Статья вопросы местного значения муниципальных образований. Вопросы местного значения

участвовать, то же нотариальными и другими действиями. Значит, хотя установленные законом полномочия - дело добровольное, они должны быть подкреплены какими-то правилами. Если орган местного самоуправления берется за осуществление этих полномочий, они на какой-то срок становятся для него обязательными и выполняются в определенном порядке. Поэтому законодатель должен установить процедуру, предполагающую порядок реализации предоставленных муниципалитетам прав. При этом важно более четко, чем сейчас, определить сами эти права. Формула о "содействии" опеке и попечительству, как выше отмечалось, не дает возможности уяснить содержание этого права. То же с "содействием национально-культурному развитию народов Российской Федерации".

В некоторых из сфер, затрагиваемых правами органов местного самоуправления, действует разветвленная система федерального и (или) регионального законодательства. По-видимому, в актах, связанных с вхождением органов местного самоуправления на началах добровольности в эти сферы, будет определено, в какой мере эти органы должны соблюдать соответствующие нормативные предписания, как должна делиться ответственность между ними и органами, выполняющими в данной сфере свои обязанности, и т.д.

В Федеральном законе N 258-ФЗ содержится общая норма о том, что органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении новых государственных полномочий, кроме названных, если это участие предусмотрено федеральными законами. Однако в нем не установлен порядок договоренности о таком участии, закрепленный в Федеральном законе N 199-ФЗ, - о согласовании условий участия и о том, что федеральные законы могут определять возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти этого участия. Надо полагать, что в законодательстве эти моменты еще найдут свое отражение и определенное противоречие двух законов будет устранено.

Из всего этого следует, что концепция полномочий органов местного самоуправления, заложенная в первоначальной редакции Федерального закона N 131-ФЗ, оказалась существенно поколебленной (если не отвергнутой). Единственно возможный вид государственных полномочий, о которых указывалось в законе (в соответствии с Конституцией РФ), были делегированные государственные полномочия, режим передачи и исполнения которых органами местного самоуправления предусматривает выделение достаточных субвенций из государственных (федерального или региональных) бюджетов и соблюдение иных важных условий. Все полномочия органов местного самоуправления, установленные законами и не связанные с решением вопросов местного значения, признавались государственными полномочиями.

Как отмечалось выше, установление такого порядка было одной из главных целей муниципальной реформы - ликвидировать нефинансируемые государственные мандаты, налагавшие на органы местного самоуправления тяжелое бремя расходов. Введение добровольных исполняемых государственных полномочий таит опасность возвращения к нефинансируемым методам, хотя и на факультативной основе. При этом закрытый для вопросов местного значения и полномочий по их решению перечень муниципального имущества "приоткрыт" для добровольно исполняемых государственных полномочий - теперь в

Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Помощь в написании работы, которую точно примут!

Задание 1.

Сформулируйте понятие вопросов местного значения и проанализируйте их юридические признаки

Согласно абзацу 9 части 1 статьи 2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ О МСУ, закон) - вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом О МСУ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с законом О МСУ и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, разделены, согласно Закону, по типам муниципальных образований на вопросы: местного значения поселения (ст.14), муниципального района (ст.15) и городского округа (ст.16). Данный закон выделяет два критерия для классификации вопросов местного значения: материальный критерий (эти вопросы должны касаться непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования) и формально-юридический критерий (они должны быть отнесены к вопросам местного значения федеральными законами, уставами муниципальных образований).

управления муниципальной собственностью;

бюджетно-финансовой деятельности;

здравоохранения и оказания медицинской помощи;

социальной защиты населения;

образования и культуры;

охраны общественного порядка, пожарной безопасности и гражданской обороны;

охраны окружающей среды и природопользования;

жилищного строительства;

транспорта, связи и сельскохозяйственного производства;

коммунального и бытового обслуживания населения;

погребения и похоронного дела.

Вопросы местного значения различают в зависимости от степени участия государства в их регулировании.

Вопросы, в которых органы местного самоуправления осуществляют вспомогательные функции в предусмотренных законодательством рамках для решения общих с федеральными и региональными органами власти (в частности, охрана общественного порядка, участие в охране окружающей среды, обеспечение противопожарной безопасности и др.).

