План по обществу на тему деятельность. Деятельность – способ существования человека. Основные черты а) Созидательный характер б) Продуктивный характер в) Преобразующий характер г) Общественный характер

В первой части была дана общая характеристика данного задания, а также предложен универсальный шаблон для его выполнения. Но в сообщении не было учтено два немаловажных фактора:

  • существуют различные виды планов
  • существуют различные модели заданий С8.

Данное сообщение позволит устранить этот пробел.


В сообщении использованы материалы демонстрационных версий, задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, материалы для подготовки экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ по обществознанию, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений, а также следующие источники:

  • Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. - М.: Айрис-пресс, 2012
  • Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий/ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010

План - четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

Существует несколько видов плана: назывной, вопросный и тезисный. Назывной план состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания, которые обычно указываются в подпунктах. Вопросный план представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые выступающий раскрывает содержание темы. В подпунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п.

Существует две разновидности задания С8.

Первая разновидность предполагает составление плана ответа по какому-либо одному из аспектов широкой темы. В этом случае целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к тому аспекту, который необходимо рассмотреть.

Пример.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Противоречия социального прогресса». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

В данном случае в теме, по которой предстоит составить план, названы два понятия: «социальный прогресс» и «противоречия прогресса». Более широким понятием является понятие «социальный прогресс», т.к. Противоречивость — одно из свойств социального прогресса. Следовательно, именно с понятия «социальный прогресс» следует начинать раскрытие обозначенной в задании темы. В зависимости от выбранной формы, план может иметь несколько видов.

Назывная форма

Можно пользоваться платформой, на которой создан план, для его редактирования и, в случае необходимости, последующего сохранения.
Вопросная форма плана раскрытия данной темы.
1) Что такое социальный прогресс?
2) Каковы причины прогрессивных изменений в обществе?
3) В каких формах может осуществляться социальный прогресс?
а) Эволюционная
б) Революционная
4) В чем заключаются проявления основных противоречий прогресса?
а) Нелинейность.
б) Относительность.
в) Неоднозначность последствий.
г) Цена прогресса.
5) Каковы критерии прогресса?

Тезисная форма плана раскрытия данной темы.

1) Социальный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
2) Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
3) Различают эволюционный и революционный пути общественного прогресса.

а) Эволюция – это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.

б) Революция – это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.


4) Противоречивость прогресса обусловлена разными темпами развития как различных компонентов социальной жизни, так и различных стран.

а) Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.

б) Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

в) Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.

г) Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

5) В современной обществоведческой мысли критерием социального развития признается качество жизни – комплексный критерий, включающий уровень развития производительных сил, общественных институтов, благосостояние, свободу и возможность творческого развития, знания, духовно-нравственное состояние общества.


Вторая разновидность задания С8 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме, без наличия в ее формулировке родовых и видовых понятий.

Пример.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность как способ существования людей». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

В данном случае нет необходимости сначала рассматривать более широкую тему, а затем конкретизировать ее. Поэтому первым пунктом плана сразу можно поставить «понятие деятельности».

В зависимости от выбранной формы, план может иметь несколько видов.

Назывная форма плана раскрытия данной темы.

Вопросная форма плана раскрытия данной темы.

1)Что такое деятельность?


2) В чем отличия деятельности человека от активности других живых существ?

3) Каковы элементы структуры деятельности?

а) субъект;

б) объект;

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия... (сущности...). Например:
- Теории происхождения…
- Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.
3 балла

Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.
2 балла

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.
1 балл

Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 баллов

Примеры задания С8

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме "Биологическое и социальное в человеке". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Деятельность как способ человеческого бытия
2) Специфические особенности человеческой деятельности
3) Структура деятельности:
а) субъект
б) объект
в) цель
г) средства
д) результат
4) Мотивы деятельности
5) Два основных типа деятельности
а) практическая деятельность
б) духовная деятельность
6) Ведущие виды деятельности в жизни человека:
а) игра
б) учение
в) труд

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему "Межличностные конфликты и способы их разрешения". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Понятие и специфические особенности межличностного конфликта
2) Участники конфликта
3) Причины возникновения межличностного конфликта
4) Повод для конфликта
5) основные концепции, раскрывающие сущность конфликта
6) Функции конфликтов
а) позитивные
б) негативные
7) Классификация межличностных конфликтов:
а) по направленности
б) по мотивам
в) по последствиям
г) по эмоциональной силе воздействия на конфликтующих
д) по масштабу воздействия
е) по длительности течения
ж) по форме проявления
з) по источнику возникновения
8) Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социальных конфликтов

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему "Многовариантность и движущие силы развития общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Источники и движущие силы развития общества:
а) преобразовательная деятельность людей
б) природно-климатические условия
в) выдающиеся личности
2) Понятия "прогресс" и "регресс"
3) Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход
б) стадиально- цивилизованный подход
в) локально-цивилизованный подход
4) Форма социального изменения:
а) эволюция
б) революция



Развернутый план по теме «Деятельность »

1.1. Основные черты а) Созидательный характер б) Продуктивный характер в) Преобразующий характер г) Общественный характер

  • 1. Основные характеристики деятельности 1.1. Основные черты а) Созидательный характер б) Продуктивный характер в) Преобразующий характер г) Общественный характер


1.2. 1.2.1. а) Естественные б) Социальные в) Идеальные

  • 1.2. Удовлетворение потребностей – цель деятельности 1.2.1. Первая классификация потребностей а) Естественные б) Социальные в) Идеальные


1.2.2. Физиологические (органические) б) Экзистенциональные Социальные г) Престижные (уважение и признание) д) Духовные (самовыражение)

    • 1.2.2. Классификация потребностей Маслоу а) Физиологические (органические) б) Экзистенциональные (защищённость, безопасность) в) Социальные г) Престижные (уважение и признание) д) Духовные (самовыражение)

  • 2. Структура и мотивация деятельности

2.1. Мотив – побудительная причина деятельности.

2.2. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

2.3. Деятельность – цепь действий .

2.4. Конкретно-исторический характер деятельности.

3. Многообразие деятельности

  • 3. Многообразие деятельности

3.1. Основные виды деятельности людей а) Игра б) Учёба в) Труд г) Общение

3.2.

3.2. Деятельность, зависящая от отношения человека к окружающему миру
    • 3.2.1. Материально-производственная (практическая)
    • 3.2.2. Духовная а) Духовно-теоретическая б) Духовно-практическая в) Социально-преобразовательная г) Ценностно-ориентировочная д) Прогностическая



Похожие публикации