Понятие диалекта. Диалекты в русском языке. Язык или диалект

  • Ладого-Тихвинская группа
  • Вологодская группа
  • Костромская группа
  • Межзональные говоры
    • Онежская группа
    • Лачские говоры
    • Белозерско-Бежецкие говоры

Южное наречие

Группы говоров южнорусского наречия:

  • Западная группа
  • Верхне-Днепровская группа
  • Верхне-Деснинская группа
  • Курско-Орловская группа
  • Восточная (Рязанская) группа
  • Межзональные говоры типа А
  • Межзональные говоры типа Б
    • Тульская группа
    • Елецкие говоры
    • Оскольские говоры

Среднерусский говор

Среднерусский говор специфичен для Псковской, Тверской, Московской, Владимирской, Ивановской, Нижегородской областей.

  • Западные среднерусские говоры
    • Западные среднерусские окающие говоры
      • Гдовская группа
      • Новгородские говоры
    • Западные среднерусские акающие говоры
      • Псковская группа
      • Селигеро-Торжковские говоры
  • Восточные среднерусские говоры
    • Восточные среднерусские окающие говоры
      • Владимирско-Поволжская группа
        - Тверская подгруппа
        - Нижегородская подгруппа
    • Восточные среднерусские акающие говоры
      • Отдел А
      • Отдел Б
      • Отдел В
      • Говоры Чухломского острова

Лингвистическая характеристика

Лингвистическая характеристика говоров включает фонетику, вокализм, синтаксис. Северному и южному наречию свойственны свои диалектные черты. Среднерусские говоры совмещают отдельные черты северного и южного наречий.

Фонетика русских диалектов показывает разницу у наречий в произношении согласных звуков (долгая согласная), фрикативного звука, смягчения согласных, яканье и др. В диалектах русского языка выделяют пятиформенные, шестиформенные и семиформенные системы вокализма и «оканье», «аканье» как типы безударного вокализма. Различие в синтаксисе говоров связано с использованием в конструкции словосочетаний разных падежей, разного сочетания предлогов с существительными, использования разных форм глагола. Разница прослеживается в конструкции простых предложений: изменение порядка слов, использование частиц и т.д.

Диалектом называют языковую систему, которая служит средством общения небольшой территориально замкнутой группы людей обычно - жителей одного или нескольких населенных пунктов сельского типа. В этом значении термин «диалект» синонимичен русскому термину «говор». Диалектом называют также совокупность говоров объединенных общностью языковых черт. Непрерывность территории распространения как условие объединения говоров в диалект признается не всеми исследователями.

Принято различать территориальные диалекты - разновидности языка используемые на определенной территории в качестве средства общения местного населения - и социальные диалекты - разновидности языка на которых говорят определенные социальные группы населения.

Диалект может отличаться от литературного языка на всех уровнях языковой системы: фонетическом морфологическом лексическом и синтаксическом. Так например для некоторых северных диалектов русского языка характерно окающее произношение замена звука “Ч” на “Ц” (“цай” вместо “чай” “цёрный” вместо “чёрный и т.д.). Другой особенностью некоторых северных диалектов является совпадение окончаний творительного и дательного падежей множественного числа существительных. Например: “работать рукам” вместо общерусского “работать руками”. Но конечно больше всего отличий в области лексики. Так в севернорусских диалектах вместо общерусского “хороший” говорят “баской” вместо “сосед” - “шабёр”; в сибирских деревнях крыжовник называется словом “аргус” изба - словом “буда” а вместо общерусского “ветка” говорят “гилка” .

Диалектные различия в русском языке в целом очень невелики. Сибиряк без труда понимает рязанца, а житель Ставрополья - севернорусса. А вот в таких странах как Германия или Китай отличия между отдельными диалектами могут быть даже большими чем разница между русским и польским языками. Поскольку в таких странах общение между людьми говорящими на разных диалектах сильно затруднено или даже вовсе невозможно в них резко возрастает роль общенационального литературного языка. Литературный язык служит здесь фактором объединяющим все население страны в один народ. С другой стороны есть языки в которых диалектное членение вообще отсутствует. Важным отличием диалектов от литературных языков является отсутствие у диалектов самостоятельной формы письма (исключения немногочисленны).

