избранные путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования, «могут иметь подотчетные им исполнительные органы». Наиболее распространенным наименованием исполнительного органа местного самоуправления в России является «администрация муниципального образования» или «местная администрация». Опираясь на федеральное законодательство и законы субъектов Федерации муниципальные образования самостоятельно выбирают и устанавливают организационную схему исполнительного органа.

Факторами, влияющими на выбор организационной структуры исполнительных и иных органов местного самоуправления являются: размер и уровень социально-экономического развития территории, численность населения, финансовые возможности, национальные и иные местные традиции и др. В крупных муниципальных образованиях исполнительные органы имеют разветвленную структуру и относительно большой штат. Устанавливая штатное расписание исполнительного органа, муниципальное образование руководствуется реестром муниципальных должностей муниципальной службы, который утвержден законом субъекта Федерации.

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления предлагаются возможные варианты образования исполнительных органов. Может предусматриваться должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, который возглавляет исполнительный орган местного самоуправления. Он может именоваться главой, мэром города, района и т.п. Руководство исполнительным органом он осуществляет на принципе единоначалия. Глава муниципального образования может избираться населением или представительным органом из числа его депутатов. Это высшее должностное лицо муниципального образования.

Другой возможный вариант организации руководства исполнительным органом местного самоуправления предусматривает учреждение должности главы администрации . В отличие от главы муниципального образования он не может возглавлять деятельность по осуществлению местного самоуправления, не входит в состав представительного органа и не может председательствовать на его заседаниях, а является только руководителем администрации муниципального образования и замещает эту должность на контрактной основе (трудового договора).

Закон об общих принципах организации местного самоуправления не исключает возможности образования коллегиального органа управления в системе местного самоуправления.

В соответствии с уставом муниципального образования руководитель исполнительного органа либо самостоятельно, либо с согласия представительного органа назначает своих заместителей и распределяет между ними обязанности. Обычно в сфере финансово-экономической деятельности, социальной защиты населения и социальной политики, коммунально-бытового обслуживания и др.

Структура исполнительного органа местного самоуправления включает различные подразделения отраслевого и функционального назначения: отделы, управления, комитеты (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.). Имеется и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др.

Структурные подразделения исполнительного органа создаются в соответствии со схемой управления конкретным муниципальным образованием, возглавляются руководителем и имеют соответствующие полномочия по осуществлению исполнительной и распорядительной деятельности в определенной сфере согласно уставу муниципального образования и законодательству. Структурные подразделения в соответствии с уставом могут наделяться правами юридического лица.

Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа, организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями, которые утверждаются в порядке, установленном уставом муниципального образования. Сотрудники структурных подразделений исполнительного органа действуют на основании должностных инструкций, утверждаемых, как правило, руководителем соответствующего подразделения по согласованию с руководителем исполнительного органа местного самоуправления.

Управления и отделы исполнительного органа самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями. При структурных подразделениях в качестве совещательных органов могут создаваться коллегии или консультативные общественные советы, рекомендации которых, в случае необходимости, могут оформляться в форме приказов соответствующих руководителей исполнительного органа.

Кроме представительного органа (Совета и др.) и выборных должностных лиц (мэра и др.) в муниципальном образовании могут быть другие, невыборные органы и должностные лица. Такие органы и должностные лица бывают в муниципальных образованиях в зарубежных странах (совещательные советы при назначенном сверху чиновнике, наемные менеджеры и администраторы), они могут быть и в России. Это допускает Федеральный закон об общих принципах местного самоуправления, не определяя, правда, их характер и название. Среди них могут быть совещательные органы и советники при главе муниципального образования, но могут быть и другие органы и должностные лица.

Конкретная структура, компетенция, сроки полномочий таких органов и должностных лиц определяются муниципальными образованиями на основе законов субъектов Федерации о местном самоуправлении. Среди них могут быть исполнительно-распорядительные органы и должностные лица, занимающиеся общим администрированием. Их не выбирают, а «нанимают» как управленцев, работающих по контракту (трудовому соглашению). Это не просто рядовые муниципальные чиновники, а должностные лица, обладающие в сфере своей деятельности дискреционными полномочиями (о характере таких полномочий говорилось ранее).

