Понятие и компетенция органов исполнительной власти

Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию , структуру и необходимые для работы государственные должности государственной службы (управленческий персонал).

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, негосударственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее .

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;


б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4. Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д.).

В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления.

Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти — юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа.

Типовой Регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции, ФЗ и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.

Компетенция - возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Как сложное явление она состоит из элементов двоякого рода.

К собственно компетенционным элементам относятся:

а) нормативно установленные цели;

б) предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия;

в) властные полномочия, как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий.

Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение. Без них компетенция теряет публично-правовую обеспеченность с помощью разных средств.

После этих пояснений выделим наиболее типичные полномочия с обусловленным операциональным делением - видовые и более конкретные полномочия:

а) руководит - полнообъемное решение вопросов и выполнение всех нижеследующих полномочий;

б) управляет - императивные указания, распоряжения, включает часть нижеследующих полномочий;

в) решает - устанавливает, определяет, утверждает, создает, оформляет, представляет.

Членение возможно по степени самостоятельности принятия решений :

Независимо (самостоятельно);

По согласованию;

Совместно;

г) участвует - формирование, разработка, согласование, порядок использования (имущества и т.п.), содействие;

д) нормирует - введение правил, принятие правовых актов, установление нормативно-технических и иных документов.

Примечательно, что правовые акты могут играть троякую роль - как предметы ведения, как вид полномочия и как средство реализации компетенции в целом, о чем подробнее будет сказано ниже;

е) организует - создает условия, стимулирует, поддерживает, выполняет, осуществляет, инструктирует;

ж) разрабатывает - предложения, проекты, программы, прогнозы, аналитическую информацию;

з) указывает - отмена актов, приостановление действий, создание организаций, предписание по совершению действий;

и) координирует - объединение планов и программ, согласование актов, действий и позиций, целевые установки, информационное обеспечение;

к) контролирует - проверка, ревизии, отчеты, информации. Эти полномочия неодинаковым образом комбинируются у различных субъектов компетенции.

л) запрещает - отменяет, признает недействительным, приостанавливает.

Правительство РФ: понятие, правовое положение, полномочия. ФКЗ «О Правительстве РФ».

Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Согласно конституции Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Организует реализацию внутренней и внешней политики;

Обеспечивает единство системы исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и ФЗ; оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства в государстве и в системе исполнительной власти.

В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства.

Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства с другими ОГВ - Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и ОГВ субъектов Федерации. Так, в целях повышения эффективности участия Правительства в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства от 1 февраля 2000г. Утверждено Положение о его полномочных представителях в палатах Федерального Собрания.

Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей.

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства, а Правительство информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации":

Глава I. Общие положения.

Глава II. Состав Правительства Российской Федерации и порядок его формирования.

Глава III. Полномочия Правительства Российской Федерации.

Глава IV. Организация деятельности Правительства Российской Федерации.

Глава V. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

Глава VI. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания.

Глава VII. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов судебной власти.

Глава VIII.Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Глава IX. Обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации.

Глава X. Заключительные положения.

Глава 11. Общие положения.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В пределах своих полномочий:

Организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

Осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

Обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

Формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

Реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В сфере экономики :

Осуществляет в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;

Обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

Прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

Вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации и др.;

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

Разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

Принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг ;

Осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

Осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;

Руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

В социальной сфере:

Обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

Принимает меры по реализации трудовых прав граждан и др.