Соотношение диалектов и литературного языка в современных европейских странах во многом похоже. Для говорящих на диалектах - жителей сельской местности - типично владение (хотя бы частичное) литературным языком и отношение к нему как к языку престижному (официальному письменному языку культуры). Престижность диалекта ограничивается территорией его распространения.

Известны случаи, когда диалект в результате формирования своей собственной литературной нормы становился отдельным самостоятельным языком.

Можно считать что функцию «языка литературы» по отношению к диалектам выполняет язык фольклора; при этом язык произведений фольклора часто не совпадает с диалектом среды бытования этих произведений. Важным отличием диалектов от литературных языков является отсутствие у диалектов самостоятельной формы письма (исключения немногочисленны).

Функции более или менее чистого диалекта неуклонно уменьшаются и сейчас наиболее типичными сферами его использования являются семья и разного рода ситуации непринужденного общения односельчан друг с другом. Во всех иных коммуникативных ситуациях можно наблюдать смешанные формы диалектной речи. В результате стирания диалектных черт под влиянием литературного языка образуются так называемые полудиалекты

Речь жителей современной деревни во-первых расслоена социально и во-вторых имеет ситуативную обусловленность; иначе говоря она отличается свойствами которые традиционно считаются специфическими для литературного языка. Социальная и ситуативная неоднородность современного территориального диалекта - следствие происходящих в нем изменений совершающихся под мощным воздействием литературного языка. Одна из очевидных особенностей современной языковой ситуации в России - активизация использования элементов городского просторечия в необычных ранее не свойственных ему сферах коммуникации -- в средствах массовой информации в официальной речи в публицистике в авторском повествовании художественных текстов. Так считают многие ученые - лингвисты и с этим нельзя не согласиться.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение понятию диалект (от греч. diбlektos - разговор, говор, наречие) - это разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения с лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью [Большая Советская энциклопедия, 1972, с. 227-228].

Территориальный диалект всегда представляет собой часть целого другого диалекта данного языка, часть самого этого языка, поэтому он всегда противопоставлен другому диалекту или другим диалектам. Мелкие диалекты объединяются в более крупные. Самые большие могут называться наречиями, меньшие - говорами. Территориальные диалекты обладают различиями в звуковом строе, грамматике, словообразовании, лексике. Эти различия могут быть небольшими, так что говорящие на разных диалектах данного языка могут понимать друг друга (например, диалекты славянских языков); диалекты других языков могут так сильно отличаться друг от друга, что общение между говорящими затруднено или невозможно (например, диалекты немецкого или китайского языков). Современные диалекты - результат многовекового развития.

Весьма часто, однако между понятиями язык и диалект устанавливается промежуточная величина - наречие, состоящее, следовательно, из нескольких, наиболее близких друг к другу диалектов: язык слагается из совокупности наречий, в свою очередь состоящих из диалектов.

Точный теоретический критерий, который позволил бы во всех случаях проводить безусловное различие между понятием диалекта одного и того же языка и понятием родственных языков (а тем более между диалектом и наречием), фактически отсутствует. На практике здесь зачастую довольствуются признаком взаимной понимаемости или непонимаемости: если представители двух данных (родственных) языковых систем могут, несмотря на существующие расхождения между этими системами, взаимно понимать друг друга (не прибегая к изучению языковой системы собеседника и говоря каждый на своем родном говоре), то данные две системы считается позволительным определять как два диалекта (или же как два наречия) одного и того же языка; в противном же случае (т. е. при невозможности взаимного понимания, но при наличии все-таки ряда сходств) мы будем иметь дело с двумя "родственными языками".