Исполнительные органы, число и номенклатура должностных лиц, содержание их деятельности различаются в зависимости от уровня муниципального образования, численности жителей, развития инфраструктуры, экономического положения, разнообразия функций, требующих диверсификации управления, и др. Названия их тоже неодинаковы. Обычно такие органы называются местными администрациями, а их руководитель - главой администрации. Как говорилось, на практике, как правило, эту должность занимает сам глава муниципального образования (в таком случае глава администрации (он же - глава муниципального образования) оказывается выборным должностным лицом). Если же устав муниципального образования предусматривает отдельные должности главы муниципального образования и главы администрации, то последний назначается либо главой муниципального образования, либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае он может возглавлять группу чиновников - начальников отделав по различным отраслям управления (местной промышленности, сельского хозяйства и т.д.), которые могут составлять под его председательством коллегиальный исполнительно-распорядительный орган, своего рода муниципальное правительство. Разумеется, это бывает только в крупных муниципальных образованиях с развитыми экономическими, социальными и культурными функциями.

Глава местной администрации может иметь своих заместителей, которых может назначить самостоятельно (если это разрешает устав муниципального образования), либо по согласованию с представительным органом или главой муниципального образования (в соответствии с уставом). На практике, однако, такие назначения всегда делаются после предварительных обсуждений с главой муниципального образования или совещания в представительном органе, после беседы с его председателем, другими членами. Обычно руководитель администрации (независимо от того, занимает или нет эту должность глава муниципального образования) имеет заместителей по финансово-экономической деятельности, коммунально-бытовому обслуживанию, социальной поддержке населения и др.

Структура, штатное расписание и численность местной администрации определяется главой местной администрации и утверждается главой муниципального образования, а иногда - и представительным органом муниципального образования. В структуру администрации входят различные отделы, секторы, комитеты и другие структурные подразделения. Как правило, в их числе.- подразделения по управлению муниципальной собственностью, местными финансами, жилищно-коммунальным хозяйством, в городах - муниципальными землями и градостроительной политикой и т.д. В крупных муниципальных образованиях есть отделы здравоохранения, транспорта и связи и др. Местная администрация имеет свой вспомогательный, обслуживающий аппарат. Это - управление делами, бухгалтерия, отдел кадров, юридическая служба (юрист) и т.д. Состав каждого структурного подразделения исполнительного органа местного самоуправления возглавляет единоличный руководитель (начальник управления, заведующий отделом и т.д.).

Муниципальная администрация занимается подготовкой проектов решений, их обоснованием и текущей работой по управлению. Она разрабатывает и после согласования с главой муниципального образования вносит в представительный орган проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального образования как в целом, так и по различным сферам (строительство, транспорт, бюджет и т.д.); организует выполнение решений представительного органа и главы муниципальнрго образования; управляет муниципальной собственностью на основах, установленных представительным органом; выступает заказчиком для выполнения разного рода работ и услуг, необходимых для населения муниципального образования (например, строительство школы, открытие нового транспортного маршрута); заключает договоры с другими организациями о сотрудничестве по вопросам экономического и социального развития муниципального образования; осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов на товары, расчеты, услуги, осуществляемые в пределах муниципального образования; обеспечивает санитарию и гигиену на своей территории; контролирует соблюдение правил торговли, рынки, ярмарки; содержит учреждения образования, здравоохранения, культуры и другие, находящиеся в муниципальной собственности, и заботится об их развитии; выдает разрешения на строительство; принимает меры по улучшению жилищных и бытовых условий нуждающихся граждан; разрабатывает и реализует программы по повышению занятости населения и организации общественных работ (строительство дорог, благоустройство и т.д.); в соответствии с законом принимает меры, связанные с проведением публичных манифестаций, спортивных, зрелищных мероприятий (например, установление маршрутов демонстраций, соблюдение порядка на спортивных состязаниях и др.); обеспечивает охрану общественного порядка и противопожарную без-опасность. Администрация муниципального образования осуществляет также иные полномочия, возложенные на нее в пределах закона представительным органом муниципального образования или его главой.