  • 3. Основные черты и юридические свойства конституции. Классификация конституций.
  • Глава 4. Конституция Российской Федерации.
  • 1. Предпосылки становления идей конституционализма в России.
  • 2. История развития Конституции России.
  • 3. Порядок пересмотра Конституции России и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции
  • Раздел третий основы конституционного строя россИйской федерации Глава 5. Понятие конституционного строя и его принципы.
  • 1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ.
  • 2. Принципы конституционного строя и их содержание
  • Глава 6. Конституционные основы народовластия в Российской федерации.
  • 1. Понятие народовластия.
  • Раздел четвертый
  • 2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности и его структура.
  • 3. Конституционные принципы правового статуса личности
  • Глава 8. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в россИйской федерации.
  • 1. Классификация конституционных прав и свобод и их содержание.
  • 2. Конституционные обязанности.
  • 3. Основания ограничения основных прав и свобод.
  • 4. Понятие гарантий прав человека и гражданина и их классификация.
  • 5. Права человека и деятельность овд.
  • Глава 9. Гражданство Российской федерации
  • 2. Понятие гражданства России.
  • 3. Принципы гражданства.
  • 4. Основания и порядок приобретения гражданства.
  • Прием в гражданство России в общем порядке (Ст. 13).
  • 5. Прекращение гражданства России.
  • 6. Государственные органы по делам гражданства.
  • Глава 10. Правовое положение иностранных граждан в российской федерации
  • 1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • 4 . Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан.
  • Раздел пятый
  • 2. Истоки федеративного выбора России
  • 3. Конституционные основы федеративного устройства России.
  • Глава 12. Конституционно-правовой статус РоссиЙской федерации
  • 1. Конституционные признаки России как суверенного государства.
  • 2. Предметы ведения России
  • 3. Суверенитет и государственные символы России.
  • Глава 13. Конституционный правовой статус субъектов Российской федерации.
  • 3. Административно-территориальное устройство субъектов России.
  • 1. Понятие и виды субъектов России
  • 2. Содержание конституционно-правового статуса субъектов России.
  • 4. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта.
  • Раздел шестой органы государственной власти российской федерации
  • Глава 14. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти России
  • 1. Понятие органа государственной власти, его признаки, типология и принципы.
  • 2. Понятие системы государственных органов России.
  • 3. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.
  • Глава 15. Конституционно-правовое регулирование формирования выборных органов государственной власти
  • 2. Понятие избирательной системы и ее элементы.
  • 3. Избирательное право: понятие и условия реализации избирательных прав граждан.
  • 4. Принципы избирательной системы: понятие и содержание
  • 5. Избирательный процесс: понятие и стадии.
  • 6. Гарантии избирательных прав граждан
  • Раздел седьмой федеральные органы государственной власти Глава 16. Президент Российской Федерации.
  • 1. Президент Российской Федерации – глава государства. Функции Президента рф. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.
  • Основные функции Президента Российской Федерации как главы государства.
  • 2. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.
  • 3. Полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации.
  • Неприкосновенность Президента Российской Федерации
  • 4. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
  • 6. Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации.
  • Совещательные и консультативные органы при Президенте рф
  • Совет Безопасности рф Совет Безопасности рф формируется Президентом рф в соответствии с п. «ж» ст.83 Конституции рф. Статус данного органа определяется:
  • Глава 17. Федеральное собрание российской федерации
  • 1. Федеральное Собрание – парламент России: понятие, структура, функции, место в системе органов государственной власти.
  • 3. Полномочия и внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
  • 4. Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
  • Акты Государственной Думы. В соответствии с Конституцией рф и Регламентом Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам:
  • 5. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
  • Согласно законодательству социальное обеспечение парламентария предполагает:
  • Глава 18. Законодательный процесс в Российской Федерации.
  • Глава 19. Правительство российской федерации
  • 1. Правительство России как высший исполнительный орган государственной власти.
  • 2. Состав, порядок формирования, срок полномочий и отставка Правительства России.
  • 1. Правительство России как высший исполнительный орган государственной власти.
  • 2. Состав, порядок формирования, срок полномочий и отставка Правительства России
  • 3. Полномочия Правительства России
  • 4. Порядок деятельности Правительства России
  • 5. Акты Правительства России.
  • Глава 20. Федеральные органы исполнительной власти
  • 1. Система федеральных органов исполнительной власти.
  • 2. Статус, полномочия и структура федеральных органов исполнительной власти.
  • Глава 21. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Прокуратура россии
  • 1. Понятие и структура судебной власти в России.
  • 2. Конституционные принципы деятельности и гарантии правосудия в России.
  • 3. Конституционно-правовой статус судей.
  • 4. Конституционный Суд Российской Федерации.
  • 4. Верховный Суд России.
  • 5. Высший Арбитражный Суд России
  • 6. Прокуратура Российской Федерации.
  • Раздел восьмой организация государственной власти в субъектах российской федерации
  • Глава 22. Конституционно-правовые основы организации государственной власти в субъектах России
  • Глава 23. Основы статуса законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Росийской Федерации
  • 1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта России.
  • 2. Органы исполнительной власти субъекта России
  • Раздел девятый
  • 2. Система местного самоуправления.
  • Глава 25. Органы и должностные лица местного самоуправления и их полномочия.
  • 1. Структура органов местного самоуправления и их полномочия.
  • 3. Гарантии местного самоуправления.
  • 4. Ответственность органов местного самоуправления.
  • Рекомендованная литература
  • 2. Статус, полномочия и структура федеральных органов исполнительной власти.