Обычно при классификации языковых разновидностей, составляющих ареалы, в которых неясна степень самостоятельности локальных разновидностей, учитываются факторы объективной данности - как внутри лингвистической (структурное сходство или несходство, близкое или отдаленное родство данных локальных единиц), так и функциональной и экстралингвистической (вхождение данного ареала в одно или не одно государственное объединение; принадлежность носителей данных локальных языковых разновидностей к единому этносу или к разным; ориентация носителей на единый или на разные литературные языки, либо на единый и разные языки общения или другие престижные в данном ареале языки); наличие или отсутствие письменной традиции и литературы для данной языковой разновидности и их функционирование в данный исторический период и т. п. С другой стороны, немаловажную роль играет субъективный фактор - подход к данной проблеме с позиций той лингвистической школы, к которой принадлежит исследователь, и определенная сложившаяся в каждой частной отрасли языкознания традиция.

Для говорящего на той или иной языковой разновидности не существует вопроса, представляет ли она собой язык или диалект. Он владеет определенной языковой системой, называя ее языком и отличая его от языка другой местности или народа (наблюдательный носитель языка отмечает к тому же небольшие отличия у соседей, если они существуют, и наличие или отсутствие полного взаимопонимания). Понятие "диалект" в обиходе говорящего не возникает.

Четкое размежевание между понятиями "язык" и "диалект" необходимо для социолингвистической или функциональной характеристики данной локальной единицы, связанной с ее ролью в коммуникативном процессе в масштабе того или иного сообщества.

Прежде чем обратиться к существующим в научном обиходе определениям понятий "язык" и "диалект" и к применению в отношении конкретного материала, уместно рассмотреть сам материал, который подлежит анализу, и те критерии, которые обычно используются в практике конкретных исследований. При описании и классификации компонентов языкового мира учитывается следующий комплекс критериев - лингвистических и социальных:

1) Наличие или отсутствие взаимопонимания между носителями форм речи, представляющих разные локальные единицы, является по существу отражением степени языковой дифференциации (на разных уровнях языка), наличия или отсутствия того "порога интеграции" (термин Б.А. Серебренникова), за которым становится невозможным диалектное смешение [Серебрянников Б.А., 1970, с. 296-297]. При отсутствии взаимопонимания непосредственное общение данными формами речи уже невозможно, и их носители вынуждены прибегать к какой-то третьей.

В конечном счете, критерий взаимопонятности, очевидно, можно рассматривать как социально обусловленный, хотя и тесно связанный со степенью структурной дифференциации локальных единиц (на всех уровнях, включая лексический), которая представляет единственный фактор чисто лингвистического, точнее - историко-лингвистического характера. Эти факторы тесно связаны с внешними причинами, создавшими или не создавшими в свое время предпосылки для существенного расхождения между разными формами речи. Причинами такого расхождения могут служить границы общения между соответствующими этническими группами, связанные как с физико-географическими условиями (горные хребты, пустыни), так и с социальными (наличие разных государственных или племенных образований со своими границами, иноязычное окружение и т. п.). Благодаря наличию этих границ те или иные изменения в системе языка распространяются лишь на определенную часть ареала, а не на весь ареал в целом.

2) Наличие или отсутствие единой наддиалектной нормы в виде либо письменного или бесписьменного литературного (например, фольклорного) языка, возникшего на базе одной из данных языковых разновидностей, либо на базе другой близкородственной им разновидности. При наличии такой единой наддиалектной нормы (обычно связанной с существованием единого культурного центра) языковые разновидности ареала предстают в виде подчиненных единиц - диалектов, объединяемых наддиалектной нормой в единое целое - язык. Отсутствие этой нормы способствует обособлению отдельных форм речи и осознанию их в качестве самостоятельных единиц - бесписьменных языков. Данный критерий может быть определен, по-видимому, как критерий социально-культурного порядка.

3). Наличие или отсутствие у носителей различных локальных языковых разновидностей данного ареала этнического единства, которое выявляется в их едином самосознании и самоназвании своей народности (или - на высших ступенях развития общества - нации). Этот критерий отнесения себя носителями языковой единицы к той или иной этнической общности может быть определен как критерий социально-этнического единства.

