Структура местных исполнительных органов. Местные исполнительные органы

Кроме представительного органа (Совета и др.) и выборных должностных лиц (мэра и др.) в муниципальном образовании могут быть другие, невыборные органы и должностные лица. Такие органы и должностные лица бывают в муниципальных образованиях в зарубежных странах (совещательные советы при назначенном сверху чиновнике, наемные менеджеры и администраторы), они могут быть и в России. Это допускает Федеральный закон об общих принципах местного самоуправления, не определяя, правда, их характер и название. Среди них могут быть совещательные органы и советники при главе муниципального образования, но могут быть и другие органы и должностные лица.

Конкретная структура, компетенция, сроки полномочий таких органов и должностных лиц определяются муниципальными образованиями на основе законов субъектов Федерации о местном самоуправлении. Среди них могут быть исполнительно-распорядительные органы и должностные лица, занимающиеся общим администрированием. Их не выбирают, а «нанимают» как управленцев, работающих по контракту (трудовому соглашению). Это не просто рядовые муниципальные чиновники, а должностные лица, обладающие в сфере своей деятельности дискреционными полномочиями (о характере таких полномочий говорилось ранее).

Исполнительные органы, число и номенклатура должностных лиц, содержание их деятельности различаются в зависимости от уровня муниципального образования, численности жителей, развития инфраструктуры, экономического положения, разнообразия функций, требующих диверсификации управления, и др. Названия их тоже неодинаковы. Обычно такие органы называются местными администрациями, а их руководитель - главой администрации. Как говорилось, на практике, как правило, эту должность занимает сам глава муниципального образования (в таком случае глава администрации (он же - глава муниципального образования) оказывается выборным должностным лицом). Если же устав муниципального образования предусматривает отдельные должности главы муниципального образования и главы администрации, то последний назначается либо главой муниципального образования, либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае он может возглавлять группу чиновников - начальников отделав по различным отраслям управления (местной промышленности, сельского хозяйства и т.д.), которые могут составлять под его председательством коллегиальный исполнительно-распорядительный орган, своего рода муниципальное правительство. Разумеется, это бывает только в крупных муниципальных образованиях с развитыми экономическими, социальными и культурными функциями.

Глава местной администрации может иметь своих заместителей, которых может назначить самостоятельно (если это разрешает устав муниципального образования), либо по согласованию с представительным органом или главой муниципального образования (в соответствии с уставом). На практике, однако, такие назначения всегда делаются после предварительных обсуждений с главой муниципального образования или совещания в представительном органе, после беседы с его председателем, другими членами. Обычно руководитель администрации (независимо от того, занимает или нет эту должность глава муниципального образования) имеет заместителей по финансово-экономической деятельности, коммунально-бытовому обслуживанию, социальной поддержке населения и др.

Структура, штатное расписание и численность местной администрации определяется главой местной администрации и утверждается главой муниципального образования, а иногда - и представительным органом муниципального образования. В структуру администрации входят различные отделы, секторы, комитеты и другие структурные подразделения. Как правило, в их числе.- подразделения по управлению муниципальной собственностью, местными финансами, жилищно-коммунальным хозяйством, в городах - муниципальными землями и градостроительной политикой и т.д.

В крупных муниципальных образованиях есть отделы здравоохранения, транспорта и связи и др. Местная администрация имеет свой вспомогательный, обслуживающий аппарат. Это - управление делами, бухгалтерия, отдел кадров, юридическая служба (юрист) и т.д. Состав каждого структурного подразделения исполнительного органа местного самоуправления возглавляет единоличный руководитель (начальник управления, заведующий отделом и т.д.).

Муниципальная администрация занимается подготовкой проектов решений, их обоснованием и текущей работой по управлению. Она разрабатывает и после согласования с главой муниципального образования вносит в представительный орган проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального образования как в целом, так и по различным сферам (строительство, транспорт, бюджет и т.д.); организует выполнение решений представительного органа и главы муниципальнрго образования; управляет муниципальной собственностью на основах, установленных представительным органом; выступает заказчиком для выполнения разного рода работ и услуг, необходимых для населения муниципального образования (например, строительство школы, открытие нового транспортного маршрута); заключает договоры с другими организациями о сотрудничестве по вопросам экономического и социального развития муниципального образования; осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов на товары, расчеты, услуги, осуществляемые в пределах муниципального образования; обеспечивает санитарию и гигиену на своей территории; контролирует соблюдение правил торговли, рынки, ярмарки; содержит учреждения образования, здравоохранения, культуры и другие, находящиеся в муниципальной собственности, и заботится об их развитии; выдает разрешения на строительство; принимает меры по улучшению жилищных и бытовых условий нуждающихся граждан; разрабатывает и реализует программы по повышению занятости населения и организации общественных работ (строительство дорог, благоустройство и т.д.); в соответствии с законом принимает меры, связанные с проведением публичных манифестаций, спортивных, зрелищных мероприятий (например, установление маршрутов демонстраций, соблюдение порядка на спортивных состязаниях и др.); обеспечивает охрану общественного порядка и противопожарную без-опасность. Администрация муниципального образования осуществляет также иные полномочия, возложенные на нее в пределах закона представительным органом муниципального образования или его главой.