Вопросы, в которых юридическая самостоятельность сочетается с технологической зависимостью от государства и его структур (энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение, водоотведение, дорожное строительство).

Вопросы, в решении которых органы местного самоуправления обладают относительно полной свободой и самостоятельностью как в принятии решений по этим вопросам, так и в нормативно-правовом регулировании порядка их решения. В частности, общими для всех типов муниципальных образований являются такие вопросы, как формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их исполнением, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных, в основном, с повседневным жизнеобеспечением населения. Это: обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного, фонда создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, развития массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, организация благоустройства и озеленения территории, планирование застройки поселений, организация освещения улиц, установки уличных указателей, и т.п. Многие вопросы местного значения отнесены к предметам ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу: за решение вопросов в границах поселения отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы - муниципальный район. Например, к вопросам местного значения поселения отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к вопросам муниципального района - организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. К уровню поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; к уровню муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания поселений (библиотечный коллектор); содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т.д.

Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся организация охраны общественного порядка; предоставление начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время; организация основных видов медицинской помощи; организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других. При этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса (заработная плата педагогического персонала, учебные пособия, средства технического обеспечения учебного процесса и т.д.) возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Эта мера призвана гарантировать получение качественных образовательных услуг во всех муниципальных образованиях, независимо от состояния их доходной базы.

Учитывая различные возможности отдельных поселений (например, если сравнивать сельское поселение из нескольких населенных пунктов с общей численностью 1-2 тыс. и городское поселение с населением 20-50 тыс. жителей), закон устанавливает, что органы местного самоуправления поселения и муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих полномочий. Данная норма позволяет экономически слабому и дотационному поселению передавать часть своих функций муниципальному району (с соответствующим сокращением объема дотаций), а городскому поселений - принимать на себя ряд функций муниципального района.

В законе установлено, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции и компетенции других уровней публичной власти, только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов. Данным законом установлено и то, что перечень вопросов местного значения всех типов муниципальных образований не может быть изменен иначе, как путем внесения, изменений и дополнений в федеральный закон. Финансирование решения этих вопросов осуществляется за счет средств местных бюджетов и может дополнительно финансироваться из бюджетов других уровней и государственных внебюджетных фондов, федеральные законы и законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

В статье 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дается полное описание вопросов местного значения. Вопросы местного значения устанавливаются только вышеприведенным Федеральным законом (ст.18). К вопросам местного значения поселения относятся:

) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

) формирование архивных фондов поселения;

) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;

) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

) осуществление муниципального лесного контроля;

) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;

) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;

) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Подводя итог, анализу вопросов местного самоуправления можно сделать вывод, что вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом О МСУ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно - и являются вопросами местного значения. Из приведенного понятия можно выделить следующие юридические признаки:

наличие проблем необходимых для функционирования муниципального образования (существующие вопросы и их решение непосредственно для улучшения условий проживания, функционирования МО);

соответствие Конституции РФ, ФЗ «О МСУ» и др. законодательным актам РФ (законность);

деятельность должна осуществляться населением (и/или органом МСУ) самостоятельно (самостоятельность).

Таким образом, вопросы местного значения - это предметы собственного ведения муниципальных образований и полномочия по ним обязательны к осуществлению органами местного самоуправления, причем за счет собственных средств местных бюджетов.

Задание 2.

Сформулируйте понятие компетенции муниципального органа и проанализируйте его юридические признаки. Как соотносятся предметы ведения муниципального органа и полномочия муниципального органа?

Согласно толкового словаря С.И. Ожегова «компетенция (от лат. competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям». То есть полномочия - составляющие (совокупность) компетенции.

Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.

Полномочия МСУ реализуются во-первых непосредственно населением муниципальных образований. Население муниципальных образований играет важную роль в реализации полномочий местного самоуправления. Отдельные полномочия МСУ (право избирать представительный орган местного самоуправления, выражать волю путем референдума и др.), могут быть осуществлены только населением муниципальных образований. Полномочия МСУ реализуются органами МСУ и должностными лицами МСУ. Большинство полномочий МСУ реализуются органами и должностными лицами МСУ, составляя их компетенцию. Полномочия МСУ можно подразделить на две группы: «Собственные» полномочия МСУ, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальным образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением; Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы МСУ.