Такая классификация основывается на принципах, которые, несмотря на относительно длительную разработку этой проблемы, лишь в сравнительно недавнее время получили эксплицитную формулировку в теоретической литературе [Серебрянников Б.А., 1970, с. 452].

Естественно, что эти критерии по своей природе неоднозначны. Первый из них тесно связан с чисто лингвистическим фактором степени дифференциации языковой структуры, два других носят более ярко выраженный социальный характер.

Однако, как справедливо указывается в работе Калнынь Л.Э. [Калнынь Л.Э., 1976, с.37], факторы градации этой языковой близости и взаимопонятности не могут являться решающими, так как они еще не дают однозначного ответа на вопросы: какая степень понятности, какое количество общих элементов на всех уровнях языка необходимы и достаточны, чтобы считать разные формы речи вариантами одного языка. Также не до конца понятно, какие внутриструктурные лингвистические критерии могут быть решающими для членения многодиалектного ареала на более крупные единицы и т. п. [Глисон Г., 1959, с. 436-439].

По-видимому, более однозначные показания дают в этом отношении критерии социального плана, т. е. факторы единой наддиалектной нормы (особенно при наличии литературного языка) и единства этнического самосознания. Совершенно справедливым представляется следующее высказывание Р.И. Аванесова: "Что же касается вопроса о диалектном членении языка и о выделении близкородственных языков, то он не решается непосредственно структурной общностью или различиями (хотя, конечно, языки вообще имеют между собой больше структурных отличий, чем диалекты, а последние больше, чем их более мелкие деления - поддиалекты и говоры).

Этническое и национальное самосознание, историко-культурная ориентация, для которых наряду с другими признаками имеет значение и признак общности или различий в языке, обслуживание данной территории единым литературным языком или разными литературными языками - вот что в целом определяет выделение родственных языков и внутри них - больших территориально-языковых массивов (диалектов)" [Аванесов Р.И., 1962, с. 26].

Как совершенно справедливо указывает в своей статье Л.Э. Калнынь, "проблема "язык и диалект" приобретает разное содержание в зависимости от того, какое значение вкладывается в термин "язык" [Калнынь Л.Э., 1976, с. 34-36]. Проанализировав различные определения терминов "язык" и "диалект" в различных терминологических и энциклопедических словарях, где первый определяется по функциям, принципу устройства и по формальным критериям (типа "язык есть средство выражения мыслей, чувств", "язык есть средство общения", "язык есть знаковая система" и т. д.), второй же квалифицируется как разновидность первого ("диалект есть разновидность языка", "диалект есть форма общенародного языка" и т. п.), автор приходит к выводу, что во всех этих определениях "есть одно общее: диалекту приписывается тот же лингвистический статус, что и языку в его общем онтологическом значении" [Калнынь Л.Э., 1976, с. 39] и что в рамках этих определений "различие между языком и диалектом может быть определено как различие между общим и конкретным. Определение диалекта является конкретизацией понятия "язык".

Конкретизация эта достигается введением экстралингвистической характеристики в определение диалекта - а именно, указанием на территориальную ограниченность, на специфику коллектива говорящих.

В некоторых, но не во всех определениях диалекта вводится в той или иной форме указание на соотнесенность диалекта с общенародным или национальным языком. В этом случае происходит включение одной конкретизации понятия "язык" в другую" [Калнынь Л.Э., 1976, с.39].

Таким образом, Калнынь Л.Э. с самого начала подчеркивает экстралингвистический характер рассматриваемого противопоставления. Если определение диалекта дается как экстралингвистическая характеристика данного варианта, то и само понятие "язык" в оппозиции "язык" - "диалект" приобретает экстралингвистическое определение. И Л.Э. Калнынь вполне правомерно отмечает далее:

"В рамках проблемы "язык и диалект", обычно обсуждаемой в лингвистической литературе, термин "язык" употребляется не в своем общем исходном значении, а в значении некоторого конкретизирующего обобщения (или обобщающей конкретизации) - в значении национального, общенародного языка, языка народности, национальности и т. п.