    Правовая регламентация статуса, структуры и полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществляется положениями о них, утверждаемыми в зависимости от подчиненности либо Президентом России, либо Правительством России. К настоящему времени все федеральные органы государственной власти имеют указанные положения.

    Федеральное министерство по статусу наделено следующими правомочиями:

    а) на основании и во исполнение Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента России и Правительства России самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента России и Правительства России осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента России и Правительства России;

    б) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента России или постановлениями Правительства России;

    в) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

    г) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

    Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента России и Правительства России сфере деятельности.

    Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства России министр России (федеральный министр), осуществляющий следующие функции:

    1) утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

    2) вносит в Правительство России по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

    3) вносит в Министерство финансов России предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

    4) вносит в Правительство России проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства России и т.д.

    Федеральное министерство принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента России и Правительства осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента России и Правительства.

    Виды принимаемых федеральным министерством актов устанавливаются федеральным законодательством.

    При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности федеральное министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента России и Правительства функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России, органов местного самоуправления, а также ограничения на реализацию прав и свобод граждан, прав и законных интересов коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность и условия введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента России и Правительства.

    Федеральное министерство при разработке нормативного правового акта в сфере деятельности федеральных служб, федеральных агентств, находящихся в его ведении, может привлекать специалистов указанных федеральных органов исполнительной власти по согласованию с их руководителями. Разработанный проект нормативного правового акта направляется в указанные федеральные службы и федеральные агентства для дачи заключения. Поступившие в установленный срок заключения по проекту нормативного правового акта подлежат рассмотрению федеральным министром.

    В случае если проект нормативного правового акта федерального министерства содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти, он подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное регулирование в соответствующей сфере деятельности, либо ими издается совместный акт.

    Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном законодательством России.

    В том случае, если федеральные агентства и федеральные службы наделены правом принятия нормативных правовых актов, то указанные положения применимы и к принимаемым ими нормативным правовым актам.

    Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Его возглавляет руководитель (директор ) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

    В пределах своей компетенции федеральное агентство издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента России, Председателя Правительства России и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Оно не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента России или постановлениями Правительства России.

    Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

    В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, актов Президента и Правительства России, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Он, как и руководитель федерального агентства, не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента России или постановлениями Правительства России, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

    В целях унификации сфер и процедур взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, Правительством России Постановлением от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» был утвержден «Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти». 1 Федеральным органам исполнительной власти до 1 марта 2005 г. было предписано разработать свои регламенты в соответствии с Типовым регламентом и утвердить их в установленном порядке.

    В соответствии с положениями данного Регламента, федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся в ведении федерального министерства, а также их территориальные органы при осуществлении деятельности руководствуются наряду с федеральным законодательством актами соответствующего федерального министерства, изданными в пределах его компетенции, включая приказы федерального министра.

    Руководитель федерального органа исполнительной власти несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на федеральный орган исполнительной власти, и реализацию функций этого федерального органа.

    Федеральный министр своим приказом предоставляет в необходимых случаях директорам департаментов федерального министерства полномочия представлять федеральное министерство в отношениях с государственными органами, в том числе с федеральными службами, федеральными агентствами, находящимися в ведении этого федерального министерства, государственными внебюджетными фондами, с другими организациями и гражданами, а также выдает доверенности на подписание от имени федерального министерства договоров и других гражданско-правовых документов.

    Федеральные органы исполнительной власти в соответствии со статьей 78 Конституции России для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные органы, которые, как правило, создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта России), межрайонных, городских или районных органов.

    Финансирование деятельности территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    Территориальные органы федерального органа исполнительной власти являются государственными органами, находящимися в его подчинении. Порядок организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти предусматривается в регламенте соответствующего федерального органа исполнительной власти.

    Полномочия федерального органа исполнительной власти на отдельных территориях могут осуществляться его представителями, которые являются государственными служащими, занимающими должности в центральном аппарате этого органа.

    Осуществление части полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения России и субъектов России может быть передано органам исполнительной власти субъектов России в соответствии с федеральным законодательством.

    Не допускается наделение полномочиями территориального органа государственных учреждений и иных организаций, не являющихся в соответствии с законодательством России государственными органами.

    Правительство на основе предложений руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство, утверждает схему размещения территориальных органов указанных федеральных органов исполнительной власти.