Полномочия органов МСУ обладают специфическими чертами:

Полномочия органов МСУ представляют собой неразрывное единство закрепленных в законе их прав и обязанностей.

Полномочия органов МСУ закрепляются в соответствующих нормативно - правовых актах.

В отличие от прав граждан всякое полномочие органов МСУ реализуется ими через совершение властных действий административно-распорядительного или нормоустановительного характера.

Органы МСУ располагают собственными властными полномочиями в решении вопросов местного значения.

Первым составным элементом полномочий являются предметы ведения. Под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы местной жизни, в которых действует данный, юридически компетентный в них, орган. Каждый орган местного самоуправления должен иметь свое поле деятельности, воздействовать в соответствии со своими задачами и целями на определенные виды общественных отношений. Поэтому правовое регулирование полномочий органа местного самоуправления предполагает, прежде всего, обозначение круга его деятельности, той сферы местной жизни, в которой действует данный орган местного самоуправления.

В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на: а) органы общих полномочий; б) органы специальных полномочий. К органам общих полномочий относятся органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и местная администрация (орган управления муниципального образования) - предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни. Характер полномочий, закрепляемых за представительными органами местного самоуправления, показывает, что деятельность этих органов затрагивает все стороны местной жизни, все ее сферы. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, утверждают местный бюджет и планы развития муниципального образования, решают другие вопросы. Так, местная администрация управляет муниципальной собственностью, местными финансами, решает иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с законами, уставом муниципального образования. К органам специальных полномочий относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни: например, отдел образования местной администрации, органы охраны общественного порядка и т.д.

Таким образом, компетенция муниципального органа - совокупность полномочий закрепляемых нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования. Предметы ведения, как структурный элемент понятия «полномочия», являются способом юридического обозначения тех сфер местной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа местного самоуправления. Предметы ведения соотносятся с полномочиями МО как часть целого.

Задание 3.

Представительный орган местного самоуправления принял решение о введении новых местных налогов и сборов. Какие требования законодательства РФ должны быть соблюдены при принятии решений органами местного самоуправления?

Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ (далее НК) в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК (земельный налог и налог на имущество физических лиц). Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В статье 17 НК «Общие условия установления налогов и сборов» говорится, что: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Кроме того, при установлении местных налогов и сборов предусматриваются основания для использования налоговых льгот и соответственно сами налоговые льготы.

Все конкретные размеры налоговых ставок, устанавливаются местными органами самоуправления и законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом строго учитываются предельные налоговые ставки, которые предусмотрены федеральным законом. Местные налоги и сборы зачисляются во внебюджетные фонды (местные бюджеты) и являются их источниками доходов.

Во-первых, местные налоги и сборы должны быть установлены соответствующими представительными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Во-вторых, они должны быть установлены в надлежащей форме -актом представительного органа местного самоуправления.

Помимо законов представительные органы власти полномочны принимать и другие акты: постановления, декларации, заявления. На местном уровне, где принятие законов не предусмотрено, акты о налогообложении облекаются, как правило, в форму решений.

Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым Кодексом.

В-третьих, акт о налоге должен быть принят с соблюдением установленного Конституцией РФ и законодательством порядка принятия таких актов.

Таким образом, для того чтобы представительный орган МСУ принял решение о введении новых местных налогов и сборов, должны быть соблюдена, законность (т.е. решение должно соответствовать и оформлено согласно НК РФ).

вопрос местный самоуправление муниципальный орган

Список использованной литературы:

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) [электронный ресурс] : Консультант Плюс [режим доступа] : #"justify">3.Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс [режим доступа] : #"justify">.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - СПб.: Проспект, 2011. - 672 с.

.Миронов А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие / А.Н. Миронов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, 2010. - 208 с.

.Муниципальное право России: учебник / Под ред. А.Н. Кокотова. - М.: Юрайт, 2011.- 512 с.

.Прудников А., Чепурной А., Антонова Н. Муниципальное право России: учебник / А.Прудников, А. Чепурной, Н. Антонова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, 2011. - 376 с.