Национальный язык как обобщающая языковая категория охватывает собрание диалектов, распространенных на территории, занятой данной нацией, литературный язык и формы речи, промежуточные между диалектными и литературными" [Калнынь Л.Э., 1976, с.36].

Итак, в оппозиции "язык" - "диалект" речь идет о соотношении диалекта (или, по выражению Л.Э. Калнынь, "языка диалекта" [Калнынь Л.Э., 1976, с.34], или, по выражению Р. И. Аванесова, "диалектного языка" [Аванесов Р.И., 1962, с.9]) с общенародным языком, в который диалектный язык входит как один из компонентов. Диалект всегда входит в состав чего-то большего, а сам термин "диалект" имеет точную социально-историческую приуроченность [Калнынь Л.Э., 1976, с.39].

Резюмируя сказанное, естественно предположить, что преодоление непоследовательности в трактовке отдельных локальных единиц в качестве самостоятельных языков или диалектов, подчиненных какой-то более обобщенной системе, следует искать на путях последовательного применения всех трех указанных критериев. При одинаково положительных показаниях этих критериев: взаимопонятности и взаимной лингвистической близости; наличии объединяющего их общего литературного языка или иной наддиалектной нормы; единства этноса и осознания этого единства носителями локальных языковых разновидностей - данные формы речи с полным основанием рассматриваются как диалекты одного языка.

Изучение диалектов дает бесценный и поистине неисчерпаемый материал не только для проникновения в глубочайшие истоки языка, его историческое прошлое, но позволяет здраво без предвзятости и односторонности оценить и понять особенности становления и развития литературной нормы, различных социальных и профессиональных говоров, а также языковых вариантов. Только учет диалектных данных открывает возможность понять не только так называемые «отклонения» от правил произношения и грамматики, но и сами эти правила, и может служить прочной основой для исследования становления и развития значений слов.

Существует точка зрения, что диалекты - это «вульгарная речь», употребляемая «необразованными» слоями общества. Однако, такое суждение антиисторично и неверно фактически, так как, во-первых, литературная норма, как правило, складывается на основе одного или нескольких местных диалектов; во-вторых, языковые особенности любого местного диалекта обусловлены не «небрежностью» речи его носителей, а строгими историческими закономерностями.

Было бы примитивно и неверно представлять себе речь носителей диалекта как совершенно однородную и состоящую сплошь из диалектизмов на всех языковых уровнях (фонетика, грамматика, лексика) и во всех речевых ситуациях. Язык - сложное общественное явление, он существует в человеческом обществе, в реальной повседневной речевой практике людей, принадлежащих к различным социальным, профессиональным, территориальным формациям.

Широкое распространение литературного стандарта по всей территории США, междиалектные контакты, влияние профессиональных и социальных языковых образцов, присущих определенным слоям говорящих, воздействие радио и телевидения - все это определяет в конечном итоге речь отдельных носителей диалекта, которая и в пределах единой территории в такой же степени неоднородна, как и в различных ареалах. Даже речь отдельных носителей диалекта в пределах одной деревни или общины имеет свои специфические особенности. Следует особо отметить, что неумолимо протекающий процесс урбанизации в большой мере сужает границы распространения территориальных диалектов и возможности их развития.

Что такое диалект, а точнее, что именно можно относить к диалектам, а что к говорам или наречиям - до сих пор вызывает спор у современных лингвистов и небольших, но очень гордых народов. Существуют как территориальные диалекты, так и социальные.

О главном

Итак, что же такое диалект? Словарь-справочник лингвистических терминов говорит, что это:

Разновидность общенародного языка

Для современных исследователей основная важность и ценность изучения диалектов состоит в том, что такие специфические особенности языка напрямую отражают культуру определенной социальной или территориальной группы. При этом в условиях открытого и доступного общества, поддерживаемого развитием сети Интернет, в большинстве городов и стран диалекты и местные говоры со временем размываются, появляются новые слова и выражения и медленно выходят из употребления старые.