Осуществляя свои полномочия, исполнительные органы местного самоуправления издают различные правовые акты. Эти акты, а также решения, принятые должностными лицами в пределах их полномочий (например, о правилах пользования муниципальным транспортом, о местах хранения отходов производства), обязательны для исполнения всеми находящимися на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их формы собственности, а также общественными объединениями и гражданами. Названия и формы правовых актов муниципальных исполнительных органов определяются ими самостоятельно или указаны в уставах муниципальных образований. Глава муниципального образования и глава администрации (если такая должность предусмотрена отдельно) обычно издают постановления (нормативные акты) и распоряжения (акты ненормативного характера), хотя эти различия далеко не всегда соблюдаются. Заместители главы администрации издают инструкции (акт общего характера) и распоряжения. Руководители структурных подразделений исполнительного органа (администрации) издают приказы, инструкции.

Актуальность рассмотрения изменения структуры исполнительных органов местного самоуправления обусловлен тем, что в развитии основ местного управления в Российской Федерации можно выделить три периода.

Первый период (1990–1993 гг.) – начало процесса реформирования местного самоуправления. Переход к организации власти на местах, начавшийся в 1990 г., основывался на организационной структуре и формах работы, сложившихся в нашей стране более чем за 70 лет.

В соответствии с Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1990 г. местными органами власти в регионах, городах, районах, поселках, сельсоветах являлись соответствующие Советы народных депутатов. Органами управления административно-территориальных единиц выступала местная администрация, осуществлявшая только распорядительные функции. С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» структура органов местного самоуправления также менялась.

Цель работы – проанализировать изменение структуры органов местного самоуправления в условиях экономических и политических реформ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить правовой статус исполнительных органов местного самоуправления;

Определить направления реформирования структуры исполнительных органов местного самоуправления;

Проанализировать существующие структуры исполнительных органов местного самоуправления.

1. Исполнительные органы местного самоуправления: понятие и правовой статус

Государственная власть в РФ поделена между федерацией и субъектами федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа. К органам местного самоуправления в РФ нужно отнести те органы управления, которые находятся в иерархической структуре управления ниже уровня субъектов федерации.

Местное самоуправление - это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления.

Исполнительные органы местного самоуправления - формируемые представительными органами местного самоуправления и подотчетные им органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (исполнительную власть) в границах муниципального образования. Ими являются местные администрации, которые образуются во всех муниципальных образованиях. Ранее аналогичные органы именовались исполнительными комитетами соответствующих местных Советов. Понятие местной администрации было введено в государствоведческую лексику конституционной реформой 24 мая 1991 г. (с указанной датой связано введение в Конституцию РСФСР 1978 г. понятия "местное самоуправление"). Одновременно районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов стали считаться органами местного самоуправления. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. о местном самоуправлении определил местную администрацию как часть структуры местного самоуправления.

Согласно ст. 3 «Европейской Хартии местного самоуправления» представительные органы местного самоуправления, избранные путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, «могут иметь подотчетные им исполнительные органы». Наиболее распространенное наименование исполнительных органов местного самоуправления в Российской Федерации – «администрация муниципального образования (местная администрация)».

В разных субъектах Федерации и муниципальных образованиях в зависимости от того, является ли оно городским или сельским поселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численности жителей и других факторов система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности сильно различаются.

Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой ими администрации. Ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепила положения о Главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Наименование главы муниципального образования и сроки полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

В различных субъектах Федерации при формировании местной администрации используются несколько механизмов. Местная администрация:

Формируется представительным органом местного самоуправления;

Создается главой местного самоуправления самостоятельно;

Формируется главой местного самоуправления с согласия представительного органа местного самоуправления;

Главные должностные лица назначаются с согласия представительного органа местного самоуправления, а остальные – главой местного самоуправления самостоятельно.

Для организации работы исполнительных органов (администрации) необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть различные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т. д.) и другие структурные подразделения. Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др. Перечень подразделений исполнительного органа (администрации) определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования. Структурные подразделения исполнительного органа находятся в подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете (в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат), могут обладать правами юридического лица. Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности и закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями. Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой администрации, либо по его представлению представительным органом местного самоуправления).

Работа опубликована



Похожие публикации