.Прудников А., Алексеев И. Муниципальное право России: учебник / А. Прудников, И. Алексеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 320 с.

.Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.А. Скрипниченко. - СПб.: Питер, 2010. - 464 с.

.Муниципальное право России: учебник / Под ред.С.А. Авакьян. - СПб.: Проспект, 2011. - 544 с.

.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Оникс, 2011. - 736 с.

... органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

1. Побудило государственные органы рассматривать вопросы местного значения как обязанности органов местного самоуправления...
13. Гущин В.З. Предмет ведения и полномочия местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления

Структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления.


РАЗРАБОТКА И ПРОДВИЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления ».

Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи , общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

Обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

Организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

Организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

Содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства ;

Организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

Создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

Даже из этого краткого списка очевидна важность для жителей муниципалитета вопросов местного значения. Это важнейшие для населения вопросы, эффективность решения которых в основном определяет качество жизни человека. Некоммерческие организации создаются и действуют для решения проблем своих целевых групп. Очень часто эти проблемы вызваны низким качеством решения в муниципалитете соответствующего вопроса местного значения. Практически каждая некоммерческая организация или созданная для решения конкретной проблемы инициативная группа может найти в данном списке такой вопрос, который имеет непосредственное отношение к интересам целевой группы. Так, например, для организаций, занимающихся работой с молодыми людьми, это вопрос «организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении». Организации экологической направленности должны быть заинтересованы в решении таких вопросов местного значения, как «организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения».

Неудовлетворительное решение ВМЗ ответственные за это муниципальные службы обычно объясняют отсутствием денег. Однако, как показывают исследования, проблема начинается с отсутствия нормативного документа, который бы четко определял порядок, то есть стандарты качества по данному ВМЗ, процедуру его решения, ответственных, критерии оценки деятельности по решению ВМЗ, механизмы контроля (в том числе общественного), и еще целый ряд важных позиций. Правильно организовав работу, наладив систему контроля и включив дополнительные ресурсы, в том числе ресурсы некоммерческих организаций, можно добиться лучших результатов за меньшие деньги. Это подтверждает практика лучших муниципалитетов России.

Таким образом, участие НКО в подготовке и продвижении нормативных актов, посвященных решению вопросов местного значения, дает им возможности:

- закрепить в нормативном документе такой порядок решения ВМЗ, который соответствовал бы интересам целевой группы этой организации;

- предусмотреть участие НКО и граждан в контроле за работой органов местного самоуправления;

- повысить эффективность бюджетных расходов и, таким образом, высвободить средства для решения других ВМЗ, в том числе в интересах своей целевой группы;

- предусмотреть участие НКО в решении профильных ВМЗ с соответствующим финансированием;

- расширить свою социальную базу за счет людей (в том числе экспертов), которые будут вовлечены в разработку, продвижение нормативного документа и в решение на его основе вопросов местного значения;

- повысить уровень известности своих организаций и позитивное отношение к ним со стороны местного сообщества.

Для чего депутатам и сотрудникам исполнительных органов муниципального уровня участвовать в разработке и продвижении нормативных актов о порядке решения вопросов местного значения (ВМЗ)?

Объективно существующий, но часто не осознаваемый интерес депутатов и чиновников определяется следующими факторами:

Качество решения вопросов местного значения является главным результатом работы местной власти. Низкое качество означает ее плохую работу;

С 2008 года введена новая жесткая система оценки эффективности работы муниципальной власти.

В общении с представителями местной власти, особенно небольших поселений, довольно часто приходится слышать вопрос: «Зачем нам еще какие-то нормативные документы о решении вопросов местного значения? Их никто не обязывает принимать, нет методических рекомендаций «сверху» об их разработке, и нам вполне достаточно существующих инструкций».

Начнем отвечать на эти вопросы с федерального законодательства. Статья 87 Бюджетного Кодекса России, посвященная реестрам расходных обязательств, устанавливает:

«1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

2. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов , муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований , необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств (п. 2 в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 63-ФЗ)».