Диалекты подчеркивают многообразие языка и его культурную значимость, позволяют выходить за рамки принятой нормы. В России огромное количество народов, а значит, и диалектов. Но такой языковой феномен появляется не только у отдельных народов, но и даже просто в отдельных городах и селах. На формирование языковых особенностей влияют в том числе исторические и территориальные факторы. Составляют целые сборники слов и выражений, словари для диалектов, такие, что по значимости не уступают обычным толковым.

Социальные диалекты с примерами

Кроме разделения по территориальному признаку, различают еще и социальные диалекты. В них входят жаргон и арго. То есть это все то, что относится к отдельным языковым диалектальным подгруппам: подростковый, компьютерный, уголовный, игровой, армейский сленг, сетевой жаргон, автомобильный и так далее. Попадая из одной группы общения в другую, не знакомый прежде с другим форматом общения человек может впасть в ступор, не понимая, о чем идет речь.

В основном социальный диалект объединяет под собой группы людей с определенными хобби и увлечениями, возрастными признаками или вынужденной средой общения. Проявлением могут быть не только слова в диалекте, но и целые выражения. Что такое диалект в социальной сфере, хорошо описывал известный языковед Виноградов в своих работах.

Социальные диалекты, примеры:

  • "Да ты гонишь" (врать, обманывать).
  • "Накинуть аркан" (арестовать).
  • "Собрать лут" (собрать выпавшие предметы в игре).
  • "Пойдем балабасить" (пойти поесть).

Речь в профессиональной сфере

Профессиональный жаргон отличается от социального и тоже относится к диалекту. Яркими примерами профессионального диалекта можно назвать юридический, медицинский, морской.

Он объединяет в себе группу людей одной или смежных профессий, способных понять друг друга в рабочих терминах, даже работая в разных компаниях или местах. Например, под "орехом" обычные люди понимают плод со съедобным ядром, а вот электрики сразу подумают, что речь идет об электротехническом зажиме. Или "Южная Аврора", мало кто поймет, что это южное полярное сияние, а морякам по всей России сразу понятно, откуда ноги растут.

Самые известные диалекты — территориальные. Если спросить у любого школьника что такое диалект, то он вспомнит именно о них, а может, даже и приведет пример. На самом деле всем нам хорошо известны говоры и наречия такого типа, словечки подобного рода есть практически в каждом городе. По-другому их еще можно назвать регионализмами, но смысл остается тот же.

Например, в Сибири пристройку к зданиям называют словом "пристрой", а обычный файлик для хранения листов бумаги "мультифорой". "Кулема" — человек, который определенно не торопится, медлительный и вальяжный, а "шанежками" называют сдобные булочки. Дверь здесь можно "замкнуть", а не закрыть, а гулять пойти в "обутках", так сибиряки называют обувь.

На Дальнем Востоке, граничащем с азиатскими странами, нормально будет предложить компании пойти в "чифаньку", небольшое китайское заведение с едой. Жизнь на побережье тоже дает о себе знать, любителей бесплатной халявы здесь называют "чайками", а набережную кратко обзывают "набка".

Что касается южных народов, то в Краснодарском крае, к примеру, принято абрикосы называть "жерделой", а тыкву "гарбузом". Кубанцы величают походку "шкандыбью", носки "валенками". Ну, а если вдруг кто надоест бестолковой болтовней, то в свой адрес неприятным будет услышать "ты мне голову разбил уже".

Выраженная разница употребления диалектальных слов на примере двух столиц

Центральный и Северо-Западный регионы отличаются количеством жителей, большей мобильностью. Тем самым удивление вызывает факт огромного количества разговорных различий в речи жителей Москвы и Санкт-Петербурга.

Когда для петербуржцев "подъезд" - это действие, у москвичей вызывает улыбку слово "парадная". В Москве "курица", а в Петербурге "кура", в столичном регионе "бордюр", а в северо-западном "поребрик". Если в Питере едят "шаверму" в бадлонах, то в Москве обходятся "шаурмой", одетые в водолазки.