    Федеральное министерство на основе предложений руководителей находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств утверждает схему размещения территориальных органов указанных федеральных органов исполнительной власти.

    Схема размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти включает их перечень, фонд оплаты труда и предельную численность работников территориальных органов каждого федерального органа исполнительной власти.

    Территориальные органы в соответствии с компетенцией федерального органа исполнительной власти и установленными полномочиями выполняют функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, по предоставлению государственных услуг и другие функции, в том числе по выполнению задач, связанных с реализацией федеральных программ, планов, отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента России, Правительства и соответствующего федерального органа исполнительной власти.

    Территориальные органы в пределах своих полномочий также осуществляют контроль и надзор за выполнением органами исполнительной власти субъектов России переданных им в соответствии с федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения, а также за соблюдением требований к качеству и доступности государственных услуг организациями, через которые они оказываются.

    Образование территориального органа федерального органа исполнительной власти, а также его реорганизация или упразднение осуществляются руководителем федерального органа исполнительной власти путем принятия решения на основании схемы размещения территориальных органов.

    Для отдельных федеральных органов исполнительной власти федеральными законами, актами Президента России и Правительства может быть установлен иной порядок образования, реорганизации и упразднения территориальных органов.

    Руководитель федерального органа исполнительной власти утверждает положение о территориальном органе этого федерального органа исполнительной власти.

    Руководители территориальных органов федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федеральных министерств, назначаются на должность и освобождаются от должности федеральным министром по представлению руководителя соответствующей федеральной службы или федерального агентства.

    Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство, назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями этих федеральных органов исполнительной власти.

    Структура федерального органа исполнительной власти , как и полномочия, зависит от его видовой принадлежности. Для министерства обязательным элементом структуры являются:

    А) министр – возглавляет соответствующее министерство и персонально несет ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности;

    Б) заместители министра - назначаются на должность и освобождаются от должности органом, назначившим министра. Им же определяется их количество;

    В) департаменты - структурные подразделения министерства по его основным направлениям деятельности. В состав департаментов включаются отделы.

    В министерстве образуется коллегия в составе министра - ее председателя, заместителей министра (по должности), других руководящих работников министерства, ученых, специалистов. Состав коллегии утверждается, в зависимости от подчиненности федерального органа исполнительной власти, либо Президентом России, либо Правительством. Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности министерства, проверки исполнения, подбора кадров и т.п. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласия между министром и коллегией министр может провести в жизнь свое решение. Таким образом, деятельность министерства осуществляется на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при сохранении персональной ответственности министра за выполнение порученных министерству задач.

    Актами министерства являются приказы министра, инструкции и указания. Эти акты носят подзаконный характер. Они издаются министерством в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, Указов Президента, актов Федерального Собрания, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Министерства организуют и проверяют исполнение своих актов. Акты министерства обязательны для исполнения соответствующими подведомственными ему органами, предприятиями, объединениями, организациями, учреждениями, должностными лицами системы министерства.

    Приказ федерального министра - это предписание по вопросам компетенции министерств, обращенное к должностным лицам министерства, подведомственным ему органам, предприятиям и организациям, а в необходимых случаях и к гражданам.

    Приказы могут быть нормативными, содержащими определенные правила, индивидуальными и конкретными, решающими отдельные вопросы.

    Инструкция - это акт, содержащий определенные правила по применению законов, Указов Президента, актов Правительства и других нормативных актов. Все инструкции - акты нормативного характера.

    Указание министра - это директива должностным лицам, подразделениям министерства и подведомственным органам по осуществлению задач и функций министерства.

    Что касается федеральной службы и федерального агентства , то элементный состав их структуры совпадает. Оба федеральных органа исполнительной власти возглавляет руководитель, имеющий заместителей. Структурными подразделениями федерального агентства и федеральной службы являются управления по основным направлениям деятельности соответствующего федерального органа исполнительной власти. В состав управлений включаются отделы.

    Комментарий к статье 4

    1. В комментируемом Законе полномочия государственных органов и органов местного самоуправления на проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля разделены в зависимости от уровня, на котором такой контроль (надзор) проводится.

    В статье 4 указаны полномочия органов исполнительной власти, которые осуществляют мероприятия по государственному контролю (надзору) на федеральном уровне.

    Федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на государственный контроль (надзор) на всей территории Российской Федерации.

    Установление организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), определяется в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 30 декабря 2008 г.).

    Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

    Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

    Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать должностных лиц; оно распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

    Правительство России устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, определяет размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

    Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве страны.

    Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов государственной власти.

    Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти утверждены Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". 2.

    Часть 2 комментируемой статьи содержит перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор). 3.

    11 ноября 2005 г. Правительство РФ приняло Постановление N 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в ред. от 4 мая 2008 г.), которым установлены требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг).

    Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

    Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение государственной функции (предоставление государственной услуги), на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации.

    Федеральные органы исполнительной власти, чьей деятельностью руководит Президент Российской Федерации, при разработке и утверждении административных регламентов руководствуются названным выше Порядком, если федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации не установлено иное.

    При разработке административных регламентов федеральный орган исполнительной власти предусматривает оптимизацию (повышение качества) исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), в том числе:

    а) упорядочение административных процедур и действий;

    б) устранение избыточных административных процедур и действий, если это не противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента и Правительства Российской Федерации;

    в) сокращение количества документов, представляемых заявителями для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), применение новых форм документов, позволяющих устранить многократное предоставление идентичной информации, снижение числа взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе при помощи "одного окна", использование межведомственных согласований при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) без участия заявителя, включая использование информационно-коммуникационных технологий;

    г) сокращение срока исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) и отдельных административных процедур и административных действий в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку административного регламента, может установить в нем сокращенные сроки исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) и административных процедур в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) по отношению к срокам, установленным законодательством Российской Федерации;

    д) указание об ответственности должностных лиц за соблюдение ими требований административных регламентов при выполнении административных процедур или административных действий.

    Административные регламенты разрабатываются с учетом положений федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность административных процедур, административных действий и (или) принятия решений и иных требований к порядку исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг).

    Федеральный орган исполнительной власти одновременно с утверждением административного регламента вносит изменения в ведомственные нормативные правовые акты, предусматривающие исключение положений, регламентирующих исполнение государственной функции (предоставление государственной услуги), либо, если положения нормативных правовых актов включены в административный регламент, отменяет их.

    Административные регламенты разрабатываются исходя из требований к качеству и доступности государственных услуг, устанавливаемых стандартами государственных услуг, разработанными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    До утверждения стандартов государственных услуг административные регламенты разрабатываются с учетом требований к предоставлению государственных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, а также с учетом рекомендаций Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

    Если при разработке проекта административного регламента появляется возможность оптимизации (повышения качества) исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) при условии изменения нормативных правовых актов, то проект административного регламента вносится в установленном порядке с приложением проектов указанных актов.

    Административные регламенты, разработанные федеральными службами и агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, а также государственными внебюджетными фондами, чью деятельность координирует федеральное министерство, утверждаются в установленном порядке федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, агентств и государственных внебюджетных фондов.

    Административные регламенты, разработанные федеральными службами, агентствами и государственными комитетами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент или Правительство Российской Федерации, утверждают руководители указанных федеральных служб, федеральных агентств либо государственных комитетов.

    Если в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) участвуют несколько федеральных органов исполнительной власти, административный регламент утверждается совместным приказом федеральных министерств, служб, агентств и государственных комитетов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент или Правительство Российской Федерации.

    Разногласия между федеральными органами исполнительной власти по проектам административных регламентов разрешаются в порядке, установленном Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

    Исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, а также части полномочий федеральных органов исполнительной власти по исполнению государственных функций (предоставлению государственных услуг), переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с соглашениями, осуществляется в порядке, установленном административным регламентом.

    Административные регламенты, включенные в план подготовки административных регламентов, ежегодно утверждаемый Правительственной комиссией по проведению административной реформы, должны быть согласованы с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а если принятие и внедрение административного регламента потребует дополнительных расходов сверх предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, - с Министерством финансов Российской Федерации.

    Федеральные органы исполнительной власти не вправе устанавливать в административных регламентах полномочия федеральных органов исполнительной власти, не предусмотренные федеральными конституционными и федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, а также ограничения в сфере реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность и условия введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.

    Административные регламенты должны быть опубликованы в соответствии с законодательством Российской Федерации о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также размещены в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в выполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги). Тексты административных регламентов размещаются и в местах исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).

    В административный регламент включаются следующие разделы:

    а) общие положения;

    б) требования к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);

    в) административные процедуры;

    г) порядок и формы контроля над исполнением государственной функции (предоставлением государственной услуги);

    д) порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).



    Похожие публикации