Таким образом, Бюджетный Кодекс предусматривает подготовку проекта бюджета муниципального образования на основе муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства. По вопросам местного значения расходование бюджетных средств может производиться, поскольку муниципалитет должен решать их самостоятельно, но для этого необходимы положения о порядке решения вопросов местного значения.

Еще одно подтверждение такой позиции дает нам Министерство регионального развития . На официальном сайте Министерства регионального развития, отвечающего в России за нормативное обеспечение деятельности местного самоуправления, представлено пособие в форме вопросов-ответов, дающее представление об официальной позиции Министерства. Адрес сайта www. *****. Приведем полностью большую цитату из этого пособия для того, чтобы подтвердить необходимость принятия нормативных актов, посвященных решению вопросов местного значения: «В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:

Доклады о результатах работы муниципальной власти за прошлый год должны обнародоваться, то есть, например, размещаться на официальных сайтах. Следовательно, у организаций гражданского общества появляется возможность для контроля приведенных в докладах показателей. Органам исполнительной власти субъектов РФ (республик, краев, областей) этим Указом рекомендовано выделять гранты муниципалитетам для достижения ими наилучших значений и поощрения их достижений.

Приведем в качестве примера того, что отношение населения муниципалитета к своей муниципальной власти становится важным для власти не только в день выборов, некоторые введенные Указом показатели оценки:

Доля многоквартирных домов , в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами;

Удовлетворенность населения: медицинской помощью (процент от числа опрошенных); качеством дошкольного образования , общего образования и дополнительного образования детей (процент от числа опрошенных); деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).

Правительство России распоряжением от 01.01.01 года утвердило дополнительный перечень показателей для оценки эффективности работы местной власти. Среди них, например, такие:

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания);

Доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги;

Удельный вес детей в возрасте лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности;

Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.

Указом Президента России и принятым в целях его исполнения распоряжением Правительства РФ введена жесткая система государственного контроля за эффективностью работы органов местного самоуправления. В современных условиях у большинства муниципалитетов есть два пути для того, чтобы получить хорошие показатели в таких докладах: фальсифицировать результаты или же реально повысить эффективность своей работы. Например, принять такие акты о решении вопросов местного значения, которые бы успешно пресекали коррупцию, создавали условия для сокращения ненужных расходов и заставляли исполнителей работать на конечный результат.

Некачественное решение ВМЗ, низкое качество муниципальных услуг приводит к недовольству населения деятельностью власти в целом, поскольку люди не могут дифференцировать уровни власти по оказываемым услугам.

Таким образом, участие представителей местной власти в подготовке и продвижении нормативных актов, посвященных решению вопросов местного значения, дает им возможности:

- повысить качество выполнения своих обязанностей по решению вопросов местного значения и удовлетворенность населения качеством своей жизни;

- повысить уровень позитивного восприятия населением местной власти и ее деятельности;

- повысить эффективность бюджетных расходов;

- обеспечить приемлемый уровень ряда показателей ежегодного доклада об эффективности своей деятельности.

3. Алгоритм решения вопросов местного значения

Общий алгоритм решения вопросов местного значения был предложен на основе изучения опыта ряда муниципалитетов России (г. Хабаровск), директором Дальневосточного центра социальных инноваций и некоммерческого партнерства «Гражданские инициативы», кандидатом экономических наук. Данный раздел методических рекомендаций подготовлен на основе обнародованных ею предложений.

Существуют ограничения (граничные условия) для решения ВМЗ:

Оставаться в пределах компетенции, установленной для муниципалитета законом;

Деятельность по решению ВМЗ должна быть адекватна объему ресурсов, которыми располагает муниципальное образование;

Для определения границ ответственности муниципальных образований должна быть определена результативность деятельности по решению ВМЗ;

Населения должно иметь возможность участвовать в решении ВМЗ как непосредственно, так и через самодеятельные организации граждан.

Алгоритм проектирования (разработки) решения ВМЗ:

1. Определение содержания и результативности деятельности по решению ВМЗ.

2. Определение технологии решения вопроса местного значения.

3. Определение ресурсного обеспечения решения ВМЗ, в т. ч.:

Материально-технического;

Кадрового;

Финансового.

4. Сравнение альтернативных решений и выбор из них оптимального.