"Боковая дорога" в Москве это питерский "карман", а если приходится пользоваться общественным транспортом, то купить нужно московский "проездной", а в Санкт-Петербурге "карточку", после чего можно и проехаться по петербургским "виадукам" и "эстакадам" Москвы. "Иргу" в Питере называют "каринкой", а "хлеб" в "палатке" величают "булкой" из "ларька". "Развал-схождение" из Петербурга автомобилисты Москвы назовут "сход-развал". "Сахарную трубочку" в Москве называют "вафельным рожком", а "поварешку" здесь чаще используют как "половник". "Шпана" в Москве застегивает куртки на "молнию", а "гопники" в Санкт-Петербурге пользуются "змейкой".

Заключение

Как видно из примеров, по отдельным словам из выраженного диалекта можно увидеть культурные и исторические особенности регионов, что безусловно делает диалект ценным языковым проявлением. По нему, как по открытой книге, можно прочитать и узнать новую информацию об окружающей социальной среде в обществе.

Итак, что же такое диалект? Это разновидности общепринятой языковой нормы, отличия, прослеживающиеся у целой группы людей, в городах или профессиях. Отдельную речь отдельного человека диалектом назвать нельзя, это уже идиолект. Диалект отличается использованием слов и выражений большим количеством людей.

Использование диалектных слов и выражений в других регионах может поставить в тупик окружающих и вызвать недопонимание. Нужно внимательно использовать сомнительные слова в речи.

ДИАЛЕКТ - разновидность общенародного языка, которая служит средством общения людей на определенной территории, много меньшей, чем вся территория распространения этого языка (например, северно-русский диалект, уральские диалекты, рязанский диалект). Более точный термин: территориальный диалект; Территориальные диалекты (местные говоры) древнее литературного языка, который возникает на их основе. Они отражают эпоху феодализма, формируясь как языки отдельных земель и княжеств; имеющие общую основу. В эпоху сформировавшегося литературного языка диалекты постоянно подпитывают его, оставаясь естественным языком русской деревни. В XX-XXI веках диалекты разрушаются под влиянием всеобщей урбанизации и повсеместного распространения литературного языка, и всё же их значимость огромна: сливаясь с просторечием (см. просторечие 1), они остаются источником живого образного слова, непосредственно связывающего современность с русской древностью, показывают особенности народного миропонимания и русского национального характера.

Диалект иногда отождествляется с говорами, но большинство ученых различает эти явления по размеру охватываемой ими территории: говор может распространяться даже на одну деревню, диалект - только на значительную территорию. Во множественном числе термины «диалекты» и «говоры» синонимичны (сибирские диалекты, синоним: сибирские говоры).

Диалекты,(местные говоры) реализуются только в устной форме, обладают менее строгими и сильно варьирующими нормами, имеют более слабо выраженную стилистическую систему по сравнению с литературным языком.

Термин диалект применяется также для обозначения социальных, языков ограниченного употребления (общий признак с территориальными диалектами - ограниченность распространения). Социальные диалекты, или социолекты, делятся на арго (см.) и жаргоны (см.), например: язык школьников, автомобилистов, спортсменов (характерно, что использовать термин диалекта без характеристики социальный в таких случаях нельзя) и т.д. Существенная разница данных понятий состоит в том, что территориальные диалекты являются разновидностью общенародного языка, а социальные диалекты общенародными не являются.

Территориальные диалекты изучает диалектология, социальные диалекты - социолингвистика.

Словарь русских народных говоров. Вып. 1-39. Л. СПб., 1965-2005; Словарь говоров Русского Севера / под ред. А.К. Матвеева. Т. 1-4. - Екатеринбург, 2001-2009.

♦ Сопоставительное родовое понятие: национальный язык. Сопоставительное понятие: литературный язык.

Диалектный {диалектная речь, диалектное слово).

Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 86-87.



Похожие публикации