Осуществляя свои полномочия, исполнительные органы местного самоуправления издают различные правовые акты. Эти акты, а также решения, принятые должностными лицами в пределах их полномочий (например, о правилах пользования муниципальным транспортом, о местах хранения отходов производства), обязательны для исполнения всеми находящимися на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их формы собственности, а также общественными объединениями и гражданами. Названия и формы правовых актов муниципальных исполнительных органов определяются ими самостоятельно или указаны в уставах муниципальных образований. Глава муниципального образования и глава администрации (если такая должность предусмотрена отдельно) обычно издают постановления (нормативные акты) и распоряжения (акты ненормативного характера), хотя эти различия далеко не всегда соблюдаются. Заместители главы администрации издают инструкции (акт общего характера) и распоряжения. Руководители структурных подразделений исполнительного органа (администрации) издают приказы, инструкции.

формируемые представительными органами местного самоуправления и подотчетные им органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (исполнительную власть) в границах муниципального образования. Ими являются местные администрации, которые образуются во всех муниципальных образованиях. Следует иметь в виду, что термин "местная администрация" условен и Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" им не оперирует. Ранее аналогичные органы именовались исполнительными комитетами соответствующих местных Советов. Понятие местной администрации было введено в государствоведческую лексику конституционной реформой 24 мая 1991 г. (с указанной датой связано введение в Конституцию РСФСР 1978 г. понятия "местное самоуправление"). Одновременно районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов стали считаться органами местного самоуправления. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. о местном самоуправлении определил местную администрацию как часть структуры местного самоуправления.

Местная администрация представляет собой аппарат, который состоит из главы муниципального образования, иных должностных лиц, структурных подразделений. Местная администрация подотчетна соответствующему представительному органу местного самоуправления. Структура администрации, т.е. состав ее органов, утверждается муниципальным образованием самостоятельно в зависимости от полномочий и предметов ведения. Кроме того, количество создаваемых органов, их состав, содержание деятельности существенно различаются в зависимости от уровня муниципальной единицы, от того, является она городским или сельским поселением, от особенностей ее экономики, численности жителей и др. Соответственно в крупных городах в составе администрации учреждаются органы, занимающиеся вопросами здравоохранения, народного образования, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынка жилья, инженерной инфраструктуры жилья, архитектуры и градостроительства, транспорта и связи, благоустройства, социальной защиты населения, культуры и спорта, потребительского рынка услуг и др. В сельских районах создаются подразделения, ведающие земельными ресурсами и земельной реформой, управлением муниципальным имуществом, экономикой и др. Местная администрация формируется ее главой, который возглавляет администрацию на принципах единоначалия. Если уставом муниципального образования не предусмотрена должность главы муниципального образования, то глава администрации назначается соответствующим представительным органом по контракту сроком на 4 года. В пределах своих полномочий глава местной администрации издает постановления и распоряжения, а руководители администрации - приказы. Акты местной администрации вступают в силу с момента их принятия, если иное не определено самим актом.

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполни­тельных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение обще­государственной политики исполнительной власти в сочетании с интере­сами и потребностями развития соответствующей территории.

В систему государственного управления на местах, в администра­тивно-территориальных единицах входят представители местных испол­нительных органов: акимы областей, районов, городов, аулов, сел, посел­ков.

Акимы областей, городов республиканского значения и столицы на­значаются на должность и освобождаются от должности Президентом Рес­публики по представлению Премьер-министра.

Акимы иных административно-территориальных единиц назначают­ся и освобождаются вышестоящими по отношению к ним акимами.

Акимы являются представителями Президента и Правительства. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать от должности акимов. Полномочия акимов областей, городов республикан­ского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики.

Областные, районные, городские маслихаты вправе тайным голосо­ванием большинством в две трети от общего числа депутатов выразить не­доверие руководителю органа местной администрации и поставить вопрос о его освобождении от должности перед акимом соответствующей адми­нистрации, который принимает по данному вопросу мотивированное ре­шение и извещает о нем соответствующий маслихат.

Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности местной администрации осуществляет подчиняющийся аки­му аппарат.

Структура служебного аппарата зависит от объема и характера задач соответствующей местной администрации.