5. Нормативно-правовое оформление оптимального решения, то есть разработка и принятие нормативно-правового акта о порядке решения ВМЗ.

На первом этапе (определение содержания и результативности деятельности):

1. Определяется содержание деятельности по решению ВМЗ, через установление однозначного понимания формулировок ВМЗ (понятийного аппарата). Как показывает практика, четкое определение понятий часто оказывается достаточно сложным делом для разработчиков.

2. Проектируется результат деятельности по решению ВМЗ и показатели (индикаторы) его измерения.

На втором этапе (определение технологии решения ВМЗ):

1. Определяется перечень задач по достижению результата, определенного на первом этапе.

2. Определяется круг возможных участников деятельности по решению задач.

3. Разрабатывается несколько альтернативных вариантов распределения деятельности между возможными ее участниками, в т. ч.:

Определяется компоновка задач по всем ВМЗ;

4. Определяется алгоритм деятельности органов местного самоуправления в альтернативных вариантах.

На третьем этапе (определение ресурсного обеспечения):

1. Определяется необходимая материально-техническая база для решения ВМЗ в каждом из альтернативных вариантов, определенных на II этапе.

2. Определяются требования к кадрам, необходимым для решения ВМЗ и их количество в каждом из альтернативных вариантов.

3. Определяется объем необходимых финансовых ресурсов в каждом из альтернативных вариантов.

На четвертом этапе (сравнение альтернативных решений и выбор оптимального решения):

1. Выбираются критерии для оценки альтернативных решений.

2. Проводится сравнение альтернативных решений по разным критериям, в т. ч.

Сравнение ресурсного обеспечения каждого альтернативного варианта по соотношению цена - качество (результат – затраты).

3. Выбирается оптимальный вариант решения ВМЗ.

На пятом этапе (нормативно-правовое оформление):

1. Разрабатывается концепция нормативно-правого акта по решению ВМЗ, закрепляющая выбранное оптимальное решение.

2. Проводится обсуждение (например, публичные слушания) концепции нормативного акта с максимально широким привлечением граждан и организаций, интересы которых затрагиваются этим проектом (исполнители, получатели услуг, контролирующие органы и группы и пр.).

3. Вносятся поправки в концепцию по итогам обсуждения.

4. Осуществляется юридическое оформление концепции в виде проекта нормативного правового акта.

5. Проект нормативного правового акта вносится в представительный орган местного самоуправления и производится его принятие представительным органом.

Как показывает практика муниципальных образований на юге России, предложенный алгоритм необходимо дополнить еще одним этапом – обоснованием для представителей муниципальной власти необходимости принятия нормативного акта, определяющего порядок решения вопроса местного значения. Как было показано выше, далеко не все представители местной власти осознают необходимость таких документов и свою ответственность за их отсутствие. По очередности этапов в предложенном алгоритме этап обоснования можно назвать нулевым, поскольку только после его прохождения может начинаться содержательная работа. По своей сути этот этап является информационно-мотивационным. Информация, которая может быть использована на данном этапе в ходе взаимодействия с представителями местной власти, представлена в разделе 2 настоящих методических рекомендаций «Основания мотивации участников разработки и продвижения нормативных актов о порядке решения ВМЗ».

Необходимо оговориться, что возможен другой подход к определению очередности мероприятий по разработке и принятию нормативного документа о порядке решения вопроса местного значения. В рамках такого подхода некоммерческая организация или инициативная группа граждан самостоятельно, без участия представителей муниципальной власти, разрабатывает проект положения о решении какого-либо вопроса местного значения и предлагает его для принятия. Таким образом, взаимодействие структуры гражданского общества и местной власти начинается в рамках такого подхода лишь на пятом этапе предложенного выше алгоритма, то есть на этапе нормативно-правового оформления. Очевидно, что предлагать муниципальной власти готовый проект нормативного документа – это менее эффективный вариант, поскольку представители этой власти не воспринимают проект как «свой», у них отсутствует чувство причастности к такому проекту. Результатом обычно является настороженное отношение к документу и препятствия в ходе его обсуждения и принятия. Напротив, достижение принципиальной договоренности о необходимости разработки проекта нормативного документа в диалоге структуры гражданского общества и власти повышает шансы на принятие документа.



Похожие публикации