Управленческими органами местного исполнительного органа явля­ются отделы и управления Они ведут работу но исполнению решений со­ответствующих маслихатов, акимов местной администрации, вышестоя­щих государственных органов в отраслях и сферах управления. Отделы и управления осуществляют управление подчиненными соответствующим акимам местной администрации учреждениями, организациями, предпри­ятиями соответствующих отраслей, ведут распорядительную деятельность в пределах своей компетенции. Большинство полномочий отделов и управлений направлено на реализацию компетенции акимов. Вместе с тем отделы и управления, будучи разновидностью местных органов госу­дарственного управления, входят в систему соответствующих мини­стерств, государственных комитетов и ведомств республики (хотя их орга­нами и не являются).

Вышестоящие органы государственного управления должны осуще­ствлять в отношении отделов и управлений прежде всего организационно-методическое руководство, обеспечивать соответствие их деятельности общим направлениям и требованиям развития отрасли. Некоторые вопро­сы организации и деятельности отделов, управлений решаются акимом ме­стной администрации по согласованию с вышестоящими органами управ­ления (например, при утверждении руководителей отделов и управлений внутренних дел вопрос согласуется с руководством соответствующих ор­ганов внутренних дел и Министерством внутренних дел Республики Ка­захстан).

Для рассмотрения основных вопросов деятельности местного испол­нительного органа при акиме создается консультативно-совещательный орган - коллегия. Ее состав утверждается акимом. Решения коллегии проводятся в жизнь актами акима.

Для выполнения возложенных задач местные исполнительные орга­ны наделены широкой компетенцией. Правовые основы компетенции ме­стных исполнительных органов закреплены в Конституции Республики Казахстан.

К ведению местных исполнительных органов Конституция отно­сит:

Разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

Управление коммунальной собственностью;

Назначение на должность и освобождение от должности ру­ководителей местных исполнительных органов. Решение иных во­просов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

Осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством.

Законодательство более детально регламентирует полномочия мест­ного исполнительного органа. Полномочия местного исполнительного ор­гана делятся на несколько групп.

Первая группа. Полномочия по защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка.

Местный исполнительный орган в данной сфере:

Обеспечивает исполнение гражданами и организациями Конституции Республики Казахстан, законодательных актов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Республики Казахстан, центральных и местных государственных органов;

Принимает меры по защите прав и свобод граждан, обеспечению обще­ственного порядка, в том числе при проведении собраний, митингов, ше­ствий, демонстраций и пикетов граждан;

Организует работу по разъяснению законодательства и оказанию юри­дической помощи населению;

Содействует материально-техническому обеспечению работы судов, судебно-экспортных и исправительно-трудовых учреждений;

Осуществляет контроль за обеспечением противопожарной безопасно­сти и безопасности на водах;

В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принимает предусмотренные законодательством меры по спасению жизни людей, защите их здоровья и прав, сохранению материальных ценностей, обеспечению законности и правопорядка;

Обеспечивает исполнение законодательства о всеобщей воинской обя­занности;

Осуществляет иные полномочия, возложенные на него за­конодательством Республики Казахстан.

Вторая группа. Полномочия местного исполнительного органа в экономической сфере.

Местный исполнительный орган:

Разрабатывает проекты планов, экономических и социальных про­грамм развития территории и обеспечивает их исполнение;

Разрабатывает проект местного бюджета и обеспечивает его исполне­ние;

Утверждает генеральный план застройки населенных пунктов и вы­ступает заказчиком по строительству объектов коммунальной собственно­сти и социально-культурного назначения, дает разрешение на строительст­во коммунальных сетей и сооружений;

Создает благоприятные условия для развития предпринимательства;

Обеспечивает формирование социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктуры населенных пунктов с учетом интере­сов населения административно-территориальной единицы;

Осуществляет контроль за охраной и рациональным использованием земли и других природных ресурсов, организует экологическую эксперти­зу, строительство и реконструкцию природоохранных объектов;

Содействует эксплуатации и содержанию коммунального жилищного фонда, дорог, улиц, других объектов инфраструктуры и систем жизнеобес­печения населения;

Распределяет жилищный фонд, находящийся в его ведении, осущест­вляет учет граждан, нуждающихся в жилье, решает вопросы использова­ния нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в коммунальной собственности;

Размещает заказы по развитию систем электрификации, га­зоснабжения, водоснабжения населенных пунктов;

Третья группа. Полномочия местного исполнительного органа и социально-культурной сфере.

Местный исполнительный орган:

Осуществляет управление государственными учреждениями образо­вания, здравоохранения, культуры и спорта, содействует укреплению их материально-технической базы;

В пределах и в порядке, установленных законодательством Республи­ки Казахстан, решает вопросы социально-культурного, медицинского, тор­гового, бытового и иного обслуживания населения;

Обеспечивает учет и регулирует распределение трудовых ресурсов, решает вопросы трудоустройства;

Принимает меры по развитию обязательного медицинского страхова­ния, заключает договоры об обязательном медицинском страховании для неработающего населения;

Решает вопросы социальной защиты населения, охраны материнства и детства, оказывает адресную помощь социально уязвимым слоям населе­ния;

Содействует сохранению и развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев населения, организует работу но сохране­нию исторического и культурного наследия, кладбищ и иных мест захоро­нения;

Вносит предложения об объявлении находящихся на соответствующей территории природных и иных объектов, представляющих экологическую, историческую, культурную или иную научную ценность, охраняемыми памятниками природы, истории и культуры;

В законодательстве закреплены полномочия акимов областной, рай­онной и городской администрации.

В компетенцию акимов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов) входит:

Представление на утверждение маслихата планов, экономических и социальных программ развития территорий, обеспечение их исполнения;

Представление на утверждение маслихата местного бюджета, обеспе­чение его исполнения;

Подготовка заключений по проектам решений маслихатов, предусмат­ривающих сокращение местных бюджетных доходов или увеличение ме­стных бюджетных расходов;

Представление на утверждение маслихатов схем управления админи­стративно-территориальными единицами;

Создание, реорганизация и ликвидация организаций (их филиалов и представительств), находящихся в коммунальной собственности, назначе­ние на должность и освобождение от должности их руководителей;

Предоставление земельных участков, их изъятие (выкуп) для государ­ственных надобностей, решение иных вопросов в соответствии с земель­ным законодательством;

Решение вопросов разработки местных месторождений общераспро­страненных полезных ископаемых и иных вопросов в соответствии с зако­нодательством о недрах и недропользовании;

Выпуск по решению соответствующего маслихата займов, облигаций, лотерей в порядке, установленном законодательством Республики Казах­стан;

Выдача лицензий в соответствии с законодательством Республики Ка­захстан;

Подписание договоров, юридических и банковских документов, реше­ние иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

Внесение представления Президенту Республики Казахстан о награж­дении государственными наградами, присвоении почетных и иных званий лицам в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Акима, руководителей управлений и отделов аппарата, руководителей са­мостоятельных исполнительных органов но согласованию с руководите­лем центрального государственного органа в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан;

Содействие территориальным органам центральных государственных органов в осуществлении их полномочий;

В необходимых случаях назначение представителя Акима в населен­ных пунктах соответствующей административно-территориальной едини­цы;

Внесение предложений в местный представительный орган об образо­вании и составе специальных комиссий.

К компетенции Акимов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов) могут быть отнесены иные вопросы в пределах полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законода­тельством Республики Казахстан.

В компетенцию акимов иных административно-территори­альных единиц входит:

Внесение на рассмотрение соответствующего Акима сметы доходов и расходов, обеспечение ее исполнения;

Осуществление управления коммунальной собственностью в пределах, установленных законодательством;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителей акимов, руководителей структурных подразделений аппарата;

Содействие территориальным органам центральных государственных органов, судам в осуществлении их полномочий;

Содействие своевременному поступлению налогов, сборов и иных обя­зательных платежей в республиканский и местный бюджеты;

Организация совершения нотариальных действий государственными но­тариусами и регистрации актов гражданского состояния в порядке, ус­тановленном законодательством Республики Казахстан;

Организация первичного учета военнообязанных и призывников;

Подписание договоров, юридических и банковских документов, реше­ние иных вопросов, связанных с организацией работы местных испол­нительных органов.

К компетенции акимов иных административно-территориальных еди­ниц могут быть отнесены другие вопросы в пределах полномочий, воз­лагаемых на местные исполнительные органы законодательством Рес­публики Казахстан.

Акты местной администрации. Акиматы издают постановления. Акимы - решения нормативно-правового характера и распоряжения по во­просам административного характера. Руководители органов местной ад­министрации в пределах своей компетенции издают приказы.

Акты местной администрации не должны противоречить Консти­туции и законодательству Республики Казахстан. Акты местной администрации могут быть отменены вышестоящим исполнительным органом, Пре­зидентом, Правительством Республики Казахстан или в судебном порядке; приостановлены соответствующим прокурором

Акты акима, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат официальному опубликованию и государственной ре­гистрации территориальными органами Министерства юстиции.

Акты главы администрации, принятые в пределах его компетен­ции, обязательны к исполнению на соответствующей территории всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собст­венности, должностными лицами и гражданами.



Похожие публикации